Звукоизоляция домашних кинотеатров

Изоляционные материалы

Домашний кинотеатр – это замечательная возможность погрузиться в увлекательный мир кино и музыки, но никому не хочется возмущать покой соседей и родных. Ведь такая электроника обычно снабжена очень мощными колонками, поэтому звук высокой громкости будет распространяться во все стороны. В этом свете очень актуальным становится вопрос, как звукоизолировать комнату, в которой находится домашний кинотеатр. Есть и другой нюанс: обычные дома из железобетона характеризуются так называемым эффектом «порхающего эха», когда звуковая волна отражается от акустически «жестких» поверхностей. В итоге явление резонанса делает звук в помещении неоправданно гулким. Чтобы удовольствие от просмотра и прослушивания видео было полным, необходимо улучшить акустику.

Оглавление

Материалы для звукоизоляции в комнате с домашним кинотеатром

Любая звукоизоляция, материалы для которой подобраны тщательно, справится с двойной задачей: не допустить выхода шума наружу из комнаты и создать наиболее комфортные условия для звукового восприятия тем, кто в ней находится. В этом качестве используются:

  • Шумопоглощающие плиты. Часто их устанавливают на стены помещения, так как они намного уменьшают интенсивность и время вибрации, но иногда из них делают настил и на пол. Известно несколько разновидностей таких материалов: на основе льна, технического войлока, стеклянного, базальтового и древесного волокна. Шумопоглощающие плиты содержат очень много мелких пор, поэтому звуковая волна, проходя сквозь них, теряет большую часть своей энергии за счет трения. Современные модификации таких материалов выделяются еще большим звукопоглощением за счет повышенной пористости и значительной демпфирующей способности. Показателем качества плит будет их способность сохранять форму на протяжении длительного периода времени. Важно также, чтобы отсутствовал эффект уплотнения. Хорошо зарекомендовала себя такая продукция, как ISOVER ЗвукоЗащита компании Сен-Гобен. Это долговечный, экологически чистый, эластичный материал, который подходит для установки как на горизонтальные (потолок и пол), так и вертикальные (стены и двери) поверхности. Используют его как в один, так и в два слоя, что гарантирует дополнительную защиту. Не отстает от этого материала и другой его крупный конкурент – минеральная плита Шуманет-БМ, изготавливаемая на основе базальтового волокна. В конструкции многослойной каркасной перегородки и звукопоглощающей облицовки монтаж такого стоечного бруса или профиля осуществляется через каждые 600 мм поверхности, а сами плиты укладываются в ячейки обрешетки. В случае подвесных потолков они монтируются между плитами перекрытия и собственно потолком. Материал Шуманет-БМ отличаются легкостью, замечательными акустическими свойствами и негорючестью. Но у всех шумопоглощающих плит есть и недостатки. Их невозможно установить отдельно, без каркасной конструкции, что повышает толщину отделочного слоя и увеличивает затраты на ремонт. Многие плиты выделяют летучие вещества и даже твердые частицы, поэтому их нецелесообразно монтировать без предварительного обертывания в прочные непроницаемые пленки.

  • Акустические плиты и панели. Они применяются при отделке стен и потолков и бывают однослойными и двуслойными. Однослойные материалы подобного образца делают из гипсокартона, металла, ДВП, прессованного минерального волокна, обычной либо газонаполненной пластмассы (пенополистирол, пенополиуретан). Плиты в один слой являются перфорированными, а их толщина составляет 0,5-20 мм. Они хорошо подходят для облицовки подвесных и каркасных конструкций и лучше всего справляются со своей ролью в комбинации с мягкими матами, дополнительно поглощающими шум. Наличие отверстий позволяет такой облицовке не отражать акустические волны, приводя к появлению эха, а пропускать их к звукопоглощающему слою. Однако некоторые панели, имеющие толщину в 20-40 мм и выполненные из прессованного растительного либо минерального волокна с насечкой или поролона, прекрасно поглощают звук и сами по себе. Хорошим представителем двуслойных акустических плит являются материалы фирмы КНАУФ. Они представляют собой перфорированные листы из гипсокартона, на заднюю часть которых наклеивают нетканое полимерное полотно, полностью устраняющее эффект эха. Это классический пример такой плиты – с твердым облицовочным слоем, в котором сделаны небольшие отверстия, и пористым звукопоглощающим либо упругим звукоотражающим вторым слоем. От формы и размера перфорационных отверстий в плитах зависит, звук каких частот в спектре будет поглощаться лучше всего. Например, отверстие в форме пирамидки хорошо гасит звуковые волны высоких и средних частот. Кроме того, акустические панели выделяются хорошей износостойкостью, светоотражательными свойствами, легко поддаются очистке. Некоторые их виды коробятся в атмосфере повышенной влажности, но сейчас разработаны новые модификации таких материалов, для которых влага не представляет особой опасности.
  • Акустически прозрачная ткань. Это полноценный заменитель акустических панелей, которым драпируют каркасы шумопоглощающего предназначения на потолке и стенах. Данный материал широко используется в декоративных целях и является полностью экологичным. Акустически прозрачная ткань характеризуется бесшовной отделкой и малой истираемостью, но ее звукоизолирующие свойства несколько хуже, чем у акустических и шумопоглощающих плит, а серьезные механические повреждения способны нанести ей больший урон.
  • Демпфирующие прокладки. Они превосходно зарекомендовали себя при изоляции ударного шума. Материалом для изготовления служат тонкие пенополиэтиленовые либо каучуковые маты, листы из ДВП или агломерированной пробки. Демпфирующие прокладки играют большую роль в гашении вибрации от колонок, передающейся полу, стенам и перекрытиям. Их характерными особенностями являются небольшая толщина и химическая инертность, но вот механическая прочность у них немного меньше, чем у звукопоглощающих плит.

  • Акустические натяжные потолки. В некотором роде они дублируют функцию однослойных акустических панелей. Их монтируют поверх звукопоглощающего материала, закрепленного на каркасе. Это же является и отрицательной стороной применения акустических натяжных потолков: установка их на конструкцию будет целесообразна только при наличии за ними звукоизолирующего слоя. В то же время в случае такой отделки появление эха исключено благодаря наличию в таком материале микроперфорации.
  • Акустические герметики. Их применяют в качестве гасящей вибрации прослойки в местах соприкосновения звукоизолирующих конструкций (обшивок) к капитальным перекрытиям и стенам. Специальные вязкоупругие нетвердеющие соединения такого типа используются для создания промежуточного слоя, уменьшающего силу вибрации, между двумя гипсокартонными листами при отделке стен. Акустический герметик также подходит для уплотнения тыльных поверхностей отделочных элементов, устранения воздушных зазоров и трещин, улучшает качество звука внутри помещения.

Виды звукоизоляции для комнаты с домашним кинотеатром

Монтаж звукоизоляции имеет свои нюансы в зависимости от того, в какой части помещения ее необходимо установить. По этому критерию выделяют:

  • Звукоизоляцию пола. Для того чтобы избавить соседей снизу от шума достаточно, просто увеличив толщину конструкции. Для этого хорошо сделать еще одну бетонную стяжку, воспользовавшись технологией «плавающего пола». Называется она так потому, что слой бетона при заливании не касается стен и пола. Бетонную плиту укладывают в особую «ванночку», сделанную из шумопоглощающих плит. Поверх них наклеивают пленку и заливают раствором цемента. Если выполнить стяжку невозможно, то звукоизоляция пола осуществляется следующим образом: тонкие эластичные прокладки укладывают непосредственно под напольное покрытие. Иногда в этих целях используют лаги. Там, где они опираются на несущие перекрытия, для уменьшения ударного шума под лаги подкладывают прокладки, а внутреннее пространство заполняют различными звукопоглощающими материалами – к примеру, акустическими плитами.

