Пескоструйная обработка или пескоструйка

SergeyMatveev › Блог › Пескоструйная обработка. 10 советов.

После того как столкнулся с пескоструйной обработкой, решил написать небольшой отзыв, который основывается на моем опыте. Я не профи в данном вопросе, просто напишу с чем столкнулся лично я. Если есть гуру по данной теме, отпишитесь в комментариях, думаю многим будет полезно.
Перед тем, как я отдал авто на песок, я достаточно много прочитал про это. Многие не рекомендуют этого делать, т.к. снимается слой металла, песок потом сыпется до конца твоих дней и тд.

Конечно очистить кузов ручным способом менее вредно для железа, но я даже не представляю сколько надо потратить времени на то, чтобы вычистить все закаулочки и внутренние полости от краски (это еще ладно) и от ржи (в некоторые места тупо невозможно подлезть). Причем делать это корщеткой нельзя (почему см. яндекс) остается шкурка и химия, а потом все надо за этим помыть и тд.

Короче я решил свой кузов песочить. Почему-то в голове нарисовалась картина, что я привезу кузов, там очистят и загрунтуют и через пару 3-4 дня я заберу готовый кузов в гараж. Как оказалось потом, данный процесс можно сравнить с хотьбой по лезвию ножа!)) Если что не так, то кузов зацветет сразу и везде – выход: опять песочить, но песочить два раза это самоубийство! Поэтому делать надо все четко, переделать возможности не будет.

В ходе поисков места где песочить выяснилось, что 90% пескоструйщиков работают с мостами, рамами грузовиков, кораблями и другими объектами, где толщина металла сантиметры! И про снятие минимального кол-во металла они не слышали. Берут песок покрупнее и вперед! (чем больше песок, тем быстрее идет работа). Про работу с плоскостями вообще молчу.

И еще учтите, что ВСЕМ по… на твой кузов, на снятие слоя металла и на песок высыпающийся при грунтовании и на сроки хранения не загрунтованного кузова.

Пример:
Пятница.
Сергей кузов будет готов после пескоструя, но грунтовать будем в понедельник, выходные же.
А как же два простоя? Заржавеет?
Да нее… нормал все будет!
=)

И ЕЩЕ важно! Все кто видит и ходит рядом, ВСЕ хотят потрогать отпесоченный кузов! ЭТОГО ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ! Ржавеет уже через несколько часов. А если испачкали, то очистить ОЧЕНЬ тяжело, т.к. металл как шкурка и поры вычистить трудно. Грунт потом не ляжет и пойдет ржа.

В общем много еще чего можно понаписать, но не хочу долго никого грузить.

Итак советы при пескоструйке лично от меня основывающиеся на моем опыте:
1) Отдавать лучше в проверенное место по рекомендации.
2) Разговаривать лично с мастером и понимать его компетенцию в обработке ИМЕННО АВТОМОБИЛЬНОГО КУЗОВА. Он должен знать как, где и под каким углом, давлением и фракцией песка работать, чтобы наносить железу минимальный ущерб.
3) Смотрите прогноз погоды! Все работы проходят на улице. Никаких пасмурных дней и тд. Жара и сухо. При лучшем раскладе надо смотреть несколько дней подряд.
4) Рекомендуют закрывать резьбу болтами, чтобы ее не слизало песком. Я это сделал, но как оказалось ХОРОШИЙ мастер никогда ее не повредит.
5) Если вы все же закрыли резьбу болтами, то НЕ ЗАБУДЬТЕ выкрутить их перед грунтом. И необходимо тогда прочистить резьбу вручную.
6) Оставить все заглушки внутренних полостей, но ОБЯЗАТЕЛЬНО вытащить их и зачистить под ними вручную перед грунтом.
7) Использовать только качественные материалы, иначе вся работа пойдет насмарку.
8) Кузов отдавать в ПОЛНОСТЬЮ готовом виде для обработки. Никто мастику не отдерет (если это не оговорено) Если отдирают, то обязательно проверьте, как это сделали. Лишний кронштейн никто не будет откручивать.
9) Песок можно удалить из кузова только с помощью пылесоса и компрессора, иначе вы будете его гонять по кругу (проверенно).
10) ЛИЧНО ПРИСУТСТВОВАТЬ и ВСЕ ПРОВЕРЯТЬ иначе точно накосячат. Мастерам пофиг на вашу резьбу, заглушки, оставшийся песок, не открученные петли и тд.

После песка кузов надо обработать первичным грунтом. Это или кислотный или эпоксидный. ИЗУЧИТЕ ЭТОТ ВОПРОС ИНТЕРНЕТЕ КАК СЛЕДУЕТ! И выберите тот, который вам нужен! Как выяснилось, многие думают, что кислотный грунт удаляет ржавничу – это не так! Некоторые советуют на кислотный класть эпоксидный – ОБЯЗАТЕЛЬНО узнайте можно ли это делать у производителя ваших материалов. Только узнавайте НЕ у продавцов, а у представителей компании. А то, как мне продавец пытался всучить кислотник под DP40, что по технологии запрещено – он просто слезет.

Лично для себя понял, что все надо делать самому или хотя бы контролировать каждый шаг!

В идеале наверное делать частями. Отпесочил моторный отсек, протравил (если надо), очистил и тут же загрунтовал. И так далее кусками. Тогда металл будет находится минимум на открытом воздухе. Это дольше, но качество точно лучше. И хорошо все это делать со снятыми мостами на кантователе, чтобы потом не пришлось дочищать вручную места крепления к кузову.

Как то так)
Кому есть что добавить, давайте.

