Уменьшение риска пожара

Статья 93. Нормативные значения пожарного риска для производственных объектов

Статья 93. Нормативные значения пожарного риска для производственных объектов

1-5. Комментируемая статья определяет нормативные значения пожарного риска для производственных объектов. В этой связи уместно отметить, что согласно определениям, данным в ст. 2 комментируемого Закона:

пожарный риск – это мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей (п. 28);

допустимый пожарный риск – это пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий (п. 8);

индивидуальный пожарный риск – это пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара (п. 9);

социальный пожарный риск – это степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара (п. 43).

Ранее соответствующие требования предусматривались, прежде всего, в ГОСТ 12.1.004-91 “ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования”. Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 5 и 79 Закона), в соответствии с п. 1.2 названного стандарта:

объекты защиты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в т.ч. их вторичных проявлений на требуемом уровне;

требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанных систем должен быть не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.

Выше также говорилось, что аналогичные требования предусмотрены в п. 4 ППБ 01-03 “Правила пожарной безопасности в РФ”:

руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в т.ч. их вторичных проявлений;

требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 1Е(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека.

Наряду с этим в п. 1.3 ГОСТ 12.1.004-91 предусмотрено, что:

объекты, пожары на которых могут привести к массовому поражению людей, находящихся на этих объектах и окружающей территории, опасными и вредными производственными факторами (по ГОСТ 12.0.003-74 “ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация”), а также опасными факторами пожара и их вторичными проявлениями, должны иметь системы пожарной безопасности, обеспечивающие минимально возможную вероятность возникновения пожара;

конкретные значения минимально возможной вероятности возникновения пожара определяются проектировщиками и технологами при паспортизации этих объектов в установленном порядке.

Кроме того, соответствующие требования предусматривались в ГОСТ Р 12.3.047-98 “ССБТ. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля”. Так, в п. 6.1 названного стандарта установлено, что оценку пожарной безопасности технологических процессов повышенной пожарной опасности осуществляют с помощью критериев:

регламентированных параметров пожарной опасности технологических процессов.

В соответствии с п. 6.2 ГОСТ Р 12.3.047-98 пожарная безопасность технологических процессов считается безусловно выполненной, если:

индивидуальный риск меньше 10-8;

социальный риск меньше 10-7.

Там же предусмотрено, что эксплуатация технологических процессов является недопустимой, если индивидуальный риск больше 10-6 или социальный риск больше 10-5; эксплуатация технологических процессов при промежуточных значениях риска может быть допущена после проведения дополнительного обоснования, в котором будет показано, что предприняты все возможные и достаточные меры для уменьшения пожарной опасности.

Аудит пожарной системы: зачем и кому нужна оценка рисков

В 2017 году в Законе №69-ФЗ появились новые понятия: «независимая оценка пожарного риска» (или «аудит пожарной безопасности»), «эксперт в области оценки пожарного риска» и «заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска», а в КоАП РФ — меры административной ответственности за нарушения в области пожарного аудита экспертами, а также за нарушения требований пожарной безопасности индивидуальными предпринимателями. Для всех хозяйствующих субъектов повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа Госпожнадзора стало грозить приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Все указанные изменения были связаны с введением в российскую практику риск-ориентированного подхода. Его суть состоит в том, что выбор формы, периодичности, продолжительности пожарных проверок и профилактических мероприятий ФГПН зависит от пожарного риска и опасности, которые несут объекты защиты и деятельность хозяйствующих субъектов. Критерии, по которым последние могут быть отнесены к той или иной категории риска, установлены пунктом 22 Положения о федеральном пожарном надзоре и приведены в Приложении к нему (смотрите постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 года №290). При этом правила и порядок отнесения объектов защиты и деятельности юрлиц и ИП к категории риска и классу (категории) опасности определены в постановлении Правительства РФ от 17 августа 2016 года №806. Для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований ПБ и оценки вероятности их несоблюдения используются специальные отраслевые методики расчета, утвержденные приказами:

  • Ростехнадзора от 23 июля 2019 года №291 (субъекты электроэнергетики и объекты электросетевого хозяйства);
  • Минстроя России от 10 апреля 2017 года №699/пр (члены СРО в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, реконструкции и капремонта особо опасных, технически сложных или уникальных объектов).

Применению риск-ориентированного подхода, контрольных и профилактических мероприятий надзорными органами посвящены статьи 8.1–8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с ними следует ознакомиться всем хозяйствующим субъектам, планирующим проведение пожарного аудита на собственных или арендуемых объектах защиты.

Приблизительно рассчитать пожарный риск можно и самостоятельно: при помощи онлайн-теста, размещенного на сайте МЧС России. Вам придется последовательно ответить примерно на десять вопросов, выбирая один из нескольких вариантов ответа. По окончании процедуры сервис выдаст вам резюме с указанием категории пожарного риска, которая будет присвоена вашему объекту, и периодичности проведения плановых проверок.

Несколько слов о норме пожарной безопасности

Нормативная база, регулирующая вопрос проведения пожарного аудита, достаточно обширна и не позволяет ее детально рассмотреть в рамках одной статьи. Поэтому ограничимся лишь списком основных документов:

  • «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ — статьи 2.4, 3.11 и 20.4;
  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» — статьи 1 и 6.1;
  • Федеральный закон 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — статья 144;
  • «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года №390;
  • «Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска», утвержденные постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 года №304;
  • «Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска», утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года №272;
  • «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности», утвержденная приказом МЧС России от 30 июня 2009 года №382;
  • «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах», утвержденная приказом МЧС РФ от 10 июля 2009 года №404.