  • Звукоизоляцию стен. Ее выполняют двумя различными методами. Первый вариант – это каркасная технология. При толстых межкомнатных перекрытиях вполне допустимо взять гипсокартон, профиль из алюминия и минеральную вату. Но если предполагается постоянно включать звук на большую громкость, профиль может вибрировать. Тогда его заменяют на деревянный брус. Также звукоизоляция стен обеспечивается посредством панельной системы бескаркасного типа. Она состоит из панелей типа сэндвич, выполненных из гипсоволокнистых листов пазогребневого типа и нескольких слоев шумопоглощающего материала, часто из минерального волокна. Панельная система бескаркасного типа крепится к стене исключительно через особые виброизолирующие узлы, а также в ней отсутствует тесный контакт между торцами панелей в местах их тесного соприкосновения с перекрытиями и стенами. Наличие пазогребневых стыков предотвращает возникновение щелей при установке.

  • Звукоизоляцию потолка. Часто в этом случае останавливаются на обычном подвесном потолке. Но при этом его монтаж будет иметь свои особенности. Так, звукоизоляция потолка окажется недостаточно качественной, если традиционную минеральную вату в качестве наполнителя не заменить акустическими или шумопоглощающими панелями. Там, где несущий каркас примыкает к стенам или потолку, устанавливают вибропрокладки. Чтобы уменьшить вибрацию, необходимо позаботиться о приобретении виброизолирующих подвесов, которые монтируются между обычными прямыми подвесами и потолочным перекрытием.

  • Звукоизоляцию двери. Для этого следует купить дверное полотно специальной конструкции. На первый взгляд, оно неотличимо от обычного, но внутри находится «начинка», благодаря которой звукоизоляция двери и становится реальностью. Это может быть минеральная вата, лист ДСП, покрытый с обеих сторон звукоизолирующей пленкой, слои ДВП. Хорошую защиту от шума гарантирует установка двух дверей с тамбуром, поскольку воздушная прослойка также снижает интенсивность звука.

Особенности монтажа звукоизоляции в комнате с домашним кинотеатром

Как правило, звукоизоляция своими руками обходится намного дешевле, чем вызов специалиста на дом. Для самостоятельного монтажа нам понадобится лазерный нивелир, дрель, анкеры, пороховой пистолет, собственно каркас и шумоизолирующее полотно. Поскольку большинство звукоизолирующих материалов крепятся на каркасные конструкции, рассмотрим, как это сделать правильно:

  • Монтаж перегородки начинаем с разметки ее проектного положения. Использование четырехлучевого лазерного нивелира позволяет добиться строго вертикального положения каркаса.
  • Монтируем направляющие профили и стойки каркаса, примыкающие к поверхности стены. Если материал стен – кирпич или железобетон, наиболее эффективной окажется пристрелка элементов каркаса пороховым пистолетом.

  • В отверстия, полученные таким образом, устанавливаем анкеры. Шаг между стойками каркаса не должен быть больше 600 мм, а все стойки обязательно следует развернуть в одну сторону.
  • После сборки каркаса закрываем его с одной стороны гипсокартонными либо гипсоволокнистыми листами. При этом стык листов обязан находиться ровно посредине стойки каркаса.
  • Заполняем каркас звукопоглощающим материалом, который необходимо закрепить так, чтобы он плотно прилегал к элементам конструкции. Желательно сделать установку в «распор», что обеспечивает его надежную фиксацию на протяжении всего периода эксплуатации. При этом рекомендуется следить, чтобы толщина шумопоглощающего слоя превышала толщину перегородки.
  • После этого устанавливаем второй лист облицовки, в результате чего возникают силы трения по обеим ее сторонам, обеспечивая неподвижность звукоизолирующей прослойки.
  • Теперь производим монтаж листов облицовки к перегородке. При этом стыки листов гипсокартона смещают на половину шага стоек по отношению к ее стыкам с противоположной стороны перегородки.
  • Производим заделку швов между листами перегородки – и перегородка готова к дальнейшей отделке.

Как гармонично вписать звукоизоляцию комнаты с домашним кинотеатров в интерьер

Для того чтобы обустройство комнаты для домашнего кинотеатра не только обошлось в минимальную сумму, но и позволило проявить дизайнерские таланты, поговорим о том, как органично вписать ее в интерьер. Для этих целей лучше всего подходят акустические панели и плиты, отличающиеся разнообразием цветов и фактуры. Это позволяет использовать их одновременно и как шумоизоляцию, и как декоративное убранство комнаты. Акустические панели допустимо как покрывать эмалями различных оттенков, так и клеить на них натуральный шпон или декоративную пленку. В отделке верхней части комнаты применяют акустические натяжные потолки, которые скрывают не слишком презентабельный вид шумоизолирующих материалов. Акустически прозрачной тканью очень удобно замаскировать громкоговорители, расположенные на стенах или подвешенные к потолочным балкам.

Акустика домашнего кинотеатра

Потолки

Немало внимания при шумоизоляции домашнего кинотеатра следует уделить потолкам, особенно если вы живете не на последнем этаже. Лучше всего подходят специальные акустические натяжные потолки. В некотором роде этот материал дублирует функцию однослойных акустических панелей. Натяжной потолок можно монтировать поверх звукопоглощающего материала, заранее закрепленного на каркасе. Также для шумоизоляции потолков можно использовать акустические герметики, они великолепно гасят вибрацию и поглощают звук в широком диапазоне.

Современный рынок строительных материалов предлагает огромное множество натуральных и синтетических материалов, которые обеспечивают отличную звукоизоляцию пола, а также улучшают акустические характеристики комнаты-кинотеатра.

Не стоит покрывать пол ламинатом или паркетом. Дерево хоть и является само по себе хорошим шумоизолятором, на общий акустический комфорт в комнате влияет далеко не самым лучшим образом. Главный недостаток дерева – сильный эффект реверберации. В качестве напольного покрытия, как уже говорилось выше, идеально подходит ковролин, и чем он толще, тем лучше.

Технология создания домашнего кинотеатра

Для создания
кинотеатра дома необходимо позаботиться о многом. Во-первых, правильно подобрать
помещение, сделать качественную звукоизоляцию и использовать только соответствующее
оборудование. На сегодняшний день существует масса предложений сделать шумоизоляцию
кинотеатра дома, но при этом доверять можно только надежным и проверенным
поставщикам услуг, которые все сделают качественно и надежно.

@Kinoteatr

Если все делать самостоятельно,
то стоит позаботиться о правильности подбора материала, оборудования и
соответственно качественно выполнить
работы по звукоизоляции. Только при условии правильно выполненной шумоизорляции
можно смотреть фильмы в домашнем кинотеатре без причинения дискомфорта соседям.

Проблемы звуко-виброизоляции и акустики в кинотеатрах

В кинотеатрах во время
просмотра фильма действуют воздушные и вибрационные шумы. Если мультиплекс
расположен в отдельном строении, то в принципе никаких проблем возникнуть не
может, однако в случае, когда кинозал сделан из обычной квартиры, то только
эффективная шумоизоляция может обеспечить необходимый уровень тишины.

@Kinoteatr

Как известно,
существует два основных вида шума: вибрационный и воздушный. Звук воздушного
типа происходит в результате разговора, музыки идущей от усилительной
аппаратуры. Вибрационный шум появляется за счет вибраций и может передаваться
по твердой поверхности. Звукоизолировать помещение означает сделать так, чтобы
звуковые волны поглощались а вибрация рассеивалась. Для эффективной
шумоизоляции кинотеатра необходим комплексный подход с использованием различных
технологий и звукоизолирующих материалов.

Помещение длядомашнего кинотеатра и установка техники

Для обустройства домашнего кинотеатра помимо звукоизоляции необходимо также подобрать технику и подходящее помещение. Если говорить простым языком, то нужна комната площадью 15 квадратных метра. Именно такие параметры способствуют правильной расстановки техники и оборудования. Комната изначально должна иметь качественную звукоизоляцию, несмотря на то, что само помещение будет в конечном итоге иметь шумопоглощающие поверхности, стены, пол и потолок обязательно должны быть хорошо защищены.

Комплексная шумоизоляция поможет в решении данного вопроса

Что касается техники используемой для кинотеатра, важно знать, для определенных параметров кинотеатра подходит соответствующее оборудование. Не стоит приобретать колонки и усилителя для обеспечения многотысячного кинозала, такая аппаратура только будет создавать высокую вибрацию, а качество звука не возможно будет услышать

При подборе аппаратуры стоит обратиться к специалистам, которые все выберут в соответствии с характеристиками и параметрами помещения.

