Система байпас

Байпас в системе отопления: зачем он нужен + как его установить

Через байпас в системе отопления современного дома монтируют все ее ключевые элементы. Это простое инженерное решение облегчает обслуживание и ремонт подключаемого к магистрали оборудования. А еще повышает эффективность и экономичность обогрева, что совсем неплохо, не правда ли?

Хотите добавить в систему отопления байпас, но не знаете как это правильно сделать? Мы поможем вам справиться с задачей – в статье рассмотрено предназначение этого элемента отопительной системы и ключевые моменты его монтажа.

Наглядные фото и доступные рекомендации помогут справиться с самостоятельной установкой байпаса даже новичку. В дополнение подобраны видоролики, демонстрирующие пошаговый процесс сборки обводного участка.

Что представляет собой байпас?

Байпас, или байпасный обвод – это трубопровод, который служит для организации протока теплоносителя в обход определенного участка отопительной магистрали, либо параллельно ему.

Чаще всего на этом участке установлено какое-либо оборудование. Один конец обводной трубы подключают к подводящему патрубку, второй – к отводящему.

Между байпасом и входным отверстием огибаемого прибора устанавливают запорную арматуру. Она позволяет полностью перенаправить поток воды по альтернативному пути, либо регулировать количество поступающей к устройству жидкости.

Для возможности полного отключения оборудования устанавливают кран и на отводящем патрубке – между выходным отверстием прибора и байпасом.

Разновидности байпасов системы отопления

Запорная арматура устанавливается не только на входном и выходном патрубке, но и на самом байпасе.

В зависимости от вида используемого устройства различают три вида обходных труб:

  • нерегулируемые;
  • с ручным управлением;
  • автоматические.

Каждый из видов имеет свои особенности конструкции и применения.

Вид #1 — нерегулируемый обводной патрубок

Неуправляемый байпас в системе отопления представляет собой обычную обходную трубу без какого-либо дополнительного оборудования.

Просвет трубы постоянно открыт и движение жидкости по нему происходит в неуправляемом режиме. Основное применение такие байпасы находят при подключении радиаторов.

При проектировании системы отопления следует учитывать, что жидкость пройдет по пути с наименьшим гидравлическим сопротивлением.

Поэтому диаметр проходного сечения нерегулируемого байпаса, установленного вертикально, должен быть меньше, чем диаметр проходного сечения основной магистрали. Иначе под действием силы тяжести движущийся в системе теплоноситель уйдет в расположенный ближе байпас.

В горизонтальной разводке отопления действуют другие законы. Горячая среда стремится подняться вверх, так как имеет меньший удельный вес.

Поэтому байпас нижней разводки обычно делают равным основной магистрали, а отходящий к радиатору патрубок – меньше.

Вид #2 — управляемый вручную байпас

Обходной патрубок с установленным шаровым краном называется ручным байпасом. Кран такого типа является наиболее подходящим для обходного пути, поскольку в открытом состоянии не уменьшает внутренний просвет трубопровода.

Следовательно, он не создает дополнительное гидравлическое сопротивление движению жидкости.

Применение запорного устройства позволяет регулировать количество жидкости, проходящей через обвод. Если кран закрыть полностью, то весь поток пойдет по основному пути.

Следует учитывать, что если рабочие элементы шаровых кранов имеют свойство прикипать друг к другу, если устройство не используется. Поэтому такой кран следует периодически поворачивать, даже если в этом нет необходимости.

Сфера применения регулируемых вручную байпасов в системе отопления – подключение радиаторов однотрубной магистрали и обвязка гидравлических насосов.

Вид #3 — автоматический вариант байпаса

Автоматический байпас устанавливается в обвязке насоса гравитационной системы отопления. Теплоноситель в такой магистрали может циркулировать по контуру без перекачивающего агрегата.

Электрический нагнетатель устанавливается в систему для увеличения скорости движения жидкости, что способствует меньшим теплопотерям, равномерному прогреву помещений, увеличению КПД системы.

Перенаправление потока жидкости в насосной обвязке с автоматическим байпасом происходит без участия человека. При работе насоса теплоноситель идет через агрегат, а байпас перекрывается.

Если же насос останавливается, вследствие поломки или отключения электроэнергии, то теплоноситель идет через байпас. Обездвиженная крыльчатка агрегата ограничивает или полностью перекрывает поток.

Автоматические байпасы бывают двух видов:

В первом случае в обходной патрубок монтируют обратный шаровой клапан, который создает наименьшее гидравлическое сопротивление и практически не препятствует прямому движению жидкости в самотечном режиме.

При включении насоса скорость потока увеличивается. Теплоноситель из выходной трубы поступает в магистраль и расходится в обоих направлениях.

Дальше по контуру он движется беспрепятственно, а при перемещении в обратную сторону натыкается на обратный клапан.

Поскольку гидравлическое давление со стороны выходного патрубка выше, чем со стороны входного – шарик плотно прижимается к седлу клапана и полностью перекрывает просвет трубопровода.

Недостатком клапанного байпаса является его чувствительность к чистоте воды. Попадание загрязнений – хлопьев накипи, ржавчины, окалины – приводит к его выходу из строя.

Инжекционный байпас работает по принципу гидроэлеватора. В основную магистраль большого диаметра вваривается насосный узел, устроенный на трубопроводе меньшего диаметра. При этом входной и выходной патрубки имеют продолжение внутри трубопровода магистрали.

При включении насоса часть потока поступает в диффузор входного патрубка, проходит через агрегат и ускоряется.

Выходной патрубок имеет небольшое сужение и представляет собой сопло, через которое жидкость под давлением выбрасывается в основную магистраль с большой скоростью.

Позади среза выходного патрубка (по ходу движения теплоносителя в магистрали) создается область разряжения. За счет этого затягивается жидкость из байпаса. Вылетающая под напором струя увлекает за собой окружающую среду, передавая ей кинетическую энергию.

Таким образом весь поток с ускорением устремляется дальше по магистрали. Такое направленное движение жидкости исключает возникновение обратного потока.

Если насос не работает, то теплоноситель спокойно проходит через байпас в режиме естественной циркуляции.

Импульс движению теплоносителя магистрали с инжекционным байпасом дает энергия струи воды. Такое устройство не боится небольшого загрязнения теплоносителя, поскольку не имеет приборов с точно подогнанными деталями (шарик-седло)

Назначение обводного трубопровода

Основное назначение байпасного участка – сохранение циркуляции в магистрали отопления в случае поломки подключенного агрегата или отключения электричества.

[adinserter name=”mobile: вставка в тексте – 5″]

Любой прибор, подключенный через байпас, можно отсоединить от гидравлической магистрали простым перекрытием двух кранов – на входе и выходе. После этого весь поток теплоносителя пойдет по обходной трубе.

Прибор, отключенный от магистрали, спокойно ремонтируют или выполняют плановое обслуживание. Можно полностью отсоединить его и заменить новым. При этом не понадобится останавливать работу системы и сливать весь теплоноситель.

[adinserter name=”desktop: вставка в тексте – 3″]

В системе индивидуального отопления байпас применяют в следующих случаях:

  1. Врезка радиаторов в однотрубную магистраль;
  2. Обвязка [link_webnavoz]циркуляционного насоса;
  3. Подключение распределительного коллектора при устройстве водяных теплых полов;
  4. Организация малого контура циркуляции при использовании твердотопливного котла.

В зависимости от места применения, байпасное подключение имеет свои особенности.

Ситуация #1 — для радиатора отопления

Подключение радиаторов через байпас проводят только в однотрубной системе.

Для двухтрубной системы и коллекторной разводки врезка обводных патрубков не имеет смысла. Батареи отопления в них подключены параллельно и к каждой поступает вода одинаковой температуры непосредственно из подающей магистрали.

Выход из строя одного из отопительных контуров, при наличии отсекающих кранов, не влияет на работоспособность остальной системы.

В однотрубной системе, вследствие последовательного подключения теплоотдающих элементов, происходит охлаждение воды по мере прохождения контура. Чем выше теплоотдача батареи, тем более холодной будет жидкость на выходе.

Если в однотрубной разводке не предусмотрены байпасы, то первый радиатор заберет максимальное количество тепла и будет чересчур горячим, а через последний пойдет слегка теплая вода.

Соединение подачи и обратки перемычкой возле каждой батареи разделяет поток на две части. Одна идет к радиатору и отдает тепловую энергию.

Вторая, сохраняя температуру, течет по обводу и соединяется на выходе с потоком из батареи отопления. Таким образом удается донести достаточное количество тепловой энергии даже до последних в цепи радиаторов.

Ситуация #2 — при подключении насоса

Подключать циркуляционный насос через байпас имеет смысл только в системе, приспособленной под самотечное движение воды.

Должен быть устроен разгонный коллектор, соблюдены необходимые уклоны и достаточные диаметры труб. Циркуляционный насос в такой магистрали устанавливается для повышения ее эффективности.

Если же система отопления изначально задумана, как принудительная, то при отключении электричества или поломке насоса она не сможет функционировать в любом случае.

Теплоноситель не будет циркулировать без перегоняющего агрегата. Поэтому в такой магистрали насос устанавливают без байпаса – на прямой линии.

