Вязка арматуры

Вяжем арматуру своими руками

В первой части статьи мы рассказали о том, выгодно ли покупать аккумуляторный вязальный пистолет, как сделать самодельный крючок для вязки арматуры, и как её правильно вязать. Продолжаем начатую тему. Сегодня мы ответим на следующие вопросы:

  • Можно ли связать арматуру пластиковыми стяжками и шуруповёртом.
  • Как рассчитать необходимое количество вязальной проволоки.
  • Как привезти длинную арматуру на участок в обычной ГАЗели.
  • Допускается ли сварка арматуры сварочным инвертором.

Вязка арматуры при помощи реверсивного крючка, пластиковыми стяжками и шуруповёртом

Часть пользователей нашего портала предпочитают вязать арматуру с помощью реверсивного крючка.

Это приспособление в виде длинной рукоятки с крючком на конце, которое надо дёргать на себя.

Мнения об эффективности такого крючка расходятся. Кто-то считает реверсивный (полуавтоматический) крючок эффективным инструментом. Кто-то относится к нему, как к ненужной игрушке, предпочитая вязать арматуру обычным крючком.

На мой взгляд, работать с реверсивным крючком очень просто. Дёрнул на себя, проволока и закрутилась. Справится и ребёнок, и женщина.

Я вяжу арматуру только полуавтоматом. Быстро, качественно и удобно. Обычный крючок меня и не заинтересовал.

Вот фото рабочего процесса вязки таким крючком.

А я купил и обычный крючок, и реверсивный. Попробовал оба, и полуавтомат мне совсем не понравился. Всё вязал обычным.

Мнения разделились. По словам alex_k11, если и выбирать реверсивный крючок, то покупать только правильный — с двухзаходовой проточкой рабочего механизма. На рынке представлены более дешёвые и менее качественные полуавтоматические крючки с однозаходовой винтовой насечкой. Такие крючки дёргает при закручивании, и они рвут проволоку.

Для наглядности прилагаем фото «правильного» и «неправильного» реверсивного крючка.

Также реверсивные крючки могут не пережить большого объёма работ. При стачивании рабочей части винтовой насечки крючок начинает дергать. Результат — проволоку рвёт.

Кроме этого, пользователи портала экспериментировали с использованием шуруповёрта в качестве приспособления для связывания арматуры.

Мнения по поводу эффективности такого «автомата» тоже разделились.

Я самостоятельно вязала арматуру при помощи шуруповёрта с шестигранником «четвёркой», вставленным в патрон. Очень понравилось. Удобно, и скорость высокая.

По мнению пользователя FORUMHOUSE andre777, от «шурика» толка нет. Надо ловить момент затяжки вращения. Чуть увеличил момент — порвал проволоку. Уменьшил — недотянул. Причём, коррективы приходится вносить постоянно, т.к. жесткость проволоки от партии к партии может меняться.

Постоянно носить шуруповёрт в руках — быстро устаёшь, особенно при больших объёмах и при работе в неудобных местах.

Лучше простого крючка ещё ничего не придумали.

Ещё один вариант, ускоряющий и упрощающий монтаж — связывание арматуры пластиковыми стяжками.

Я вязал пластиковыми хомутами небольшой ленточный фундамент. Работа шла очень быстро.

По словам ещё одного пользователя FORUMHOUSE Plastilin, он до стяжек перепробовал всё — самодельный крючок из гвоздя, клещи, шуруповёрт. Всё не то, а объём работ предстоял огромный. Подумав, он решил использовать стяжки, и дело пошло.

Скорость увеличилась раз в 5. Вязал стяжками всё — армопояса, перемычки и т.д. Концы хомутов, где отрезал, а где – нет.

Совет пользователя — использовать надо только качественные стяжки. У стяжек с истёкшим сроком годности отрывает головки, или они рвутся. Чтобы не купить некондицию, можно приобрести на пробу 1 пачку и пустить её в дело. Если стяжки не рвутся, то закупить большую партию.

При выборе стяжек/хомутов руководствуемся следующими техническими характеристиками:

  • Стяжки надо брать от 4.7 мм до 5.5 мм. Меньшего размера – очень слабые.
  • Для связывания 1-2 прутков арматуры достаточно стяжки длиной 16 см.
  • Для связывания 2-3 прутков берём стяжку длиной 20 см.

Чтобы не ошибиться, действуем экспериментальным путём. Покупаем 2-3 пачки стяжек разного размера и вяжем ими арматуру.

Я думаю, что если не предполагается масштабное строительство, то стяжки — оптимальный выбор. Я сделал на стяжках фундамент ТИСЭ, а у родственника даже при заливке из бетононасоса вся арматура осталась на месте. Мы для чистоты эксперимента даже вставали на каркас, всё выдержало.

Важно: пластиковые стяжки при низких температурах становятся хрупкими. Если при заливке бетона предполагаются мощные ударные нагрузки (например, заливка фундамента с большой высоты (стены цокольного этажа), большие объёмы и т.д.), то хомуты, из-за меньшей прочности, чем у вязальной проволоки, может разорвать. Поэтому сначала думаем, а потом делаем.

Большие фундаменты, сложные и ответственные конструкции со множеством узлов надо вязать проволокой. Это надёжнее и дешевле, т.к. в пересчёте на количество узлов вязальная проволока стоит дешевле, чем сотни и тысячи стяжек.

Также помним, что задача стяжек и вязальной проволоки — обеспечение заданной геометрии арматурного каркаса при заливке бетона. В дальнейшем (после застывания раствора) стяжки и проволочные узлы в работе конструкции не участвуют.

Как рассчитать количество вязальной проволоки

Помимо вопроса, как и чем вязать арматуру, любой начинающий застройщик думает о том, сколько вязальной проволоки купить.

Я делаю плитный фундамент размером 12.5х12.5 м. Мне нужно связать арматуру в два ряда 200х200 мм. По периметру и под несущими стенами 100х100 мм. При заказе арматуры мне сказали, что приблизительно на вязку 1 тонны арматуры уходит 12 кг проволоки. Это так?

Чтобы разобраться в этом вопросе, надо знать исходные данные. Это:

  • Диаметр арматуры, которую надо связать.
  • Длина проволочной петли, которая уходит на один узел.
  • Диаметр проволоки и её вес.
  • Шаг вязки и количество предполагаемых узлов.

