Экзотическая древесина

Экзотические породы древесины

1. Красное дерево – это древесина всевозможных красных оттенков.

Самая известная порода красного дерева носит название махагони. Красное дерево легко резать, обрабатывать, оно идеально удобно для отделочных работ. Но при этом не обладает высокой прочностью. Может быть огненным, узорчатым, полосатым, гладким, крапленым, узловатым и пр.

2. Лимонное дерево

У этой породы древесина хрупкая, но при этом твердая. Это декоративный материал, очень ценный, из которого с давних времен делали мебель. Стоимость таких изделий очень высокая. Правда, лимонное дерево очень тяжело обрабатывать ввиду особенностей структуры.

Имеет узор с темными прожилками, иногда отливающих фиолетовым цветом. Твердость больше чем у дуба примерно в два раза. Отлично полируется, очень прочное дерево. Можно использовать для изготовления музыкальных инструментов, мебели, паркета и т.д. Сорт древесины относят к элитным.

4. Карельская береза

Эту породу древесины приравняли к полудрагоценным. Необычный рисунок характерного рыжевато-желтого оттенка. Прочная, служит очень долго, но обработка осложняется особенностями структуры. Изделия из карельской березы по красоте практически не имеют равных.

Дерево с таким экзотическим названием произрастает на Мадагаскаре, в Юго-Восточной Азии и Океании. Материал потрясающей красоты и прочности. Идеальная древесина для столярных и отделочных работ. Но для нашей страны изделия из него – самая настоящая экзотика.

Это тропические деревья, древесина которых отличается повышенной жесткостью. Изделия из тика отличаются долговечностью, прочностью, влагостойкостью. Тик очень красиво смотрится. Это может быть паркет, мебель и пр.

Это африканская порода дерева, которое по высоте может вырастать до 30 м. Из древесины изготавливают как мебель премиум-класса, так и обычную. Но в основном из него делают декоративный шпон для облицовки.

Другое название, которое иногда встречается – железное дерево. Его цвет, как правило, зависит от того места, где оно произрастает. От светло-коричневого с желтым оттенком до почти черного. Его можно встретить в регионах Центральной и Южной Америки. Древесина устойчива к плесени и гниению, химической обработке, служит очень долго.

Довольно общее название, потому что даже ученые пока не сошлись на том, как все-таки его называть. У этого дерева-гиганта родом из Африки огромное количество названий. Вырастает до 50 м. высотой. По ряду свойств сравнимо с дубом и тиком, при этом стоит немного дешевле.

Растет в тропических лесах Африки. Древесина темного цвета, обладающая большой плотностью. Венге широко используется для декоративных покрытий, изготовления накладок на гриф гитары, рукояток ножей, паркета. Его можно выращивать и в качестве декоративного растения.

Бразильское дерево, которое может расти не одну сотню лет. Древесина тяжелая и плотная, идеальная для эксклюзивного паркета. Можно обрабатывать маслом и воском. Широко используется в строительстве, не боится влажности.

12. Тигровое дерево

Очень твердая порода древесины с высокой плотностью. Другое название – гонкало. Внешне очень красивая. В основном идет для штучного паркета, отделки яхт, наружных и внутренних столярных работ, изготовления мебели.

Секвойю еще называют мамонтовым деревом. Исполинские хвойные деревья с диаметром ствола около 12 м. и высотой до 110 м. Могут жить до 5 тысяч лет. Древесина привлекательного внешнего вида, подходит для самых разных целей. Обладает значительной легкостью, не подвержена гниению.

Твердая и прочная древесина, хотя обрабатывать ее нелегко. Но зато на нее хорошо ложиться краска, можно имитировать черное дерево. Идет на изготовление всевозможных деталей.

Экзотические породы древесины

Опубликовано 15 февраля, 2017 – 19:23 пользователем Jin

В настоящее время многие известные производители акустических и электрических гитар, такие как Martin, Taylor, Takamine, Charvel, Suhr, Paul Reed Smith, а иногда даже Ibanez, Jackson, Fender и Gibson, помимо использования классической в музыкальном бизнесе древесины – клёна, ели, тополя, липы, ольхи, ясеня, махогони, палисандра и эбони – всё чаще стали применять экзотические сорта лиственных пород, в частности, корину, коа, пао ферро, кокоболо, орех, венге, лейсвуд, испанский кедр и др. Мы решили разобраться в данном вопросе и собрали всю доступную информацию в настоящей статье.

