Из чего изготовляется фанера и вагонка

Декоративная отделка стен: используем вагонку и фанеру

Несмотря на многообразие высокотехнологичных искусственных материалов, натуральные элементы отделки остаются актуальными и по сей день. Люди постепенно убеждаются, что ультрасовременные виды отделки не способны заменить тепло и естественную привлекательность натуральных материалов, таких как дерево. Отделка стен вагонкой, еще совсем недавно считавшаяся уделом дачных домов, все чаще встречается в квартирах истосковавшихся по природе городских жителей, причем не только на балконах, но и в кухнях, и даже в жилых комнатах. Набирает популярность также отделка стен фанерой – экологичным материалом, не уступающим по своим свойствам деревянной доске и позволяющим получить прочную и ровную поверхность.

Вагонка и фанера: несколько слов о достоинствах материалов

Скептики могут заявить, что кухня, отделанная вагонкой, будет походить на дачную комнатку или сауну, но с этим утверждением можно согласиться, только подразумевая самый стандартный материал – сосновую доску с золотистым оттенком. Правильно подобранные тип и цвет вагонки, а также грамотное дизайнерское оформление придадут вашей кухне или спальне неповторимый деревенский колорит, черты модерна или скандинавского стиля. Кроме того, необязательно зашивать вагонкой всю комнату или кухню целиком: материал можно использовать для отделки одной стены или потолка.

Достоинства использования отделки вагонкой в квартире:

  • Экологичность и создание идеального микроклимата. Деревянная вагонка – живой, дышащий материал, впитывающий влагу при ее избытке и отдающий при повышении сухости воздуха в квартире.
  • Богатый выбор оттенков и текстур – отделка вагонкой из отличающихся пород дерева производит совершенно разное впечатление.
  • Дополнительная шумо- и теплоизоляция.
  • Приятный аромат натурального дерева.
  • Простота монтажа.
  • Доступная стоимость материала.

Фанера также обладает многими преимуществами натуральной доски, такими как прочность, экологичность, простота обработки и привлекательный внешний вид. Главным отличием этого материала от вагонки является разнообразие вариантов отделки: фанерные листы можно использовать в качестве самостоятельного материала, а можно покрасить, покрыть лаком или оклеить обоями.

Еще одним заслуживающим внимания материалом на основе дерева являются стружечные ОСБ-плиты. Потолок на кухне, для отделки которого использовались плиты ОСБ, в чистом виде будет смотреться весьма своеобразно, поэтому для придания ему более привычного вида его можно покрасить масляным или алкидным составом. Если вам нравится структура ОСБ-плит, для обработки материала используйте матовую или глянцевую пропитку.

Классификация вагонки

Деревянную вагонку делят на типы сразу по нескольким критериям.

В зависимости от качества деревянных элементов различают следующие сорта вагонки:

  • вагонка экстра-класса – на поверхности материала отсутствуют любые дефекты;
  • вагонка класса «А» – допустимо наличие одного сучка на полтора метра длины, не более двух мелких трещинок и смоляных кармашков;
  • вагонка класса «В» – на полутора метрах может присутствовать не более четырех сучков, допускается наличие одного контрастного участка площадью до 15 кв. см;
  • вагонка класса «С» – на поверхности материала попадаются сучки, трещины, смоляные кармашки и другого рода изъяны, могут встречаться пятна и полосы.

В зависимости от формы профиля различают такие виды вагонки:

  • Стандартная вагонка, панель которой имеет канавку, скрывающую место соединения элементов при сборке.
  • Евровагонка, отвечающая самым высоким требованиям к характеристикам и декоративности материала. Ее панели имеют очень точные размеры и более глубокие соединения.
  • Вагонка «Штиль» – отличается ровной поверхностью без всяких пазов.
  • Американка, которая после укладки на стены кухни приобретает такой вид, как будто панели были смонтированы внахлест.
  • Блок-хаус – элементы имитируют бревенчатую стену за счет выпуклой формы с внешней стороны.

Подготовка материала к монтажу

Отделка стен фанерой или вагонкой осуществляется на направляющие из дерева или металла. Деревянные элементы следует предварительно пропитать влаго- и огнеупорным средством, чтобы увеличить срок эксплуатации отделки в целом и особенно скрытой ее части. Панели вагонки также желательно покрыть специальными составами для защиты от сырости и огня.

Совет: поместите отделочные материалы на кухне или в другом помещении не менее чем на сутки до начала работ. Это даст возможность деревянным элементам адаптироваться к температурному режиму и гарантированно избежать деформации.

Отделка потолка или стен вагонкой предполагает размещение элементов различными способами: стык может осуществляться по диагонали, горизонтально либо вертикально. В зависимости от выбранного варианта проводится фиксация несущих брусков, которые должны располагаться перпендикулярно деревянным панелям. В случае с фанерой или плитами ОСБ рейки закрепляются в горизонтальном положении.

Как соорудить каркас под вагонку или фанеру

Рассмотрим особенности возведения каркаса при горизонтальном креплении вагонки. Элементы обрешетки в этом случае будут располагаться вертикально.

