СКУЛЬПТУРА ИЗ МЕТАЛЛА

Гаражный бизнес: как заработать на необычных скульптурах из металла

«Мурашки по коже бегут, когда из листа металла получается произведение»

    Поделиться:

IT-инструменты, которые использует Андрей Казанцев

  • Etsy
  • Instagram
  • YouTube

К тому, чтобы начать собственный успешный и необычный проект, Андрей Казанцев, можно сказать, готовился последние 10 лет. Конечно, когда он поменял кресло менеджера на должность подмастерья в мотосервисе, не предполагал, что со временем станет создавать скульптуры из металла стоимостью в десятки тысяч рублей. О том, как хобби стало бизнесом и почему в России не готовы тратить деньги на изделия ручной работы, порталу Biz360.ru рассказал Андрей Казанцев.

Андрей Казанцев, 34 года, предприниматель из Екатеринбурга, основатель мастерской Dirtcustoms , которая выпускает полигональные скульптуры из металла. Родился в Среднеуральске, высшее образование получил на факультете автоматизации технологических процессов Уральского государственного горного университета. Начинал карьеру с должности менеджера в веломагазине, работал в мотосервисе, на заводе Rival. В 2018 году основал собственную мастерскую. Женат, в семье трое детей.

Последние 10 лет Андрей Казанцев работал с металлом и сваркой: делал аксессуары для автомобилей, мотоциклов, снегоходов и квадроциклов. Ещё пару лет назад он и не предполагал, что настоящее удовольствие и неплохой доход будет получать, делая на заказ не детали машин, а фигурки животных. В истории его проекта, как это часто бывает, много случайного.

Ещё во время учебы в вузе Андрей начал подрабатывать. Был менеджером в веломагазине: «Очень быстро понял, что сидячая работа, офис с компьютером, заказы и отчёты мне совсем не нравятся. Я уволился и попросился работать к знакомым в мотосервис. Максимум, что я мог сделать тогда – поменять колесо. Учился всему на практике», – рассказывает Андрей.

Там же он освоил сварочный аппарат: «В мастерской было оборудование для аргоновой сварки, которое до этого я видел только по телевизору. Когда увидел его вживую, захотел освоить, буквально загорелся этим. Учить меня не хотели, поэтому приходилось подсматривать за работой мастера издалека, изучать ролики на YouTube, а вечерами, после того, как все уходили домой, пробовать сделать что-то».

На заработанные в мастерской деньги Казанцев купил гараж, сварочный аппарат и необходимые инструменты. Своё первое дело начинал с того, что по выходным и в свободное время делал друзьям и знакомым аксессуары для мотоциклов. «Я всегда ставил качество на первое место. Если что-то делал, старался, чтобы клиент был доволен, и мне было не стыдно за работу. Поэтому сарафанное радио заработало очень быстро: друзья советовали меня своим знакомым, заказов становилось всё больше», – вспоминает он.

Спустя какое-то время работы в гараже стало настолько много, что Андрей решил уйти из сервиса. А ещё через полгода он перестал справляться с заказами. «В итоге со временем всё это превратилось в мастерскую площадью 350 квадратных метров, в которой работало восемь человек. Мы делали самые разные вещи для мотоциклов, снегоходов и квадроциклов. Один раз даже собирали модель танка «Абрамс» в натуральную величину. Его заказала фирмы, которая организовывала соревнования по страйкболу. Тогда я не владел никакими программами для 3D-моделирования, прикидывал на глазок, брал кусок ватмана, вырезал из него детали, подгонял, переносил на метал и вырезал вручную», – говорит Андрей.

О мастере узнали в компании-производителе аксессуаров и дополнительного оборудования для машин, квадроциклов и мототехники – Rival, и пригласили на работу. Андрей не сразу решил променять свою мастерскую на наёмный труд. «Меня позвали на экскурсию. Я увидел современное производство, огромные площади, новейшие станки с ЧПУ. Плюс они пообещали, что я смогу пользоваться оборудованием в нерабочее время в своих целях. Я уже не смог отказаться от такого предложения», – рассказывает Андрей.

На новом месте Андрей занимался тем же, чем и у себя в мастерской, но на совершенно другом уровне. Больше не делал модели из картона, а освоил компьютерное 3D-моделирование.

«Благодаря тому, что я интересовался, учился, многое пробовал и делал сам, за три года неплохо взошёл по карьерной лестнице. Я пришёл в компанию на должность менеджера, а спустя время возглавил отдел разработки силовых бамперов для внедорожников».

Так Казанцев проработал до марта 2018 года, пока не увидел в Instagram фото полигональной – многогранной – фигурки, головы оленя из бумаги. «Сразу понял, что у меня есть всё для того, чтобы делать такие же, но из металла. Я мог спроектировать 3D-модель, сделать развёртки, вырезать детали из стального листа, согнуть их и сварить швы. Это то, чем я занимался каждый день, только немного в другом выражении. Я загорелся этой идеей и решил попробовать сделать первую фигуру – кошку», – вспоминает Андрей.

На её производство ушел целый месяц. Оказалось, говорит мастер, делать её сложнее, чем бампер. Плюс уже в процессе работы понял, что начал далеко не с самой простой модели. Кошка, которую придумал Андрей, смотрела в сторону, поэтому была несимметричной. Симметричную модель сделать было бы гораздо проще.

Когда он выложил фото готовой скульптуры в Instagram, получил сотни лайков и десятки комментариев и решил продать скульптуру подписчикам. Сам цену назначать не стал, а устроил аукцион. В итоге кошка уехала в Москву, автор получил за свое изделие 6 тысяч рублей.

«Когда я только увидел бумажную голову, нашёл в интернете несколько человек, которые делали что-то похожее из металла. Я сразу решил, что смогу сделать круче. Мой опыт помог мне настолько точно подогнать все детали, что при сборке не приходилось ничего корректировать, все детали собирались идеально. Думаю, что проблема конкурентов в том, что они берут за основу бумажную развёртку и по ней вырезают детали, не учитывая толщину листа металла», – говорит Андрей.

