Доставка бетона – его сроки и качество

Транспортировка бетона: способы и основные правила её осуществления

Доставка бетона – довольно непростое мероприятие, которое может существенно сказаться на качестве бетонной смеси. Под транспортировкой бетонной смеси подразумевают её доставку горизонтальным транспортом от места изготовления к строительному объекту и подачу на место её укладки с перегрузкой на другие транспортные средства или без неё. Все средства, предназначенные для транспортировки бетонной смеси, должны обеспечивать сохранение товарных свойств бетона и требуемые темпы бетонирования.

Причины снижения качественных характеристик бетонной смеси во время перевозки

При неправильной транспортировке бетона могут возникнуть обстоятельства, которые приведут к существенному снижению его потребительских качеств:

  • При сильной тряске и вибрации может произойти существенное расслаивание бетонной смеси. При этом тяжёлые компоненты осядут вниз, а более лёгкие – цементное молоко и вода – расположатся вверху. Чаще всего такая картина наблюдается при перевозке бетона самосвалами. Особенно подвержены расслоению неправильно подобранные смеси, имеющие избыточное количество воды. Во избежание появления неоднородности бетона рекомендуется перевозить его к месту укладки одним транспортом без перегрузок.
  • Расслоившийся бетон запрещено использовать для укладки в конструкции. Его необходимо перемешать до полного восстановления однородности. Необходимо установить причины, по которым произошло расслоение, и устранить их.
  • При неподвижности бетонной смеси в течение 50 минут может начаться её схватывание. Особенно этот процесс ускоряется в жаркую погоду. Во избежание застывания бетона во время перевозки нежелательно использовать для его транспортировки самосвалы.

Основные правила, которые необходимо соблюдать при перевозке

  • Независимо от выбора способа транспортировки, такие важнейшие характеристики бетона, как подвижность и жёсткость, на месте укладки должны соответствовать проектным величинам.
  • Запрещена бестарная перевозка бетонной смеси в бортовых автомобилях, поскольку такой способ доставки приводит к потерям цементного молока и, как следствие, расслоению бетонной смеси.
  • Допустимое время транспортировки смеси в каждом случае должно устанавливаться работниками лаборатории.

Предельное время доставки бетонной смеси определяется сроком схватывания применённого цемента и температурой наружного воздуха.

Если Вам нужно подъемно-транспортное оборудование для подачи бетона, обращайтесь к нам!

  • Продолжительность перевозки лёгких бетонов на пористых заполнителях не должна превышать 45 минут.

При перевозках легкобетонных смесей на пористых заполнителях, которые длятся более получаса, рекомендуется пользоваться услугами автобетоносмесителей.

  • При перевозке от места приготовления бетона к месту укладки смесь должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и высушивания.
  • Подавать смесь к месту бетонирования желательно с минимальным количеством перегрузок и малыми перекидами. Высота свободного падения смеси в бетонируемую конструкцию не должна превышать двух метров.

Схемы перевозки бетонной смеси

На практике перевозка бетонной смеси к месту укладки, которое называют блоком бетонирования, осуществляют по одной из двух существующих схем:

  • По первой схеме бетонная смесь доставляется от места её приготовления непосредственно в блок бетонирования без перегрузки.
  • Вторая схема предусматривает привозку смеси к месту разгрузки, находящемуся возле бетонируемого объекта, с последующей подачей непосредственно в блок бетонирования.

Для доставки бетонной смеси от места её изготовления до места разгрузки возле объекта или непосредственно в блок бетонирования используют, как правило, автомобильный транспорт.

Транспортировку бетонной смеси от места её разгрузки к блоку бетонирования осуществляют кранами (если смесь в бадьях), транспортёрами, бетоноукладчиками, подъёмниками, мототележками, пневмонагнетателями, бетононасосами.

При использовании второй схемы доставки бетона необходимо использовать механизмы по приёму и подаче смеси в блок бетонирования, имеющие более высокую производительность, чем транспорт, доставляющий бетон к месту разгрузки. Это позволит избежать простоев автотранспорта под разгрузкой.

Перевозка бетонной смеси автотранспортом

Избежать многих проблем, которые могут возникнуть при перевозке бетонной смеси, позволяет использование автобетоносмесителя, чаще называемого миксером или бетономешалкой.

Автобетоносмесителем называют автомобильное шасси с находящейся на нём бетоносмесительной установкой.

Внутри металлической ёмкости к её стенкам привариваются винтовые лопасти. При вращении ёмкости по часовой стрелке бетон перемешивается и перемещается вглубь бочки. При включении реверса, смесь по винтовым лопастям поднимается вверх, к загрузочно-выгружному отверстию.

Преимущества перевозки бетонной смеси автобетоносмесителями:

  • Благодаря постоянному перемешиванию бетон не расслаивается, сохраняя однородность.
  • При постоянном движении, которое обеспечивается смеси, бетон может долгое время сохранять подвижность, выдерживая несколько часов миксования без потери товарных качеств. Это актуально при вынужденных задержках в бетонировании.
  • Удобство разгрузки смеси по специальным лоткам.
  • Единственно допустимый вариант транспортировки бетона при использовании бетононасосов или автобетононасосов для укладки смеси в конструкцию.

Ёмкость смесительных барабанов – 5-12 м?, полуприцепы-бетономешалки могут иметь ёмкость 15 м?.

Удобны в применении тандемные варианты, при которых на одном шасси одновременно смонтированы бетоносмеситель и транспортёрный рукав или бетоносмеситель и бетононасос.

Транспортировка бетонной смеси кранами, подъёмниками, бетоноукладчиками

Для порционной подачи и распределения смеси на месте бетонирования используют самоходные башенные или стреловые краны, оснащенные комплектом бадей. Бетонная смесь может перемещаться и вертикально, и горизонтально.

Бадьи бывают двух типов:

  • Поворотные бадьи представляют собой ёмкости, конструкция которых состоит из каркаса, корпуса, рычага и затвора. Иногда на корпус монтируют вибратор. Каркас представляет собой салазки, позволяющие загружать ёмкость в горизонтальном положении. При подъёме бадью стропуют и она плавно занимает вертикальное положение, в котором и перемещается. При опускании под загрузку бадья плавно переходит в горизонтальное положение, загрузочное окно в этом случае располагается сверху.
  • Неповоротные бадьи также представляют собой сварные конструкции, но под загрузку их подают в вертикальном положении.

Наиболее широко применяют поворотные бадьи. Неповоротные ёмкости используют при необходимости подачи бетонной смеси малыми порциями.
Для перемещения бетонной смеси только в вертикальном направлении используют подъёмники, которые поднимают смесь в контейнерах или ковшах. Для горизонтального перемещения применяют мототележки, тачки-рикши и мотороллеры.

При устройстве монолитных фундаментов и прочих рассредоточенных объектов эффективным является применение бетоноукладчиков.