Пожарный аудит проводится на основании договора между собственниками или иными законными владельцами объекта защиты и экспертной организацией, для которой деятельность в области оценки пожарного риска, согласно учредительным документам, является основной, а аттестованные эксперты которой состоят в штате на основном месте работы. Недопустимо, чтобы одна и та же организация одновременно привлекалась как для пожарного аудита, так и для оказания прочих услуг в области пожарной безопасности.

Эксперт в области оценки пожарного риска несет административную ответственность в соответствии с частью 9 статьи 20.4 КоАП РФ за выдачу или подписание заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска. При этом размер наказания может быть назначен в виде штрафа размером 15 000–20 000 рублей либо в форме дисквалификации сроком от года до трех лет. Поэтому просить у экспертов положительное заключение, если объект не соответствует требованиям пожарной безопасности, по меньшей мере, не этично.

Важно понимать различия между:

  1. расчетом по оценке пожарного риска;
  2. независимой оценкой пожарного риска (НОР).

Расчет пожарного риска — это инструмент (услуга), который нужно грамотно применять для оптимизации расходов, но в самом расчете без дополнительных мероприятий или согласования с МЧС большого смысла нет. Расчет пожарного риска как часть комплекса противопожарных мероприятий освобождает от страхов перед внеплановыми проверками.

Независимая оценка пожарного риска как форма подтверждения соответствия объекта обязательным требованиям ПБ предполагает устранение выявленных нарушений согласно установленному графику. Положительное заключение НОР может «спасти» только от плановых проверок, но при этом его нельзя назвать эффективным против внеплановых.

Предположим, что в результате проведения независимой оценки пожарного риска было выдано условно положительное заключение с графиком устранения нарушений (такое заключение должно обязательно регистрироваться в МЧС). Тем временем «в дверь стучится» внеплановая проверка. Итог — штраф или приостановка деятельности на 90 дней, поскольку все те же нарушения, что были перечислены в условно положительном заключении, выявило МЧС.

Следовательно, гораздо разумнее и экономичнее подходить к решению вопроса пожарной безопасности на объекте через оптимизацию расходов на противопожарные меры и технические средства, чем подвергаться риску и жить в ожидании внеплановой проверки, после которой бизнес могут, хотя и временно, но закрыть. Кроме того, это не избавит от необходимости выполнять все предписания МЧС.

Цели пожарного аудита

Как следует из статьи 1 Закона №69-ФЗ, независимая оценка пожарного риска на объекте защиты (территории, земельного участки) проводится в целях определения его соответствия действующим требованиям:

  1. пожарной безопасности;
  2. противопожарного режима.

При этом эксперты, проводящие указанную проверку, обязаны следовать принципам независимости и беспристрастности, то есть не являться стороной, заинтересованной в получении тех или иных результатов. Кроме того, они должны быть аттестованы в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 мая 2018 года №602, а следовательно, обладать подтвержденным уровнем специальных знаний в сфере ПБ и полномочиями на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска.

Аудит ПБ — процедура добровольная, но его проведение имеет очевидные преимущества для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые заказывают оценку пожарных рисков для объектов защиты, находящихся как во владении, так и во временном пользовании.

  1. Освобождение от частых проверок ФГПН. Контролирующие органы составляют ежегодные планы проверок, опираясь на риск-ориентированный подход. Это значит, что после проведения независимой оценки пожарного риска при наличии положительного заключения, полученного по результатам расчетов, многие собственники и арендаторы объектов защиты значительно увеличат интервал между проверками — наличие такого заключения «отодвигает» проверки объектов в конец имеющихся в органах ГПН списков, а также является основанием для ходатайства в территориальный надзорный орган о снижении категории пожарного риска.
  2. Снижение рисков привлечения к ответственности. Пожарный аудит — надежный метод приведения объекта защиты в соответствие с обязательными требованиями ПБ и одновременно хороший повод для выявления рисков возгорания (в том числе из-за нарушений правил противопожарного режима), для составления плана противопожарных мероприятий по устранению рисков и выявления необходимости разработки специальных технических условий (СТУ) для объектов с нестандартными объемно-планировочными решениями или с отступлениями от действующих норм пожарной безопасности. Устранение всех недочетов в области пожарной безопасности позволяет избежать не только административных наказаний по статье 20.4 КоАП РФ, но порой и уголовной ответственности по статье 219 УК РФ, если уполномоченные лица, руководители, собственники по неосторожности или халатности допустили тяжкий вред здоровью человека или гибель людей в результате пожара. Важно понимать, что иногда незначительные, на взгляд ответственных лиц, нарушения требований ПБ, развиваясь в масштабе по принципу цепной реакции, приводят к настоящим катастрофам с многочисленными жертвами и безвозвратной утратой материальных ценностей.
  3. Регистрация пожарной декларации. Декларация пожарной безопасности не только сама является документированной формой оценки соответствия требованиям ПБ — она также может содержать результаты проведенной оценки пожарного риска. При наличии экспертизы на объекте защиты в первом разделе пожарной декларации приводятся допустимые и расчетные показатели пожарного риска и указываются меры, предпринятые для обеспечения нормативных значений. В этом случае декларация подается вместе с отчетом, содержащим все необходимые расчеты со ссылками на применявшиеся «Методики определения расчетных величин…» и на источники исходной (справочной) информации. В отчете также описываются объемно-планировочные особенности объекта защиты и размещается вывод о его соответствии требованиям пожарной безопасности. Декларация является веским доводом в пользу снижения категории пожарного риска со всеми вытекающими отсюда выгодами.
Читайте также:  Подводное бетонирование

Если вы не знаете категорию риска, которая была присвоена вашему объекту защиты, при наличии подтвержденной учетной записи можно сделать соответствующий запрос удаленно через ЕПГУ. Для этого необходимо отправить заявление, заполненное по форме, утвержденной приказом МЧС РФ от 14 декабря 2018 года №600, и подождать — ожидание может занять порядка 18 рабочих дней. Выписка или уведомление об отказе в ее предоставлении будет направлена вам также в электронной форме или по адресу, указанному в заявлении.