«В июле я познакомился с девушкой, которая создаёт наборы для самостоятельной сборки подобных моделей из бумаги. У неё была очень крутая модель сидячего добермана. Я буквально влюбился в него – настолько он был чёткий, простой и в тоже время очень похожий на реальную собаку. Мне удалось договориться с Натальей и получить компьютерную модель этой фигуры. Я немного изменил её, адаптировал под металл и изготовил скульптуру высотой в один метр» – вспоминает Андрей. – Процесс создания заснял в режиме Time-lapse, смонтировал минутное видео и выложил в Instagram. Это произвело эффект взорвавшейся бомбы. Количество просмотров было невероятным, благодаря бесконечным репостам количество подписчиков росло в геометрической прогрессии», – говорит Андрей.

К сентябрю проект стал развиваться достаточно активно. В марте 2019 года Андрей уволился с прежней работы, и всё время стал проводить в мастерской. «Именно после увольнения хобби начало превращаться в бизнес. Мог бы уйти с работы и раньше, но мне было немного страшно остаться без стабильного дохода и сделать шаг в перспективное, но неопределённое будущее», – говорит он. К тому же на запуск проекта предпринимателю пришлось потратить большую часть накоплений. В оборудование, инструменты, вырезку деталей вкладывал всё, что зарабатывал.

«Если вести такой бизнес самым примитивным способом: резать металл болгаркой и варить полуавтоматом, можно стартовать и со 100 тысяч рублей, если брать всё, что нужно, чтобы ни от кого не зависеть, нужно потратить 15-20 миллионов. У меня промежуточный вариант. Вложил в бизнес около 3,5 млн. рублей. У меня есть почти всё, кроме самого дорогого станка для раскроя деталей. Пока заказываем эту работу на стороннем предприятии».

Когда вложения окупятся, Андрей не знает: «Никакого бизнес-плана у меня нет. Я вообще не люблю ничего планировать и структурировать. Да, это неправильно, и, если бы я всё делал по уму, производство уже имело бы совсем другие масштабы. Пока это больше гаражная мастерская, чем полноценный бизнес».

Сейчас создание новых моделей у Андрея по-прежнему занимает достаточно большое количество времени. От идеи до готового изделия проходит два месяца. Месяц уходит на разработку модели, месяц на её воплощение. Сейчас все модели Андрей заказывает у дизайнеров: «Я познакомился с ребятами, которые делают модели из бумаги. Теперь заказываю у них визуализацию каждого проекта. После сам делаю развёртку для металла. Это получается гораздо проще, быстрее и красивее».

После того, как развёртка готова, она превращается в файл для станка с ЧПУ и отправляется на предприятие, где из металла вырезают нужные детали. Остаётся согнуть их с помощью специального станка – листогиба, сварить и отшлифовать все швы.

«Дальше обрабатываю скульптуру, исходя из вида металла и пожеланий клиента, – рассказывает Андрей. – Например, нержавеющую сталь полирую до зеркального блеска или обжигаю огнём, чтобы она приняла разные, в зависимости от степени нагрева оттенки: от золотистого до синего. Обычную сталь можно покрасить или также обжечь и покрыть лаком, заржавить и покрыть воском».

В месяц мастерская может выпускать в среднем 30-40 изделий. Сейчас она загружена заказами по максимуму. Есть даже небольшая очередь из тех, кто заказал уникальные изделия.

Что касается популярных моделей, их в мастерской стараются держать в наличии. «Однотипные скульптуры параллельно делать гораздо проще, чем перескакивать с одной модели на другую. Как правило, делаем сразу несколько одинаковых изделий. Например, собак – самую популярную скульптуру – давно не делаем по одной. Заказываем партию из пяти комплектов заготовок и сразу собираем».

Цена на скульптуры мастерской, в первую очередь, зависит от сложности изделия. 80% стоимости приходится на работу и только 20% – стоимость материалов. Маленькая скульптура с 300 гранями легко может стоить столько же, сколько и большая с 10 гранями.

Самая маленькая скульптура в ассортименте мастерской — свинка-копилка диаметром около 20 см. Это одновременно и самая бюджетая модель: изготовленная из нержавеющей полированной стали она стоит 15 тысяч рублей. Самая дорогая на сегодняшний день проданная фигура – орёл за 110 тысяч рублей.

Самая большая скульптура, которую приходилось делать Андрею – стаффордширский терьер длиной 130 см. Сейчас Андрей работает над петухом 1,7 метра в высоту и трёхметровым оленем. Пожалуй, самый необычный заказ, который получала мастерская, голова президента США Дональда Трампа.

Скульптуры от мастерской Казанцева покупают в подарок на свадьбу, день рождения, новоселье. Чаще всего изделия селятся на приусадебных участках, реже их покупают для декора жилых помещений.

Основная масса клиентов мастерской – собаководы. «Они обычно настолько любят своих питомцев, что как только видят что-то связанное с ними, сразу заказывают, готовы отдать любые деньги, – говорит Андрей. – Некоторые просят повторить их пса в точности: если у их собаки стоячие уши, то они хотят видеть такие же на скульптуре, если собака, более «раскачанная» или худая, чем наш образец, приходится подстраиваться. У нас уже сделано несколько вариантов бультерьеров. Теперь я стараюсь не браться за такие кастом-проекты и настаивать на том, чтобы брали, что есть. Даже мелкие доработки приводят к изменению всего проекта и влекут за собой большой объём работы».

«У нас в стране мало клиентов, которые готовы платить за ручной труд такие деньги, – говорит Андрей. – Я сразу понимал, что иностранцы платить за такое готовы, но их часто останавливает очень дорогая доставка. Чтобы DHL доставил скульптуру стоимостью 1 тысяча долларов, нужно отдать ещё столько же. Продаж за границу не было до тех пор, пока я не нашёл способ отправлять посылки более бюджетно – через «Почту России».

Первый иностранный клиент пришел к Андрею через маркетплейс хенд-мэйд-изделий Etsy . «Я создал магазин на этой площадке, выложил фото первой кошки и собаку, и почти забыл про него. В один прекрасный день услышал незнакомое уведомление на своём телефоне, похожее на звук сыплющихся из автомата монет. Оказалось, кто-то заказал и оплатил скульптуру», – вспоминает он. Так первый зарубежный заказ уехал в Австралию. После первой продажи и отзыва объявление стало чаще выпадать в поиске, благодаря этому росли просмотры.

