Столярное дело

Столярное дело

Отраслевой журнал для деревообработчиков и не только

Мастерская современного столяра

Столярное дело в России как значимая отрасль производства было фактически уничтожено в начале XX века в связи с развитием массового фабричного производства. Несмотря на то, что столярные соединения прочнее и обеспечивают лучшую формоустойчивость конструкций, чем любые другие, трудоемкость и длительность их изготовления не позволили им выиграть конкуренцию с более дешевыми изделиями, изготовленными промышленным способом. В результате развитие столярного дела разделилось на два направления: фабричное, занимающее сегодня более 95 % рынка, и классическое столярное искусство, традиции которого массово начали возрождаться только в последнее десятилетие.

Начать обрабатывать древесину и изготавливать столярные соединения может каждый. Чтобы стать столяром, потребуется несколько лет, настоящие же мастера не прекращают учиться никогда. За 1–2 года стать профессионалом невозможно, этого времени хватает только на освоение основных столярных приемов работы с древесиной. К примеру, на настройку такого, казалось бы, простого инструмента, как рубанок, может потребоваться несколько часов, а для того чтобы научиться им пользоваться, необходимо прострогать несколько километров древесины.

Даже после продолжительного курса обучения на изготовление столярного шкафа или небольшого прикроватного столика в первое время у начинающего мастера будет уходить несколько недель. Работа над большими проектами идет в течение нескольких месяцев, и не каждый заказчик готов столько ждать, а тем более – оплачивать такие, весьма дорогие изделия.

Для изготовления столярных элементов необходимо использовать только самую лучшую древесину, с равномерно распределенными по объему физическими свойствами и не содержащую пороков строения. Это значительно увеличивает ее стоимость, а также создает сложности с ее приобретением, так как доля таких заготовок в общем объеме сравнительно невелика. Для примера можно привести точеные элементы мебели или деревянную посуду, которые могут быть полностью изготовлены на токарном станке в течение нескольких часов. С другой стороны, к примеру, при точении посуды может быть использована древесина с пороками, причем чем их больше, тем лучше – тем фактурнее получается конечное изделие.

СЫРЬЕВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Древесину для столярных работ приобрести достаточно сложно. В розничных строительных магазинах продаются преимущественно пиломатериалы естественной или транспортной влажности, не рассортированные по качественным характеристикам. Кроме того, очень немногие производители пиломатериалов имеют маленькие сушильные камеры, позволяющие им производить небольшие партии пиломатериалов требуемых сечений заданной влажности. Возникает интересный парадокс: вроде бы хвойных пиломатериалов выпускается много, а использовать их в столярном деле сразу, без дополнительной обработки, невозможно. Как ни странно, но в сухом виде, как правило, продается в основном древесина экзотических пород, которую тем не менее необходимо дополнительно выдерживать в мастерской при определенной температуре и влажности не менее месяца. Ценные породы древесины, такие как дуб и бук, поставляются с Кавказа. До определенных политических событий выполнялось большое количество поставок из Украины. Наибольший ассортимент древесины экзотических пород предлагается специализированными магазинами, такими как Bumans. Стоимость их достаточно высока, что в наибольшей степени объясняется высокими транспортными затратами и низким потребительским спросом, а это, в свою очередь, также сказывается на цене изделий.

СОВРЕМЕННЫЙ СТОЛЯР
В столярном деле можно выделить три основных направления:

белодеревцы – мастера, работающие с недорогими породами древесины и изготавливающие дешевую мебель, окна и двери;

краснодеревцы – мастера, работающие с ценными породами древесины. Конечно, из красного дерева или дуба могут быть изготовлены лестницы, окна и другие изделия, но все же основным продуктом их труда является дорогая мебель;

чернодеревцы – мастера, обрабатывающие наиболее ценные породы древесины, как правило, изготавливающие деревянные мозаики – маркетри и интарсии.

Сегодня к столярам часто относят людей, изготавливающих мебель, хотя при классическом понимании профессии это достаточно спорно, поскольку современная мебель в основном изготавливается из композиционных материалов на современных станках, в том числе с ЧПУ. При всех ее несравненных достоинствах такая мебель имеет мало отношения к классическому столярному искусству.

По мнению преподавателя школы Rubankov. net, определившей своей целью возрождение столярного дела, Алексея Юрьевича Дейкина, столяром в классическом понимании этого тер-мина может называть себя только тот мастер, который работает с цельной древесиной, формируя изделия с помощью столярных соединений. В современном мире работать так могут позволить себе либо реставраторы, либо любители, поскольку никто, кроме них, по экономическим соображениям не может себе позволить делать вручную изделия из цельной древесины. Получившиеся конструкции будут слишком дорогими и не всегда смогут найти своего покупателя. Единственным исключением из правил могут быть изделия мастеров с именем, которые приобретают не из практических соображений, а для возможности иметь работу признанного мастера.