Особенностью подключения насоса через обвод является возможность появления противотока в байпасе и возникновения замкнутого контура циркуляции по кругу байпас-насос.

Поэтому в обходном патрубке должна быть вмонтирована запорная арматура – шаровой кран или обратный клапан.

При работающем насосе такое оборудование полностью перекрывает просвет байпасной трубы (клапан – автоматически, кран – вручную). Если насос останавливается, то байпас открывается и происходит конвекционное движение теплоносителя.

Исключение составляет инжекционный байпас, конструкция и принцип действия которого исключает обратное движение жидкости.

Ситуация #3 — при монтаже водяных теплых полов

Обводная линия при подключении теплых полов является частью смесительного узла. Поэтому она используется постоянно, и без нее напольный обогрев не будет нормально функционировать.

Вода в подающей магистрали может достигать 80 °C, а в контуре теплого пола – она не должна превышать 45 °C. Для подготовки теплоносителя используется смесительный узел с трехходовым клапаном, который пропускает лишь необходимое количество горячей воды.

Остальной поток идет по байпасу, смешивается с выходящей из коллектора охлажденной водой и идет далее по магистрали к котлу.

Ситуация #4 — в магистрали с твердотопливным котлом

С помощью байпаса в обвязке твердотопливного котла формируют малый контур циркуляции теплоносителя. Обвод подключают к подающему трубопроводу с максимально нагретым теплоносителем с одной стороны, и к установленному на обратке трехходовому клапану с другой.

Клапан смешивает охлажденную воду, идущую от теплоотдающих контуров, с горячим теплоносителем из байпаса. К котлу пропускается жидкость, температура которой не ниже 50 °C.

Такая обвязка необходима при использовании твердотопливного котла, так как при поступлении холодной воды в котел на стальных стенках топки образуется конденсат. Это приводит к возникновению коррозии и быстрому выходу нагревательного агрегата из строя.

Через байпасный обводной участок в смесительный клапан поступает горячая вода для нагрева поступающей из системы жидкости до температуры, исключающей образование конденсата и коррозии на стенках котла

Ситуация #5 — при монтаже обводных труб

Установка байпаса разных типов в систему отопления имеет свои особенности.

При подключении радиаторов:

  • Диаметр обводной трубы выбирается на размер меньше основного трубопровода;
  • Перемычку следует устанавливать как можно ближе к радиатору;
  • Запрещено ставить кран на байпас в многоквартирных домах.

Монтаж байпаса радиатора можно проводить как при устройстве новой системы отопления, так и при модернизации уже существующей. Для этого подготавливаются патрубки соответствующих диаметров, два тройника и запорная арматура.

На входном патрубке устанавливают один из вариантов устройств:

  • шаровой кран, который не создает сопротивления и позволяет пропускать весь проходящий поток;
  • вентиль – для ручной регулировки объема теплоносителя;
  • сочетание шарового крана и автоматического терморегулятора – количество воды, проходящей к радиатору, регулируется без участия человека.

На выходной патрубок устанавливают шаровой или запорный кран.

Элементы соединяют между собой на сварку или резьбу. В любом случае следует обеспечить полную герметичность стыков, после сборки провести испытание и исключить протечки.

При подключении насоса байпас чаще всего является частью основной линии. Поскольку он обеспечивает течение теплоносителя в режиме естественной циркуляции, то ни в коем случае нельзя сужать его внутренний диаметр.

Насос устанавливается на обходной трубе, диаметр которой может быть меньше или равным диаметру основной магистрали. Тонкости правильной установки циркуляционного насоса рассмотрены в другой нашей статье.

Для установки проще приобрести готовый насосный узел необходимого размера и конфигурации. Это обеспечит правильное положение всех элементов и надежность соединений.

Однако и самостоятельное изготовление развязки перекачивающего агрегата не представляет сложности, если соблюдать некоторые правила.

Насос следует сориентировать таким образом, чтобы ось крыльчатки располагалась горизонтально, а крышка клеммной коробки смотреть вверх.

Так обеспечивают свободный доступ к клеммам, к которым подключают питание, и исключают попадание жидкости на них, если возникнут протечки.

В байпасный участок монтируют качественный обратный клапан или шаровой кран, чтобы обеспечить полное прохождение потока через насос и исключить возникновение обратного движения жидкости по обводу.

Выводы и полезное видео по теме

Ошибки в монтаже байпаса радиатора, которые приводят к плохому прогреву теплоотдающего элемента:

Почему нельзя устанавливать запорный кран на байпасе радиатора в многоквартирном доме:

Как собрать обводную трубу с насосом таким образом, чтобы было удобно разбирать уже установленное и подключенное изделие и проводить плановое обслуживание элементов и ремонт:

Несложное инженерное решение – байпас – позволяет сделать систему отопления наиболее эффективной и добиться комфортного теплового режима во всех помещениях.

Поломка отдельных элементов магистрали или отключение электричества не доставит больших проблем. Теплоноситель будет циркулировать по магистрали и в доме будет тепло.

Вы занялись самостоятельным монтажом байпаса и хотите кое-что выяснить? Можно задать свои вопросы в комментариях к этой статье.

Или у вас имеется положительный опыт сборки? Поделитесь им, пожалуйста. Возможно кому-то из домашних мастеров удастся избежать ошибок благодаря вашим рекомендациям.

Как установить байпас в систему отопления – варианты и правила установки

В современном строительстве при обустройстве отопительных систем обязательно используется байпас. Данный элемент существенно упрощает обслуживание и ремонт любых элементов системы отопления, а также оказывает положительное влияние на эффективность и экономичность отопления. В данной статье речь пойдет о том, как правильно установить байпас в системе отопления.

Устройство байпаса

Байпас – это обводная часть трубопровода, которая обеспечивает продвижение теплоносителя по траектории, минующей определенный участок магистрали. Один край обвода подключается к подающему патрубку, а второй – к обратному. На байпасе обычно устанавливаются различные элементы отопительной системы, например, насосы.

В точке соединения байпаса и входного патрубка устройства, которое необходимо обойти, монтируется запорная арматура. Ее наличие дает возможность направить ток жидкости параллельно самому прибору и регулировать интенсивность подачи теплоносителя. На обратном патрубке тоже устанавливается кран, который позволяет исключить участок трубопровода из системы без необходимости ее остановки.

Виды байпасов для отопления

При монтаже байпаса запорная арматура устанавливается не только на патрубках подключаемого устройства, но и на самом байпасе. Тип используемой арматуры позволяет классифицировать несколько видов байпасов, каждый из которых подходит для определенных условий эксплуатации.

Существуют следующие виды байпасов:

  • Нерегулируемые;
  • С ручным управлением;
  • Автоматические.

Характеристики устройств с разным типом запорной арматуры имеют существенные отличия, поэтому перед тем, как установить байпас в систему отопления, нужно внимательно рассмотреть каждую разновидность.

Нерегулируемый байпас

Устройство нерегулируемых байпасов представляет собой простую трубу, не имеющую какого-либо оборудования. Труба постоянно находится в открытом состоянии, и жидкость по ней перемещается произвольно, то есть, возможность влиять на интенсивность тока воды отсутствует. Нерегулируемые обводные трубы чаще всего используются для подключения отопительных приборов.

Проектируя отопительную систему, нужно обязательно учитывать тот факт, что вода всегда двигается в первую очередь по тем участкам, где величина гидравлического сопротивления минимальна. В случае с байпасом это означает, что внутренний диаметр его вертикального участка должен быть меньше внутреннего сечения магистрального трубопровода. Если это требование не будет соблюдаться, то теплоноситель попросту будет тяготеть к байпасу.

При проектировании горизонтальной разводки отопления работают другие правила, которые нужно учитывать перед тем, как сделать байпас в систему отопления. Разогретый теплоноситель имеет пониженный удельный вес и всегда пытается двигаться вверх. Чтобы система могла работать нормально с учетом этого правила, диаметр нижней части байпаса должен совпадать с диаметром магистрали, а сечение патрубка, ведущего к радиатору, должно быть меньше.

Байпасы с ручной регулировкой

Байпасы, которые настраиваются вручную (ручные байпасы), оснащаются шаровыми кранами. Использование шаровых кранов обуславливается тем, что они совершенно не меняют пропускную способность трубопровода при переключении, поскольку гидравлическое сопротивление в системе не меняется. Это качество делает шаровый кран оптимальным вариантом для байпаса.

Запорная арматура такого типа позволяет регулировать объем жидкости, который проходит через обводящий участок. При закрытом кране теплоноситель в полном объеме двигается по основной магистрали. Эксплуатация шаровых кранов имеет один важный нюанс – их нужно регулярно поворачивать, даже если необходимость настройки системы отсутствует. Это связано с тем, что при длительном застое краны могут намертво прикипеть, и их придется менять. Иногда также устанавливают клапан подпитки системы отопления, который играет немалую роль.

Ручные байпасы в отопительных системах могут использоваться несколькими способами. Чаще всего их используют для подключения батарей к однотрубной магистрали, а также для обвязки циркуляционных насосов.