Бетоноукладчиками называют самоходную машину с вращающейся платформой, на которой установлено оборудование, предназначенное для приёма бетонной смеси и её подачи в блок бетонирования.

Транспортирующий орган бетоноукладчика – ленточный телескопический конвейер, который состоит из основного и подвижного конвейеров. С помощью этой техники смесь можно подавать на высоту до 8 м, а опускать ниже уровня стоянки возможно при уклоне транспортёра под углом, который не превышает 10°.

Доставка бетона к блоку бетонирования с помощью трубопровода

Трубопроводный транспорт относят к внутрипостроечному. В ряде случаев он имеет немало технологических преимуществ перед прочими способами горизонтальной и вертикальной транспортировки бетона к месту его укладки:

  • возможность горизонтальной и вертикальной транспортировки с использованием одного механизма;
  • возможность перемещения смеси в труднодоступные участки возводимого объекта.

К трубопроводному транспорту относят машины для перекачивания бетона – пневмонагнетатели, бетононасосы, бетоноводы и оборудование, служащее для распределения бетона.

Планируете перевозить бетон, но не владеете нужной спецтехникой? По этой ссылке Вы можете ознакомиться с нашими ценами на услуги автобетононасоса.

Автобетононасос может представлять собой и отдельный вид строительной техники. Его конструкция состоит из смонтированного на шасси автомобиля бетононасоса с полноповоротной стрелой. Автобетононасос предназначен для доставки бетонной смеси из бетоносмесителя в опалубочную конструкцию и в горизонтальном, и в вертикальном направлении. Без автобетононасоса или стационарного бетононасоса нельзя обойтись при бетонировании плит перекрытия и прочих конструкций в многоэтажном строительстве.

Доставленный в автобетоносмесителе бетон по лоткам перегружается в приёмный бункер бетононасоса. При помощи трубы-стрелы, которая состоит из трёх шарнирно-сочленённых частей, смесь перемещается на верхние этажи или в малодоступные места, куда не может подъехать специализированный автотранспорт по перевозке бетона.

На крупных строительных объектах оптимальные схемы транспортировки бетонной смеси определяют с помощью автоматизированных систем управления, которые выдают чёткий график работ по доставке бетона.

Доставка бетона – его сроки и качество

Fresh concrete. Specifications

Дата введения 2012-01-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 “Межгосударственная система стандартизации. Основные положения” и МСН 1.01-01-2009* “Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения”
________________
* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. – Примечание изготовителя базы данных.

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским, проектно-конструкторским и технологическим институтом бетона и железобетона “НИИЖБ” – филиалом ФГУП “НИЦ “Строительство”

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 “Строительство”

3 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (дополнение 2 к приложению Д протокола N 37 от 6-7 октября 2010 г.)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование органа государственного управления строительством

Агентство по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Министерство строительства и регионального развития

Департамент регулирования градостроительной деятельности Министерства регионального развития

Агентство по строительству и архитектуре при Правительстве

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 мая 2011 г. N 71-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 7473-2010 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2012 г.

5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского регионального стандарта EN 206-1:2000* “Бетон – Часть 1. Общие технические требования, эксплуатационные характеристики, производство и критерии соответствия” (“Concrete – Part 1: Specification, performance, production and conformity”, NEQ)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. – Примечание изготовителя базы данных.

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2018 г.

(Поправка. ИУС N 9-2019).

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 9, 2019 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на готовые для применения бетонные смеси тяжелых, мелкозернистых и легких бетонов на цементных вяжущих (далее – бетонные смеси), отпускаемые потребителю для возведения монолитных и сборно-монолитных конструкций или используемые на предприятиях для изготовления изделий и сборных бетонных и железобетонных конструкций.

Настоящий стандарт содержит требования к технологическим характеристикам бетонных смесей, процедурам контроля их приготовления, оценке соответствия показателей их качества, а также количеству бетонной смеси, отпускаемой потребителю.

Настоящий стандарт устанавливает распределение технической ответственности между заказчиком, производителем (поставщиком) и потребителем бетонной смеси в части получения бетонных и железобетонных конструкций и изделий, соответствующих всем предъявляемым к ним требованиям.

Настоящий стандарт не распространяется на бетонные смеси специальных бетонов и бетонов на специальных заполнителях (см. ГОСТ 25192), конструкционных бетонов на основе известковых, шлаковых, гипсовых и специальных вяжущих, а также на сухие строительные смеси.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 8.523-2004 Государственная система обеспечения единства измерений. Дозаторы весовые дискретного действия. Методика поверки

ГОСТ 310.3-76 Цементы. Методы определения нормальной густоты, сроков схватывания и равномерности изменения объема

ГОСТ 310.4-81 Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 9758-86 Заполнители пористые неорганические для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 10060.0-95 Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования

ГОСТ 10060.1-87*. Бетоны. Базовый метод определения морозостойкости
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 10060.1-95. – Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 10060.2-95 Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном замораживании и оттаивании

ГОСТ 10180-90 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10181-2000 Смеси бетонные. Методы испытаний

ГОСТ 10223-97 Дозаторы весовые дискретного действия. Общие технические требования

ГОСТ 12730.1-78 Бетоны. Метод определения плотности

ГОСТ 12730.5-84 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости

ГОСТ 13087-81 Бетоны. Методы определения истираемости

ГОСТ 18105-86* Бетоны. Правила контроля прочности
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 18105-2010.

ГОСТ 23732-79 Вода для бетонов и растворов. Технические условия

ГОСТ 25192-82 Бетоны. Классификация и общие технические требования

ГОСТ 25820-2000 Бетоны легкие. Технические условия

ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 27005-86 Бетоны легкие и ячеистые. Правила контроля средней плотности

ГОСТ 27006-86 Бетоны. Правила подбора состава

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 30459-2008 Добавки для бетонов и строительных растворов. Определение и оценка эффективности

ГОСТ 31384-2008 Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя “Национальные стандарты” за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:  Силикатный кирпич - нормальный материал для стен

(Поправка. ИУС N 9-2019).

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 бетонная смесь: Готовая к применению перемешанная однородная смесь вяжущего, заполнителей и воды с добавлением или без добавления химических и минеральных добавок, которая после уплотнения, схватывания и твердения превращается в бетон.

3.2 бетонная смесь, приготовленная на стройплощадке: Бетонная смесь, приготовленная в месте строительства производителем работ для собственного использования.

3.3 товарная бетонная смесь: Бетонная смесь, поставляемая в пластичном состоянии лицами или организациями, не являющимися потребителями.

Примечание – К товарной бетонной смеси могут быть отнесены бетонные смеси, приготовленные потребителем вне стройплощадки, а также бетонные смеси, приготовленные на стройплощадке, но не потребителем.

3.4 бетонная смесь заданного качества: Бетонная смесь, требуемые свойства и дополнительные характеристики которой задаются производителю, несущему ответственность за обеспечение этих требуемых свойств и дополнительных характеристик.

