Сад камней

Идеи использования камня в саду: выбираем место и создаем красивые сочетания

Растения и камни: история их содружества в саду насчитывает не десятилетия — века, а вариантов такого объединения существует великое множество.


Щелевые скалки способны приютить не только многолетники, но и представителей карликовых древесных видов

С самых далеких времен, когда человек только научился делать первые сады, в них всегда в тех или иных формах присутствовал камень. Да и сегодня практически невозможно представить себе сад без какой-то каменной «истории». Вариантов — множество: отдельные глыбы (акценты или арт-объекты), основа каменистой горки, блоки в бордюрах или плиты для мощения дорожек и наконец — галечная россыпь на берегу водоема или отсыпки в гравийном саду.


Обрамление водоема можно сделать из плитняка или отсыпать берега мелкой галькой

Камень — это красота, прочность и основательность. Долговечный, стойкий к внешним воздействиям и весьма привлекательный материал можно использовать как для утилитарных, практических целей, так и для декоративных, причем в реальности одно часто дополняет другое. Поэтому со стороны владельцев приусадебных участков и ландшафтных дизайнеров спрос на натуральный камень в различных видах и проявлениях есть всегда. Да это и понятно, ведь он — самый гармоничный и нетребовательный партнер для всех без исключения растений.

Какие виды камня чаще всего используются в дизайне сада?

Выбор зависит в первую очередь от функционального назначения материала. Дорожки, площадки и сухие стенки обычно сооружают из плит (так называемой «пластушки») слоистого песчаника, кварцита, сланца, а также из песчаниковой или гранитной брусчатки.


Дорожки, площадки и сухие стенки обычно сооружают из так называемой пластушки

Для каменистых горок и композиций используют бутовый камень и глыбы мергеля (прочный доломитизированный известняк), известкового туфа или других, более прочных пород метаморфического и вулканического происхождения (сланцев, кварцитов, порфиров, гранита и базальта).

Отдельные каменные элементы в ландшафте — поилки, фонтанчики, прочие арт-объекты — создаются из самых разнообразных пород, иногда даже из ценных поделочных камней (например, агата и лабрадорита).

Подробнее о разных породах и вариантах их использования рассказывается в статье Добавьте немного камня.

Совет: при выборе материала для оформления сада отдайте предпочтение породам неярких, естественных тонов, разных оттенков серого, кремового, желтоватого или бежевого. Камень таких цветов не отвлекает внимание от растений в саду, а наоборот, подчеркивает их красоту.


При выборе камня для оформления сада отдайте предпочтение породам неярких, естественных тонов

Тем, кто предпочитает лаконичный дизайн садового пространства, стоит разместить на своем участке одиночные камни. Оригинальный камень — солитер необычной формы или интересной окраски — исполнит акцентную роль в ландшафте, а место, где он установлен, обязательно будет привлекать внимание.


Оригинальный камень-солитер исполнит акцентную роль в ландшафте

Совет: такой уголок лучше выбрать еще на стадии проектирования, поскольку его следует «завязать» с маршрутами дорожно-тропиночной сети и характером зонирования участка.

Одиночный камень крупного размера может быть элементом миксбордера, к примеру, имитация скифской каменной бабы в окружении лугово-степного разнотравья в духе композиций Пита Удольфа. Примеры таких цветников вы найдете в материалах:

Иногда, желая несколько «оживить» пространство газона, там где это уместно, делают так называемую «врезку» — вырезают участок дернины произвольной (чаще всего округлой) формы и на это место кладут плоскую глыбу, обсаживая ее тимьяном, седумами, ясменниками или другими почвопокровными многолетниками.

Камень причудливой формы устанавливают в качестве своеобразной природной скульптуры, скажем, в фокусной точке протяженной садовой висты. Их может быть и несколько, но хорошо, если немного — например, скульптурная группа, композиция из трех разновеликих экземпляров.


Слева: камень причудливой формы в качестве своеобразной природной скульптуры
Справа: поилка для птиц — функциональный объект и стильный декоративный элемент

Разумеется, самая распространенная декоративная композиция с участием камней — это рокарий, или каменистая горка. Здесь желательно использовать камни одной горной породы, а если и разных, то похожих по окраске и фактуре. Чтобы рокарии выглядели более натуральными, выбирайте достаточно крупные камни, имеющие плоские грани. Другие важные нюансы выбора подробно рассмотрены в статьях:

  • Каменный век, или Как правильно выбирать камни для своего сада
  • Как самому подобрать камни для рокария?
  • Как правильно самому разместить камни в рокарии?

Важно: несколько больших камней, уложенных в рокарий, зачастую смотрятся гораздо эффектнее, чем множество мелких. Однако останавливать свой выбор на камнях одинакового формата тоже не стоит, для большей естественности нужно, чтобы они различались между собой по размеру и форме.

Как выбрать растения для сада с камнями

Растительное наполнение горки зависит от ее размеров и стилистики.

Почвопокровные растения быстро «обживут» и декорируют каменистую горку

Если рокарий имитирует выходы известняков, то светлые камни хорошо комбинировать с куртинами эффектных злаков, полыней, тысячелистников, сиреневых мордовников и синеголовников.

Миниатюрные щелевые скалки и мини-рокарии станут родным домом для коллекционных экземпляров карликовых древесных видов и сортов (например, для ив сетчатой и мохнатой, желтолистных барбарисов ‘Tiny Gold’ и ‘Golden Nugget’, пихты корейской ‘Silberperle’ или миниатюрной ели сизой ‘Blue Planet’).

В традиционных каменистых горках компактные древесные и кустарниковые растения сочетают с подушковидными и стелющимися формами, такими как кизильники (горизонтальный или Даммера), стефанандра надрезаннолистная или дерен канадский.


В традиционных каменистых горках компактные древесные и кустарниковые растения сочетают с подушковидными и стелющимися формами

Они сглаживают перепады рельефа и угловатые формы камней, а также маскируют резкие границы каменного сооружения, придавая ему естественный облик. Вместе с многолетниками они создают эффект монолитности горки, одновременно подчеркивая оригинальность использованных камней.

Найти в продаже подходящих «малышей» для своей каменистой горки вы легко сможете с помощью маркета. Посмотреть подборку компактных декоративных кустарников и сравнить предложения разных интернет-магазинов.

Каменный сад в ландшафтном дизайне – воплощение культуры Востока

Украсить дачный участок необычной композицией из природных материалов несложно, но это требует философского подхода и терпения. Такой элемент декора – наследие Востока, часть искусства дзен-буддизма.

Японский сад камней, сделанный своими руками, создаст атмосферу релаксации, гармоничную картинку для созерцания.

О чем говорит история

Символическое значение камня имеет древние корни. Религиозные направления философии дзен-буддизм и конфуцианство наделяют эту часть неживой природы энергетикой, несущей в себе спокойствие, гармонию и безмятежность. В Японии камень стал объектом поклонения. Здесь же и зародилась идея каменных садов.

