Дефекты покраски и их устранение

Основные дефекты при покраске автомобиля

Дефекты могут появиться в результате неопытности мастера, неправильного использования оборудования и инструментов, а также многих других факторов. Ниже приведены основные дефекты ЛКП автомобиля, указаны причины их появления и возможные способы устранения.

«Волосяные» трещины

Дефект представляет собой большое количество мельчайших трещин, имеющих толщину человеческого волоса и не связанных между собой. Для их рассмотрения требуется лупа или увеличительное стекло. На поверхности дефект проявляется в виде тусклых пятен и отсутствия глянца. С ростом внутренних напряжений «волосяные трещины» могут расползаться по значительной площади и провести к полной негодности лакокрасочного покрытия.

  • Некачественная подготовка кузова перед покраской;
  • Несоблюдение технологии работы с двухкомпонентными красками;
  • Использование некачественных красящих составов;
  • Избыток или недостаток отвердителя;
  • Нарушение условий грунтования;
  • Небрежное смешивание грунтовок и красящих составов;
  • Слишком толстый слой краски;
  • Недостаточное время высыхания.

Удаление дефектов покраски этого типа заключается в тщательной зачистке поврежденных участков до гладкой поверхности. В подавляющем большинстве случаев требуется полное удаление всего лакокрасочного покрытия и перекрашивание.

Кратеры (рыбий глаз)

Этот вид представляет собой небольшие отверстия в виде воронок, образующихся в процессе или сразу после завершения покраски автомобиля распылением. Кратеры вызываются силиконовыми частицами, которые содержатся в восках и полирующих составах. Частицы прочно прилипают к внешнему слою ЛКП и требуют специальных мероприятий для устранения.

  • Недостаточно тщательная очистка поверхности кузова;
  • Использование моющих средств и мыла;
  • Оставшиеся на поверхности частицы пыли, песка, ворса, полировальной пасты;
  • Масло в воздуховоде покрасочного оборудования;
  • Использование добавок, не подходящих по составу.

Кратеры устраняются путем сглаживания дефектных поверхностей и нанесением на эти области нового слоя краски. Перед покраской необходимо удалить следы силикона с помощью жиро- и воскоудалителей.

Плохое сцепление лакокрасочного покрытия с поверхностью

Качество покраски автомобиля напрямую зависит от степени сцепления покрытия с кузовом. В некоторых случаях этот дефект может быть настолько серьезным, что верхний слой новой краски свободно отделяется от старого или от грунтовочного слоя, а иногда покрытие просто отваливается от металла. Как правило, слабое сцепление ограничивается областями, наиболее чувствительными к ударам и абразивному воздействию. Проявление может быть обнаружено после удаления маскирующей ленты сразу после покраски.

  • Некачественная подготовка поверхности;
  • Остатки загрязнений от ржавчины, масла, воска;
  • Недостаточное сглаживание наполнителем грунтовочного слоя;
  • Небрежное перемешивание материалов;
  • Нарушение технологического процесса («сухое распыление»);
  • Использование некачественного растворителя;
  • Слишком поспешное маскирование двухцветных покрытий;
  • Длительное воздействие высоких температур при сушке.

Такие дефекты покраски автомобиля устраняются путем снятия лакокрасочного слоя со значительной площади, превышающей размеры поврежденного участка. Поверхность защищается с помощью пескоструйного аппарата или шлифовальной машинки вплоть до самого металла. В случае если слабость сцепления связана с недостатками маскирования, необходимо заново обработать поврежденные поверхности, а затем покрасить их.

Пузырение

Качественная покраска автомобиля подразумевает идеально гладкую поверхность кузова. Пузырение проявляется в образовании на поверхности лакокрасочного покрытия пузырей, имеющих разную величину и плотность. Дефект может проявляться как на старых, так и на новых слоях. Чаще всего пузырение появляется в тех случаях, когда высокая влажность воздуха резко сменяется низкими температурами.

Основными причинами появления пузырей является:

  • Попадание под лакокрасочный слой воздуха или влаги;
  • Недостаточно тщательная подготовка поверхности автомобиля;
  • Остатки загрязнений между металлом, наполнителем и слоем ЛКП;
  • Использование некачественного растворителя;
  • Частицы масла в воздуховодах покрасочного оборудования;
  • Частицы жира, грязи, пыли, отпечатки пальцев на кузове;
  • Недостаточное время высыхания между слоями;
  • Неадекватно большая толщина грунтовки.

Устранение пузырения заключается полном удалении краски до металла с повторным перекрашиванием. Если дефект занимает небольшую площадь, место пузырения зачищается, и на него наносится свежий слой краски.

Расслоение лакокрасочного покрытия

Подобные дефекты покраски автомобиля проявляются как при перекрашивании кузова, так и при первоначальной покраске. Один из слоев легко отделяется от предыдущего, при окончании маскирования.

Основные причины возникновения:

  • Остатки загрязнений в виде пыли, масла, жира;
  • Слишком высокая температура воздуха при грунтовании или покраске;
  • Очень тонкий слой отделочного или грунтовочного покрытия;
  • Небрежно проведенное межслоевое сглаживание;
  • Несовместимость отделочного, лакокрасочного и грунтовочного слоев.

Устранение дефектов покраски автомобиля в этом случае заключается в сглаживании поверхностей до базового слоя, а затем тщательная очистка. В некоторых случаях требуется обработка до чистого металла и повторное окрашивание.

Подтеки и наплывы

Дефектная поверхность имеет на наклонных и вертикальных поверхностях кузова наплывы, капли и подтеки различного объема.

Причинами этого явления становятся:

  • Очень высокая интенсивность распыления;
  • Слишком высокое давление воздуха;
  • Чрезмерно плотный слой краски;
  • Медленное испарение растворителя;
  • Недостаточное время высыхания между слоями;
  • Недостаточное расстояние между окрашиваемой поверхностью и покрасочным пистолетом.

Удалить подтеки и наплывы можно с помощью специального бруска или мелкой наждачной бумаги. Поверхность после обработки необходимо тщательно отполировать. В случае если дефект лакокрасочного покрытия значительный, то деталь необходимо очищать и перекрашивать заново.

Закипание краски

При детальном рассмотрении мельчайшие пузырьки на поверхности краски имеют отверстия на своих вершинах. Чаще всего такой дефект образуется на границах областей, имеющих толстый слой покрытия.