  • Несущие элементы следует подбирать с учетом качества стен, а также рабочих характеристик материалов, используемых для тепло- и звукоизоляции помещения. В любом случае несущие части должны быть не меньше 40 х 20 мм. Это даст возможность соорудить прочный каркас и одновременно оставит достаточный зазор для вентиляции.
  • Бруски необходимо размещать на расстоянии не более пятидесяти сантиметров друг от друга. Что касается длины бруска, то она обуславливается высотой самого помещения.

  • Если основание под каркас состоит из деревянных элементов, то для крепления следует использовать саморезы. При наличии бетонной или кирпичной поверхности надежный стык обеспечивается при помощи дюбелей.
  • Возле оконных и дверных проемов устанавливаются дополнительные брусья. Именно на них будут крепиться декоративные уголки или наличники.
  • Несущие балки фиксируются строго по вертикали. Если длины балки не хватает, то следующая устанавливается на расстоянии 2–3 сантиметра от предыдущей.
  • В процессе крепления каркаса используется постоянный шаг в 50 сантиметров. Если дополнительно будет установлен теплоизоляционный слой, то размер шага уменьшается на несколько сантиметров. Это обеспечит более плотный стык. Каркас можно использовать для монтажа коммуникаций.

Важно! Для укладки электрокабеля рекомендуется брать гофротрубу, теплоизоляционный слой нужно защитить пароизоляционным материалом.

Монтаж вагонки: этапы процедуры

Для крепления элементов вагонки могут использоваться:

Вне зависимости от выбранного варианта, все элементы фиксируются изнутри, на лицевой поверхности не должно быть видно никаких следов крепления.

Если для фиксации элементов вагонки используются гвозди, то их нужно с осторожностью забивать по косой линии в стык, куда будет вставляться следующая планка. В этом плане кляймеры гораздо безопаснее, и технология их крепления позволяет провести как монтаж, так демонтаж элементов безо всяких негативных последствий.

Важно правильно закрепить первую планку вагонки, которая устанавливается как можно ближе к углу либо потолку. Следующая вставляется в специальный стык и фиксируется при помощи клипсы. При этом элементы крепления следует разместить на уровне несущего профиля.

Совет: чтобы вагонку не вспучило в местах стыков при повышении влажности в помещении, между соединениями нужно оставлять зазор в пару миллиметров.

Иногда длина элемента вагонки оказывается недостаточной и приходится ее наращивать, используя обрезки от других панелей. Сращиваемые элементы рекомендуется размещать на уровне несущего профиля, при этом стык каждого элемента нужно тщательно зафиксировать.

Последнюю из планок обрезают по ширине и крепят гвоздями с маленькими шляпками. В результате конструкция станет устойчивой и ей не будут страшны никакие нагрузки.

Важно! Как финишная, так и стартовая полоса вагонки должны располагаться на расстоянии не менее чем в 5 мм от потолка.

Особенности финишной обработки материала

Места, где использовались гвозди, необходимо закрыть декоративным плинтусом или рейками. На оконных или дверных окончаниях можно использовать специальные деревянные уголки.

После завершения работ декоративные элементы следует покрыть специальным защитным составом. Это увеличит срок службы материала и надолго сохранит его структуру.

Совет: чтобы избежать ассоциаций с дачным домиком, для обработки вагонки не используйте глянцевый лак, выберите матовый состав или воск.

Стоит отметить, что любые деревянные элементы нуждаются в специальном уходе: раз в несколько лет необходимо проводить обработку материала специальными средствами для защиты от влаги и паразитов. Указанные меры позволят надолго сохранить ухоженный вид отделки.

Вагонка: характеристика, категории

За короткий промежуток времени вагонка зарекомендовала себя как хороший отделочный материал для самых разных помещений – квартирных апартаментов, саун, производственных комнат. Из-за своих высоких звукоизоляционных показателей вагонка пользуется спросом у владельцев концертных залов и звукозаписывающих студий. Ранее понятие вагонка было очень узким, так как выпускалась она одного типа и размера. Сейчас же используются различные материалы для её изготовления, позволяющие добиваться различных результатов в зависимости от требований. Отчего же вагонка стала таким востребованным строительным материалом?

Общая характеристика

Вагонка – отделочный материал, в виде доски с пазами для соединения друг с другом. На отечественном рынке фигурирует и такой термин, как евровагонка. По сути, это одни и те же материалы, изготовлены по разным нормам. Для евровагонки используется другой профиль, другое дерево. К тому же она отличается и по габаритным показателям.

Стандарты евровагонки

  • влажность: 10 — 15%;
  • длина: 1,2 — 4 метра;
  • толщина: 12,5 миллиметров;
  • ширина: 87 миллиметров, не учитывая ширины крепительного шипа.

Для определения на глаз европейского материала, достаточно присмотреться на тыльную сторону. В отечественном варианте нет продольных канавок для вентиляции, предназначенных для отвода конденсирующейся влаги. Евровагонка изготавливается из высококачественных материалов и обрабатывается всевозможными защитными средствами, что увеличивает не только срок её эксплуатации, но и цену, поэтому обычная вагонка в разы дешевле.

