Цвет и освещение

Цвет и свет в интерьере

Трудно переоценить значение в интерьере правильно подобранного цветовой гаммы и освещения.

Цвет в интерьере

Цвет — важнейший элемент интерьера, создающий его атмосферу, настроение. Для разумного выбора цветовой палитры следует руководствоваться выбранным стилем помещения. К примеру, стиль хай-тек приветствует наличие цветовых контрастов. В классическом же интерьере, построенном на нюансах, контрастов следует избегать.

Колористическая гамма может быть общей для всего помещения или создаваться для каждой комнаты в отдельности. Цветовая гамма может быть теплой и холодной. К теплым цветам относят цвета и оттенки огня — от желтого до коричневого. Они способны придавать помещениям живой оттенок, сделать их более гостеприимными, но при этом визуально уменьшают их. Холодные цвета — цвета неба и воды — зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Они имеют свойство «раздвигать» границы помещения, делая его при этом более холодным.

Любой цвет из многообразной палитры может быть получен смешиванием в разных пропорциях трех основных цветов — желтого, красного и голубого. Так называемый «цветовой круг» (или «колесо основных цветов») состоит из 12 секторов, соответствующих основным цветам. Однако надо знать, что каждый из этих цветов имеет большое разнообразие оттенков.

Психологи давно заметили, что цвет существенно влияет на душевное состояние человека и его работоспособность. Поэтому колористическая гамма помещения должна выбираться с учетом его назначения. Например, красный цвет возбуждающе действует на нервную систему, создает ощущение тепла и прилива энергии, делает интерьер более эффектным. Этот цвет лучше использовать для помещений, где предполагается активная жизнь — в гостиной, кухне, холле. Синий и голубой цвета, наоборот, — успокаивают и умиротворяют, делают интерьер более изысканным и благородным. Эти цвета особенно хороши для небольших помещений.

Выбирая цветовую гамму помещений, следует учитывать интересы всех домочадцев. Если в комнате подростка яркие и контрастные цвета уместны, то в комнате пожилых людей их лучше избегать, отдавая предпочтение мягким пастельным оттенкам.

Психологи рекомендуют также при выборе цвета помещения помнить о темпераменте человека, для которого он предназначается. Установлено, что разным психологическим монотипам — сангвинику, холерику, флегматику и меланхолику — свойственны разные цветовые пристрастия. Так, любимый цвет сангвиника — желтый, холерика — красный, флегматика — зеленый, меланхолика — голубой.

Выбирая цвет для комнат, следует помнить простые правила:
— светлые стены делают помещения больше, темные — «сужают» комнату;
— потолок, окрашенный светлее стен, выглядит выше, а потолок, окрашенный темнее — ниже;
— вертикальный узор на обоях зрительно увеличивает высоту комнаты, горизонтальные полосы обеспечат обратный эффект и подойдут для комнат с достаточно высокими потолками.

Чтобы добиться интересных эффектов, можно прибегнуть дополнительно к цветной подсветке помещения (или отдельных предметов интерьера). Интересно, например, выглядит зона отдыха, подсвеченная мягким зеленым светом, а голубая или бледно-зеленая подсветка в ванной придаст ей загадочности. Хороший дизайнерский прием — использование нюансной подсветки для того, чтобы привлечь внимание к какому-то интересному предмету интерьера — например, картине или статуэтке.

Освещение интерьера

Красота и уют современного жилища напрямую зависит от качества освещения. Помимо утилитарной задачи, свет в современном интерьере давно уже выполняет и декоративную функцию. Декоративные светильники не только привлекательны внешне, но способны влиять на настроение жильцов квартиры.

Удачное и интересное световое решение способно сделать интересным даже довольно скучный интерьер. Свету по силам «исправить» геометрию небольшой комнаты, например, раздвинуть ее границы, приподнять потолок или зрительно приблизить дальнюю стену.

Традиционные способы освещения — люстра в центре комнаты, торшеры и бра со статичными потоками света — сегодня не могут решить всех дизайнерских задач. Актуальной на сегодняшний день является комбинация мягкого рассеянного освещения с мобильной акцентированной подсветкой.

Приятное для глаз рассеянное освещение с равномерным распределением яркости может быть создано, например, потолочным светильником в форме полусферы или шара, который может располагаться в любом месте в верхней плоскости помещения. Похожий тип освещения может быть организован галогенными лампами, вмонтированными в натяжной потолок или закрепленными на металлических конструкциях. Очень часто встречается вариант, когда комфортное рассеянное освещение обеспечивают небольшие потолочные светильники, размещенные по всему верхнему периметру помещения. Эффектным выглядит интерьер, в котором припотолочные светильники скрываются за специальными выступами, размещенными вдоль стены. Очень распространенными становятся токопроводящие конструкции, способные менять местоположение светильников в пространстве и создавать различные световые эффекты и акценты.

Конечно, световое оформление помещение будет неполным без местного и декоративного освещения, создаваемого потолочными светильниками с абажурами, торшерами, бра. Ярко высвечивая отдельные зоны или интересные детали интерьера, такие светильники оставляют в полумраке все остальное помещение. В некоторых помещениях (спальне, кабинете) можно вообще обойтись без общего освещения.