Сначала небольшие композиции делали при монастырях, храмах для созерцания, медитации. Сегодня это элемент востока в ландшафтном дизайне. Но японцы все еще верят, что такая миниатюра возле дома поможет достичь гармонии с миром, избежать повседневных проблем, суеты.

Философия

В основе каждой детали композиции лежит учение дзен. В нем говорится, что мир такой, каким его видит человек. Сконцентрировав внимание на застывшей картине, можно побыть наедине с природой, услышать свой внутренний голос.

Фото: ландшафтный дизайн в японском стиле

Мастера дзен утверждали, что если долго смотреть на камень, лежащий на песке с начерченными вокруг него волнами, можно увидеть, как он медленно погружается в воду.

Классический вариант садовой композиции из камней создается по принципам фэншуй. В основе его лежат 4 стихии: воздух, земля, вода и огонь. Роль последней стихии могут выполнять декоративные фонари. Если обустроить искусственный водоем нет возможности, альтернативой станет песок с изогнутыми линиями, кругами в виде волн.

Завершают традиционную картину керамические фигуры, ограждения, низкорослые растения. Вблизи располагают беседку в японском стиле или перголу.

При составлении японского сада важно не нарушать симметричность расположения деталей, избегать нагромождения пространства.

Значение камней

Второе название этой части ландшафтного дизайна – карэсансуй. В переводе – сухая вода и горы.

Каждый элемент в отдельности отвечает за какой-то символ:

  • мелкая галька, гравий или песок – это вода;
  • плоский камень – земля;
  • высокий булыжник – небо;
  • массивная каменная груда – остров или горы.

В сочетании они символизируют изящество простоты, за счет чего окружающему миру придается другой смысл, происходит анализ ценностей.

Детали композиции

Подбор садовых компонентов проводится очень тщательно, поскольку все части должны гармонировать между собой.

Фото: парк в Японии

Природный камень

Выбор этих элементов проводится с учетом формы, размеров, цвета и фактуры.

Их расположение должно наталкивать на мысль, что поверхностная схема – лишь малая часть картины для созерцания, большая находится внутри.

В японском каменном саду используются вулканические породы:

Фото: композиция из камней

По форме выделяют камни:

Японцы отождествляют камень с живым существом и считают, что у него есть лицо, динамика поведения и характер.

Поэтому при создании таких садов дизайнеры различают камни, которые смотрят вверх или вниз, убегают, догоняют, прислоняются.

Фото: сад камней во дворе дома

Чтобы сделать качественную композицию, лучше заручиться поддержкой специалиста. При отсутствии опыта укладка камней может не получиться и будет выглядеть нелепо.

Ограждение

Важный элемент картины. Означает стремление к спокойствию, желание уединиться, поэтому изгородь традиционно делают непрозрачной.

Интересное решение создать ограду из бамбука, веток деревьев, вьющихся растений. Можно аккуратно выложить перегородки из булыжников.

Фонари

Декоративный компонент, отвечающий за освещение сада.

Фото: каменный фонарь

По внешнему виду и предназначению выделяют несколько их типов:

  1. Икекоми-гата. Считаются скрытыми фонарями. Поток света направляется в землю.
  2. Тачи-гата. Пьедестальные изделия. Их высота колеблется от 1 м до 3 м. Используются в больших садах. Располагаются в местах приема гостей.
  3. Оки-гата. Маленькие фонари. Ставят недалеко от дорожки, ведущей к беседке, дому.
  4. Якими-гата. Фонари с каменным или бетонным основанием. Имеют квадратную или круглую крышу. Чтобы поток света был мягче, корпус делают из матового стекла.

Рекомендуется приобретать фонари из натуральных материалов, чтобы не нарушить гармонию картины. Подойдет пемза, дерево, керамика, камень.

Башни

Это дополнительная часть сада, поэтому такая фигура не должна быть центральной в композиции. В соответствии с этим выбирается и ее размер.

Чаще всего размещается возле тсукубаи – традиционного японского мини-фонтана. Материал – камень. Башня имеет нечетное количество ярусов. Форма – четырех-, шести-, восьмиугольная или круглая.

Тсукубаи

Представляет собой чашу из камня высотой до 30 см. Ранее применялась в Японии для мытья рук перед чайной церемонией. Сейчас выполняет исключительно декоративную функцию. Устанавливают на ровном низком участке.

Вода в чашу поступает по медным, полихлорвиниловым трубам, шлангам, идущим под грунтом.

Фото: каменная чаша наполенная родниковой водой

Если тсукубаи закрепить без дренажной системы, то вытекающая вода сформирует быстрый ручей. В таком случае не стоит размещать изделие высоко – это чревато размытым песком, галькой.

Как разместить камни на участке

Даже при создании простого сада стоит учесть несколько особенностей:

  1. Все компоненты картины собираются в группы. Это хорошая маскировка отдельных дефектов.
  2. Предпочтение отдается натуральным камням, которые подвергались воздействию осадков, ветров, перепадов температур. Их округлые черты сделают композицию мягче и проще для восприятия.
  3. Подбираются элементы, схожие по цветовой гамме.
  4. Обязательное условие – нечетное количество камней. Их количество должно быть кратно трем, пяти, лучше всего – пятнадцать штук.
  5. Внутри картины действует принцип триады: по три камня в каждой группе. Важно, чтобы основная группа сочеталась с ландшафтным дизайном, другие – дополняли ее.
  6. Наличие в композиции точки созерцания. Она выбирается исходя из того, какое время суток владельцы планируют проводить в японском саду. Часто сад располагают так, чтоб она была с северной стороны.
  7. Гармоничное расположение относительно всего участка.
  8. Асимметрия компонентов.
  9. Соблюдение баланса линий. Горизонтально установленных камней должно быть больше вертикальных.
  10. Контраст свободного и заполненного пространства.

Если детали композиции расположены правильно, то, с какой бы стороны не стоял человек, он увидит все камни за исключением пятнадцатого. В восточной философии считается, что созерцать картину полностью могут лишь избранные, постигнувшие сущность мироздания.

Создание японского сада камней своими руками

Владельцам загородных участков, желающим попробовать силы в организации части ландшафтного дизайна, необходимо запастись терпением и быть предельно внимательными.

Фото: композиция в японском стиле на дачном участке

Для составления композиции не требуется каких-либо разрешений, а вот наличие плана картины упростит процесс сборки. Поэтому лучше взять карандаш и схематически изобразить будущее украшение усадьбы.