Из чего делают вагонку?

Обычно для этого отделочного материала используют хвойные деревья, но есть и некоторые лиственные, показывающие высокие показатели.

  • Елевая вагонка: делается из ели добываемой на севере. Это дерево растёт очень долго, поэтому древесина получается плотная и твёрдая. Имеет хорошие водоотталкивающие характеристики, но со временем на ней появляются тёмные пятна. Подходит для отделки стен и потолка.
  • Вагонка из сосны: выполняется из досок, которые вырезаются из основания ствола. Это нужно для того, чтобы минимизировать количество сучков в дереве. У сосны красивый внутренний узор золотистого цвета, который изысканно украшает интерьер.
  • Осиновая вагонка: основной плюс этого дерева в том, что он почти не содержит смолы. Имеет низкие показатели теплопроводности, поэтому широко используется в банях, но требует защитных смазок, потому что при взаимодействии с влагой темнее.
  • Вагонка из липы и ольхи: как и осиновая, требует дополнительной обработки. Имеет малую плотность, поэтому позволяет сохранить правильный температурный режим в помещении.
Читайте также:  Материалы для покрытия стен

Категории вагонки

В зависимости от своих характеристик вагонка делится на четыре категории:

  • Экстра-класса – высшая категория вагонки, не имеющая дефектов и сучков, но стоит больших денег.
  • Класс «А» — материал без видимых повреждений с сучками, гармонично вписывающимися в общий вид дерева.
  • Класс «В» — допустимы сучки различных цветов, которые будут очень заметные на фоне дерева.
  • Класс «С» — вагонка низкого качества, в которой попадаются сучки, могут быть повреждения и трещины.

Это общая классификация вагонок, которой уже почти не пользуются изготовители подобного строительного материала. У каждой фирмы есть свои требования к вагонке, основываясь на которых они вводят систему классов. Из этого можно сделать вывод, что материал класса «А» одной фирмы может быть хуже, чем материал класса «В» другой.

Вагонка ее виды. Свойства вагонки.

Что такое вагонка и ее происхождение

Вагонка — это современная обрезанная профилированная доска, с гребнями и пазами, используемая для защиты и отделки фасадов зданий и внутренней отделки помещений. Имеет правильную форму и разные типы соединительной конструкции. Вагонка универсальный материал, который используется для отделки стен и потолков жилых и подсобных помещений, бань, балконов мансардные комнаты. Вагонкой отделывают фасады зданий, чердаки.

Обширно использовать вагонку позволяет ее пазо-гребневая конструкция. Благодаря пазовому монтажу, деревянная вагонка способная достаточно хорошо расширятся впитывая влагу и усыхать отдавая влагу, не образует во время этих процессов щелей и выпуклых деформаций. Так же красивая текстура дерева, которая со временем не меняется, является еще одной причиной распространения вагонки в строительном Мире.

вагонкой отделывали пассажирские вагоны

Само называние материала говорит за себя. Вагонка стала массово использоваться в середине 19-го века, с целью внутренней отделки пассажирских вагонов и внешней отделки грузовых вагонов. В русско-язычном пространстве использование вагонки стало применятся в конце 19-го века, во время активного освоения Сибирских земель. Такому решению способствовали свойства легкого деревянного материала. Вагонка за счет расширения и замковой конструкции создает герметичный и дышащий микроклимат в пассажирском вагоне. А так же равномерно отдает накопленную влагу в прогретом помещении, увлажняя, таким образом, сухой воздух. В настоящее врем вагонка производится по всему Миру и имеет определенные стандарты и качество, соответствующее назначению и стране производителя. Всех достоинства этого натурального материала изложены ниже.

Виды и классы вагонки

Вагнока –это преимущественно деревянный материал, который разделяется на виды по разным классификациям: по степени обработки (по классу), по породе древесины используемой для производства, по типу пазового крепления, по размерам, по материалу ( не вся выгонка изготавливается только из дерева)

Виды вагонки по классу

По качеству древесного материала и степени обработки поверхности деревянную вагонку разделяют на:

  • Вагонка Экстра класса. Это вагонка изготовленная из бессучковой древесины, без каких либо трещин. Могут допускаться сучки для придания эстетичности, или намеренно встраивается в структуру профиля без вреда прочности материала. Такой сучек не должен иметь дефекты в виде трещин и сколов. В вагонке экстра класса допускается один сучек на один погонный метр. Профиль экстра вагонки не нуждается в дополнительном покрытии или обработке.
  • Вагонка класса А.Это вагонка менее качественной обработки в сравнении с материалом экстра класса. Однако не менее функциональная. Вагонку данного класса можно отличить по количеству сучков на погонный метр. Сучков должно быть не более 3 штук. Поверхность профиля и торцы могут быть с шероховатостями и мелкими микротрещинами. Материал изготовленный из хвойных пород древесины может иметь небольшую засмоленность до 10%.
  • Вагонка класса В. В материале этого класса допустимы выпадающие сучки и трещины на лицевой и торцевой поверхностях. Профиля могут быть изготовлены из любого слоя ствола дерева и с высоким уровнем засмолености. На поверхности такой вагонки можно обнаружить места поврежденные насекомыми. Может встречаться не ровная геометрия профилей.