Цвет и освещение

В любом интерьере, при любом стиле очень важную роль играет освещение и подобранная правильным образом цветовая гамма.
Цвет – один из важнейших элементов интерьера. Первый шаг в выборе будущей палитры лучше сделать, руководствуясь стилем жилища. Например, интерьер в стиле хай-тек может быть построен на цветовом контрасте.
В классическом интерьере пространство раскрывается, перетекая из одного объема в другой. Если вы предпочитаете классику, избегайте контрастов – резкой смены объемов, ритмов, цвета и света. Здесь ваш рабочий прием не контраст, а нюанс. Сделайте так, чтобы пространство раскрывалось постепенно, плавно разворачиваясь к зрителю и переходя в другое без резких поворотов, перепадов уровней пола и высоты потолков, без случайных, непродуманных смен ракурса.

Все составляющие интерьера не могут быть одного цвета и тона. Из взаимодействия цветов рождается колорит. Его можно подобрать для в сего жилища в целом и для каждой комнаты в отдельности.
Колорит бывает теплый и холодный. К теплым мы отнесем все цвета и оттенки огня – от золотисто-желтого до коричневого, к холодным – цвета воды и неба – голубые, зеленые, серые и т.д. От выбора цветового решения во многом зависит, будет ли ваш дом уютным и комфортным или, наоборот, «холодным» и раздражающим.

В то же время цвет является легко изменяемым элементом интерьера. Ведь перед каждым ремонтом или переустройством вы всегда продумываете, какого цвета у вас будут стены, полы или шторы. Чтобы не ошибиться в своем выборе, необходимо знать основы теории цвета. Все цвета можно получить, смешивая в различных соотношениях три первичных цвета: красный, желтый и голубой. Смешивая их попарно, можно получить три новых вторичных цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый. Снова смешивая смежные цвета, мы получаем колесо основных цветов с 12 секторами.

Однако даже в пределах одного сектора цвету можно придать бесконечное разнообразие оттенков, добавляя различные соотношения белого и черного. Помещения, окрашенные в эти цвета, выглядят теплыми и гостеприимными, но при этом меньшими по размеру. Цвета холодной гаммы называются удаляющими, т. к. помещение становится более просторным и холодным на вид.
Цвет помещений вашего дома оказывает существенное влияние на настроение и работоспособность. В одной и той же комнате можно испытывать ощущение уюта или дискомфорта в зависимости от ее окраски. Поэтому цветовое решение может (и должно) изменяться в зависимости от назначения помещения. Рассмотрим это на примере основных цветов (красного, синего и желтого).
Красный цвет – наиболее активный, создающий ощущение тепла и эффектного интерьера. В то же время помещение, решенное в красных тонах, будет выглядеть меньше и ниже. Этот цвет подходит для помещений, где происходит наиболее активная жизнь семьи (гостиной, кабинета, холла, кухни и т.д.). В спальне его лучше не применять.

Другим основным цветом является синий. Это цвет спокойствия и умиротворения. Применение светло-голубого цвета на потолках визуально сделает помещение выше и просторнее. Оттенки синего особенно хороши для небольших помещений. Присутствие синего цвета в интерьере всегда придает комнате изысканность и благородство.
Желтый цвет является очень насыщенным и интенсивным, поэтому в чистом виде практически не применяется. Этот цвет лучше несколько приглушить белилами, добавить немного фиолетового тона. Любые сочетания желтого цвета хорошо подходят для детских комнат.
А вот несколько советов, которые могут вам правильно выбрать цветовое решение ваших комнат:
при светлой окраске стен помещение кажется шире и выше;
темные стены визуально сужают вашу комнату;
потолок будет выглядеть выше, если он окрашен светлее стен, и ниже, если темнее;
обои с вертикальными элементами узора делают комнату более высокой;
драпировки, например, подушки, гардины и абажуры из тканей, контрастирующих с общей цветовой гаммой, оживят помещение, внеся необходимое разнообразие.
При подборе цветовой гаммы следует учесть вкусы, возраст и интересы всех проживающих в вашем доме людей. Это очень важно, т.к., например, если в детских комнатах можно рекомендовать яркие, контрастные цвета, то для пожилых членов семьи лучше применять спокойные, пастельные тона.
Современные материалы позволяют создавать просто фантастические композиции. Так, использование красок со специальными наполнителями (люминофором) позволяет создать эффект «звездного неба» при включении ультрафиолетовой подсветки.
При обычном освещении (естественное или искусственное) потолок имеет обыкновенный, ничем не выделяющийся голубой цвет. При включении ультрафиолетовой лампы на потолке появляется россыпь мерцающих «звезд».

Для тог, чтобы подчеркнуть или насытить цветовое решение, дополнительно используется цветная подсветка или отдельных элементов интерьера, или всего помещения.
Зону отдыха можно дополнительно подсветить мягким зеленым цветом, в ваннах используют голубые светильники для придания большего объема помещению.
Хорошо известны приемы, использующие цветовую подсветку для того, чтобы не только подчеркнуть цветовое решение, но и выделить какой-то из элементов интерьера, например, красивую вазу или статуэтку.

Гармония цвета неразрывно связана с гармонией формы. Ощущение гармонии связано с простой и ненавязчивой повторяемостью контура или рисунка. Так на фоне овального ковра прямоугольный журнальный столик выглядит не столь гармонично, как круглый или овальный. Чем меньше элемент интерьера, тем контрастнее должен быть его цвет по отношению к окружающей обстановке, не забывая о гармоничных сочетаниях.