Согласно пункту 20 Положения о федеральном пожарном надзоре, каждый объект должен быть отнесен к одной из категорий пожарного риска (см. табл. 1), и при его отнесении в определенную категорию учитываются:

  • во-первых, тяжесть последствий несоблюдения требованиям ПБ (пункт 2 приложения к Положению о федеральном пожарном надзоре);
  • во-вторых, возможность понизить (повысить) категорию пожарного риска при наличии оснований — критериев вероятности несоблюдения на объекте защиты обязательных требований ПБ (пункт 3 приложения к Положению о федеральном пожарном надзоре).

Однако перемещать объект защиты из одной категории в другую разрешается только один раз независимо от количества существующих на то оснований и проведенных в соответствии с ними процедур пожарного аудита с положительным заключением. Кроме того, организации, осуществляющие определенные виды деятельности, перечисленные в постановлении Правительства РФ от 23 ноября 2009 года №944, не могут изменить категорию пожарного риска и, соответственно, периодичность плановых проверок, поскольку для таких юрлиц и ИП она является фиксированной.

Таблица 1. Зависимость периодичности проведения плановых проверок от категории пожарного риска

Категории пожарного риска

Классы (категории) опасности)

Подклассы по функциональной пожарной опасности

Частота проведения плановых проверок

Снижение пожарных рисков на предприятии

Как известно, МЧС России еще в прошлом году подготовило проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате пожара», главным постулатом которого является комплексное решение проблем защиты от негативных последствий пожаров и финансовое обеспечение ответственности за причинение возможного вреда.

Несмотря на ряд спорных положений, необходимость принятия подобного нормативного акта давно назрела и является жизненно необходимой для нормального функционирования экономики. Только в 2007–2009 годах, по данным МЧС, ущерб от пожаров достигал полумиллиарда рублей помимо прямых убытков пострадавших и недополученных бюджетом средств. С учетом прошедшего катастрофического 2010 г. (полностью ущерб еще не определен) сумма потерь вряд ли сократилась. Понятно, что если бы механизм страхования работал, разрешение подобных ситуаций оказалось бы куда дешевле и проще.

Согласно проекту закона, его действие распространится на физических и юридических лиц, владеющих объектами недвижимости на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Как и в случае с ОСАГО, тарифы в этом виде страхования установит правительство. Однако страховая сумма по договору будет определяться страховщиком по результатам оценки пожарного риска. Как сказано в законе, минимальная страховая сумма — 10 млн руб., максимальная — 500 млн руб.При этом в проекте прямо говорится (ст. 8 закона), что коэффициенты к страховым тарифам устанавливаются в зависимости от состояния систем противопожарной защиты, предусмотренных федеральным законодательством в области пожарной безопасности, а также от состояния готовности к предупреждению, локализации и ликвидации пожаров.

Необходимо заметить, что большинство владельцев коммерческих структур отдают себе отчет, что устойчивая работа возможна лишь при возможно полном контроле рисков аварийности, особенно если предприятие связано с реальным производством. Однако всегда существуют ситуации, которые не могут быть предусмотрены даже при самом тщательном планировании. К ним можно отнести [1]: ошибки персонала; стихийные бедствия; техногенные аварии и катастрофы (такие как падение летательных аппаратов и т.д.); преднамеренные акты (поджоги, спланированные взрывы и т.д.); ошибки, допущенные на стадии проектирования и строительства; неизвестные или достоверно не прогнозируемые на данный момент «механизмы» и причинно-следственные связи ухудшения состояния оборудования; недостаток финансовых средств для обновления производственных фондов и другие факторы. Очевидно, что хотя такие риски не могут быть абсолютно исключены благодаря превентивным мероприятиям, уровень потерь существенно снизится при использовании максимально эффективных средств защиты и борьбы с последствиями перечисленных нештатных ситуаций. Безусловно, для наиболее эффективного выбора и размещения подобных средств необходим детальный анализ, который даст возможность выделить главные потенциальные источники опасности, а также объективные и субъективные факторы, способствующие эскалации аварии. Однако, можно сразу указать два основных критерия, связанных с подбором противопожарного оборудования, как наиболее актуального для большинства производств: это быстрота срабатывания и надежность. И если первую можно выяснить из технического описания системы, то о второй говорят документы, выданные независимыми органами сертификации.

Накопленный мировой опыт свидетельствует, что уровень риска при использовании сложных защитных систем минимизируется, если их качество подтверждено соответствующими сертификатами. «Мы сознательно пошли на “перекрестную” сертификацию нашей противопожарной насосной установки, — говорит Роман Марихбейн, руководитель направления “Инженерные системы зданий и сооружений” компании Grundfos, мирового лидера в производстве насосного оборудования. — Станции серии Hydro MX, которая была спроектирована в конструкторском бюро подмосковного завода российского подразделения компании, сертификат соответствия РФ, а также разрешение ФСЭТН, необходимое для применения оборудования на ряде предприятий. Несмотря на то, что процедуры такой сертификации достаточно сложны и затратны, они гарантируют пользователю, что в нужный момент установка сработает штатно».