3.5 бетонная смесь заданного состава: Бетонная смесь, состав которой и используемые при ее приготовлении составляющие задаются производителю, несущему ответственность за обеспечение этого состава.

3.6 бетонная смесь заданного нормированного состава: Бетонная смесь заданного состава, который определен конкретным стандартом или техническим документом, например, производственными нормами.

3.7 загрузка: Количество бетонной смеси, содержащее один или несколько замесов, перевозимое в одном транспортном средстве в один адрес одному потребителю.

3.8 доставка: Процесс транспортирования бетонной смеси от производителя к потребителю.

3.9 заказчик: Лицо или организация, устанавливающие для производителя требования к бетонной смеси.

3.10 производитель: Лицо или организация, производящие бетонную смесь и несущие ответственность за обеспечение ее заданного состава или требуемых свойств бетонной смеси и бетона.

3.11 потребитель: Лицо или организация, использующие бетонную смесь при изготовлении сборных изделий или возведении монолитных бетонных и железобетонных конструкций.

3.12 поставщик бетонной смеси: Лицо или организация, имеющие договор с потребителем на поставку бетонной смеси, отвечающие за количество и качество поставляемой бетонной смеси и за все другие условия договора на поставку.

4 Классификация

4.1 По типу бетона бетонные смеси подразделяют на:

– бетонные смеси тяжелого бетона (БСТ);

– бетонные смеси мелкозернистого бетона (БСМ);

– бетонные смеси легкого бетона (БСЛ).

4.2 В зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на группы: жесткие (Ж), подвижные (П) и растекающиеся (Р). Группы подразделяют на марки по удобоукладываемости.

4.3 Условное обозначение бетонной смеси заданного качества при заказе должно состоять из сокращенного обозначения бетонной смеси в соответствии с 4.1, класса бетона по прочности, марки бетонной смеси по удобоукладываемости и, при необходимости, других нормируемых показателей качества, например, марки по морозостойкости, марки по водонепроницаемости, средней плотности бетона и др., и обозначения настоящего стандарта.

Примеры условных обозначений:

бетонной смеси тяжелого бетона класса по прочности на сжатие B 25, марки по удобоукладываемости П1, марок бетона по морозостойкости F 200 и водонепроницаемости W 4:

БСТ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010 ;

то же бетонной смеси мелкозернистого бетона:

БСМ В25 П1 F200 W4 ГОСТ 7473-2010 ;

то же бетонной смеси легкого бетона класса по прочности на сжатие В 12,5, марки по удобоукладываемости П2, марок бетона по морозостойкости F 200, водонепроницаемости W 2, средней плотности D 900:

БСЛ В12,5 П2 F200 W2 D900 ГОСТ 7473-2010

Примечание – При заказе товарной бетонной смеси заданного качества потребитель должен указывать требования к прочности бетона по проектному классу ( , , , ) и, при необходимости, по минимальной средней прочности бетона в каждой поставляемой партии ( ), а требования по удобоукладываемости – по маркам и, при необходимости, по конкретным значениям;

то же бетонной смеси тяжелого бетона класса по прочности на сжатие В 25 с минимальной требуемой прочностью бетона 33 МПа, марки по удобоукладываемости П1, с осадкой конуса 3 см, марок бетона по морозостойкости F 200 и водонепроницаемости W 4:

БСТ В25 ( 33 МПа) П1 (ОК 3 см) F200 W4 ГОСТ 7473-2010

4.4 При заказе бетонной смеси заданного состава ее условное обозначение не приводят, а указывают состав смеси и качество используемых при ее приготовлении составляющих (вяжущего, заполнителей, воды, химических и минеральных добавок).

5 Технические требования

5.1 Характеристики бетонных смесей

5.1.1 Бетонные смеси приготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке производителем, и условиями договора на поставку.

5.1.2 Бетонные смеси должны обеспечивать получение бетонов с заданными показателями качества (бетонные смеси заданного качества) либо иметь заданный состав (бетонные смеси заданного состава) в соответствии с договором на поставку.

5.1.3 Бетонные смеси характеризуют следующими технологическими показателями качества:

– удобоукладываемость;

– средняя плотность;

– расслаиваемость;

– пористость;

– температура;

– сохраняемость свойств во времени;

– объем вовлеченного воздуха.

5.1.4 В зависимости от показателя удобоукладываемости бетонные смеси подразделяют на марки в соответствии с таблицами 1-4.

Таблица 1 – Марки по расплыву конуса*
_______________
* Испытание см. [1].

Перевозка бетона по ГОСТу

Для сохранения свойств строительного раствора его необходимо правильно доставить до рабочей площадки с завода. Транспортирование бетонной смеси – это ответственное мероприятие, которое не терпит дилетантского подхода и требует соблюдения ряда правил.

Способы доставки

Бетон от смесителя до строительной площадки перевозят разными видами транспорта:

  • Автомобильный пневмоколесный транспорт (бетоновозы, бетономешалки);
  • Транспортирование в бадьях на самосвалах от места приемки до опалубки на площадке объекта;
  • Ленточные конвейеры, автокраны, бетоноукладчики на строительной площадке.

Транспортировка бетона может осуществляться от завода (мобильного или стационарного) как с последующим перегружением, так и непосредственно к месту заливки.

На практике редко, но все же встречаются случаи перевозки бетона в кузове самосвала. Это не лучший способ транспортирования смеси в виду разных факторов:

  • Чрезмерная вибрация способствует выделению бетонного молока;
  • Открытый воздух способствует обсыханию массы. Даже укрывание кузова брезентом не обеспечивает нормальных условий для спокойствия бетона.

Как результат – потеря свойств раствора.

Правила транспортирования по нормативу

Правила перевозки бетона установлены ГОСТом 7473-2010 «Смеси бетонные». Они обязывают поставщика и транспортировщиков обеспечивать нормальные условия для доставки рабочей смеси в проектном состоянии, то есть с сохранением всех первоначальных характеристик с минимальными отклонениями.

  1. Перевозка раствора допускается только в специализированных видах транспорта (бетоносмесители и бетоновозы). ГОСТ допускает использование самосвалов, но только по согласованию с потребителем. Во многих случаях такой способ выбирают для экономии средств. Он оправдает себя только в случае небольших расстояний по нормальным дорогам.
  2. В цистерну или кузов с бетоном не должны попадать осадки в виде дождя и снега. Это необходимо для поддержания первозданного водного баланса в растворе. Также нельзя допускать обветривания и прямых солнечных лучей, также способствующих изменению количества влаги.
  3. В процессе транспортировки не допускается введение в раствор дополнительной жидкости с целью улучшения пластичности раствора, а также цемента и добавок. Присадки могут быть использованы только по согласованию с заказчиком непосредственно на заводе-изготовителе или на строительной площадке под присмотром специалистов с составлением соответствующего акта.
  4. Периодичность поставки, габариты транспортных средств и другие технические условия должны быть оговорены с заказчиком заранее.