Порядок действий таков:

  1. Территория очищается от мусора и сорняков.
  2. Выравнивается участок.
  3. Снимается верхний слой грунта на глубину 15 см.
  4. Для усиления по периметру выкладывается кирпич или крепятся доски.
  5. На дно засыпается песок толщиной до 5 см.
  6. Оставшееся пространство заполняется гравием, галькой, белым песком.
  7. Чтобы уплотнить содержимое, его заливают водой 1 ведро на 2 м 2 площади сада.
  8. Размещаются камни. Они должны занять устойчивое положение, быть немного вдавленными в песок.
  9. От камней делаются круговые или волнистые линии, имитирующие воду.
  10. Остальная часть поверхности выравнивается граблями вертикальными, горизонтальными полосами.
Читайте также:  Фасадные светильники в декоре фасада здания
  • Дополнят композицию небольшое ограждение по периметру, растения, тсукубаи, фонари.

    Фотогалерея известных садов

    Рассмотрим несколько вариантов расположения элементов картины.

    Сад камней храма Рёандзи

    Реандзи – памятник дзен-буддизма. Создан в XIV—XVI веках в Киото. Сколько историки не пытались, загадка композиции до сих пор остается до конца не разгаданной.Это прямоугольный участок, заполненный гравием. Сверху него изображены волнистые линии, которые играют роль водной стихии. Но основа картины – пятнадцать камней, поделенные на пять групп.

    Ранее в описание указывалось отсутствие четкой структуры в Реандзи. Но годы исследований показали, что это каменная картина ветвей деревьев, открывающаяся созерцателю лишь под определенным углом.

    Дзен-сад в Карловых Варах

    Создан 16 июня 1998 года на окраине курортного чешского городка. Назван в честь Ганы Бальц – супруги немецкого врача, который по просьбе императора Японии заложил основы медицины в этой стране. Архитектор – Киндзи Номура.

    Композиция выполнена в форме круга, посередине разделенного линией. Это граница между инь и ян. Сад усыпан белым гравием, что символизирует океан. Один из камней имеет форму корабля. Малый булыжник изображает Гану Бальц. По центру композиции установлен фонарь – символ света и помощь сбившимся с пути. Вертикальные статуи – аналоги менгиров. Эта картина рассказывает целую историю и привлекает внимание туристов из разных стран.

    Мини-сад

    Уменьшенный вариант японской композиции. Подойдет для участков с небольшой приусадебной территорией, дворов многоэтажных зданий. В качестве основы используется плетеная корзина, вазоны, каменные чаши, старый кухонный инвентарь. Интересное русское видение японской картины – мини-изображение «инь-ян».

    Настольный сад

    Новшество дизайна интерьеров. Размещается в зоне отдыха (гостиная, зал, балкон). Обычная коробка наполняется песком, галькой. Внутри устанавливаются миниатюрные булыжники. Деревянными палочками чертятся круговые линии.

    Рокарий

    Разновидность каменного сада. Создается на ровной плодородной почве. Не допускается большое количество растений. Основа композиции – массивные камни. Пустоты между ними заполняются галькой, песком. Для лучшего обзора картины вблизи располагают лавочку, перголу.

    Альпинарий

    Другое название – альпийская горка. Устанавливается на природном склоне или создается искусственная насыпь камней. Между булыжниками высаживают цветы, кустарники. Ранее перечень растений для высадки в альпинарии был ограничен луковичными и низкорослыми многолетниками. Сегодня хозяева собирают композицию из тех растений, которые им нравятся.

    Красота восточного каменного сада завораживает и приносит внутреннюю гармонию созерцателю. Это отличный выбор для владельцев дачных участков, которые хотят видеть часть медитативной японской культуры в своем саду.

    В чём секрет японского сада камней: Как погрузиться в традиции дзен-буддизма и найти путь к просветлению

    Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

    Как появились в Японии сады камней

    Японский сад прошел долгий путь развития – от роскошных пространств, предназначенных для развлечения знати и украшения резиденций аристократов, до полных скрытого смысла уединенных и тихих уголков для медитации. Как и все исконно японское, традиции создания садов пришли на острова из Китая, со временем трансформировавшись в самобытное и неповторимое явление. Определяющую роль здесь играл буддизм – территории вокруг храмов организовывали так, чтобы они способствовали медитации и единению с природой.

    Первые японские сады, созданные по новым принципам, возникли еще в VIII веке. Это уже были пространства, где подчеркивалось совершенство окружающей природы, и вмешательство в естественный ландшафт ограничивалось лишь целями существования таких садов – медитация, созерцание, отстраненность от суеты и человеческих забот.
    Природа Японии, особенно острова Хонсю, где зарождались традиции создания японского сада, отличается особенной красотой, разнообразием, изменчивостью в зависимости от сезона. Она и вдохновляла создателей садов на поиски гармонии между порядком и хаосом, правилами и спонтанностью.

    Первое руководство по японскому садоводству – «Сакутэйки» – появилось в XI веке. Эта рукопись представляла собой запись давно существующей традиции, которая передавалась устно от предыдущего поколения к следующему.
    С XII века японская культура находилась под влиянием дзен-буддизма, популярного среди самураев, военной аристократии. А вскоре – с XIV века, когда начался период Муромати – стали получать распространение сады камней, « карэсансуй » (сухие горы и воды), которые создавались при буддийских храмах. Основное назначение японского сада камней – служить площадкой, пространством для медитации, молчаливого постижения истины. По японской философии природа как нельзя лучше способствует самопознанию.

    Знаменитые японские сады камней

    Некоторые сады сохранились с давних времен, включая самый, пожалуй, знаменитый в мире – сад Реандзи в Киото.

    Это одна из тех достопримечательностей, что для туриста-европейца служит источником недоумения и некоторого любопытства, а для японца – драгоценным культурным наследием. В саду камней Реандзи, расположенном на территории большого храмового комплекса, нет ни деревьев, ни кустарников, ни водоемов. Довольно небольшое пространство – прямоугольная площадка тридцати метров в длину и десяти в ширину – заполнено белым гравием и группами больших камней, окруженных мхом.
    Черных камней – пятнадцать, они как будто находятся на пяти островках, окруженных «морем» из белого гравия. Поверхность сада с помощью граблей приведена в такое состояние, что напоминает не то морскую рябь, не то волны – они окружают каждый «островок»; тонкими и частыми параллельными бороздами расчерчена основная площадь. С одной стороны сада – терраса, куда проходят посетители, с трех сторон он окружен глинобитным забором.

    Особенность черных камней в том, что, в каком бы месте террасы ни находился зритель, он всегда видит лишь четырнадцать камней. Один всегда выпадает из поля зрения. Переместившись, можно увидеть и его, но одновременно «невидимым» станет какой-то другой камень. В этом и заключается главный секрет популярности сада Реандзи – ведь это место предлагает туристам самый настоящий фокус. Но истинный смысл такого эффекта, разумеется, далек от цели развлечь посетителей.