Нужно отметить, что такого рода станции, в состав которых входит несколько многоступенчатых вертикальных насосов типа CR, специально предназначены для систем пенного и водяного пожаротушения, наиболее распространенных в России и мире. Они обеспечивают подачу до 260 м3/ч, развивая давление до 14 бар. Срабатывание станции происходит автоматически. Сигнал на включение привода электрозадвижки поступает одновременно с сигналом на пуск пожарного насоса. Кроме автоматического открытия, задвижку можно открыть и в ручном режиме с помощью переключателя на дверце шкафа.

Подобного рода установки, в силу компактности и надежности, могут быть применены практически на всех предприятиях, включая те, которые относятся к категории опасных. В частности, насосные станции на базе вертикальных центробежных насосов CR во взрывозащитном исполнении (по требованиям АТЕХ) были установлены на первом в России заводе масел компании Shell, расположенном близ города Торжок Тверской области. Можно упомянуть и автосалон «Тойота-Лексус» в Казани, где пожаротушение обеспечивается станцией Hydro MX 2 CR 1203 (с гидробаком 300 DIT5), а также новый терминал аэропорта «Внуково», в инженерном обеспечении которого применена подобная схема.

Использование современных средств пожаротушения повлияет на уровень потенциального риска и станет весомым аргументом для применения понижающих коэффициентов. Верно и обратное: необходимость страхования будет стимулировать владельцев вкладывать деньги в модернизацию систем безопасности своих предприятий. «Мы считаем, — подчеркнул на конференции в “РИА Новости” директор департамента надзорной деятельности МЧС России Анатолий Макаревич [2], — что принятие этого закона улучшит ситуацию по одной простой причине — здесь включаются механизмы экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности на объекте. Конечно, предприниматель или бизнесмен может использовать в целях обеспечения пожарной безопасности устаревшее оборудование, но страховая компания, приходя на объект с целью его страхования, вправе увеличить размер страхового тарифа в случае, если этот объект не отвечает требованиям пожарной безопасности. Увидев недочеты, страховщики, естественно, повысят страховой тариф. И это, безусловно, будет экономически стимулировать собственника объекта внедрять новые системы противопожарной защиты».

Действительно, поскольку введение нового закона об обязательном страховании предприятий планируется уже в ближайшей перспективе (говорят о 2014ми даже 2013 годах), страховое сообщество начинает активно готовиться к началу серьезной работы со страхователями. «Очевидно, что чем больше сил и средств владелец объекта вложит в обеспечение превентивной защиты своего предприятия, — говорит генеральный директор СК “Капитал-Резерв” Алексей Самарин, — тем меньше оцениваемый риск. Соответственно, тем ниже будут коэффициенты к базовым тарифам, которые предложит нам государство, согласно проекту закона. Это общемировая практика, которая, безусловно, актуальна и для России. Естественно, что мы, как и большинство наших коллег, уже разрабатываем соответствующие продукты, где предусмотрим стимулирующие меры для добросовестных страхователей, планирующих развитие своего бизнеса в долгосрочной перспективе. Вообще же, принятие подобного закона — это еще один шаг на пути отечественного бизнеса к цивилизованным коммерческим отношениям».

Опыт внедрения обязательного страхования в России уже есть — несмотря на первоначальное сопротивление и недоверие как потребителей, так и экспертов, он успешно работает уже несколько лет. Поэтому введение нового закона также пройдет в штатном режиме. И, поскольку до окончательного принятия проекта осталось время, думать над способами снижения потенциальных рисков стоит уже сейчас.

Профилактика пожаров и взрывов, меры по снижению ущерба от них

Последствия пожаров и взрывов

Последствия пожаров и взрывов обусловлены действием их поражающих факторов.

Основными поражающими факторами пожара являются: непосредственное действие огня на горящий предмет и дистанционное воздействие на предметы и объекты высоких температур за счет облучения.

В результате происходит сгорание объектов, их обугливание, разрушение, выход из строя. Уничтожаются все элементы зданий и конструкций, выполненных и сгораемых материалов, действие высоких температур вызывает пережог, деформацию и обрушение металлических ферм, балок перекрытий и др. конструктивных деталей сооружения. Кирпичные стены и столбы деформируются. В кладке из силикатного кирпича при длительном нагревании до 500-600 0 С наблюдается его расслоение трещинами и разрушение материала.

При пожарах полностью или частично уничтожаются или выходят из строя технологическое оборудование и транспортные средства. Гибнут домашние и с/х животные. Гибнут или получают ожоги люди.

Вторичными последствиями пожаров могут быть взрывы, утечка ядовитых или загрязняющих веществ. Большой ущерб незатронутым пожаром помещениям и хранящимся в них предметам может нанести вода, применяемая для тушения пожара.

Основными поражающими факторами взрывов являются:

воздушная ударная волна (ВУВ), возникающая при ядерных взрывах, взрывах детонирующих и инициирующих веществ, при взрывных превращениях облаков топливно-воздушных смесей, взрывов резервуаров с перегретой жидкостью и резервуаров под давлением;

осколочные поля, создаваемые летящими обломками разного рода объектов.

Основными параметрами поражающих факторов являются:

– воздушной ударной волны – избыточное давление в ее фронте;

– осколочного поля – количество осколков, их кинетическая энергия и радиус разлета.