В промышленных масштабах труд классического столяра сегодня востребован только в литейном деле. Несмотря на высокий уровень удельных затрат на изготовление одного изделия, это все равно дешевле, чем одиночное станочное производство опытных образцов, изготовление которых на станках слишком затрат- но, а порой и невозможно без разработки дополнительных специальных приспособлений. Этот процесс практически невозможно механизировать, поскольку модели всегда разные. Даже в век высоких технологий большинство таких моделей изготавливают вручную.

В наше время искусство ручной обработки древесины следует рассматривать в качестве достаточно дорого, можно даже сказать элитного хобби. В современном мире существует немало других, более дешевых способов самореализации. Столярное искусство для многих является слишком сложным или недоступным по финансовым соображениям. Несмотря на это, в столярные школы поступает достаточно большое количество слушателей, причем все больше девушек хочет учиться этому мастерству. В некоторых группах доля представительниц прекрасного пола достигает трети от общего количества обучающихся.

Профессионалы школы Rubankov.net считают, что современный профессиональный столяр в большинстве случаев может быть охарактеризован как уже состоявшийся мужчина, имеющий сторонний источник дохода, обладающий временем на серьезное погружение в профессию и возможностью арендовать или построить отдельное помещение для работы с древесиной. Помимо места для работы, необходимо обеспечить себя качественным инструментом, стоимость которого также весьма высока.

СТОЛЯРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
При организации собственной столярной мастерской необходимо исходить из параметров выпускаемых изделий. Каждое изделие требует использования определенных пород древесины и различных инструментов для ее обработки. Необходимый набор инструментов должен служить не для изготовления абсолютно любых вещей, а подбираться в зависимости от параметров конкретного проекта.

Изготовить небольшой прикроватный столик можно, даже обладая небольшим помещением, площадью от 4–5 м 2 . Здесь необходимо установить верстак, организовать место хранения древесины и поместить шкаф с инструментами. Минимальный набор инструмента для изготовления такого столика следующий:

рубанок для чистового строгания;

обушковая пила для точных работ, позволяющая изготавливать шипы;

двухсторонняя японская пила или две европейские, позволяющие распиливать древесину как вдоль, так и поперек волокон;

минимум 3 стамески, шириной 50, 20 и 6 мм;

разметочный инструмент (угольник, линейка, рулетка, разметочные нож и рейсмус);

Столярное дело

Изложены приемы выполнения различных столярных операций, приведено описание ручного инструмента, его наладки и изготовления, рассказано об устройстве приспособлении для занятий столярным делом. Даются рекомендации по художественной оценке дерева как поделочного материала, по реставрации предметов, выполненных из дерева, их отделке (полирование, лакирование, маркетри, инкрустация). Приведены примеры изготовления некоторых изделий. В книге использован опыт работы старых мастеров художественно-мебельной промышленности.

Для широкого круга читателей.

О чем рассказывает эта книга 1

Столярный материал 2

Обработка древесины инструментом 15

Обмерные работы, составление обмерных чертежей 19

Разметочные работы в натуре 20

Столярные соединения 21

Склеивание и наклеивание 22

Основы художественной облицовки столярных изделий шпоном 25

Отделка столярных изделий 28

Реставрационные работы 30

Изготовление столярных изделий 32

Г. И. Кулебакин
Столярное дело

Печатается по решению секции литературы по технологам строительных работ редакционного совета Стройиздата.

Рецензент – гл. специалист сектора мебели и оборудования ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений Е.С. Устинов.

В наш жесткий и стремительный век, век стекла и бетона, металла и полимеров человек особенно остро ощущает тягу к такому, казалось бы, несовременному, теплому и всегда любимому материалу как дерево. От патриархальной старины и рыцарского средневековья дошли до нас приемы его обработки. Сохранить опыт лучших мастеров прошлого, передать молодым профессиональные тонкости ручной работы поможет книга кандидата архитектуры, тонкого ценителя столярного мастерства и замечательного умельца Георгия Ивановича Кулебакина. Она будет интересна и мастерам, занятым столярной отделкой интерьеров общественных зданий, и тем, кто посвящает досуг древнему и юному, кропотливому и прекрасному столярному искусству.

О чем рассказывает эта книга

Обработка дерева – одно из первых ремесел, которым овладел человек. Материал этот податлив инструменту, прочен, легок и красив, поэтому изделия из него давно и прочно вошли в быт людей и пользуются их неизменной любовью.

Столярное дело родилось из плотницкого, строительного с появлением инструмента и приемов, дающих возможность получить гладкие поверхности и точные детали. Сущность столярного дела заключается в умении чисто обработать и соединить между собой в изделии куски дерева, полученные из круглого древесного ствола. Отделка появилась значительно позже. Вначале столярные изделия выполнялись в натуральном дереве – массиве.

Сегодня в столярном деле используются толстые бруски и доски, обладающие достаточной прочностью, и очень тонкие дощечки, такие, как фанерный шпон (тонкий срез древесины), требующие несущей деревянной основы. Доски и бруски идут в скрытую конструкцию и для лицевых, открытых взору частей изделия, шпон применяется исключительно для облицовки. Поверхность досок и брусков обрабатывают выстругиванием, порезкой, точением. Так как природная основа столярного материала не изменилась – это все то же дерево, сохранился и принцип его обработки, а значит, и приемы старых мастеров, в совершенстве владевших ручным инструментом, вполне могут служить сегодняшнему мастеру, чей труд лишь облегчается использованием механизмов.