Начнём наш рассказ по порядку. В отечественной литературе древесина классифицируется на хвойную и лиственную , а в западной используются термины softwood и hardwood , что в целом аналогично. Лиственные породы могут произрастать в обыкновенных и тропических условиях: в первом случае дерево расширяется сезонами и образует годичные кольца с радиальной (кольцевой) пористостью (например, клён); во втором случае благодаря постоянному жаркому климату ствол увеличивается в размерах непрерывно, ввиду чего годичные кольца, как правило, отсутствуют, а пористость имеет диффузионную (равномерно рассеянную) структуру (например, эбони). Иногда встречаются также диагональная, цепочная, кластерная и другие виды расположения пор. На гитарах с прозрачным покрытием обычно без труда можно сосчитать возраст деки по годичным кольцам, если посмотреть на обечайку со стороны нижней пуговицы ремня.

Поры на торцевом срезе (англ. endgrain ) представляют собой рассечённые сосуды, по которым осуществлялось питание ствола от корней до кроны. Чем больше диаметр пор (доли миллиметра) и чем чаще они встречаются на единицу площади, тем меньше масса заготовки при прочих равных условиях. В поперечном направлении от сосудов отходят небольшие капилляры, в которых накапливаются полезные вещества внутри ствола, а также длинные лучи для питания свежей древесины на периферии, которые можно видеть на некоторых гитарах.

Свежая недавно приросшая древесина представляет собой заболонь (англ. sapwood ) и обычно имеет белый цвет, резко отличающийся по внешнему виду и механическим свойствам от сердцевины ствола. Как правило, заболонь не используется при производстве музыкальных инструментов, хотя некоторые производители, например Suhr, клеили топы с заболонью на свои гитары.

Масса древесины, используемой при производстве корпусов и грифов, зависит от таких факторов, как климатические условия произрастания дерева, высота среза заготовки по стволу относительно корня, а также количество оставшейся внутри пор влаги. Для удаления последней применяют естественную сушку (англ. natural , air drying ), при которой доски с предварительно закрашенными воском торцами лежат на складе в течение 6 месяцев – 2 лет, что экономически нецелесообразно, и промышленную сушку (англ. kiln drying ), когда испарение влаги происходит в печах за несколько часов. Существуют вакуумная, электрическая, конвективная, газовая и другие технологии промышленной сушки. В гитарной индустрии из известных нам производителей Gibson и Suhr используют вакуумную сушку.

В случае применения неправильной технологии в древесине возникают напряжения, которые дают внутренние или внешние трещины заготовки, после чего она становится непригодной для производства музыкальных инструментов. С другой стороны, при использования недосушенных образцов велик риск деформации грифа под натяжением струн. Необходимо отметить, что естественная сушка оставляет в порах в среднем 10-20% влаги, в то время как промышленная – 5-15%, благодаря чему заготовки, обработанные термически, обычно весят легче первых.

Возвращаясь к климатическим условиям стоит отметить, что тождественная по названию древесина в зависимости от континента произрастания (Африка, Азия, Америка) имеет различную пористую структуру, плотность, твёрдость, внешний вид и акустические свойства. Живым примером являются мадагаскарский, индийский, бразильский, мексиканский (бокот), боливийский (пао ферро, сантос) и другие виды палисандров.

По плотности древесину условно можно поделить на три категории: лёгкую (менее 500 кг/м 3 – ель, тополь, липа, ольха, тихоокеанский махогони, хвойный и испанский кедр, каштан, габон, секвойя), среднюю (500-800 кг/м 3 – клён, ясень, гондурасский и африканский махогони, корина, коа, лейсвуд, орех, падук) и тяжёлую (свыше 800 кг/м 3 – палисандр, кокоболо, венге, бубинга, эбони и многие другие экзотические породы). Твёрдость поверхности дерева, как правило, прямо пропорциональна его плотности.

Распил древесины может быть радиальным (англ. quartersawn , radialsawn ), рустикальным/полурадиальным/смешанным (англ. riftsawn , transversesawn ) и тагнециальным (англ. flatsawn , plainsawn ). В первом случае годичные кольца перпендикулярны поверхности торцевого среза и параллельны плоскости продольного, во втором – проходят под небольшим углом в поперечном направлении и не всегда симметричны в продольном, в третьем – соответственно близки к параллели и образуют кольцевые узоры из наиболее ранних годичных колец.

Рис. 1. «Варианты распила древесины»

Самым дорогим является радиальный распил благодаря презентабельному внешнему виду, наибольшей механической прочности и максимальной скорости передачи звука, вследствие чего из него часто изготавливают грифы музыкальных инструментов. В свою очередь при использовании радиально распиленных грифов, имеющих высокую резонансную частоту, деки целесообразно подбирать из тангенциальных заготовок, поскольку они обладают меньшей резонансной частотой и более низким звучанием на перегрузе.