Виды вагонки по древесине

Всю деревянную вагонку изготавливают из хвойных и лиственных пород древесины

  • Вагонка из хвойных пород дерева. Для производства вагонки используется в основном следующие породы: сосна, ель, лиственница, кедр. Каждая порода дерева имеет свои достоинства и недостатки. Подробней про свойствах лиственницы и про свойства сосны в строительстве. Вся вагонка из хвойных пород дерева характеризуется маслянистостью и смолистостью что, хорошо подходит для наружной отделки фасадов, мансардных этажей, чердаков, саун и бань. Смолистость такой вагонки препятствует и защищает строение от влажности. Характеризуется длительным сроком эксплуатации до нескольких десятилетий.
  • Вагонка их лиственных пород дерева. Основными лиственными породами дерева для производства вагонки являются липа, ольха и дуб. Так же каждая порода дерева имеет свои достоинства недостатки. Все лиственные породы вагонки объединяют общее свойство – это низкая теплопроводность, что хорошо для сбережения тепла в помещении, и то, что они не пропитаны природными смолами, а значит, боятся повышенной влажности и ее воздействия. По это причине вагонку из лиственных пород дерева рекомендуется использовать только для внутренней отделки помещений. Лиственная вагонка менее долговечна в сравнении с хвойной.

вагонка из ясеня

вагонка из тропического дерева

Виды вагонки по материалу

В настоящее время вагонку изготавливают из дерева и из пластика.

  • Вагонка из дерева. Обладает всеми свойствами породы дерева из которой она изготовлена. Общие технические характеристики деревянной вагонки изложены ниже в этой статье.
  • Вагонка из пластика. Это привычный всем, обычный «Пластик» которым отделывают санузлы, потолки ванных комнат, фасады жилых зданий, бытовых помещений. Основным положительным свойством пластика является сто процентная устойчивость к влажности и любому воздействию воды. Пластик сохраняет свои объемы, то есть не расширяется под воздействием влажности. Однако, как и дерево, пластик боится высоких температур, потому не рекомендуется пластик монтировать в помещениях, где может возникать воздействие высоких температур. Вторым минусом пластиковой вагонки является его сомнительная экологичность, которая может проявится при высоких температурах. Пластик гибкий и хорошо поддается очистке.

пластиковая вагонка на потолке

Виды вагонки по профилю

Отличия всех видов вагонки по профилю заключается в форме лицевой и тыльной сторон, размерах и конструкции замковых соединений. Каждый из видов активно используется в строительстве и ремонте в настоящее время.

По виду профиля различают следующие виды деревянной вагонки: Стандарт

виды вагонки по профилю

Техническая характеристика вагонки

В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.

Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:

  • Госты по вагонке. Российский ГОСТ 8242-88 “Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия”. Актуален для российского производителя.
  • Размеры.

Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм, ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.

Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.

  • Породы деревянной вагонки. Изготавливается из хвойных, лиственных и тропических пород красного дерева. Самой востребованной является вагонка из хвойных пород дерева. Самая дорогостоящая вагонка из тропических пород дерева. Для внутренней отделки помещений хорошо подходят лиственные породы дерева.
  • Теплоизоляция низкая. Вагонка способствует удержанию тепла в помещении, но на нее не стоит рассчитывать как на утепляющий материал. Дышащее дерево имеет теплоизоляционные свойства , но для эффективного удержания тепла толщина деревянного профиля, должна быть не менее 100 мм, сравнимо с толщиной бруса.
  • Замковые соединения.Замковые соединения всех видов вагонки, в разных ее вариациях представляют собой конструкцию шип-паз.
  • Долговечность. Вагонка качественной обработки и при соблюдении простых правил ухода, прослужит без потери привлекательности и свойств не менее 50 лет.
  • Прочность.Зависит от породы дерева. В целом деревянная вагонка достаточно прочна и устойчива к механическим повреждениям. В частности вагонка из лиственницы, с годами приобретает такую прочность твердость, что в нее с трудом можно забить гвоздь.
  • Вес вагонки. В среднем квадратный метр вагонки 6,5 -7 кг. Но для каждой породы дерева имеются свойственные ей весовые показатели. Вот некоторые из них: вес квадратного метра вагонки из ольхи – 6,4 кг, из сосны – 6.5 кг, из осины – 7 кг, из ясеня – 11 кг.
  • Горючесть. Деревянная вагонка – это горючий материал, который боится высоких температур. Подвержен достаточно быстрому возгоранию под воздействием высоких температур, поддерживает горение. Дополнительно, с целью уменьшения горючести поверхность вагонки обрабатывают специальными антигорючими маслами. Благодаря этому продолжительное время возникает эффект самозатухания.
  • Гигроскопичность. Деревянная вагонка, при продолжительном воздействии влажности достаточно хорошо ее впивает и равномерно отдает. Конечно у каждой породы древесины, своя степень гигроскопичности. Однако на ее внешнем виде это не отражается. Даже расширенная и впитавшая значительное количество воды вагонка не пучится и не меняет смонтированную структуру. Это связано со способом крепления шип-паз, структурой которого предусмотрен допуск для расширения древесины. Если вагонка смонтирована должным образом, то временная повышенная влажность ей не повредит.
  • Коэффициент расширения. Зависит от породы древесины, которая использовалась для производства вагонки. Для его определения следует смотреть коэффициенты каждой из интересующих пород древесины отдельно.
  • Сфера использования вагонки. Подходит и используется для внутренней отделки жилых и нежилых помещений: бытовок, бань, технических помещений, мансардных этажей. Для внешней отделки фасадов, фронтонов, террас. Служит как защитой от воздействий изменения погодных условий, так и для придания эстетичности внешнего вида помещению зданию.
  • Экологичность и приятный запах. Деревянная вагонка на сто процентов экологически чистый, природный материал. Вагонка из хвойных пород дерева, выделяет специальные масла и микроэлементы, которые оказывают благотворное воздействия на органы дыхания и самочувствие в целом. Ей можно смело отделывать детские комнаты, санаторные и оздоровительные помещения. Запах натурального дерева в любом помещении способствует хорошему состоянию и настроению.
  • Доступная стоимость. Стоимость вагонки варьируется от самой доступной для бюджетных отделок до дорогостоящих красных пород дерева и отборных изделий из лиственницы и дуба. Стоимость зависит от породы дерева и уровня обработки вагонки. В целом, этот отделочный материал доступен любому потребителю. Ведь даже самая дешевая вагонка будет хорошо выполнять свои функции и иметь красивый внешний вид.