Что такое пескоструйная обработка

Термины, классификация, принцип, проблемы

Основные термины

Пескоструйная обработка — это один из способов обработки поверхностей, с целью придания заданных свойств: матовости и шероховатости (профиля определенной глубины), чистоты (очистка от ржавчины, окалины, старой краски, масел и др.), проявления текстуры и фактуры обрабатываемой поверхности, искусственного состаривания поверхности в дизайнерских целях.

Пескоструйная обработка — наиболее часто употребляемый термин. Более правильно этот этап в АКЗ называется абразивоструйная обработка, поскольку в качестве абразивного материала сейчас выступает не столько песок, сколько другие, более специализированные и безопасные виды абразива.

Важное понятие — адгезия — сила сцепления итогового покрытия с защищаемой поверхностью на молекулярном уровне. Адгезия во многом зависит от чистоты и профиля поверхности.

Профиль поверхности (рельеф, перепад неровностей) меняется в зависимости от применяемого вида и фракции абразива. Если абразив мягкий и мелкий – профиль может оказаться недостаточным для хорошей адгезии — краска будет отслаиваться вскоре после высыхания. Если абразив слишком крупный — профиль получим глубокий, адгезия будет хорошая, но потребуется слишком много ЛКМ, для того, чтобы закрыть все неровности профиля и создать необходимый слой. А большой слой — это перерасход ЛКМ, и вспучивание слоя, преждевременное отслоение покрытия.

Классификация

Для целей декоративной обработки — стекла, дерева, мрамора — часто применяют маломощные аппараты эжекторного либо напорного принципов работы, в качестве абразива применяются сода, гранатовый песок, кварцевый песок.

При подготовке больших поверхностей для дальнейших работ по нанесению защитных и декоративных покрытий применяют мощные аппараты напорного типа. В качестве абразива выступают: купершлак, никельшлак, дробь литая и колотая, стеклянные шарики, корунд, гранатовый песок, пластиковые частицы, сода, крахмал и другие.

Абразивные устройства можно классифицировать следующим образом:

    • абразивоструйные аппараты
    • абразивостуйные (дробеструйные) камеры.

Подробнее об аппаратах — в этой статье.

Качественная подготовка поверхности — важный этап работ, залог того, что защитное покрытие будет выполнять свою функцию в течение расчетного срока. Каким бы качественным и дорогим ни был лакокрасочный материал (ЛКМ), если его нанести на плохо подготовленную поверхность — такая защита продержится недолго и не защитит поверхность, либо, не удалённая вовремя коррозия будет разрастаться под слоем краски.

Песок в качестве абразива не дает хорошей чистоты, поскольку песчаная пыль забивается в неровности поверхности и резко снижает адгезию. Если пытаться обеспылить поверхность путем смывания пыли водой — потребуется время на высыхание поверхности, и, даже за короткий срок, в присутствии воды происходит окисление металлической поверхности. Можно добавить в воду ингибиторы коррозии.. Но зачем такие сложности, если можно изначально взять абразив, обладающий низкой способностью к запылению?

В антикоррозионной сфере ЛКМ — зачастую самая затратная часть сметы. Недостаточный слой ЛКМ, как и его перерасход, могут обойтись очень дорого. К примеру, малая толщина покрытия не обеспечит гарантийного срока защиты и придётся всё переделывать, начиная с этапа очистки. Излишняя толщина слоя — это перерасход ЛКМ и также может приводить к досрочному разрушению покрытия. Поэтому так важно правильно выбрать технику, абразив, изучить технологии очистки и нанесения, контролировать процесс и результат на каждом этапе.

Принцип абразивоструйного метода

Абразивоструйный метод обработки основан на использовании высокой кинетической энергии потока твердых абразивных частиц. Эта энергия придаётся частицам при помощи высокоскоростного воздушного потока, создаваемого производительным компрессором, желательно винтовым. При соударении с поверхностью, кинетическая энергия частиц абразива преобразуется частично в энергию деформации, частично тратится на нагрев, частично преобразуется в звуковые волны. Деформируется как сама абразивная частица (сминается либо раскалывается), так и часть очищаемой поверхности (субстрат) — из обрабатываемой поверхности выбиваются частицы старого покрытия, прокатной окалины, ржавчины и прочих загрязнений (собственно, это и есть цель обработки), а также частицы самого субстрата — металла, бетона или другой поверхности (этот эффект позволяет создать нужный профиль поверхности). В следующий момент, энергия деформации частично преобразуется в кинетическую энергию движения частиц абразива и субстрата — частицы рикошетят от поверхности. Чем выше изначальная кинетическая энергия абразивных частиц — тем бóльшая будет произведена работа.

Охрана труда

Применение песка в качестве абразива при сухой очистке представляет собой серьезный риск для здоровья: дело в том, что кварцевый песок, при соударении с поверхностью, разбивается в мелкодисперсную пыль (5-10 микрон), которая очень долго находится в воздухе и, попадая в легкие, никогда уже не выводится из организма, накапливается и может вызвать силикоз легких — тяжелую профессиональную болезнь пескоструйщика. Кроме того, кристаллический диоксид кремния в форме кварца признан канцерогенным фактором — повышена смертность от рака легкого у рабочих, подвергающихся ингаляционному воздействию кристаллического оксида кремния. Причём эту пыль не способны полностью отфильтровать ни один респиратор, ни один противогаз. От кварцевой пыли спасает только шлем пескоструйщика, с принудительной подачей очищенного воздуха. Воздух для дыхания оператора в этот шлем подается от специального фильтра-редуктора. Применение песка для сухих абразивоструйных работ запрещено в России с 2003 года.