Как показывает наш опыт, звучание гитары на перегрузе также во многом зависит от массы корпуса. Так, при использовании тяжелых заготовок, которые отдают звоном при простукивании, инструменты не имеют достаточной плотности при игре риффов. Напротив, лёгкие заготовки обладают глухим тембром, лучше резонируют на низких частотах и отличаются стенобитным перегрузом. Конечно, бывают и исключения из общего правила, но в целом описанная закономерность соблюдается.

Читайте также:  Строительная химия - вред здоровью

Ярким примером указанного факта выступают цельнокорпусные (англ. solid body ) переиздания Gibson Les Paul Standard Reissue 1957-1960, которые имеют массу 3,6 – 4 кг и звучат на порядок мощнее, чем тяжёлые Gibson Les Paul Custom весом по 4 – 5 кг независимо от года выпуска и наличия либо отсутствия 9 отверстий (не считая переиздания 1957 Black Beauty). В свою очередь для накладок на гриф преференции будут иметь тяжёлые и твёрдые породы древесины, дающие яркое атакующее звучание (например, эбони, пао ферро или клён «птичий глаз», получаемый из комлевой или каповой части (англ. burl ) горного клёна).

Важно отметить, что небольшая масса инструмента может быть обусловлена применением утончённых корпусов (англ. slim body ) либо внутренней перфорацией (англ. weight relief ), о которой многие custom shop производители обычно умалчивают, позиционируя свои гитары в качестве цельнокорпусных из премиальных сортов махогони, что не соответствует действительности.

В частности, использование перфорации деки под кленовым топом скрывают Dean Thoroughbred (5 полостей – 4,2 кг), PRS SC 250 (8 вырезов – 4,2 кг), McInturff Taurus (16 вырезов – 4 кг), PRS 513 (7 вырезов – 3,8 кг), Kauer Starliner (10 вырезов – 3,8 кг), C.P.Thornton Legend (4 отверстия – 3,8 кг), McInturff Empress (1 полость – 3,7 кг), Collings CL Deluxe (18 вырезов – 3,7 кг), Grosh Set Neck (5 полостей – 3,6 кг), J Nunis Standard SC (17 отверстий – 3,6 кг), b3 Fire SL (11 отверстий – 3,5 кг), Gustavsson Bluesmaster Custom (7 вырезов – 3,5 кг), Bruno Urban LP Junior (2 большие полости – 3,5 кг), а Guild Bluesbird (3,6 кг) и PRS Limited Edition 1990 (3 кг) имеют полый корпус.

В то же время PRS Singlecut (4,1 кг), McNaught Vintage SC (4 кг), Gene Baker LP (4 кг), Hufschmid Tele (3,9 кг), PRS Stripped 58 (3,7 кг), PRS Santana II-III (3,6-3,7 кг), Ruokangas Unicorn Classic (3,6 кг), Fano Alt De Facto TC6 Custom (3,6 кг), Paoletti Flying Eagle (3,5 кг), McInturff Monarch (3,5 кг), McInturff Polaris (3,4 кг), Knaggs Kenai (3,4 кг), PRS P22 (3,4 кг), PRS McCarty Mahogany (3,3 кг), Warrior Bella (3,3 кг), Warrior Gabriel (3,2 кг) и DBZ Royale (2,9 кг) используют классические деки, а Gibson честно указывает на применение различной геометрии для облегчения корпусов в серийных версиях Les Paul, при этом самые дорогие переиздания 1959-1960 Reissue Brazilian Rosewood (3,6 – 3,9 кг) из толстого цельного куска тихоокеанского махогони и накладки из бразильского палисандра стоимостью 10000-15000$ оставляют позади всех других производителей как по массе, так и по звуку.

Рис. 2. «Примеры внутренней перфорации (вырезы, отверстия, полости, полый корпус)»

Рис. 3 «Цельнокорпусная электроакустика Gibson Chet Atkins»

Ещё одной особенностью новых инструментов, о которой стоит упомянуть, является их слабый резонанс и быстрое затухание колебаний до того момента, пока гитара не разыграется, что занимает обычно 2 – 4 недели активного использования. Наиболее вероятно это происходит из-за наличия в древесных порах хвойных пород частиц смолы, которая демпфирует звуковые волны и гасит сустейн. Со временем смола распределяется внутри пор таким образом, что перестаёт препятствовать вибрациям гитары и постепенно затвердевает, после чего она раскрывает свой потенциал во всей красе. Относительно лиственных пород данный вопрос остаётся открытым. Особенно много времени занимает разыгрывание гавайского коа и макассарского эбони, обретающих сочные обертона дольше других пород. Таким образом, звучание древесины необходимо оценивать только на проверенных временем инструментах.

При этом важно отметить, что прослушивание электрогитар следует производить в подключённом состоянии через ламповый усилитель на концертной громкости, поскольку акустические характеристики при игре без подключения далеко не всегда коррелируют с электрическим звуком (например, ввиду наличия внутренних полостей).