Следующий заказ отправился в Норвегию. «Когда пришло время отправлять собаку, я столкнулся с новой проблемой: почта не принимала посылку, потому что они превышала максимально допустимые габариты. Пришлось фантазировать. Нашёл через сервис поиска попутчиков человека, который ехал туда из Санкт-Петербурга, заплатил ему 8 тысяч рублей». После этого Казанцев заключил договор с почтой и поставки наладились.

Читайте также:  Посадка крупномеров

Сейчас магазин на Etsy регулярно приносит заказы, но всё равно гораздо чаще – в 85% случаев – клиенты находят мастерскую через Instagram .

«Когда первые клиенты получили свои скульптуры, и я выложил их отзывы в Instagram, люди убедились, что я настоящий, товар доезжает до клиентов, от них есть хорошая обратная связь, и заказы полились рекой».

Как и в случае с Etsy, в Instagram большинство заказчиков – иностранцы. Только 10-15% изделий мастерской остаются в России. 80% из оставшейся доли заказов уезжает в Америку и Канаду, остальное – в страны Европы. В России чаще, конечно, заказы поступают из Москвы и Санкт-Петербурга, но есть в географии поставок и другие города. Интересно, что за всё время работы у Андрея было только два заказа из Екатеринбурга.

«Поначалу с иностранцами работать было очень тяжело. В школе и институте я учил французский язык, и ещё два года назад абсолютно не владел английским. Учить его начал на прежней работе, плюс сам стал ходить на курсы, заниматься онлайн. Когда у меня появились первые заказы из-за рубежа, был чуть-чуть подготовлен. Сейчас уже могу почти свободно переписываться с клиентами, но, когда звонят и начинают говорить быстро, иногда теряюсь», – рассказывает предприниматель.

Скоро к двум основным двум площадкам продажи скульптур – магазину на Etsy и аккаунту в Instagram – добавится ещё один канал продаж: собственный сайт. «Мы хотели делать его на русском и английском языках, но столкнулись со сложностями при выборе способа оплаты и расчёта доставки. Поэтому решили оставить только английский язык, основной наш клиент всё-таки не говорит по-русски».

В более отдалённой перспективе у Андрея появятся представители в разных странах. По его задумке, он будет поставлять фигуры партнёрам оптом. «У них будут выставочные залы, в которые человек может прийти, потрогать и посмотреть. Живьём это всё выглядит совсем не так, как на картинке. Когда ты видишь это своими глазами, сразу хочешь себе такое же и готов отдать любые деньги. Обычно, когда скульптура приходит клиенту, в течение пары дней поступает ещё два-три заказа от его друзей», – объясняет Андрей.

Запросы от нескольких человек, которые хотят стать дилерами, уже есть. Останавливают Андрея сложности с доставкой: «Собрать контейнер, правильно задекларировать товар, отправить… Пока я не очень хорошо представляю, как начать двигаться в этом направлении. Вижу такой выход: найти человека, который в этом понимает».

В следующем году Андрей планирует поучаствовать в выставках, посвящённых дизайну интерьеров. «Меня приглашали в этом году поехать в Лондон, но понял, что не потяну: оплата участия, проезд, доставка фигур обойдутся в круглую сумму», – говорит он.

Пока в продвижение Андрей не вкладывается. Аудитория в Instagram до сих пор растёт только благодаря интересным фото и видео. Например, Андрей часто выгуливает своих собак, котиков и других животных в центре города – снимает скульптуры на фоне местных достопримечательностей. «Мне очень нравится этот процесс: поставить скульптуру и наблюдать за реакцией прохожих. Они смотрят, фотографируют, пытаются залезть, кто-то целует и обнимает».

Помогла Андрею рассказать о себе ещё одна интересная задумка. В самом начале пути он сделал скульптуру добермана для певицы Глюкозы, популярность к которой пришла, в том числе, благодаря песне об этой породе собак. Получила необычный подарок Глюкоза во время гастролей в Екатеринбурге. Приятно удивлённая, она выложила фото работы у себя в в Instagram и упомянула мастерскую.

«Вообще чётко понимаю, что пора бы уже плотно заняться продвижением. Знаю, что не обязательно тратить на это своё время – можно взять менеджера, который уже всё умеет. Наверное, скоро к этому приду, а пока просто снимаю, монтирую, придумываю и воплощаю идеи для фото», – говорит Андрей.

Вообще, говорит Андрей, главное, что отличает его нынешнюю работу – азарт и возможность создавать своими руками что-то интересное. «Когда ты работаешь на кого-то, у тебя есть стабильность, но нет азарта. Хоть я и не играю в компьютерные игры, но могу сравнить своё дело именно с ними. Свой бизнес – это стратегия. Тебе нужно выстраивать вокруг себя команду, направлять процесс, продумывать шаги, чтобы всё начало работать и давать результат», – говорит он.

«Плюс мне очень нравится процесс создания скульптур. Мурашки по коже бегут, когда из листа металла получается произведение. Несмотря на то, что я уже могу позволить себе нанять сварщиков и шлифовщиков, мне нравится самому работать руками», – говорит Андрей.

Глядя на то, как вдохновенно работает отец, сваркой увлёкся и старший сын Андрея. Он смотрит, что делает папа и создаёт свои произведения. В свои шесть лет он уже сварил, цветочки и рыбку, и даже заработал первые деньги, продав свои творения.

Уралец за три года научился делать «живые» скульптуры из металла. ФОТО

Мужчина в 40 лет решил кардинально сменить сферу деятельности и не прогадал!

Житель Екатеринбурга Олег Турковский еще три года назад и не подозревал, что кардинально поменяет образ жизни, налаженный бизнес по строительству на увлечение, хобби, а оно, в дальнейшем, перерастет в настоящую страсть и доходное ремесло. Но решиться бросить все в одночасье и заняться тем, что тебе действительно интересно, было не рационально. В этот момент пришло осознание того, что поменять работу на хобби можно, лишь превратив свое увлечение в стабильный доход.

Посетив однажды строительную выставку Олег приобрел первые приспособления для работы с металлом. Так начались первые шаги в непростом кузнечном ремесле.