Причины появления следующие:

  • Слишком медленное перемещение покрасочного пистолета;
  • Нанесение очень толстого слоя краски;
  • Неправильная регулировка краскопульта для покраски автомобиля;
  • Высокая вязкость краски;
  • Большое перекрытие слоев красящего состава при распылении.

Перед сглаживанием и нанесением окончательного слоя, окрашенную поверхность необходимо оставить до полного высыхания. Это период во многом зависит от толщины предыдущего слоя краски.

Мутная поверхность

Дефект, как правило, выглядит как молочно-белый «туман» на окрашенной поверхности. Помутнение может присутствовать как на грунтовочном, так и на лакокрасочном покрытии. Дефект может в дальнейшем привести в потере сцепления покрытия и пузырению.

Основные причины возникновения:

  • Покраска в условиях высокой влажности и низкой температуры;
  • Применение дешевого и некачественного растворителя;
  • Избыточное давление воздуха;
  • Использование слишком большого количества растворителя;
  • Неправильно установленные рабочие параметры покрасочного оборудования;
  • Сквозняки и неправильная циркуляция воздуха.

Мелкие дефекты и легкое помутнение устраняется полированием. В некоторых случаях поврежденные участки перекрашивают, используя специальный растворитель. Иногда для устранения дефекта достаточно простого распыления растворителя на поврежденный участок.

Необходимо обеспечить отсутствие сквозняков в помещении и оптимальную температуру для покраски.

«Сухое» распыление

Дефект проявляется в виде неравномерно окрашенной, грубой поверхности. Основные причины появления таких дефектов:

  • Небрежно подготовленное грунтовочное покрытие;
  • Большая дистанция распыления;
  • Чрезмерное давление воздуха;
  • Слишком высокая текучесть краски;
  • Использование неподходящего растворителя;
  • Высокая температура и низкая влажность воздуха.

При значительных дефектах поверхности деталь перекрашивают либо покрывают лаком. Небольшие дефекты устраняют тщательной полировкой поверхности.

Пылевидный налет

Дефект проявляется в виде сухих и полусухих капель краски, образующих налет на поверхности кузова.

  • Неправильная регулировка покрасочного оборудования;
  • Высокое давление воздуха;
  • Использование неправильной техники нанесения красящего состава, когда происходит распыление на соседние области;
  • Использование быстроиспаряющегося растворителя в сухих жарких условиях;
  • Использование быстровысыхающей краски.

Для устранения пылевидного налета в случае лакового покрытия достаточна шлифовка частично высохшего слоя. В случае дефекта на синтетической эмали дефект устраняется влажным сглаживанием и нанесение нового слоя красящего состава.

Матовая поверхность

Качественное выполнение покрасочных работ подразумевает получение в результате глянцевой блестящей поверхности. Наибольший глянец дают двухкомпонентные краски и составы, наносимые с помощью покрасочного пистолета.

Причиной матовой поверхности может стать:

  • Неравномерность окраски;
  • Недостаточная толщина лакокрасочного покрытия;
  • Царапины от сглаживания.

Для устранения дефекта проводится повторное сглаживание и нанесение следующего слоя окрасочного материала.


Дефекты окрашивания: проблемы и решения

При проведении ремонтно-отделочных работ могут проявиться различные дефекты. Рассмотрим погрешности, которые могу возникнуть при окраске, причины их возникновения и способы устранения.

Чаще всего дефекты окрашивания появляются из-за некачественной подготовки поверхности, пренебрежительного отношения к технологии исполнения малярных работ. К сожалению, в некоторых случаях ситуация может быть исправлена только полной переделкой.

Появление дефектов и их устранение зависит от типа используемой краски. Различают эмалевые, масляные, клеевые, известковые составы.

При применении известковых и клеящих составов часто встречаются такие дефекты, как отмеливание, просвечивание слоя, жирные или ржавые пятна, отслоение краски, потёки, складки, изменение оттенка и пр. При применении краски на масляной или эмалевой основе некоторые дефекты во многом схожи, но из-за специфики состава причины возникновения и способы устранения могут быть другими.

Отмеливание слоя – неспособность материала противостоять регулярному воздействию трения без потери декоративных свойств. Обычно происходит из-за того, что нанесенный окрасочный слой содержит мало клеящего раствора или в него были добавлены крупные частицы мела. Ещё причиной может являться густота смеси (уровень которой можно измерить, попытавшись процедить раствор). Причиной может быть нарушение технологии окрашивания. Поверхность опрыскивают слабым клеевым раствором, грунтуют и окрашивают еще раз.

Отслоение верхнего слоя краски чаще всего происходит из-за окрашивания загрязненных или окрашенных ранее восковыми составами поверхностей. В целом причин может быть несколько: это использование слишком густой краски или нанесение на участок нескольких слоев; в краску было добавлено недопустимое количество клея или краска нанесена на старый слой отделки. Устранить отслоение довольно сложно. Необходимо снять все слои краски, включая предыдущую отделку, поверхоности прочистить пемзой и промыть водой, просушить и только после этого производить окраску заново. Существует также вариант с растушевкой при помощи влажной кисти, но для этого нужно будет смывать большую часть нанесенного слоя, что по времени сопоставимо с предыдущим способом устранения дефекта.

Просвечивание старого слоя обычно вызвано тем, что используемая грунтовка была другого оттенка в отличие от самой краски. Для разрешения проблемы достаточно еще раз окрасить покрытие. Если такой метод не поможет, придётся заново наносить грунтовку, схожую с цветом краски, и слой краски.

Прорастание цветного слоя старой краски происходит, когда пигменты ранее нанесенной краски растворяются в масле новой краски. Высохшую поверхность нужно покрыть двумя-тремя слоями щеллачного лака или нитролака и заново окрасить.

Ржавые и темные пятна могут появиться оттого, при подготовке поверхности не были удалены смолистые и минерально-масляные вещества, которые при длительном воздействии влаги на поверхность просочились через штукатурку (особенно часто это может происходить, потому что окрашиваемое покрытие состоит из дерева). Исправить недостаток можно, если удалить дефектные места или тщательно зачистить, промыть кислотами (3% раствором соляной кислоты), щелочами, покрыть двумя-тремя слоями спиртового лака или нитролака и повторно окрасить.