На наш взгляд, лучшими музыкальными породами, дающими наиболее сочные обертона при игре соло, помимо традиционных махогони и эбони являются бразильский палисандр, гавайский коа, амазонский гранадилло, бубинга и венге. Наглядным подтверждением данного факта выступает лимитированная продукция Gibson Custom Shop & Historic Reissue и Paul Reed Smith Private Stock & Wood Library.

В то же время следует иметь ввиду, что при склеивании “бутербродом” нескольких различных пород дерева характер гитары будет отличаться от описания каждой из них в отдельности ввиду изменения амплитудно-частотной характеристики и резонансной частоты конструкции. Например, в случае использования корпуса из махогони с кленовым топом звучание инструмента окажется не таким плотным, как на деке из красного дерева без топа, но и не столь ярким и острым, какое присуще клёну, придя к определённому компромиссу.

Что касается применения древесины в различных частях гитары, здесь наблюдается следующая закономерность – гриф инструмента отвечает за атаку, накладка за читаемость, корпус обеспечивает плотный низ и жирную середину, а топ даёт яркие верха. При этом в формировании сочных обертонов и длительного сустейна участвуют все перечисленные составляющие, включая точность фрезерования и чистоту шлифования сопрягаемых поверхностей, качество их склейки, а также толщину и разновидность грунта и лака (нитроцеллюлозный, полиуретановый, полиэфирный, акриловый) либо иного покрытия (масло, воск).

Если же говорить о конструкции инструмента, то основное отличие между привинченными и вклеенными грифами при прочих равных заключается в величине сустейна, в то время как сквозные “палки” звучат совершенно иначе, характеризуясь жирной и смазанной атакой на риффах (словно вместо бриджевого датчика включили нек) и ровными компрессированными нотами на соло. Сразу стоит отметить, что сюда не относятся большинство современных Jackson с псевдосквозным грифом, который вклеивается в корпус на небольшую глубину и обрезается уже на нековом звукоснимателе. Также вопреки сложившемуся мнению качественное неизношенное тремоло не съедает сустейн инструмента.

Разумеется, на звучание электрогитары огромное влияние оказывают правильно подобранные датчики, частотная характеристика которых должна коррелировать с особенностями конкретной древесины. Например, для корпуса из болотного ясеня, клёна или лейсвуда правильным выбором будут звукосниматели с объёмным низом и плотной серединой вкупе со сглаженными верхами, в то время как при использовании тихоокеанского махогони, корины или испанского кедра оптимальными станут датчики с ровным низом, подрезанной серединой и яркими верхами. В противном случае звук на одних частотах окажется слишком бустированным, а на других проваленным, что приведёт к разбалансировке звучания инструмента. По нашему мнению, звукосниматели вносят в восприятие электрогитары до 50% общей картины.

Ниже приведена таблица, включающая в себя пять групп более чем из 70 экзотических древесных пород:

1) красное дерево и аналоги – гонударасский, тихоокеанский, филиппинский (меранти) и африканский (кайя) махогони, сапеле, габон, косипо, мербау, макор (африканская вишня), ярра (эвкалипт), корина (лимба, офрам), испанский кедр, каштан, тополь, липа, примавера, аводир, вишня;

2) розовое дерево и аналоги – мадагаскарский, индийский, бразильский, мексиканский (бокот), боливийский (пао ферро, сантос), карибский (чечен), индонезийский (борнео, ренгас), панамский (юкатанский), амазонский, бирманский, гватемальский, гондурасский, камбоджийский палисандры, боис де роуз, кокоболо, гранадилло (хормиго, макакауба), овангкол, воамбоана, пало эскрито;

3) чёрное дерево и аналоги – африканский, индийский, макассарский, коричневый, лунный и белый (хурма) эбони;

4) орех и аналоги – американский, английский, перуанский, бразильский (имбайя), новогвинейский (пальдао) и карибский (тзалам) орехи;

5) иные экзотические породы – коа (акация), секвойя, лейсвуд, абачи (африканское белое дерево), конский каштан, манго, мирт (перцовое дерево), афромосия (африканский тик), мадрон, канары (арариба), гонсало алвес (тигровое дерево), венге, падук, бубинга, амарант, чёрный (тасманский) сассафрас, австралийское (тасманское) чёрное дерево, зирикот, зебровое дерево, змеиное дерево, кровавое дерево (сатин), железное дерево и королевское дерево.

Часть из перечисленных экзотических пород, таких как тихоокеанский махогони, корина, испанский кедр, каштан, индийский и бразильский палисандры, гранадилло, кокоболо, пао ферро, венге, бубинга, падук, лейсвуд, коа, орех и секвойя были прослушаны нами вживую, поэтому описание составлено от первого лица. Звучание остальных пород, усреднённые показатели плотности (при 12% влажности) и твёрдости, а также все фотографии взяты из открытых источников (например, с сайта ESP), в том числе от международных поставщиков гитарной древесины.