Сила Интернета

В подмастерья Олега на тот момент никто не взял: возраст не тот, да и исполнять роль «принеси-подай» нашему герою не хотелось. Помог Интернет. Здесь он почерпнул необходимые для работы с металлом знания, хотя до этого момента даже молотка в руках не держал. Так что все тонкости кузнечного дела пришлось осваивать самостоятельно в экспресс-режиме.

Несмотря на то, что за три года Олег сильно преуспел в этом деле и даже обзавёлся кузницей, он не считает себя кузнецом в общепринятом понимании этого слова:

«Многих кузнечных операций я попросту не знаю, многое не умею делать. В общем, так себе кузнец. Я бы назвал себя художником по металлу. Моя техника совмещает множество разных стилей, для работы в которых требуется огромное количество самых различных инструментов».

Всё по науке

По словам Олега, первой его работой стала небольшая скульптура пантеры. Потом он пробовал себя в изготовлении фонариков, небольших фигур из металла. Однако самой любимой тематикой, которой художник придерживается и сейчас, остаётся мир животных. Чтобы сделать металлических зверей «живыми», в процессе подготовки к работе мужчина изучает фотографии, повадки, размеры, анатомию и скелет животного или насекомого, а потом уже приступает к изготовлению.

В соответствии с задумкой, сначала, делается каркас будущей скульптуры, потом мастер приступает к детализации. Молотоки, чеканы, штампы, горн, пневмомолот, сварочные аппараты, шлиф-машинки, плазморез – вот далеко не полный список инструментов, которые используются в работе. Но, как уверяет мастер, самый главный инструмент — это руки.

«Мне интересны именно скульптуры. Например, ленивец, которого я недавно сделал, по габаритам получился как настоящий. Главная цель этой работы состояла в том, чтобы максимально реалистично передать внешний вид этого животного: его мех, «пушистость», глуповатый, но добродушный вид. В процессе пришла идея оформить данную скульптуру именно в виде вешалки. Причём, изделие сбалансировано так, что оно не переворачивается, даже если повесить одежду или сумку только на одну из сторон», – рассказывает художник.

Над мехом Олег работал полтора месяца: каждую шерстинку вырезал вручную и загибал. И это уже не кузнечная работа, а именно художественная. Механизированной операцией такое сделать было бы невозможно.

В среднем на создание одной скульптуры уходит от трёх недель до полугода. Металл используется абсолютно разный в зависимости от задумки мастера.

Практически все скульптуры имеют герметичный каркас из железа. Это сделано для того, чтобы в скульптуры, установленные на улице не ржавели изнутри и не служили домом для насекомых.

Смена курса

Художник говорит, что решение о кардинальной смене вида деятельности пришло ближе к 40 годам, когда уже были семья, бизнес и стабильность. Однако делать выбор между работой и любимым хобби с каждым днём становилось всё сложнее, и Олег принял решение завершить историю со строительством и полностью посвятить себя кузнечному делу.

«Первые два года выдались особенно сложными. Никто не ожидал, что я когда-то начну что-то делать руками. Близкие, конечно, были в шоке от моего решения, но приняли его и поддержали, за что им большое спасибо», – говорит мужчина.

Сейчас у Олега – своя кузня в 30 км от Екатеринбурга, а его работы разлетаются, как горячие пирожки. Животные и насекомые из металла обретают свои новые дома в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Минске и т.д.

Примечательно, что автор продаёт только готовые работы. Если заказчик желает заказать изделие, которое было продано, мастер предупреждает, что точный повтор невозможен:

«Я не занимаюсь штамповкой. Каждое изделие – уникальное: со своим характером, эмоцией. Как-то раз позвонила женщина из Москвы и попросила сделать бобра, которого я к тому моменту уже продал. Объяснил ей, что точно таким же он не будет, но я постараюсь сделать его максимально похожим. В итоге сделал: вроде и поза та же, и голова похожа, а зверёк получился всё равно абсолютно другим: со своим характером и индивидуальностью. Даже взгляд отличается!»

Как говорит Олег, все изделия, которые он сделал – любимые. Однако расстаётся с ними с легкостью, поскольку знает, что «питомцы» находят свой дом, где будут приносить радость хозяину.

Цены на скульптуры уральца варьируются от пяти до 500 тысяч рублей. Стоимость работы зависит от трудоемкости, художественной ценности, размера и редкости на рынке. К примеру, на данный момент в продаже как в России, так и за рубежом, нет ни одного ленивца из металла ручной работы. Это – чистой воды эксклюзив. Вторую такую вещь не сделать.

Не свернуть с пути

В планах у Олега – сделать инсталляцию на входную группу для музея в Петербурге, а также завершить работу над огромным драконом весом более 300 кг и длиной 4,5 метра.

Идеи о создании того или иного изделия приходят случайно, а уже потом мастер продумывает процесс его изготовления.

«Чтобы получилась хорошая вещь, мне надо остаться одному, подумать, как это будет выглядеть и с чего нужно начать, а потом, методом проб и ошибок, сделать. Здесь ведь всё, как в жизни: любая сложная вещь состоит из множества простых деталей. Умение расчленить сложное на мелкие составляющие – основа всего.

Бывает, придёшь в кузню, и ничего не получается, всё из рук валится. А под настроение столько работы сделаешь, трудишься по 12 часов без устали – кажется, за неделю столько бы не сделал!», – рассказывает Олег.

Несмотря на любовь к кузнечному ремеслу, он не отрицает тот факт, что работа с металлом – дело тяжёлое, опасное и вредное для здоровья. Никакой романтики здесь нет. К примеру, руки нашего героя – в постоянных ожогах, а лёгкие не становятся здоровее от того, что каждый день вдыхают металлическую пыль, частицы абразивов и угля.

«Многие знакомые, которые начали работать с металлом исключительно ради денег, давно всё это забросили. А я – нет. И дело тут не в самопожертвовании, а в том, что мне это всё по-настоящему нравится, приносит удовольствие.

Два года, в самом начале, когда я толком ничего не умел, были самыми тяжёлыми: не было никакого опыта работы с металлом, постоянно разрывался между основной работой и кузницей. В конце концов, пришлось сделать выбор. Я сделал и нисколько не пожалел, что выбрал дело по душе и решил идти до конца, не размениваясь.

Не знаю, как сложится дальше, но новой работы не боюсь – всё можно освоить. Если уж я в 40 лет кардинально сменил профиль, то мне уже ничего не страшно», – резюмирует художник.