Дело в том, что в 1 тонне арматуры «десятки» находится одно количество хлыстов, а в 1 тонне «двенадцатой» – другое.

Соответственно: меняется общая длина арматуры и количество вязок при одинаковом шаге. Для усреднённого расчёта берём, что на 1 вязку требуется 250 мм проволоки (проволока сложена вдвое, вяжем арматуру диаметром 10-14 мм).

Теперь нам надо рассчитать количество вязок и сколько метров находится в 1 килограмме проволоки. Отсюда мы найдём, сколько всего понадобится килограммов проволоки на данное количество вязок арматуры.

На строительство фундамента я взял арматуру диаметром 12 мм. Проволока используется диаметром 1.2 мм. Проволока продаётся в бухтах по 80 кг или в нарезах длиной по 40 см, весом «снопа» в 5 кг.

Расчёт ведём следующим образом: проволока диаметром 1.2 мм весит около 9 г на 1 метр. Из 1 кг проволоки примерно получается 440 вязок (по 250 мм на вязку). В 1 тонне «двенадцатой» арматуры около 1100 метров. При вязке с шагом в 20 см получается примерно 2800 узлов, на которые потребуется примерно 6.5 кг проволоки в нарезке по 250 мм.

Если брать проволоку из расчёта: 40 см длины на 1 вязку, то слишком много проволоки уйдёт в отходы, т.к. на 1 узел, в среднем, требуется от 25 до 30 см.

Как привезти арматуру длиной 12 м на автомобиле ГАЗель

Мерная арматура самых ходовых марок (диаметром от 10 мм) продаётся в хлыстах длиной по 11.7 м, поэтому для её доставки используется длинномерный автотранспорт. Это не всегда удобно. Грузовику может не хватить места для въезда на узкий участок с крутым поворотом, или застройщику невыгодно заказывать и платить за доставку длинномера, чтобы привести с десяток хлыстов.

Обычно в таких случаях арматуру режут на хлысты примерно по 6 м. Это неэкономично, а также увеличивает трудоёмкость работ по сращиванию арматурных каркасов при изготовлении фундаментов с длинными сторонами. В связи с этим интересен опыт пользователя портала с ником newman1, который привёз на участок арматуру длиной почти в 12 метров на ГАЗели.

Моё ноу-хау — я покупаю арматуру и, вместе с помощником, сгибаю хлыст пополам. В результате длина сложенной вдвое арматуры около 5 метров. Мы легко гнули и «десятку», и «двенадцатую». Затем арматура закидывается в кузов ГАЗели с небольшим выпуском за борт (менее 2-х метров), что допускается правилами перевозки грузов.

Арматуру привозят на участок, где разгибают в длинный хлыст при помощи самодельной кувалды с металлической ручкой, на которой приварена гайка. Резьба на гайке не даёт хлысту провернуться, и арматура гнётся под любым нужным углом. В качестве модификации вместо кувалды можно использовать ломик, на который также приварили гайку.

Арматуру я вязал проволокой. Думал использовать хомуты, но получается не очень прочно, а при сваривании арматуры меняется структура металла.

Для сваривания каркасов, сеток и т.д. используется арматура с маркировкой — буква «С» на конце (например, A400C). Самую ходовую марку арматуры (например, маркировка – AIII (A400)) необходимо связывать проволокой, т.к. в месте сварки уменьшается прочность металла.

В теме форума можно изучить все особенности и нюансы связывания арматуры крючком, аккумуляторным вязальным пистолетом и шуруповёртом. Рекомендуем прочесть статьи про ручную гибку арматуры и самодельные арматурогибы, выбор сварочного инвертора и основы ручной дуговой сварки, а также о секретах холодной ковки. А из видеосюжета вы узнаете обо всех особенностях армирования мелкозаглубленного ленточного фундамента.


Как вязать арматуру — подробное описание схем и способов

Арматурой в строительстве называются соединенные между собой элементы, который при совместной с бетоном работе создают более прогрессивный материал – железобетон. Благодаря арматуре балки и плиты лучше воспринимают растягивающие напряжения, а сжатые конструкции увеличивают прочность. Для получения необходимого эффекта фрагменты арматуры соединяются между собой. За счет способа соединения метод называется связыванием.

Чем вяжут арматуру

Поскольку в строительстве фундаментов и капитальных стен используют в основном арматуру в виде стальных стрежней, их соединение для восприятия сжимающих или растягивающих напряжений обязательно. В массовом строительстве для соединения применяется метод сварки и вязки, в индивидуальном – обычно только вязки. При этом вязка арматуры выполняется с помощью:

  • вязальной проволоки;
  • арматурных фиксаторов.

Под термином «вязальная проволока» понимается круглая проволока из низкоуглеродистой стали по ГОСТ3282-74. Она может быть обычной и термически обработанной (с маркировкой «О»), с покрытием и без. Толщина цинкового покрытия определяет класс материала.

Выбирая, какой проволокой вязать арматуру, следует обращать внимание на марку бетона и условия эксплуатации конструкции. При этом учитываются механические свойства.

Так, если вязка арматуры под фундамент предполагается вручную, лучше выбирать более тонкий вариант, поскольку без специального инструмента толстая проволока для вязки арматуры требует значительных усилий.

Кроме низкоуглеродистой проволоки промышленного производства допустимо использование металлокорда из автомобильных шин. При сжигании шин металлокорд высвобождается и одновременно проходит термическую обработку, что в дальнейшем упрощает работу с ним. Такой вариант вязального материала приемлем только при малых объемах работ и индивидуальном малоответственном строительстве.

Применимы также пластиковые хомуты, обычные и со стальным сердечником. Обычно они используются для стеклопластиковой арматуры. Применение хомутов допустимо в случаях, когда жидкий бетон не будет подвергаться механическим нагрузкам в процессе застывания (по нему не будут ходить, складывать тяжелые вещи, нагружать другими строительными материалами). Этот вариант применим для малоэтажной застройки, поскольку в процессе заливки большой массы бетонной смеси крепления могут смещаться вместе с арматурой. Смещение нарушает работу каркаса и приводит к изменению расчетной прочности конструкции.