Интересно также отметить, что научное и торговое название большинства рассмотренных пород древесины отличаются между собой. При написании настоящей статьи мы руководствовались общепринятыми (торговыми) обозначениями.

Читайте также:  Характеристики OSB

Экзотические породы дерева из других стран – в России

Большое разнообразие ввозимой в Россию древесины, произрастающей в других районах земного шара, и материалов из нее, предоставляет широкую возможность выбора разнообразного сырья производителям и строителям-отделочникам. Но экзотические породы отличны от наших привычных – сосны, ели, березы – не только по внешнему виду древесины. Они имеют еще и свои особенности, которые влияют на выбор обработки, клеев и лаков для работы с ними. Также знание особенностей этих видов древесины необходимо для того, чтобы планировать, в каких помещениях, в каких условиях можно использовать изделия и материалы из тех или иных пород дерева.

Необычные, яркие цвета и текстура древесины экзотических пород деревьев позволяют реализовать практически любую фантазию дизайнера, архитектора или заказчика и предоставляют им практически неограниченные возможности выбора цвета и текстуры древесины. Ее используют для экзотических паркетных полов (с наборными рисунками и без них), при изготовлении декоративного шпона для мебели и дверей разных цветов и оттенков с различным древесным рисунком, ступеней лестниц, инкрустированных деталей отделки и т. п. При использовании материалов из экзотической древесины нужно учитывать, что некоторые породы могут быть «засвечены» под воздействием солнечного света. Например, сонокелинг и тик со временем светлеют, а мербау и кумье, наоборот, темнеют. Для снижения эффекта выгорания для этих пород рекомендуется применять лаки с максимальной ультрафиолетовой защитой.

Кемпас

Кемпас – этот вид дерева распространен на Суматре, Борнео, в Малайзии. В основном используется индонезийский кемпас, главным образом с острова Суматра, который заслуженно считается лучшим регионом для этой породы древесины. Необычный яркий цвет кемпаса, от золотисто­янтарного до темно­оранжевого, в сочетании с высокой твердостью позволяет находить ему применение в производстве паркета, лестниц, стеллажей и других элементов интерьера. Тем не менее, при укладке паркета из этой породы дерева следует учитывать высокий коэффициент усадки/расширения. Древесина кемпаса имеет большой модуль эластичности, что позволяет после обработки иметь достаточно гладкую поверхность, но значительная плотность и твердость древесины по всем направлениям затрудняет ее обработку, и даже при присоединении деталей из кемпаса гвоздями рекомендуется предварительное сверление. При высыхании древесина сжимается незначительно; коэффициент сжатия ее при сушке средний.

Тик – ценится за свою благородную, ярко выраженную мраморную текстуру, гладкую, чуть маслянистую, приятную на ощупь поверхность. Основные регионы произрастания и распространения тика: Бирма, Лаос, Таиланд, Индонезия. Его древесина меньше, чем древесина других пород, боится влаги и не подвержена гниению. Именно поэтому палубы элитных яхт чаще всего настилают тиковой доской. Тик широко используется для производства мебели. Идеально подходит для любых видов паркета. Паркет из этого вида дерева может быть выложен и в помещениях с повышенной влажностью, например, в ванных комнатах, бассейнах, кухнях. Эта древесина легко обрабатывается. Поверхность после обработки становится очень гладкой, а гвозди при вбивании мягко входят в древесину.

Манила

Манила – очень редкая порода, поэтому она используется в основном для производства дорогого декоративного шпона. Его часто применяют при производстве мебели. Имеет глубокий насыщенный вишневый цвет, очень гладкую поверхность, высокую твердость и плотность древесины, однородную текстуру. Родственные виды этого дерева встречаются в различных странах тропической Африки, Америки и Азии. Сверление и токарная обработка этой породы дерева не вызывают затруднений, строгание затруднено, а вбивание гвоздей требует предварительного сверления во избежание раскалывания древесины. Сильно усыхает при сушке.

Кумье

Кумье – более редкая порода. Имеет необычный теплый красно­желтый цвет, однородную текстуру. Со временем темнеет, приобретая более насыщенный оттенок. Структура древесины мелковолокнистая, очень плотная. При изготовлении изделий из этой породы дерева и использовании их необходимо обратить внимание на то, что из­за высокой твердости и плотности древесины возможно ее растрескивание в чрезмерно сухих помещениях, поэтому в подобных условиях этот материал использовать не рекомендуется. Высокий коэффициент усадки при сушке относит кумье к так называемым «капризным» породам. При обработке строгание немного затруднено, а перед тем, как вбить гвоздь, необходимо сверлить во избежание сколов и трещин. Поверхность после обработки становится очень гладкой. Многочисленные разновидности кумье распространенны в тропических зонах Южной Америки, Африки, Азии, Австралии.