В результате действия поражающих факторов взрыва происходит разрушение или повреждение зданий, сооружений, оборудования, элементов коммуникации, и гибель людей и животных.

Вторичными последствиями взрывов являются поражение находящихся внутри объектов, обломками обрушенных конструкций здания, их погребение под обломками. В результате взрывов могут возникнуть пожары, утечка опасных веществ из поврежденного оборудования.

При пожарах и взрывах люди получают термические и механические травмы. Характерны ожоги верхних дыхательных путей, тела, черепно-мозговые травмы, множественные переломы и ушибы, комбинированные поражения.

Пожарная профилактика – комплекс мероприятий, направленный на предупреждение пожаров и создание условий для предотвращения ущерба от них, и успешного их тушения.

Пожарная профилактика является составной частью технологических процессов производства, градостроительства, планировки и застройки сельских населенных мест. Организацией профилактики занимаются органы пожарного надзора.

Пожарная профилактика достигается:

· разработкой, внедрением и контролем за соблюдением пожарных норм и правил;

· ведением конструирования и планирования с учетом пожарной безопасности создаваемых объектов;

· совершенствованием и содержанием в готовности противопожарных средств;

· регулярным проведением пожарно-технических обследований промышленных и с/х предприятий, организаций, жилых и общественных зданий;

· пропагандой пожарно-технических знаний среди населения.

Пожарная профилактика ведется по видам объектов – в гражданских зданиях, на складах, базах и магазинах, на промышленных объектах и транспорте, в лесах и на торфяных разработках.

При пожарной профилактике в гражданских зданиях предусматриваются противопожарные меры, связанные с системами отопления, электроснабжения, газовыми и др. приборами.

Пожарная профилактика на складах, базах и магазинах включает соблюдение противопожарных разрывов между зданиями при их строительстве, создание внутреннего противопожарного водопровода, оборудование пожарной и пожарно-охранной сигнализацией, разделение больших складских помещение противопожарными стенами, раздельное хранение легковоспламеняющихся и горючих веществ, запрет на печное и газовое отопление.

Пожарная профилактика на промышленных объектах организуется на основе общих требований ко всем объектам, а также в соответствии с категорией пожарной опасности технологических процессов на каждом из них. Она включает исполнение зданий и сооружений по степени огнестойкости, соответствующей категории пожарной опасности объекта, устройство противопожарных разрывов между зданиями, отделение складов с легковоспламеняющимися и горючими материалами от основной территории и др. меры. На пожароопасных производствах широко применяется внутренние противопожарный водопровод, спринклерные и дренгерные установки, пожарная сигнализация, заменяются сгораемые перекрытия на несгораемые, устанавливается электрооборудование в пылевлагонепроницаемом исполнении, систематизируется хранение горючих материалов, организуются буферные склады для исключения накопления горючих материалов и отходов на рабочих местах, особоопасные технологические участки отделяются от основного производства противопожарными стенами, в чистоте и исправности поддерживаются пути эвакуации, устанавливается строгий противопожарный режим.

Пожарная профилактика на с/х предприятиях осуществляется в процессе планирования и застройки сельских населенных мест и в процессе производства. В производственных зданиях сельского типа сгораемые конструкции обрабатываются огнезащитными составами, создаются запасы огнетушителей, воды в бочках и песка, других пожарных средств тушения пожара. Зерновые склады разделяются противопожарными стенами на отсеки и оснащаются надежной молниезащитой.

Электрические сети прокладываются в стальных трубах или на изоляторах в разбежках.

На фермах запрещается перегрузка помещений кормами, помещение для скота и кормокухни должны быть отдельны.

Меры по предотвращению взрывов направлены на исключение их инициирования за счет огня, искры, нагрева, удара, превышения нормального давления в емкости, и т. д.

Во всех взрывоопасных производствах обеспечивается исключение искрообразования, запрещается проводить огнеопасные работы, пользоваться электронагревательными приборами, работникам воспрещается иметь спички и зажигалки. Все оборудование заземляется. Работа на электрооборудовании проводятся при отключенной сети. В помещениях с помощью газоанализаторов проводят контроль воздушной среды с целью выявления взрывоопасных концентраций газо-воздушных смесей. Работы проводятся при включенной вентиляции.

На транспорте профилактика взрывов проводится в соответствии с “Правилами перевозки разрывных взрывов”, определяющих порядок загрузки и транспортировки взрывчатых веществ.

Рекомендации населению по профилактике пожаров и взрывов, действиям в ходе этих ЧС

Соблюдение мер пожарной безопасности и умение действовать во время пожара способствует снижению пожарной опасности, спасению людей и имущества.

Персонал предприятий и организаций для предотвращения пожаров и взрывов действует в соответствии с установленными на них правилами пожарной безопасности, нормами ТБ и ОТ, технологическими инструкциями.

При предотвращении пожаров и взрывов в быту, спасении людей и имущества следует соблюдать ряд запретов и несложных правил.

В целях предупреждения пожаров необходимо избегать хранения в доме значительного количества воспламеняющихся и горючих жидкостей, а также склонных к самовозгоранию и способных к взрыву веществ (бензин, керосин, тех. масла, ацетон, сжиженные газы и прочее). Имеющиеся в доме небольшие количества этих веществ надо содержать в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов, не подвергать их встряске, ударам, разливу. Соблюдать осторожность при использовании предметов бытовой химии. Не разогревать мастики, лаки, аэрозольные баллончики на открытом огне. Не стирать в бензине. Нельзя хранить на лестничных площадках мебель, горючие материалы, загромождать подвалы и чердаки. Не рекомендуется устанавливать электронагревательные приборы вблизи горючих предметов. Содержать в исправном состоянии выключатели, вилки, розетки сети электроснабжения, нагревательные и др. приборы. Запрещается проводить ремонт электросети, тем более там, где нет автоматических выключателей (рубильников), оставлять без присмотра электронагревательные приборы и телевизоры. Соблюдать осторожность при курении. Нельзя сушить белье над горящей газовой плитой или печью.