Вагонка –это многофункциональный, экологичный и всем доступный материал внешней и внутренней отделки. Материал обладает привлекательным видом натурального дерева и является хорошей альтернативой большинству отделочных материалов.

Фанера: порода древесины, количество слоёв шпона, клей

Каждый строительный материал имеет какую-то классификацию – деление по ряду технических характеристик, совокупность которых определяет целесообразность его использования для решения каких-то частных конкретных задач. Фанера в этом плане не является исключением – в настоящее время производится довольно много ее разновидностей и разные виды используются в разных целях. Чтобы определить, какой именно тип фанеры нужен в конкретном случае, нужно знать основные критерии, по которым она классифицируется.

Порода древесины для изготовления фанеры

Самый первый признак, по которому этот материал делится на разные виды – порода древесины, которая использовалась при нарезке шпона. В основном его производство осуществляется из березы или из хвойных пород – пихта, сосна, ель. На практике часто применяются оба сорта, тогда тип фанеры определяется по материалу ее лицевых слоев. Так, если сердцевина сделана из хвойных пород, но снаружи она облицована слоями из березы, то такая фанера будет называться березовой. Поскольку древесина березы в сравнении с хвойными породами является относительно дорогой, то большую часть фанеры, производимой у нас в стране, составляет фанера хвойная, а большинство березовой имеет именно такую структуру – середина у нее делается из шпона, нарезанного из сосны или ели.

В некоторых случаях для повышения эстетических свойств изделия наружные слои делаются из более благородных пород дерева – например, из кедра. Такая продукция используется сугубо в декоративных целях, она идет на изготовление мебели и применяется во внутренней отделке помещений.

Количество слоёв шпона

Второй критерий – количество слоев шпона. Оно начинается с трех, при этом оно всегда нечетное. Это объясняется особенностями производства фанеры – для увеличения механической прочности листа направление волокон листов шпона при укладке чередуется, а нечетность позволяет сохранять одинаковый внешний вид с обеих сторон. Исключение составляет четырехслойная – у нее направление волокон двух внутренних слоев совпадает, а наружные укладываются перпендикулярно внутренним. На заводах по производству фанеры необходимая толщина фанеры достигается только соединением нужного количества слоёв шпона.

Третий важный критерий – пропитка или клей. Крепкая износостойкая фанера получается в результате использования клеящего состава на основе формальдегидных смол. Это фанера ФСФ, цена которой относительно невысока, что делает ее очень популярным материалом в строительной сфере. Фанера ФК пропитывается карбамидным клеем. Она имеет меньшую влагостойкость, чем ФСФ, что ограничивает возможности ее применения для наружных работ, но она более экологична, что позволяет использовать ее при внутренней отделке. Заметим, что фанера ФК также немного дешевле фанеры марки ФСФ. Есть еще множество видов пропитки, предназначенных для создания фанеры, эксплуатируемой в условиях жесткого климата или повышенной влажности, но эти две являются самыми популярными.

Другие статьи

Фанера: хвойная или берёзовая?

Фанера подразделяют на березовую и хвойную, в зависимости от того, какая древесина используется для изготовления наружных слоев.

Предельные отклонения размеров листов фанеры

Часто можно услышать вопрос: “На сколько точные размеры имеет продаваемая нами фанера?”
Для ответа на этот вопрос мы публикуем таблицу с предельными отклонениями размеров листов фанеры.