Читайте также:  Озеленение крыш в городских условиях

Скульптуры из металлолома (36 фото)

Что вы видите, глядя на сломанную вилку, ненужный винт, испорченную запчасть и прочий металлолом? Большинство из нас видит в этом то, что давным-давно пора отправить на свалку.

Но не Брайан Мок ( Brian Mock ), “металлист”-энтузиаст, который возвращает к жизни восстановленные материалы в виде впечатляющих произведений искусства.

все фотографии: © Brian Mock

Изготовление скульптуры. Материалы. Часть 2.

В продолжение начатой темы (часть 1) хотелось бы поговорить об основных материалах, используемых для изготовления скульптур — тема, с которой небезынтересно ознакомиться перед тем, как купить скульптуру либо изготовить современную скульптуру на заказ.

Скульптура из камня.

Камень был одним из первых материалов, используемых скульпторами.

В практическом смысле многие виды камня очень прочны и не подвержены значительным изменениям под воздействием природных факторов.

Камень – это распространенный материал, причем всегда можно найти глыбу нужного размера.

И разумеется, камень служит основным материалом при возведении архитектурных сооружений, с которыми исторически была тесно связана скульптура.

Для изготовления скульптур часто используются такие породы камня, как магматические (гранит, диорит, базальт, обсидиан), осадочные породы (песчаник, известняк, алебастр) и метаморфические породы (например, мрамор, который есть ни что иное как кристаллизованный известняк).

Натуральный цвет камня – одна из его характеристик, искусно используемая скульпторами.

Например, Каррарский (или тосканский) мрамор практически чистого белого цвета и словно имеет внутреннее свечение, за что высоко ценится желающими купить скульптуру.

Гранит может быть практически любых цветов и оттенков: белым, черным, серым, розовым и даже красным.

Песчаник имеет всегда теплую цветовую гамму, а частицы ископаемых в известняке могут создавать интересный рисунок на поверхности скульптуры.

Полудрагоценные камни также могут быть материалом для небольших статуэток: горный хрусталь, кварц, аметист, агат, яшма. Особенно известны статуэтки из нефрита, популярные в Древнем Китае, у народа Майя и других племен в Мексике.

Скульптура из металла.

Практически одновременно с открытием человечеством технологий плавки металла активно развивалась и искусство изготовления скульптур из металла.

Небольшое количество древних скульптур из металла объясняется не отсутствием популярности таковых, а тем, то большая часть таких скульптурных произведений, как правило, переправлялась на военные или хозяйственные нужды.

Бронза (справ меди и олова), золото, серебро, алюминий, сталь, медь, латунь , свинец и железо – вот только небольшой перечень излюбленных материалов скульпторов по металлу.

Большинство металлов чрезвычайно прочны и дают практически неограниченную свободу творчества. Цвет, блеск и светоотражение – одни из уникальных свойств металла, которые особенно ценятся скульпторами.

Литье, прессование, ковка, гибка, резка, сварка и чеканка – это только небольшой перечень из известных на сегодня техник работы по металлу.

Художники часто используют нержавеющую сталь для скульптуры в современном, абстрактном стиле — материал, подходящий не только для малой интерьерной скульптуры, но и для садово-парковой, городской скульптуры.

Сталь позволяет реализовывать достаточно масштабные лаконичные проекты, для которых иные материалы применить либо невозможно, либо экономически нецелесообразно.

Для целей применения в городском пространстве в России распространено изготовление скульптуры из бронзы .

С практической точки зрения бронза — удобный материал в том случае, когда произведение колоссально или изображает сильное движение: фигуры, оживленные таким движением, при исполнении из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, что необходимо в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня.

Наконец, для произведений, предназначенных стоять на открытом воздухе, особенно в северном климате, бронза предпочитается потому, что не только не портится от атмосферного влияния, но и получает вследствие своего окисления приятный для глаза зеленоватый или тёмный налет на своей поверхности- патину.

Благодаря богатой, естественной бархатистой фактуре охристого цвета кортеновская сталь получает всё большее распространение в России как в архитектуре, так и при создании различных малых архитектурных форм и скульптур в частности.

Кортен поддерживает и задает современную стилистику сада, а контрастный по отношению к зеленым насаждениям цвет современной скульптуры великолепно подойдет для любого сада.

В интернет-магазине LAGO VERDE возможно не только купить скульптуры и арт-объекты из кортеновской стали по представленным на сайте образцам, но и изготовить современную скульптуру по эскизам или фото заказчика, тем самым мы организуем простор для творчества наших клиентов. Присылайте Ваши пожелания на info@lago-verde.ru .

Скульптура из композитных материалов и смолы .

В настоящее время при производстве современных скульптур все большее распространение получают композитные материалы, в частности, стеклопластик — материал из стекловолокнистого наполнителя (армирующего материала) и связующего вещества (полимера).

Стеклопластик красится, декорируется, гальванизируется, покрывается плёнками ПВХ и натурального шпона, прекрасно поддаётся всем видам механической обработки.

При этом по своим физическим характеристикам он значительно более устойчивый к воздействиям погодных условий, чем иные материалы, поэтому всё чаще помимо малой скульптуры из стеклопластика изготавливают садово-парковую скульптуру и различные уличные арт-объекты.

Композитный материал представляет скульпторам широчайший простор для реализации своих творческих идей, поскольку позволяет изготавливать объекты любой формы и с различным финишным покрытием, в том числе имитирующим металл, фарфор, камень, дерево.

Неизменно привлекают всеобщее внимание и вызывают восхищение современные скульптуры, изготовленные из смолы.

Данный материал подходит только для использования в интерьере, используется также как альтернатива работы из стекла.

Скульптуры из стекла

Из муранского стекла и ранее и в наши дни стеклодувы изготавливают потрясающие арт- объекты: нежнейшие прозрачные иллюзии создаются руками мастеров.

Работая над реализацией идеи, художник использует пластические свойства расплавленного стекла, которые дают ему возможность создавать объекты довольно сложные по форме и декоративному эффекту.

Стеклодувную скульптуру может выполнять только художник, в совершенстве владеющий всеми тонкостями техники, при этом совершенно исключена возмо жность появления двух одинаковых скульптур, каждый объект получается по-новому, уникальный.