Читайте также:  Склеивание металлов

Столярное мастерство наряду с умением выбрать материал придать бруску надлежащую форму требует и учета конструктивной работы этого бруска в изделии, исходя из направления и формы его волокон.

Как известно, существуют разные породы дерева, имеющие разного цвета, строения и прочности древесину. Каждая порода имеет свои особенности в обработке и отделке. Столярное искусство состоит еще и в том, чтобы уметь определить породу, знать ее особенности – достоинства и недостатки, уметь отыскать в куске дерева – заготовке – части, наиболее подходящие для лицевых деталей, уметь соединить между собой разные породы так, чтобы это соединение было гармоничным, красивым и соответствовало бы конструктивной характеристике изделия.

Древесина поддается разного рода отделке – крашению, морению, лакированию, полированию. Однако возможности такой отделки для разных пород различны: есть древесина, легко принимающая протраву (окраску), есть – плохо принимающая; некоторые породы плохо полируются и т. д. Важный раздел столярного искусства – понимание возможностей отделки дерева, ее выбор и умение эту отделку выполнить.

Всякое столярное изделие состоит из отдельных деталей, так или иначе связанных между собой. От прочности соединения этих деталей и зависит прочность всего изделия. Мастеру необходимо уметь выбрать тип связки деталей, форму и характер обработки их в местах соединения, а также скрепляющие материалы.

Сами детали, соединяемые в изделие, могут иметь при одном и том же размере и назначении изделия разную толщину, ширину. Так, рамка двери может быть и широкой, и узкой, ножки табурета – и толстыми, и тонкими. Умение определить необходимое для данного места сечение с учетом не только работы, но и красоты – одно из главных составляющих столярного искусства. Мастер должен обладать чувством пропорций и тем, что называют чувством дерева.

Сущность обработки дерева, как было сказано, сохранилась с древнейших времен практически без изменений: дерево разрезают пилой, поверхность его выглаживают рубанком, отверстия проделывают либо буравом, либо долотом, стамеской. За последнее время появились ручные машины, в которых режущие части приводятся в движение двигателем. Это значительно облегчило работу по заготовке материала и, кроме того, дало возможность повысить точность размеров однотипных деталей и скорость их изготовления. От мастера требуется умение так использовать ручные машины, чтобы по сравнению с ручным производством возможности получения новых форм столярных изделий не ограничивались бы, а наоборот, увеличивались. Короче говоря, ручными машинами мастер должен также виртуозно владеть как стамеской или рубанком. О необходимости владения ручным инструментом распространяться здесь, разумеется, незачем.

Современное столярное производство пополнилось несколькими новыми видами столярных материалов. Во-первых, это отделанный ценной породой дерева плоский щит на основе ДСП (древесностружечной плиты) или столярного щита, собранного из склеенных между собой деревянных реек и облицованного снаружи фанерным шпоном. Во-вторых, это бумажный или пластический пленочный имитационный материал, заменяющий натуральный, и, в-третьих – полиэфирные и нитроцеллюлозные лаки, дающие возможность получить прочный толстый прозрачный слой поверхностной отделки изделий. Умение использовать эти материалы – непременное условие столярного мастерства в наши дни.

Таким образом, столярное искусство включает в себя как чисто ремесленную часть – обработку дерева инструментом и соединение деталей в изделие, так и творческую часть – умение выбирать и сочетать породы, чувствовать гармонию в столярном изделии. Это последнее наиболее трудно, но владение гармонией и составляет главное качество настоящего мастера.

В связи с развитием механизированных способов обработки дерева за последнее время утратилась непосредственная связь между структурой дерева и его формой. Появилось много ложных в художественном и логическом смысле решений, таких, которые вручную сделать было невозможно (например, поперечное оклеивание изогнутых углов и ребер плит, длинных, работающих на изгиб деталей), которые диктуются, в основном, удобствами заводской технологии. Подражать им нельзя. Поэтому понять действительную логику устройства деревянной вещи можно лишь изучив образцы народной мебели, мебельно-столярных изделий прошлых времен. Все детали крестьянской мебели и изделий средневековых мастеров-столяров изготовлены и соединены в соответствии с истинной конструктивной работой деревянного элемента в изделии. Внешне это характеризуется направлением волокон в детали, выполненной, как правило, из массива.

Изучение логики построения старинной или народной мебели вовсе не должно сопровождаться копированием старинных форм. Хотя, с другой стороны, нужно сказать, что изобрести принципиально иной по устройству стол или шкаф едва ли возможно: все-таки формы деревянной мебели вырабатывались в течение многих веков.