Сонокелинг

Сонокелинг (индонезийский палисандр) – редкая и достаточно дорогая порода. Древесина средней твердости с характерным полосатым рисунком текстуры пепельно­черного и темно­сиреневого цветов с огненными прожилками. Очень ценный декоративный материал, используется для изготовления эксклюзивной мебели, декоративного шпона, ручной резьбы и других изделий. Порода имеет много видов и широко представлена в тропическом поясе всех континентов под названием Indian rosewood. Древесина легко поддается всем видам обработки, и поверхность после этого становится гладкой без шлифовки, гвоздь не может расколоть этот древесный материал и легко входит в него. Но при сушке древесина значительно усыхает.

Мербау

Мербау имеет глубокий насыщенный цвет – от светло-коричневого до шоколадного, иногда с золотистыми прожилками. Его красивая древесина часто используется при оформлении дорогих классических интерьеров. Мербау очень хорошо подходит для производства половых покрытий благодаря высокой твердости и низкому проценту усадки при изменении влажности отделочных материалов из него. Древесина этого дерева превосходит дубовую в полтора раза по твердости и более чем в два раза по стабильности, не боится влаги, и поэтому пригодна для палуб яхт. Мербау широко распространен в Восточной Африке, Индии, Бирме, Индонезии, Малайзии и Полинезии. Индонезийский мербау из Ириан Джая считается лучшим в регионе. При обработке его древесины трудности могут возникнуть при строгании и вбивании гвоздей – из-за высокой плотности и твердости. Поверхность после обработки достаточно гладкая. Коэффициент сжатия при усушке очень низкий (мербау и тик являются одними из самых стабильных в мире, обладающими очень низким коэффициентом усадки при изменении влажности).

Дару-дару

Дару-дару является очень редкой породой дерева. Его древесина твердая, белого и светло-желтого цвета с гладкой и достаточно однородной текстурой. Используется для изготовления паркета, декоративных элементов интерьера, предметов домашнего обихода. Свежий срез имеет характерный запах сандалового дерева, в связи с чем дару-дару овеяно множеством легенд. Произрастает эта порода в Малайзии и Индонезии. Древесина при обработке легко строгается, сверлится, поддается обточке на токарном станке, но перед вбиванием гвоздей во избежание сколов необходимо сверление. Поверхность после обработки становится очень гладкой. При сушке древесина сильно сжимается.

Редакция благодарит СПб строительный центр за предоставленные материалы,
особенно Ольгу Гольцову, менеджера постоянно действующей строительной выставки

Экзотические породы древесины для строительства

Экзотические для отечественного рынка породы деревьев чаще всего произрастают в экваториальных и тропических районах планеты. Они отличаются красотой и повышенной прочностью, а потому широко применяются для производства самых различных пиломатериалов, используемой для внешней и внутренней отделки зданий, создания мебели и разнообразных элементов интерьера.

В этой статье будут рассмотрены особенности, преимущества и ключевые характеристики 5 наиболее популярных экзотических пород деревьев.

Палисандр

Тропические деревья вида палисандровых произрастают в отдельных районах Латинской Америки, Бразилии, Индии, ряда государств Ближнего Востока. Биологи относят к палисандру растения из семейства бобовых рода дальбергии, а также жакаранды из семейства бигнониевые.

Наиболее известна дальбергия латифолия или как ее еще называют, индийский палисандр, получивший название «розовое дерево». Он произрастает в Пакистане, на островах Шри-Ланка и Ява, а также на полуострове Индостан. Палисандр обладает мягкой текстурой с разнообразными оттенками, от коричневатого до красно-кирпичного и даже насыщенного розового.

Узор древесины состоит из более темных прожилок, как правило, фиолетового цвета. Сразу после распилки материал обладает тонким цветочным ароматом, который со временем, к сожалению, исчезает. Так как палисандр достаточно редкая и дорогостоящая экзотическая древесина, чаще всего ее используют для производства шпона.

Венге

Произрастает в тропических лесах Западной Африки, преимущественно, на территории Конго. Плотность древесины венге составляет порядка 870 кг/м³, материал обладает повышенной прочностью и твердостью.

Но из-за большого количества минералов и специфических масел в древесине она с трудом поддается обработке. Особенно ценится сердцевина венге, обладающая грубой текстурой с жилками и темно-коричневым или насыщенно-золотистым цветом. За счет характерного коричневого оттенка название «венге» применяется для пиломатериалов из других пород деревьев с аналогичным цветом.