Освещение интерьера – высокое искусство. Светом можно менять форму, можно «писать» – то графически четко, то акварельно мягко, светом можно менять настроение. Комфорт современной квартиры зависит и от качественного освещения, благодаря нему мы способны полностью изменить восприятие самого скучного интерьера. Возможности новейших осветительных систем так широки, что в зависимости от ситуации без всякой перестановки мебели помещение может представляться в различных образах.

Читайте также:  Декорирование стен квартиры тканью

Мы очень привыкли к старому, консервативному световому оформлению, но традиционная люстра или плафон, неподвижно закрепленные в центре комнаты, торшеры и бра со статичными, раз и навсегда выбранными направлениями потоков света, не отвечают современным запросам в освещении пространства. Главные критерии сегодня – мобильность и разнообразие, которых можно достичь комбинированием комфортно рассеянного или отраженного освещения с подвижными цветовыми акцентами, создаваемыми яркими пучками направленного света.

Можно долго перечислять новинки рынка светотехники, но мы остановимся только на нескольких самых популярных и интересных вариантах. Очень приятное для глаз освещение, отличающееся мягкими тенеобразующими свойствами и равномерным распределением яркости света, отраженного от поверхности стен, потолка и пола, дают потолочные светильники в форме шара или полусферы. Они непрозрачны и не пропускают слепящий свет, разбивая прямые лучи.
Рассеянный свет, получаемый от них, имеет наибольший коэффициент полезности и лучше всего подходит для общего освещения. Располагать такие источники света можно совершенно свободно, они могут «путешествовать» по всей верхней поверхности помещения.

Такой же тип освещения могут создать галогенные лампы, закрепленные на металлических конструкциях или вмонтированные в подвесные или натяжные потолки. Очень популярным решением создания общего освещения является размещение небольших потолочных светильников по верхнему периметру помещения. Такие источники отражают свет от потолка и отдают большую часть его назад, равномерно рассеивая по всей комнате. Отраженный свет делает пространство невесомым и прозрачным, а также создает наиболее комфортное и равномерное освещение. Подобного эффекта можно достичь, и установив несколько торшеров и бра с плафонами, абажурами и отражателями, направляющими свет в потолок.

Часто можно встретить вариант, при котором припотолочные светильники скрыты за размещенным вдоль стен специальным выступом, этот прием зрительно увеличивает объем помещения и выгодно подчеркивает конфигурацию пространства. Люстры еще продолжают оставаться элементами общего освещения, особенно это касается жилья, выполненного в классическом стиле. Но их центровое расположение вовсе не обязательно, светильник должен найти свое место там, где он нужен, например, над обеденной группой или зоной отдыха. Самым лучшим и интересным вариантом освещения комнаты стоит признать токопроводящие конструкции, они позволяют обеспечить наибольшую мобильность. Конструкция таких токопроводящих шин разнообразна: их можно крепить как к потолку, так и к стенам.
Световые элементы, расположенные на этих шинах, легко меняют угол луча и свое местоположение. Например, если вам надо сосредоточить максимальное количество света в одной какой-нибудь точке, вы с легкостью можете подвинуть элементы в нужное место; для создания общего освещения источники света размещаются в разных местах комнаты, причем картину общего освещения вы можете менять сколько угодно раз, просто меняя положение светильников.

Световое оформление комнаты будет неполным, если вы не будете использовать местное и декоративное освещение. Причем для некоторых помещений, таких как кабинет или спальня, общее освещение даже необязательно. В этом случае вся нагрузка по световому оформлению пространства ложится на местное освещение.

Лампы, бра и потолочные светильники с абажурами отлично высветят необходимый объект, оставив остальную часть помещения в полумраке.
Хорошо подойдут для этой цели и торшеры. Необходимо только выбрать те модели, в которых есть изменяющий положение лампы кронштейн и регулятор угла поворота светового элемента.
Вам кажется, что торшеры давно устарели, знайте, что за последнее время они сильно изменились и современная модель настолько хорошо впишется в ваш интерьер, что сможет стать неотъемлемой и любимой его частью. Декоративное освещение придаст интерьеру законченность и универсальность. Высветите прямыми лучами наиболее выигрышные детали обстановки: ниши, массивные напольные вазы, скульптуру и другое.

Очень интересный вид обстановке придадут вмонтированные в стену по одной линии светильники, которые будут освещать только эти небольшие ниши, создавая эффект иллюминаторов. Другой вариант светового оформления стен – низовая напольная подсветка: лучи света, направленные на стены, создают интерьер таинственным.
Существует множество приемов, при помощи которых можно увеличить, сужать или расширять пространство в зависимости от поставленной для этого цели.
Правильно установленное освещение способно не только корректировать геометрию помещения, но и маскировать то, что нужно оставить в тени, а также создавать необходимые акценты в интерьере.

Как свет влияет на выбор цвета или как правильно подобрать нужный оттенок

Здравствуйте уважаемые посетители нашей школы! На сегодняшнем уроке я хочу поговорить с вами об одном интереснейшем явлении в дизайне интерьера, которое оказывает огромное значение на правильный выбор цветового решения интерьера (при этом оно доставляет немало трудностей), а именно о влиянии освещения на цвет.