12 шагов к правильному кинозалу

Современные
шумоизоляционные материалы позволяют создать оптимальные условия для работы
кинотеатра, однако необходим определенный перечень работ.

  1. Звукоизоляция
    перекрытия на примыкании и к перегородке с применением скользящей технологии.
  2. Шумоизоляционный
    потолок изготовленный на виброподвесе.
  3. Потолок
    примыкающий к перегородке на упругой основе.
  4. Перегородка
    с шумоизолирующей конструкцией между смотровыми залами.
  5. Дополнительная
    отделка перегородки стены анитивандальными материалами для поглощения звуков.
  6. Фиксирующие
    вибрационно-устойчивые крепления рамы экрана к фронтальной стене.
  7. Наружная
    отделка стен шумоизоляционными материалами.
  8. Внутренняя
    отделка стены на виброподвесе.
  9. Напольная
    опора рамы крепления экрана.
  10. Пол перед
    экраном по плавающей технологии.
  11. Крепление гребенки
    на упругой фиксации к плавающему полу.
  12. Защита
    опоры гребенки от вибрации.
Читайте также:  Сварка алюминия

Если при строительстве
или реконструкции кинотеатра применить все необходимые мероприятия, то зал
будет полностью поглощать звуки и создавать правильную акустику для
качественного просмотра фильма.

Обследование помещения и выявление шумов

При выборе
шумоизоляции важно в точности подбирать материалы и саму технику. Перед
монтажными работами по звукоизоляции важно полностью обследовать все возможные
места прохождения звука

Если в комнате имеются окна, то некачественная изоляция
приведет к тому, что на улице и у соседей можно будет слушать фильм и его
действия. Все эти проблемы важно выявить изначально, чтобы в конечном
результате не пришлось переделывать свой кинотеатр.

Немаловажным при
обеззвучивании помещения смотреть на качество поверхности стены, если имеются
хоть малейшие щели и трещины, то их нужно заделать. Для заделки швов и щелей
необходимо использовать звукоизоляционный герметик или армировочную сетку со
шпаклевкой.

@Kinoteatr

Только полностью
подготовленная стена может обеспечить качественную звукоизоляцию. Также
немаловажным, при обесшумлевании помещения не забывать о двери, именно через
обычную дверь может проходить звук, поэтому выбор материалов для ремонта один из
важнейших вопросов.

Акустическая
подготовка помещения для домашнего кинотеатра

Акустическая
подготовка включает в себя несколько этапов:

  • Шумоизоляция помещения;
  • Установка техники;
  • Проверка.

На этапе подготовки
делается звукоизоляция в соответствии с требованиями и параметрами кинотеатра.
В зависимости от параметров зала подбирается толщина, слоя и финишная отделка.
С учетом того, что современные квартиры имеют сравнительно невысокую площадь и
высоту потолков, оптимальным вариантом будет использование квартирной
шумоизоляции, но толщина материала нужна намного толще

Также немаловажно выбрать
качественную отделку, чтобы финишный слой был не только красивым, но и
эффективным. В качестве альтернативы можно использовать звукоизоляционные
панели или специальные ткани

@Kinoteatr

При установке
оборудования, важно позаботиться и о
виброизоляции техники. В результате работы усилителя и сабвуфера возникает
вибрационный шум, поэтому следует использовать мембранную подложку

Сама
техника не должна предназначаться для большого актового зала. Современная
техника позволяет с небольшими параметрами оборудования выдавать мощный звук,
при этом вибрационные звуки не будут воздействовать на используемое помещение.

Не желательно в
качестве отделки использовать твердые материалы, такие как: керамическая плитка
или пластиковые панели. Эти материалы прекрасно передают вибрацию, что в
следствии, приведет к дополнительной шумоизоляции кинозала. Если выбирать, то
пористые и волокнистые материалы, которые поглощают звуки и делают их
восприятие более легким и приятным.

Наслаждаться
просмотром фильма можно не только в кинотеатре, но и собственном доме, особенно
если у вас правильно обустроен кинозал. Не нужно покупать дорогостоящее
оборудование, если для его работы нет подходящего помещения. Только
качественная и надежная звукоизоляция гарантирует эффективную защиту помещения
и создания оптимальных условий для просмотра фильмов и видео.

@Kinoteatr

Сделать собственный
кинозал дома не сложно, главное правильно подготовить помещение, а современные
шумоизоляционные материалы позволяют все процессы выполнить быстро и
качественно. Если появилось желание сделать дома кинотеатр, то для подготовки
помещения стоит обратиться УК специалистам, которые все выполнят в соответствии
с требованиями и рекомендациями производителей оборудования.

Шумоизоляция домашнего кинотеатра

Многие люди в качестве
проведения досуга ходят в кинотеатры. Такое мероприятие имеет своим плюсы и
минусы. Конечно качественное изображение и объемный звук привлекают посетителя,
однако постоянная плата билетов бьет по кошельку. Чтобы наслаждаться
качественным просмотром фильмов оптимальным решением становится собственный
кинозал, который можно сделать даже в своей квартире.

@Kinoteatr

Современные материалы
позволяют добиться оптимально шумоизоляции даже в квартире дома. Чтобы сделать
кинотеатр дома, необходимо правильно выбрать помещение для него. Размеры и
характеристики помещения очень важны, так как нужно расставить акустическое
оборудование, экран и проектирующее оборудование.

Для оптимальной
установки оборудования необходимо помещение размерами 6*4 метра. Акустика
устанавливается по сторонам, задней стенке и перед экраном. Чтобы стены могли поглотить
все шумы и вибрации необходима качественная звукоизоляция, которая сможет
удерживать и понижать звуковые волны. Только качественная шумоизоляция позволит
ощущать эффект кинотеатрального просмотра и не создавать проблем соседям.

Для изоляции домашнего
кинотеатра следует использовать звукоизоляцию стен, потолка и пола, при этом
также не помешает внутреннюю отделку делать с применением пористых материалов,
таких как карпет

Пористая структура материала способствует понижению и
поглощению звуков, что крайне важно при обустройстве кинозала дома

Акустические ткани

Специальные акустические прозрачные ткани могут стать полноценным заменителем акустических панелей или шумопоглощающих плит. Преимущество ткани налицо: ею несложно обшивать стены даже неподготовленным людям. Ткани красивы в качестве декорации, а стоят они относительно недорого. Также с помощью этого материала можно скрыть встроенные в стену колонки без потери качества звука.

Впрочем, стоит знать, что в помещении домашнего кинотеатра должно быть максимум тканевых материалов: ковер или ковролин, матерчатые жалюзи и шторы, мягкая мебель должна быть тканевой, кожа и ее заменители не лучшим образом влияют на акустический комфорт.

Звукоизоляция домашнего кинотеатра

Телефоны берет звукоинженер, а не менеджер. Звоните

  1. Услуги
  2. Звукоизоляция домашнего кинотеатра

Домашний кинотеатр правильная звукоизоляция

Опишу свою недавнюю работу по постройке зала домашнего кинотеатра с качественной звукоизоляцией. Переделывалось подвальное помещение частного дома площадью 60 кв.м., в котором уже стоял домашний кинотеатр, сделанный «по-простому»: На потолке была наклеена пенопластовая плитка толщиной 1 см а-ля «Армстронг», на полу лежала плитка 45х45, стены были во всю длину задрапированы шторами. Экран – стена, окрашенная светоотражающей краской. Дверь к лестнице, ведущей на 1 этаж, отсутствовала. Звук обеспечивал бюджетный комплект акустики JBL, который менять на что-то более серьезное, как для зала в 60 кв.м., не захотели. Звукоизоляция домашнего кинотеатра от смежных помещений, и акустическая подготовка самого зала, по большому счету – была нулевой.