Жирные пятна появляются от старого слоя отделки, на котором были невысохшие масла. Устранить их можно только заменив материал, на поверхность которого будет наноситься краска. Складки, брызги и потёки — прямое следствие применения слишком густого средства. Чтобы избежать этих дефектов, нужно окрасочный раствор развести до средней вязкости и только потом на носить его на поверхность.

Читайте также:  Прокол дороги

Различные по цвету пятна с непросыхающей краской образуются при окрашивании по непросохшей краске. Необходимо нейтрализовать в краске щелочи слабым раствором соляной кислоты, промыть поверхность чистой водой, просушить, прогрунтовать, зашпаклевать и окрасить.

Следы от кисти могут оставаться в результате использования слишком густой краски и недостаточной растушевки. Засохшую краску зачищают шкуркой или пемзой и вновь окрашивают правильно приготовленным составом.

Стыки в окраске могут возникнуть оттого, что окрашивание производилось быстросохнущими красками в несколько заходов. Работу необходимо переделать, выполняя без перерыва, возможно силами нескольких человек. Стыковку следует производить в малозаметных местах, углах и пр.

Потеки появляются при использовании слишком жидкой краски, обильно наносимой на поверхность, без растушевки. Высохшую краску нужно зачистить пемзой/шкуркой и повторно окрасить правильным по густоте составом.

Грубая фактура окраски проявляется при выполнении затирки крупнозернистым песком, использовании плохо процеженных грунтовки и краски, окрашивании по плохо выполненной шпаклевке ил при плохой ее зачистке (шлифовке). Тщательно зачистите шкуркой или пемзой окрашенную поверхность, промойте, загрунтуйте и окрасьте процеженными составами.

«Крокодилова кожа» возникает при нанесении последующего слоя быстросохнущей краски на недостаточно высохшую окрашенную поверхность. Устранить недостаток можно лишь полной переделкой. Нужно прочистить шкуркой или пемзой окрашенную поверхность, проолифить, зашпаклевать и вновь окрасить. Эти способы также применимы и при схожем дефекте — вздувании краски при окрашивании сырых или плохо просушенных деревянных поверхностей – по мере их высыхания и уменьшения в размерах краска вздувается и отходит пленками.

Морщины на окраске бывают при нанесении краски толстым слоем. Поверхность нужно зачистить, зашпаклевать и заново окрасить.

Сетка трещин на окрашенной поверхности возникает при окраске по недостаточно просохшему слою грунта. Поверхность прочищают шкуркой или пемзой, заделывают трещины и заново окрашивают.

Изменение цвета происходит, если в ходе работы применялись слабо устойчивые к щелочи, свету или сероводороду пигменты. При помощи растворителей нужно снять краску, повторно произвести грунтование и окрашивание поверхности с применением более устойчивых пигментов.

Статьи

Плохая подготовка поверхности, несоблюдение технологических режимов окрашивания и отверждения, выбор неверной системы лакокрасочного покрытия и использование для окрашивание некачественных лакокрасочных материалов могут привести к образованию дефектов лакокрасочных покрытий и как следствие, увеличению трудозатрат и себестоимости при окрашивании. Причины образования дефектов лакокрасочных покрытий индивидуальны, отметим только, что большинство дефектов образуется из-за некачественной подготовки поверхности. Основными причинами образования дефектов являются также: несоблюдение технологических режимов окрашивания, неверный выбор комплекса лакокрасочного покрытия и низкое качество самого ЛКМ.

Дефекты лакокрасочных покрытий можно разделить на дефекты, возникшие в процессе эксплуатации лакокрасочных покрытий – эксплуатационные дефекты, а также на технологические дефекты – эти дефекты возникают из-за неправильной подготовки поверхности, окрашивания и отверждения лакокрасочных покрытий, а также из-за несоответствующего качества ЛКМ. В этом разделе, мы рассмотрим технологические дефекты лакокрасочных покрытий, при этом, практически не будем затрагивать причины образования дефектов, которые связаны с качеством самих лакокрасочных материалов, хотя, наверно, в последнее время, из-за не очень высокого качества многих видов сырья и низкой культурой производства на некоторых предприятиях, данные дефекты имеют место быть в достаточном количестве.

Дефект лакокрасочного покрытия – шагрень.

Данный дефект проявляется в виде ряби и волнообразных неровностей лакокрасочного покрытия, покрытие с данным дефектом, по своему внешнему виду, напоминает апельсиновую корку.Шагрень является одним из наиболее распространённых дефектов ЛКП и может иметь множество причин.

Основные причины шагрени:

1. Рабочая вязкость лакокрасочно­го материала более высокая, че м по норме, предусмотренной в технической документации.

2. При окрашивании пневмораспылением, сопло краскораспылителя было слишком далеко расположено от окрашиваемой поверхности.

3. При окрашивании методом пневматического распыления, данный дефект может возникнуть из-за слишком высокого давления сжатого воздуха.

4. Не отрегулирован размер окрасочного факела. Растворитель, использованный для разбавления ЛКМ до рабочей вязкости, не подходит для данного типа лакокрасочного материала.

5. Неудовлетворительная очистка сжатого воздуха.

6. В лакокрасочном материале нарушено соотношение растворителей.

7. Неудовлетворительные температура и относительная влажность воздуха при нанесении ЛКМ.

8. Плохой розлив лакокрасочного материала на окрашиваемой подложке.

9. Неравномерная толщина лакокрасочного покрытия на различных участках окрашенной поверхности.

10. Слишком высокая рециркуляция воздуха при нанесении и во время отверждения лакокрасочного покрытия (слишком быстрое улетучивание растворителя с окрашиваемой поверхности).

Дефект лакокрасочного покрытия – кратеры.

Кратеры – это маленькие отверстия на лакокрасочном покрытии, напоминающие по своему внешнему виду кратеры с поверхности луны.

Кратеры, как и шагрень, являются распространённым дефектом и могут быть вызваны следующими причинами:

1. Некачественная подготовка поверхности.

2. Растворитель, использованный для разбавления ЛКМ до рабочей вязкости, не подходитдля данного типа лакокрасочного материала.

3. Нарушен технологический режим отверждения лакокрасочного покрытия.

4. Нанесён слишком толстый слой лакокрасочного покрытия.

5. Нарушено соотношение компонентов лакокрасочной композиции.

6. Присутствие в лакокрасочном материале или сжатом воздухе ( при пневмораспылении ) частиц воды или минерального масла.

7. Присутствие в лакокрасочном материале большого количества воздушных пузырьков.

8. Слишком высокое давление сжатого воздуха.