    Единственного объяснения «секрета пятнадцатого камня» нет, и каждый может предлагать свою интерпретацию этого феномена. По старинной легенде, пятнадцатый камень, что скрыт от глаз человека, скрыт в его душе, а потому невидим. И созерцать все камни может лишь тот, кто воспарит над собой, достигнув духовного прозрения (действительно, увидеть пятнадцатый камень можно при взгляде на площадку сверху). Возможно еще, так воплощается взгляд японцев на познание – сколько бы ни открывала наука, всегда будет оставаться то, что ей недоступно.
    Для японца же сад Реандзи – не способ увидеть любопытный визуальный эффект, а место, посетив которое, можно провести время наедине с собственными мыслями.

    Другой знаменитый сад камней в Японии – при храме-монастыре Сайходзи – славится своими мхами, которых здесь насчитывается более ста видов. Мох заполнил пространства сада в те времена, когда храм, основанный еще в VIII веке, оказался заброшен из-за междоусобных войн. Сад Сайходзи был первым из созданных в новом стиле дзен-буддизма – в XIV веке.

    Почти все пространство сада заполняют мхи – они окружают пруд и каменные островки «сухого сада», сада камней. Попасть сюда можно только по предварительному согласованию с монастырем, поток туристов вредит растительности Сайходзи.

    На территории сада Гингаку-дзи, созданном в XV веке, сооружена своя «гора Фудзи», позже пошла мода на такое же сооружение в других садах камней, в Японии, и по всему миру.
    А сад храма Дайсэн-ин, по легенде, символизирует путешествие по реке жизни – по каменному «водопаду», через излучины к открытому «морю».

    Символы японского сада камней

    Несмотря на то, что «сухой сад» кажется на первый взгляд хаотичным собранием, а иногда нагромождением разного рода камней, существуют правила, по которым это место должно создаваться – правила, выполняемые уже на протяжении нескольких столетий. Камни располагают группами, часто по три в каждой, что символизирует буддийскую триаду.
    Гравий или песок выравнивают граблями, делая бороздки – вдоль длинной стороны сада и вокруг больший камней.

    С каждой новой точки обзора сад камней должен представать перед наблюдателем в новом, уникальном виде. Поэтому еще один главный принцип организации сада – его асимметричность. Иногда, чтобы добавить саду спонтанности, помимо групп камней на гравии оставляют отдельные, одиночные.
    Сады камней распространены не только в Японии, эта традиция давно стала модной, перекочевав и в другие страны. Создать «сухой сад» стремятся не только на территориях парков, но и в частных домовладениях, а еще – в уменьшенном варианте – в доме. Возможно, как одна из многих составляющих очарования японской культуры, культуры Востока, сад камней становится способом взглянуть на привычные вещи и явления под другим углом, подчеркнуть красоту обычного, малого.

    А может быть, через созерцание не то хаоса, не то гармонии гравия, песка, камня и мха происходит обращение к человеческому подсознанию, чему способствует и медитативная работа граблями, выравнивающими гравийную или песчаную площадку.
    Другой старинной японской традицией, тоже связанной с философией дзен-буддизма и популярной во всем мире, стала чайная церемония, не прием пищи, но отдельный способ медитации.

    Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

    Сад камней в Японии — какая идея заложена в создание композиции?

    Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

    Японцы любят чувствовать единение с природой, и этим объясняется такое большое количество садов в этой стране. Сегодня мы хотим поговорить про сад камней в Японии.

    Что это такое, чем он необычен, как устроен – ответы на эти вопросы, а также некоторые интересные факты вы найдете в статье ниже. Кроме того, вы узнаете, где находится самый удивительный сад камней в мире и как его воссоздать на своем участке.

    Сад камней – что это?

    Японский сад камней имеет два названия:

    • карэсансуй – переводится как «сухая гора в воде»;
    • сэкитэй – в переводе означает «сад из камня».

    Понять, что такое сэкитэй, исходя из названия, несложно – это украшенная камнями территория. Она представляет собой выровненную площадку, усыпанную песчаной, галечной поверхностью или гравием, сверху которой установлены большие камни. Вокруг камней на поверхности высечены бороздки, образующие круги.

    Сэкитэй появились во времена правления Муромати – в 14-16 столетиях. Изначально их строили при храмах для медитативных практик монахов в буддизме. Тогда считалось, что в местах скопления каменных пород обитают божества, поэтому люди старались привлечь их на территорию монастырей, специально выстраивая каменные композиции.

    С тех пор и до наших дней сэкитэй строят не только в Стране восходящего солнца, но и в других странах, в том числе на Западе. Многие делают сады на небольшом участке собственной дачи или даже настольные сады в миниатюре – правда, последние носят скорее декоративный характер.

    Главное назначение сэкитэй – успокоение ума, расслабление. Он помогает уединиться и настроиться на размышления. Согласно направлению буддийской мысли дзэн сад отлично подходит для медитаций – созерцания природы и взгляда вглубь себя.

    Символизм

    Правильная расстановка камней в пространстве – настоящая философия, результатом которой может стать произведение искусства – готовый сэкитэй. Он представляет собой своеобразную мировую модель:

    • крупные камни – олицетворение островов, гор, крупных холмов, скал, утесов;
    • песочное или галечное наполнение – окружающая их вода.

    В то же время камни отражают мужское начало, энергию Ян, а символичная вода – женскую энергию Инь. Все остальные декорации вроде дорожек, мостов, фонарей – просто фон.

    Сад камней – это символ:

    • свободы;
    • бескрайних просторов;
    • совершенства природы;
    • изящества в простоте.

    Особенности

    Лишь на первый взгляд кажется, что каменные глыбы расположены беспорядочно и находятся в хаосе. В действительности же, если углубиться в искусство сэкитэй, можно понять всю сложность такой минималистичной композиции, которая требует соблюдения особых правил.

    Главное правило композиции – с какого ракурса на нее ни посмотришь, можно увидеть равное количество камней. Лучшей для наблюдения называют северную часть – даже находясь в зените, солнце не слепит и не мешает правильному восприятию.

    Назовем основные особенности устройства сэкитэй:

    • Соблюдается ассиметричное расположение камней – они не должны находится параллельно друг другу, должны иметь разные размеры, форму, горизонтальную или вертикальную ориентацию.
    • Свободные и загроможденные части уравновешивают друг друга.
    • Камни принято выкладывать на пересечении линий семиугольника для достижения наибольшей гармонии.
    • Высеченные вокруг камней круги символизируют неровную поверхность воды.
    • Крупнейшие камни олицетворяют священную для буддистов гору Меру, откуда берет начало мироздание, или самого Учителя Шакьямуни.

    Какие камни используются

    Для композиции чаще всего используются необработанные камни — булыжники, валуны, вулканические породы. Они должны быть разными по размеру, форме, но при этом должны соответствовать одной цветовой гамме и происхождения. Имеется в виду, что не стоит сочетать, к примеру, вулканические, горные, речные, скалистые камни – лучше остановится на чем-то одном.

