Устройство подъездого пути а также мощение дорожек

Устройство подъездого пути и мощение дорожек

В комплексном решении благоустройства приусадебного участка важна роль всех функционально-эстетических элементов, будь это эргономическое расположение зон обслуживания, гармоничная подборка растений или стиль малых архитектурных форм. Удобные и внешне привлекательные дорожки выступают в качестве связующего фактора в целостном восприятии ландшафтной композиции. А уж подъездная дорога в силу ее не только утилитарной, но и презентабельной функции и подавно требует к себе повышенного внимания. В частности, в отношении материалов. Что же выбрать из широкого ассортимента, представленного на рынке?

Подъездной путь к дому, как правило, проходит в так называемой парадной зоне усадьбы, поэтому выбор материала для его устройства должен основываться, во-первых, на показателях прочности и долговечности, а, во-вторых, – на эстетичности. Эта дорога имеет свои стандартные размеры по ширине, зависящие от габаритов машин, но слишком узкий проезд создает иногда неприятные ситуации. Все-таки необходим некоторый запас, чтобы можно было выйти из машины, не взбираясь на бордюр.

Конфигурация дороги от ворот к дому – это особый момент. Прямолинейный подъезд упрощает композицию парадной части усадьбы и открывает фасад дома на обозрение с улицы. На наш взгляд, лучше всего устроить его таким образом, чтобы он давал возможность зеленым насаждениям скрыть внутридворовое пространство, сохраняя определенную интригу.

Нетривиальное оформление бордюрами, светильниками, и растениями придадут подъездной дороге живописность и вид со вкусом организованной представительной части ландшафта. А оригинальный рисунок мощения только усилит этот эффект.

Экономить на геодезии – себе дороже

Известно, что в случае строительства дома и различных построек прежде всего требуется создание геодезической карты участка, на основе которой проектируются фундаменты зданий и водоотводные мероприятия. Это тем более важно, если участок имеет сложный рельеф.

Но и при устройстве системы дорог и тропинок данное нормативное требование тоже необходимо соблюдать. Казалось бы, вы видите перед собой уже сложившийся рельеф на своем участке. Что там какая-то дорожка нарушит? Такой дилетантский подходы часто приводит к тому, что спустя совсем немного времени первоначальная экономия «съедается» неожиданными, по мнению легкомысленных застройщиков, затратами на восстановление уже достигнутого строительно-ландшафтного великолепия. Вода в подвале, промоины га газонах, расползшаяся дорожка – это еще не все «цветочки». А происходит так потому, что активное вмешательство человека в стабилизированную природную структуру (дом, бассейн, пруд, фонтан, беседка, сад, дороги и т.п.) перераспределяет водный баланс в почвенных зонах участка. Процесс этот невидимый, но тем не менее неизбежно разрушительный. И его «плоды» затем появляются перед взором «бережливых» домовладельцев.

В проекте ландшафтного архитектора должны содержаться указания по расположению клумб, газонов, древесных насаждений, а также рекомендации по оформлению, цветовому решению и рисунку мощения дорожно-тропиночной сети. А специалисты по дренажным системам уже на основе геодезических исследований и метеорологических наблюдений спроектируют наиболее рациональные способы защиты от грунтовых вод и атмосферных осадков.

Так, вода может уходить сквозь швы между плитками в почву или отводиться дренажными каналами в безопасные места. Еще одним вариантом является соблюдение в поперечном профиле дорожек незначительного уклона от центра к периферии, тогда поверхностные воды будут просто стекать на прилегающий участок. А противостоять размыванию основания дорог потоками можно соблюдением одного правила: их покрытие должно находиться на 2-3 см выше уровня газона.

Подготовка мощения

Работы на запроектированных под мощение участков территории начинают, как правило, с дальних от дома пешеходных дорожек и заканчивают строительством подъездной дороги. Ждать естественной усадки грунта в наше время не все хотят, поэтому в большинстве случаев при сооружении подъезда к дому применяется бетонирование – обходится дороже, но делается быстрее. Понятно, что и технология строительства учитывает это обстоятельство.