Пескоструйная обработка

Один из наиболее эффективных методов очистки трубопроводов от старого покрытия, следов коррозии и нефтепродуктов – пескоструйная обработка. При струйной обработке на поверхность трубопровода действует воздушная струя под большим давлением. Содержащиеся в ней абразивные частицы разрушают загрязнение, оставляя сам материал лишь немного шероховатым. Такая очистка помогает бороться с различными отложениями, окалиной, остатками лака или бетона, коррозией.

Читайте также:  Работа с монтажной пеной

Виды пескоструйной обработки

Существует несколько разновидностей очистки металла:

  • Легкая. Это поверхностная очистка, при которой удаляют старую краску или лак и обширные очаги коррозии. Эффективность воздействия легкой обработки можно сравнить с очисткой при помощи металлической щетки. При последующем осмотре не должны быть заметны следы коррозии или загрязнений.
  • Средняя. Более тщательная обработка, после которой на металле остается не более 10% следов ржавчины от всей площади поверхности.
  • Глубокая. Очистка, полностью удаляющая все загрязнения и дефекты. После такой обработки, предусматривающей большой расход абразива, поверхность металла выглядит совершенно чистой.

Методы пескоструйной обработки

Метод, которым будет очищена труба, выбирают в зависимости от ее состояния:

  1. Наружная очистка. Нет необходимости восстанавливать внутреннюю часть изделия, труба соответствует всем техническим требованиям и пригодна к дальнейшей эксплуатации.
  2. Внутренняя очистка. Применяется при работе с трубами, которые используют в водопроводных каналах и подверглись коррозии изнутри.
  3. Двусторонняя обработка. Необходима для полного восстановления труб, улучшения их эксплуатационных характеристик и возможности последующей эксплуатации.

Принципы и способы пескоструйной обработки

Как уже говорилось, принцип очистки заключается в действии сжатого воздуха с абразивом на поверхность труб. Как правило, в качестве абразивного материала используют мелкий песок. При работе с сильно загрязненными изделиями добавляют небольшие шарики из металла или стекла.

Пескоструйная обработка осуществляется с помощью специального оборудования. Способы очистки делятся на ручной и автоматический. Ручной обработкой занимается оператор, пропускающий неповрежденные участки трубы. Такой способ относится к более бюджетным. Автоматическая очистка используется, когда нужно очистить много труб.

Разновидности оборудования для пескоструйной очистки

Можно выбрать один из двух видов оборудования:

  1. Мобильный аппарат. Благодаря компактным размерам человек может перемещать установку в одиночку. Объем работ зависит от количества расходных материалов. Наполненный частицами воздух опасен для людей, находящихся в радиусе действия аппарата, поэтому для работы требуется защитное оборудование.
  2. Автоматическая пескоструйная камера безопасна для работающего с ней оператора. Пространство замкнуто, поэтому есть возможность собрать абразив после завершения работы. Применять автоматическую камеру можно при хорошей вентиляции. Размеры обрабатываемых изделий ограничены.

Виды абразивов

Первые аппараты работали только на песке, но в скором времени стали применяться и другие материалы для обработки металла.

То, к какой группе относится абразив, зависит от его происхождения:

  • Натуральные материалы – специальные пески для пескоструйки. Во время разработки технологии природный материал (особенно морской и пустынный песок) высоко ценился из-за отсутствия аналогов. В настоящее время требования безопасности налагают ограничения на применение натурального абразива.
  • Растительные материалы – побочные продукты сельского хозяйства, например, обработанные косточки, шелуха, скорлупа. Абразивы растительного происхождения действуют на рабочую площадь мягко и деликатно.
  • Промышленные материалы – металлические, неметаллические и отходы металлургической промышленности. Наиболее распространенный металлический абразив – это дробь. Долговечные дробь и гранулят производят практически из любых видов металла, варьируются только размеры фракции. Неметаллический абразив, отличающийся прочностью и отличными результатами очистки, относится к продуктам промышленного производства. Это, например, стеклянное зерно. Материалы из третьей подгруппы – это продукция из отвального шлака. Отличается средними характеристиками.

Пескоструйная обработка необходима для безопасной эксплуатации трубопроводов в промышленности и коммунальном хозяйстве. Пескоструйные аппараты появились в России относительно недавно, но уже успели доказать свою эффективность и удобство применения. Сколько будет стоить услуга пескоструйной очистки? Это зависит от степени загрязнения и размеров трубы.


Почему нельзя использовать песок в качестве абразива?

Очень часто клиенты обращаются к нам с вопросом: «Почему нельзя работать песком в пескоструйной камере, она же пескоструйная». Спрашивали? Отвечаем!

Почему оборудование пескоструйное?

Пескоструйное оборудование, пескоструйные камеры, пескоструйные аппараты, пескоструйная обработка – это устоявшиеся названия, имеющие многолетнюю историю. Действительно, раньше для зачистки поверхностей использовали самый обыкновенный кварцевый песок. Однако, всё со временем совершенствуется, методы зачистки поверхности не исключение.

Что представляет из себя песок?

Песок – это натуральная осадочная горная порода, или искусственный материал, созданный из горной породы. В своем составе имеет минерал кварца, так же именуемый диоксидом кремния, химическая формула которого – SiO2.

Почему песок несовместим с качественной пескоструйной обработкой?

Чтобы аргументировать нецелесообразность использования песка в пескоструйных установках 21 века, рассмотрим основные особенности данного абразивного материала.