9. Неудовлетворительный розлив ЛКМ на подложке.

В настоящее время существует большое количество ПАВ, которые препятствуют образованию кратеров за счёт улучшения розлива ЛКМ на подложке.

Дефект лакокрасочного покрытия – сорность.

При наличии этого дефекта, на поверхности покрытия наблюдаются посторонние включения в виде точек и агрегативных частиц различной величины. Это существенно ухудшает внешний вид лакокрасочного покрытия и снижает его блеск.

Лакокрасочное покрытие с сорностью, может получиться по следующим причинам:

1. Некачественная подготовка поверхности (наличие сорности на подложке перед окрашиванием).

2. Не профильтрован лакокрасочный материал.

3. Загрязнён растворитель, используемый для разбавления ЛКМ до рабочей вязкости.

4. Загрязнён сжатый воздух ( при пневмораспылении).

5. Использование для окрашивания грязных инструментов и работа в грязной спецодежде, или спецодежде с наличием на ней ворса.

6. Коагуляция компонентов лакокрасочной композиции во время длительного хранения.

При незначительном проявлении сорности её можно исправить с помощью полировки покрытия

Дефект лакокрасочного покрытия – морщинистость.

Этот дефект представляет собой искривления, съёживания, складки и неровности на лакокрасочном покрытии, которые похожи на морщины на коже.

Данный дефект может возникнуть вследствие следующих причин:

1. Слишком высокая или чересчур низкая рабочая вязкость лакокрасочного материала.

2. Растворитель, использованный для разбавления ЛКМ до рабочей вязкости, не подходит для данного типа лакокрасочного материала.

3. Нарушен технологический режим отверждения лакокрасочного покрытия.

4. В лакокрасочном материале нарушено соотношение растворителей.

5. Неудовлетворительная температура и влажность воздуха при нанесении ЛКМ.

6. Выбран неверный комплекс лакокрасочных покрытий (нижний и покрывной слои ЛКП несовместимы между собой).

7. Слишком высокая температура окрашиваемой поверхности.

8. Нанесён толстый слой лакокрасочного покрытия.

9. Плохая подготовка поверхности.

10. Рециркуляция холодных и тёплых потоков воздуха на участке окрашивания или отверждения лакокрасочного покрытия.

11. При окрашивании древесины, данный дефект может возникнуть при нанесении ЛКМ на пересушенную подложку.

Дефект лакокрасочного покрытия – потёки или наплывы.

Потёки, можно характеризовать, как локальные неоднородности толщины лакокрасочного покрытия, которые образуются из-за стекания лакокрасочного материала во время нанесения и отверждения ЛКП на вертикальных и наклонных участках окрашиваемого изделия.

Потёки могут быть вызваны:

1. Некачественной подготовкой поверхности.

2. Завышенной или заниженной рабочей вязкостью лакокрасочного материала.

3. Завышенным или заниженным давлением сжатого воздуха при пневмораспылении.

4. Неотрегулированным размером окрасочного факела.

5. Неправильным размещением краскораспылителя относительно плоскости окрашиваемой поверхности (краскораспылитель необходимо держать перпендикулярно относительно окрашиваемой поверхности).

6. Маленькое расстояние между соплом краскораспылителя и окрашиваемой поверхностью.

7. Слишком медленным перемещением краскораспылителя при окрашивании.

8. Неправильным соотношением между вязкостью ЛКМ и давлением сжатого воздуха.

9. Нанесением слишком толстого слоя ЛКМ на вертикальную поверхность.

10. Высоким поверхностным натяжением на острых кромках окрашиваемого изделия.

11. Недостаточными тиксотропными свойствами лакокрасочного материала.

Дефект лакокрасочного покрытия – трещины

Этот дефект внешне представляет собой узорное растрескивание на поверхности лакокрасочного покрытия, которое напоминает крокодиловую кожу. Данный дефект возникает чаще всего в процессе эксплуатации лакокрасочных покрытий, но может возникнуть и при нанесении ЛКП.

Причины появления дефекта:

1. Быстросохнущий верхний слой лакокрасочного покрытия нанесён на недосушенной нижний слой ЛКП.

2. Использование в комплексе материалов, несовместимых между собой.

3. Нанесён слишком толстый слой покрытия.

4. Плохая подготовка поверхности.

5. Слишком высокая рабочая вязкость лакокрасочного материала.

6. Разнотолщинность слоя лакокрасочного покрытия.

Дефект лакокрасочного покрытия – пузыри

Данный дефект проявляется в виде вздутия ЛКП на отдельных участках окрашенной поверхности из-за локальной потери адгезии лакокрасочным покрытием.

Этот дефект может появиться по следующим причинам:

1. Некачественная подготовка поверхности или нанесение ЛКМ на влажную поверхность.

2. Присутствие в лакокрасочном материале или сжатом воздухе частиц воды или минерального масла.

3. Нанесение лакокрасочного материала на нагретую поверхность при прямом солнечном освещении.

4. Попадание влаги на несформировавшееся лакокрасочное покрытие.

5. В лакокрасочном материале присутствует большое количество пузырьков с воздухом.

Дефект лакокрасочного покрытия – неудовлетворительная адгезия ( шелушение )

Данный дефект может возникнуть, как на новом лакокрасочном покрытии, так и в процессе эксплуатации ЛКП

Основные причины данного дефекта:

1. Плохая подготовка поверхности перед окрашиванием.

2. Несовместимость наносимого лакокрасочного материала с нижним слоём ЛКП.

3. Загрязнения сжатого воздуха.

4. Неудовлетворительная температура и влажность воздуха при нанесении ЛКМ.

5. Нанесение нового лакокрасочного покрытия на слой ЛКП, имеющего неудовлетворительную адгезию к подложке (не проведена очистка окрашиваемой поверхности от старого покрытия).

6. Нанесение слоя эмали на незагрунтованную подложку.

Дефект лакокрасочного покрытия – проколы или пористость

Этот дефект лакокрасочного покрытия напоминает по внешнему виду булавочные проколы – микропоры, которые могут доходить до поверхности окрашиваемого изделия, существенно понижая, при этом защитные свойства лакокрасочного покрытия. Микропоры образуются при выходе частиц растворителя, воды или воздуха из слоя лакокрасочного покрытия во время его отверждения.

Основные причины, способствующие образованию различных частиц в слое лакокрасочного покрытия и выходу их на поверхность:

1. Присутствие в лакокрасочном материале или сжатом воздухе частиц воды или минерального масла.