ГОСТ устанавливает время транспортировки бетонной смеси – не более срока сохраняемости ее свойств, указанных в договоре на поставку. Для обычных растворов это 45-120 минут с момента отгрузки до укладки в опалубку. Также учитывается температура бетона – чем она выше, тем быстрее происходит гидратация и твердение цемента:

  • При t=20…30°С – около 45 минут;
  • При t=10…20°С – около 90 минут;
  • При t=5…10°С – около 2 часов.

Более точные условия приведены в приложении Е упомянутого стандарта:

Мар­ка удо­бо­у­кла­ды­ва­е­мос­тиВид по­кры­тия до­ро­гиСред­няя ско­рость пе­ре­воз­ки, км/чВре­мя в пу­ти, мин
ав­т­обе­то­но­сме­си­те­лемав­то­са­мо­сва­лом
Ж2 — Ж1Жест­кое (ас­фаль­то­це­мент­ное, ас­фаль­то­бе­тон­ное, бе­тон­ное)3021060
П121060
П215040
П3 — П59030
Ж2 — Ж1Мяг­кое (грун­то­вое)156040
П14530
П23020
П3 — П520Не ре­ко­мен­ду­ет­ся

Нарушать температурный режим нельзя – при температуре ниже +5°С и выше +30°С бетонный раствор необратимо теряет свои свойства. Допускается измерение условий при использовании стабилизирующих пластификаторов.

Допустимое изменение качества бетонного раствора при транспортировке

По пути от завода до строительной площадки редко попадаются идеально гладкие дороги на всем протяжении пути, поэтому вибрации и тряски не избежать. В небольшой мере ситуацию усугубляет вибрация самого автотранспортного средства. Как следствие, бетонный раствор в разной степени уплотняется. Государственный стандарт регламентирует и этот аспект перевозки.

Коэффициент уплотнения бетона при транспортировке устанавливается производителем и заказчиком, обозначается в договоре. Пункт 5.6 ГОСТ 7473-2010 гласит: при погрузке раствора его количество должно быть уменьшено на заданный коэффициент, который нужно принимать в соответствии с таблицей в приложении Д настоящего стандарта:

Вид бе­тон­но­го рас­тво­раМар­ка сме­си по удо­бо­у­кла­ды­ва­е­мос­ти
СЖ3 — СЖ1Ж4 — Ж2Ж1 — П2П3 — П5
Тя­же­лый с круп­ным за­пол­ни­те­лем0,92 — 0,930,95 — 0,960,96 — 0,970,97 — 0,98
Мел­ко­зер­нис­тый0,93 — 0,940,97 — 0,980,98 — 0,99
Лег­кий кон­струк­ци­он­ный0,94 — 0,96
Для кон­струк­ци­он­ной те­пло­и­зо­ля­ции0,96 — 0,97

Усредненные значения можно проверить по методике, согласованной с производителем смеси в лабораторных условиях.

При правильном выборе коэффициента по прибытии заказчик получит требуемое количество бетонного раствора с проектными параметрами, то есть данная величина компенсирует уплотнение при перевозке.

Кроме уплотнения не избежать потери бетона при транспортировке миксером и другим транспортом. Как это происходит:

  • Оседание и затвердевание незначительного количества бетона на стенках транспортной емкости;
  • Расход по стенкам наносной установки подачи раствора при перегрузке материала на строительной площадке;
  • Потери при перекачке раствора в приемную емкость.

Нормы потерь бетона при транспортировке определяет РДС 82-202-96 «Правила разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве»:

  • Смесь асфальтобетонная – 2% (прил. Б);
  • Кладочный цементный раствор – 2% (прил. Б).

Норма потери может быть рассчитана для определённого вида транспорта и дорожных условий лабораторными и опытными исследованиями. Так делают крупные предприятия с целью снижения необоснованных трат на производство и доставку материала до строительных площадок.

Как правильно заказать бетон на стройку

На любой стройке требуется бетон. Если его не много, а конструкция не ответственная, то проще бетон приготовить на месте. А что делать если нужно залить фундамент или плиту перекрытия? Тогда есть только один выход – заказать на заводе готовый бетон.

Где заказывать бетон?

Сейчас купить бетон совершенно не проблема — в любом крупном населенном пункте есть куча бетонных заводов, которые с удовольствием приготовят и привезут вам на стройку бетон в разумных количествах. А если нужно, то сдадут в аренду бетононасос, который подаст бетон прямо в заливаемые конструкции.

Вот только не стоит к выбору поставщика подходить на «авось» и заказывать у первых встречных. В любой местности есть заводы у которых уже брали бетон, просто поспрашивайте соседей и многое станет ясно.

Документы на бетон

Завод должен быть сертифицированным и на каждую партию бетона должен выдавать паспорт бетона — это основной документ, подтверждающий марку и объем бетона, привезенного вам на объект. Кроме марки, в паспорте указывается состав бетонной смеси по номеру, по которому можно будет узнать точную рецептуру в спорных моментах.

Если у завода нет документов или они не выдают такой паспорт, то связываться с таким заводом не стоит, даже если вы заливаете не ответственные конструкции. Все дело в том, что такие заводы нарушают законы, а значит и вас они тоже обязательно обманут.

Брать или не брать документы — это уже ваше дело. Но я считаю, что обязательно нужно взять и платежные документы, и паспорта на бетон, об этом я расскажу ниже.

Доставка бетона на стройку

Другой очень интересный момент — это количество миксеров и их состояние. Если автомобили старые, груши с огромным количеством бетонных наростов, то и налипание на грушу бетона будет существенным и вы потеряете часть бетона, который оплатили. А значит и деньги.

Особенно важно количество миксеров, которые вам будут возить бетон при заливки объемных конструкций – плит перекрытия или фундаментных плит. В принципе, в частном строительстве редко используются большие бетонные конструкции, а вот я на работе часто сталкиваюсь с большими объемами и мне очень критично сколько будет возить миксеров бетон.

Обязательно договоритесь перед покупкой бетона о доставке. Очень часто я слышу отзывы людей, что им заявляли одну цену, а при доставке на стройку требовали еще и за доставку заплатить. Так что сразу будьте готовы, что в рекламе вас слегка обманывали и показывали «базовую» цену без доставки, дескать «мы же не знаем куда вам везти бетон».

Читайте также:  Некачественный бетон - несколько советов как обезопасить себя от такой покупки

Оплата за бетон

Ну и по оплате хорошо бы договориться о оплате на месте по фактическим объемам. Но это не всегда возможно, так что придется какую-то часть денег внести в кассу сразу. Только перед внесением денег обязательно поглядите на бетонный узел и как грузят машины: если машины ездят часто, никто не простаивает, то это признак нормального завода. А вот если завод стоит, а водители курят, то очень может быть, что и бетон вы свой не дождетесь.