Марки фанеры и экологические показатели

Содержание формальдегида в фанере и выделение формальдегида из фанеры в воздух помещения в зависимости от класса эмиссии должно соответствовать указанному в таблице.

Описание и назначение фанеры

Однако производятся и специальные виды фанеры, рассчитанные на повышенное сопротивление изгибу и кручению. Эти изделия склеиваются так, что направления волокон шпона располагаются под иными углами ? 30о, 45о и 60о ? по отношению к смежным слоям или какому-либо краю листа. Благодаря этому обстоятельству по сравнению с пиломатериалами фанера обладает меньшей анизотропией (физико-механические свойства фанеры более равномерно распределены по объему фанерного листа), менее склонна к разбуханию, усыханию, короблению и растрескиванию. Фанера может быть изготовлена в виде больших листов при сравнительно малой толщине, она легко гнется и имеет ряд других преимуществ. Все это делает фанеру весьма ценным строительным материалом.

Классификация фанеры.

Фанеру подразделяют:

* в зависимости от внешнего вида поверхности ? на сорта,

* от степени водостойкости клеевого соединения ? на марки,

* по степени обработки поверхности ? на шлифованную и не шлифованную,

* по экологической безопасности (по содержанию формальдегида) ? на классы эмиссии.

Классификация фанеры по этим параметрам и требования к ней приведены в стандартах:

* ГОСТ 3916.1-96 ?Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород?

* ГОСТ 3916.2-96 ?Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона хвойных пород?.

Эти ГОСТы введены с 01.01.1998 взамен ГОСТ 3916.1-89 и ГОСТ
10.55-71. Хвойная фанера имеет меньшую конструкционную прочность, чем
березовая фанера, однако у хвойной фанеры цена более низкая.

В зависимости от внешнего вида наружных слоев фанеру подразделяют на сорта по ГОСТ 3916.1-96 ? E, I, II, III, IV.

Сорт фанеры обозначается сочетанием сортов шпона лицевого и оборотного слоев: сорт лицевого слоя / сорт оборотного слоя.

В качестве оборотного слоя может быть использован шпон того же или любого более низкого, чем у лицевого слоя, сорта. Например, Е/Е, Е/I и т. д. У хвойной фанеры в обозначениях добавляется индекс ?х?: Ех/Ех,
Iх/IIх и т. д. В сорте Е /экстра/ никаких сучков не должно быть. В сорте 4 допускается наличие темных выпадающих сучков.

Типовые сорта: 1/1, ½, 2/2, 2/3, 2/4, 3/3, ¾, 4/4. Под названием фанера строительная обычно подразумевают сорта ¾ и 4/4. Для выравнивания пола фанерой используется сорт ¾ толщиной 10 мм.

Иногда некоторые продавцы обозначают сорт фанеры V/V (5/5), а иногда даже указывают сорт 6. На самом деле такого сорта фанеры в ГОСТе нет и так они хотят продать производственную отбраковку, которая на заводе не
прошла сертификацию по ГОСТу. У некоторых производителей фанеры существует понятие ?шоп? ? это когда у края листа фанеры существуют некоторые сколы шпона, но без расслоения.

По степени водостойкости клеевого соединения фанеру подразделяют на марки:

? ФСФ ? фанера повышенной водостойкости (на фенолформальдегидных клеях);

? ФК ? фанера влагостойкая (на карбамидных клеях);

? ФКМ ? фанера повышенной водостойкости (на карбамидно-мочевинных клеях);

? ФБА ? фанера неводостойкая.

По степени механической обработки поверхности фанеру подразделяют на:

? НШ ? не шлифованная;

? Ш1 ? шлифованная с одной стороны;

? Ш2 ? шлифованная с двух сторон.

По содержанию формальдегида фанеру подразделяют на классы эмиссии: Е1, Е2, Е3.

С точки зрения экологических требований выделяют два класса фанеры
(по содержанию формальдегида (мг) на 100г массы абсолютно сухой фанеры):
Е1 (не более 10мг) и Е2 (от 10 до 30мг).

Типовые размеры фанеры:

ФК: 1525х1525, 1500х1500 мм, толщина 3, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 мм.

ФКМ: 1220х2440 мм, 1250х2500 мм, 1525х3050 мм, толщина 3, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 мм.

ФСФ: 1220х2440 мм, 1250х2500 мм, 1525х3050, 1525х1525 мм, толщина 4, 6, 8, 9, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 мм.

Фанера бакелизированная /бакелитовая/ ФБС влагостойкая.

Бакелитовая фанера повышенной водостойкости, склеенная из листов березового лущеного шпона с применением фенол-формальдегидной спирторастворимой (бакелитовой) смолы. Фанера бакелизированная применяется для изготовления опалубки, конструкций в машиностроении, автомобилестроении, строительстве и судостроении, работающих в атмосферных условиях, а также применяют в изделиях, эксплуатируемых в условиях тропического климата. Это высокопрочный, упругий, водо? и износостойкий материал, способный конкурировать с низколегированной сталью.