Задача была поставлена следующая: Максимально ослабить, а в идеале – полностью исключить проникание звука из подвального помещения на 1 и особенно 3 этаж. Это при том, что владелец любит фильмы в жанре «Боевик» и «Экшн», изобилующие звуковыми эффектами. И смотрит он их, как оказалось, с довольно громким звуком. Провести комплексную звукоизоляцию самого домашнего кинотеатра т.к. по большому счету после получаса просмотра фильма на средней громкости в ушах начинало звенеть у всех. Поставить экран максимально возможного размера и сделать в домашнем кинотеатре нормальный бас т.к. родной сабвуфер не басил, а гудел.

Перестройка зала заняла 4 месяца. Для максимальной звукоизоляции домашнего кинотеатра от других помещений была фактически построена «комната в комнате». Высота потолка в зале была всего 2,3 метра и пришлось поизгаляться, чтобы не красть жизненное пространство. Стены и потолок были сделаны двойными из акустически прозрачных панелей, под которыми было установлено два слоя звукоизоляции толщиной по 50 мм с жесткой и тяжелой «мембаной» из 2-х слоев гипсокартона. Сэндвичевая конструкция стен и потолка была подвешена на специальных виброразвязках. На входе был устроен звукоизолирующий тамбур и установлена двойная дверь.

Во время испытаний на проникание звука, в зале домашнего кинотеатра включался новый сабвуфер мощностью 5 кВт. Кресла от низких частот реально двигались, а на первом этаже хоть и были заметны отголоски мощного баса, но хозяйская собака по плитке чапала лапами громче. На втором этаже звук был еле заметен, а на третьем была тишина. Звуковое давление на зрительских местах достигало уровня 125 дБ. Помог авторский (мой) сабвуфер с двумя динамиками по 21 дюйму и профи усилитель на 6 кВт к нему. Было очень громко и мощно. и совсем не утомительно и тем более – противно, как было вначале.

Через месяц после сдачи я попросил разрешения у владельца зала, показать работу другому своему клиенту. Запомнилась его фраза, сказанная этому человеку «Если бы я начинал сначала, я бы все сделал точно так же».

Полное описание работы по звукоизоляции домашнего кинотеатра на этом объекте, установке вогнутого экрана размером 5,5 м, постройке спец сабвуфера и т.д. можно найти, перейдя по ссылкам внизу статьи (первые 3 ссылки).

Тем, кто заинтересовался

Предлагаю правильную звукоизоляцию домашнего кинотеатра от других помещений, акустическую коррекцию самого зала и других комнат:

  • Максимальное устранение проникания звука между этажами и в прилегающие помещения;
  • Ослабление эффекта реверберации «Эхо»;
  • Устранение излишней гулкости или звонкости в домашнем кинотеатре и других комнатах;
  • Улучшение звучания колонок и аппаратуры путем их апгрейда (переделка кроссоверов и т.д.);
  • Комфортный звук в комнатах не только из акустических систем ни и при общении хозяев между собой.

Звукоизоляция пола

Сабвуфер – самый проблемный элемент домашнего кинотеатра, как правило устанавливается на полу и генерирует мощный инфразвук, заставляющий дрожать паркет, стены и потолок. К звуковым волнам добавляется механическая вибрация, передаваемая от него полу. Задача звукоизоляции сабвуфера сложная, но решаемая, традиционные резиновые ножки и мраморные плиты – не выход. Особенно, если в домашнем кинотеатре хочется действительно мощного баса. Тут нужно применять либо «плавающий пол», либо подвешивать сабвуфер на цепях (амортизаторах).

Деталь, которой владельцы домашних кинотеатров придают мало значения – самый четкий и «правильный» бас получается, когда колонки, либо сабвуфер устанавливаются на шипы, намертво воткнутые в паркет или в него же, через ковролин. Здесь действует так называемая «присоединенная масса», когда к колонкам или сабвуферу виртуально добавляется вес перекрытия или капитальной стены. Плата за четкий бас – при жесткой сцепке сабвуфера с несущими конструкциями происходит максимальная передача вибрации. Совместить почти несовместимое – задача сложная, но решаемая.

Звукоизоляцию помещения под домашний кинотеатр нужно начинать с пола, потому что на «гудение» и «бумкание» (именно так хозяева соседних квартир воспринимают низкие частоты от вашей аппаратуры), приходится максимум жалоб.

Лучшая звукоизоляция от поникания звука в соседние помещения получается при увеличении толщины капитальных конструкций. Но в большинстве случаев сделать это не реально. В комнате с домашним кинотеатром максимум, что делается – дополнительная бетонная стяжка, отделенная от основной плиты упругой прокладкой, так называемый «плавающий пол». Плавающий он потому, что вторая стяжка не соприкасается со стенами и перекрытием. Бетон плавающего пола ложится в «ванночку» из пористой резины или плит «Шуманет», «Шумостоп». Для эффективного поглощения вибраций демпфирующий слой между стяжками должен иметь толщину 20 – 50 мм. Толщина «плавающей» плиты 80 – 150 мм.

При невозможности устройства полноценного плавающего пола, можно применить звукоизоляция декоративного покрытия от несущей плиты с помощью упругой прокладки толщиной 3 – 5 мм. Звукоизоляция от помещений нижнего этажа в таком варианте – уже лучше, чем жесткая привязка паркета или ламината к несущей плите.

Существует вариант развязки пола – на лагах. Для уменьшения передачи вибрации в местах опоры лаг на плиту перекрытия ставятся упругие прокладки толщиной 10-20 мм. Пустоты между лагами нужно заполнить звукоизолирующими материалом: плитами «шуманет», плотной минеральной ватой, монтажной пеной и т.д.

Звукоизоляция стен

Если межэтажные перекрытия имеют большую толщину: для звукоизоляции комнаты домашнего кинотеатра от смежных помещений можно построить не толстые фальш-стены, отделенные от основных воздушным промежутком в 30 – 100 мм. Это украдет немного жизненного пространства (по опыту, метр – два квадратных), но ослабит проникновение звука в соседние комнаты раз в пять/семь. Фальш-стены крепятся к плитам перекрытия и не контактируют с основными стенами. Идеальная фальш-стена из кирпича, вариант чуть похуже – двойной/тройной слой ГКЛ + минеральная вата 50-100 мм. Для крепления гипсокартона желательно применять каркас из бруса, а не традиционных П-образных профилей. При применении таки П-образных профилей, последние крепятся через вибродемпфирующую полосу как к гипсокартону, так и к несущим конструкциям.

Как вариант, фальш-стены можно крепить и к основным, но тогда звукоизоляция домашнего кинотеатра будет в 2-3 раза хуже, чем при креплении к плитам перекрытия. Крепить фальш-стены к основным нужно через виброразвязывающие элементы. Максимальный эффект звукоизоляции достигается, если фальш-стена представляет собою единую, жесткую и тяжелую конструкцию, не контактирующую со стеной несущей.

В продаже есть готовая – звукоизолирующая система бескаркасного типа (ЗИПС). Панели выпускаются в виде готовых к монтажу сэндвичей, состоящих из пазогребневых листов гипсоволокна и поглощающего слоя. Крепление ЗИПС к перекрытию или стене производится через специальные виброизолирующие узлы. Хорошие звукоизолирующие свойства ЗИПС определяются отсутствием направляющего каркаса и мягко-упругим контактом между торцами панелей, перекрытием и стяжкой. Применение ЗИПС в домашнем кинотеатре сильно упрощает задачу звукоизоляции, но по сравнению с общестроительными вариантами оно заметно дороже.

Звукоизоляция потолка

Звукоизолирующий потолок делается примерно так же как фальш-стена, из 2-3 слоев ГКЛ, подвешенных на виброразвязывающих элементах к плитам перекрытия и монтируется так же как, и обычный гипсокартонный с некоторыми отличиями:

  • В местах крепежа держателей металлического каркаса к потолку устанавливаются вибродемпфирующие ленты из пористой резины. К профилю гипсокартон крепится так же через демпфирующий слой;
  • Для подвеса потолка идеальны вибродемпферы, которые ставятся между плитой перекрытия и спицами регулируемых подвесов или стандартными прямыми подвесами. Они устраняют «звуковые мостики» между ГКЛ и несущей плитой;
  • Минеральная вата низкой плотности заменяется средне жесткими шумоизолирующими плитами толщиной 50 – 150 мм;
  • Хороший вариант подвеса потолка в домашнем кинотеатре – каркас из деревянного бруса, вместо стандартного металлического;
  • Обязателен двойной/тройной слой гипсокартона, наложенный «вперекрышку» с проклейкой между слоями;
  • Идеально звукоизолирующий потолок, это второй фальш-потолок, не имеющий контакта с основным и закрепленный только по периметру стен. Но это большая редкость.