Занятия столярным делом интенсивно распространяются в самых разных слоях населения – от мастеров, занятых столярной отделкой помещений в общественных зданиях, до домашних умельцев. При этом требования к качеству столярной работы все возрастают. В то же время профессиональное мастерство рабочих, занятых столярной отделкой интерьеров не всегда соответствует должному уровню. Это происходит потому, что уровень ручного мастерства снизился: умельцы-столяры старшего поколения ушли, не передав секретов своей работы, столяры мебельных предприятий слишком специализированы. Столярами в строительстве сейчас работает много бывших плотников, не прошедших профессиональной подготовки.

Получить исчерпывающие сведения о профессиональных приемах столярного мастерства из учебников столярного дела нельзя, так как изложение ручной работы в них дается весьма сжато.

История столярного дела

Можно с уверенностью утверждать, что приобретение навыков столярного мастерства началось с момента появления Homo sapiens. Если с обработкой камней все было изначально сложно, то дерево как более податливый материал сразу стало адаптироваться под потребности владельцев всевозможных приспособлений. Так начиналась история деревообработки — от обжига и обтесывания камнями до центров с ЧПУ и лазерной гравировки. Шаг за шагом — от палки-копалки до совершенной современной мебели и других сложных столярных конструкций.

Региональные особенности столярного ремесла

Россия имеет собственные богатые традиции в деле обработки древесины. Некоторые методики были изобретены нами, другие технологии позаимствованы у соседей и дальних народов. Однако в любом случае родоначальниками столярного мастерства по праву считаются другие страны, в которых значительно раньше стали обрабатывать дерево и достигли в этом деле огромных успехов.

Древний Египет

В 15 веке до нашей эры был изобретен первый токарный станок. Это произошло в Египте, и именно эта нация считается родоначальником современного столярного мастерства. Египтянами были разработаны первые технологии обработки и декорирования дерева. Недостаток собственного леса фараоны компенсировали завозов материалов из соседних стран — Ливана, Нубии и Финикии.

В Египте делали не только прекрасную по тем временам мебель и предметы интерьера. Еще в 4 тысячелетии до нашей эры там уже были большие парусные лодки. Об этом свидетельствуют изображения грузовых судов, найденные в гробницах третьей династии. С 15 века до нашей эры египтяне начали строить морские суда с водоизмещением 60-80 т. Эти корабли тогда объединили все лучшие наработки и технологии деревообработки. С 12 века до нашей эры Египет уже строил мощные для того времени военные суда.

Древний Рим

Истоки производства великолепной итальянской мебели, которая сегодня пользуется спросом во всем мире, находятся в Древнем Риме. Предки современных итальянцев научились делать роскошную мебель, которая украшалась элементами из слоновой кости, бронзы и камней. Кресла, столы и кровати той эпохи — настоящее произведение искусства. При этом римляне использовали свое столярное мастерство не только для бытовых нужд, но и военных. Хорошо известны орудия и корабли той эпохи, которые помогли этому народу покорить половину мира — в военных успехах Древнего Рима была немалая заслуга мастеров столярного дела.

Древняя Греция

Рисунки первых токарных станков в Древней Греции можно увидеть на изображениях, датированных 6 веком до нашей эры. Эллины в совершенстве овладели не только резьбой по дереву, но и научились при помощи пара придавать заготовкам выпуклые и вогнутые формы. В первом столетии нашей эры у греков уже был прототип современного токарного станка. Как и египтяне с римлянами, жители Древней Греции овладели искусством кораблестроения. Этому способствовала географическая близость к морю.

Большой интерес представляет греческая мебель той эпохи. Она была утонченной, имела оригинальные формы и украшалась резьбой. В тоже время почти во всех изделиях из дерева просматривались простота и гармония. В домашнем обиходе использовались сундуки, лари, два вида столов и стулья. Благодаря тому, что греки научились гнуть паром древесину, вся мебель была комфортной и элегантно выглядела.

Северная Европа

Найденное в Норвегии в начале 20 века погребение наглядно продемонстрировало, что скандинавы в совершенстве овладели художественной резьбой. Возраст находок – более 1000 лет. В погребении также был обнаружен корабль крупных размеров, на котором помимо деревянной утвари находились резные телега и сани. Также там находились фигуры животных из дерева. Эта датированная 9 веком находка доказывает, что европейцы с севера нашего континента к концу первого тысячелетия успешно освоили азы деревообработки.

Отечественная деревообработка

Нашу историю уместно разделить на деревообработку в Киевской Руси (современная Украина) и на территории современной России. В силу исторических и географических особенностей эти направления имеют существенные отличия. Однако есть и общее — огромное количество деревянных православных храмов.

Деревообработка в России

Наши земли богаты лесами, поэтому с первого тысячелетия нашей эры древние славяне, расселившиеся в долинах Волги, Ильменя и Дона возводили добротные постройки из дерева. Домашняя утварь и инструмент для земледелия также изготавливали из этого материала. Многие изделия украшались резьбой по дереву, причем несложно заметить региональные особенности этого искусства.