Типовые размеры бакелитовой фанеры: 5700х1250 мм, 2850х1250, 2500х1250 мм, 2440х1220 мм толщина 7, 10, 12, 15, 18, 21, 24, 27, мм.

Фанера ламинированная (?Финская фанера?).

Ламинированная фанера повышенной влагостойкости изготавливается из лущеного березового шпона, склеенная фенол-формальдегидным клеем, покрытая пленкой по специальной технологии. Название ?финская фанера? для ламинированной фанеры пошло от того, что изначально ламинированную фанеру в СССР начали поставлять из Финляндии. Назначение: многократно используемая опалубка при заливке бетона, атмосферонезащищенные поверхности в авто-, судо-, вагоностроении и т. д. Фанера ламинированная бывает гладкая с двух сторон и гладкая/сетчатая. Фанера ламинированная Гладкая-Сетчатая, так называемая транспортная фанера, используется в автостроении для изготовления нескользящего пола в кузове грузовых автомобилей.

Типовые размеры ламинированной фанеры: 1220х2440 мм, 1250х2500 мм, 1500х3000 мм, толщина 4, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 мм.

Древесно-слоистый пластик (ДСП)

Древесные слоистые пластики (ДСП) изготавливаются из листов лущеного березового шпона, пропитанных бакелитовыми лаками, спрессованными при высоких температуре и давлении (ГОСТ 13913-78).

Древесные слоистые пластики ДСП изготавливают двух типов: цельные, склеенные из цельных по длине листов шпона; составные, склеенные из нескольких листов шпона по длине, уложенных внахлестку или встык.
Древесно-слоистые пластики обладают редкими физико-механическими свойствами и успешно конкурируют с цветными и черными металлами: бронзой, чугуном и алюминием.

Деревянная вагонка своими руками – 3 способа самостоятельного изготовления

Что нужно знать о материале

Вагонка – это цельнодеревянная доска, предназначенная для облицовки различных строительных объектов снаружи и для отделки помещения изнутри.

ИллюстрацииРазновидности по способу крепежа
Фрезерованная доска с соединением «шип-паз». Это наиболее распространённая разновидность материала. С одной стороны планки располагаются фрезерованный паз – продольное углубление, а с другой стороны выступает шип. В ходе установки, шип задвигается в паз, туда же входят монтажные скобы. В итоге облицовка получается с минимальными зазорами.
Соединение шип-паз (где шип — отдельный элемент). При изготовлении такой вагонки, из досок с обеих сторон выбирается четверть. Соседние доски в облицовке соединяются отдельным шипом – рейкой, которая вставляется в пазы.

Такой профиль планок характерен для вагонки, изготавливаемой кустарным способом.

Обрезная доска для укладки внахлест (Американка). По сути, это простая доска, обработанная циркулярной пилой и пропущенная через фуганок.

Доска крепится к обрешётке поверх минеральной ваты гвоздями. Гвозди вбиваются в верхней части доски, а поверх нее устанавливается следующая планка. В итоге поперечный срез отделки выглядит как елочка.

Существенное преимущество такой вагонки – это ее небольшая стоимость за счет простоты обработки.

ИллюстрацииРазновидности по типу профиля (актуально для фрезерованных модификаций)
Стандарт. Поперечный срез выполнен в виде трапеции. Угол кромок трапеции составляет 30-40 градусов. Отличительная характеристика – небольшая глубина паза.
Европрофиль. Профиль «евровагонка» отличается аккуратной обработкой, увеличенным размером шипа и широкими вентиляционными каемками с изнаночной стороны.
Штиль. Этот тот же профиль, что и «стандарт», но кромки не скошенные, а скруглённые.
Блок-хаус. Доска отличается скруглённой поверхностью, имитирующей бревно. Это самый дорогой профиль из всех ранее перечисленных вариантов.

Как вагонка делается на производстве

ИллюстрацииЭтапы промышленного производства
Распиловка бревна на доски. Лес сортируется по степени кривизны бревен. Наименее кривые бревна с минимальным количеством брака подаются на пилораму, где разрезаются продольно.
Сушка. Пиломатериалы подвергаются сушке.

Есть несколько способов сушки, включая автоклавную и инфракрасную обработку. Независимо от способа сушки древесины, влажность пиломатериалов в итоге должна составлять 12%.

На этом же этапе заготовки могут обрабатываться антисептическими пропитками.Профилирование и обрезка. На этом этапе пиломатериалы прогоняются через станок для изготовления вагонки, который совмещает функцию фрезера и фуганка. В итоге доска приобретает необходимый профиль. Также доска обрезается по длине согласно стандарту.Сортировка. Готовые пиломатериалы сортируются по классу и виду, а затем упаковываются.

Выбор производственных материалов

В продаже помимо деревянной вагонки представлены панели из пластика и МДФ. Учитывая специфику производственных процессов единственный материал, который можно обработать в домашних условиях, это древесина.