Возможно, вы уже знаете, что освещение комнаты очень сильно влияет на её цвет (это прекрасно иллюстрирует пример выше). И зависит такое изменение, на самом деле, от множества факторов: начиная от времени суток и заканчивая ориентацией комнаты на сторону света. И это ещё одна причина, по которой новичкам очень сложно правильно подобрать основной цвет для комнат квартиры или дома. Напомню вам, что основной цвет – это цвет, занимающий наибольшую площадь комнаты, как правило, это цвет стен, поскольку стены в комнате имеют самую большую площадь. И речь, в первую очередь, идёт именно о влиянии освещения на основной цвет помещения.

При этом у некоторых возникает масса вопросов о технических аспектах цвета, например: почему цвет реагирует по-разному в различных средах, как различные аспекты света и окружающей среды влияют на него, и даже, как некоторые химические вещества влияют на цвет.

И это не говоря уже о психологическом восприятии цвета. Я недавно проводил консультации со своим клиентом по правильному выбору цвета квартиры. Она призналась мне, что ненавидела оттенок стен в одной комнате своего дома настолько, что была полна решимости переехать. Вот какое сильное влияние может оказывать цвет на человека, и именно поэтому мы (архитекторы и дизайнеры) иногда теряем сон из-за сомнения в его правильном выборе.

Но это я немного отвлёкся, продолжим наш урок. Прежде, чем я научился «видеть» различные оттенки в сложных нейтральных цветах, я был одержим изучением различных физических явлений, таких как экспозиция, постановка света, различные диффузные отражения как, например, вода океана, отражаясь от неба, приобретает свой оттенок, или как много зеленых деревьев за окном приводит к изменению оттенка краски в комнате. И это было такое время, когда я был полностью одержим попыткой понять всю метафизику света и его влияние. А нужно ли всё это для полноценного дизайна интерьера, спросите вы? Конечно, нет. Безусловно, некоторые моменты необходимо всегда помнить, но вполне возможно обойтись и без них.

Опытный архитектор, дизайнер интерьера или декоратор способен увидеть будущий оттенок на стенах даже на маленьком образце краски, которые предоставляет нам различные колерные веера, благодаря некоторым специфичным знаниям. Но для начинающих дизайнеров и тем более для обычных домовладельцев это будет не под силу.

Так как же правильно работать с оттенками, чтобы научиться их безошибочно подбирать. На самом деле выбор правильного оттенка интерьера с учётом разных видов освещения – это высший пилотаж в дизайне интерьера, но это вовсе не значит, что вам стоит опускать руки. Есть, по крайней мере, два пути, по которым можно научиться более правильно выбирать оттенки, а всё остальное приложиться из постоянной практики. Итак:

Первое. Необходимо знать основные физические закономерности восприятия и изменения цвета под воздействием света.

Второе. Использовать большие образцы красок (выкрасок), которые позволяют воочию видеть изменения цвета под воздействием различного освещения, что называется в реальном времени.

Итак, давайте узнаем основные закономерности изменения цветов под влиянием освещения, а те, кто их знает, пусть просто освежит свои знания.

Как различные источники естественного света влияют на цвет краски и что с ней происходит:

  • Утренний солнечный свет – холодный свет, добавляет прохлады и смещается к более насыщенным цветовым пигментам.
  • Сильнейший полуденный свет – очень яркий прямой солнечный свет, вымывает цвета, осветляет и отбеливает их.
  • Вечерний солнечный свет – смешанный свет, отменяет как теплые, так и холодные цвета, краски становятся «скучнее» и нейтральнее.
  • Искусственный свет ночью – теплый свет, поглощает тепло, сдвигая его к прохладным пигментам.
Влияние естественного света на цвета в зависимости от стороны света:
  • Север – добавляет синий и притупляет другие цвета;
  • Восток – добавляет зеленый;
  • Запад – добавляет оранжевый;
  • Юг – добавляет желто-белый и вымывает цвет.

Когда я впервые узнал об этом, я сразу попытался запомнить это и всегда старался держать при себе эту информацию, чтобы воспользоваться ею в нужный момент. И если всё, чем вы располагаете при выборе цвета для себя или своих клиентов, это небольшие образцы краски в колерном веере, то эта информация будет также очень полезна и для вас. Эти знания позволяют несколько проще попытаться предугадать, как цвет будет выглядеть после воздействия на него естественного или искусственного света, хотя, конечно, вы не сможете увидеть, что точно (на сто процентов) происходит с ним по небольшим образцам колерного веера.

Другое дело, когда вы работаете с большими образцами краски (выкрасками), которые, и меня в том числе, научили видеть изменение цвета под воздействием освещения, и о чём я рассказываю вам сегодня. По сей день, выбор цвета под влиянием освещения в помещении по большому образцу краски является лучшим способом понять, какую краску необходимо использовать, чтобы она выглядела зеленее, желтее, синее, розовее, больше оранжевого или фиолетового, прямо на месте. Достаточно просто выбрать подобный оттенок немного теплее или холоднее, в зависимости от того, что требуется и сразу видеть его изменение под воздействием света.

Если вы сегодня спросите любого успешного архитектора или дизайнера, что для них более важно, понимание того, как освещение влияет на цвет, или иметь коллекцию крупных образцов красок. Ответ будет однозначный: «Постоянно растущая коллекция больших образцов позволяет игнорировать и даже не заботиться обо всех вещах, которые должен знать о цвете и свете. Все это верно лишь в теории, однако на практике происходит следующее, вы приложили большой образец краски в нужное место и он (цвет) либо «работает» в данном помещении, либо нет “.