Скульптуры из дерева и МДФ.

Главным материалом для изготовления скульптур как племен Африки, Океании и Северной Америки, так и многих более развитых цивилизаций всегда служило дерево. Структура дерева дает скульптору более широкие возможности и свободу, чем камень. Дерево чаще используется для создания произведений, размещаемых в закрытых помещениях, где они защищены от воздействия влажности, температуры, насекомых и грибка.

Благодаря структуре волокон дерева и разнообразию его цветов и оттенков скульптуры из дерева отличаются яркой индивидуальностью. Среди видов дерева особо популярны среди скульпторов дуб, красное дерево, липа, орех, вяз, сосна, кедр, самшит, груша, эбеновое дерево и др. Дерево продолжали использовать в своей работе и именитые скульпторы 20 века– Эрнст Барлах, Осип Цадкин, and Генри Мур.

Из МДФ также изготавливают скульптуры, для чего используется только натуральная древесная смола и прессованный древесноволокнистый материал- на 100 % экологичное решение.

Скульптура из искусственного камня и бетона.

Искусственный камень используется не только в облицовочном камне (производится из бетона) и в хорошо знакомым многим кухонных столешницах, но и при изготовлении скульптур, для чего помимо бетона может использоваться синтетический материал на основе смолы и наполнителя из крошки природного камня.

Фибробетон — это особо прочный вид бетона, армированного по всей своей площади металлическими и неметаллическими волокнами – фиброволокном, равномерно армирующим бетон во всех плоскостях, повышающим марку бетона, прочность, водонепроницаемость, ударостойкость и снижающим образование усадочных трещин.

Добавление в состав различных цветных наполнителей либо окрашивание готовой фигуры позволяет получить объект требуемого цвета.

В настоящее время данный вид материала —помимо строительства— используется для производства имеющих широкое распространение садовых фигур, фасадного декора.

Объемные садово-парковые скульптуры изготавливают из качественного арт-бетона.

При этом не стоит сравнивать с индивидуальными садовыми скульптурами, изготовленными мастерами из бетона или искусственного камня на заказ, те низкокачественные бетонные садовые фигуры, продаваемые на строительных рынках: качество и состав материала, детальность проработки принципиально разные; при производстве широко тиражируемых объектов скульптор не участвует вообще.

Скульптуры из глины.

Глина – самый распространенный и легко обрабатываемый материал. Человечество начало лепить фигурки людей и животных из глины намного раньше, чем научилось изготавливать и обжигать глиняные горшки.

Мокрая глина – самый пластичный материал из всех, в полусухом состоянии на глину можно наносить рисунки, жидкую глину можно отливать в любых формах, а при обжигании при температуре свыше 700 градусов глина застывает и становится прочной.

В зависимости от типа использованной глины и степени обжига различают фаянс, керамику и фарфор. Иногда глиняные скульптуры называют также терракотовыми (терракота – «запеченная земля» получила свое название от красной глины).

Мы обязательно продолжим наш разговор о современной скульптуре , используемых материалах и техниках, читайте последующие части.

Валентин Воробьев: «В скульптурах из металла изображаю добро»

Валентин Яковлевич Воробьев – заслуженный художник России, потомственный кузнец и создатель частного музея скульптуры из металла «Полет в русское искусство», который расположился в деревне Коростово Красногорского района. В интервью мастер расскажет о своих работах, о своем видении истории России, и поделиться тем, почему ему приходилось закапывать произведения на кладбище.

– Что побудило вас устроить у себя дома музей металлических скульптур?

– В какой-то момент я пришел к выводу, что настало время сделать музей на том месте, где родилось большинство произведений. Раньше у меня было много мастерских по Москве, но там я все время сталкивался с разного рода трудностями и, в конце концов, собрал свою коллекцию в Коростово. Свой дом я построил больше тридцати лет назад в сказочном русском стиле, а потом возвел рядом мастерскую и фонды. Часть мастерской впоследствии превратилась в выставочный зал, затем появился и второй зал для моих работ. Недавно я построил еще одно небольшое помещение, где выставляются работы других кузнецов-художников.

Часто мы проводим здесь выставки и мастер-классы. Я ведь являюсь председателем Союза кузнецов-художников России и президентом Фонда народных промыслов России. Приглашаю сюда друзей, среди которых не только кузнецы, но и скрипачи, поэты, да и просто туристы. Сюда приезжают также дети из ближайших школ. Во всяком случае, музей не обделен вниманием публики, и я заметил, что после его посещения все уходят в радостном настроении. Приехать и посмотреть все своими глазами может каждый. У входа стоит символическая копилка для туристов, но какой-то фиксированной платы за вход я с гостей не беру.

– Какие свои скульптуры из металла вы бы выделили?

– У меня много работ и все они мои любимые. Можно ли вырвать из книги жизни какую-нибудь страницу? Также и с моими работами. Все они выражают мои мысли и переживания в разные годы. Господь дал мне такой дар, поэтому я занимаюсь этим искусством. Тем не менее, у меня есть работа, которую я могу считать своим девизом. Бывает время, когда что-то в сердце бушует, разные интересные мысли приходят в голову, и мне захотелось однажды показать это внутреннее движение. Так получилось «Крыло». Крыло символизирует полет фантазии и полет души. Я горжусь еще одной работой, которая называется «Благодать». Когда она выставлялась в Лувре, у меня пытались ее приобрести, но я не смог с ней расстаться. Есть у меня скульптура, изображающая явление легендарного града Китежа. По преданию, когда на город напали монголо-татары, народ взмолился Богу о спасении, и Господь взял под воду весь город. В этой композиции заключен двойной смысл. Мы должны отмыть себя от грязи, которой в нас еще много, и тогда Россия снова будет духовной и сильной. Чем я дольше живу, тем больше замечаю вокруг нас эту грязь. Тем не менее, я считаю, что самое ценное, что есть у России, это не оружие, не какие-то успехи, а сила духа, которая передается из поколения в поколение. В зале моего музея вы можете увидеть большой деревянный макет «Города мастеров», который должен стать масштабным проектом по сохранению того духа, о котором я говорил. На нем написано: «Быть этому городу или не быть, зависит и от вас тоже». Я возил этот макет по Московской области, по России, по Волге. Очень сложно его построить, но я верю, что он будет воплощен в жизнь.