Автоматические байпасы

Байпасы с автоматической регулировкой обычно монтируются в обвязке насоса, установленного в системе с естественной циркуляцией теплоносителя. Подобные отопительные системы могут работать и самостоятельно, но благодаря насосу увеличивается скорость перемещения жидкости по контуру, что позволяет снизить тепловые потери и повысить эффективность отопления.

Читайте также:  Обслуживание смесителя

Наличие автоматического байпаса в обвязке насоса позволяет системе самостоятельно регулировать свою работу, т.е. вмешательство человека не требуется. Когда насос работает, теплоноситель проходит сквозь него, а обвод в это время перекрыт. При остановке насоса байпас открывается, и жидкость перемещается уже в нем, в то время как неподвижная крыльчатка насоса перекрывает ток теплоносителя.

Байпасы автоматического типа делятся на две разновидности:

В конструкции первого типа устройств присутствует обратный шаровый клапан. Гидросопротивление клапана минимально, поэтому жидкость легко перемещается самостоятельно. Когда насос включен, теплоноситель начинает двигаться быстрее, переправляется в магистраль и расходится по двум направлениям.

Дальнейшее движение жидкости осуществляется без каких-либо препятствий, а обратный ток заблокирован клапаном. Принцип работы самого клапана предельно прост – гидравлическое давление со стороны выхода превышает давление на входе, поэтому шар тесно прижимается к седлу конструкции и не дает жидкости двигаться.

Клапанные байпасы довольно удобны и просты, но они очень требовательны к качеству воды, которой заполняется отопительная система. Если в воде содержатся различные примеси, вроде ржавчины или накипи, клапан очень быстро загрязняется и приходит в негодное состояние, вследствие чего его приходится менять.

Инжекционные байпасы – это устройства, по принципу работы аналогичные гидроэлеватору. В главной магистрали устанавливается насосный узел, который подключается к основному контуру при помощи труб меньшего диаметра. При такой схеме оба патрубка заводятся внутрь магистрального трубопровода.

Когда насос запускается, часть жидкости заходит в патрубок и пропускается через аппарат, многократно ускоряясь в процессе. На повышение скорости работает и выходной патрубок, который слегка заужен и визуально напоминает сопло, благодаря которому обеспечивается эффективная перекачка жидкости.

За выходным патрубком создается разрежение, за счет которого теплоноситель начинает высасываться из байпаса. Поток, двигающийся под давлением, тянет за собой всю жидкость, и она с заметным ускорением продолжает движение по основной магистрали. Данный эффект позволяет полностью предотвратить возможность обратного тока жидкости.

Описанная выше технология работает только при включенном насосе. Если же насосное оборудование отключено, то теплоноситель в полном объеме проходит через байпас под воздействием гравитационных сил.

Назначение байпаса

Главная функция любого байпаса заключается в возможности держать систему отопления в рабочем состоянии даже при поломке одного из ее элементов или отключении электроэнергии. Приборы, подключаемые посредством байпаса, без проблем отключаются от системы – для этого нужно лишь перекрыть оба крана, и теплоноситель пойдет по обводу.

Отопление благодаря байпасу может продолжать работу в любом случае, а поврежденные элементы можно ремонтировать, затрачивая на это любое количество времени. Надежность и удобство обслуживания отопительной системы при наличии байпаса многократно повышается.

В автономных отопительных контурах байпас используется для решения следующих задач:

  • Подключение отопительных приборов к однотрубной разводке;
  • Обвязка насосного оборудования;
  • Подключение распределительного коллектора водяного теплого пола;
  • Формирование малого циркуляционного контура при использовании твердотопливного отопительного оборудования.

Методика установки байпаса может разниться в зависимости от его назначения в конкретной отопительной системе.

Байпас для радиатора

В однотрубных отопительных системах батареи лучше всего подключать с использованием байпаса. Для двухтрубных контуров и коллекторных разводок обводы не нужны, поскольку все отопительные приборы подключаются параллельно, и в каждый из них поступает теплоноситель одинаковой температуры. Если одна из батарей выходит из строя, то ее всегда можно снять без отключения отопительной системы (разумеется, при наличии отсекающих кранов).

В системах с однотрубной разводкой батареи подключаются последовательно, поэтому теплоноситель в каждом последующем приборе остывает. Результат очевиден – дальние приборы получают гораздо меньше тепла, и ни о каком равномерном распределении тепловой энергии не может быть и речи.

Решить проблему позволяют байпасы. Контуры подачи и обратки соединяются перемычкой, которая обеспечивает независимое движение потоков. Горячий теплоноситель поступает прямо в радиатор, в то время как другая его часть проходит дальше и на выходе смешивается с остывшей водой из одного радиатора. Такая схема позволяет донести гораздо больше тепла до последующих отопительных приборов.

Подключение насоса через байпас

Циркуляционный насос целесообразно подключать через байпас только в тех системах, которые изначально были предназначены для естественной циркуляции, т.е. в них должен быть разгонный коллектор, соблюдены уклоны труб и правильно подобраны их диаметры. Насос в таких системах предназначен не для обеспечения их работы, а для повышения эффективности.

Для систем, которые еще на этапе проектирования были рассчитаны на принудительную циркуляцию, байпас попросту неактуален. Такие системы работают только за счет насоса, поэтому при его отключении циркуляция теплоносителя попросту прекращается. Байпас в данном случае не сможет решить проблему.

При подключении насоса посредством обводной линии появляется возможность противотока в байпасе. Кроме того, формируется замкнутый циркуляционный контур между насосом и самим байпасом. Чтобы такая схема могла нормально функционировать, обходное устройство обязательно должно оборудоваться шаровым краном или обратным клапаном.

Когда насос работает, устройство блокирует ток жидкости по трубе обвода. Клапан делает эту работу автоматически, а кран приходится настраивать вручную. При остановке насоса байпас открывается, что дает возможность теплоносителям из разных контуров смешиваться. Подобная схема неприменима в случае с инжекционными байпасами – они полностью устраняют возможность обратного тока теплоносителя.

Для теплого пола

При обустройстве теплого пола обязательно нужно установить смесительный узел, в котором всегда встраивается обводной трубопровод. Байпас в данном случае будет использоваться для обеспечения нормальной работы теплого пола, и без этого элемента отопление не сможет функционировать.

Все дело в рабочей температуре, которая должна поддерживаться в теплых полах. Теплоноситель в подающем контуре может разогреваться до 80 градусов, но в теплом полу его температура не должна превышать 45 градусов. Доведение жидкости до нужной температуры осуществляется в смесительном узле, который пропускает только нужный объем горячей воды. Весь остальной поток направляется в байпас, где происходит соединение с теплоносителем из обратного контура, и возвращается в котел.

Для систем с твердотопливным котлом

При использовании в сочетании с твердотопливным отопительным оборудованием байпас позволяет сформировать малый циркуляционный контур. Для этого обводная труба устанавливается на подачу, где имеется разогретый до предела теплоноситель, и подключается к трехходовому клапану, расположенному на противоположной стороне конструкции.

Благодаря клапану осуществляется смешивание горячей воды из байпаса и холодной, поступающей из обратного контура. В результате к котлу для последующего цикла нагрева возвращается теплоноситель, температура которого превышает 50 градусов.

Необходимость возврата теплой жидкости в котел обуславливается тем, что в ином случае на металлических стенках топочной камеры будет появляться конденсат, который спровоцирует возникновение коррозии и станет причиной повреждения агрегата. Если же дополнить систему байпасом, то этих проблем можно с легкостью избежать.

Установка байпаса

Включение байпаса в разные типы систем имеет свои нюансы, поэтому перед тем, как сделать байпас на отопление, необходимо в этих моментах разобраться.

Например, при подключении радиаторов через байпас должны соблюдаться следующие правила:

  • Внутреннее сечение обвода должно быть на один шаг меньше, чем диаметр магистральной трубы;
  • Устанавливать байпас нужно на минимальном удалении от радиатора;
  • При использовании в многоквартирных домах байпас нельзя оборудовать краном.

Монтаж байпаса системы отопления может выполняться как при обустройстве новой системы, так и при ремонте уже имеющейся конструкции. В последнем случае перед работой нужно подготовить набор патрубков подходящего диаметра, два тройника и запорная арматура.

Входной патрубок конструкции оснащается одним из следующих устройств:

  • Шаровой кран, который имеет минимальное гидравлическое сопротивление и полностью пропускает поток теплоносителя;
  • Вентиль, позволяющий настраивать интенсивность тока жидкости вручную;
  • Комбинацией шарового крана и автоматического терморегулятора – такое сочетание может настраивать работу системы автоматически.

Выходной патрубок всегда оснащается шаровым или запорным краном. Для соединения отдельных элементов может использовать сварка или резьба. Независимо от типа соединения, оно должно быть герметичным. Перед вводом системы в эксплуатацию нужно проверить ее на предмет герметичности.