Сколько заказывать бетона

Стройка — это не аптека, и до миллиметра и грамма материалы не посчитаешь. А с бетоном все еще сложнее, чем с другими материалами из-за большого веса и объема заливки за один раз.

Как раз тот товарищ с youtube, который и сподвиг меня написать эти статьи о арматуре и бетона «срывал больше покровы» как обманывают плохие строители честных застройщиков.

Давайте разбираться вместе.

Сметный объем бетона

По правилам составления смет, бетон как работа считается по проекту согласно геометрическому объему конструкции. А вот расход бетона уже нормативно принимается в 101,5-102% от геометрического объема. Эти 1,5-2% являются трудноустранимыми потерями бетона при работе:

  • На прокачку бетононасоса уходит где-то 0,2-0,3м3;
  • По окончанию бетонирования в приемнике бетононасоса остается еще 0,3 м3 бетона;
  • При бетонировании обязательно чуть-чуть да разольют бетон;
  • Налипание на грушу миксера с каждой машины составляет где-то 0,2 м3 бетона.

Поэтому для этих потерь стоит заранее подумать куда деть этот бетон: залить столбы, залить дорожки или блоки.

Зная эти потери можно заказать нужное количество бетона.

Непредвиденный расход бетона

А вот то, что нигде не учтено, так это не предсказуемые расходы на бетон.

Бетон — штука тяжелая и опалубку выгибает очень легко. Поскольку частный застройщик для дома или гаража редко возьмёт в аренду инвентарную опалубку (да к ней еще и кран нужен), щиты опалубки делают из досок. И доски берут похуже, крепят как придется, изобретают свои «рац. предложения». Вот вся эта экономия и уходит боком при заливке.

Давайте посчитаем. Ленточный фундамент 10х10м со средней стеной и парой поперечных стен дает длину ленты (10 + 10) * 2 + 10 + 10 = 60 метров. Допустим, что глубина заложения фундамента 1 метр и цоколь над землей еще 60 см. Тогда площадь опалубки с одной стороны составит 60 * 1,6 = 96 м2. Если опалубку чуть-чуть выгнет даже в среднем на 5 мм, то получится уже перерасход 0,48 м3.

А ведь бетон еще и на землю льется. Земля уплотняется и получает перерасход еще и туда. При ширине нашей ленты 50 см и глубине в 1 см будет перерасход еще 0,3 м3.

Так что для ленты нужно будет заказывать не 48 м3, а уже 49 м3. Да еще и помнить про бетононасос с 0,5 м3 бетона, миксера. И получается, что заказывать нужно еще больше.

Возьмем другой случай – фундаментную плиту тех же 10 х10 м и толщиной 26 см (стандартная плита под частный дом). Геометрический объем будет 26 м3, уплотнится грунт на 1 см – еще 1 м3, потери на насос 0,5 м3 – итого нужно как минимум 27,5 м3.

Заливка бетона

Так что угадать, сколько же бетона нужно просто не возможно!

Заказываем бетон правильно

Поэтому на стройке всегда делается просто – заказывается бетон на геометрические размеры заливаемых конструкций, а затем договариваются с заводом на «отсечке» — кратной машине перед концом и дозаказе в последней машине. Таким образом, уже можно подсчитать сколько фактически нужно бетона и скорректировать заказ. Даже если был разлив бетона из-за опалубки, вы конструкцию зальете все равно.

Способы экономии бетона

Зная, куда может уйти «лишний» бетон, можно к этому подготовиться и продумать контрмеры.

При заливке плиты перекрытия мерку нужно выставить на 5-10 мм меньше. Обычно используют сваренный крест из арматуры, так вот от заостренной пики до нижней грани должно быть на 5-10 мм меньше. А вы должны строго следить, чтобы, когда рабочий меряет толщину бетона, он смотрел именно по нижней грани перекрестия, а не по верхней.

Точно так же при установке щитов стен сделать на 5 мм меньше запланированного размера. И не жалеть распорок и болтов!

Самая сложная экономия при заливке фундаментной плиты на землю. Как бы вы не трамбовали землю и подстилающие слои, все равно при заливке будет уходить уровень. Поэтому или смиритесь с этим, или делайте подбетонку из тощего бетона. Увы, в этом случае будет перерасход на подбетонку и овчинка не стоит выделки.

Зачем нужны бумаги от бетонного завода

Когда вы возьмете все документы на бетон, то отношение к вам будет другое – вам требуется точное количество и марка. Если вы думаете, что вам это не нужно, то вы глубоко ошибаетесь!

В мою бытность мастера у меня был случай, когда в зимних условиях прислал завод бетон и ошибся с противоморозными добавками. И залитый бетон даже на прогреве никак не схватывался 3 суток. Пришлось стены срубать, все 28 м3. Заводу предъявили претензию, и он бесплатно дал бетон на компенсацию этого бетона, арматуры и зарплаты рабочих.

Форма кубика для контроля качества бетона

Другой случай был когда самому заводу поставили не качественный цемент и при заливке плиты перекрытия последний миксер 7 м3 был с плохим бетоном, который не набрал проектной прочности. Пришлось вырубать кусок плиты и заливать заново. И опять завод оплатил свой косяк (а сколько он предъявил поставщику цемент — это уже его проблемы).

Думаю, что я убедил вас, что бумаги стоит брать. А уж если вы заливаете несколько ответственных конструкций, то стоит купить стандартные формочки для заливки кубиков — образцов бетона.

Как договариваться об оплате за монолитные работы

Правило здесь одно: договор по кубатуре, но по геометрической кубатуре конструкций. Тогда не будет соблазна у рабочих сделать «халтуру» или завысить объемы.

Хотя в частной стройке объемы маленькие и редко кто будет заниматься всякими «темными делишками», я расскажу о том, как можно обмануть заказчика строителями.

«Халтура» — это когда они сами заказывают бетон (прораб или бригадир) и заливают бетона меньше, а вы платите больше залитого. Достаточно установить опалубку чуть уже или подсыпать песка под фундамент и количество бетона уменьшится на требуемый объем.

Завысить объемы тоже могут легко – сделать заливку выше требуемой на плите перекрытия или чуть-чуть расширить (не докрутить) стены. И тогда бетона войдет больше.

«Выхлоп» от таких махинаций у частника 1-2 м3 по зарплате и при средней цене 2000 -2500 руб. за 1 м3 выигрыш будет около 5 000 рублей им, а заказчик переплатит уже под 12 тысяч рублей.

Поэтому сохранить деньги можно только одним способом – контроль и еще раз контроль перед заливкой. А все перерасходы кроме 2% на неустранимый отход отнести за счет бригады строителей. Это справедливо: накосячили с опалубкой или плохо утрамбовали основание – платите из своего кармана.