Как вязать арматуру для фундамента

В зависимости от выбранного материала для вязки, применяют различные методы фиксации. Проще всего ситуация с пластиковыми хомутами. Они обматываются вокруг стыка, насколько позволяет длина, и затягиваются.

Чтобы правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, потребуется инструмент. В зависимости от схемы вязки арматуры, стержни распределяются по будущему полю заливки.

Если планируется создать фундамент, часть стержней втыкается в подготовленное основание (трамбованную песчано-гравийную засыпку), это облегчает работу. После окончания соединительных работ каркас поднимается над грунтом на специальных подставках. Это необходимо для предотвращения коррозии выступающих из бетона металлических элементов. Для соединения стержней используют:

  1. специальные клещи для связки арматуры;
  2. вязальный крючок, самодельный или промышленного производства;
  3. загнутый крючок из толстого гвоздя или дюбеля, вставляемый в патрон дрели (шуруповерта). Благодаря такому механизированному крючку закрутка проволоки выполняется быстрее и с меньшим приложением ручной силы.
  4. полуавтоматический крючок для вязки арматуры. Механизм с ножкой и пружинным возвратным механизмом оттягивает проволоку и делает несколько вращательных движений. Это происходит благодаря спиральным пазам на ножке крючка, которые при оттягивании обеспечивают вращение с возвратом в прежнее положение.

Использование таких инструментов целесообразно при небольших объемах работ, например, при строительстве собственного дома, где вязка арматуры своими руками выполняется на протяжении короткого отрезка времени (при подготовке фундамента для каркасного или кирпичного строения или устройстве забора на бетонном основании).

Крючок для вязки арматуры своими руками изготавливается из отработанного электрода, гвоздя или другого подходящего металлического прутка требуемой прочности.

Профессиональный инструмент для вязки арматуры

При создании большого объема армирования для железобетонных конструкций (профессиональная деятельность, крупное частное строительство) вместо ручного или полуавтоматического инструмента лучше использовать автоматический, так называемый пистолет для вязки арматуры. Этот полезный прибор изобрели в Японии, он позволяет в считанные секунды затянуть проволоку на соединении стержней с требуемым усилием.

Принцип работы устройства показан в видео.

Различают механические и электрические варианты приспособления, производят их Япония, Германия, Россия, Китай и некоторые другие страны. Общие черты большинства представленных на российском рынке моделей:

  • диаметр стержней, подлежащих обвязке, для разных приборов различается – 9…22, 20…40, 30…52, 20…65 мм. Наиболее востребованы изделия для диапазона 20…40 мм;
  • диаметр вязальной проволоки 0,8…1,5 мм;
  • скорость вязки 0,8…1,6 секунд на узел, в среднем пистолеты обеспечивают вязку до 1000 узлов в час. Таким образом, использование одного пистолета заменяет работу шести профессиональных вязальщиков арматуры.
Читайте также:  Пеностекло: описание и фото

Преимущества устройства в сравнении с ручным и полуавтоматическим инструментом:

  • высокая скорость работы и равномерность натяжки проволоки для вязания арматуры;
  • расширение рабочей зоны – при использовании пистолета напрямую или с удлиняющей насадкой можно без смены позиции вязать до 22 узлов (крючком только 5…6);
  • наличие удлиняющей насадки упрощает работу с расположенным на уровне земли каркасом, поскольку избавляет работника от необходимости наклоняться, снижает нагрузку на позвоночник;
  • механические устройства работают неограниченное количество времени, для обеспечения нужной производительности требуется только смена кассет со скобами;
  • аккумуляторные модели добросовестных производителей работают без подзарядки до 8 часов;
  • возможно программирование устройство под конкретный способ вязки и диаметр стержней, уровень затяжки;
  • не требуется самостоятельная нарезки проволоки, кассеты со скобами продаются уже заряженными;
  • проволока подается, закручивается и обрезается устройством, без вмешательства рабочего.

Недостатком оборудования является его высокая стоимость, оправданная только на крупномасштабном строительстве. В частном домостроении возможна аренда устройства.

Как правильно вязать арматуру

Вне зависимости от используемого приспособления, важно знать и применять правильные способы вязания. На схеме ниже предложены основные способы закрутки.

Вопрос о том, как вязать арматуру крючком, заключается в правильности захвата и равномерном, не чрезмерном натяжении проволоки. Обычно рекомендуют использовать отрезки проволоки длиной 250…300 мм. Вариант с петлями на концах требует большей длины, около 400 мм (примерно 100 из них уходят на создание петель). Чтобы быстро и эффективно вязать арматуру, схема применяется простая. Проволока складывается вдвое, обводится вокруг узла. Далее крючком (клещами) захватывается получившаяся петля, к ней подгибаются сдвоенные концы и выполняется скрутка.

При использовании проволоки с петлями работа проще: одинарный отрезок обводят вокруг соединения стержней, подцепляют крючком или клещами петли и делают скрутку.

Еще один интересный способ соединения, при котором не требуется использовать вязальный крючок: арматура скрепляется пружинящей скобой-скрепкой.

Такие монтажные скобы изготавливают из достаточно качественной стали, что и обеспечивает их пружинные свойства.

Чтобы вязать стеклопластиковую арматуру, используют пластиковые (с металлическим сердечником и без) хомуты и специальные крепежные элементы из полимером.

Укладка и вязка арматуры из композита допустима с применением мягкой алюминиевой проволоки. В этом случае применяются стандартные для стальной вязальной проволоки приемы. Некоторые из них показаны в гифке ниже.

Способы вязки арматуры

Нюансы работы с армирующим поясом фундамента

Ленточный фундамент под жилое или общественное здание неизбежно имеет углы. В них армирование устраивать методом последовательной связки стержней каркаса недопустимо. Используется больший нахлест арматуры при вязке и специальные схемы армирования.

Разбираясь, как как вязать арматуру на углах, разработчик схемы армирования отдает предпочтение Г-образному или Т-образному армированию в зависимости от ответственности конструкции и возможностей использования той или иной формы.

При удлинении стержней используется перехлест в 20 и более диаметров стержня, при этом подобные стыки должны быть разнесены так, чтобы в одном сечении было не более половины горизонтальных срощенных прутьев.