Есть более простой вариант устройства звукоизолирующего потолка, дающего хорошие, хотя и не идеальные результаты. В домашнем кинотеатре натягивается звукопрозрачный потолок, своей структурой походящий на пропускающие звук Соунд Скрин экраны для проекторов. Перфорация на нем сделана довольно мелкой и ее почти не видно. Между звукопрозрачным потолком и несущей плитой устанавливается слой звукопоглощающего материала толщиной 50- 150 мм. Это может быть обычная минеральная вата + пылезащитная мембрана.

Звукоизолирующие двери

Основная лазейка для звука из комнаты с домашним кинотеатром – дверь. Смысл сделанной по всем правилам звукоизоляции стен и потолков теряться, если забыть про двойную дверь с тамбуром.

Дверь в домашний кинотеатр должна быть максимально массивной, с внутренним слоем звукопоглотителя, плотным притвором и замком фиксатором. Лучший вариант звукоизоляции – тамбур при входе в зал и две двери с воздушным промежутком между ними (так делали в кабинетах руководителей).

Воздушный промежуток – прекрасный звукоизолятор, чем он шире, тем меньше проникают звуковые волны. Расстояние между тамбурными дверями должно быть в пределах 40 – 60 см. Если такой возможности нет, можно ограничиться воздушным промежутком шириной 10 – 20 см.

Читайте также:  Обслуживание бытовой техники

Продаются готовые звукоизолирующие двери: от простых ALAVUS, снижающих шум на 30 дБ, до дорогих HORMANN со снижением 47 дБ. Можно купить такую дверь, а лучше две и построить тамбур. Либо поставить двери, как в других комнатах, только со слоем внутридверного звукопоглотителя.

В описанном в начале статьи зале домашнего кинотеатра в Кременчуге были применены специальные, очень тяжелые двойные двери с звукоизолирующими стеклопакетами.

«Высший пилотаж» – устроить на входе в зал с домашним кинотеатром звукоизолирующие двери, автоматически открывающиеся при приближении к ним.

Звукопоглощение или шумоизоляция в домашнем кинотеатре

Очень важный вопрос, который возникает сразу после выбора помещения:

Как сделать так, чтобы при просмотре кинофильмов или прослушивании музыки, в соседних помещениях было как можно тише? Чтобы я смотрел кино, а рядом в спальне можно было бы спать, а не ворочаться с боку на бок, переживая все события вместе с героями боевика?

Это актуально как для загородных домов, если, конечно, помещение не находится в отдельном здании, так и для городских квартир, в которых вообще не стоит думать о хорошей системе, не продумав, в той или иной степени, вопрос о звукопоглощающей обработке помещения.

Сразу скажем, что правильно оценить возможности для расчета звукопоглощения в помещении может только специалист-акустик , а вовсе не люди другой профессии или рода деятельности. Не стоит также заниматься этим самостоятельно, если у вас нет профильного образования и хорошего опыта работы в этой области. Подобно тому, как хороший моторист по звуку работы двигателя, может на лету поставить ему правильный диагноз, так и акустик, посмотрев на помещение, уже примерно представляет себе решение поставленной задачи, причем в нескольких вариантах исполнения – от базовых до профессиональных.

Многие люди путают между собой понятия звукоизоляции и звукопоглощения, хотя это совершенно разные вещи.

Звукоизоляция – это снижение уровня шума, проникающего в данное помещение извне, то есть его отражение внутренними строительными и отделочными акустическими материалами.

Звукопоглощение – это снижение уровня шума, проникающего из данного помещения в другие комнаты, то есть его поглощение материалами и конструкциями внутри помещения.

Практически всегда эти два понятия встречаются в жизни одновременно. Нас больше интересует именно звукопоглощение, так как мы хотим снизить уровень шума, исходящий из нашего помещения для домашнего кинотеатра в остальные помещения.

Кроме того, нам необходимо также учитывать и акустическую обработку для коррекции звучания системы, о чем мы говорили ранее, мы подробно рассмотрим этот вопрос в следующей статье, поскольку акустическая коррекция и звукопоглощение неразрывно связаны между собой. Однако, если помещение находится в городской квартире, и в нем мы хорошо слышим жизнедеятельность соседей, то необходимо выполнить и определенные работы по звукоизоляции.

Совсем немного теории

Шумовое воздействие делится на четыре категории:

Для нас важно первые два типа шума, так как при просмотре кино и прослушивании музыки, возникает воздушный шум, а к ударному шуму, распространяющемся через пол и стены, можно отнести работу мощных сабвуферных модулей.

Для того, чтобы различные виды шума не уходили в другие помещения, их необходимо поглотить и рассеять. Для этого применяются специальные строительные и отделочные материалы, с возведением так называемых специальных конструкций, которые выполняются как многослойные плиты. Слои сочетают в себе изолирующие и поглощающие материалы, и работают наиболее эффективно.

Для правильного расчета звукоизоляции и акустической коррекции, специалист-акустик должен иметь на руках утвержденный список оборудования для домашнего кинотеатра, а также план расстановки акустических систем.

Иногда возникает ситуация, когда специалисту становится очевидным, что утвержденная ранее схема расстановки акустики не является оптимальным решением, и ее лучше пересмотреть для получения наилучшего результата. В таких случаях, лучше всегда послушать акустика и постараться внести в проект необходимые изменения.

Как решается задача по звукопоглощению в комнате для домашнего кинотеатра?

Прежде всего, если в комнате есть окна, необходимо установить в оконные проёмы качественный стеклопакет. Такие оконные сборки выполняют многие профильные компании, если вы поставите им такую задачу.

На время воспроизведения кино и музыки, окна необходимо закрывать шторой или плотной тканью, для минимизации переотражения звука на средних и высоких частотах от стеклянных поверхностей. При этом, низкие частоты спокойно проникают через стекло, ослабляя басовую составляющую звука.

В нашей практике были случаи, когда в помещении с окнами от пола до потолка, вместо двух сабвуферов , приходилось устанавливать четыре, для компенсации потери низких частот.

Дверь в помещение должна быть не совсем обычной. Если нет возможности и желания устанавливать специальные акустические многослойные двери или двойные двери тамбурного типа, можно установить тяжелое монолитное дверное полотно с плотным притвором. Дверь, во всех случаях, также рекомендуется закрывать на время воспроизведения кинофильма плотной шторной тканью.

Если в комнаты входят вентиляционные трубы, трубы системы отопления, их необходимо обернуть специальным рулонным акустическим материалом, снижающим шум и вибрацию, передаваемые по этим конструкциям в другие помещения. Существуют и другие способы уменьшения проникновения шума от труб в другие комнаты, которые может посоветовать акустик и, если они будут выполнимы, лучше так и сделать.

Для того, чтобы изолировать воздушный и ударный шумы в нашей комнате, необходимо применить в комнате строительные и отделочные акустические материалы к полу, потолку и стенам. Наиболее серьезно придется поработать над полом. Существует специальная конструкция, которая называется “ плавающий пол”. Смысл ее в том, что пол отвязывается от базовой строительной опоры здания, как бы плавает на своей подложке, не касаясь стен.

Это самый эффективный способ не пустить ударный шум от напольных сабвуферов в другие комнаты. Как известно, именно проникающие низкие частоты являются наиболее раздражающим при восприятии фактором. Конструкция такого пола не является чем-то экзотическим или мало выполнимым, и известна квалифицированным строителям. Единственный минус – плавающий пол имеет толщину 8-15см, и это необходимо учитывать в проекте.