2. Присутствие в лакокрасочном материале большого количества пузырьков воздуха.

3. Слишком близкое расстояние от сопла краскораспылителя до окрашиваемой поверхности, во время окрашивания.

4. Нанесение лакокрасочного материала на невысохший нижний слой ЛКП.

5. Плохая подготовка поверхности.

Читайте также:  Водоснабжение дома

6. Растворитель, использованный для разбавления ЛКМ до рабочей вязкости, не подходит для данного типа лакокрасочного материала.

Дефект лакокрасочного покрытия – разнооттеночность и неравномерный блеск

Данный дефект проявляется в виде различных оттенков или различной величины блеска на разных участках лакокрасочного покрытия.

Дефект может быть вызван следующими причинами:

1. Недостаточное перемешивание лакокрасочного материала перед нанесением.

2. Не отрегулирован размер окрасочного факела или происходит прерывание струи лакокрасочного аэрозоля.

3. При окрашивании крупногабаритных изделий такой дефект может возникнуть в случае окрашивания различными партиями лакокрасочного материала, которые могут иметь различные оттенки.

4. Разнотолщинность лакокрасочного покрытия.

5. Неудовлетворительная температура и относительная влажность воздуха для нанесения ЛКМ.

6. Неудовлетворительный розлив лакокрасочного материала на окрашиваемой поверхности.

7. Неравномерное поглощение лакокрасочного покрытия окрашиваемой поверхностью.

Данный дефект исправляется с помощью нанесения тонкого слоя хорошо перемешанного лакокрасочного материала одной партии.

Дефект лакокрасочного покрытия – не происходит полное отверждение лакокрасочного покрытия (отлип на поверхности ЛКП )

Отлип лакокрасочного покрытия – это свойство ЛКП сохранять липкость после предписанного технологического режима сушки или отверждения.

Причины неполного отверждения ЛКП:

1. Неправильное соотношения отвердитель/полуфабрикат лакокрасочного материала или сиккатив/полуфабрикат лакокрасочного материалы.

2. Нарушение технологического режима отверждения лакокрасочного покрытия.

Исправить данный дефект, можно после полного удаления покрытия с подложки и повторного перекрашивания с предварительной подготовкой поверхности.

Дефект лакокрасочного покрытия – непрокрас и плохая укрывистость

Под укрывистостью лакокрасочного покрытия понимают способность лакокрасочного материала делать невидимым цвет или цветовые различия окрашиваемой поверхности

Причины образования данных дефектов:

1. Завышенное или заниженное давление сжатого воздуха при пневмораспылении.

2. Не отрегулирован размер окрасочного факела.

3. Недостаточное перемешивание пигментированного лакокрасочного материала перед нанесением на подложку.

4. Лакокрасочное покрытие нанесено слишком тонким слоем.

5. Занижена рабочая вязкость лакокрасочного материала.

Непрокрас или плохая укрывистость исправляются с помощью нанесения дополнительного слоя лакокрасочного материала.

Дефект лакокрасочного покрытия – опыл

Этот дефект проявляется в виде шероховатости лакокрасочного покрытия с включением микрочастиц на отдельных его участках. Данный дефект может возникнуть, из-за случайного попадания на уже начинающий высыхать слой лакокрасочного покрытия, небольшой порции лакокрасочного материала ( например, при пневмораспылении ) и высыхает на поверхности покрытия шершавыми частицами.

Дефект лакокрасочного покрытия – «рыбий глаз»

По внешнему виду «рыбий глаз» напоминает большой кратер, в центре которого находится инородная частица. Образуется этот дефект, главным образом, из-за наличия на окрашиваемой подложке капель масла или воды, а также в случае загрязнения маслом или водой лакокрасочного материала.

Дефект лакокрасочного покрытия – белесоватость лакокрасочного покрытия

Белесоватость лакокрасочного покрытия проявляется в виде молочно-белой опалесценции на поверхности покрытия. Белесоватость лакокрасочного покрытия проявляется из-за конденсации влаги воздуха на поверхности ЛКП или при конденсации влаги во время хранения одного из компонентов лакокрасочного материала.

Итак, дефектов лакокрасочных покрытий достаточно много, причин, по которым на лакокрасочном покрытии образуются дефекты, ещё больше, и они весьма индивидуальны для каждого отдельного случая. Но самое главное – это то, как исключить образование дефектов ЛКП во время окрашивания, отверждения или на ранних стадиях эксплуатации лакокрасочного покрытия, так как мы уже упоминали о том, что образование дефектов ЛКП влекут за собой негативные экономические последствия.

Составим небольшую памятку, которая поможет нам избежать образования дефектов на лакокрасочном покрытии:

1. Так как основная масса дефектов ЛКП образуется из-за некачественной подготовки поверхности, необходимо проводить тщательную подготовку поверхности от грязи, песка, пыли, плесени, масла, смазки, ржавчины, окалины, остатков старых лакокрасочных покрытий и др. Интервал времени, между подготовкой поверхности и окрашиванием, должен быть минимально возможным, для исключения нового загрязнения поверхности.

2. Соблюдать заданные технологические режимы окрашивания и отверждения лакокрасочного покрытия (температура, относительная влажность воздуха, время и др.).

3. Не проводить окрасочные работы при неблагоприятных климатических условиях (дождь, туман и др.) При окрашивании металлических поверхностей, температура металлической поверхности должна быть на три градуса больше точки росы (для предотвращения конденсации влаги).

4. Использовать для растворения до рабочей вязкости растворитель, подходящий для данного типа ЛКМ.

5. Окрашивание проводить с помощью чистого и исправного оборудования в чистой спецодежде.

6. Для окрашивания, необходимо использовать лакокрасочные материалы, имеющие сертификат качества и прошедшие входной контроль по качеству.

Большинство дефектов, таких как шагрень, кратеры, сорность, морщинистость, трещины, потёки, пузыри, проколы, «рыбий глаз», удаляются при помощи шлифования покрытия в области образования дефекта с дальнейшем нанесением нового покрытия по основной технологии. Толщина покрытия в зоне проведения ремонта должна соответствовать толщине основного покрытия. Если общая площадь дефектов составляет десять процентов и более, от общей площади окрашенной поверхности, то покрытие удаляют и проводят повторное перекрашивание с предварительной подготовкой поверхности.