Доказать, что толщина стен выше заявленной проще простого: достаточно в отверстия от болтов вставить проволоку и замерить её. Плиту перекрытия можно пролить водой и увидеть все ямы и бугры, а уж затем в буграх просто просверлить перфоратом и замерить толщину точно так же. А вот уже фундаментную плиту сверлить уже нельзя.

Заключение

Как видите, точно заказать бетон можно, нужно лишь держать в голове некоторые тонкости монолитного строительства. А уж уберечь кошелёк и подавно. Главное вооружиться знаниями и пристально смотреть за рабочими. Не ленитесь лично проверить нивелиром или гидроуровнем отметки земли или плиты, замерить диагонали выставленных стен и их толщину.

Похожие статьи

Как посчитать стоимость железобетонного перекрытия самостоятельно

Как сделать монолитное перекрытие своими руками

Как я утеплял перекрытия на чердаке дома

06 июля 2014 17 сентября 2017

3 Comments on “Как правильно заказать бетон на стройку”

Строителю необходимо учитывать несколько параметров, заказывая бетон. Цена с доставкой будет зависеть от выбранной марки, способа перевозки, используемого оборудования. Для его перевозки необходимо специальное оснащение, которым располагают далеко не каждые транспортные компании. Также необходимо располагать четкими данными о высоте и ширине подъездов и ворот на объекте, чтобы правильно спланировать процесс доставки бетона на стройку.

Что лучше, купить или приготовить бетон.
Если в небольших объемах, то лучше купить.

Если много бетона, если сделаете сами, то много сэкономишь и получишь качественный бетон. Как?
Берем ведро 10л., насыпаем щебень. Тот щебень, из которого будем делать бетон.
Затем измеряем объем пустот в ведре с щебнем — заливаем воду до тех пор, пока не поднимется уровень воды до верха щебня.
Допустим, залили 4 литра.
Значит на этот щебень нам нужно будет 4 л. песка.
Затем также измеряем пустоты в песке. Берем 4 л. песка и заливаем водой.
Если вошло 1,5л., значит нам надо 1,5л. цемента.
А вы сколько цемента кладете? На глаз. Значит денег много — ума мало.
Как самим приготовить большое количество бетона.
Все рекомендуют вдухвальный смеситель, т.к. он лучше промешивает.
У меня один вал в смесителе. Горизонтальный. От него трубы (типа спицы). На концах спиц — лопатки резиновые под 45 градусов. Сделал сам. Детали заказывал на заводах.
Да, он промешивает несколько хуже, чем двухвальный, но ….
мой смеситель, это уже и токрерт-пушка и пневматический бетононасос.
Замешал, открыл вентиль воздуха и подал на высоту до 100м.
Проверял на дымовых трубах. Именно для строительства дымовых труб и сделал себе такую мешалку — пушку.
На строй площадке такая мешалка — насос гораздо выгоднее. Не надо платить за миксера и заказывать бетон с избытком. Сколько надо, столько и замешал.
Не нужен бетононасос. Компрессор то дешевле.
Это будущее технологии строительства.
Потому, что если и есть непромесы, то они микроскопические.
Поясню подробнее на подготовке глины для керамики.
Укладывают глину в террикон слоями. А через пару лет из террикона берут слои, перпендикулярные слоям укладки. Ну как торт Наполеон режут поперек слоев.
Так вот и у меня. При укладке с инерционным упрочнением, когда из сопла смесь впечатывается в стенку односторонней опалубки, происходит сдвиг частиц. И инерционное уплотнение и микропромесс дополнительный.
Кроме того, только что замешанная смесь в моей мешалке, является активированной и прочность бетона их ПЦ 400 составляет 50 МПа (на сжатие).
Вот и думайте, сколько цемента можно экономить при правильно обученном персонале.
А вот чтобы постоянно подавать бетон, надо иметь на строй площадке 3 таких смесителя.
Скорость подачи 60 л. в минуту. 300 литров выдаст за 5 минут. Пока выдает, две другие мешалки замешивают.
Описание здесь

Не нужно спамить, да еще и так идиотски! Никогда самомесный бетон не будет прочнее покупного при равном количестве материала. Тупо из-за того, что водоцементное отношение на стройке соблюсти очень сложно и воды будет БОЛЬШЕ, а значит нужно будет КЛАСТЬ БОЛЬШЕ ЦЕМЕНТА. А взять ПРАВИЛЬНЫЙ песок, ПРАВИЛЬНЫЙ гравий и цемент, да еще и по розничным, а не оптовым ценам и овчинка не стоит выделки!

Как заказчику проконтролировать качество бетона в процессе его производства

Как снизить себестоимость куба бетона на 1000 рублей при производстве ЖБИ?

? Время чтения: 15 минут

? При покупке бетона для проведения строительных работ заказчиков волнует вопрос — как определить, что поставленная бетонная смесь качественная и соответствует заявленным характеристикам?

При несоблюдении технологии производства бетона дальнейшая эксплуатация может выявить дефекты, влияющие на срок службы строения и на его прочности. Проще говоря, бетон может пойти трещинами или начать крошиться. Два самых распространенных нарушения — излишнее содержание воды или недостаточная подвижность бетонной смеси.

⚠️ Важно также убедиться, что на стройку поставили бетон именно нужной марки. Определить это “на глаз” человеку, который не работает с бетоном, практически нереально.

Качество бетона как итогового продукта зависит от качества компонентов бетонной смеси, соблюдения технологии изготовления бетона, соблюдения технологии укладки, правильности ухода за бетоном в процессе твердения. Если за последние пункты несут ответственность исполнители работ, то вся ответственность за первые два ложится на производителя бетона.

Как говорится: “Хочешь, чтобы работа была сделана хорошо — сделай ее сам”. Так и тут: самый простой и вместе с тем надежный способ убедиться в качестве бетонной смеси — сделать ее самостоятельно на строительной площадке. Только в этом случае не возникнет вопросов о том, какие инертные материалы были использованы, не превышено ли содержание воды в смеси, выдержана ли рецептура бетона.

Читайте также:  Коротко о ДВП

Выбор марки бетона обусловлен техзаданием и прописан в условиях договора поставки. Основных документов, подтверждающих качество бетонной смеси, два. Это паспорт качества и сертификат соответствия. Форма и содержание паспорта качества регулируется ГОСТом 7473-2010 “Смеси бетонные. Технические условия”.

?? Сертификация бетона по российскому законодательству не обязательна.

Наиболее значимые данные в паспорте бетона согласно ГОСТу:

  • дата поставки;
  • время отгрузки;
  • вид бетонной смеси (условное обозначение);
  • состав;
  • объем в куб.м;
  • марка бетона;
  • наибольшая крупность заполнителя, мм;
  • проектный класс бетона по прочности и требуемая прочность бетона в партии;
  • наименование, масса добавки;
  • сохраняемость свойств бетонной смеси.

В паспорте качества обязательно указываются реквизиты компании-изготовителя.

Паспорт качества на бетон предоставляется по партиям.