Читайте также:  Антикварные материалы

При этом любые образцы красок необходимо «примерять» именно на той поверхности, для которой они предназначаются. Это означает, если выбираете цвет для стен, то образцы необходимо прикрепить именно на стене, а не раскладывать их на столе или полу и на них пытаться увидеть изменения цвета стены.

Конечно, я не отговариваю вас полностью отказаться от изучения теории воздействия света на цвет, по крайней мере, это никому из дизайнеров ещё не помешало. Но наилучший способ выяснить, какой оттенок краски будет правильный в той или иной комнате, лучше всего позволит сделать обычная пробная выкраска большого размера.

Так что и вы, начиная с этого дня, применяйте полученные знания на практике и ваши интерьеры непременно станут ещё лучше чем сейчас. Также расскажите нам, дорогие читатели studyas.com, что вам сегодня позволяет правильно подбирать цвет для интерьера. На этом всё. До скорой встречи.

♥ Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, отметьте её в социальных сетях:

Цвет и освещение: универсальные правила за пять минут

Гайд от концепт-художницы «Вторжения».

Любой может научиться фотографировать, снимать видео или заниматься 3D-моделированием — выполнять техническую работу. Но для осознанного создания визуального контента важно разобраться с базовыми принципами работы с изображением.
Рассказываем об универсальных правилах работы с цветом и светом — вместе с концепт-художницей Александрой Дрозд, работавшей над фильмами «Вторжение», «Чужой: Жатва» и «Вратарь Галактики».

Универсальные правила работы с цветовой гаммой

Зачастую для создания атмосферного изображения достаточно сочетать два-три цвета с учётом правил композиции. Их всего три:

1. Контраст цветов

Сочетайте по контрасту — для этого берите цвета с противоположных концов круговой палитры. Напротив тёплого цвета (например, красный) —холодный (синий).

Это работает даже с не самыми изысканными визуальными произведениями. Пример, — модная в середине нулевых цветокоррекция «Трансформеров» с оранжевой кожей и голубым фоном.

2. Воздушная триада

Триаду образуют три любых цвета, которые располагаются рядом на палитре. Цвета должны сочетаться и плавно перетекать друг в друга.

Но заполнять всё изображение только этими цветами не стоит — это скучно. Акцентируйте: замените центральный цвет триады на противоположный, и он сфокусирует внимание смотрящего. Например, если центральный цвет триады — фиолетовый, то акцент — жёлтый. Как на «Звёздной ночи» Ван Гога.

Винсент ван Гог, «Звёздная ночь», 1889

3. Геометрия

Палитру определяет простая фигура — равнобедренный или прямоугольный треугольник, квадрат или ромб. Проще всего этот принцип объяснить на примере треугольника. Произвольно рисуем его на RGB-палитре и получаем ограничитель: все цвета внутри фигуры допускаются к работе, остальные — нет.

Это не значит, что кадр нужно заполнять только яркими цветами. Для гармонии и акцентности достаточно одного яркого цвета, а остальную работу желательно выполнить в приглушённой гамме.

Запомните ещё два правила, которые влияют на восприятие изображения.

Фон меняет ощущение от цвета. Разместите серый квадрат на синем прямоугольнике, а затем — на оранжевом. Вы сразу почувствуете разницу. Даже серый на фоне оранжевого будет казаться теплее и ярче, не говоря уже о других цветах.

Фон передаёт информацию относительно центральной фигуры кадра. Пример — кадр из «Бойцовского клуба». Здесь фон транслирует одну из идей фильма — обманчивое просветление (дверной проём справа) через саморазрушение (дверной проём слева).

Свет работает в связке с цветом. Он может как насытить, так и приглушить его, и даже запутать зрителя. Например, при длительном просмотре холодный цвет может восприниматься как тёплый.

Чтобы этого избежать, подержите его другими элементами. Например, Дэвид Финчер намеренно использует скудную палитру цветов. В «Охотнике за разумом» общий тон кадра дополняется светом от телевизора, табличкой на автомобильной стоянке или красным кофейником — чтобы зритель верно воспринял настроение. Благодаря таким деталям цвет становится устойчивым.

«Охотник за разумом», 2017

Основы композиции света и цвета

Чтобы правильно сочетать цвет и свет нужно разобрать схему освещения.

Типов света несколько:

1. Рисующий.Как правило, располагается сверху или спереди и образует основное пятно света, а также тени, идущие от объекта.

2. Заполняющий. Позволяет высветлить затемнённые участки изображения.

3. Контровой. Располагается сзади и подчёркивает края фигуры.

4. Моделирующий. Располагается сбоку, чаще используется в студийной фотографии, чем в кино.

Эти универсальные виды света работают и для фото, и для видео, и для 3D-моделирования. В кино всё сложнее — там, как правило, используют от семи до сорока источников света. Исключение — операторы вроде Роджера Дикинса, который снял самые известные фильмы Вильнёва, братьев Коэн и Сэма Мендеса. Ему порой достаточно и трёх источников.

«Бегущий по лезвию 2049», 2017

Избегайте абсолютно чёрного цвета — у него нет оттенков, и поэтому он не вызывает должного спектра эмоций. В классической живописи чисто чёрные тени почти не встречается — потому что их почти нет и в реальном мире. Свет отражается и преломляется, образуя разные оттенки.