  • Песок пылит. Представьте, что вам необходимо подготовить поверхность к покраске. Допустим, вы взяли песок и провели пескоструйную обработку. Но что делать с пылью оставшейся на детали? Очевидно, что придется потратить время не только на пескоструй детали перед покраской, но и на очистку поверхности от пыли. Ведь мелкодисперстные частицы песка нарушат процесс адгезии, «наложения» краски на поверхность.
  • Песок маскирует коррозию. Одна из главных функций пескоструйной обработки – очистка детали от коррозии. Песок забеливает пятна коррозии, делая их незаметными даже для профессионалов, но не для физических явлений. Краска, нанесенная на плохо очищенную от ржавчины поверхность, со временем запузырится, а сам металл начнет гнить.
  • Песок может содержать соли, от которых так же придется чистить обработанную пескоструем поверхность.
  • Песок портит оборудование. Пыль, образуемая в результате использования песка, быстро забивает все фильтры очистки.
  • Требования закона. В Европе и России официально запрещено пользоваться сухим песком, с содержанием свободного кварца более 1%, при проведении пескоструйных работ.
  • Дешевизна песка – миф! Песок довольно быстро приходит в негодность, в отличии от более профессиональных абразивных материалов. При использовании песка сбор и рекуперация абразива невозможны.

Жизнь и здоровье пескоструйщика

Запрет на использование песка на законодательном уровне, введенный во многих странах мира, обусловлен крайней токсичностью основного составляющего песка – диоксида кремния, для человека. При вдыхании пыли, образующейся при пескоструйной обработке поверхности песком, происходит оседание диоксида кремния в органах дыхания рабочих, что в дальнейшем приводит к профессиональной болезни пескоструйщиков – силикозу легких. К сожалению, при работе с песком, ни одно средство защиты пескоструйщика не может гарантировать оператору оборудования безопасность.

Силикоз легких – это вид пневмокониоза (группа заболеваний, вызванных длительным вдыханием пыли, от древнегреческого pneumon – легкие, konia – пыль), заболевание, обусловленное вдыханием мелкодисперсной пыли диоксида кремния, образующегося при пескоструйной обработке поверхностей песком. Характеризуется диффузным поражением легких, разрастанием в них соединительной ткани. За счет поражения легких, снижается эффективность их работы, человек получает меньшее количество кислорода, растет риск таких заболеваний как туберкулез, бронхит, эмфизема, рак легких. Кроме самого пескоструйщика, силикозу легких подвержены все люди, находящиеся вблизи проведения пескоструйных работ. Даже если вы лично не проводите пескоструйную обработку, но периодически бываете на своем производстве, риск получить силикоз легких вполне реален. На картинке вы можете увидеть легкие, пораженные силикозом.

СИЛИКОЗ ЛЕГКИХ – СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНОЕ И НЕИЗЛЕЧИМОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ.

Альтернативы песку, или чем еще можно зачищать поверхность?

В настоящий момент рынок насыщен предложениями по продаже экологически чистых, недорогих материалов для абразивоструйной обработки поверхностей. В зависимости от ваших целей, возможна покупка и использование купершлака, никельшлака, дроби, гарнета, электрокорунда. Покупка профессионального абразива – не только повысит уровень качества работы пескоструйного оборудования, но и окажется финансово выгодным решением!

Песком по ржавчине: что такое пескоструйная обработка и как её проводить

К сожалению, большинство автомобилей имеют один общий недостаток: почти все они неизбежно ржавеют. Какие-то быстрее, какие-то медленнее, но практически поголовно все они в один прекрасный день могут стать решетом, дуршлагом, ситом. И автолюбители, особенно владельцы янгтаймеров, готовы вывернуться наизнанку (или хотя бы вывернуть наизнанку карманы), лишь бы их ненаглядный автомобиль не рассыпался в труху. И вот тут многие из них на определённом этапе работы над кузовом вспоминают про пескоструйную обработку. Кто-то, конечно же, слышал про этот метод очистки металлических изделий. Но мы пошли дальше: вооружились теоретическими знаниями, мешками песка, запасом нездорового оптимизма, старым Саабом и отправились пескоструить арки.

«Песчинка обретает силу пули…»

В чём принцип пескоструйной обработки? Если коротко, то из специального аппарата песок выдувается сжатым воздухом и, попадая на поверхность, очищает её от краски, ржавчины, шпатлёвки и всего прочего, что может закрывать чистый металл от нашего взгляда. Поэтому для работы просто необходим пескоструйный аппарат.

Вообще, название «пескоструйный» не совсем корректное. В качестве абразивного материала не всегда используется песок. Но об этом мы ещё поговорим, а сейчас – пару слов об аппаратах.

Их классифицируют по-разному. Чаще всего «пескоструйки» делят на эжекторные и пневматические. Вторые, как правило, используют для выполнения большого объёма работ – например, зачистки корпуса корабля. Поэтому более пристально изучим только первый тип, с которым нам и предстоит работать.

Сжатый воздух выполняет тут сразу две задачи. Первая вполне очевидна: с огромной скоростью поливать песком обрабатываемую поверхность. Вторая задача – поднимать песок из контейнера. По похожему принципу (он называется эффект Вентури) работают пульверизаторы. К недостаткам эжекторного аппарата относится не слишком большая мощность: в час можно обработать не более трёх квадратных метров. Но для зачистки кузовных элементов её вполне хватает, тем более что у этих аппаратов есть и два несомненных преимущества. Во-первых, им не требуется много сжатого воздуха, он расходуется весьма экономно. А во-вторых, аппараты эжекторного типа позволяют работать очень точно, обрабатывая лишь те участки, которые этого требуют. Разумеется, и абразивного материала им нужно немного – хотя тут всё зависит от площади обрабатываемой поверхности.

Ну, и последнее: сравнительно лёгкую установку гораздо проще таскать с собой в случае, если вдруг у владельца чудесного аппарата появляется «халтура на стороне». Поэтому чаще всего в гаражах встречаются именно такие эжекторные аппараты – не слишком мощные, но лёгкие и компактные. И при этом всё же способные разогнать частицы абразивного материала до минимальной скорости в 300 км/ч.