Зодчество Руси — отдельная история. До 17 века абсолютное большинство построек было еще из дерева. В этом имелись свои плюсы и минусы. Из достоинств стоит отметить неповторимую резьбу по дереву. Сегодня памятники деревянного зодчества можно увидеть в Кижах и малых Корелах, где открыты музеи под открытым небом. Особый интерес представляют образцы стиля «русского барокко», который получил свое развитие в 17-18 веках.

Читайте также:  Время ремонта

Благодаря недавним раскопкам в Новгороде, во время которых было найдено больше 1000 уникальных образцов, удалось многое узнать об истоках этого ремесла. Нашими предками в столярном и плотницком деле использовалось 27 пород древесины. Причем материал был как местного происхождения, так и привозной. Доставлялись в регион грецкий орех, кедр, пихта, тисс, самшит и др. Из местных пород использовались ель, дуб, ясень, береза, можжевельник, сосна, ива, липа, ольха, груша, яблоня, вяз, рябина, клен и осина.

Ель и сосну новгородцы использовали чаще всего. Из них возводились укрепления, мостовые, дома, станки, корабли и водопроводы, а также изготавливались инструменты и орудия труда. Дуб использовали для производства полозьев саней и бочек. Резная мебель делалась в основном из липы, а на посуду шли ясень и клен. Однако ложки с ковшиками делались в основном из клена. Для изготовления всех этих изделий требовался разнообразный и качественный режущий инструмент, который также был обнаружен во время археологических раскопок.

Русские мастера применяли множество технологических операций. Это подтвердил анализ находок. Соединение отдельных элементов конструкций из дерева выполнялось разными способами — механическими или деревянными связями и замками. Для приданию заготовкам из древесины нужной формы применялись процедуры рубки, пиления, долбления, тески, раскалывания, точения, сверления, строгания и художественной резки. Также существовало несколько технологий по наращиванию и сплачиванию деталей из дерева.

Деревообработка на Украине

Влияние на архитектурный стиль в Киевской Руси оказала Византия. Это касалось как каменного, так и деревянного зодчества. На территории современной Украины сохранилось приблизительно 3000 культовых объектов, возведенных с применением дерева. Одной из наиболее интересных культовых построек является Свято-Троицкий собор, который был построен в Новомосковске в 1778 году. При этом в степных регионах Украины сказывался дефицит древесины, поэтому предметов быта встречается меньше, чем в Полесье и на Западной Украине.

ТОП 10 ошибок начинающего столяра

Самое важное для начинающего мастера — получить полезный совет от опытного специалиста. Рекомендации старших товарищей способны помочь новичкам избежать множества ошибок в начале пути и способствовать более быстрому развитию в ремесле. Где же можно получить такие советы? Конечно на Фестивале Столярного Дела! За основу данной заметки взято одно из лучших выступлений на ФСД в Москве (21-22 апреля 2018 года) — лекция Сергея Клейна. Сергей — преподаватель курса «Классическое столярное дело» в Столярной Школе Rubankov в Санкт-Петербурге, имеет обширный опыт в столярном деле. Сергей четко и емко сформулировал типичные ошибки начинающих мастеров в своем выступлении. Читайте далее конспект его лекции с моими комментариями.

Типичные ошибки начинающего столяра:

1. «Какой инструмент купить начинающему мастеру?»

Это типичный вопрос, который можно услышать от новичка в столярном деле на тематических форумах или даже в магазине. На самом деле такая постановка вопроса в корне не верна. Правильно действовать наоборот — сначала определиться с изделием, которое вы собираетесь изготовить. Затем выяснить каким образом такое изделие можно сделать. А уже потом разобраться какие для этого нужны материалы и инструменты. Например: вы решили изготовить стул, выяснили, что существует несколько способов его изготовить. Вы остановили свой выбор, например, на способе изготовления «на шканты». И уже имея эскиз изделия и понимание необходимого инструмента, вы пошли в магазин и приобрели доску нужной толщины, а также электро лобзик и дрель. Такой подход позволит сэкономить ваше время на поиски инструмента непонятно для какой цели, а также деньги на приобретение ненужного вам инструмента.

2. Бесцельный поиск информации

С первого взгляда кажется, что чем больше вы читаете книг, статей, форумов и смотрите видео в интернете, тем больше вы получаете полезных знаний и прогрессируете в мастерстве. Это ощущение обманчиво! На самом деле вы тратите уйму своего времени впустую на поглощение бессмысленной для вас информации. Так же как в предыдущем пункте, во главе стоит конкретная задача, которую вы решаете в данный момент. Именно о ней вам стоит искать информацию, а не обо все подряд. Если вы планируете изготовить стул — читайте и смотрите о том как изготовить стул. Не распыляйте свои усилия и время на изучение не прикладных в данным момент знаний. Впрок изучить все невозможно. Здесь, как и во многих других сферах, действует правило: теория бессмысленна, пока не применяешь ее на практике. Ищите информацию под конкретную задачу!