Заключение

Преимущества готовых промышленных каркасов для армирования фундаментов ленточного, плитного и свайного типа перекрываются их высокой стоимостью, неприемлемой обычно для частного строительства. Поэтому большинство застройщиков малоэтажного жилья предпочитает использовать самодельные армирующие каркасы ручной вязки с использованием мягкой проволоки. Правильная работа по организации соединений, выполнение норм и стандартов обустройства арматуры и разумный выбор материалов – залог длительной прочности и надежности основания здания.

Как вязать арматуру для начинающих: способы, нормы и правила, каркас под фундамент

Существует всего два способа крепления арматуры в каркасе: электросварка и вязка. Мы не будем открывать дискуссию о том, какой из них предпочтительнее. Скажем лишь, что при вязке не снижается прочность рабочих стержней.

Любая сварка ослабляет металл, поскольку создает в нем локальные напряжения. Это негативно сказывается на надежности всей конструкции.

По сравнению со сваркой вязальные работы более трудоемкие.

Несмотря на это, в частном строительстве с его небольшими объемами лучше выбрать их. Особенно, когда речь идет о таких ответственных конструкциях, как фундамент и плиты перекрытия.

Содержание статьи:

В этой статье мы расскажем начинающим строителям о том, как правильно вязать арматуру. Рассмотрим инструменты, материалы и технологии, применяемые для этой работы. Надеемся, что полученная информация поможет вам уверенно обращаться с металлом, собирая прочные и надежные каркасы.

Способы вязки арматуры

Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.

При ручном методе используются четыре вида инструментов:

  • Пассатижи;
  • Крючок (простой и реверсивный);
  • Шуруповерт с насадкой.

Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.

Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.

Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.

Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.

Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.

Технология работы крючком

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Суть метода заключается в следующем: место пересечения стержней охватывают стальной проволокой, сложенной вдвое. Вязальный крючок вставляют в петлю и захватывают им другой свободный конец. После этого инструмент вращают до момента стягивания. Концы проволоки загибают внутрь каркаса.

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

Материалы

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Нормы и правила выполнения работ

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

  • 300 мм для прутков диаметром 10 мм;
  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;
  • 680 для 22 мм;
  • 760 для 25 мм.

Вязка каркаса ленточного фундамента

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Ориентировочные цены

Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции. При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).

Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.

Как правильно вязать арматуру: способы и правила, советы для начинающих

Вязка арматуры – это один из основных этапов работы, по созданию арматурного каркаса. Соединяя арматуру, создаётся армирующая конструкция, благодаря которой, бетон получает большую прочность как на сжатие, так и на растяжение. Выполнив неправильно соединение прутов, готовая монолитная конструкция не получит проектную прочность. Для того чтобы этого избежать, разберём как правильно вязать арматуру соблюдая все нормы и правила, и каким инструментом можно выполнить работу, это будет полезно для начинающих арматурщиков, и для строителей с опытом.

Способы вязки арматуры

Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:

  1. Вязка проволокой.
  2. Сварка.
  3. Пластиковые хомуты.

Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?

Преимущества и недостатки соединения сваркой

Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной. Обычно её использовали при монтаже громоздких каркасов, которые усиливают фундамент для многоэтажных домов и габаритный коттеджей.

Подобный метод имеет некоторые недостатки:

  1. Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
  2. Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
  3. Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.

Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.

Плюсы и минусы соединения методом вязки

Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:

  1. Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
  2. Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
  3. Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
  4. Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
  5. Себестоимость работы намного ниже.
Читайте также:  Устройство дренажа

Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой. Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.

Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами

Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры.
Недостатки, у данного способа следующие:

  1. Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
  2. Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
  3. Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
  4. Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
  5. Температура. Лопаются при отрицательных температурах.

На основе этих данных можно сказать, что данный способ, подойдёт больше для частного строительства, при небольших объёмах, также он подойдёт, для людей которые сами хотят выполнить армирование своими руками.

Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними

Никто не выполняет работу вручную. Это практически невозможно. Для этой цели есть специальные инструменты, ускоряющие и упрощающие процесс. Каждый инструмент имеет свои особенности по использованию. Для связки арматуры существуют следующие приспособления:

  1. Ручной крючок.
  2. Вязальный пистолет.
  3. Шуруповёрт.
  4. Клещи.


Каждый из инструментов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их, а также технологию их использования, и на основе этих данных и мнении эксперта (арматурщика с 10-летним стажем) подведём итоги и выберем лучший вариант для вязки арматуры.

Как правильно вязать арматуру крючком?

Особенности работы в том, что она выполняется вручную. Поначалу процесс будет длительным, так как нужно набить руку. Крюк делается из стали, а ручка из дерева или пластмассы. Стоимость такого крючка составляет 1 тыс. рублей.

В продаже есть даже автоматические крючки, но отзывы о них двоякие. Некоторые отмечают малый ресурс, другие говорят, что он скручивать проволоку толщиной 2 мм и более с трудом.

Существует несколько вариантов соединительных узлов при вязке арматуры крючком. Рассмотрим самые популярные.

Простой узел связки арматуры крючком

Самый распространённый и простой узел, выполняется следующим образом:

  1. Чтобы соединить пруты между собой, нужно взять проволоку длинно 15–20 см, и согнуть её пополам.
  2. Согнутая проволока снова сгибается, но не до конца, должен получиться крючок.
  3. Просовываем проволоку под арматуру, которую необходимо связать.
  4. Дальше в ход идёт сам крючок. Его нужно вставить в полученную петлю и зацепить свободный конец проволоки.
  5. Делается один оборот. При этом важно придерживать свободный конец.
  6. Натянув крючок на себя, докручиваем проволоку до её отрыва.

Обратите внимание! Чтобы не покупать вязальный крючок, можно сделать его своими руками. Потребуется кусок стального прута, а ручку можно изготовить из пластика или дерева. Сделав его один раз, можно постоянно пользоваться инструментом для вязки. Пошаговую инструкцию по изготовлению крючка своими руками смотрите тут.