Кстати, пришло время разбираться в абразиве: почему настоящим песком почти никто не пользуется, но все равно называют его песком?

Читайте также:  Правильное обслуживание коммуникаций водоснабжения

Пошёл и накопал

Ещё лет 60 назад основным абразивом был обычный кварцевый песок. Чаще всего применяли речной или карьерный, который необходимо как минимум просеять, а лучше – ещё и промыть. Впрочем, некоторые любители попескоструить у себя в гараже не сильно заморачиваются с поиском и подготовкой песка. Некоторые счастливчики, живущие недалеко от песчаных карьеров или морских побережий, просто тащат этот природный материал к себе вёдрами, после чего употребляют его в дело. Правда, обычно всё же просеивают. Некоторые вопросы возникают именно к морскому песку с пляжей: он содержит соль, что не слишком-то хорошо для кузова автомобиля. Но, как говорят адепты бесплатного пляжного песка, ничего плохого такой абразив не делает, и больше ржавчины на машинах от него не появляется.

Долгое время именно кварцевый песок и оставался единственным абразивом. Несмотря на одну особенность – очень низкую стоимость – песок имеет и серьёзные недостатки. Во-первых, он всё же не очень твёрдый. При встрече с металлом на высокой скорости он просто рассыпается в пыль, а удалить твёрдые образования просто не в состоянии. А во-вторых, песок может стать причиной силикоза – смертельно опасной болезни лёгких. Именно по этой причине в некоторых странах он запрещён для использования в качестве абразивного материала. К сожалению, наши люди не боятся ничего, поэтому и по сей день песок используют достаточно часто.

Материалы значительно дороже песка, но гораздо безопаснее и эффективнее – это никельшлак и купершлак: отходы, образующиеся при производстве никеля и меди соответственно. На данный момент это самый распространённый материал – мы сегодня будем работать как раз с купершлаком. Менее популярные материалы – электрокорунд, стальная и чугунная дроби.

Опытные мастера знают, что неправильный выбор абразива может либо испортить обрабатываемую поверхность, либо не удалить с неё всё, что задумывалось.

Поэтому неопытные пескоструйщики вполне могут, например, загубить литой диск слишком твёрдым или крупным абразивом – такое, к сожалению, бывает. Некоторые умельцы для тонкой очистки используют обычную соду: расход получается большим, но что-то повредить ей сложно.

В любом случае, одним из главных требований к абразивному материалу остаётся одно: он должен быть сухим. Но, допустим, что мастер смог правильно подобрать и абразив, и скорость, с которой он вылетает из сопла аппарата. Что ещё может пойти не так?

Бывает, что клиент после пескоструйной обработки высказывает претензии: отдавал я вам машину, а забрал решето. Тут ситуация обычно классическая, описанная фразеологизмом «поздно пить “Боржоми”»: скорее всего, деталь попала на пескоструйку слишком поздно. Или её уже окончательно сожрала ржавчина, или ржавчина сожрала её ещё раньше, но деталь покрывала тонна шпатлёвки и краски.

Мы же как раз и не хотим ждать этой «терминальной стадии», поэтому едем обрабатывать арки Сааба вовремя. Во всяком случае, думаем, что вовремя. Надеемся на это.

Во все стороны

Итак, подъезжаем к месту проведения работ. Смотрим на небо: солнышко – наш союзник, ведь голый металл негоже оставлять таким надолго, нужно сразу же закрыть его хотя бы грунтовкой, а в дождь это делать неудобно.

Так как нам нужно работать в районе колёс, их придётся снять: пескоструить покрышки мы не собираемся. Поднимаем сразу всю сторону и закрепляем ее: надолго оставлять машину на домкратах будет слишком беспечно, для надёжной фиксации нужно использовать подставки. Поэтому на них мы и устраиваем отдыхать наш Сааб. А вот теперь придётся немного отвлечься от основной темы повествования в сторону автомобиля.

Внимательный читатель уже заметил, что на арках нет ржавчины – вместо неё мы видим грунтовку. Да, всё так и есть: над машиной уже поработал не слишком рукастый специалист. Теперь нам надо открыть швы (в крыльях есть вваренные фрагменты) и те места, которые вообще не были затронуты предыдущими мастерами, но в которых есть дефекты. Для этого надо будет снять слой краски, шпатлёвки, грунтовки – в общем, всего, что успели нанести на металл. Судьба этого Сааба слишком сложна, чтобы рассказывать здесь о непрерывном процессе его восстановления, поэтому ограничусь лишь той информацией, которую привёл выше: чистим то, что уже и варили, и пытались чистить.

Сначала берём маркер и наносим разметку. Наш аппарат позволяет работать аккуратно, не удаляя ЛКП там, где оно нам ещё пригодится.

Теперь можно… отойти подальше в сторону. Работать будет мастер, а мы станем наблюдать.

Почему мы ушли подальше от машины? Просто потому, что наш купершлак летит во все стороны, а попадать под его очищающие воздействия желания нет никакого. Поэтому специалист, работающий с аппаратом, обязательно пользуется защитной одеждой. Но какой бы она ни была, полностью закрыться от песка не получится, поэтому вытряхивать его из всевозможных полостей приходится потом ещё долго.

Сантиметр за сантиметром обнажается крыло Сааба. Становятся видны и металл, и сварочные швы. Вылетевший из пескоструя купершлак тем временем медленно покрывает всё, что не укрыто. Но это не страшно – можно потом сдуть тем же компрессором. Гораздо внимательнее стоит следить за тем, чтобы абразив не слишком щедро засыпал салон: как и в случае с одеждой, выгребать его из всех складок обивки и сидений – очень малорадостное и скучное занятие.