К древесине из которой делается вагонка предъявляются следующие требования:

  • Влажность в пределах 12-18%. На производстве пиломатериалы перед окончательной обработкой просушиваются. Делается это для того, чтобы при эксплуатации готовая вагонка не высыхала и не растрескивалась;
  • Отсутствие дефектов, которые приведут к порче древесины. Наличие пигментных пятен на древесине свидетельствует о начале гнилостных процессов, которые могут негативно сказаться на эксплуатационном ресурсе вагонки;
  • Высокая плотность. Чем плотнее древесина, тем более устойчивой к механическим повреждениям и гниению будет готовая вагонка.

Какая древесная порода соответствует перечисленным требованиям? С учетом привлекательной стоимости, для изготовления вагонки предпочтительно использовать древесину хвойных пород. Если облицовочная доска изготавливается для помещений с повышенной влажностью, то лучший вариант — это использование пиломатериалов из осины.

Оборудование для производства в домашней мастерской

Выбор производственного инструмента зависит от того, что именно вы решите делать. Если в планах изготовить доску для набивки внахлест, будет достаточно циркулярной пилы и фуганка. Того же оборудования хватит, если вы решили на досках делать не пазы и шипы, а ступеньки, вырезанные вполдерева, как это показано на фото.

Самодельная облицовка стен деревом – на продольном срезе доски выполнен выступ, которым одна планка опирается на другую

Если планируете делать вагонку с соединением «шип-паз», кроме циркулярной пилы и фуганка потребуется фрезерный стол с фрезой, подобранной под толщину продольного паза. Для выборки паза на стандартной вагонке толщиной 20 мм, подбираем толщину пазовой фрезы 10 мм.

Можно ли делать профиль вагонки ручным фрезером? Теоретически это возможно, но работать удерживая фрезер в руках сложнее, чем выполнять ту же работу на фрезерном станке.

Способ 1: производство вагонки на ленточной пилораме

Распиловка бруска на автоматизированной ленточной пилораме

Этот способ традиционный для США и Канады, где люди, имеющие возможность недорого купить лес, с помощью ленточной пилы раскраивают бревна на брус, а брус в свою очередь распиливается на доски со скошенным или прямоугольным профилем.

Монтаж вагонки со скошенным профилем выполняется таким образом, чтобы с внешней стороны располагалась узкая часть планки, тогда как более толстая сторона будет крепиться гвоздями или посредством анкерных саморезов

Такой профиль позволяет сделать облицовку стен более аккуратной. Тем не менее, задачу при изготовлении вагонки можно упростить и сделать профиль доски обычным прямоугольным.

Фактура готовой доски перед последующей сушкой

Такая технология не предполагает обязательной шлифовки, так как уже в таком виде доску можно набивать поверх монтажного каркаса. Тем не менее, если нужен более аккуратный фасад дома, готовые планки можно пропустить через фуганок и сделать их гладкими.

Способ 2: производство вагонки с использованием циркулярной пилы

Заготовки под облицовочную доску

На начальном этапе из бруса или из уже готовой обрезной доски нарезаются заготовки с поперечным сечением 202×22 мм. Запас в 2 мм оставлен для того, чтобы прогнать заготовки через фуганок и получить доски с сечением 200×20 мм. Так как изготовление отделочного материала выполняется своими руками, длину заготовок подбирайте по своему усмотрению.

Продольная распиловка заготовки и изготовления паза выполняется на одном и том же инструменте

В ходе производственного процесса заготовки проходят продольной стороной через пилораму, так чтобы с каждого края получилась ступенька вполовину толщины заготовки. Выступы с одной и другой стороны располагаются зеркально, то есть, с одного края – вверху, а с другого – внизу.

Профиль самодельной вагонки – с каждой стороны видны пазы, благодаря которым обшивка будет удерживаться на каркасе

Монтаж таких планок выполняется так, чтобы доска, расположенная сверху, ступенькой, заходила на расположенную ниже доску. В итоге, влага не будет попадать за деревянную обшивку.

Способ 3: производство вагонки с использованием фрезерного стола

На фото показаны фрезы (ножи) – одна из них для формирования шипа, другая для выборки паза

Для изготовления вагонки на фрезерном столе потребуется заранее подготовленная на циркулярной пиле и фуганке строганная доска. Все следующие операции выполняются на фрезерном столе с возможностью жесткой фиксации режущего инструмента и заготовки.

ИллюстрацииПошаговая инструкция
Регулировка прижима заготовки. На этом этапе выполняется настройка в горизонтальной плоскости. Заготовка пододвигается вплотную к ограничителю и фиксируется прижимами с обратной стороны.
Установка и регулировка фрезы. Фреза регулируется по высоте установки на шпинделе.

Высота установки для первой и второй фрезы должна быть одинаковой. Погрешности настройки сделают вагонку непригодной для использования.

Обработка заготовки. Заготовка прогоняется вдоль режущего инструмента фрезерного станка, сначала одной стороной для формирования паза, а затем другой стороной с предварительной заменой фрезы для формирования шипа.

Подведем итоги

Сделать вагонку для обшивки своего дома несложно, главное располагать необходимым инструментом и следовать предложенным инструкциям. Если при самостоятельном изготовлении вагонки появятся вопросы, задайте их в комментариях к статье.

Ссылка на основную публикацию