Рембрандт, «Меняла», 1627

Поэтому в кино особенно важен заполняющий тон — оттенок, который присутствует в каждом цвете изображения. Абсолютно чёрный используется лишь когда автор делает намеренную стилизацию. Даже в ночных или космических сценах темнота создаётся за счёт оттенков синего, серого и других цветов.
Возьмём дизайн космического корабля и то, как он выглядит в космосе — например, кадры из «Чужого» или «Вторжения». Даже самая фантастическая конструкция кажется реалистичной, потому что избегает чёрного цвета и состоит из оттенков, бликов и других элементов, придающих ей объём и живость. В этом случае важно проработать границу светотени, которая задаёт объём любой фигуре в кадре.

Свет не обязательно должен быть белым. Цветное освещение разнообразит изображение. Тут работают те же правила, что и в предыдущем пункте.
Также важна работа с геометрией видов освещения. Здесь используется тот же принцип, что и с цветом — всегда есть главный источник света, создающий акцент, и дополнительный. Это видно на примере фильмов франшизы «Джон Уик»: здесь сочетание света помогает удержать внимание зрителя в экшн-сценах.

В видеоиграх базовые приёмы сочетания цвета и света помогают ориентироваться на локации — нужные участки и направляющие линии подсвечиваются. Принципы визуального повествования универсальны для всех видов искусства: при помощи цвета и света можно выделить важную деталь и направить взгляд зрителя.

Влияние света на оттенки цвета

В зависимости от освещения различные цвета воспринимаются человеком по-разному: кажутся более теплыми или холодными. Будет ли оттенок «играть» или покажется грязным и невзрачным? Все зависит от правильно подобранного света.

На фото:

Аккуратнее с цветом! Его влияние на наше самочувствие и настроение нельзя недооценивать. То, что подходит меланхоликам, может навредить холерикам. Для выбора цветовой гаммы интерьера имеет значение качество естественного освещения пространства. Например, в южных солнечных комнатах при оформлении стен и выборе мебели лучше использовать холодные оттенки, а в северных — теплые.

Аккуратнее с цветом! Его влияние на наше самочувствие и настроение нельзя недооценивать. То, что подходит меланхоликам, может навредить холерикам. Для выбора цветовой гаммы интерьера имеет значение качество естественного освещения пространства. Например, в южных солнечных комнатах при оформлении стен и выборе мебели лучше использовать холодные оттенки, а в северных — теплые.

Естественное освещение

По мере движения солнца по небосклону освещение в комнате постоянно меняется. На восходе, днем, в сумерках — свет совершенно разный. При этом окна наших квартир часто выходят только на одну сторону: на северной солнца мало, на восточной и западной больше, наиболее благоприятной считается юго-восточная. Соответственно, сделать комнату более светлой помогут теплые и светлые тона, а холодные сине-зеленые оттенки хорошо подходят для богатых солнечным светом помещений.

Искуственное освещение

Спектральные характеристики источников света необходимо учитывать при формировании светового климата в комнате.

Один и тот же интерьер, но разные лампы светильников — посмотрите, как сильно меняется восприятие пространства.

Искусственный свет ярче всего подчеркивает те тона в интерьере, которые соответствуют его цветности. Сегодня в квартирах и загородных домах чаще всего используются лампы накаливания (в том числе галогенные) и люминесцентные.

Лампы накаливания заставят «заиграть» красно-коричневые оттенки деревянной мебели, желтый в отделке помещения. А зеленовато-синие (холодные) предметы под таким освещением «потеряют» цвет, станут невыразительно серыми. Все потому, что лампы накаливания сами излучают теплое желтоватое свечение, которое усиливает насыщенность теплых тонов и снижает интенсивность холодных.

На фото:

Люминесцентные лампы дают холодный белый свет.

Люминесцентные лампы, наоборот, усиливают ощущение холода сине-зеленых оттенков и нивелируют теплоту красно-желтых. Модификации таких ламп с синеватым люминофором делают теплые тона более яркими, но собственно «теплота» в этом свете блекнет. Используйте это свойство люминесцентной лампы: «вытягивайте» с ее помощью интерьер в пастельных тонах, делайте его более выразительным.

Обманчивый свет. Обои и краски нужно проверять при дневном свете. Лампы «дневного света» в магазине искажают восприятие цвета. Так, синий может показаться зеленоватым, красный — желтоватым, и т.д. Обязательно вынесите образец на солнышко, а лучше — возьмите образец домой. Приложите к стенам: сравните, как он выглядит при искусственном и естественном освещении.

На фото: модель Azzurro 746-07 от фабрики Elitis.

Цвет в свете ламп

Интерьер любого помещения мы наблюдаем как при естественном, так и при искусственном освещении. Об этом следует помнить, выбирая отделочные материалы для стен и потолка.

Выбор оттенка

Обратите внимание еще и на то, что мебель и декор интерьера также сильно влияют на восприятие цвета стен и потолка. Естественно, мы не призываем завершать ремонт окрашиванием стен или поклейкой обоев: нарушать последовательность операций не стоит. Просто при выборе покрытий «держите в голове» их возможный цветовой конфликт с уже существующими предметами обстановки.

Читайте также:  Дизайн бетон

Меньше всего от освещения зависят светлые тона, поэтому они являются универсальными.