    Читайте также:  Фигуры топиари— зелёные шедевры

    Выделяют 5 типов каменных глыб:

    Нет строгого правила, сколько камней должно быть в композиции, но желательно, чтобы их было нечетное количество. Кроме того, они обычно объединяются в группы по три, поэтому идеально, если это число еще будет кратно трем.

    Иногда выкладывают каменных тотемных животных, например журавля как символ высоты души или черепаху как олицетворение долгих лет жизни.

    Известный сад камней

    Самый знаменитый сад камней был построен на рубеже 15 и 16 столетий в японском Киото. Его возвел архитектор Соами на территории буддийского храма. Сад известен всему миру под названием Реандзи.

    Сад камней Реандзи в Киото

    Он входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория сада прямоугольная – десятиметровая в ширину и тридцатиметровая в длину. Площадь усыпана гравием белого цвета, а сверху расположены 15 черных глыб, не подвергшихся никакой обработке.

    Всего составлено пять групп – по три камня в каждой. Группы окружены аккуратными кольцевыми зарослями мха. Сад искусно составлен таким образом, что с любой точки можно увидеть всего четырнадцать камней – все пятнадцать можно увидеть только сверху, но для этого придется воспарить над землей.

    Считается, что увидеть все пятнадцать камней одновременно способен лишь просветленный.

    Реандзи находится на территории храма, и увидеть его можно со одной стороны – на террасе, в то время как три другие стороны обнесены небольшим заборчиком. В 18 веке храм неоднократно горел в пожарах, а сад – единственное, что сохранилось в первозданном виде несмотря ни на какие несчастья.

    В России тоже существуют сэкитэй – в главном ботаническом саду московской Академии наук и в центральном сибирском ботаническом саду в городе Новосибирске.

    Делаем сами

    Многие устанавливают сад камней на дачном участке своими руками. В одной из ближайших статей мы подробно расскажем, как это сделать. Пока кратко перечислим основные принципы и правила, о которых стоит помнить при возведении домашнего сэкитэй.

    • Нужно подготовить огороженную прямоугольную площадку и сделать насыпь из гравия или песка.
    • При подборе камней нужно остановить выбор на разных по форме и размеру, но одинаковых по цвету экземплярах.
    • Похожие камни не стоит ставить рядом или в одной параллели и вертикали.
    • Недостаточно просто положить камни – их необходимо углублять в насыпь приблизительно на одну третью часть.
    • Расстояние между объектами помогают вычислить линии пересечения семиугольника.
    • Чтобы достичь баланса энергий Инь и Ян, следует ориентировать большинство камней по горизонтали, а не по вертикали.
    • Вокруг камней стоит сделать узоры на песке, имитирующие круги на воде.
    • Кроме основных элементов, сад требует декорирования дорожками, заборами, башенками, фонарями и так называемым тсукубаи – декоративным бассейном.

    Заключение

    Японский сад камней, или по-другому сэкитэй – самый настоящий вид искусства, зародившийся еще в 14 веке и популярный до сих пор даже за пределами Японии. Он состоит из мелкой насыпи, символизирующей воду, и крупных камней, олицетворяющих горы. Композиция целиком показывает устройство мира в миниатюре.

    Несмотря на кажущуюся хаотичность, устройство сада подчиняется особым правилам. Впрочем, его можно воссоздать на собственном участке. Известнейший в мире сэкитэй находится в Киото, но в российских городах – в Москве и Новосибирске – тоже можно увидеть произведения японского садового искусства и почувствовать его прелесть.

    Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья, не пропустите следующие наши публикации – подписывайтесь на рассылку новых статей про буддизм и восточную культуру. Пусть чувство гармонии и единения с природой не покидают вас.

    Огород, сад, балкон

    Популярные статьи

    Японский сад камней. Устройство, философия и особенности стиля

    Сад камней — необычное стилистическое решение ландшафтного дизайна. Это направление чаще выбирают люди, склонные к философским мыслям и уединению.

    Японцы по-особенному относятся к камням, считая, что место, на котором они находятся — священно. Согласно философии дзен-буддизма, человека в саду должна занимать не праздная прогулка, а сосредоточение, созерцание и размышление.

    По сути, сад камней — это небольшой лаконичный пейзаж на равнинной поверхности. Основными элементами композиции здесь выступают не привычные растения, а камни, окруженные песком, гравием или мелкой галькой.

    Каждый элемент сада имеет скрытую символику:

    • мелкая галька, светлый гравий и песок — водная стихия;
    • камни разных размеров — острова и горы;
    • вертикальный камень (статуя) — небо;
    • горизонтальный (плоский, лежачий) камень — земля;
    • мох — абстрактная идея растительности (земля, покрытая лесами).

    На первый взгляд может показаться, что булыжники, крупные валуны и мелкие минералы расположены хаотично. На самом деле, композиция подчинена определенным законам и правилам:

    1. Японский сад состоит из нечетного количества камней, начиная от 3-х и более.
    2. В основе композиции находятся разные по размеру необработанные камни, которые подбираются по форме, фактуре и цвету.
    3. Камни гармонично располагаются по всей площади поверхности. При этом из каждой точки участка должны быть видны все камни, за исключением одного. Японцы считают, что видеть все камни может только человек, достигший просветления.

    1. Важный принцип создания «каменной» композиции — асимметрия. При построении сада надо избегать параллельных линий и предметов одного размера.
    2. Валуны комбинируются в несколько отдельных групп, которые вместе должны создавать гармоничную и цельную композицию. Например, пять булыжников могут быть размещены как две группы (2+3) или три группы (1+2+2).
    3. Сад должны наполнять минералы из одной природной зоны. Недопустимо соединять горные, речные или морские камни друг с другом.
    4. Вся композиция должна быть выдержана в единой цветовой гамме.

    Япония — вулканогенное островное государство, поэтому при обустройстве восточного сада камней принято использовать минералы вулканического происхождения: туф, базальт, хлорит, андезит и гранит. Каждый камень подбирается по форме, цвету и твердости.

    Форма камня играет первоочередную роль в создании садовой композиции. Различают пять основных форм декоративных камней:

    Особенно внимательно надо выбирать камни для одиночных композиций — в этом случае несовершенство формы или неэстетичные сколы будут бросаться в глаза. Камни с дефектами лучше компоновать в группы, создавая гармоничный элемент ландшафтного дизайна.

    Цвет камня может иметь разные оттенки: серый, коричневый, фиолетовый, зеленый или красный. Поверхность камней отличается интенсивностью блеска. Одни минералы имеют ровный матовый тон, а другие — излучают глянцевый блеск. Если в одном саду использовать камни, отличающиеся друг от друга блеском и цветом, глаза начинают разбегаться и чувство умиротворения исчезает.