Байпас с насосом в системе отопления устанавливаются с учетом следующих пунктов:

  1. Байпас, на который планируется устанавливать насос, обычно представляет собой часть магистрали. Внутренний диаметр байпаса должен быть достаточно большим, чтобы в системе обеспечивалась нормальная естественная циркуляция. Насос монтируется на отдельной трубе, внутреннее сечение которой может быть меньше диаметра магистрального трубопровода.
  2. Чтобы упростить себе работу, лучше всего заранее купить собранный насосный узел с необходимыми параметрами. Установить такую конструкцию очень просто, поскольку на ней уже правильно собраны все элементы, а соединения достаточно надежны.
  3. При самостоятельном монтаже насос должен располагаться таким образом, чтобы ось крыльчатки была горизонтальной. Поверхность с клеммами, к которым подводится питание, должна быть направлена вверх – во-первых, это упростит доступ к контактам, а во-вторых, исключит вероятность попадания жидкости на контакты при нарушении герметичности системы.
  4. Участок с байпасом обязательно оснащается обратным клапаном или шаровым краном, которые предотвращают ток теплоносителя в обратную сторону – это оптимизирует работу системы. Разумеется, перед тем, как установить байпас, нужно приобрести все комплектующие.

Перед тем, как установить байпас с обратным клапаном для циркуляционного насоса, нужно хорошо продумать конструкцию будущей системы и учесть все возможные нюансы.

Заключение

Байпас – это простая конструкция, позволяющая решать широкий спектр задач. Наличие данного элемента в отопительной системе позволяет сделать все ее элементы независимыми друг от друга, что очень полезно при настройке и обслуживании. Знание того, как правильно сделать байпас на отопление, позволит создать надежную и эффективную конструкцию.


Схема и устройство байпаса, особенности установки

С помощью байпаса в системе газопровода и отопления частного дома устанавливают все основные элементы. Эта простая конструкция может облегчить ремонт и профилактическое обслуживание подключаемых к основной магистрали коммуникационных устройств, а также увеличивает экономичность и эффективность отопительной системы. Этот элемент в виде куска трубы позволяет решать различные задачи и поэтому является немаловажной частью любой схемы.

Байпасный обвод — это труба, служащая для прохождения теплового носителя в обход конкретного участка системы отопления или параллельно ей.

Как правило, в этом месте находится какое-то коммуникационное устройство. Один конец обходящей трубы в системе отопления подсоединяют к подходящему патрубку, другой — к выводящему.

Между обводной трубой и входным патрубком огибаемого устройства необходимо врезать запорную арматуру. Она дает возможность полностью направить поток теплового носителя по альтернативному трубопроводу или отрегулировать объем поступающей воды.

Чтобы появилась возможность полностью отключить оборудование, запорную арматуру устанавливают и на отводящей трубе — между байпасом и выходным отверстием устройства.

Байпас нужен в системе отопления. Установка этого устройства дает множество преимуществ:

  • облегчается обслуживание отопительной системы;
  • при значительном количестве батарей повышается общее КПД и снижаются расходы энергии;
  • решается проблема с завоздушиванием труб и радиаторов по причине их разгерметизации;
  • можно пользоваться оборудованием даже в аварийных ситуациях.

Запорную арматуру необходимо монтировать не только на входящем и выходящем патрубке, но и непосредственно на байпасе в системе водоснабжения. С учетом типа применяемого оборудования отличают несколько разновидностей обводных труб:

  • автоматические;
  • с механическим управлением;
  • нерегулируемые.

Все виды байпасов имеют определенные особенности использования и конструкцию.

Неуправляемая установка байпаса в системе отопления представляет собой простую обводную трубу без дополнительных устройств. Просвет трубопровода все время открыт, и поток воды происходит в неуправляемом режиме. Эти байпасы чаще всего используются во время подключения батарей.

Во время проектирования отопительной системы необходимо учесть, что теплоноситель будет проходить с минимальным гидравлическим сопротивлением. Потому проходное сечение нерегулируемой обводной трубы, которая установлена вертикально, обязано быть меньше, в отличие от диаметра главной магистрали. В противном случае под воздействием силы тяжести тепловой носитель начнет уходить в находящийся ближе байпас.

Горизонтальная схема работает по другим принципам. Горячий теплоноситель стремится кверху, поскольку у него меньшая удельная плотность. Потому байпас при нижней разводке, как правило, устанавливают равным по сечению с главной трубой магистрали, а выходящий к батарее патрубок — меньшим.

Уменьшенное сечение входящей трубы батареи повышает напор теплоносителя, это способствует равномерной циркуляции жидкости по контуру.

Обводная труба с шаровым краном называется ручным байпасом. Этот кран является идеальным для обходного маршрута теплоносителя, так как в открытом положении он не снижает внутренний диаметр труб.

Соответственно, не создает сопротивление для протекающей воды. Использование запорного механизма дает возможность контролировать объем жидкости, которая проходит через обход. В случае если кран закрыть, то весь поток теплового носителя пойдет по главной магистрали.

Необходимо не забывать, что у рабочих элементов этих кранов существует свойство прикипать, если долго не пользоваться оборудованием. Потому кран необходимо регулярно проворачивать, даже если это не нужно.

Сфера использования ручных байпасов в системе обогрева — обвязка циркуляционных насосов и подсоединение батарей в однотрубном контуре.

Используется этот байпас для циркуляционного насоса. Электрический насос монтируется в систему для повышения скорости передвижения воды, это снижает тепловые потери, обеспечивает равномерный обогрев помещений, повышает общее КПД.

Направление потока теплоносителя в автоматической насосной обвязке производится без участия человека. Во время работы насоса вода проходит через него, а байпас закрывается.

В случае если насос останавливается, в результате выхода из строя или отключения электричества, то вода начинает проходить через байпас. Крыльчатка устройства ограничивает либо закрывает передвижение теплоносителя.

Автоматические байпасы могут быть нескольких типов:

В последнем случае в обводную трубу устанавливают обратный клапан, создающий минимальное сопротивление и почти не препятствующий передвижению воды в самотечном режиме.

Во время включения насоса скорость потока повышается. Тепловой носитель из выходящей трубы проходит в магистраль и передвигается по обоим направлениям. Затем он проходит беспрепятственно по контуру, а во время передвижения назад упирается в обратный клапан.

Так как давление у выходящего патрубка больше в отличие от входящего, шарик прижимается к седлу и закрывает просвет трубопровода. К минусам клапанного байпаса относится чувствительность к качеству воды. При попадании грязи это приводит к его поломке.

Инжекционный байпас работает по принципу гидроэлеватора. В магистраль большого сечения подключается насос с меньшим диаметром на выходе в трубопровод. Во время включения насоса часть потока попадает в диффузор входящего патрубка, проходит через это устройство, получая ускорение.

Выходящий патрубок имеет маленькое сужение, представляющее сопло, через которое теплоноситель под напором попадает в магистраль с высокой скоростью. Сзади среза входящего патрубка создается разряжение. Благодаря этому затягивается вода из байпаса. Так весь поток с ускорением проходит далее по магистрали. Это направленное движение воды не допускает появление обратного потока.

Главное предназначение байпаса — сохранить и правильно направить циркуляцию теплоносителя в отопительной системе при замене насоса или отключении электроэнергии.

Любое устройство, которое подключено с помощью байпаса, можно снять с основной магистрали обычным закрытием входящего и выходящего крана. После этой процедуры весь поток воды начнет проходить по обходной трубе.

Устройство, которое отключено от магистрали, можно легко отремонтировать или произвести необходимое обслуживание. Причем не потребуется отключать всю систему или сливать полностью воду.

В системе частного отопления обходные трубы используют в таких случаях:

  • обвязка гидравлического насоса;
  • врезка батарей в однотрубную систему;
  • создание малого циркуляционного контура во время установки твердотопливного котла;
  • подсоединение коллектора во время обустройства теплых полов.

С учетом места использования подключение байпаса своими руками имеет определенные особенности.

Подсоединение батарей с помощью байпаса производят лишь в однотрубной схеме подключения. Для коллекторной и двухтрубной разводки врезка обходных труб не имеет смысла. Радиаторы в этом случае подсоединены параллельно и к каждому подходит теплоноситель одинаковой температуры из основной магистрали. Поломка одного из контуров отопления при установке запорной арматуры, не повлияет на работу всей системы.

При однотрубной схеме в результате последовательного подсоединения батарей вода охлаждается с учетом прохождения по контуру. Чем больше теплоотдача радиатора, тем холодней будет теплоноситель на выходе.

Если в однотрубной схеме не находятся байпасы, то первая батарея заберет наибольшее количество тепла, а к последней пойдет уже холодная вода.

Подсоединять насос с помощью байпаса есть смысл лишь в системе, которая приспособлена под самотечное передвижение теплоносителя.

Должен быть монтирован коллектор, выполнены все требуемые уклоны и установлен трубопровод необходимого сечения. Насос в этой системе требуется для улучшения эффективности работы.

Если же отопительная система изначально задумывалась как принудительная, то во время отключения электроэнергии или выхода из строя насоса она не будет работать в любом случае. Вода не сможет циркулировать без перегоняющего оборудования. Потому при этой схеме разводки насос монтируют без байпаса — непосредственно на линии магистрали.