Разработка сайта Pobeda-ru

Дефекты окраски поверхностей и способы их устранения

При несоблюдении технологии при окраске поверхностей могут возникнуть различные дефекты.

Так, при окрашивании клеевыми красками возникают следующие дефекты.

Красочный слой отмеливается и отслаивается. Это происходит из-за того, что в составе было недостаточно клея или применялся мел с крупными частицами. Для устранения дефекта нужно либо добавить клея, либо процедить состав через сито и заново окрасить поверхность.

Красочная пленка растрескивается и отслаивается. Такое происходит из-за слишком густого окрасочного состава, из-за чрезмерного количества клея в нем или оттого, что не был счищен предыдущий слой краски. Нужно разбавить состав, уменьшить количество клея, счистить все слои краски, перетереть, огрунтовать и заново окрасить поверхность.

Если просвечивает предыдущий красочный слой, то либо грунтовка отличается по цвету от красочного состава, либо в нем недостаточно пигмента, либо поверхность была ранее окрашена водорастворимыми красками. Необходимо огрунтовать поверхность под цвет окрасочного состава, или перекрасить ее, добавив в состав пигмент, или же тщательно промыть, просушить и заново окрасить поверхность.

Появление мраморных пятен происходит при избытке клея в шпатлевке, грунтовке или окрасочном составе. Нужно размыть красочный слой и заново окрасить или огрунтовать поверхность составом с достаточным содержанием клея.

Жирные пятна на поверхности появляются, если на основании имеются пятна от невысыхающих минеральных и растительных масел. В этом случае вырубают загрязненные участки основания, поверхность заново штукатурят и окрашивают.

Ржавые пятна на окрашенной поверхности выступают, если сквозь штукатурку длительное время просачивалась вода или смолистые вещества. Нужно удалить причину появления ржавчины, счистить ржавую штукатурку, промыть поверхность теплым 3 %-ным раствором соляной кислоты, просушить, покрыть масляной краской или канифольным лаком, загрунтовать и заново окрасить.

Высолы (белый кристаллический налет) образуются, если под воздействием влаги из штукатурки выделяются соли. Прежде всего устраняют поступление влаги, просушивают и очищают металлической щеткой основание, закрашивают места, где были высолы, масляными или нитроэмалевыми белилами, зашпатлевывают, огрунтовывают и заново окрашивают.

Тон цвета окраски изменяется при использовании пигментов, нестойких к щелочам, свету, сероводороду. Всю краску нужно смыть, заново огрунтовать и окрасить поверхность.

Темные швы на стыках отдельных участков поверхностей появляются, если поверхность не огрунтована перед окраской. Нужно промыть поверхность, огрунтовать купоросным грунтом и заново окрасить.

Краска не пристает к огрунтованной поверхности, если в грунтовке избыток мыла. В этом случае нужно добавить мыло в окрасочный состав.

Окрашенная поверхность неравномерно сохнет, если во время окраски были резкие колебания температуры воздуха. Нужно выровнять температурный режим, устранить сквозняки.

При окрашивании известковыми составами также могут образоваться дефекты:

Известковая окрасочная пленка может отмеливаться. Это происходит, если поверхность была плохо смочена водой или окрашивалась в жаркое время года. Ее необходимо перекрасить.

Окрасочная пленка отслаивается в том случае, если с поверхности плохо счищен набел. Нужно очистить полностью всю поверхность и заново ее окрасить.

При окраске поверхностей масляными и эмалевыми составами также возможны дефекты.

Краска может слишком долго высыхать, если в окрасочном составе имеются пигменты, задерживающие высыхание: сажа, краплак, цинковые белила, сиена и др., а также если в олифе содержится минеральное масло или другие примеси. В этом случае в состав нужно ввести сиккатив и тщательно растушевать поверхность.

Окрашенная поверхность остается липкой при использовании недоброкачественной олифы. Можно промыть поверхность холодной подкисленной водой, а если это не поможет, счистить краску и заново окрасить поверхность.

Следы от кисти остаются при применении слишком густой краски и при недостаточной растушевке. Поверхность нужно зачистить и заново окрасить более жидкой краской. Краска на окрашенной поверхности вздувается, если поверхность недостаточно просушена перед окраской или основание поверхности постоянно увлажнено. Нужно счистить вздувшуюся краску, высушить и заново окрасить поверхность. Если имеется постоянный источник увлажнения, его нужно удалить.

На окрасочной пленке появляются трещины, если недостаточно просохла основа или в грунтовке содержится слишком много олифы. Нужно полностью очистить поверхность и вновь окрасить ее.

На окрасочной пленке появляются морщины, если накладывается слишком толстый слой краски. Нужно очистить поверхность шкуркой, прогрунтовать, зашпатлевать и заново окрасить ее.

При покраске появляются потеки краски, если краска слишком жидкая или плохо растушевана. Нужно зачистить поверхность стеклянной шкуркой или пемзой и окрасить нормальным по густоте составом.

Ржавые и темные пятна появляются на окрашенной поверхности, если с нее не были предварительно удалены масляные и смолистые пятна. Или же если окраска произведена по недостаточно просохшей штукатурке или шпатлевке. В первом случае загрязненные места зачищают, промывают соляной кислотой, покрывают дву– мя-тремя слоями нитролака или спиртового лака и повторно окрашивают. Во втором случае счищают краску в тех местах, где появились пятна, поверхность просушивают, загрунтовывают, шпатлюют и заново окрашивают.

Матовые пятна появляются на окрашенной поверхности, если она плохо загрунтована. Нужно очистить ее мелкой стеклянной шкуркой и перекрасить.

Стыки заметны, если окрашиваются слишком большие участки быстросохнущей краской. Поверхность в этом случае нужно перекрашивать.

Грубая фактура краски получается, если пользуются непроцеженным составом или плохо была зачищена и отшлифована шпатлевка. Поверхность следует очистить шкуркой и пемзой и перекрасить.

Красочная пленка отслаивается от основания, если поверхность недостаточно просушена (особенно деревянная), не очищена и недоолифена. Нужно удалить отслоившуюся краску, поверхность очистить, промыть, просушить, проолифить и заново окрасить.

Просвечивает цветной слой старой краски в том случае, если старая краска растворяется в новой. Высохшую окрашенную поверхность нужно вскрыть двумя-тремя слоями спиртового лака или нитролака и заново окрасить.