    Оптимальный вариант — камни, размытые волнами, течением или дождем. Таким минералам присущ спокойный влажный блеск.

    Твердость и структура камня определяют долговечность японского пейзажа. Композиция из твердых минералов выглядит более фундаментально, а поверхность таких камней, под воздействием окружающей среды, быстро покрывается патиной. Создается ощущение, что весь пейзаж — это результат многовековых изменений в природе, а не кропотливой работы человека.

    Все элементы композиции должны быть устойчивыми. Камни не должны выглядеть опрокинутыми или валяющимися. Для этого валуны и булыжники закапывают в землю. Зависимо от формы камня, рельефности и «рисунка» японского сада выбирается глубина вкапывания. Оптимально, если камень на две трети или наполовину находится под землей, но допустимо закапывание незначительной части минерала.

    При установке вертикального или наклонного элемента камень не должен казаться падающим. Выразить силу и движение можно в ступенчатой расстановке.

    Создание композиции требует от исполнителя соблюдения баланса в расстановке камней. Этого можно добиться, придерживаясь следующих правил:

    1. Сад камней надо ориентировать относительно точки созерцания и времени суток, которое планируется проводить в саду. Если пребывание в саду чаще будет в вечернее или утреннее время, то основной объект концентрации взгляда должен располагаться в восточной или западной части сада. Для того чтобы полуденное солнце не слепило глаза, точка созерцания должна быть с северной стороны участка.

    1. Композиционно связанные объекты восточного сада должны образовывать воображаемый треугольник. Благодаря этому приему, даже самый абстрактный сад вызывает ощущение скрытой динамики.
    2. В готовой композиции должен сохраняться контраст заполненных и открытых пространств.
    3. Для баланса энергии в пейзаж надо включить больше горизонтальных камней, а вертикальные булыжники могут стать центральным элементом композиции.
    4. Главный камень (обычно самый большой валун) располагается на заднем плане, так он не будет отвлекать на себя внимание и действовать подавляюще.

    Камень — не единственный элемент композиции японского сада. Не последнюю роль здесь играют узоры на гравии или песке, ограды, мостики, тсукубаи и каменные дорожки.

    Узоры на песке выполняются граблями со специальными насадками. Зубья могут иметь различную форму и ширину. Перед тем как приступить к созданию узора на площадке, его надо схематически отобразить на плане будущей композиции — направление линий должно гармонично вписываться в общий пейзажный вид.

    Каждому изображению японцы «приписывают» особый смысл:

    • прямые линии символизируют морскую гладь, спокойствие водной стихии;
    • криволинейные узоры — бурлящие потоки;
    • окружности вокруг камней обозначают волны, набежавшие на берег.

    Ограды устанавливают с одной или двух сторон сада. Они воссоздают атмосферу уединения, поэтому изгородь должна выполняться из непрозрачных материалов. Это может быть бетонный забор, невысокая стена, выложенная из камня, или ограждение из бамбука.

    Мостики очень символичны в японской культуре, они связывают между собой разные периоды жизни. Лучше всего вписываются в декоративную композицию мосты из осколка скалы или цельного горизонтального булыжника.

    Тсукубаи — невысокая каменная чаша с водой, напоминающая обычную бочку высотою 20–30 см. В тсукубаи вода поступает по трубам, протянутым под землей. Этот элемент придает статичному японскому саду легкой динамики, которая не нарушает атмосферу сосредоточения.

    Мощеные дорожки выполняются из кирпича неправильной формы, искусственного или природного камня. При укладке дорожки в японском стиле нежелательно образование четырех швов, которые сходились бы в одной точке. Расположение камней не должно напоминать четырехугольник.

    Длинная ось каждого из камней находится перпендикулярно направлению дорожки.

    Для вечернего и ночного освещения в каменном саду устанавливаются компактные фонари, изготовленные из пемзы, дерева или камня. Грамотная расстановка фонарей создаст необычную игру лучей света и камней.

    Технология обустройства сада камней достаточно проста. Для работы необходимо подготовить элементарный садовый инвентарь (лопату, грабли, ведро), камни природной формы разных размеров, мелкую гальку и песок.

    1. Участок под будущий сад очистить от ненужных предметов и мусора.
    2. Выровнять поверхность участка: видимый покат сровнять лопатой, углубления засыпать землей.
    3. Снять с участка верхний слой грунта на глубину 10–15 см.
    4. По периметру участка выложить декоративные камни небольшого размера или доски — они послужат укреплением стен «котлована».
    5. По всей площади равномерно распределить песок (толщина слоя — 5 см).
    6. Поверх песчаной «подушки» уложить слой гравия или гальки.
    7. Участок полить водой из расчета пол-литра воды на метр квадратный — это уплотнит щебень и гальку.
    8. Установка центральных элементов композиции. Если камень не сильно громоздкий, то его можно «вдавить» в щебень. Для крупных валунов надо сделать более глубокую выемку.
    9. Граблями «начертить» на площадке узоры в виде полос или кругов.

    Используя приведенные рекомендации, можно воссоздать сад камней по своим ощущениям и вкусу. Он будет радовать эстетичным видом, подарит чувство гармонии и успокоения.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Что такое сад камней, как обустроить его своими руками

    Поистине удивительным и магическим выглядит японский сад камней — популярный вид ландшафтного дизайна, выполненного в стиле дзен-буддизма. Он предназначен не только для эстетического наслаждения, но и для медитаций. Это невероятно, но именно в таком месте появляется жизненная сила и внутренняя энергия. Создание подобной экспозиции возможно на любом приусадебном участке. Разумеется, такой сад должен иметь огранку в виде соответствующего ландшафтного дизайна всей территории.

    Что такое сад камней

    Сад камней, или сэкитай («каменный сад» по-японски), представляет собой разновидность ландшафтного дизайна, в котором главенствующую роль играют камни.

    Валуны размещаются группами по три булыжника. Остальная территория сэкитая покрыта белым песком или серым гравием, на котором размечены бороздки, напоминающие воду. Такая схожесть неслучайна, ведь композиция является миниатюрным изображением нашей планеты. Песок — это мировой океан, камни — это скалы или суша.

    Каждый элемент уникален и подбирается с особенной тщательностью. На первый взгляд кажется, будто булыжники лежат хаотично, на самом деле их размещение имеет определённый смысл.

    История

    Свою историю сэкитай начинает с XIV века в Японии. Прародителем уникальной композиции стал поэт, мастер по садовому оформлению и монах Мусо Сосэки, который придерживался принципов школы дзен-буддизма. Прошло более шести веков, а японцы до сегодняшних дней сохранили его творения, в числе которых находятся и сэкитаи.