«Мёртвый узел»

Данный узел применяется для армирования конструкций, состоящих из прутов арматуры и хомутов, это балки и колонны. Так как он надёжно фиксирует арматуру в угол хомута, арматурщики назвали его «мёртвым» узлом. Чтобы быстро и качественно выполнить такой узел, необходимо много практиковаться. Рассмотрим, инструкция по выполнению узла:

  1. Берём проволоку длиною 20–40 см, её размер зависит от диаметра используемой арматуры, и сгибаем пополам.
  2. Запускаем проволоку, петлей вперёд, под низ арматуры слева от хомута, оставляя 2–4 см для завершения узла.
  3. Заводим проволоку наверх хомута и загибаем опять под низ арматуры.
  4. Крючок вставляем в петлю и зацепляем свободный конец проволоки.
  5. Тянем крючок на себя и одновременно делаем несколько оборотов, пока не почувствуем что проволока зажалась, или пока не оторвётся петля.

Следует отметить! Для того чтобы этот узел надёжно зафиксировал арматуру в угол хомута, проволоку следует как можно плотнее прижимать к арматуре и углу хомута, иначе завязка получится ненадёжной.

Проверить качество узла, можно подёргав хомут рукой, если шатается, то выполнен неправильно или до конца не затянут. Затягиваем либо делаем дополнительную завязку простым узлом.

Выполняя армирование сложных конструкций, например, полукруглых балок, узлы можно комбинировать. Сначала делается «мёртвый» узел, а потом два простых крест-накрест, как на фото ниже.

Специальный пистолет для вязки

Для вязки арматуры – это идеальный инструмент. С ним процесс выполняется намного быстрее и проще. Собирать металлический каркас с ним удобней всего. Единственный нюанс заключается в том, что подобный агрегат стоит не дешёво. Вот почему он используется на масштабных строительных объектах. Минимальная стоимость – 30 тыс. рублей.

Он выглядит как обычная дрель. Только в него вставляется рулон с проволокой. Для вязки нужно направить пистолет на место стыка и нажать на курок. Он сам выполнит вязку за считаные секунды. Это самый простой и доступный вариант, как связать арматуру.

На заметку! На 1 узел, связанный при помощи крюка, уходит 9 сек. Если взять автоматизированный крюк, то потребуется 7 сек. А вязка при помощи пистолета занимает всего 1 секунда на 1 узел.

Но и у этого способа есть свои минусы:

  1. Не везде им можно добраться, для выполнения вязки.
  2. Стоимость.
  3. При исправлении армирования, крючком узел уже не развяжешь.
  4. Не выполнишь вязку арматуры большого диаметра.

Использования шуруповёрта с крючком

Чтобы ускорить процесс и сделать его автоматизированным, используется модернизированный шуруповёрт. Достаточно вставить в него самодельный крючок. Для этой цели подходит шиферный гвоздь. Он зажимается в шуруповёрте и готов к работе.

Принцип его работы ничем не отличается от предыдущего варианта. Отличием является только то, что процесс значительно ускоряется. А если у шуруповёрта есть регулировка скоростей, то его настраивают так, чтобы при максимальной натяжке проволоки она не обрывалась.

Вязка арматуры клещами

Данный способ вязки хорош тем, что в процессе работы экономится проволока, за счёт того, что можно связать в одну, и не надо делать петли, как для вязального крючка.

Из минусов следует отметить:

  1. Требует больше практики, для скоростной вязки.
  2. Скорость вязки в 2 раза меньше чем у крючка.
  3. При вязке в 2 проволоки получается жёсткий с острым концом узел, необходимо носит спецобувь, а то можно пробить ногу.

На видео ниже, показано какой скорости, можно достичь вязкой клещами, но для этого нужно очень много практики. Профессиональный арматурщик, делает завязку за 3–4 сек.

Выбор проволоки для вязки арматуры

Проволока – один из важных элементов работы. А это значит, что от её выбора зависит качество будущего каркаса, его прочность и скорость выполнения работы.


Согласно строительным нормам СНиП, а также положению из ГОСТ 3282-74, проволока должна соответствовать прописанным требованиям. Вот некоторые из них:

  • если арматура имеет сечение до 12 мм, то потребуется проволока для вязания сечением 1,2 мм;
  • если сечение от 16 до 18 мм, то сечением 1,6 мм;
  • при сечении больше 18 мм, используем сечение 2 мм (или две по 1,2 мм).

Совет от мастера! За свой 10-летний стаж, в монолитном строительстве, хочу сказать, что самая популярная и удобная для работы проволока имеет диаметр — 1,2 мм. А самым подходящим инструментом для вязки арматуры являет ручной крючок, доказано практикой.

Как правильно вязать арматуру

При заливке фундамента очень важно вложить в него качественную арматурную сетку, которая обеспечит требуемую сцепку и твёрдость основания. При этом не получится сделать сетку, использовав только один прут, изгибая его под разными углами. Для этого требуется большое количество материала и его правильное соединение. Специалисты не рекомендуют использовать сварку, так как нарушается структура металла и понижается его прочность. Самый практичный способ – вязка арматуры.

Какие материалы и инструменты используют при вязке арматуры

Раньше при заливке фундамента использовали исключительно стальную проволоку, выполненную по соответствующему ГОСТу, в несколько слоёв. Это гарантировало необходимую прочность основания в дальнейшем. Но на сегодняшний день существует достаточное разнообразие вязальных материалов, которые также можно считать надёжными.

Стальная проволока

Стальная (или как принято говорить – вязальная) проволока является наиболее приемлемым материалом для вязки арматуры. При её изготовлении используют отожжённую сталь с низким содержанием углерода, что делает проволоку достаточно крепкой, и при этом мягкой. Вязальная проволока делится на 2 вида:

  • Чёрная. Наиболее практичная и удобная. Если была приобретена чёрная проволока недостаточной мягкости, то её следует прокалить в костре в течение 30 минут, остудить, и можно приступать к работе.
  • Оцинкованная. Очень редко данную разновидность проволоки приобретают для вязки арматуры, так как в нём отсутствует ток кислорода, а соответственно – процессов коррозии быть не может. Поэтому лишние траты здесь ни к чему.

Пластиковые хомуты

Достаточно популярный на сегодняшний день расходный материал, который поможет быстро понять, как быстро вязать любую арматуру. Но нельзя сказать, что профессиональные строители придерживаются мнения большинства, так как пластиковые изделия, имеют меньшую цену, но не способны выдержать такое усилие, которое выдерживает стальная проволока.