Основная особенность подсоединения насоса с помощью обвода — это возможность возникновения противотока в байпасе и появления замкнутого круга прохождения жидкости по контуру насос-байпас. Поэтому в обводном патрубке обязана находиться запорная арматура — обратный клапан.

Читайте также:  Полипропилен или металлопластик

Во время работы насоса это оборудование закрывает просвет трубы с байпасом. Если насос перестает работать, то обратный клапан открывается и начинается естественное передвижение жидкости.

Обводная труба во время организации теплых полов считается одним из элементов смесительного узла. Потому она устанавливается постоянно, и без нее обогрев пола не сможет нормально работать.

Жидкость в основной магистрали может доходить до 85 °C, а в контуре водяного пола — не более 50 °C. Для подготовки теплового носителя применяется смеситель с трехходовым клапаном, пропускающим только требуемый объем горячей воды.

Другой поток поступает в байпас, перемешивается с выходящей холодной жидкостью из коллектора и направляется далее по основному трубопроводу к котлу.

Монтаж байпасов различных видов в отопительную систему имеет определенные особенности. Во время подключения батарей отопления:

  • запрещается устанавливать кран на байпас в многоэтажных домах;
  • перемычку необходимо ставить максимально близко к батарее;
  • сечение обходной трубы подбирается на размер меньше трубопровода главной магистрали.

Установку байпаса на батареи можно производить как при обустройстве новой отопительной системы, так и во время модернизации уже находящейся. Для этого нужно подготовить патрубки необходимого сечения, запорную арматуру и 2 тройника.

На входящем патрубке можно установить один из нескольких вариантов оборудования:

  • комбинация автоматического терморегулятора и шарового крана — при этом объем жидкости, которая подходит к батареям, регулируется автоматически;
  • вентиль — устанавливается для ручной корректировки количества теплоносителя;
  • шаровой кран — не создает гидравлического сопротивления и дает возможность полностью пропускать проходящий объем жидкости.

На выходящий патрубок монтируется запорный или шаровой кран. Все части соединяются друг с другом с помощью сварки либо резьбы. Необходимо обеспечить герметичность соединений, после монтажа выполнить пробный пуск и устранить протечки.

Во время подсоединения насоса, как правило, байпас является частью главной магистрали. Так как он обеспечивает прохождение воды в естественном режиме, то запрещается сужать его внутреннее сечение.

Для установки удобней всего купить готовый насосный узел требуемой конфигурации. Это позволит правильно расположить все элементы и обеспечит надежность стыков.

Довольно простое инженерное устройство — байпас — дает возможность сделать отопительную систему более эффективной и добиться необходимого теплового режима в доме или квартире. Выход из строя отдельных частей основной магистрали или отключение электроэнергии не доставит значительных проблем. Горячая вода будет циркулировать, а в помещениях будет постоянно тепло.

Байпас в системе отопления

Что такое байпас, можно объяснить довольно просто, — это отрезок трубопровода системы водоснабжения или отопления, устанавливаемый в ключевых местах контура. Таким простым инженерным решением облегчается ремонт и обслуживание трубопроводной арматуры, насосов, повышается экономичность работы и качество обогрева помещений. При помощи байпаса можно отключить рабочий элемент системы, вернее, пустить в обход него поток теплоносителя.

Устройство байпаса

Байпас еще называют байпасным обводом, то есть, трубопроводом для перенаправления потока рабочей среды в обход определенной точки отопительной системы, где находится радиатор отопления, насос, разветвление и т.п. Обводная труба одним концом подсоединяется к входящей трубе контура, другим — к отводящей. Перед входом байпаса на участке до элемента системы монтируется запорная арматура: кран, вентиль, задвижка. Поток носителя перекрывается или полностью, или выполняется регулировка количества его поступления на прибор.

Обходные трубы сначала применяли с целью проведения ремонтов или обслуживания трубопроводных магистралей без полной остановки функционирования. В последствии это простое решение стало обязательным условием при монтаже однотрубных систем и стало называться байпасом. В двухтрубных контурах в устройстве совсем нет потребности.

Какие бывают виды байпасов

Запорную арматуру устанавливают не только после входного или перед выходным отверстием обвода, но и на нем. Относительно этой особенности, а также в зависимости от типа запорных механизмов, обходы разделяют на три вида:

  1. С механическим (ручным) управлением.
  2. Статичные (нерегулируемые).
  3. Автоматические.

Каждой разновидности свойственны свои конструкционные особенности, а также способы использования.

В вертикальных схемах разводки труб конструкции байпасов состоят из подсоединенных патрубков с тройниками, распределяющими потоки по нескольким отопительным радиаторам.

Нерегулируемый байпас

Если на обводной трубе или перед входной трубой отопительного прибора нет никаких элементов запорной арматуры, то такой байпас — неуправляемый. В таких случаях конструкция трубопровода сделана по упрощенной схеме, но предусматривающей установку в будущем дополнительных приборов отопления. После их установки уже будут задействованы байпасы. Когда проектируются новые трубопроводные системы, то подразумевается отсутствие регулирующей запорной арматуры, и расчеты производятся только с условием свободного перемещения рабочей среды без гидравлических сил.

При дальнейшей эксплуатации вносятся корректировки в расчеты. В зависимости от предназначения того или иного участка, на схемах статичных обводов устанавливают допустимые значения гидравлических давлений. В соответствии с расчетными данными подбирается оборудование с требуемыми характеристиками.

Проходное сечение обходной вертикальной трубы всегда меньше внутреннего диаметра основных магистральных разветвлений. Это необходимо для того, чтобы свободный поток теплоносителя под действием тяжести не уходил целиком в ближе расположенную обводную трубу. Если диаметры будут одинаковы, тогда большая часть рабочей среды по обходной трубе не будет доходить до отопительного прибора, а будет циркулировать перед ним.

Другие физические законы используются в горизонтальных разводках отопительных систем. Здесь расчеты делаются на стремлении горячей среды из-за меньшего удельного веса подниматься вверх. Диаметры обводных контуров в нижних разводках должны быть такие, как и сечения основных магистральных труб, а диаметры отводов к отопительным приборам — меньше. Так в регулируемых элементах системы напор увеличивается, теплоноситель распределяется по контуру более равномерно.

Байпас с ручным регулированием

Ручное управление потоком по обходной трубе осуществляется шаровыми кранами. Применяется именно такая конструкция запорного механизма, так как в открытом проходном отверстии крана не создается никаких помех, влияющих даже на незначительные флуктуации гидравлического давления. Дополнительное гидравлическое сопротивление негативно влияет на точность регулировки температурного режима. При полностью закрытом кране весь теплоноситель проходит через обвод. Это называется основным путем хода рабочей среды по системе.

На заметку: поверхностям шаровых механизмов кранов, если они не используются длительное время, свойственно прикипать одна к другой, поэтому краны нужно периодически проворачивать, даже без необходимости.

Байпасы с кранами ручной регулировки делают, как правило, в индивидуальных отопительных системах частных домов. Если запорные устройства будут установлены на обводных перемычках в многоэтажных жилых домах, то возникает риск неосторожного перекрытия поступления воды соседним потребителям. Регулируемые вручную — также применяются для обвязки гидравлических насосов в однотрубных отопительных системах.

Автоматический байпас

Обводные трубы с автоматической трубопроводной арматурой применяют для обвязки гидравлических насосов со свободным перемещением рабочей среды без перекачивающих агрегатов. В них нагнетающие насосы могут быть установлены в качестве ускорителя потока в многоэтажных зданиях для уменьшения теплопотери и увеличения КПД для более равномерного прогрева помещений.

При автоматическом управлении потоками их перенаправление происходит в зависимости от установленных температурных значений носителя без участия человеческого фактора. При работающем насосе вода проходит только через него, в это время электрический обвод перекрыт. Если насос перестает работать (при отсутствии электричества или вследствие неисправности), тогда рабочая среда проходит по обходной трубе. Поток частично или полностью перекрывают обездвиженные лопасти агрегата.

Байпасы с автоматическим управлением подразделяются на два типа:

В автоматических байпасах с клапанным распределением носителя шаровые краны врезают в обходные трубы. Так удается уменьшать гидравлическое сопротивление, чтобы обеспечить максимально свободное перемещение рабочей среды самотеком.

Работающий насос повышает давление, вследствие чего увеличивается и скорость перемещения теплоносителя, который не успев остыть устремляется обратно в магистраль. Далее, с минимальными потерями температуры, он беспрепятственно перемещается по контуру для заполнения других отопительных элементов. Чтобы не допустить обратного тока жидкости, применяются обратные клапаны.

В механизме обратного клапана есть стальной шарик, который при обратном движении рабочей среды плотно прижат в седле регулирующего устройства, а при прямом ее движении оставляет проходное отверстие открытым.

Включенный насос создает давление, и теплоноситель поджимает шарик к седлу, перекрывая прямую линию. Если насос выключается, то рабочая среда начинает проходить через обводные трубы. Следует учитывать, что клапанные обводы чувствительны к загрязнениям носителя (окалинам, ржавчине, хлопьям накипи), поэтому в них необходимо использовать фильтры. В числе трубопроводной арматуры есть специальные врезные отстойники со сменными фильтрующими элементами и сливными кранами.