    С древних времён скопление камней в дикой природе обожествлялось в Японии. Отколовшиеся скальные куски почитались не меньше, чем сами горы. Их перевязывали особым образом и хранили как реликвию. Со временем валуны стали использовать в садах императоров и привилегированных особ. Подобные композиции начали появляться и около буддийских храмов. В XIX веке они распространились по всей стране и стали частым элементом экстерьера японских придомовых территорий. Спустя ещё сто лет, сэкитай появился и в Европе.

    Читайте также:  Зеленый бут

    Расположение в сэкитаях камней по три в группе связано с буддийской триадой: «тело, речь, мысль»

    Назначение и философия

    Вместе с изображением воды камни являются основными элементами сэкитая, так как олицетворяют среду обитания и саму жизнь: Инь и Ян. Камень может отождествляться с землёй, небесными телами, животными или другими предметами — всё зависит от фантазии дизайнера и посетителей экспозиции.

    Борозды на песке в саду камней символизируют течение воды, расходящейся от камней кругами

    Белый песок или мелкая галька, на которых нарисованы тонкие полоски, направленные параллельно самой длинной стороне участка, дополняют картину.

    Валуны — это скалистые острова, места, где обитает душа Земли. Форма, размер и цвет булыжников олицетворяет совершенную красоту природы.

    Наслаждаясь каменной композицией, посетитель может медитировать и уходить внутрь себя. Такой великолепный вид позволяет забыть о мирской суете и подумать о гармонии и единении человека с природой. Наслаждение превосходным скалистым пейзажем раскроет внутренние силы и невероятную энергию.

    Самые известные сады камней

    Существует несколько древних, но сохранившихся до сих пор и пользующихся популярностью у туристов сэкитаев.

    Сад Рёандзи

    Сад является частью храмового комплекса, поэтому подойти к нему можно только пройдя через храм, а созерцать — только находясь на веранде храма

    Композиция расположена вблизи буддийского храма в городе Киото. Её строительство датируется 1499 годом. Небольшая прямоугольная поверхность площадью 300 квадратных метров содержит в себе 15 чёрных камней, которые разделены на 5 групп. Гравий, олицетворяющий воду, имеет тонкие бороздки.

    Уникальность композиции в том, что с какого бы ракурса человек ни смотрел на камни, он не может увидеть сразу все 15 элементов. Один из них всегда будет спрятан. Считается, что все валуны откроются взору только тому, кто «достигнет просветления». В действительности весь комплект горных пород можно увидеть лишь возвысившись над сэкитаем Рёандзи.

    Сад монастыря Тофукудзи

    «Природу можно постичь созерцанием и интуицией» — считают японцы

    Комплекс был построен в первой половине XX века. Поначалу кажется, будто садовый дизайнер Сигэмори повторил самый знаменитый Рёандзи, расположенный в том же городе. Однако символика и идея кардинально отличаются. Силуэты камней создают ощущение быстрого движения, которое замерло на одно мгновение.

    Основная каменная композиция напоминает застывшего перед прыжком дракона.

    Сады Дайтоку-дзи

    Tokekiko — cамый маленький в Японии сад камней

    Первый буддийский монастырь на территории комплекса Дайтоку-дзи был построен ещё в 1315 году. Сэкитай Tokekiko расположен рядом с ним и, несмотря на небольшой размер, очень известен среди дзен-последователей.

    Композиционным центром этого сэкитая выступает плоский камень с кругами на «воде», нарисованными на белой гальке.

    Сэкитай всегда наполнен очень глубоким смыслом — за внешней оболочкой каждого элемента скрывается тайный смысл, «чудо вещей»

    Isshidan — ещё один сад, представленный на территории Дайтоку-дзи.

    В центральной части расположен необычайный остров, на котором живут мудрецы и провидцы. Говорят, если бесконечно долго смотреть на этот символический остров среди океана, можно достичь просветления.

    Японский чайный сад в Сан-Франциско

    Этот чайный сад — старейший из сэкитаев, расположенных за пределами Японии

    Началом строительства парка считается 1894 год, работы по его совершенствованию производятся до сих пор. Японцы уделяют большое значение камням, поэтому его территория изобилует различного рода валунами и скальными породами. Имеется выделенное место и для классического японского сэкитая.

    Основные элементы, символика и принципы устройства

    Размер, количество, форма и расположение всех элементов сэкитая имеют важное значение. Символизм сквозит из каждой детали.

    Современные каменные сады часто соседствуют с площадками для медитаций.

    Количество камней

    Исторически сложилось, что в сэкитае используется 15 камней, которые группируются по три единицы в каждой мини-композиции.

    По преданию, валун имеет душу, а значит к нему необходимо относиться с большим почтением. На подбор лучших экземпляров горных пород могут уйти годы. Обработка скалистых осколков нежелательна, идеально, если сама природа позаботится о форме и размере каменных элементов.

    Кроме простого расположения булыжников в группы, существует традиция выкладывать из камней священные символы: журавлей (высота человеческого духа), черепах (долголетие), гору (центр мироздания) или же фигуру Будды

    Современные сады не придерживаются правила 15 единиц, но существует строгое условие — использовать только нечётное количество камней и, согласно японским традициям, каково бы ни было общее число валунов, их нужно расположить так, чтобы нельзя было охватить взглядом все одновременно. Какой бы ракурс ни выбрал посетитель, он должен видеть на один камень меньше. Если этот канон соблюдён — можно считать, что сэкитай выполнил свою задачу.

    Расположение и расстановка камней

    Есть несколько принципов расстановки горных пород:

    • камней, расположенных горизонтально, должно быть больше, чем тех, что стоят вертикально — это необходимо для баланса энергии Инь-Ян, уравновешивания влияние вертикальных объектов — деревьев, заборов, строений;
    • обеспечение пустоты на фоне каменных глыб — простор отождествляется со свободой духа;
    • отсутствие симметрии, параллельных линий и одинаковых по размеру элементов;
    • сбалансированность композиции в каждой группе — для этого применяется приём построения на основе треугольника, где обязательно присутствует основной элемент и несколько подчинённых;
    • камень не может просто лежать на поверхности, он должен «расти» из земли — его нужно углубить, чтобы он соединился с землёй, врос в неё, и на склоне камни вкапывают сильнее, чем на плоской поверхности;
    • красивый вид из семи точек обзора — необходимо мысленно нарисовать семиугольную звезду, каждый из концов которой может стать такой точкой, и на семи гранях фигуры устанавливать камни, при этом булыжники, зачастую кроме одного, должны быть видны со всех участков, выделенных для просмотра.

    Большой камень возвышается, как скала, а маленький напоминает холм или остров, вертикальный камень будет обозначать небо, а плоский — землю

    Иногда посетителям кажется, будто они видят все 15 элементов горных пород и даже больше. Такой эффект появляется по причине того, что камни имеют неровные очертания и зрительно раздваиваются.