3. Чрезмерная масштабность проекта

Начинающему мастеру рисковано начинать с большого изделия. Есть риск допустить ошибки, которые будет сложно исправить, испортить материал. Самое дурное возможное последствие такого подхода — новичок может посчитать, что «это не для него» и бросить занятия ремеслом. Правильное решение — начать с небольшого изделия (тот же стул, простая тумба и т.д.). Цена ошибки здесь несравнимо ниже, чем на масштабном проекте. В качестве первого изделия идеально подойдет копирование уже существующего предмета мебели. Как пример, многие начинающие мастера выбирают стул или табурет из каталога ИКЕА. В дальнейшем, с развитием своего мастерства вы сможете перейти к более сожным изделиям, но важно соблюдать принцип постепенного усложнения проекта.

4. Изменение проекта находу

Очень распространенная проблема у начинающих мастеров, кстати говоря для меня тоже актуальная. Когда первое изделие вроде начинает получаться, возникает непреодолимое желание его как-то украсить, усложнить, отойдя от первоначального проекта. Не поддавайтесь этому чувству, старайтесь продумать все детали изделия изначально, на этапе проектирования. В процессе работы четко следуйте изначальному плану, чертежу. В противном случае можно «перестараться» и испортить изделие, либо заготовка отправиться в брак, либо получится безвкусица — нагромождение несочетаемых элементов.

5. Маркировка деталей

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что маркировкой деталей пренебрегает 95% начинающих мастеров при изготовлении своего первого изделия. Казалось бы, чего проще: вот у меня правая ножка, а вот левая — можно и так запомнить! А вот и нет, даже при простейшем столярном соединении «на шканты» правая и левая ножки не являются взаимозаменяемыми. Что уж говорить о более сложных столярных соединениях?! Нет ничего обиднее, чем запутаться где какая деталь должна быть, в момент склейки, когда клей уже нанесен. Избежать такого конфуза более чем легко — возьмите за правило маркировать каждое соединение.

6. Допуски

Вопросы вроде «Действительно ли прямой угол равен 90 градусов?» совсем не философские, а очень даже прикладные. И также степень «ровности» выструганной поверхности может быть разной. Ошибочно полагаться лишь на свои ощувщения. Желательно, на начальном этапе, иметь возможность проконсультироваться с более опытным товарищем по вопросам, типа «достаточно ли ровной получилась поверхность«. Ну и само собой необходим проверенный измерительный инструмент — как минимум линейка и угольник.

7. Системные ошибки

Зачастую, особенно новички-самоучки выполняют какую-либо операцию неправильно, мотивируя это тем, что «им так удобнее строгать, пилить и т.д.». Вполне может быть, что на данном конкретном изделии, действительно «удобнее» делать так, а не иначе. Однако в долгосрочной перспективе, неправильно сформированные навыки могут сыграть с мастером злую шутку. Ведь переучиваться намного сложнее и зачастую болезненнее, чем сразу учиться делать правильно. Вывод — сразу учитесь выполнять каждую операцию верно, даже если это кажется вам неудобно или излишне сложно на каком-то конкретном изделии.

8. Порядок на рабочем месте

«Порядок на рабочем месте — порядок в голове!» С практической точки зрения, доказано на опыте множества мастеров: по затратам времени и сил, намного выгоднее постоянно поддерживать порядок в мастерской. Посчитайте сами: вернуть инструмент на свое место после каждого ипользования занимает 5 секунд, а вот поиски нужного в условиях беспорядка могут отнимать куда больше времени.

9. Технка безопасности

Тут все понятно — ТБ необходимо соблюдать при любых обстоятельствах. Помните: незакрепленная заготовка — это либо травма, либо брак. Подробнее о технике безопасности можно прочитать в одной из прошлых заметок.

10. Правильная мотивация

Еще до того, как вы начали заниматься столярным делом, необходимо спросить себя: «Зачем мне это нужно?«. Как это ни странно, может оказаться, что вам это совсем и не нужно. Например, если вам необходима какая-то мебель для дома, то возможно проще и дешевле ее купить, чем делать самому? Помимо этого, от ответа на вопрос «зачем вам это«, могут зависеть ваши дальнейшие действия. Если вы хотите научиться изготовливать какое-то конкретное изделие, например деревянные двери, то вам лучше всего постараться устроиться на работу на призводство именно дверей. Большинство, начинающих мастеров ставят перед собой цель обучиться мастерству. В таком случае логично пойти в школу столярного дела или обучаться самостоятельно, но вот работать на производстве дверей в данном случае вам не слишком поможет в достижении вашей цели.

Еще раз благодарю Сергея Клейна за замечательное выступление на Фестивале Столярного Дела, за идеи и вдохновение для написания этой заметки. Сайт столярной школы Рубанков .

Если заметка вам понравилась, обязательно нажмите «лайк».

Удачи в ремесле!

Читайте новые заметки раньше всех – подписывайтесь на канал в Телеграм !

Общайтесь и задавайте вопросы автору блога ВКонтакте !