Венге широко используется при создании мебели, шпона и половых покрытий (паркета). Для обработки поверхности вместо лака используется воск.

Бубинга

Это дерево родом из экваториальной Африки. Плотность древесины составляет порядка 900 кг/м³. Ядровая часть очень твердая и плотная, отличается красно-коричневым оттенком с темными прожилками. Свежесрубленные растения отличаются характерным не очень приятным запахом, который полностью выветривается во время сушки.

Читайте также:  Арболитовые блоки

Бубинга используется для производства мебельных элементов, паркета и пола. Ствол нередко применяется при создании столешниц. Часто бубингу применяют и при изготовлении музыкальных инструментов: арф, барабанов, бас-гитар. Реже древесина востребована при отделке интерьера дорогостоящих автомобилей.

Канадская (американская) лиственница

Американская лиственница (Larix laricin) – это отдельный род, включающий около 10-15 видов, из них окультурено только 5. Деревья произрастают на территории Канады и в северной части США: по берегам водоемов и в заболоченных лесах. Древесина канадской (американской) лиственницы немного легче и мягче, по сравнению с европейской.

Кроме того, по основным механическим характеристикам она уступает последней приблизительно на 20%. Но зато американская лиственница очень легко поддается обработке и отличается красивой текстурой. Широко применяется при производстве обшивки зданий, опор, столбов и даже шпал.

Хотя американская лиственница и относится к экзотическим породам деревьев, более востребованы и популярны пиломатериалы из сибирской: широкий ассортимент такой продукции представлен на lesinter.ru. Это обусловлено тем, что сибирская лиственница обладает неимоверной прочностью, высокой твердостью и стойкостью к самым различным негативным внешним факторам, от влаги до жуков-древоточцев.

Красное дерево (махагони)

Экзотическая древесина махагони (также ее называют красное дерево) по праву входит в число наиболее красивых в мире, а потому широко применяется для создания музыкальных инструментов и мебели класса «премиум». Название относится к целому семейству деревьев Swietenia mahagoni, которые произрастают в Африке и Южной Америке.

Сама по себе древесина махагони достаточно твердая, плотная и тяжелая, очень устойчивая к износу. Она отлично поддается полировке и не подвержена воздействию вредителей. Обладает насыщенным темно-красным оттенком, который переливается на свету (отсюда и второе название – красное дерево), и интересной структурой волокон.

Африканские махагони несколько темнее американских. Любопытно, что именно из сорта древесины махагони в прошлом были созданы барабаны для легендарной британской музыкальной группы The Beatles. Сегодня стоимость этого материала достаточно высока.

Экзотические породы дерева

В этой статье хочу немного рассказать о ценных, экзотических видах древесины.

Экзотические в нашем представлении породы произрастают в лесах тропических и экваториальных областей Земли, являющихся источником прочной и красивой древесины для строительства, основным материалом для создания предметов интерьера.
В настоящее время известно более 2500 тропических пород и только около 100 лиственных пород поставляются на потребительский мировой рынок. Благодаря многообразию сотворенного самой природой дизайна тропической древесины, она представляет собой уникальный материал для создания интерьерных шедевров в любом эстетическом направлении.

Сегодня в экзотическом ассортименте — многие десятки пород дерева, отличающихся богатой палитрой цветов и текстурных рисунков. Зебрано, венге, мербау, сапеле, ироко, амарант, боссе, кемпас, кумьер, кулахи, палисандр, гару — всего просто не перечислишь!

Цвет древесины обусловлен содержащимися в ней дубильными, красящими, смолистыми веществами и их оксидами и зависит от породы дерева, его возраста, состава почвы и климатических условий местности, где оно росло. Со временем цвет древесины меняется, она как бы патинирует, что создает ауру старины.

Текстура древесины — это естественный рисунок, образованный волокнами и слоями древесины и обусловленный особенностями ее структуры. Зависит от расположения древесных волокон, различимости годовых слоев, цветовой гаммы древесины, количества и размеров сердцевинных лучей. По цвету и текстуре определяют породу древесины.

Твердость древесины в первую очередь зависит от породы древесины, а также в большой степени от условий роста дерева, влажности и пр. В пределах одного вида разброс значений может быть весьма значительным. Обычно указываются средние относительные показатели твердости по Бринелю в процентах по отношению к дубу, относительная твердость дуба принимается за 100%

Древесина является гигроскопичным материалом, который обладает свойством поглощать влагу из окружающей среды и отдавать ее. Ее влажность изменяется при изменении климатической характеристики окружающего воздуха. Например, при относительной влажности воздуха 50% и температуре +20 Сo равновесная влажность древесины составит 9%, при влажности воздуха 30% и температуре +25 Сo этот показатель равен 5%. Скорость изменения влажности древесины зависит от породы.