Если все же хочется темных насыщенных оттенков, покупать краски следует предельно внимательно. Выбирайте тот цвет краски / обоев, который кажется менее насыщенным и чуть светлее того, который вы представляете себе в интерьере. На больших освещенных поверхностях цвет будет выглядеть на несколько тонов ярче.

На фото:

В банке краска кажется на два-три тона темнее, чем нанесенной на поверхность большой площади. Выбирайте пастельные оттенки — не ошибетесь!

Учимся различать оттенки. Все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачерненные), а также ахроматические. Цвета группы «А» действуют как сильные, активные раздражители. Это выбор людей со здоровой, неутомленной нервной системой. Рекомендованы подросткам, молодежи, людям кипучего темперамента и физического труда. Цвета группы «Б» скорее успокаивают, чем возбуждают. Эти цвета вызывают сложные, неоднозначные эмоции. Их рекомендуют для людей с тонко организованной нервной системой, людей умственного труда.

Учимся различать оттенки. Все цвета и их сочетания можно разделить на две основные группы: А. Простые, чистые, яркие цвета. Контрастные сочетания. Б. Сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, ломаные, зачерненные), а также ахроматические. Цвета группы «А» действуют как сильные, активные раздражители. Это выбор людей со здоровой, неутомленной нервной системой. Рекомендованы подросткам, молодежи, людям кипучего темперамента и физического труда. Цвета группы «Б» скорее успокаивают, чем возбуждают. Эти цвета вызывают сложные, неоднозначные эмоции. Их рекомендуют для людей с тонко организованной нервной системой, людей умственного труда.

Обратите внимание, что степень блеска краски влияет на интенсивность и глубину цвета при естественном и искусственном освещении. Чем выше степень блеска, тем сильнее отражение света и тем ярче кажется цвет.

Осторожнее с белым: только при ярком субтропическом солнце он выглядит ослепительным и чистым. В российском климате он приобретает неприятный мышиный оттенок. Используйте белый с теплым оттенком. Помните, что этот цвет магическим образом отражает свет, дает ощущение хорошей освещенности.

Светильники с функцией изменения света влияют на оттенок белых поверхностей интерьера.

В белом интерьере вам не потребуются электрические лампочки столь же высокой мощности, как в комнате с темными, «поглощающими свет» поверхностями. Иными словами, светлые стены, в каком-то смысле, помогают экономить электроэнергию.

Что такое цветовая температура светодиодных ламп?

Цветовая температура светодиодных ламп — одна из главных величин, которая характеризует осветительную технику. Ее необходимо учитывать как при оформлении дизайна помещения, так и при выборе автомобильных ламп. Температура цвета — это обширное понятие, включающее в себя такие характеристики, как свойства спектра, цвет излучения, индекс передачи цвета и др.

Физическая трактовка цветовой температуры

Температура света была описана физиком Максом Планком. В этих трактатах были представлены законы распределения энергии. Вследствие этого появилось понятие температуры цвета. За единицу меры были приняты кельвины. Исходя из формулы, данный коэффициент равен температуре абсолютного черного тела, которое излучает свет в измеряемом масштабе цветов.

Измерение такой температуры во флуоресцентных лампах происходит посредством их сравнивания с абсолютным черным телом. Это твердое физическое тело, поглощающее при различной температуре падающее на него электромагнитное излучение во всех широтах. При изменении коэффициента, изменяются и параметры излучения. Так, нейтральный свет расположен посередине шкалы Кельвина.

Тела, имеющие различный химический состав и физические свойства, нагреваясь до необходимой температуры, производят разные излучения. В связи с этим применяется термин «коррелированная цветовая температура». Она равна температуре оттенка абсолютного черного тела, которое по цвету идентично рассматриваемому источнику света. Состав излучения и физическая температура являются разными.

Корреляция цветовой температуры

Во время увеличения температуры происходит накаливание. Если лампа находится в раскаленном состоянии, цвета на шкале цветовой температуры начинают поочередно меняться. Простые лампы накаливания имеют температуру цвета, равную 2700 К, в то время как их свечение и градусы расположены в теплом диапазоне спектра. Температура же светодиодных ламп не указывает на уровень их нагревания: при показателе в 2700 К лампа нагревается до +80°С.

Индекс цветопередачи CRI (Ra), именуемый еще коэффициентом цветопередачи, — это величина, которая характеризует степень соответствия естественного цвета предмета его видимому цвету при освещении его данным световым источником. Необходимость введения этого параметра связана с тем, что 2 разных вида ламп могут обладать одинаковой температурой цвета, при этом передавая оттенки по-разному.

Восприятие цветов

Цветовое восприятие каждого индивидуума имеет свои особенности. Перцепция цвета — это эффект от преломления световых волн, принятых зрительным нервом и обработанных мозговым зрительным центром. Каждый человек имеет собственное восприятие оттенков. Чем старше становится человек, тем больше искажается его цветовое восприятие. Особенности психики индивидуума также влияют на его цветовосприятие.

Восприятие того или иного цвета может быть искажено солнечным излучением. Теплота света также характеризуется индивидуальным восприятием и зависит от особенностей организма и состояния человека на момент восприятия.

Световые цвета

Нетрудно определить холодный объект, от которого не исходит излучение. Главными параметрами отражения света от подобного объекта выступают такие показатели, как длина и частота волны. Другая ситуация происходит с нагретым телом, излучающим свет. Теплота света будет напрямую зависеть от вида излучения. Это можно увидеть на примере вольфрамовой спирали в простой лампе накаливания. Очередность действий следующая:

  1. Включается свет, электроэнергия поступает на клеммы.
  2. Происходит постепенное снижение уровня сопротивления.
  3. Черное тело излучает красный свет.