Наконец, запланированная зона очищена. Теперь дело за малым: покрыть её грунтовкой. Тут каждый «предохраняется от ржи» по-своему: кто-то использует обычную грунтовку из аэрозольного баллончика, кто-то предпочитает эпоксидную грунтовку, кто-то делает целые химические «бутерброды». Ведь по большому счёту, пескоструйка – лишь первый шаг на длинном тернистом пути ремонта кузова, поэтому о том, что происходит после этого процесса, нужно говорить отдельно. Мы же пока отряхиваемся от абразива и радуемся, что этот первый шаг сделан.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

“Их классифицируют по-разному. Чаще всего «пескоструйки» делят на эжекторные и пневматические. ” Миша Баландин в очередной раз затупил. В пескоструйных аппаратах которые по своей некомпетентности Миша назвал “пневматические” воздух в ёмкость с песком подаётся отнюдь не для выдувания песка из оной, а для того чтоб песок МЕНЬШЕ СЛЁЖИВАЛСЯ, т.е. подавался равномерно. А вообще пескоструйные аппараты НЕ ДЕЛЯТСЯ на пневматические и эжекторные, пескоструйнве аппараты делятся только по классу производительности, сиречь по расходу воздуха и абразива. Если для маленького аппарата достаточно давления воздуха 4-6 кг/см2 и ресивера объёмом 30-50 литров, то для мощного давление уже нужно 7-8 кг/см2 и ресивер минимум на 200 литров.
Опять же Мишин прокол в том что фото аппарата приведено не полностью и показана на фото только ВОЗДУШНАЯ часть т.е. показана исключительно часть аппарата где исключительно ПОДАЧА воздуха в аппарат. А вот выход смеси абразива с воздухом Миша показать почему-то “забыл”. “При встрече с металлом на высокой скорости он (песок) просто рассыпается в пыль, а удалить твёрдые образования просто не в состоянии.” Да вот прям, на кораблях ржавчина и по богаче и потвёрже однако самым обычным речным песком металл зачищается добела. “Но, допустим, что мастер смог правильно подобрать и абразив, и скорость, с которой он вылетает из сопла аппарата. Что ещё может пойти не так?” Про скорость вылетающего из сопла абразива это вообще нечто. Мише следовало бы знать что скорость потока определяется ДИАМЕТРОМ сопла, а расход абразива как раз определяется давлением воздуха, подаваемого в аппарат. Что же касаемо порчи имущества неопытным мастером, то тут всё зависит от времени обработки конкретной точки, чем дольше тем больше шансов испортить. А чтоб не портить имущество, нужно для очистки от ржавчины использовать водоструйные установки типа VOMA которые на выходе из форсунки дают давление в от 2-х до 6-ти тыс кг/см2. Вода смывает ржавчину до чистого металла и при это не повреждает послдений.

Виды и способы проведения пескоструйной обработки

Пескоструйная обработка – эффективная технология очистки металлических и других поверхностей от разных видов загрязнений. Обычно ее проводят перед нанесением нового лакокрасочного покрытия (ЛКП) на кузов автомобиля, а также для удаления ржавчины с металлоконструкций, хотя есть и иные сферы применения методики.

Суть и назначение технологии

При выполнении пескоструйной обработки происходит очищение изделий, материалов от грязи, пыли, жира, формовочных смесей и покрытий при помощи абразивных веществ. Принцип методики основан на взаимодействии воздушно-абразивной смеси, подаваемой под давлением, с поверхностью основы, что приводит к отслоению расположенного сверху налета.

Для «разгона» абразива применяется специальное оборудование – пескоструйный аппарат с компрессором, который создает в системе нужное давление (обычно 6-9 атмосфер). После песок или иной абразив захватывается воздушным потоком и выбрасывается на рабочую поверхность. Скорость движения частиц очень велика: в среднем, она составляет 720 м/с.

Пескоструйная обработка позволяет качественно очистить металл, подготовить его к покраске или иному типу финишных работ. Более того, верхний слой изделия становится немного шероховатым, поэтому адгезия с ЛКП значительно повышается, срок эксплуатации возрастает.

Максимально долговечным будет покрытие после глубокой пескоструйной обработки, которая удаляет даже скрытые очаги коррозии и прочие дефекты основания. В промышленности пескоструи применяют также для качественного избавления от грязи, жировых пятен, для повышения надежности сварочных работ.

Виды пескоструйных обработок

В зависимости от глубины и интенсивности обработки выделяют такие степени очистки материалов:

  1. Легкая. Убираются лишь крупные следы ржавчины, а также окалина, отслаивающаяся краска. По эффективности напоминает ручную обработку металлической щеткой.
  2. Частичная (выборочная). Обрабатывается не более 5-10% поверхности.
  3. Средняя. При визуальном контакте изделие выглядит чистым, но скрытые следы коррозии могут сохраняться (они составляют менее 10% площади).
  4. Глубокая. Все загрязнения и ржавчина полностью удаляются с поверхности. Расход абразивного вещества при такой обработке значительный.

Есть и иная классификация уровней очистки металла:

  • удаляющая – избавляет основание от грязи, старой краски, но часть черновых слоев может оставаться при условии, что они не мешают качественному нанесению последующих покрытий;
  • чистовая – загрязнений нет, есть умеренная шероховатость;
  • коммерческая – любые загрязнения, жир, окалина, следы точечной коррозии отсутствуют, возможно наличие небольших сколов, полосок.

к содержанию ↑

Типы оборудования для пескоструйной обработки

На рынке представлено два вида аппаратов для абразивной очистки материалов. Мобильные установки имеют компактные размеры, поэтому легко перемещаются в любое место одним человеком. Обычно для работы требуется прочная защитная экипировка, ведь воздух в области аппарата сильно запыляется и становится опасным для здоровья людей.