Инжекционные байпасы функционируют по схеме действия гидроэлеватора. В трубу главной магистрали врезают насосный узел таким образом, чтобы входная и выходная труба байпаса имели продолжение внутри основной трубы водопроводной магистрали.

Давление от включенного насоса проталкивает часть жидкости в диффузор входной трубы, таким образом ускоряется ее циркуляция через агрегат. На выходном патрубке внутренний диаметр сужается, образуя своеобразное сопло, из которого теплоноситель с ускорением возвращается в главную трубу. С напорной струей увлекается остальная рабочая среда; ей передается кинетическая энергия напора. Ускоряется весь поток в основной линии, и вода в магистрали продолжает движение, но уже с ускорением. Обратные токи в таких случаях не исключаются. При выключенном насосе рабочая среда движется через обвод непринудительно.

В тепломагистралях с инжекционными байпасами импульс перемещению жидкости передается от энергии напора. Здесь также запорное оборудование требует поддержания чистоты рабочей среды при помощи фильтров.

Назначение байпасных участков

В обводных трубопроводах сохраняется циркуляция теплоносителя в случаях выхода из строя насосного агрегата, или во время отсутствия электроснабжения. Любой отопительный элемент, находящийся под управлением байпасом, можно отключить или вовсе отсоединить от общей магистрали, направив поток по обходной трубе путем закрытия кранов на входном и выходном патрубках. Таким образом при плановом обслуживании отопительной системы, нет необходимости ее отключать и полностью сливать жидкость.

В индивидуальных отопительных системах частных домов обводы используются для:

  • врезки дополнительных радиаторов
  • обвязки циркуляционных насосов
  • при обустройстве теплых полов для подсоединения распределительного коллектора
  • создания малого контура в системе отопления твердотопливным котлом.

При обвязке циркуляционного насоса обвод выполняет функцию основного трубопровода. Поэтому именно в обходную трубу врезают запорную арматуру, а не на входных или выходных патрубках. Только таким способом монтажа можно исключить рециркуляцию носителя.

Обводы для радиаторов отопления

Обходные трубы применяют исключительно в однотрубных системах, так как в коллекторных разводках и двухтрубных системах радиаторные батареи подсоединяются к подающей магистрали параллельно, и на них теплоноситель поступает с одинаковой температурой. На работоспособность всей системы не будет влиять нарушение функционала какого-либо одного отопительного контура, если установлены отсекающие краны.

В последовательно подключенных радиаторных батареях в однотрубной системе вода быстрее охлаждается в процессе прохождения по всем контурам. На выходе она будет тем холоднее, чем больше теплоотдача радиатора. Но, если в однотрубной системе байпасов нет, тогда ближние к основной магистрали батареи будут принимать максимум тепла (будут чрезмерно горячими), а последние — лишь слегка нагретыми. Соединенные перемычкой обратная и подающая трубы разделяют на две части поток рабочей среды, один из которых отдает тепло в помещение, а второй, сохраняя температуру, поступает через обходную трубу к следующей батарее. С байпасами вся цепь радиаторов будет работать равномерно с одинаковой температурой как на ближнем к основной магистрали отопительном приборе, так и на дальнем.

Байпас в обвязке насоса

Подключение циркуляционных насосов в байпасы целесообразно в системах с самотечным перемещением рабочей среды. В схеме предусматривается разгонный коллектор, используются определенные диаметры труб, соблюдаются углы наклона. Благодаря насосам, повышается эффективность работы при отоплении домов в северных регионах, где температура окружающей среды может опускаться ниже 30°С. Однако здесь следует учитывать то обстоятельство, что принудительных системах отопления эффективность обогрева будет сведена практически к нулю, если насос выйдет из строя или отключат централизованную подачу электроэнергии. Чтобы исключить таких случаях проблему с отоплением, лучше сразу позаботиться об автономной системе энергообеспечения, а сами насосы устанавливать не на байпасах, а на основной магистрали.

Подключенный насос на обводе предотвращает противоток теплоносителя и его перемещение по замкнутому кругу, поддерживая таким образом его высокую температуру. Но даже при наличии в обводе насоса, в него необходимо врезать обратный клапан, который также предотвратит конвекционное реверсное перемещение рабочей среды. В инжекционном, обратное движение теплоносителя исключается.

Гидравлический насос можно установить на байпас самостоятельно, но в продаже есть и готовые насосные узлы. Разводка труб делается так, как позволяет свободное место.

Байпас в разводке систем теплых полов

Байпас в системе теплого пола, это часть его смесительного узла. Обводная труба работает постоянно, благодаря чему обеспечивается правильное функционирование теплого пола.

Если в подающей трубе температура теплоносителя достигает 80°С, то через байпас на контур пола вода подается уже с рабочей температурой 40-45°С. Чтобы теплоноситель для пола подготавливался правильно, в смесительном узле применяется трехходовый клапан, пропускающий строго нужное количество нагретой воды. Оставшийся теплоноситель проходит через байпас, смешивается с остывшей водой из коллектора и направляется по магистральной трубе к котлу.

Функция трехходового клапана — дозировано пропускать рабочую среду для нагрева, а избыток возвращать по байпасу в магистраль.

Байпас в отопительной системе с твердотопливным котлом

В такой обвязке байпас исполняет ключевую роль — формирует малый контур перемещения рабочей среды. Одной стороной обвод подсоединяется к подающей трубе, другой — к трехходовому клапану на обратном патрубке. Вода, возвращающаяся от теплоотдающего контура, смешивается в клапане с горячей водой из байпаса. Поэтому к котлу поступает жидкость с температурой около 50°С.

К твердотопливному котлу такую обвязку делать необходимо, так как от холодной воды на его стенках будет образовываться конденсат, что чревато быстрой коррозией и преждевременным выходом котла из строя.

Заключение

Как видим, простой отрезок трубы может исполнять ключевую роль в эффективности систем тепло обеспечения. Байпас распределяет поток рабочей среды так, чтобы обеспечить должную температуру теплоносителя на все радиаторные батареи независимо от их расположения относительно основной магистрали. При помощи обводных труб можно обслуживать отопительные контуры и ремонтировать их нагревательные элементы без необходимости остановки работы всей системы.

Фитинги – фасонные части, которые используются при монтаже трубопроводов систем водопровода .

Что такое байпас, можно объяснить довольно просто, — это отрезок трубопровода системы.

С наступлением холодов пользователи жилой или коммерческой недвижимости прилагают усилия по.

Что такое байпас в системе отопления индивидуального дома, области его применения.

При планировке отопительных систем используют различные методы разводки, одним из элементов которых является байпас. Что такое байпас в системе отопления, знает каждый специалист по разработке и устройству бытовых отопительных систем, информация может быть полезна и хозяину коттеджа или дачи, если он своими руками занимается обустройством обогрева своего жилья.

Хотя байпас простейшая деталь, без его нельзя обойтись в многоквартирных высотных зданиях с экономичной однотрубной разводкой, также применение элемента широко практикуют в бытовых отопительных сетях. При обустройстве отопления правильное размещение байпаса в нужных местах позволяет добиться высокой эффективности прогрева помещения, сэкономить финансовые средства, избежать негативных последствий аварийных ситуаций, возникающих в процессе эксплуатации оборудования.

Рис. 1 Однотрубная и двухтрубная подводка

Что такое байпас в системе отопления

Байпас – русскоязычное произношение английского слова “bypass”, в переводе означает обходить, миновать, обходной путь, объезд. Похожую роль устройство играет и в трубопроводной системе – создает обходной путь для рабочего тела, становясь своеобразной перемычкой байпасом между точками входа и выхода включенных приборов теплообмена.

Конструктивно деталь представляет собой короткий отрезок трубы, выполненный из аналогичного трубам материала, установленный на небольшом расстоянии от входных и выходных штуцеров подключенного теплообменника. Трубный участок может быть приварен в случае применения металлических труб, закреплен на резьбовые фитинги при использовании металлопласта, впаян в магистраль из полипропилена.

Рис. 2 Схемы подключения радиаторов

Зачем нужен байпас в отопительной системе

Чтобы понять, для чего нужен байпас, и оценить важность установки данного элемента, следует рассмотреть основные типы разводки бытовых систем отопления.

При монтаже бытовых теплосетей различают последовательное (однотрубное) и параллельное (двухтрубное, коллекторное) подведение рабочего тела к теплообменным агрегатам, в первом случае теплоноситель проходит последовательно через все приборы, постепенно охлаждаясь в конце. При последовательной схеме подача теплоносителя в теплообменники осуществляется с самой верхней точки или снизу, при этом он циркулирует по замкнутому кольцу, возвращаясь к котлу по трубам обратной ветви.

Однотрубная система требует меньше материалов при размещении и широко используется в многоквартирном жилье, при установке избежать главного недостатка – слабого нагревания наиболее удаленного радиатора в сети, помогает врезка перемычки-байпаса. Предназначение байпаса – создание дополнительного пути в обход всех радиаторов, обеспечивающего подвод теплоносителя одинаковой температуры к каждому из них, это способствует более равномерному прогреву.