Источник: Иосиф Блейз “Отделка и ремонт для бережливого хозяина”

Удаление дефектов покраски стен и их виды

При проведении ремонта своими руками и в частности при покрасочных работах могут появиться дефекты покраски.

Читайте также:  Промерзание стен

Здесь мы рассмотрим основные дефекты покраски стен, причины их возникновения и способы устранения.

Причинами возникновения дефектов покраски могут быть как нарушение технологии проведения покрасочных работ, так и плохая подготовка рабочей поверхности.

Виды дефектов

При нарушении технологии покрасочных работ могут возникать различные дефекты, некоторые из них перечислены ниже:

  • вспучивание;
  • отслаивание;
  • потеки;
  • стыки;
  • пятна ржавчины или масляные пятна;
  • крокодилова кожа;
  • следы от кисти;
  • шероховатости;
  • сетка трещин на окрашенной поверхности;
  • матовые пятна;
  • проявление цветного слоя старой краски;
  • низкая укрывистость;
  • задержка в высыхании;
  • длительный отлип.

Вспучивание

Краска вспучивается из-за того, что поверхность стены была плохо высушена.

Получившееся вздутие необходимо вскрыть и зачистить, после этого хорошо просушить и повторно нанести краску.

Отслаивание

Этот дефект возникает, когда покрасочная поверхность грязная это могут быть пятна масла или просто отпечатки грязных пальцев.

В этом случае удаляем отслоившийся слой, зачищаем поверхность, протираем растворителем, подходящим для применяемой краски и после полного высыхания, наносим новый слой.

Потёки

Потёки возникают из-за слишком жидкой краски нанесённой толстым слоем.

Для устранения потёков после высыхания краски её выравнивают наждачной бумагой и окрашивают новым слоем необходимой консистенции.

Стыки

При использовании быстросохнущих красок и частых перерывах могут быть видны стыки.

Для удаления дефектов покраски придётся переделывать всю работу более быстрыми темпами и стараться делать стыки в незаметных местах:

Пятна ржавчины или масляные пятна

Если появились пятна ржавчины или масляные пятна, то необходимо полное удаление слоя краски, зачистка мест появления пятен и протирка их щелочью или слабой кислотой.

Затем ждём полного высыхания и наносим слой нитрокраски, после чего можно окончательно окрашивать поверхность.

Крокодилова кожа

Этот дефект покраски возникает, если нанести очередной слой на ещё не просохший предыдущий, то последний слой со временем сморщится.

Для устранения зачищаем наждачкой, при необходимости шпатлюем и снова окрашиваем.

Следы от кисти

Следы могут остаться при окрашивании слишком густой краской.

Избавиться от этого можно зачистив дефект мелкой наждачной бумагой и повторно окрасить разведённой до нужной консистенции краской, желательно использовать кистью-флейц.

Шероховатости

Шероховатость возникает при плохой подготовке окрашиваемой поверхности, когда она сама по себе шероховатая или при некачественной краске, когда в ней находятся различные не растворившиеся предметы и мусор.

Для устранения необходимо хорошо размешать и процедить краску, а также зачистить окрашиваемую поверхность.

Сетка трещин на окрашенной поверхности

Это возникает при окраске поверхности с непросохшим слоем грунта.

Для ликвидации опять же придётся зачистить поверхность наждачной бумагой, зашпаклевать трещины и повторно окрасить.

Матовые пятна

Такие пятна возникают при некачественном грунтовании основы.

Для устранения зачистить мелкой наждачной бумагой и снова окрасить.

Проявление цветного слоя старой краски

Этот брак возникает при окрашивании поверхности поверх старого слоя. Старая краска может раствориться в новой и придать другой оттенок.

Для устранения необходимо на высохшую поверхность нанести несколько слоёв лака, а после полного высыхания окрасить.

Низкая укрывистость

Такой дефект появляется, если:

  • цвет грунта сильно отличается от цвета краски;
  • грунт вообще бесцветный;
  • сама краска является слабоукрывистой.

Необходимо просто нанести несколько дополнительных слоёв.

Задержка в высыхании

Долго сохнуть краска может из-за примесей в олифе (минеральное масло и др.), а также применении различных пигментов, которые задерживают высыхание.

Для удаления необходимо сделать растушёвку предварительно добавив сиккатив (ускоряет высыхание) или повторно окрасить качественной краской.

Как правильно красить стены:

У вас возникли вопросы, жалобы или вы хотите оставить свой позитивный отзыв, вы можете это сделать ниже! Оставляйте свои отзывы и предложения в комментариях!

Нам будет очень приятно, если вы найдёте время и повод поделиться своим мнением!

Дефекты покрытий при покрасочных работах . Способы их устранения.

В процессе производства покрасочных работ очень часто возникает множество проблем. Так, несоблюдение технологии ведет к возникновению различных дефектов покрытия. Попробуем разобраться с возможными дефектами покраски и способами их устранения.

ВОЗДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ, РАСТВОРИТЕЛЕЙ

Данный дефект представляет собой пятна неправильной формы с шероховатой, обесцвеченной или разрушенной поверхностью, также вероятны волосяные или более крупные трещины в дефектной зоне.

Существует несколько причин появления такого дефекта. Во-первых, это возможно из-за случайного попадания на поверхность краски капель разъедающих жидкостей, таких как тормозная жидкость, кислота для аккумуляторов. К появлению такого дефекта ведет и использование моющих средств по свежевыкрашенным поверхностям, а также выпадение кислотного дождя.

Избежать появления таких дефектов поможет следующее:

  • поддерживайте чистоту и порядок, защищайте окрашенные поверхности во время работы;
  • избегайте сильных моющих средств по свежеокрашенным поверхностям;
  • обеспечьте полное удаление остатков воздействующих веществ;
  • прежде чем выполнять другие работы, обеспечьте полное высыхание лакокрасочного покрытия.

Если вы уже обнаружили легкие повреждения, то их можно устранить полировкой. В случаях более сильного воздействия удалите все следы химического загрязнения и перекрасьте заново.

ОБЕСЦВЕЧИВАНИЕ

В местах, где применялась шпатлевка, на светлых покрытиях появляется розоватый оттенок, на темных цветах – матовая область и возможно незначительное изменение цвета. Причина кроется в избытке пероксида в шпатлевке. Для профилактики используйте дозирующее приспособление при приготовлении шпатлевки, а для ускорения сушки, даже в холодное время, не добавляйте пероксида больше, чем это рекомендовано.