    Песок и гравий

    В качестве основы для сэкитая выступает белый песок или мелкий гравий, на поверхности которого при помощи специальных грабель создаются бороздки. Дзен-буддисты видят в них морские волны и круги от падающих капель. Обычные посетители сравнивают узоры с идеально подметённым двором. В любом случае рисунок создаёт ощущение безмятежности, чистоты и покоя.

    Узоры «воды» в японском саду призваны умиротворять, приносить спокойствие и гармонию

    Чтобы добиться необходимого результата, специалисты используют некоторые скрытые приёмы. Так, если композиция расположена на солнечном участке, белый щебень или гравий может слепить глаза, что помешает релаксации. В этом случае его оттеняют камни более тёмных расцветок — серые или коричневые.

    Узоры имеют скрытое значение:

    • ровные линии, направленные по наибольшей длине площадки, символизируют спокойную воду и умиротворение;
    • волнистый рисунок напоминает бурный поток;
    • круги вокруг камней — волны, набегающие на берег острова.

    Карэсансуй — другое название сада камней — в дословном переводе означает «сухой пейзаж». Поэтому в традиционном виде сэкитая воды нет. Однако японцы очень любят «текучие» материалы в любом их проявлении, и в саду камней воду заменяет песок.

    В современных интерпретациях в каменной композиции может встречаться искусственный водоём или естественный пруд. Если он включён в общий ансамбль, назвать такой участок классическим японским сэкитаем можно лишь с большой натяжкой.

    Пусть это далеко не классика сэкитая, на берегу водоёма среди зелени и камни словно «оживают»

    Для японского ландшафтного дизайна мох выступает одним из популярных растений, так как олицетворяет леса на тех самых островах в океанах, на которых живут просветлённые монахи и старцы.

    Мох — ещё один способ добавить позитива в сэкитай

    Знаменитый мастер садового оформления Мусо Сосэки — тот самый, который создал великолепнейший сад 15 камней Рёандзи, успел построить целый парк мхов. Он органично сочетает в себе огромные валуны и споровые растения.

    Покрытый мхом мост через водоём смотрится сказочно

    Декоративные элементы

    Различные элементы декора добавляют каменному саду японских ноток и правильного настроения.

    Деревья, растущие на краю композиции, придадут участку жизни и красок. Например, чайный домик напоминает о том, что Япония славится не только медитациями, но и этим вкусным напитком, а также особым ритуалом его приготовления.

    Японский фонарь, наряду с каменными фигурами, статуями и мостами — популярный декортивный элемент сэкитая

    Дзен-буддистам для получения эстетического наслаждения достаточно одних камней, но обычные посетители сэкитаев нуждаются в дополнительных элементах. Разнообразные дорожки, мосты и ограды создают в этих садах полноценную картину мира.

    Как обустроить своими руками

    Обустроить сэкитай своими руками можно, но для этого необходимо углубиться в историю создания и понять философию японского символизма, а также соблюдать принципы организации японского сада.

    Где взять камни, нужно ли их обрабатывать перед «посадкой»

    Самым важным элементом для японского сада камней являются непосредственно валуны — скальные породы.

    Идеальным будет использовать оригинальные булыжники, которые откололись от гор под воздействием природных явлений.

    Ветра и дожди обработают камень самым лучшим образом, однако на поиски таких экземпляров может уйти много времени, поэтому на сегодняшний день нередко прибегают к ручной обработке камней, создавая на их поверхности похожие на натуральные сколы и трещины.

    Песок и гравий: какие нужны

    В качестве основы для сэкитая используется белый чистый песок или мелкий гравий.

    Перед тем как заполнить участок выбранным материалом, необходимо провести работы по очистке грунта от бурьяна. В противном случае придётся постоянно бороться с вновь выросшими незапланированными растениями.

    Как обрабатывать сад: принципы рисования узоров на поверхности песка при помощи грабель

    После того как основные элементы закреплены на своих местах и засыпано покрытие в виде песка или гравия, необходимо создать узоры, которые придадут композиции безмятежное настроение. Они рисуются при помощи специальных грабель с заострёнными концами параллельно наибольшей стороне участка.

    Используя ровные линии, круги и волны, можно создать уникальную композицию

    Как использовать декоративные элементы

    Декоративные элементы используются для создания акцентов и придания нужных мотивов.

    На большом участке можно расположить аккуратные мостики или даже оригинальный чайный домик. Более компактные сооружения ограждают невысоким забором. Он определит границы, за которые нельзя заходить, иначе придётся заново создавать на песке узоры.

    Правила ухода

    В отличие от живых элементов ландшафтного дизайна, сэкитай требует минимального ухода:

    • помимо заблаговременной очистки от сорняков, необходимо держать поблизости от композиции специальные грабли для того, чтобы поправить или изменить рисунок «воды» при необходимости;
    • если в саду присутствуют живые растения, их нужно периодически поливать и подстригать.

    Миниатюрный сад камней: особенности, преимущества и недостатки

    Любители японской культуры стремятся создать буддийский уголок в своём доме. Не всегда есть возможность выделить для этого место на участке. Кроме того, далеко не у всех есть дача или загородный дом. При этом остаётся желание иметь свой традиционный сад камней.

    Принципы создания компактного сада аналогичны полноценному ландшафтному дизайну — натуральный камень, белый песок и правильные узоры на нём. Дополнительные детали помогут создать красивый предмет для отдыха. А миниатюрные грабли дадут возможность заниматься обустройством своего маленького сада в любое свободное время. Такой атрибут станет интересным предметом, помогающим расслабиться и забыть о бытовых проблемах.

    Такой японский сад намного проще в уходе и способен поместиться на подоконнике

    Его неоспоримыми плюсами также можно назвать то, что:

    • подобную композицию намного легче сделать своими руками — для этого подойдёт глубокий деревянный поднос, оригинальные камни небольшого размера и мелкий белый песок;
    • постоянно меняя расположение элементов, можно каждый день создавать новый компактный дизайн.

    Наряду с вышеперечисленными преимуществами миниатюрного сада камней, имеется и недостаток: он никогда не будет полноценной ландшафтной композицией, в которой можно находиться целиком, что существенно упрощает процесс релаксации. Настоящую, задуманную атмосферу можно ощутить лишь в классическом сэкитае.

    Традиционный японский сад камней — это настоящее произведение искусства, которое ежегодно манит к себе миллионы людей. Родиной описываемого сооружения является Япония. Сегодня многие страны могут похвастаться аналогичными садами, обустроенными по всем правилам. Создать подобный объект на своём участке может каждый. Но для этого необходимо изучить принципы его обустройства. Рядом с карэсансуй комфортно заниматься медитацией. Говорят, что правильно расставленные камни имеют магнетическое свойство, которое вселяет в человека уверенность, силу и спокойствие.

  • Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×