Читайте также:  Виды ванной

Рис. 3 Конструктивное устройство байпаса из металла и его подключение

Вторая важная функция установленного патрубка-байпаса – обеспечение бесперебойной доставки теплоносителя ко всем радиаторам при поломке или отключении одного из них в последовательной цепи. Из схемы на рис.1 понятно, что при отсутствии байпаса между трубами при выходе из строя одного из радиаторов (утечка, засор) доставка теплоносителя в последующие цепи прекращается, в результате чего жильцы остаются без тепла, а всей системе угрожает промерзание.

Третье предназначение байпаса – поддержание постоянной циркуляции теплоносителя при поломке компрессионного насоса системы отопления. В случае применения байпаса система работает естественным образом, обеспечивая циркуляцию в обход насосной ветки – это гарантирует бесперебойный обогрев помещений в жилище. Следует отметить, что для обеспечения режима естественной циркуляции, когда насос отключен, необходимо соответствующее конструктивное исполнение (большой диаметр труб, уклоны), при несоблюдении этих условий круговое движение жидкости за счет теплового расширения не должно работать.

Немаловажное преимущество байпаса – возможность отключения любого радиатора для его ремонта, профилактического ухода или замены. Достигается это за счет расположения двух шаровых кранов на радиаторных входных и выходных штуцерах, после их запирания радиатор можно легко снять для ремонта, технического обслуживания, наращивания дополнительных секций. Подобные функции байпас выполняет при параллельной установке в цепи компрессионного электронасоса – при помощи двух шаровых кранов электронасос легко отключается от теплопроводной сети для ремонта, обслуживания, замены оборудования без слива воды и прекращения отопления помещений.

Рис.4 Принцип работы байпаса в цепи радиатора отопления

Какие бывают виды байпасов

Хотя байпас является довольно простым элементом, диапазон его функций может быть существенно расширен за счет использования встроенной в него различного вида сантехнической арматуры. Конструктивное исполнение байпаса зависит от линии, в которой его используют, типа жилых или производственных зданий с установленным однотрубным обогревом.

Нерегулируемый обводной патрубок

Наиболее простая конструкция байпаса – обводная нерегулируемая труба, соединяющая трубопроводы между входной и выходной линией. Такой элемент обычно устанавливается в многоквартирных домах, где отсутствие запорного устройства предотвращает случайное перекрытие или частичное запирание байпаса и соответственно нарушение работы всей системы, ее разбалансировку.

Нерегулируемый узел находит широкое применение в распространенной “ленинградке” – однотрубной линии с прямой байпасной трубой большого диаметра и цепочкой параллельно подключенных к ней батарей отопления.

Рис. 5 «Ленинградка» – популярная схема обвязки для однотрубной конструкции

Управляемый вручную байпас

Так как через байпас, установленный параллельно подключенным приборам теплообмена, проходит часть теплоносителя, минуя приборы отопления, для увеличения подачи носителя в радиатор его сечение делают меньше других труб, увеличивая гидравлическое сопротивление. Обычно диаметр байпаса в однотрубной системе отопления меньше подходящих от центрального стояка к радиатору труб на четверть дюйма, которые в свою очередь имеют внешний размер меньше стояковых труб на такую же величину.

Понятно, что данная система является нерегулируемой и не позволяет эффективно использовать систему – радиатор при большом количестве секций не всегда полностью прогревается из-за ухода теплоносителя по байпасной трубе.

К тому же при монтаже теплопроводной линии в частном доме нет смысла использовать трубы разных диаметров с шагом в 1/4 дюйма – получить малое сечение байпасной перемычки относительно центрального трубопровода за счет использования различных отрезков технически трудно выполнимая задача.

Рис. 6 Байпас в системе отопления радиаторами

Поэтому в системе практичнее установить в байпасный переходник регулирующий вентиль – это позволит вручную изменять объем подачи за счет уменьшения сечения перемычки и соответственно регулировать температуру нагрева теплообменников. Если в индивидуальном жилье устанавливают “ленинградку” с горизонтально расположенной прямой магистралью, то регулировку количества проходящего через радиаторы теплоносителя осуществляют терморегуляторами или шаровыми кранами, установленными на входе и выходе радиаторов.

Следует отметить, что вставка шарового крана в байпасную линию многоквартирного жилого дома неприемлема и является грубым нарушением, приводящим к разбалансировке и сбою работы всей системы отопления по однотрубному вертикальному стояку.

Как установить автоматический байпас

Автоматический байпас с клапаном обычно устанавливают параллельно компрессионному электронасосу, в качестве запирающей проходной канал арматуры берут обратный клапан. Система функционирует таким образом, что при работающем электронасосе тепловой носитель проходит по ветви подключения насоса, который втягивает в себя в жидкость из главной магистрали и байпасной ветки.

При этом обратный клапан, сделанный в виде шара или запорной шторки, всасывается потоком и перекрывает обводной канал. При отключении электронасоса его лопасти останавливаются и частично перекрывают канал, запирающий элемент обратного клапана не втягивается электронасосом и под напором открывает канал. В результате тепловой носитель следует по пути, где меньше гидравлическое сопротивление, то есть по патрубку-байпасу.

Рис. 7 Шаровой байпасный клапан в системе отопления – принцип действия и внешний вид

Устанавливается байпас с клапаном на двухсторонние тройники, два штуцера которых подключены в линию, а к третьему отводу присоединен циркуляционный электронасос с двумя запирающими кранами и фильтром.

Существует и другая разновидность автоматического обходного байпаса – инжекторная, в которой узел с насосом вваривается в изогнутый трубопровод главной магистрали. При работающем насосе основной объем теплоносителя проходит через него, а если электронасос отключен, носитель беспрепятственно поступает в магистраль по перепускному байпасному каналу.

Подобная конструкция встречается в быту значительно реже из-за сложности монтажа при использовании полипропиленовых или пластиковых труб, необходимости пайки и сварных работ при применении медных или стальных труб.

Байпас в обвязке радиатора отопления

При установке перемыкающего узла соблюдают следующие основные правила:

  • Перемычку располагают как можно ближе входным радиаторным штуцерам – это способствует более эффективному нагреву теплообменников в результате прохождения через них больших объемов теплоносителя.
  • На входе и выходе батарей необходимо разместить запорные шаровые краны, позволяющие отключить их от сети для профилактических и ремонтных работ без слива теплоносителя и прекращения обогрева.
  • При использовании для обогревания индивидуальных жилых домов трубопроводов из современных материалов – металлопластика или полипропилена, лучше установить в обводной байпас регулирующий вентиль. С его помощью можно уменьшить поток, проходящий через перемычку, а также отрегулировать температуру нагрева всех радиаторов в магистрали за счет изменения сечения ее проходного канала.

Рис. 8 Примеры установки регулирующего вентиля между байпасом

Для чего требуется байпас на радиаторе

Как отмечалось ранее, использование байпаса с радиаторами отопления эффективно только в однотрубных схемах, деталь позволяет добиться более равномерного нагрева всех теплообменных агрегатов. Также присутствие байпаса позволяет подавать воду на последующие теплообменные приборы при выходе из строя или отключении одного из них.

С помощью установленного в перемычку крана можно отрегулировать вручную систему таким образом, чтобы все радиаторы равномерно нагревались. Для этого сечение перемыкающего байпаса к ближайшим к котлу теплообменникам увеличивают, а у самых отдаленных радиаторов уменьшают, управляя таким образом проходящим через батареи потоком.

Рис. 9 Обвязка радиатора полипропиленовой и металлопластиковой трубой

Самостоятельный монтаж байпаса в радиаторной обвязке

Перед тем, как установить байпас, можно рассмотреть заводские образцы – промышленностью выпускаются готовые изделия для радиаторных теплообменников, в которых расстояние между соединительными входными штуцерами соответствует стандартному осевому размеру от верхней и нижней точек подключения радиаторов.

Задача, как сделать байпас на систему отопления, имеет разные решения в зависимости от материала используемых труб. Обычно самостоятельный монтаж данного элемента не вызывает особых трудностей у любого хозяина (за исключением полипропиленовых труб), имеющего минимальные сантехнические навыки и необходимый инструмент (нужно один или два разводных ключа).

На рис.8 показана установка байпаса в водопроводную линию из полипропилена, который подключен к стояку 1 через переходные муфты 2. Байпас 6 подключается через тройник 4, соединенный с магистралью участками труб 3 и 5. К терморегулятору 10, соединенному с радиатором 8 посредством американки 9, трубный отрезок из полипропилена подключается при помощи фитингового переходника с металла на полипропилен 7, аналогичным образом происходит соединение линии с перекрывающим вентилем 11.

В данной схеме все трубы имеют одинаковый наружный размер, поэтому работа такой конструкции неэффективна (внутреннее канальное сечение патрубка-байпаса в однотрубной подводке должно быть меньше), для ее нормальной работы необходима врезка регулирующего вентиля в участок 6, уменьшающая проходное канальное отверстие.

Аналогичным образом монтируют перемычку-байпас на батарее при использовании металлопластика, наиболее быстро конструкцию можно собрать, используя компрессионные фитинги (рис.8).