Читайте также:  Красим стены вместе

Стационарные автоматические камеры представляют собой замкнутые пространства с необходимым оборудованием, расположенным внутри. Для оператора такие устройства безопасны, ведь он погружает в них только руки через специальные плотные перчатки. Благодаря наличию особой системы абразив в большинстве устройств можно применять повторно. Размеры обрабатываемых изделий ограничиваются габаритами камер: чаще всего в них входят только небольшие детали.

По принципу действия оборудование для пескоструйной обработки тоже различается. Вот основные категории пескоструев:

  1. Напорные. Особенностью работы является способ подачи абразивного материала – он идет по одному шлангу с воздухом, а не раздельно. Производительность таких устройств высока, но сильно зависит от мощности компрессора. Лучше всего применять напорные пескоструйные аппараты для очистки больших площадей.
  2. Инжекторные. Воздух и абразив поступают по разным рукавам, поэтому сопло подразделяется на два канала – воздушный и абразивный. Производительность таких установок намного ниже, поэтому обычно они используются в бытовых целях, для нанесения рисунков, для декоративной обработки или придания поверхности шероховатости.
  3. Вакуумные. Представляют собой подтип напорных аппаратов, но имеют некоторые конструктивные особенности. После выброса на обрабатываемую поверхность абразив засасывается внутрь посредством вакуума. Такие агрегаты применяются на порядок реже других из-за невысокой производительности.

к содержанию ↑

Разновидности абразивных материалов

Самым первым абразивом для обработки поверхностей служил песок: от него аппараты и получили свое название. Сейчас очистка металла производится при помощи песка и других, более современных и эффективных материалов. Они различаются по следующим физическим характеристикам:

  • твердость – обуславливает интенсивность обработки и ее скорость;
  • размер частиц – крупнофракционные материалы имеют более высокую ударную силу;
  • однородность – равномерную обработку поверхности обеспечивают только примерно одинаковые по размерам частицы;
  • форма – круглые элементы убирают загрязнения при прямом контакте с поверхностью, удлиненные действуют силой трения, зернообразные дают эффект полировки.

Абразивные материалы также классифицируют по происхождению:

  1. Природные. Группа включает разные виды песка – речной, кварцевый, пустынный, морской. Сейчас их применение ограничено, так как есть много более эффективных аналогов.
  2. Растительные. Это – разные косточки, шелуха, иные продукты переработки растений. Они действуют очень мягко и чаще всего применяются для очистки деликатных поверхностей.
  3. Промышленные. Могут быть на основе металла, продуктов его переработки или неметаллическими. Самый известный абразив этой группы – стальная дробь, которую можно применять многократно. Из неметаллических абразивов чаще всего используются стеклянное зерно и дробленая пластмасса, из отходных – шлак, корунд.

к содержанию ↑

Плюсы и минусы обработки

Пескоструйная обработка имеет ряд достоинств:

  • быстрота очистки поверхностей, особенно, в сравнении с ручным воздействием;
  • отличное качество работы – воздушно-абразивная смесь гарантирует удаление абсолютно всех типов загрязнений и старых покрытий;
  • возможность самостоятельно регулировать тип очистки – это свойство достигается при изменении рабочего давления установки;
  • отсутствие вреда для металла – толщина изделия не меняется, равно как и иные параметры;
  • универсальность – пескоструйная обработка подходит практически для всех металлических изделий, а также для стекла, дерева, бетона и ряда иных материалов.

Недостатки у такой обработки тоже отмечаются. Если установка промышленная, оператору требуется пройти обучение. Для небольших бытовых устройств этот пункт можно пропустить, но ознакомление с мерами безопасности все равно является обязательным.

Цена хороших аппаратов довольно высока, особенно когда речь идет о стационарных камерах. Использование песка может быть опасным для здоровья, ведь мельчайшие частички песчаной пыли способны оседать в легких и вызывать тяжелые заболевания. Вместо песка лучше применять более современные абразивы, но они на порядок дороже.

Главные правила обработки

Получить действительно качественный результат обработки можно лишь при подборе хорошего оборудования, расходников и комплектующих. Абразивный материал должен идеально подходить для конкретного вида работ, иначе поверхность будет очищена недостаточно, либо окажется поцарапанной.

Чем выше производительность компрессора пескоструя, тем быстрее будет происходить очистка, а эффективность окажется большей. Необходимо выбирать установки с рукавами значительного диаметра, чтобы снизить потери давления. Муфты, соединители должны точно соответствовать диаметрам рукавов. Также следует уделить внимание качеству сопла – самые долговечные производят из карбида бора, правда, стоят они намного выше прочих.

Пескоструйная обработка кузова и кузовных элементов

Обработка кузова – наиболее востребованный вид работ с пескоструйным аппаратом. С ее помощью можно очистить поверхность от старой грязи, убрать следы окалины, краску, ржавчину. Также пескоструй помогает оценить степень поражения металла коррозией и выбрать оптимальный способ его восстановления.

Пескоструйная обработка узлов и агрегатов автомобиля

Чистка поверхности важных узлов, соединений и деталей машины при помощи пескоструя считается самым эффективным способом их защиты от повреждений. Кроме удаления ржавчины, пятен и старых покрытий, обработка помогает улучшить адгезию металла с грунтовкой, краской, лаком.