Для устранения дефекта необходимо удалить дефектный участок и нанести всю систему заново. Изолирование грунтами не всегда дает желаемый результат (особенно на светлых цветах).

КРОВАВЫЙ ОТТЕНОК

Такой дефект проявляется в изменении верхнего слоя краски в виде ореола, либо, в более серьезных случаях, в полном изменении цвета всей панели. Он обычно встречается при перекрашивании красной или бордовой детали в другой цвет. Такое нарушение происходит из-за того, что однослойное покрытие нижнего слоя частично растворяется разбавителем, содержащимся в свежем слое краски (в двухслойных покрытиях такого дефекта нет). Чтобы предотвратить его появление необходимо сделать тест на термопластичность, реакцию покрытия на растворитель, использовать изолирующий грунт, а также удалить избыток старой краски с поверхности перед окраской. При появлении кровавого оттенка зашкурьте поверхность, нанесите изолирующий грунт и перекрасьте.

ПУЗЫРИ

Волдыри и пузырьки, выступающие над поверхностью окрашенного слоя, варьируют как по своему размеру, так и по плотности. Так, грубые пузыри больше 1,5 мм в диаметре и обычно встречаются изолированно, а мелкие, как правило, рассыпаны в виде орнамента или наподобие отпечатков пальцев. Их образование происходит между отделочным покрытием и низлежащим слоем. Причин их появления много: это может быть и недостаточная очистка поверхности перед окраской (на поверхности остались остатки промышленной грязи, жир, соль), и недостаточное обеспыливание поверхности, полиэфирная шпатлевка шлифовалась мокрым способом или абсорбировала влагу из воздуха. Также причиной появления могло послужить применение несовместимых материалов или нерекомендованных отвердителей и разбавителей, неправильная вязкость краски, что привело к повышенной ее проницаемости для влаги, содержащий влагу или масло воздух из компрессора.

Профилактика предусматривает следующие мероприятия:

  • тщательно обезжиривайте поверхность перед окраской. При удалении дефектов (во время окраски) не трогайте поверхность руками, пользуйтесь перчатками;
  • тщательно обеспыливайте поверхность непосредственно перед окраской;
  • обеспечьте нагревание поверхности панели до температуры рабочей среды;
  • полиэфирные материалы шлифуйте только сухим способом. Изолируйте ремонтные панели от источника избыточной влажности;
  • применяйте отвердители и разбавители, рекомендованные производителя краски. Соблюдайте пропорции смешивания;
  • при выборе системы окраски пользуйтесь рекомендациями производителя краски;
  • обеспечьте отсутствие влаги и масла в сжатом воздухе.

Устранить такой дефект можно лишь удалением дефектных слоев и нанесением системы заново.

«ТУМАН», ДЫМКА

Характеризуется наличием на поверхности слоя краски млечно-белого тумана или дымки, блага сконденсировалась на поверхности еще влажной краски. Это происходит из-за нанесения краски во влажном холодном помещении, применения слишком «быстрого» разбавителя или разбавителя плохого качества, а также обдувания сжатым воздухом поверхности для ускорения испарения. Во избежание появления такого дефекта не наносите краску при избыточной влажности и холоде, применяйте только рекомендованный разбавитель, не обдувайте двухкомпонентные продукты сжатым воздухом, постарайтесь обеспечить необходимую вентиляцию.

Дефект может быть удален с помощью полировки. В более серьезных случаях зашлифуйте поверхность и перекрасьте. Наличие «дымки» поверхностного слоя может указывать на то, что нижние слои пострадали аналогичным образом. А дефект не был замечен на матовой поверхности. Это может впоследствии стать причиной пузырьков или расслоения краски.

ВЗДУТИЕ ПОКРЫТИЯ

Появление больших круглых пузырей на поверхности в результате расширения воздуха, попавшего в продукт, из-за чего происходит его отслоение от субстрата, В основном, встречается в местах, имеющих большую толщину шпатлевки или грунта. А также на зашпатлеванных сварочных швах.

  • неправильное смешивание и нанесение шпатлевки;
  • из микропор, в сварочных швах, в шпатлевку попала влага;
  • плохое обезжиривание и обеспыливание, при шпатлевании или перед нанесением грунта на шпатлевку;
  • острые необработанные края отколотой краски;
  • слишком большая толщина грунта;
  • последующий продукт нанесен до полного высыхания предыдущего;
  • наличие пор и раковин в грунте вследствие использования разбавителя низкого качества;
  • слишком большое давление в краскопульте и, как результат, сухое нанесение;
  • неправильная градация абразива;
  • наличие пузырьков воздуха в геле при работе со стеклопластиком (Glass Reinforced Plastik);
  • чрезмерное воздействие тепла во время сушки.

Для профилактики при смешивании шпатлевки применяйте два шпателя. Шпатлевку наносите методом «вдавливания». Перед шпатлеванием сварочных швов нанесите на поверхность слой эпоксидного грунта. Тщательно обрабатывайте острые края субстрата. Наносите продукты с рекомендованной толщиной слоя, соблюдая и контролируя время сушки. Смешивайте продукты в правильной пропорции с рекомендованными разбавителем и отвердителем. Используйте рекомендованные настройки краскопульта. Избегайте чрезмерного нагрева. При работе с пластиком GRP не подвергайте нагреву (естественная сушка).

Для устранения дефекта удалите покрытие на всю глубину вздутия и нанесите систему заново.

ПОВЕРХНОСТЬ «ИСПАЧКАННАЯ МЕЛОМ», МЕЛОВАНИЕ

Напоминает пыль мела или порошок на поверхности краски, часто на старой, подверженной сильному влиянию погодных условий. Покрытие матовое и по цвету сильно отличается от первоначального. Возможными причинами образования являются разложение пигментов краски под воздействием ультрафиолетовых лучей, несовместимость или дефектность материалов краски, добавлено неправильное количество отвердителя или разбавителя, использован неподходящий отвердитель или разбавитель. Чтобы избежать подобного эффекта применяйте только рекомендованные материалы; смешивайте материалы в пропорциях, рекомендованных производителем краски; используйте рекомендованный отвердитель и растворитель.

Дефект может быть удален с помощью полировки, но это временное решение проблемы. Через некоторое время «мелование» появится вновь. Чтобы полностью избавиться от данного дефекта необходимо перекрасить поверхность.

Ссылка на основную публикацию