Пластиковые хомуты отличаются от вязальной проволоки не только меньшей ценой, они также необычайно просты в использовании – достаточно обвернуть изделие вокруг арматурных прутьев, пропустить один его конец через специальное ушко и затянуть. Частой проблемой является разрыв хомутов, например, когда строитель наступает на арматурные стержни. Поэтому для большей надёжности следует одевать в 2 или более слоя, расположенных в разном направлении.

Инструменты

Не следует использовать подручные материалы при вязке арматуры, так как это не позволит добиться высокой надёжности каркаса, соответственно – фундамент не получит требуемой крепости.

Наиболее популярные инструменты, которые используют для вязки арматуры:

  • Крючок для вязки арматуры. Данный инструмент применяют достаточно часто, так как крючок для вязки арматуры имеет доступную ценовую политику и удобен в использовании. Имеет 3 разновидности: простой, винтовой и полуавтоматический.

  • Вязальные клещи. Не слишком отличаются от крючка для вязки арматуры. Они немного длиннее и имеют в своей конструкции дополнительные кусачки. С реверсивными клещами можно использовать проволоку для вязки непосредственно из бухты.

  • Пистолет для вязки арматуры. Относится к типу профессионального инструмента, его актуально приобретать только когда необходимо вязать арматуру в большом количестве для любой разновидности фундамента. Пистолет для вязки арматуры мало весит и очень удобен в использовании, процесс вязки полностью автоматизирован и занимает не более одной секунды. Основной недостаток заключается в высокой цене.

Как правильно вязать арматуру для монолитной плиты

Монолитный фундамент применяется более часто, чем использование стандартных бетонных плит. При монтаже данной разновидности основания сначала делают арматурную сетку, которую потом заливают бетоном. Арматурная сетка придаёт бетону дополнительной крепости и позволяет выдерживать плите более высокие нагрузки.

Видеоролик на Youtube:

Как вязать арматуру самостоятельно или правильная последовательность вязки арматуры монолитной плиты:

  1. Нижний уровень арматурных прутьев укладывают крестом. Необходимо соблюдать при этом основное правильно – следить за размером ячеек, который должен составить 30*30 см. Превышать данный размер нельзя, иначе монолитная плита получится недостаточно прочной.
  2. Места соединения прутьев плитного фундамента необходимо обвязать стальной проволокой, используя стандартную схему вязки. Применение специального инструмента, например, крючка для вязки арматуры, существенно упростит задачу.
  3. Арматура нижнего уровня плиты должна иметь запас по длине, чтобы ей можно было придать п-образную форму. Таким образом, нижние прутья переходят в верхний уровень плитного фундамента.
  4. Прутья верхнего уровня плиты или перекрытия также укладываются друг на друга и связываются стальной проволокой или пластиковыми хомутами в местах соприкосновения.
  5. Конструкция для монолитной плиты должна быть размещена на расстоянии 4 см от земли, для этого используют специальные подставки, которые можно приобрести в строительном магазине. Подставки выполнены из пластика и выдерживают каркасы с достаточно большим весом.Пример пластиковых подставок для нижнего яруса конструкции
  6. Для поддержания верхнего уровня арматуры перекрытия следует сделать из прутьев специальные подставки, которые получили название столиков. Достаточно взять небольшой отрезок арматуры и загнуть его в зигзаг. Теперь верхний ярус можно удобно установить на получившиеся подставки. При заливке бетона подставки оставляют вместе с основной конструкцией.

Данный способ армирования используется не только при заливке плитного фундамента в несколько слоёв, таким образом можно своими руками изготовить монолитную плиту, которую впоследствии использовать, например, в качестве перекрытия между этажами.

Расчёт арматуры для монолитной плиты

Узнав, как вязать арматуру для фундамента, необходимо провести расчёт материала. Следует знать, что для армирования какой-либо поверхности используют арматуру диаметром 8 мм или 10 мм. Для плит многоэтажных зданий применяются пруты с большим диаметром – 12 мм или 14 мм.

Читайте также:  Полки в кладовку

Например, необходимо точно рассчитать количество арматурных прутков, которые уйдут на армирование плиты, общей площадью 64 м 2 . Для такой поверхности достаточно будет прутков, диаметром 10 мм. Одна ячейка сетки будет иметь стороны 20*20 см. Для того, чтобы узнать точное количество арматуры, следует одну сторону плиты (8 метров) разделить на сторону ячейки (20 см) и умножить полученный результат на два. Результат: 80 прутков. В качестве запаса, при расчётах одной стороны всегда прибавляют один прут, это означает, что конечным результатом будет 82 прута (так как две стороны). Но армированная сетка имеет верхний и нижний уровни, и 82 прута необходимо умножить на два. Получится 164 прута определённого диаметра.

Для армирования сетки используют прутья максимальной длины – 6 метров. Поэтому общее количество арматуры следует умножить на длину одного изделия. Это означает, что для изготовления одной плиты, общей площадью 64 м 2 , необходимо приобрести 984 метра арматуры заранее выбранного диаметра.

При расчётах количества арматуры для сетки не следует забывать про подставки, короткие отрезки для скрепления двух уровней, а также пруты определённого диаметра, которые могут понадобиться в течение всего процесса.

Как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента

Ленточный фундамент наиболее практичен и требует куда меньших затрат, чем при монолитной заливке. Но данная разновидность основания получает существенную нагрузку от возведённого здания и требует правильного и надёжного армирования сетки, на котором также можно сэкономить средства, ведь укрепление средней части ленточного фундамента не обязательно.

Монтаж ленточного фундамента:

  • Для заливки данного типа фундамента используют опалубку, стянутую металлическими шпильками. Поэтому расстояние между стержнями должно быть таким, чтобы после их вязки, готовую конструкцию можно было вставить в опалубку.
  • Боковые стенки каркаса связывают так, чтобы стороны ячеек составили не более 20 см.
  • После того, как стороны будут готовы, между ними следует заложить короткие отрезки прутов, которые также вяжут посредством стальной проволоки или пластиковых хомутов.
  • Получившуюся конструкцию устанавливают внутрь опалубки, что также требует некоторой сноровки и, желательно, двух помощников.