Пескоструй дисков

Пескоструйная обработка колесных дисков – популярная услуга в автомастерских. Она помогает удалить с основания все загрязнения, в том числе – застарелые и высокой плотности, убирает следы ржавчины и краски, в результате чего основа становится пригодной для реставрации. При помощи пескоструя можно избавить диски от первичного коррозионного воздействия (окалины), трудновыводимой точечной ржавчины, повысить прочность и внешнюю привлекательность. После применения пескоструя и нанесения порошковой краски диски будут выглядеть как новые.

Пескоструйная обработка рам и прицепов

Перед реставрацией и окрашиванием рам, прицепов обязательно осуществляется абразивная обработка, которая в будущем защитит металл от разрушающего действия коррозии. Особенно рекомендуется провести очистку пескоструем при наличии таких проблем:

  • загрязнения, вызванные влиянием высоких температур;
  • следы точечной или иной ржавчины;
  • плесень, грибок;
  • жирный налет, остатки нефтехимии;
  • начавшее разрушаться противокоррозионное покрытие.

к содержанию ↑

Пескоструй деталей мотоцикла

С использованием пескоструйной обработки можно без труда очистить различные детали мотоциклов от любых загрязнений. Чаще всего при ремонте техники осуществляют пескоструйную обработку таких узлов и элементов:

Очистка металла от коррозии

В домашних условиях избавление металла от ржавчины чаще всего производят при помощи химических средств – так называемых преобразователей. Но эффективность их работы остается на невысоком уровне, если очаги коррозии множественные или глубокие. При наличии скрытых элементов их легко пропустить. Обычно удаляется лишь верхний слой ржавчины, и коррозионный процесс продолжает свое развитие.

Пескоструйная обработка убирает даже глубокое поражение металла ржавчиной, причем подходит для любых узлов, деталей, поверхностей. Желательно всегда подвергать изделия такой обработке перед нанесением нового защитного или декоративного покрытия.

Удаление ЛКП

Для очищения лака, краски с небольших оснований можно использовать металлическую щетку или наждачку. Но ручная очистка от старого ЛКП на значительных по площади поверхностях будет затруднена и займет много времени. Лучше воспользоваться технологией пескоструйной обработки, которая имеет ряд преимуществ:

  • высокая скорость – за день реально удалить краску на 100 квадратных метрах поверхности и более;
  • универсальность – можно избавиться от любого типа лакокрасочного покрытия;
  • шлифовка и матирование – кроме устранения старой краски, лака, придания металлу чистоты до блеска на поверхности создаются микроскопические бороздки, что усиливает адгезию с новым слоем краски;
  • идеальный результат – благодаря пескострую можно убрать остатки лакокрасочных материалов даже в труднодоступных местах.

к содержанию ↑

Использование пескоструйной установки в бытовых условиях

В специализированных магазинах представлены различные модели пескоструйных аппаратов, многие из которых хорошо подходят для применения в быту. Особой популярностью пользуются устройства марки Karcher, которые годятся для обработки любых площадей. Некоторые мастера называют пескоструи «фасадными пистолетами», ведь их часто используют в ходе работ по реставрации зданий.

В домашних условиях при помощи пескоструя можно очищать как ровные металлические основания, так и объемные конструкции из разных материалов. Лучше всего для быта подходят мобильные аппараты, которые имеют компактные размеры, легко перемещаются по территории. Управлять таким устройством может один человек, помощники ему не потребуются.

В качестве абразива в большинстве современных аппаратов применяется не только кварцевый песок, но и иные материалы. Важно, чтобы размер фракции соответствовал диаметру сопла, ведь частицы должны свободно проходить через отверстие насадки.

Очистка после пожара

Обработка металла, который пострадал от пожара, заключается в удалении нагара с поверхности изделий. Такой тип загрязнений формируется от действия высокой температуры и плохо убирается ручными способами. Зато пескоструйная очистка быстро очищает грязь, жир, воздействуя на металл потоком воздушно-абразивной смеси.

Реставрация зданий

Пескоструйные работы при восстановлении старых и поврежденных строений, зданий весьма востребованы. Пескоструй позволяет продлить срок эксплуатации домов, используется при реставрации исторических объектов, применяется на отдельных этапах работ по постройке новых зданий.

Очистка фасада и удаление граффити

Избавление стен зданий от надписей и загрязнений также можно проводить при помощи пескоструя. Закрашивание рисунков чаще всего не дает должного результата, к тому же, для сохранения привлекательности фасад придется красить полностью. Зато при помощи пескоструйной обработки можно быстро и без лишних затрат удалить все надписи и грязь с дома, восстановив его «внешность».

Очистка кирпича

Поддерживать красивый вид кладки тоже можно посредством пескоструйной обработки. Ее проводят регулярно, чтобы избавиться от налета, загрязнений, потемнений. Пескоструй позволяет удалить грязь даже из швов, пазов и иных труднодоступных участков.

Реставрация гранита

Гранит обеспечивает зданию прочность и эстетичность, но со временем стареет, темнеет и требует проведения реставрационных работ. Пескоструйная обработка – идеальный вариант для восстановления естественной красоты гранита. Абразивные частицы небольшой фракции вернут кладке блеск, удалят грязь и потертости, в результате здания и сооружения будут выглядеть как новые.

Рисование на стекле и зеркалах

Использование специальных насадок позволяет применять пескоструйные установки для рисования по стеклу, зеркальным поверхностям, а также деревянным и металлическим рамам подобных изделий. С помощью пескоструя можно снять старое лакокрасочное покрытие, придать сияние поверхности, а затем выполнить на ней оригинальный декор.

Пескоструйная обработка изделий пригодится в промышленности и быту. Многофункциональность, универсальность, простота работы с пескоструйной техникой делает ее востребованной в разнообразных занятиях, тем более, что для эксплуатации приборов не потребуется специальных навыков и знаний.

Ссылка на основную публикацию