Следует отметить, что в схеме на рис. 8 трубные отрезки 5 не обязательны, тройник можно присоединить непосредственно к шаровому крану и терморегулятору, удлинив участок 3.

Если в обогреве для подводки воды используют металлические трубы, перемычку-байпас можно разместить непосредственно вблизи кранов на входных и выходных батарейных штуцерах, подключив к ним два тройника. Диаметр перемычки-байпаса несложно сделать меньше главной магистрали перемыкающей трубой малого сечения, запорный вентиль при этом ставить в перемычку не обязательно.

Байпас в отопительной системе: функции и назначение

Байпасом называют один из элементов отопительной системы или системы водоснабжения, облегчающий ремонт и техническое обслуживание оборудования, подключённого к этой системе. Помимо этого он обеспечивает более эффективную работу отдельных частей системы. Наличие байпаса в системе отопления даёт следующие преимущества:

1. Обеспечивает бесперебойную работу инженерных коммуникаций независимо от наличия электроэнергии.
2. Байпас в системе отопления или водоснабжения позволяет, не прекращая циркуляцию теплоносителя, произвести ремонт или замену приборов.
3. При встраивании в отопительную систему можно произвести регулировку температуры горячей воды.

Для чего нужен байпас

Байпас — это обводный трубопровод, служащий для организации протекания теплоносителя в обход основного пути. Обычно на участке обвода вмонтировано какое либо оборудование. При этом один конец байпаса подключён к подводящему концу трубы, а другой к отводящему. В промежутке между обводной трубой (байпасом) и отверстием входа в прибор устанавливается запорная арматура.

Функция байпаса — целиком изменить течение воды по альтернативному маршруту, а так же, при необходимости, производить регулировку объема поступающей в прибор жидкости.

Для того, чтобы устройство можно было полностью отключить, на отводящем конце трубы монтируют кран. (он находится в промежутке между отверстием выхода оборудования и байпасом)

Первостепенная функция обводки в том, что бы обеспечить непрерывность циркуляции теплоносителя в системе отопления в период нарушения работы подключенного оборудования или отсутствия электричества.

Основа работы заключается в том, что любое устройство установленное посредством байпаса, можно отключить от всей системы просто перекрыв входной и выходной кран. Отключенное оборудование может ремонтироваться или меняться. И при этом непрерывность тока теплоносителя сохранится. Существует несколько случаев применения обводной трубы.

Байпас на отопление

Байпас на отопление

Байпас на радиаторе отопления используют исключительно для систем однотрубного типа. Только здесь применение байпаса оправдано. При отсутствии обводки первая батарея возьмёт в себя самое большое количество тепла, а самая последняя лишь слегка подогреется.

Байпас на отопление

Использование байпаса, соединяющего трубу подачи и выхода теплоносителя, поделит поток на 2 части. Первая часть направляется в радиатор отопления и начинает теплопередачу. Вторая часть потока, с изначальной температурой, движется к последующим радиаторам в последовательной системе.

Байпас на полотенцесушитель

Слева — без байпаса. Справа байпас на полотенцесушителе

Так же можно установить байпас на полотенцесушитель. Это позволит, при необходимости, отрегулировать его температуру, либо осуществить ремонт или замену. Для перекрытия жидкости необходимо установить дополнительно два шаровых крана (входной и выходной). Обводная труба должна по диаметру уступать (быть меньше) трубе полотенцесушителя.

Байпас для циркуляционного насоса

Байпас для циркуляционного насоса

Подключение насоса с использованием байпаса лучше производить в самотёчных системах. Так же здесь обязательна установка разгонного коллектора и необходимо соблюдение уклонов и определенных диаметров труб. Циркуляционный насос, в данном случае, необходим для увеличения её продуктивности.

Байпас для циркуляционного насоса

При монтаже байпаса в систему с циркуляционным насосом на ней обязательно должен присутствовать шаровой кран (возможно клапан). Во время работы циркуляционного насоса кран (клапан) целиком закрывает просвет обвода. В случае остановки насоса, происходит открытие байпаса и теплоноситель движется уже по нему.

Байпас тёплого водяного пола.

Обводная труба — необходимый элемент при установке тёплого водяного пола. Он нужен для того, что бы отрегулировать температуру воды центральной магистрали (около 80 градусов) до необходимых 40-45 градусов. Для этого необходим трёх-ходовый клапан. Принцип работы прост: необходимое количество воды поступает в систему тёплого пола, а остальная часть проходит дальше. В последствии жидкость, идущая через байпас, смешивается с охлаждённой жидкостью, выходящей из системы тёплого пола, и устремляется дальше.

Байпас в обвязке твердотопливного котла.

Байпас в обвязке твердотопливного котла.

Посредством обводной трубы формируется малый циркуляционный контур жидкости. Байпас подсоединяется к трубе подачи жидкости и обратному трёх-ходовому клапану. Таким образом, посредством обводки, смешивается горячая жидкость на выходе и ещё не нагретая жидкость на входе, обеспечивая температуру подаваемой жидкости в котёл более 50 градусов. Это делается во избежании образовании конденсата в котле, приводящее к коррозии.

Виды байпаса в системе отопления.

Помимо того, что установка запорной арматуры производится на входных и выходных патрубках, она так же устанавливается и на байпасе. Существуют следующие типы байпасов, в отличие от типа арматуры:

Нерегулируемая обводная труба

Стандартная труба без добавочных элементов. Течение теплоносителя по такой трубе проходит в свободном режиме. Байпасы данного типа обычно применяют при установке батарей. При монтаже данного вида обводной трубы стоит помнить о том, что жидкость из двух труб выберет ту, у которой больше диаметр (меньше гидравлическое сопротивление). Соответственно диаметр трубы вертикального байпаса не может превышать диаметр основной трубы.

При устройстве горизонтального байпаса его диаметр обычно равен диаметру главной трубы. Патрубок, идущий к отопительному прибору должен быть уже. Здесь действует закон о том, что среда с высокой температурой стремится наверх, благодаря меньшему удельному весу.

Байпас с ручным управлением

Это труба с вмонтированным в неё шаровым краном. Выбор именно данного типа крана обусловлен тем, что в открытом положении он абсолютно не мешает току жидкости, а следовательно не оказывает дополнительного сопротивления. Подобный тип обводной трубы удобен в плане регулировки количества жидкости, идущей через неё. Стоит отметить то, что составные внутренние части шарового крана могут прикипать друг к другу. В следствие этого его нужно иногда просто проворачивать, для профилактики. Основное использование данный вид байпасов нашёл при монтаже батарей 1-но трубной магистрали и при обвязке гидронасосов.

Автоматический байпас

Нашёл применение в обвязке насоса гравитационной отопительной системы. Жидкость в подобной системе практически всегда циркулирует без участия устройства для перекачивания. В данном случае электронагнетатель монтируется в систему для повышения скорости тока теплоносителя. Благодаря этому уменьшаются потери тепла и увеличивается общий коэффициент полезного действия системы. Жидкость в подобном типе байпаса перенаправляется автоматически. Когда теплоноситель проходит через прибор, обводная труба автоматически закрывается. Во время остановки насоса из за различных причин (поломка, отключение питания и др.) жидкость перенаправляется в байпас. Существует несколько типов автоматических байпасов:

Клапанный автоматический байпас

Включает в себя шаровой кран, который почти полностью не создаёт сопротивления свободному току жидкости через трубу в свободном режиме. Во время включения насоса скорость течения возрастает. Жидкость из выходного отверстия трубы направляется в магистраль и начинает течь в 2 направлениях. Во время движения по прямому пути никаких препятствий не возникает, а при движении назад теплоноситель утыкается в обратный клапан. Из минусов подобного вида байпаса следует отметить его повышенную чувствительность к загрязненной воде. В случае попадания даже мелкого мусора подобная система может сломаться.

Инжекционный автоматический байпас

В основу инжекционного автоматического байпаса положен принцип гидроэлеватора. На главной магистрали устанавливается насосный узел расположенный на более узкой трубе обводки. Концы обводной трубы частично заходят в главную магистраль. Поступление жидкости во входной патрубок создаётся за счёт возникновения около него области разряжения. Эта область возникает за счёт насосного узла. Из выходного патрубка теплоноситель выходит под давлением с ускорением. За счёт этого обратное течение жидкости исключается. В том случае, если насосный узел не работает, вода самотёком идёт через байпас.

Полезные советы по установке байпаса в систему отопления

Перед установкой байпаса обязательно нужно рассмотреть некоторые его особенностями. Во время подключения радиаторов:

1. Диаметр обводной трубы не должен превышать внутреннее сечение главного трубопровода.
2. Обводная труба (перемычка) должна монтироваться по возможности вблизи батареи.

На выходе монтируется шаровой кран. Главное условие сборки составляющих частей — это полная герметичность швов.

Во время установки насоса байпас обычно является частью всей системы и обеспечивает самотек жидкости. Диаметр байпаса с установленным насосом должен быть меньше главной трубы.

Так же в обводной трубе обязателен шаровой кран, либо клапан, для обеспечения свободного тока жидкости и препятствия её обратному ходу.

Ссылка на основную публикацию