Партия — бетонная смесь одного номинального состава, приготовленную из одних и тех же материалов по единой технологии.

При заказе бетона заданного качества заказчик имеет право запросить у производителя данные о качестве материалов и составу и результаты предварительных испытаний данной смеси и бетона по всем интересующим показателям (так называемую карту подбора состава бетона).

В сертификате соответствия содержатся сведения о прочности бетона в проектном возрасте. Эти данные получены в результате испытаний, на проведение которых потребуется 28 суток. Результат производитель обязан сообщить потребителю по требованию не позднее чем через 3 дня по окончании этого срока.

Качество бетонной смеси проверяется в лаборатории. У крупных бетонных заводов есть свои лаборатории, осуществляющие непрерывный контроль за качеством исходных материалов, качеством смеси, прочностью полученного бетона.

Требования к оборудованию и персоналу лабораторий регулируются ГОСТом. Оборудование лаборатории обычно включает лабораторные (испытательные) прессы, лабораторные бетоносмесители, оборудование, предназначенное для сушки и термообработки, вибростолы и многое другое. При помощи этого оборудования можно определить такие свойства, как прочность бетонных образцов и конструкций на сжатие, морозостойкость, водонепроницаемость, теплопроводность.

Существуют разрушающие и неразрушающие способы проверки бетона на прочность. Первые являются более точными, но требуют отбора образцов для лабораторной проверки.

Образцы представляют собой бетонные кубики или цилиндры, размер которых регулируется ГОСТом 10180-2012 “Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам”

Необходимое количество образцов, сроки и параметры исследования и трактовка результатов подробно расписаны в данном ГОСТе.

⌛ Бетон набирает прочность не сразу, а через некоторое время. Ключевыми являются сроки в 7 дней, когда прочность бетона достигает примерно 70% от проектной, и 28 дней, когда бетон приобретает максимальную прочность. Именно в эти дни проводятся испытания образцов.

Бетонные кубики/цилиндры подвергаются воздействию пресса с непрерывным увеличением нагрузки, в результате чего разрушаются. Уровень нагрузки, необходимый для разрушения образца, фиксируется и используется для расчета фактического показателя прочности.

Неразрушающие методы предполагают проверку бетонных конструкций на стройплощадке без отбора образцов.

Методы неразрушающего контроля:

  • отрыв со скалыванием;
  • метод упругого отскока;
  • ударно-импульсный метод;
  • ультразвуковой метод (считается самым универсальным);
    и другие.

Проверка проходит быстро, но вот провести ее можно будет не раньше 28 дней с момента заливки, когда бетон наберет проектную прочность.

Существует множество ручных приборов, которые могут оценить различные параметры бетонных и железобетонных изделий: степень коррозии арматуры в бетоне, качество армирования железобетонных изделий, наличие пустот, трещин и дефектов в бетоне, прочность и однородность бетона, влажность бетона (или инертных материалов для его производства) и пр.

Если заказчик сомневается в результатах экспертизы лаборатории поставщика, или же просто хочет перестраховаться и получить результат полностью независимой экспертизы, но можно договориться с независимой лабораторией о проверке.

Обычно лаборатории предоставляют следующие услуги:

  • прием бетона на стройплощадке с проверкой соответствия заявленной марке. Для этого проводится забор бетона из миксера и путем быстрых тестов проверяются основные параметры смеси.
  • забор образцов для проведения экспертизы при помощи разрушающих методов.
  • обследование бетонных конструкций при помощи неразрушающих методик на строительной площадке.

Стоимость работ варьируется от нескольких сотен до пары тысяч рублей за пробу. Первоначально следует определиться с необходимым объемом работ, а потом заключить договор с лабораторией.

По результатам проверки лаборатория предоставит протокол испытаний. Если бетон не соответствует заданным параметрам, то с этими бумагами можно идти в суд.

Как известно, судебный процесс может затянуться, и получить компенсацию с завода или подрядной организации, возможно, будет непросто. Кроме того, подобный исход дела потянет за собой дополнительные не только временные, но и денежные затраты.

Избежать этих проблем поможет использование автобетоносмесителя для самостоятельного изготовления бетонной смеси на строительной площадке ((например, бетоносмесители CARMIX итальянского производства).

Выбор такого способа производства имеет несомненные преимущества:

  • исключается подмена требуемой марки бетона на более низкую;
  • качество инертных материалов контролируется заказчиков;
  • соблюдение рецептуры бетона;
  • производство бетона в необходимом объеме;
  • изготовление бетона в нужные сроки;
  • сокращение расходов на доставку бетона;
  • не требуется добавление пластификаторов для увеличения подвижности смеси при длительной транспортировке;
  • качество бетонной смеси не пострадает из-за долгой транспортировки

В бортовой компьютер автомобильного бетоносмесителя CARMIX можно загрузить до 99 рецептов бетонной смеси. Заказчику остается только убедиться в качестве поставленных инертных материалов. После выбора нужной марки бетона, CARMIX сам подскажет необходимое количество компонентов для заданного объема смеси. Удобный процесс загрузки позволяет контролировать вес загруженных материалов и четко следовать заданной рецептуре бетона.

По результатам каждого замеса бортовой компьютер печатает чек с информацией, который по содержанию соответствует паспорту качества бетона, предоставляемому заводом-производителем.

Экспертизу полученного бетона можно заказать в независимой лаборатории, чтобы убедиться в качестве произведенного бетона.

Что надо знать о транспортировке товарного бетона?

Вопрос: Как правильно выполнять транспортировку бетонной смести к месту строительства? Какие нужно знать нюансы, чтобы получить на объект качественную смесь?

Правильная транспортировка и разгрузка товарного бетона

При строительстве гражданских и промышленных зданий (сооружений), расположенных в черте больших городов или в их пригороде осуществляют с помощью товарного бетона, который заказывают на предприятиях-изготовителях бетона.

На большие расстояния (более 70 км) не эффективно осуществлять доставку бетона, так как его стоимость очень высокая за счет дальней доставки. На строительную площадку товарный бетон может доставляться с помощью автосамосвалов или автобетоносмесителей (в народе их называют «миксерами»).

Основное требования к бетону при его транспортировке является сохранение его основных свойств (проектной марочной прочности, подвижности и однородности) и недопущения расслоения смеси.

Транспортирования бетонной смеси с помощью автосамосвала может быть оправдана на небольшие расстояния (максимум на 15 км, с учетом хорошего качества дорожного покрытия), так как при этом, часто бетонная смесь расслаивается и требует дополнительного перемешивания непосредственно перед самой укладкой.

Доставка бетонной смести автобетоносмесителями

Кратко рассмотрим, что собой представляют автобетоносмесители, фото 1.