Применение материалов к стенам и потолку обусловлено тем, что нам надо возвести конструкции, обладающие большой массой и определенной толщиной, при этом придется пожертвовать размерами помещения. Минимальная толщина возводимого ограждения около 80мм, и в случае качественного решения нашей задачи, не может быть меньше, только больше.

Распространенное мнение, что можно наклеить на стены какие-то магические листы или прямоугольники, и все будет хорошо, является заблуждением. В лучшем случае, не будет хуже, в худшем – можно серьезно испортить необходимые нам акустические параметры комнаты. Все расчеты по конструкциям выполняются в специальных программах и выдаются строителям и заказчику в бумажной форме.

Что же касается готового помещения, в котором ремонт уже закончен, и никто не будет начинать новый, то там можно как-то решить вопрос с акустической коррекцией. Решить вопрос о блокировании шума от ухода в другие помещения практически невозможно, если, конечно, эта задача не была решена заранее. Толстые ковры и шторы делу не помогут.

Единственное, что поможет поглощению на средних и высоких частотах – оклейка стен и пола специальной акустической рулонной тканью. Но для изоляции низких частот эта мера бесполезна. Если вам необходимо учесть все заранее, вовремя обращайтесь к нам!

Шумоизоляция домашнего кинотеатра

Домашний кинотеатр – это великолепная возможность погрузиться в фантастический мир кино и музыки. Вы уже приобрели гигантскую жидкокристаллическую панель и мощную аудиосистему 7 и 1? Поздравляем, однако насладиться качественным звуком пока будет весьма проблематично. Известно, что такая аппаратура звучит громко, и звук распространяется во все стороны. Соседи вряд ли будут рады вашей покупке. В таком случае становится актуальным вопрос о том, как звукоизолировать комнату, в которой вы смотрите фильмы и слушаете музыку? Есть еще один нюанс: многоэтажные дома характеризуются эффектом «порхающего эха», когда звук отражается от акустически «жестких» поверхностей. Соответственно, для качественного звука мало дорогостоящих колонок, нужно еще и грамотное оформление комнаты, в которой расположен домашний кинотеатр.

Совет: Необходимо провести работы по шумоизоляции так, чтобы не допустить выхода шума наружу из комнаты и создать в ней необходимые акустические условия

Шумопоглощающие плиты

Данный материал устанавливают на стены комнаты, он уменьшает вибрацию и неплохо поглощает шум. Иногда из таких плит делают настил и на пол. Шумопоглощающие плиты выпускают из волокон льна, технического войлока или древесины, все эти материалы обладают отличными шумопоглощающими свойствами. Благодаря мелким порам в плитах, звуковая волна, проходя сквозь них, быстро теряет свою энергию.

Плиты можно устанавливать только на готовую каркасную конструкцию, что существенно уменьшает площадь комнаты и увеличивает стоимость ремонтных работ.

Акустические панели

Акустические панели отлично подходят для отделки стен и потолков, они могут быть однослойными и двухслойными. Этот строительный материал производят из гипсокартона, металла, ДВП, газонаполненной пластмассы или пенополистирола. Все вышеперечисленные материалы обладают великолепной шумоизоляцией. Тем не менее, их лучше использовать в паре с мягкими звукоизоляторами, например, со стекловатой.

Акустические ткани

Специальные акустические прозрачные ткани могут стать полноценным заменителем акустических панелей или шумопоглощающих плит. Преимущество ткани налицо: ею несложно обшивать стены даже неподготовленным людям. Ткани красивы в качестве декорации, а стоят они относительно недорого. Также с помощью этого материала можно скрыть встроенные в стену колонки без потери качества звука.

Впрочем, стоит знать, что в помещении домашнего кинотеатра должно быть максимум тканевых материалов: ковер или ковролин, матерчатые жалюзи и шторы, мягкая мебель должна быть тканевой, кожа и ее заменители не лучшим образом влияют на акустический комфорт.

Совет: Используйте в комнате домашнего кинотеатра как можно больше материалов из ткани

Потолки

Немало внимания при шумоизоляции домашнего кинотеатра следует уделить потолкам, особенно если вы живете не на последнем этаже. Лучше всего подходят специальные акустические натяжные потолки. В некотором роде этот материал дублирует функцию однослойных акустических панелей. Натяжной потолок можно монтировать поверх звукопоглощающего материала, заранее закрепленного на каркасе. Также для шумоизоляции потолков можно использовать акустические герметики, они великолепно гасят вибрацию и поглощают звук в широком диапазоне.

Современный рынок строительных материалов предлагает огромное множество натуральных и синтетических материалов, которые обеспечивают отличную звукоизоляцию пола, а также улучшают акустические характеристики комнаты-кинотеатра.

Не стоит покрывать пол ламинатом или паркетом. Дерево хоть и является само по себе хорошим шумоизолятором, на общий акустический комфорт в комнате влияет далеко не самым лучшим образом. Главный недостаток дерева – сильный эффект реверберации. В качестве напольного покрытия, как уже говорилось выше, идеально подходит ковролин, и чем он толще, тем лучше.

Окна и двери

Важную роль играет не только качественная шумоизоляция домашнего кинотеатра и уплотнитель, но и то, из какого материала дверь сделана. Хуже всего для этого помещения подходят двери из метала, поэтому стоит обратить внимание на полотно из натурального дерева. Также следует учитывать толщину двери – чем она больше, тем лучше. Как было написано выше, дерево не лучим образом влияет на акустический комфорт, поэтому ее тоже необходимо обшить тканью. Следует позаботиться и о замочных щелях, звук через них проходит великолепно.

Конечно, лучше сделать так, чтобы окон в комнате с домашним кинотеатром не было. Во-первых, естественный солнечный свет бликует на экране, да и в целом не лучшим образом влияет на качество картинки. Во-вторых, если вы проживаете в шумном районе, сделать стопроцентную шумоизоляцию окна будет невозможно. И, в-третьих, от низких частот любое стекло дребезжит. Если в комнате есть оконный проем, то лучше позаботиться о многокамерном стеклопакете с качественным уплотнителем. Чтобы стекло не дребезжало, стеклопакет должен быть установлен максимально плотно и надежно. Для лучшего эффекта закройте окно жалюзи из ткани и плотными шторами.

Вывод

Качественная шумоизоляция домашнего кинотеатра, особенно если речь идет о многоквартирном доме – задача не из простых. Ведь помимо того, что нужно позаботиться об изоляции комнаты, надо обеспечить акустический комфорт в ней. И только высококвалифицированные мастера смогут составить грамотный проект, подобрать самые подходящие материалы и провести все ремонтные работы с предоставлением гарантии их качества.

Строим домашний кинотеатр: акустическая обработка помещения (часть 1)

Театр, как известно, начинается с вешалки, а серьезный домашний кинотеатр — с требований к его построению. Эти требования можно выразить численными значениями (в стандартах многие параметры указаны), но сначала я предлагаю определить два простых правила качественного ДК: 1) Зритель не должен видеть ничего, кроме происходящего на экране, 2) Зритель не должен слышать ничего, кроме звуковой дорожки фильма.

Их выполнение гарантирует максимальное «погружения» зрителя при просмотре, потому что все его внимание будет направлено на происходящее на экране, ничто не будет его отвлекать.

Я еще не раз вернусь к этим правилам, при описании различных аспектов создания ДК, но сейчас начну с первого этапа — этапа строительства помещения. В идеальных условиях именно на этом этапе должны определиться будущие характеристики домашнего кинотеатра.

Итак, выбор оптимального помещения под ДК начинается, как ни странно, с бюджета. От площади выбранного помещения зависит размер экрана, а от его диагонали зависит яркость проектора и дистанция до зрительских мест, и эти расстояния важно учитывать при выборе акустических систем, потому что звуковое давление колонки должны выдавать с запасом на затухание звука по пути до слушателя. Понятное дело, яркость проектора сильно влияет на его цену, в свою очередь, акустика, способная давать высокое звуковое давление, тоже недешевая и, к тому же, требует мощных и дорогих усилителей.