Так же хочу поделиться личным опытом работы с некоторыми породами

Амарант:

Работать с амарантом не просто, материал строптивый, не податливый, добиться гладкой поверхности в изделиях из амаранта чрезвычайно сложно, а перед покрытием лаком украшения из амаранта нужно выдержать несколько суток. Только под воздействием дневного света амарант приобретает свой окончательный, глубокий насыщенный цвет! Но эти трудности того стоят!Накладки к этим перстням сделаны из амаранта!

Венге:

Работать с венге не просто, капризная, колкая древесина, и из за неоднородной плотности ярко выраженных волокон, не очень подходит для изготовления маленьких предметов. И тем не менее, из за красоты своей структуры остается одним из моих любимых материалов!

Граб:

С грабом работать приятно и легко. Не смотря на высокую плотность, хорошо обрабатывается на всех этапах изготовления украшений. И просто не заменим для создания “черно-белой классики”!

Платан:

Работать с платаном интересно, у него удивительная необычная структура строения волокон, считаю он идеально подходит для изготовления украшений, и любых миниатюр!

Палисандр:

У палисандра очень красивая древесина, поражает богатством цвета и оттенков!

Экзотические породы древесины

На сегодняшний день россияне получили уникальнейшую возможность декорировать свои дома самым разным деревом. Все чаще встречаются интерьеры из Палисандра, Зингано, Мербау, Эбена и прочих совершенно необычных для нас деревьев. Это стало возможным исключительно потому, что транспортная связь между странами стала достаточно быстрой и недорогой. Именно поэтому компания “BUAZERI” может радовать своих клиентов в Санкт-Петербурге и Москве эксклюзивными широкими досками, изготовленными из древесины со всех концов света.

У нас Вы можете купить экзотическую древесину:

  • Из солнечной Азии. В частности у нас представлены инженерные доски из прочнейшего Эбена, светлого сильного Мокоа, королевского дерева Самса, контрастного и яркого Сонокелинга и множества других.
  • Заготовленную во влажных лесах Африки: Зингано, так напоминающее по расцветке окрас зебры; солнечного оранжевого Дусси; огненно-красного Акажу; уникального по своей эстетике Падука и прочих.
  • Добытую в экологически чистых лесах Америки. Орех (пропаренный и не пропаренный), Батернат, Хикори, Масарандуба, Итауба, Ипе и еще многие породы древесины мы закупаем у американцев.

Все это разнообразие экзотики, Вы можете посмотреть в наших каталогах, где каждая ценная порода древесины представлена с кратким описанием и фотографией. У нас Вы обязательно купите ту породу экзотической древесины, которая сделает Ваш интерьер по-особенному уютным и добавит в атмосферу роскоши и природного тепла.

Ценные породы древесины

Особенности азиатских пород

Эбен или «черное дерево» является одним из самых дорогих материалов в мире, его стоимость в зависимости от сорта древесины может варьироваться, однако даже самые обеспеченные люди не могут позволить себе обивку или полы из такого материала. Чтобы подчеркнуть достаток и статус можно использовать его в мелочах для декорирования. Черный цвет древесины выглядит роскошно, в сочетании с такой плотностью она завораживает своей красотой. Даже в сухом виде эта ценная порода дерева может тонуть в воде, поскольку его плотность 1100 кг на куб.

Еще эбен называют «железным деревом». Из него делают самые прочные кии для бильярда, полы, украшения, рамы для картин, быльца кроватей, столешницы. В любом интерьере черный богатый цвет способен сделать яркий акцент и подчеркнуть хороший вкус. Также есть лунный эбен – единственная порода этого семейства древесины, имеющая мягкий светлый цвет. Он также может стать прекрасным элементом декора, хотя его сложно обрабатывать, как алмаз.

Экзотические породы древесины всегда манили любителей красоты. Отдельно хочется рассказать особенности королевского дерева Самса. Невероятный коричневый цвет из двух оттенков: светлого и темного, завораживает своей необычностью. Произрастает это дерево в труднодоступных местах Мадагаскара, Лаоса и Индонезии. Его запрещено вывозить из страны, поскольку растение слишком долго живет и медленно растет, однако в плановой вырубке можно найти пару роскошных экземпляров и распилить на доски. Вывоз разрешен только мелкими партиями. Королевское дерево редко можно найти в продаже и его цена вычисляется в весе. На куб древесины приходится порядка 700 кг, а палитра может удивлять красотой оттенков от желто-коричневых до красно-черных тонов. Его безупречный внешний вид и длительный срок эксплуатации вполне оправдывают стоимость. Санкт-Петербург и Москва часто получает поставки таких редких пород древесины, ввиду высокого спроса на нее.

Ссылка на основную публикацию