Как выше уже отмечалось, транспортировка товарного бетона осуществляется автобетоносмесителями, которые позволяют сохранить основные свойства бетона в течение его перевозки. Все автобетоносмесители изготовлены на базе грузовых машин «КАМАЗ», «КРАЗ», «MERSEDEC» и др. На машинах устанавливают емкость бочкообразной формы различного объема, оборудованной внутри лопастями для перемешивания бетонной смеси с помощью двигателя.

Фото 1. Автобетоносмесители

Все автобетоносмесители имеют свою классификацию, по таким признакам:
  • тип привода барабана: механический или гидравлический;
  • направления разгрузки: разгрузка «вперед» или «назад»;
  • тип двигателя смесителя: автономные и «двигатель на шасси».

Достоинства доставки бетона автобетоносмесителями

Использование автобетоносмесителей для доставки бетонной смеси обладает целым рядом преимуществ:

  • бетонную смесь можно непосредственно приготовить в автобетоносмесители во время пути к строительной площадке (в барабан загружают сухую смесь всех компонентов бетона, а затем при приближении к строительному объекту добавляется нужное количество воды и путем перемешивания приготовляется «свежая» бетонная смесь). Такой способ увеличивает время обеспечения подвижности бетонной смеси и допустимое расстояние транспортировки (100…200 км);
  • обеспечивает однородность бетонной смеси и предотвращает ее от расслоения;
  • сохраняет бетонную смесь от атмосферных воздействий: солнечных лучей, ветра, осадков и т.д.;
  • объем бетонной смеси, которую можно перевезти с помощью одного автобетоносмесителя составляет 3…12 м 3 ;
  • некоторые автобетоносмесители оборудованы дополнительной разгрузочной трубой, длиной до 8 метров, что позволяет разгружать бетонную смесь в труднодоступных местах.

В зависимости от вида бетонной смеси и окружающей температуры воздуха длительность транспортировки не должна превышать 45 мин, и для некоторых бетонов до 1,5 часа. После этого времени бетон начинает схватываться, что приводит к невозможности нормальной укладки и значительному снижению прочности бетона. Автобетоносмесители способны работать при температуре от 0 ○ С до +40 ○ С, а некоторые виды даже при температуре от –17 ○ С.

Разгрузка бетонной смеси

Бетонная смесь может по разному подаваться к месту бетонирования, и это зависит от вида конструкции, его высоты относительно уровня земли, свойств бетонной смеси и объема производимых работ. Разгрузка бетона на строительной площадке может осуществляться несколькими способами:

  1. Если конкретный объект или элемент бетонирования находится в таком месте, что легко может подъехать автобетоносмеситель, то тогда разгрузка может происходить непосредственно с миксера по лоткам, фото 2.

Фото 2. Разгрузка бетонной смеси непосредственно с автобетоносмесителя

  1. Если строительный объект или элемент бетонирования находится в труднодоступном месте для миксера, тогда бетонную смесь перегружают с автобетоносмесителя в бадью или бетононасос, а затем подают в указанное место, фото 3 и 4.

Фото 3. Бадьи для подачи бетонной смеси и бетонирования

Фото 4. Бетононасосы

Также, когда объект бетонирования находится ниже уровня земли (котлован), тогда вначале происходит перегрузка в бадью, а затем по вибролотку непосредственно в блок бетонирования. Если блок бетонирования находится на высоте, бетон разгружается в бадью, а затем с помощью подъемных кранов подают в нужное место. Бадью заполняют на 0,9…0,95% от общего объема. Емкость бадьи обычно может быть следующей: 0,3; 0,6; 0,8; 1,0 м 3 .

  1. Подача бетонной смеси с помощью бетоноукладчиков – эффективно применяется для монолитного строительства фундаментов небольших размеров. Бетоноукладчики – это самоходные машины, которые принимают на себя бетонную смесь и подают ее в нужное место в нужном количестве, фото 5.

Фото 5. Бетоноукладчики

При разгрузки бетона необходимо придерживаться следующих требований:
  1. Допускается скидывать бетонную смесь с высоты не более 2 м, в противном случае большая вероятность расслоения смеси (тяжелый щебень опускается вниз, а более легкий цементный раствор подымается вверх).
  2. При необходимости подачи бетонной смеси на глубину 10 м – следует использовать вертикальные звеньевые хоботы, а при более 10 м – использовать виброхоботы.
  3. При необходимости подачи бетонной смеси на высоту используют подъемные краны с помощью бадьи или поворотных ковшах-бадьях. Максимальная высота разгрузки бадьи с свободным падением бетонной смеси до поверхности не должна превышать 1 м.
  4. При больших объемах целесообразнее применять бетононасосы или пневмотранспортного оборудования, фото 6. Пневмотранспортная установка позволяет под давлением подавать бетон до 200 м по горизонтали и до 35 м по вертикали, производительность составляет 10…20 м 3 /ч.

Фото 6. Пневмотранспортная установка для подачи бетонной смеси

Как правильно заказать бетон для строительства?

При заказе товарного бетона необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

  1. Заказывать бетон необходимо только в надежных, проверенных предприятий-изготовителей. В этом случае практически всегда работает правило: «Скупой платит очень дорого». В этой связи рекомендуем изучить строительные интернет-форумы вашего региона для поиска отзывов о производителях бетона.
  2. Необходимо точно согласовать с предприятием-изготовителем на основании проектной документации, какими свойствами должен обладать требуемый бетон (вид бетона, проектная прочность, подвижность или жесткость бетонной смеси, скорость набора прочности, при необходимости марку по морозостойкости или водопроницаемости, наличие противоморозных добавок и пр.).
  3. Уточнить объем и габариты автобетоносмесителя и проверить, возможен ли подъезд миксера непосредственно к требуемому месту на строительной площадке. Обязательно надо учесть вес миксера с бетонной смесью (может достигать до 35 тонн) при проезде и маневрировании на строительной площадке (особенно это опасно вблизи котлованов и траншей).
  4. У изготовителя обязательно требовать паспорт бетона, где указывается основные характеристики и объем бетонной смеси.
  5. Для избегания неприятностей, рассчитать дополнительно для себя, примерную длительность доставки от изготовителя на объект, с учетом «пробок» на дорогах и периода «час пиков».
  6. Необходимо тщательно подготовиться к разгрузке и укладке бетонной смеси, т.к. предприятия-изготовители дают 30…60 минут на разгрузку миксера, а за простой и сверхурочное время требуют дополнительную оплату.

И на конец, приведем таблицу из ГОСТ 7473-94 «Смеси бетонные. Технические условия» по максимальной продолжительности транспортировки бетонной смеси, табл. 1.

Правильная транспортировка бетонной смеси

Максимально допустимая продолжительность транспортирования бетонных смесей, готовых к употреблению, при температуре воздуха от 20°С до 30°С (при температуре смеси 18-20°С)

Марка смеси по удобоукла-дываемости

Вид дорожного покрытия

Средняя скорость транспортирования, км/ч

Продолжительность транспортирования, мин

Ссылка на основную публикацию