– Расскажите подробнее о проекте «Город мастеров»

– Это целый город, который мог бы быть построен по образу древних русских городов. Главное место в этом городе было бы отведено художникам разных направлений. Эти художники поселились бы в нескольких десятках домов, соответствующих разным видам традиционного искусства. Я бы хотел привлечь тех мастеров, у которых ремесло передается от отца к сыну в течение нескольких поколений. Мой сын – кузнец в четвертом поколении, потому что мой отец и дед тоже были кузнецами. Представьте, что будет еще потомственный резчик по дереву, ювелир, золотошвейка, и так далее. В этом городе мастера могли бы обучать детей своему делу. Скажу, может быть громко, но так можно спасти Россию. В «Городе мастеров» будет храм Андрея Рублева, концертный и выставочный комплекс, гостиница. Все эти дома будут огорожены настоящей деревянной крепостью с лестницами и башнями. Изначально этот город должен был появиться на Москве реке, примерно там, где сейчас находится «Крокус». Реализацией проекта всерьез занялись на уровне администрации, но потом мне сказали, что меня просто убьют из-за этого лакомого куска земли, и я сделал шаг назад. Мне кажется, настало время, когда этот проект надо осуществлять. Тогда было рано, а сейчас уже пора.

Читайте также:  Живая изгородь - создать своими руками

– Какие памятники вы создали в стиле «кузнечной» скульптуры?

– В Ярославле стоит памятник, посвященный «Слову о полку Игореве». Я изобразил его в виде огромных стрел с контуром солнца. За эту композицию город заплатил мне деньги, на которые я построил часовню рядом со своей мастерской. У меня есть и первая версия этого памятника. Представьте время, когда еще до принятия христианства племена воевали друг с другом. Между двумя потоками стрел стоит как бы идол, но вся композиция напоминает очертаниями крест. У нас в Коростово стоит мой памятник Александру Асманову. Мемориал представляет собой лестницу, на ступенях которой написаны имена героев войны. Асманов – это наш деревенский парень, который ушел на фронт и погиб вместе с группой ребят, которые подавали ему боеприпасы. Позже им всем дали героев Советского Союза посмертно.

Я хотел бы поставить когда-нибудь памятник утраченным храмам. У нас в России было уничтожено много храмов в двадцатом веке. Я изобразил эти церкви в образе цветка, из которого вылетают кресты-ангелы. А ведь уничтожение старины было не только в годы революции и после нее. Еще одна моя работа «Бум» изображает шар, которым уже в наше время колотили всю Москву. Столицу нужно было всего лишь отмыть и оставить в том виде, в котором она была, вместо этого ее застроили до неузнаваемости. Если меня спрашивают, где бы вы хотели поставить скульптуру в Москве, я отвечаю так: «не хочу нигде». Раньше колокольни в Москве были выше домов, и лукавый убегал от их звона. Сейчас лукавый уже настроил нам столько высоток, что колоколен и не видно.

– Расскажите о других ваших работах

– Интересная, на мой взгляд, композиция – «Отшельники». Эти люди отмаливают грехи в пещерах. Я вообще считаю, что мы живы только благодаря монастырям. Любопытная работа «Крест звука». У нее есть история. В Ярославле время от времени проводится фестиваль звонарей. На одной из встреч фестиваля звонарь рассказал мне, что когда найдешь такую точку во время вибраций колокола, где тебе хорошо, то попадаешь в крест звука. Вот этот «крест звука» у меня и изображен. Меня волнуют разные темы. Например, интересно изобразить при помощи металла журчание воды. Вода льется с горы, а я ковкой и сваркой должен это передать максимально правдиво. Когда я задумываю какую-нибудь композицию, я в первую очередь прикидываю, какой будет материал. Я владею чеканкой, кузнечными делами, макраме, работаю по стеклу. После многих лет опыта мне уже достаточно легко ваять в разных техниках.

На втором этаже музея выставлены мои работы, которые я в основном делал для улыбки и радости. Здесь есть рисунок моего деда кузнеца. Я сделал его, когда мне было пятнадцать лет. Помню, дед пришел после кузни и уснул прямо на диване. Мама кричит на него: «куда ты с грязными сапогами!» Я его и изобразил тогда лежащим на диване, а фотографий деда не сохранилось.

– Какое событие в профессиональном плане вы считаете своим лучшим достижением?

– Достижений было много, но самое памятное для меня – это первая выставка одной из моих работ в Дрезденской картинной галерее. С этим событием связана интересная история. В то время я работал на заводе, осваивал металл как следует, на уровне сварок и всяких плазменных вещей. На заводе к определенному моменту собралась достаточно большая коллекция моих работ по металлу. В один прекрасный день меня известили, что я попадаю под сокращение, и сказали, что все скульптуры останутся в собственности завода, поскольку я делал все из их материала. Я не захотел смириться с этим условием и, тайно вытащив скульптуры, стал думать, куда их спрятать. Завод находился рядом с Головинским кладбищем, поэтому я взял свои работы и закопал прямо среди могилок, присыпав листьями. Представьте себе, на утро меня сократили, а скульптур нет. На заводе подняли шум, начальство вызвало меня и потребовало пропавшие экспонаты. Я про себя подумал тогда: «я в Дрезденской картинной галерее получил за эти композиции лауреата, а в России мне приходится прятать их на кладбище». У меня все это в голове не укладывалось. Но вы не поймите так, что я жалуюсь. На Западе, конечно, хорошо, но я не могу обойтись без того места, где я родился.

На эту тему у меня есть композиция, которая называется «Игра на вылет». Играют в карты Пушкин, Есенин и Высоцкий. Это наша «тройка»: одного застрелили, другого повесили, третьего посадили на иглу. Я сделал из латуни их лица, напоминающие золоченые лики. Я подумал, а разве Пушкин или Есенин или Володька не святые для нас? Они – это история нашей России. Их уничтожили, но оценивает народ и история. Меня часто спрашивают: «у вас столько работ, а откуда вы берете для них темы?». Как же можно жить в России и не найти темы?