Согласно принятым нормам, существует 3 вида световых цветов:

  • теплый белый свет;
  • нейтральный (естественный дневной);
  • холодный белый свет.

Цветовая температура и оттенки

Начало видимого диапазона испускания лучей достигает уровня 1200 К. При этом свечение имеет красноватый оттенок. При дальнейшем накаливании начинает происходить изменение цветовой гаммы. При отметке в 2000 К красный меняется на оранжевый, а затем переходит в желтый, достигнув уровня 3000 К. Для вольфрамовых спиралей наивысшая отметка — 3500 К.

Светодиодные светильники способны нагреваться до 5500 К и выше. При 5500 К они излучают яркий белый свет, при 6000 К — голубоватый, при 18000 К — пурпурный.

Температура влияет на восприятие цвета. Коэффициенты различных цветовых гамм существенно разнятся.

Таблица Кельвина, или таблица цветовой температуры, показывает градацию цветов и оттенков и дает четкое описание их применения.

Температура цветаЦветОписание
2700 КТеплый белый, красно-белыйПреобладает в простых лампах накаливания. Привносит в интерьер тепло и уют.
3000 КТеплый белый, желтовато-белыйПрисущ большинству галогенных ламп. Отличается более холодным оттенком, чем предыдущий цвет.
3500 КБелыйХарактерное освещение для флуоресцентных трубок разной ширины.
4000 КХолодный белыйЧаще всего применяется в стиле хай-тэк.
5000-6000 КЕстественный дневнойИмитирует дневной свет. Применяется в зимних садах и террариумах.
6500 КХолодный дневнойШироко применяется при фотосъемке и в кинематографе.

Чтобы правильно выбрать освещение, следует брать во внимание его предназначение. При подборе оптимального освещения нужно помнить, что его температура и яркость будут различными в зависимости от того, день на дворе, вечер или ночь.

Светодиодное освещение

Светодиодный светильник — один из наиболее популярных видов приборов для освещения.

Цветовая температура ламп накаливания светодиодов представлена такими оттенками:

  • теплый белый (Warm White) — до 3300 К;
  • натуральный белый (Natural White) — до 5000 К;
  • холодный белый (Cold White или Cool White) — более 5000 К.

Характеристики температуры диодов являются определяющим фактором при выборе сферы их использования. Они применяются для освещения улиц, подсветки рекламных щитов и осветительного оборудования для автомобиля.

К преимуществам холодного света можно отнести контрастность, благодаря которой он находит широкое применение в освещении затемненных территорий. Такие светодиодные лампы могут распространять свет на большие расстояния, поэтому их часто используют в освещении дорог.

Светодиоды, излучающие теплое свечение, используются в основном для освещения небольших территорий. Световой поток теплых и нейтральных тонов создает нужный эффект при пасмурной и дождливой погоде. Наличие атмосферных осадков оказывает влияние на излучение холодного света, в то время как теплый свет не претерпевает какого-либо существенного искажения при дождливой или снежной погоде.

Особенность теплого свечения светодиодных ламп заключается в том, что они позволяют четко увидеть как освещаемый предмет, так и окружающую его территорию. Благодаря такой специфике теплая гамма эффективно применяется при подводном освещении.

Цветопередача светодиодных ламп имеет свои особенности: холодные оттенки свечения неправильно передают цвета окружающих вещей. Такой свет создает резкость и яркость, что негативно отражается на зрении. Теплый цвет свечения более благотворно влияет на глаза.

Свечение энергосберегающих ламп характеризуется теплой цветовой гаммой. Они близки к естественным источникам света, благодаря этому их хорошо использовать, чтобы освещать жилища.

Ксеноновое освещение

Ксеноновые лампы отличаются между собой по техническим характеристикам, от которых зависит температура цвета. При производстве противотуманных фар используют только теплое желтое свечение. Бело-желтый свет отличается усиленной светоотдачей, не создает напряжения в глазах, его отчетливо видно на мокром асфальте. Достоинством его является то, что он не ослепляет своим светом водителей встречных автомобилей.

Стандартный белый цвет наиболее благоприятен для глаз. Благодаря своим свойствам он применим во многих сферах.

Белый цвет характеризуются тем, что его насыщенность колеблется в зависимости от вида оптического приспособления. Такая осветительная техника дает худшие показатели освещения при атмосферных осадках и тумане, однако при солнечной либо снежной погоде она является незаменимой.

Синий и сине-фиолетовый цвета используются в декоративных целях, так как они обладают низкими излучающими характеристиками.

В Европе были проведены исследования, согласно которым многие владельцы автомобилей предпочитают ксеноновые фары, имитирующие близкий к полуденному дневной свет.

Осветительные особенности необходимо рассматривать в их совокупности. Температура цвета имеет показатели яркости и контрастности, что отражается на степени комфорта восприятия света.

В зависимости от поставленных задач отдают предпочтение холодному, теплому либо нейтральному освещению. Каждый из этих видов освещения производит различный эффект и влияние на восприятие и настроение человека. Все эти нюансы необходимо учитывать при подборе осветительного оборудования.

Ссылка на основную публикацию