Наконец, высокое звуковое давление требует и повышенного внимания к качеству и точности акустической обработки помещения. И так зависимость цены ДК от площади нелинейная, а если брать акустическую обработку — то сложность возрастает в кубе, ведь при увеличении площади в два раза, площадь обрабатываемых поверхностей увеличится в 8 раз! Тем не менее, по моим наблюдениям, оптимальная площадь комнаты для ДК высокого класса на 2-5 мест — 50-80 кв.м. с высотой потолка 2,5-4 метра.

Изолировать и поглотить

Акустическая обработка помещений традиционно решает две задачи: звукопоглощение и звукоизоляция.

В случае с домашним кинотеатром, при нужном балансе звукопоглощения в комнате формируется правильная, стандартная акустическая обстановка, которая значительно снижает вредное влияние комнаты на звук (отражения) и создает акустическую атмосферу, схожую с таковой в студии звукозаписи, где производился построцессинг. Т.е. в идеальном варианте мы должны слышать всё то же и так же, как звукорежиссер слышал во время финального просмотра перед сдачей фильма в прокат. (Пока мы не принимаем во внимание вопросы качества усиления, декодеров, АС и пр.) Понятно, что каждый звук имеет значение — он неслучайно введен в дорожку фильма, идентичное его воспроизведение даст лучше понять задумку режиссера, обеспечит правильное художественное восприятие фильма.

Читайте также:  ОСБ плита применение

В свою очередь, звукоизоляция — это значительное снижение проникающих в домашний кинотеатр внешних шумов. Лучше соотношение сигнал/шум — шире динамический диапазон, а последний напрямую связан с реалистичностью восприятия. Звукоизоляция, вдобавок, не дает услышать зрителю другие посторонние звуки из других комнат, которые отвлекут его от просмотра. Наконец, решается защита остальной части дома от звуков работающего на полной мощности домашнего кинотеатра.

Помимо звукоизоляции самой комнаты, отдельная задача — заглушить различную технику: кондиционеры, мощные усилители с гудящими трансформаторами, проектор и т.д. Особенно шумный проектор зачастую помещают в отдельный короб, компоненты ставят в специально выделенный для них шкаф или даже отдельную аппаратную комнату. Заодно индикаторы техники, опять же, не будут отвлекать зрителя.

В подвале

Лучшее место для ДК в доме — подвальное помещение. Такую комнату просто затемнить (не забудьте про светящуюся табличку с надписью «Вход», подсветку пола и ступеней), естественная звукоизоляция разом решает почти все проблемы заглушки комнаты, остаются только вопросы подачи воздуха через вентиляционные каналы, двери и потолок. Для снижения уровня шумов за пределами такого ДК применяют специальные конфигурации заглушенных вентиляционных каналов, звукоизолирующие двери с тамбуром.

Однако есть и неочевидные проблемы с размещением кинотеатра в подвале. Например, из-за того, что практически все материалы, применяемые для акустической обработки, имеют отличные теплоизоляционные характеристики, мы получим «термос», тогда как хороший ДК может иметь выделяемые тепловые мощности на уровне нескольких киловатт. Другими словами, к вопросам охлаждения ДК в подвале нужно отнестись максимально серьезно. Я встречал такие проекты, когда температура просмотра повышалась настолько быстро, что там было трудно находится спустя полчаса после начала киносеанса.

Следующая проблема подвальных помещений — низкие частоты не поглощаются бетонными стенами цоколя, а практически полностью отражаются обратно в помещение. В таких условиях комната ведет себя как высокодобротный резонатор, и в результате амплитуды паразитных резонансов могут превысить полезный сигнал на 15-20 дБ! И так как низкие частоты стихают медленно, они продолжают «играть» еще долго после того, как основной сигнал закончился.

Эффективных материалов для звукопоглощения на низких частотах мало, они дороги и их требуется много. Так, чтобы эффективно заглушить бетонные стены на частотах ниже 80-100 Гц, потребуются многослойные конструкции, по принципу действия, кстати, схожие с многослойной броней, когда между собой чередуются вязкие отражающие и поглощающие слои. Вязкий слой частично пропускает НЧ и попутно переводит звук в тепло (звуковые волны заставляют материал изгибаться и вибрировать), а поглощающий слой из пористого продуваемого материала глушит межслойные отражения и, в свою очередь, преобразует в тепло движение воздуха в порах материала.

Есть одно универсальное решение для подавления НЧ резонансов. Делается облицовка бетонных стен с относом двойными листами ГВЛ с вибродемпфирующей прокладкой между ними, а получившуюся полость заполняют пористым или волокнистым звукопоглощающим материалом, например, минватой. Затем на эти фальшстены из ГВЛ наклеивают листы из распространенных акустических материалов типа поролона, панелей Heradesign и т.п. — это уже требуется, чтобы получить правильный уровень поглощения в средне- и высокочастотном диапазонах. В деле борьбы с «гуляющим» низом наиболее внимательно нужно отнестись к тыловой стене, где формируется первое отражение звуковой волны, приходящей от фронтальных динамиков и сабвуферов.

Существует еще т.н. SBIR-эффект (Speaker Boundary Interference Response). Суть его в том, что первые отражения от близко расположенной стены приходят к зрителю с некоторой задержкой по отношению к прямому звуку, и определенные частоты встают в противофазу. В итоге в АЧХ получается сильный провал. Чтобы избежать этой проблемы, все ДК высокого класса выполняют на встраиваемой акустике, чтобы диффузоры динамиков находились в плоскости стены, тогда и условий для возникновения SBIR-эффекта не будет.

Алгоритмы

В последнее время получили распространение т.н. «активные системы», когда задачу управления комнатными отражениями берет на себя специальный звуковой процессор. Он очень эффективен как раз в низкочастотном диапазоне, где акустика сама по себе не позволяет добиться нужного результата. Фактически, они помогают удешевить «пассивную» акустическую обработку комнаты за счет этого сочетания, когда за низкие частоты 100-1000 Гц отвечает процессор, а выше результат достигается «архитектурными» методами. На мое мнение, таким образом достигается наилучший результат.

В большинстве специализированных звуковых процессоров используется параметрический эквалайзер, скрупулезно настраиваемый на подавление конкретных комнатных резонансов. Причем параметрическая эквализация есть у процессоров разных категорий, от массовых моделей, до премиальных, как ADA, JBL Synthesis, Theta Digital и других. Однако у «параметрики» есть и свои недостатки, которые ограничивают область применения такой обработки. Прежде всего, по своему принципу действия эквалайзер уменьшает амплитуду резонанса за счет «вырезания» очень узкой полосы сигнала, что иногда приводит буквально к пропаданию отдельных нот. Вдобавок, при неправильном применении параметрического эквалайзера легко добавить системе серьезные фазовые искажения. Хорошо настроить такую систему трудно — нужен большой опыт.

Существуют и другие типы обработок звука, которые управляют комнатными отражениями с высокой точностью. Например, процессоры французской фирмы Trinnov Audio имеют патентованные алгоритмы, которые подавляют отражения, не затрагивая при этом полезный сигнал. Технологию кратко можно описать так: процессор на этапе калибровки подробно измеряет все отражения, а затем в основной сигнал подмешивает эти же «отражения», но только в противофазе. Звуки гасят друг друга, а полезный сигнал не меняется.

Комнатный вопрос

Вернусь к «комнатному вопросу». Не у всех есть возможность разместить домашний кинотеатр в подвале, более того, кинозал часто совмещают с гостиной. Это не очень хороший вариант, но других порой нет. Тут получению хорошей звуковой картины будут мешать окна, дверные проемы, гипсокартонные стены-перегородки и мебель, и, конечно же, будет очень трудно получить хорошую звукоизоляцию. Потому для ДК и рекомендуется лучше выбирать комнату без окон, с одной дверью, у которой минимум общих с жилыми помещениями стен. Отмечу, что проблемы со звукоизоляцией уменьшаться наполовину, если ДК разместить в комнате на первом или последнем этаже.