Столярное дело для новичков: главные моменты

Столярное дело – ремесло, к которому, как кажется поначалу, непросто приобщиться. Ведь необходимо учесть столько моментов! Разобраться в основных инструментах, научиться пользоваться станками, правильно выбрать древесину. Даже опытные мастера не перестают учиться. Так много нюансов имеет столярное дело. Но ведь изучение, практика и эксперименты – это как раз и есть столярное дело. Чтобы не запутаться, начните с основ – техники безопасности, основных инструментов, выбора древесины, разметки и измерений. Об этом и пойдёт речь в нашей сегодняшней статье.

Читайте также:  Забор из рваного камня

Столярное дело и техника безопасности – неразрывные понятия

Острые ручные инструменты и мощные станки делают столярное дело весьма опасным ремеслом. Однако, если вы будете следовать основным правилам техники безопасности, вы можете значительно снизить риск травмы. Чтобы правила безопасности были действительно эффективны, их необходимо соблюдать абсолютно всегда. Без каких-либо исключений.

Если соблюдение техники безопасности войдёт у вас в привычку, вы получите гораздо больше удовольствия от работы. И при этом весьма существенно уменьшите шансы на травму (или более страшный исход). Подробнее о технике безопасности в столярном деле вы можете прочитать в нашей статье (вот ссылки на первую и вторую части). Также у нас есть материалы по технике безопасности при работе непосредственно с циркулярной пилой (часть первая и часть вторая).

Инструменты, которые необходимы, если вы осваиваете столярное дело

Ручные инструменты крайне важны в столярном деле. И многие из тех, что вам необходимы, у вас наверняка уже есть. Сверьтесь с этим списком:

  1. Молоток.
  2. Метрический угольник.
  3. Измерительная рулетка.
  4. Резак.
  5. Стамески.
  6. Уровень.
  7. Отвёртки.
  8. Малковочный угольник.
  9. Добойники.
  10. Ручной рубанок

Более подробно о том, какие ручные инструменты пригодятся тем, кто осваивает столярное дело, вы можете прочитать здесь, здесь и здесь.

Электроинструменты, без которых не освоить столярное дело

Электроинструменты – это относительно новое явление в истории столярного дела. Однако современное столярное дело без использования электроинструментов уже почти невозможно представить. Несмотря на этом, вам вовсе не обязательно покупать в мастерскую огромное количество дорогих электроинструментов, чтобы стать хорошим столяром. При оснащении мастерской достаточно, в первую очередь, сосредоточиться на следующих позициях:

  1. Циркулярная пила.
  2. Электролобзик.
  3. Дрель.
  4. Эксцентриковая шлифмашина.
  5. Торцовочная пила.
  6. Фрезер.

Чтобы больше узнать об электроинструментах, которые необходимы в столярном деле, читайте наши материалы (часть первая и часть вторая).

Станки, необходимые столяру

Полноразмерные распиловочные станки, ленточные пилы и круглопильные радиально-отрезные станки – это примеры столярных станков. Они обычно встречаются только в мастерских. Поскольку они довольно крупные и громоздкие, и потому их сложно передвигать. Однако, несмотря на то, что они больше предназначены для работы в мастерской, эти рабочие лошадки настолько полезны, что зачастую имеет смысл завершить работу над изделием в мастерской. А затем в готовом виде перенести его на строительную площадку или к месту установки.

Больше деталей и интересной информации о станках в столярном деле вы найдете здесь.

Выбор древесины

Если в последнее время вы много бываете в строительных магазинах или на лесных складах, то знаете, что там часто встречается не очень качественная древесина. Которая вряд ли подойдёт для хорошего изделия. Мастера учатся выбирать подходящий материал и избегать короблёных, выпуклых, искривлённых, закрученных и рассечённых досок. Подробнее о выборе древесины – в нашей статье.

Как легко проверить прямой угол?

При работе практически над любым столярным изделием так или иначе требуется проверить какие-то сопряжения, соединения или края на наличие прямого угла. Иногда необходимо определить, является ли совокупность нескольких элементов квадратной или прямоугольной. Для небольших изделий вы можете использовать различные виды угольников – метрический, поверочный, разметочный и другие.

Если изделие достаточное крупное, вы можете проверить, является ли оно прямоугольным, измерив его диагонали. Если их длины получились равными, значит, изделие является прямоугольным. Также можно использовать «правило 3-4-5», основанное на теореме Пифагора (сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы). Более подробно том, как проверить прямой угол, мы рассказываем здесь.

Какие приспособления ускоряют столярное дело?

Помимо инструментов вам также понадобятся различные столярные приспособления. Они сделают работу более безопасной и значительно упростят её. Сюда входит множество позиций. От самодельных кондукторов до систем сбора пыли и хранения инструментов и материалов. В нашей статье по ссылке мы более подробно рассказываем о полезных и эффективных столярных приспособлениях.

Какие ещё советы вы дали бы новичкам, если вы опытный мастер? А что вы бы хотели ещё узнать, если вы только начинаете осваивать столярное дело? Пишите в комментариях!