Кроме того, есть в творчестве нечто необъяснимое. Я вам признаюсь, что иногда сам не знаю, откуда ко мне пришла идея той или иной композиции. Часто я смотрю на готовую работу и удивляюсь: неужели это я придумал? Со временем я стал понимать, что мне Бог помогает. Поэтому я и построил часовню около своей мастерской. Каждый должен заниматься своим делом. Я счастливый человек. Мне неинтересны какие-то проблемы, хотя их полно вокруг, но у меня есть мой ангел – это моя супруга, которая взяла все на себя, и поэтому за наш домашний очаг я спокоен.

На Западе сейчас многие работают в стиле техно-арта, но вы бы видели, какие это агрессивные композиции! Им обязательно надо такую страсть показать, что ребенок подбегает и бьет ногой такую работу. Малыш интуитивно понимает, что там делают зло. Я, наоборот, решил, что в работах по металлу надо изображать добро, делать это с любовью. Поэтому я и создаю не только серьезные композиции, но и такие, которые заставили бы человека улыбнуться.

– Сколько времени уходит в среднем на одну композицию из металла?

– Обычно я делаю работу очень быстро, но мне нужно все основательно обдумать и подготовить. Когда начинаешь думать, тебя сразу уводит в сторону. Сделать композицию я могу за месяц, но обдумывать могу и три года. Есть такие произведения, которые созданы уже давно, но становятся вновь актуальными. Среди таких работ «Сон про войну». Она была сделана в 1991 году. Я изобразил птиц, которые должны свободно летать из страны в страну, но им мешают горы, напоминающие своей формой боевые ракеты. Тем не менее, я уверен, что у нас все будет здорово, поэтому я и построил этот музей, чтобы люди приходили и обретали тут и радость, и веру в лучшее.

Скульптуры из металлолома (фотографии)

Оригинальные поделки из разных природных материалов всегда высоко ценились как подарки и украшения для интерьера. В детстве мы мастерили поделки из шишек, корней, веток, мха. Девочки «рукодельничали» из тряпочек, лоскутков, мастерили кукол из глины, хлебного мякиша и даже теста.

Но цивилизация позволила делать удивительные скульптуры и поделки из металла, а точнее – из металлолома. Ведь есть большая разница между изделиями, которые откованы из чугуна или вышли из – под чекана и собранными из металлолома.

В первом случае мастер изначально готовил материал, соображаясь со своим творческим планом или эскизом: кузнец получает полосы, прутки, и работает с ними, а чеканщик видит перед собой плоский лист меди или алюминия, в который он вдохнет жизнь. Можно долго вынашивать свой замысел, а когда он созреет — воплотить его.

В том же случае, когда мастер обладает набором шестеренок, винтиков, пластин, пружинок, он должен максимально напрячь все свое воображение, чтобы увидеть в исходном наборе материала какую – нибудь конструкцию, а если деталей не хватает – всегда есть возможность найти их или в старых вещах, или даже на свалке.

Но не всякая скульптура из металла является скульптурой из металлолома. Главное различие – в скульптуре из металлолома люди с удивлением замечают, что она создана из «посторонних» деталей, которым место в других машинах и механизмах. А в том случае, если металл специально готовили, резали, придавали форму, и в отдельных частях невозможно узнать привычных деталей — то это просто скульптура из металла, выполненная по специальной технологии.

На примере слева – металлолом, справа – металлическая скульптура:

На фото слева – металлолом, справа – металлическая скульптура

Какие бывают скульптуры?

Для того чтобы помочь начинающему художнику определиться с выбором, мы ограничим круг «творческих исканий.

По размеру творение может быть разным, но, в конечном счете, выбор размера диктуется размером отдельных деталей.

  • Образцом садово-паркового искусства. Это крупные формы: ведь трудно сделать, например, коня в натуральную величину из шестеренок для наручных часов, а из кругов, цилиндров и лент крупного размера – пожалуйста:

Скульптура лошадь из металлолома

  • Настольные модели, размер которых не превышает 40 – 50 см, для украшения интерьеров:

Скульптура настольная из металлолома

Миниатюры делать гораздо труднее, так как уровень «пластичности» скульптуры определяется наименьшим размером детали, которая применяется. Поэтому начинающим легче будет ориентироваться на средний размер.

По тематике произведения из металлолома могут быть необычайно разнообразны: от роботов и насекомых до танков и животных:

Фото скульптуры из металлолома

Материал для скульптур

Материалом для поделок из металлолома может служить какой угодно металл (но продвинутому любителю необходимо на всякий случай носить при себе индивидуальный дозиметр, поскольку источником материала может быть научное и иное оборудование).

Наиболее популярны следующие «источники»:

  • Ключи (чаще всего, английские):

Скульптура из ключей

  • Вилки, ложки;

Скульптура из старых ложек и вилок

  • Старые автомобильные свечи зажигания;

Скульптура из автомобильных свечей зажигания

  • Велосипедные цепи и просто цепи:

Скульптуры из разных цепей

  • Даже простые алюминиевые банки могут вдохновить:

Скульптура из алюминиевых банок

  • Шестеренки;

Скульптура из шестеренок

  • Проволока, гайки. На данном фото любопытный вариант комбинирования материалов: природный камень и нарочно старые, ржавые «железяки», придающие конструкции особое, степное очарование:

Скульптура камни и ржавый металлолом (рельсы, проволока, арматура)

Среди мастеров, которые делают скульптуры из металлолома, встречаются настоящие художники. Причем выполнить скульптуру из готовых материалов гораздо сложнее, чем выполнить ее из мягкого материала, а затем отлить в бронзе. Например, какую изощренность в поиске деталей приложил знаменитый мастер Джон Лопес, чтобы «вылепить» коня: здесь и вилки, и накладки для врезных замков, старые пассатижи, гаечные ключи…

Еще одна скульптура из металлолома

Если посмотреть на его работы, то можно увидеть то, что свойственно большим мастерам – авторский замысел, свободу, пойманное движение. И неважно, из чего будет выполнена ваша первая скульптура: если она заставит остановиться проходящего человека – вы потратили время не зря!

Скульптуры из металлолома фотографии

Ну, а чтобы сделать свою первую скульптуру, да еще рождающую глубокие мысли, достаточно самых доступных материалов:

Такая проста и милая скульптура — может стать началом для великого творчества

Ссылка на основную публикацию