Задачи звукопоглощения, как и в случае с ДК с подвалом, решаются подобным же образом, только здесь дополнительно надо будет повесить на окна тяжелые светонепроницаемые шторы. Легкие перегородки из гипсокартона могут вызвать серьезные проблемы с АЧХ — появится провал на частоте резонанса этой самой перегородки. В итоге ее нужно будет дополнительно усиливать или заменить на жесткую — кирпич, пенобетон и т.д., чтобы исключить такие явления.

Плюс стерео

Очень часто в одной комнате совмещают домашний кинотеатр и стерео, однако требования к акустической обработке у этих двух типов систем существенно отличаются. Если для стерео необходимо, чтобы комната не была сильно заглушена и слушатель легко понимал, в каком пространстве он находится, то в случае с ДК нужно стремиться практически полностью избавиться от комнатных отражений. Представьте себе сцену диалога в пустыне, а вы четко слышите комнату — чувство погружения тут же пропадет. Что делать в такой ситуации?

Почти у всех процессоров-ресиверов есть музыкальный режим для работы в стерео — в сигнал будет добавлена реверберация, которая пойдет на тыловые и сурраунд-колонки. Это лучший выход для ДК, совмещенного со стереосетапом в одном помещении, которое акустически обработано для кинотеатра.

Наконец, еще один случай специальной акустической обработки — использование дипольных АС (тыловых или боковых). Так как они используют отражения от стен, глушить тыловую часть комнаты противопоказано, основное звукопоглощение переносится на фронт.

Комментарии

“В последнее время получили распространение т.н. «активные системы», когда задачу управления комнатными отражениями берет на себя специальный звуковой процессор. Он очень эффективен как раз в низкочастотном диапазоне, где акустика сама по себе не позволяет добиться нужного результата. Фактически, они помогают удешевить «пассивную» акустическую обработку комнаты за счет этого сочетания, когда за низкие частоты 100-1000 Гц отвечает процессор, а выше результат достигается «архитектурными» методами. На мое мнение, таким образом достигается наилучший результат.”

В виду того, что проблема расшифровки звукового образа остаётся все еще окончательно не решенной, то говорить о наилучшем результате, в таком решении, как минимум преждевременно. Слуховая система человека, в которой главным девайсом является мозг, способный мгновенно вычислять разность бинауральных фаз, слишком серьезно устроена, чтобы обойти его способности простеньким процессором, разрешающая способность и частота квантования которого, слишком далеки от характеристик и возможностей человеческого мозга. Прибавьте к этому, что у каждого человека разная форма головы как минимум. По этой причине мозг каждого человека, вносит свою корректировку в анализ звукового образа. У меня большие сомнения в том, что конструкторы этих девайсов смогли учесть хотя бы пять десять форм человеческого черепа. Говоря проще, такое решение можно было бы назвать как определенного рода костыли, но вряд ли как лучшее решение.

Снимки не очень удачно подобраны к статье. Все элементы обрешетки должны крепиться через фиброткань, причем не то, что в акустической обработке, а вообще по строительному госту, а в акустике желательно применять виброгасящие крепления, чтобы смещать частоту резонанса конструкции в целом.

Снимок с белыми колонками: если не применена специальная многоканальная линия задержек, то сложно себе представить, какое поле будет сформировано. С одной стороны, большее число систем позволяет его расширить, с другой стороны, разная высота дает разное пятно в плоскости 1100 мм. Ввиду чего, не представляется возможным правильная фазировка.

Коричневая комната, если заказчик отказался драпировать заднюю дверь, то необходимо было повесить перед ней тяжелую штору в тон стен.

Синяя комната: рамка экрана перекрыла половину рупора.

Опять же, если мы строим отдельный кинотеатр VIP уровня, то необходимо применять акустически прозрачные экраны, (их полно качественных в премиум секторе), и располагать акустику согласно стандартам долби 2/3 высоты и пр., но какой-нибудь Galileo 616 или dbx 4800, в этом случае, придется все же использовать.

В целом написано верно. Художественную подачу обсуждать не будем. 🙂

насчет формы головы и процессоров – Общее : звуковое поле , сформированное процессором или реальными событиями, не зависит от формы вашей головы 🙂

К сожалению, одно из лучших моих творений, не так давно разобрали, – отказ в аренде. Раньше я водил туда народ по ночам, и мы запускали даже не пленку, нет, я просил гостей захватить свои любимые диски DVD. Они удивлялись. Мол зачем? Это же публичный кинотеатр. Я говорю, Вы хотите познакомится с его величеством звуком? Хотим. Тогда берите знакомые Вам диски, вы узнаете, сколько на самом деле они содержат в себе информации. Был один отрицательный момент во всём этом. После этого похода, дома фильмы они уже более не смотрели, теряли всякий интерес к ним. К чему это я? Один раз услышав такое звучание, человек начинал более серьезно прислушиваться к подобным вопросам, в частности, к особенностям восприятия и расшифровки человеческим мозгом звукового образа. За 15 последних лет, никто из моих гостей так и не смог добиться такого же звучания с помощью электронных средств, хотя грамотных людей, работающих в этом направлении, у меня в гостях было достаточно. Самое забавное для меня было увидеть реакцию, ребят звуковиков из AT, которые во время отладки шли мимо, и тут зазвучал Propellerheads c обычного CD. Единственное, что я услышал от них «…ть, что это?». Это я к тому, что если написать здесь в комментах десятка три страниц технического текста, с детальным объяснением вышенаписанного, то вряд ли это запомнится, а вот если бы удалось послушать то, о чем я написал выше, то уверен, что это запомнилось бы очень надолго. По крайней мере, мои гости, помнят те дни уже больше десятка лет. Так же очень познавательно понаблюдать, как инженеры из Dolby Lbs, занимаются архитектурной акустикой студий пост продакшн. Многие вопросы отпадут сами собой. Весь спектр частотного отклика отстраивается только архитектурной акустикой, мембранные ловушки и пр. Никакой электронной коррекции. Так же очень полезно с ними пообщаться и услышать определённое мнение от прародителей формата. 😉

Еще раз отмечу, что человеческое тело, имеет параметрические характеристики, включая не только рост и пр, размеры которого попадают в определённые длины волны, плюс кратные гармоники, но и индивидуальное строение трубчатых костей, формы черепа и пр. Все эти величины, учувствуют в расшифровке звукового образа и взаимодействуют со звуковым полем. Интерференционные и дифракционные явления воздушной массы (отклик помещения) определенного объема, не заменить никакими процессорами. Именно по этой причине, ни публичные кинотеатры, ни студии звукозаписи, ни пост продакшн, никогда и нигде не применяют описанных Вами решений. Хотя их хозяева умеют считать свои деньги, и им было бы куда проще, нагнать народу в ангар, включить чудо технику, и забыть о капитальных вложениях. Если бы это было так, как Вы говорите, лучшим решением, то всяко его бы использовали профессионалы. Между тем, наблюдается совсем обратная картина. По этому и говорю – «костыли», но никак не лучшее решение. Описать и разрекламировать модную штуку, намного проще, чем добиться реально качественного звучания. Говорю как практик, ибо самому приходится часто переделывать чужие работы.

Вы молодцы, в целом, подняли одну из самых главных и важных тем, наконец-то заговорили о том, что помещение, это такая же важная часть акустического тракта, как и всё остальное. И я бы отметил, что самая важная часть в тракте. Так и не противоречьте себе же и своим мыслям, не ведитесь на рекламные трюки изготовителей техники. Да, возможно это где-то и как-то сможет помочь в совсем безвыходной ситуации, но не более того. Ни какой процессор не компенсирует вам перекошенный BR в EDT, ни вернет к соответствующей норме LF, LFC, LE, как и к нужному значению MTF и IDT, про EK, IACC, STI и C50 вообще пока просто промолчим, ибо первое же измерение выведет всю эту технику на чистейшую воду. Максимум, что можно сделать, это подмешать определенных субгармоник, но это костыли, надеюсь вы понимаете, что протез, каким бы он хорошим не был, не сравниться с настоящей ногой априори, поэтому лучшим решением, применение такой техники, рекомендую не называть. 😉

Ссылка на основную публикацию