Особое внимание следует обратить на возможность возникновения пожара из-за детских шалостей. Не разрешать детям игру со спичками, включать газ, и электроприборы, оставлять детей без присмотра.

В целях создания благоприятных условий для тушения пожара запрещается: загромождать подъездные пути к зданиям, подходы к пожарным гидрантам, заставлять тяжелыми предметами балконные люки.

При пожаре надо опасаться: высокой температуры, задымленности и загазованности помещений, обрушений конструкций, взрывов технологического оборудования, падения подгоревших деревьев, провалов в грунт (горение торфянников).

При возникновении пожара и в ходе его необходимо соблюдать спокойствие и быстро оценивать обстановку для принятия правильного решения. Не впадать в панику и удержать от нее окружающих.

Опасно входить в зону задымления если видимость менее 10 м.

При спасении пострадавших и при тушении пожара необходимо соблюдать некоторые правила:

· прежде чем войти в горящее помещение, накройтесь с головой мокрой тканью, плащом, курткой;

· дверь в задымленное помещение открывать с осторожностью, медленно и стоя в стороне от двери, чтобы избежать вспышки пламени и взрыва от резкого притока воздуха;

· в сильно задымленном помещении передвигайтесь пригнувшись или ползком;

· во избежание отравления угарным газом используйте мокрую ткань для защиты органов дыхания.

При проведении спасательных работ помните, что маленькие дети от страха часто прячутся под кровати, в шкафы, забиваются в угол.

В начале пожара следует предпринять попытку его тушения. Для этого используют огнетушители, внутренний пожарный водопровод, песок, воду, плотное покрывало для тушения малых очагов пожара и др. средства.

Горящую одежду тушат покрывалом, сбрасыванием ее или обильным поливанием водой.

Огнегасящие вещества направляйте в места наиболее интенсивного горения, а не на пламя. При горении вертикальной поверхности гасить пожар начинают сверху.

В задымленном помещении используйте распыленную струю, что способствует осаждению дыма и снижению температуры.

Горючие жидкости тушат пенообразующими составами, песком, землей или покрывалом при малом очаге возгорания.

Огонь на элементах системы электроснабжения нельзя тушить водой. Предварительно необходимо обесточить (отключить рубильник либо перерубить проводку топором с сухой деревянной ручкой).

При невозможности потушить пожар необходимо эвакуироваться. При невозможности выйти из квартиры, при сильной задымленности коридоров, плотно закрыть дверь и заткнуть щели желательно мокрой тканью, выйти на балкон или встать в проем окна, а затем эвакуироваться, используя подручные средства или с помощью пожарных.

Выходить из зоны пожара нужно с наветренной стороны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10145 – | 7885 – или читать все.

Классификация пожарных рисков

Пожарный риск – вышедшее из контроля горение, которое соответственно может вызвать возникновение чрезвычайной ситуации, т.е. пожарный риск виде можно охарактеризовать как возможность перехода ситуации из нормальной в критическую. Такая ситуация может сопровождаться человеческими потерями и нанесением ущерба материальным ценностям. Оценка рисков направлена на уменьшение негативных последствий возникновения пожара.

Источники появления пожаров

Любой объект (квартира, здание или предприятие) выступает как источник реального уровня опасности для пожара. При этом опасности суммируются, представляются в действии и определяется время, достаточное для эвакуации имущества и (или) людей из горящего помещения. Классификация пожарных рисков даст возможность определить с максимальной точностью вероятность появления несчастного случая на конкретном объекте.

При рассмотрении пожара в качестве стихийного бедствия следует учитывать тот факт, что источниками его появления могут быть всевозможные явления от природных бедствий до причин антропогенного характера и социальных ситуаций. При нахождении на объекте, предприятии большого количества людей нужно разрабатывать и учитывать в каждом конкретном случае группы риска, предпринимать и находить меры для улучшения ситуации.

Классификационные подходы к изучению пожарных рисков на объектах

Контроль и управление пожарными рисками дает возможность существенно уменьшить степень опасности до критического минимума, сократить материальные потери. Расчет пожарного риска осуществляется с использованием специальных методик. Есть некоторые классификационные подходы пожарных рисков, которые проводят по тем или иным признакам (свойствам). Так, по одной из классификаций различают следующие пожарные риски:

  • индивидуальные (оценка возможности смерти людей в случае пожара);
  • социальные (оценка степени опасности, которая может вызвать смерть ряда людей, а не одного человека);
  • допустимые, связанные с материальными потерями.

В процессе расчета индивидуального риска должно быть определена частота нахождения человека в ситуации, которая может наносить ущерб его здоровью и жизни, социальный расчет показывает, насколько часто в ситуации-угрозе может быть группа людей (10 человек и больше).

Эта классификация признается на законодательном уровне, она указана в статье Федерального Закона РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Исследование (анализ) пожарных рисков опирается на этот классификационный подход, хотя существует и ряд других классификаций. Риск опасности для людей оценивается через такие характеристики:

  • 1 (R1) – человек может взаимодействовать с пожаром;
  • 2 (R2) – люди могут травмироваться при пожаре;
  • 3 (R2) – люди имеют большую степень вероятности погибнуть при пожаре.