Будни частной столярной мастерской

Всем привет!
Для вновь прибывших-мне 30 лет, трое детей, есть основная работа сутками, год назад открыл для себя хобби-столярное дело. В последнее время времени на него очень мало, но выложу последние работы:

Для брата сделал сиденье в ванну из лиственницы

Через инсту на меня вышла девушка-предприниматель, занимается страхованием авто, открыла свой офис, офис в лофт стиле, куда я сделал довольно много поделок:

Первым было сделанно панно, потом на нем художник нарисовал прекрасного льва!

Потом алко сварщики с горем попалам сварили остовы на будущие столы, а я прикрепил клеенную столешницу и полки на стеллаж:

Была отреставрирована и переделана под светильник тренога из СССР

Кухня была заказана в икее, для нее были сделаны полки и фартук, также светильники сверху

В офисный туалет остов обшил деревом и установил раковину

На дачу она заказала сиденье для качели, будет закреплена на дереве

Этот стеллаж под телевизор и рабочие папки:

В заключении скажу-времени в последнее время совсем мало и вынужден заказов не брать, супруге помогаю, ждем садик среднему)
Спасибо за внимание!

Найдены возможные дубликаты

1)Розетка под панелью со львом – ад перфекциониста.

2)И после такого офиса страховщики все еще будут утверждать, что ОСАГО убыточно?

3)Завидую рукам ТС, круто все

3.1)Но розетка под панелью со львом – аааа

Просто розетку белую нужно было ставить.

Двоякое впечатление от поста. То есть: Сам я – добрый молодец столярщик. А сварщики – алкаши.

@Fireman76 можно пару вопросов по профессии?

Я сам строитель-отделочник, но уже так все это заебало, вот подумываю занятся столярством.

1. Удобно ли будет работать в гараже в гаражном кооперативе? Смотрел объявления, можно в нашем городе арендовать отапливаемый гараж, но есть нюансы; 1- по закону в гараже нельзя ничего хранить и делать, может председатель начать выебываться. 2- не знаю нужна ли вентиляция и хватит ли электричества.

2. Начиная с нуля на какую сумму рассчитывать покупку ручного и электрического инструмента? Речь конечно о более-менее нормальном инструменте, макита, метабо и т.д.

3. Где закупать дерево, интересуют разные породы орех, дуб, бук, карагач, береза и т.д?

4. Где и как хранить заготовленную древесину? Нужно ли ее сушить, упаковывать и .т.п.

5. Где и как хранить готовые изделия? Это вопрос наверное отсылка к первому вопрсу, хватит ли гаража.

6. Как реализовывать готовую продукцию? Берут ли ее мебельные магазины на реализацию или им нужны документы с выделенным ндс?

7. Можно ли работать в темную и как самозанятый? Или обязательно нужен ИП?

Столешница кухонная? Сделать реально, но заморочек хватит.

Если нужно 3м, значит и исходный материал нужен не меньше 3м (это если хотите цельноламельную столешницу, да и срощенную сделать в домашних условиях еще сложнее). Значит для начала нужно на чем-то эти 3м привезти – доставка на такой маленький объем будет конская.

Далее вам нужно из исходных досок склеить щит. Сначала доски распускаются на ламели. Для этого нужно либо циркулярный станок (теоретически можно сделать из ручной циркулярки – это плюс к потраченному времени), либо ленточный станок (сделать самому гораздо сложнее, стоит так же не мало). И тот и другой станки приличные от 50к, есть дешевле, но с роспуском 50й доски промучаетесь с ними. 30ю доску в принципе ленточка с 10″ колесами должна более менее брать (но 3м пропихивать все равно замучаетесь, лучше наверное циркулярный станок, но у него больше отходов).

Далее после распила ламели нужно отфуговать и откалибровать – это фуганок (при небольшой толщине/ширине ламелей – до 50мм – операцию фугования можно произвести на фрезерном станке, фрезер вам в любом случае понадобится, а фрезерный станок делается из фрезера, вставленного в самодельный стол) и для калибровки рейсмус (в принципе тоже можно на фрезерном столе калибровать).

Далее склейка щита – для этого на длину 3м вам понадобится не меньше 15 струбцин, при такой ширине (600) и толщине (30) щита желательно трубные струбцины или ваймы. Трубные струбцины от 500р за штуку.

Фрезер, который можно встроить в стол (мощность около 2кВт) – от 15к.

Потом этот щит нужно будет так же выровнять по поверхности, так как рейсмус на ширину 600 – совсем не бытовой станок, то его у вас точно не будет, так что выравнивание производится так же фрезером, либо долго и муторно различными шлифмашинами (ленточной, потом эксцентриковой). Но и после фрезера нужно так же шлифовать, так что шлифмашинка нужна (эксцентриковая от 3к).

Дальше щит торцуется в размер (на такую ширину только ручной циркуляркой по шине, в идеале, конечно, погружная пила со штатной шиной). Где нужно, фрезером скругляются углы. Ну и финишная обработка маслом, лаком.

Если нужно сделать только столешницу – дешевле её купить.

Ссылка на основную публикацию