Вязка арматуры под ленточный фундамент:

  • Для одного соединения требуется отрезок вязальной проволоки не менее 30 см, который следует сложить пополам.
  • Сложенным в два раза отрезком проволоки полностью огибают наложенные друг на друга пруты и в петлю вставляют крючок для вязки.
  • Вторым концом проволоки следует также обхватить крючок для вязки.
  • Можно начинать вращать крючок для вязки, пока 2 стержня не будут крепко зафиксированы.
  • Достать крючок из петли.

Ознакомившись с тем, как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, также следует обратить внимание на то, что если приложить чрезмерные усилия, то вязальную проволоку можно свободно порвать, поэтому следует контролировать движения инструментом. Также не надо оставлять проволоку в ослабленном состоянии, когда пруты будут свободно двигаться. Это приведёт к недостаточной прочности конструкции.

Очень часто в сети можно найти популярный способ по переделке дрели, когда на ней устанавливают крючок для вязки арматуры, с чем категорически не согласны профессиональные строители. Применяя такой самодельный инструмент, не получится добиться правильного натяжения вязальной

проволоки. Также дрель недостаточно удобна для монтажа ленточного фундамента, последствием станут быстро уставшие руки. И не всегда в местах заливки фундамента есть доступ к электрической энергии.

Правильная вязка стеклопластиковой арматуры

Стеклопластиковой арматурой принято называть изделия, структура которых состоит из стеклянных волокон. Данная разновидность арматуры относится к разряду композитной арматуры и пользуется высокой популярностью на сегодняшний день. По своей форме стеклопластиковые изделия практически ничем не отличаются от металлических.

Среди преимуществ стеклопластиковой арматуры следует отметить следующие:

  • Лёгкая. Автоматически упрощается процесс транспортировки и монтажа.
  • Упругая. При необходимости, композитную арматуру можно укладывать в кольца, что очень удобно при погрузке и транспортировке.
  • Крепкая. По своим техническим качествам ничем не уступает изделиям из металла.
  • Долговечная. Композитная арматура обладает продолжительным эксплуатационным сроком.

Вязка стеклопластиковой арматуры практически ничем не отличается от стандартных металлических изделий. Здесь также следует использовать вязальный крючок или специальный пистолет, а в качестве расходных материалов – вязальную проволоку или пластиковые хомуты.

Видеоролик на Youtube:

Сначала готовят горизонтальные стороны конструкции, на которые впоследствии накладывают вертикальные стержни. При вязке стеклопластиковой арматуры необходимо точно следить за размером ячеек, для большей простоты можно заранее сделать пометки маркером. Места вязки арматуры должны находиться во внутренней части каркаса. Недостаточно знать, как вязать стеклопластиковую арматуру правильно, следует также делать точные расчёты.

Необходимо усиленное внимание обратить на углы конструкции, так как стеклопластиковая арматура плохо восприимчива к нагреву, поэтому самостоятельно гнуть её не рекомендуют. На углы каркаса следует расходовать большее количество вязальной проволоки или пластиковых хомутов.

Зачем вяжут арматуру для фундамента?

Качественная сетка из арматуры позволяет сохранить определенную геометрическую форму фундамента при заливке бетоном. Варить ее не рекомендуют из-за нарушений кристаллов железа. Вне зависимости от того, насколько масштабную постройку вы будете возводить, арматура для фундамента является неотъемлемым элементом. Сейчас известно много способов, как вязать арматуру для фундамента. Сделать это можно самостоятельно.

Несколько слов об особенностях ленточного фундамента

Должное внимание при строительстве необходимо обратить на фундамент. Надежное основание сможет выдержать огромный вес будущей постройки, поэтому нужно усиление его арматурой. Ленточный фундамент закладывают по периметру постройки. Такое основание можно выбрать для любого типа строения.

Ленточный фундамент при строительстве дома

Существует четыре основных вида кладки фундамента (основания, основы):

  • трапецеидальная;
  • подушка;
  • ступенчатая;
  • прямоугольная.

Оптимальный вариант – трапецеидальная форма, так как она лучше выдерживает огромную нагрузку на основание. Нужно точно рассчитать наклон боковой грани к вертикали. Для фундамента из камня, кирпича он должен быть не больше 30°. Если основа из бетона, то угол не должен превышать 45°.

Какую арматуру используют для вязки каркаса

Существует два основных типа арматуры – металлическая и композитная. Диаметр – основной показатель, определяющий ее марку. Чем толще прутья, тем большую нагрузку они могут выдержать. Диаметр рассчитывают на этапе проектирования, при этом учитывается масса будущей постройки, а также пучинистость почвы.

При строительстве здания из бетона, кирпича, отличающегося массивностью, требуется применение толстых прутьев. Они справятся с огромным весом сооружения. Запрещается использовать при закладке основания прутья диаметром менее 12 мм – они не выдержат такую нагрузку. При строительстве небольших домиков и гаражей из газо-, пено- и теплоблоков можно использовать не такую толстую арматуру, достаточно прутьев диаметром 12 мм.

При строительстве массивных сооружений применяется класс А-3. Прутья этой марки могут сгибаться до 90°. Гораздо реже для закладки оснований используется класс А-2. В холодном состоянии они могут сгибаться до 180°.

Металлическая арматура

Самым распространенным типом трубопроката, применяемым при закладке фундамента, является металлическая арматура. В продаже имеются прутья разных диаметров сечения – от 12 до 40 мм. Они широко применяются в строительстве, в частности, для закладки фундаментов под большие, тяжелые здания.

Стоимость продукции напрямую зависит от ее характеристик, а именно:

  • способа проката,
  • марки стали,
  • поверхности (рифленая или гладкая).

Прутья с рифленой поверхностью имеют более высокую цену. Данный тип имеет ребра жесткости, что позволяет изделиям лучше сцепиться с бетоном.

Композитная арматура

Под композитной арматурой понимают неметаллические стержни из разных материалов, применяемые в строительстве. Для более эффективного сцепления с бетоном поверхность прутьев делают шероховатой или покрывают песком.

Наиболее распространенные типы композитной арматуры:

  • углепластиковая;
  • базальтопластиковая (АБП);
  • стеклопластиковая (АСП).