Подобная классификация касается и имущества, когда есть варианты нанесения материального ущерба или полной ликвидации объекта (здания, сооружения) при пожаре.

Есть всевозможные причины возникновения пожара, по которым и оцениваются риски возникновения пожара. К факторам, приводящим к возникновению пожара, относят такие как короткое замыкание, попадание молнии, поджоги. На пожарные риски могут влиять особенности объекта: этажность, особенности проектирования, функциональное предназначение здания.

Классификаций и факторов, которые оказывают влияние на развитие пожарных рисков, существует огромное множество. Для снижения тяжести негативных последствий пожара и вероятности возникновения нужно изучить все факторы, которые влияют на риски, оценке рисков на объекте отводится первостепенное место.

В процессе анализа пожарных рисков следует определиться со временем, которое нужно для устранения ситуации, чтобы она не переросла в ЧП, для этого следует рассчитать долгосрочные последствия с выявлением возможного материального ущерба. Классификация пожарных рисков основывается на статистических подсчетах и на реальных событиях на том или ином объекте. Полученные в результате сведения (данные) – долговременный прогноз для обеспечения пожарной безопасности на объекте.

Мероприятия по снижению риска лесных пожаров Текст научной статьи по специальности « Энергетика и рациональное природопользование»

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Куприенко П.С., Овчинникова Т.В., Ковальчук И.В.

Текст научной работы на тему «Мероприятия по снижению риска лесных пожаров»

Список использованной литературы

1. Современные проблемы оценки водных ресурсов и водообеспечения / Боглов М.В., Мишон В. – М., и др.. М.: Наука, 2005. – 318 с.

2. Справочник по математике / Бронштейн И.Н., Семенов К.А. – М.: Наука, 1980. – 977 с.

3. Расчет многолетнего регулирования речного стока с учетом корреляционной связи между стоком смежных лет / Крицкий С.Н., Менкель М.Ф. – М.: Наука, / Тр. 3-го Всесоюзн. гидрологического съезда. 1959. – Т. 6. -С. 6-18.

4. Гидрологические основы управления речным стоком / Крицкий С.Н., Менкель М.Ф. – М.: Наука, 1981. – 255 с.

5. Математическая статистика / Максимов Ю.Д.- СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. – 100 с.

6. Инженерная гидрология / Михалев М.А. – СПб: Изд-во СПбГПУ, 2003. – 360 с.

7. Гидрологические основы гидротехники / Резниковский А.Ш., Александров А.Ю. и др. – М.: Энергия, 1979. – 232 с.

8. Общая теория статистики / Ряпушкин Т.В., Ефимова М.Р. и др. – М.: Финансы и статистика, 1981. – 279 с.

9. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Северное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Государственный водный кадастр. Разд. 1. Поверхностные воды. Сер. 2. Ежегодные данные о качестве поверхностных вод. Ч. 1. Реки и каналы Т. 1 (28) РФ Бассейны рек на территории Архангельской, Вологодской и республики Коми. – 157 с.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

П.С. Куприенко, заведующий кафедрой, к.т.н.

Т.В. Овчинникова И.В. Ковальчук

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Своевременное обнаружение лесных пожаров, позволяющее предотвращать их развитие в чрезвычайные лесопожарные ситуации, возможно в результате проведения мониторинга земель лесного фонда, который предусматривает строительство, размещение и организацию деятельности пожарных наблюдательных пунктов, наземное и авиационное патрулирование лесов, космический мониторинг лесов, организацию связи и взаимодействия наземных и авиационных служб, оповещение о лесных пожарах. В зоне наземной охраны лесов наряду с наземным патрулированием для обнаружения

лесных пожаров часто используются передвижные телескопические мачты высотой 35 м на базе автомобиля «ЗИЛ-131». Они оснащаются телеустановками «Балтика-ЗМ» и позволяют вести наблюдение за лесом в радиусе до 20 км. Такие наблюдательные пункты развёртываются на возвышенностях в засушливые периоды пожароопасного сезона и оснащаются средствами связи и спутниковой навигации.

Авиационный способ обнаружения лесных пожаров в настоящее время используется ограничено по экономическим причинам. В результате этого отмечается невыполнение научно обоснованных нормативов по кратности авиапатрулирования и на площади, превышающей 50 % охраняемой авиацией лесной территории, установлено лишь эпизодическое патрулирование. В последние годы значительно увеличились оперативность использования спутниковой информации и разрешающая способность аппаратуры дистанционного зондирования Земли. Увеличилось также число действующих космических аппаратов, появились относительно недорогие станции приёма данных со спутников, существенно возросли возможности программных и аппаратных средств обработки и передачи космической информации. Поэтому в настоящее время космический мониторинг лесов является самым доступным и востребованным методом наблюдения и контроля распространения лесных пожаров [1].

Для информационной поддержки принятия управленческих решений широкое распространение сейчас получили геоинформационные системы (ГИС), в которых спутниковая информация привязана к географическим координатам и является регулярно обновляемым источником данных, необходимых для изменений и дополнений информационных карт. Функциональная структура ГИС мониторинга лесных пожаров определяется задачами учета, планирования, оперативного регулирования, контроля и анализа, решаемых в рамках общей системы управления мероприятиями по защите населения, объектов и территорий от лесных пожаров. Эта система включает в себя пять подсистем: оценки и прогноза пожарной опасности; мониторинга процессов возникновения и развития лесных пожаров; мониторинга процессов предупреждения, обнаружения и ликвидации лесных пожаров; интеллектуальной поддержки управленческих решений; оценки последствий лесных пожаров и результатов функционирования системы защиты от них.

В комплекс мероприятий по предупреждению лесных пожаров и недопущению их развития в чрезвычайные лесопожарные ситуации входят: создание противопожарных барьеров; устройство дорог и водоемов. Противопожарными барьерами в лесу могут служить минерализованные и другие защитные полосы, противопожарные разрывы и канавы, противопожарные заслоны в виде полос из деревьев лиственных пород [2].

Важное место в этом комплексе отводится оперативному созданию заградительных полос. Оптимальные способы борьбы с наиболее опасными и

быстро распространяющимися верховыми пожарами, беглыми и устойчивыми верховыми пожарами сильной и средней интенсивности, низовыми беглыми пожарами сильной и средней интенсивности требуют создания опорных полос для пуска отжига. Опорные полосы для пуска отжига необходимы и для осуществления локализации пожара. Противопожарные мероприятия на землях лесного фонда необходимо проводить с учетом результатов оценки природных и антропогенных условий возникновения лесных пожаров. Так ранжирование земель по степени пожарной опасности позволяет определить необходимость первоочередного проведения комплекса противопожарных мероприятий в Воронежском и Давыдовском лесхозах [3].

Большую часть причиненного ущерба составляет стоимость сгоревшего и поврежденного леса, тогда как расходы на тушение пожаров не превышают 22 %.

В результате применения балльной оценки была проведена типизация муниципальных районов Воронежской области с выделением площадей: с весьма высокой, высокой, умеренной и малой опасностью лесных пожаров.

Типичными для Воронежской области по условия возникновения пожаров являются лесхозы: Песковский – в Борисоглебском и Поворинском районах; Давыдовский – в Лискинском, Каширском, Острогожском районах и на землях г. Нововоронежа; Воронежский – в Рамонском, Новоусманском, Верхнехавском районах и на землях г. Воронежа. Эти лесхозы можно использовать для изучения факторов возникновения лесных пожаров, а также для уточнения мероприятий по их предупреждению и локализации.

Для повышения пожарной устойчивости лесов и снижения их пожарной опасности необходимо противопожарное устройство земель, предусматривающее: очистку леса от захламленности, регулирование состава древостоев, санитарные рубки, создание противопожарных барьеров в лесах. Своевременное предупреждение, организация борьбы с лесными пожарами и ликвидация их последствий требует мониторинговых наблюдений и применения системы ГИС, которая обеспечивает ввод, хранение, обработку, математико-картографическое моделирование и интегральное представление информации о природных и антропогенных условиях региона.

Противопожарные мероприятия на землях лесного фонда необходимо проводить с учетом результатов оценки природных и антропогенных условий возникновения лесных пожаров. Ранжирование земель по степени пожарной опасности позволяет определить необходимость первоочередного проведения комплекса противопожарных мероприятий в Воронежском и Давыдовском лесхозах [4].

Результаты исследований следует использовать для повышения качества принятия решений по привлечению сил и средств на локализацию и тушение лесных пожаров. Предложенные методы и полученные результаты могут быть применены для лесопожарных служб, территориального центра прогнозирования мониторинга чрезвычайных ситуаций по Воронежской

Список использованной литературы

1. Овчинникова Т.В. Современные проблемы оценки последствий лесных пожаров и методы их решения / В.Е. Недоцук, Н.Г. Никищенко // Вестник ВГТУ, 2010. – Т. 3. – № 2. – С. 95-97.

2. Овчинникова Т.В. Методика управления природными рисками для разработки комплекса защитных мероприятий / Никищенко Н.Г., Недоцук В.Е. // Система жизнеобеспечения и управления в чрезвычайных ситуациях: межвуз. сб. науч. тр. Ч. 1 Воронеж: ВГТУ, 2008. – С. 75-80.

3. Никищенко Н.Г. Особенности локализации и тушения лесных пожаров / Никищенко Н.Г. // Система жизнеобеспечения и управления в чрезвычайных ситуациях: межвуз. сб. науч. тр. Ч. 2 Воронеж: ВГТУ, 2009. -С. 61-65.

4. Никищенко Н.Г. Лесные пожары и средства их изучения / Никищенко Н.Г. // Актуальные проблемы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях при техногенных катастрофах: мат. междун. науч.-практ. конф. Воронеж: ВИВТ, 2010. – С. 205-206.

ЭКОЛОГО-ГИДРОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕЧНЫХ БАССЕЙНОВ

П.С. Куприенко, заведующий кафедрой, к.т.н.

Т.В. Овчинникова Д.С. Ромашкин И.В. Ковальчук

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Изменение эколого-гидрологического состояния бассейна происходит под воздействием механизма основных природных и антропогенных факторов

Используемая в работе методика включает в себя четыре этапа.

В районе исследований по топографической карте масштаба 1:200000 нами были выделены водосборы малых и средних рек. Для каждого водосбора были установлены три группы показателей: природные факторы, характеризующие геолого-геоморфологические и гидролого-гидрогеологические условия, свойства рельефообразующих пород и почвенного покрова. Показатели антропогенной группы факторов, которые характеризуют: величину отбора поверхностных и подземных вод, объем сбрасываемых сточных вод, использование удобрений и ядохимикатов в земледелии, регулирование поверхностного стока прудами, орошение земель,

Ссылка на основную публикацию