Соответственно, производят арматуру из материалов: при изготовлении углепластиковой используют углеродные волокна, для выпуска АБП применяют базальтовое волокно, для АСП – стеклянное. Они имеют достаточно много преимуществ: стойкость к коррозии, высокую удельную прочность, экологичность.

Схемы распределения арматуры в конструкции каркаса ленточного фундамента

Оптимальной считается схема, где в ленточном фундаменте при поперечном сечении арматура будет представлять прямоугольник. На основание действует сразу две силы: первая – пучение при морозе, вторая – давление дома. Какую арматуру используют для ленточного фундамента для компенсации этих двух сил?

Композитная арматура

Материал здесь не играет главной роли. Чтобы скомпенсировать влияние этих двух сил, устанавливают два пояса арматуры. Первый располагается сверху, второй – снизу. Если фундамент закладывают неглубоко (до 1 метра), то этого вполне достаточно. Для основания, которое закладывается глубже, необходим третий пояс арматуры. Большой высоте нужно усиление.

Применяются четыре основные схемы вязки арматуры для ленточного фундамента. Вне зависимости от выбранного метода, в первую очередь необходимо сделать крючок из проволоки, диаметр которой должен составлять 3–4 мм. Вязать арматуру проволокой можно самостоятельно.

Проволока для вязки арматурного каркаса

Наиболее надежный способ вязки арматурного каркаса – с использованием проволоки. Менее удачной альтернативой считается применение сварочного аппарата. Обвязка каркаса арматуры основания может проводиться с помощью обычной металлической проволоки или проволоки, обработанной методом обжига. Второй вариант предпочтительней – термически закаленная проволока становится более гибкой и прочной.

Проволока для вязки арматурного каркаса

Калькулятор расчета количества проволоки для вязки арматурного каркаса ленточного фундамента

Мало знать, как вязать правильно арматуру, нужно еще провести расчет. Для этого необходимо учесть следующие показатели:

  • отступы между хомутами;
  • количество прутьев продольного армирования;
  • длина основания;
  • удвоенное уплотнение углов.

Современный калькулятор, которым вы сможете воспользоваться в режиме онлайн, позволит вам не только определить количество проволоки для вязки каркаса под фундамент, но и рассчитает приблизительное количество мест для соединения.

Инструменты для вязки арматурных прутьев

Надежный каркас – важный элемент фундамента и постройки в целом. Чтобы его усилить, необходимо использовать определенные инструменты. В зависимости от выбора метода – ручного или автоматического, выбирают и применяют специальные приборы.

К таким инструментам относят:

  • ручной или полуавтоматический крючок;
  • автоматический пистолет.

Ручной крючок для вязки проволоки

При помощи этих инструментов можно провести вязку арматуры под ленточный фундамент. Автоматический пистолет применяется в профессиональном строительстве, так как его стоимость достаточно высокая. Для возведения одного здания покупка данного прибора считается нецелесообразной. Для самостоятельной работы подойдет обычный крючок для вязки арматуры.

Приемы вязки арматуры

На данный момент существует четыре основных приема. Наиболее удобный и быстрый способ – взять проволоку, сложить вдвое и провести под определенным участком каркаса. Вооружившись крючком, продеть проволоку в петлю, ее свободный конец подтянуть и накинуть на крючок, при этом проволоку нужно немного сгибать. Скручиваем концы, после нескольких оборотов (3–5) прекращаем манипуляцию, извлекая крючок.

Следующий прием похож на предыдущий способ вязки. Главное отличие – в образовании О-образной петли. После того, как проволока скручена надежно, крючок вынимается.

Алгоритм третьей схемы вязки арматуры для ленточного фундамента:

  • заводим проволоку под прутья;
  • вводим крючок в петлю и поддеваем конец проволоки;
  • загибаем ее назад и тянем на себя;
  • прокручиваем несколько раз.

Приемы вязки арматуры

По словам специалистов, это наиболее удобный прием для новичков.

Существует еще один способ вязания арматуры для фундамента. Как обычно, нужно сложить проволоку вдвое и завести под прутья. После этого прижмите ее к стержню, а концы сгибайте на себя. Вставьте крючок и сделайте несколько оборотов.

Использование дополнительных деталей для пространственной фиксации арматуры

При вязке каркаса необходимо использовать дополнительные элементы. К таким относят «лягушки», U- и L-образные элементы, хомуты, крепежные детали. Они позволяют фиксировать арматуру, ее углы.

Стоит сказать несколько слов о хомутах. Это гнутые изделия в виде прямоугольника. Делают их из стержней с гладкой или рифленой поверхностью. Хомуты используют для распределения нагрузки.

Вязка стеклопластиковой арматуры

Для обвязки стеклопластиковой арматуры используют проволоку или специальные пластиковые хомуты. Первый способ ничем не отличается от вязки стандартного каркаса (металлического). Хомуты – прекрасный выбор для тех, кто впервые взялся за вязку арматуры. Стоимость изделий не намного выше обычной проволоки. Для армирования также используется крючок или пистолет.

Вязка стеклопластиковой арматуры

Рекомендации

Как армировать газобетонную кладку, чтобы не появились трещины? Для этого необходимо правильно выбрать плотность и прочность арматуры. Также сам процесс армирования должен быть выполнен с соблюдением всех требований.

Армирование кирпичных стен делится на три вида:

  • Продольное.
  • Поперечное.
  • Вертикальное.

Правильное армирование стен и углов позволит вам максимально укрепить вашу конструкцию.

Армирование ростверка выполняется строго по проекту. Несмотря на то, что он похож на ленточный фундамент, технология укладки значительно отличается.

Арматура из стекловолокна достаточно прочная, легкая, практически не подвергается коррозии. Однако она имеет существенные недостатки, среди которых – низкие показатели упругости и термостойкости, снижение прочности со временем, неустойчивость к щелочам.

Многие задаются вопросом: а нужна ли сетка для стяжки пола? Да, нужна. Она позволяет сделать пол ровным и более прочным.

Муфтовое соединение арматуры – еще один вид, с которым вы можете столкнуться. Это – отдельный способ соединения стержней. Он бывает обжимным и резьбовым. Такое соединение позволяет противостоять нагрузкам на основание.

Ссылка на основную публикацию