Прежде всего – разметка: повороты, закругления, уклоны. Зтем производится выборка грунта на глубину штыка лопаты, выравнивание и утрамбовка площадки. Основание может быть щебневое, бетонное или гарвийно-песчаное. Его еще называют «подушкой», так как на него укладывается покрытие. Толщина «подушки» диктуется в первую очередь типом грунта и вод, потом уже – эксплуатационной нагрузкой и размером плит. В любом случае она не должна быть меньше 15-20 см.

Перед бетонированием на слой щебенки и песка иногда укладывают арматуру, но чаще всего армируют «подушку» при помощи металлической сетки – она наделяет основание пластичностью, необходимой для сохранения целостности материала в ходе дальнейшей эксплуатации.

В настоящее время предусмотрительные хозяева домов прокладывают под подъездной дорогой и пешеходными дорожками (от двери к дому) кабели систем обогрева – при обледенении они будут весьма кстати.

Тротуарная плитка атакует дороги

На смену гравийных и асфальтовых покрытий подъездных дорог пришла тротуарная плитка. Это неслучайно. Она обладает множеством достоинств: обеспечивает ровную и нескользящую поверхность, летом не плавится наподобие асфальта, а зимой не трескается от воды, легко монтируется и разбирается. И действительно, попробуйте, например, выполнить ремонт какой-нибудь из инженерных коммуникаций, находящийся под дорогой с асфальтовым покрытием. Пневмомолоток, лом, новая поция горячего асфальта, каток – масса проблем! А плитку достаточно демонтировать и снова уложить. Опять же, какое гравийное покрытие сможет продержаться, по примеру тротуарной плитки, 25 лет? И во что оно превратиться?

Плитка как фигурный элемент мощения (сокращенно ФЭМ) разнообразна по форме, фактуре и расцветке. Это делает ее незаменимым материалом в осуществлении самых оригинальных дизайнерских проектов.

Для мощения подъездных дорог к дому используются тротуарные плитки толщиной 8 и 4 см. Последняя – в случае предварительного бетонирования. По способу изготовления бетонные плитки подразделяются на литые и прессованные.

Сравнительный анализ показывает, что каждая из этих разновидностей обладает и достоинствами, и недостатками, по этому выбор – всегда за потребителем.

Например, литая плитка дешевле, имеет множество конфигураций ФЭМов, но нуждается в защите от солей, которые делают ее рыхлой, – для этого необходимы специальные пропитки покрытия. Прессованная превосходит литую по прочности, однако ее поверхность настолько ровная, что исчезает эффект натуральности; иногда это обстоятельство отталкивает дизайнеров, а, следовательно, и заказчиков.

В то же время при изготовлении всех видов тротуарной плитки применяют красители, благодаря чему можно получить материал практически любого оттенка цветовой гаммы.

Укладка ФЭМ

Есть два способа мощения подъездных дорог: жесткий и сухой. Трудно определить приоритет одного из них. Если технологические нормы соблюдены, а качество работы не вызывает сомнений, то при любом способе укладки дорога будет красивой и прослужит долго.

Жесткое мощение в принципе ничем не отличается от кирпичной кладки и тоже производится с использованием раствора, в данном случае – цементного. С одним уточнением: толщина плитки и другие параметры должны соизмеряться с кирпичом. Перед кладкой основание необходимо подготовить: тщательно утрамбовать и выровнять площадку, застелить полиэтиленовой пленкой или геотекстилем во избежание прорастания травы, и покрыть слоем песка толщиной 2-3 см. Раствор можно наносить либо на грань плитки, либо на место кладки; швы заполняются тем же раствором. Состав кладочного раствора такой: 1 часть цемента на 4-5 частей песка средней зернистости. Некоторые мастера добавляют еще и гашеную известь.

Сухой способ мощения предполагает наличие бетонного основания. ФЭМы укладывают на безводную смесь цемента и песка, добиваясь путем подбивки хоть и не идеально ровной поверхности, но все же, как говориться, под линейку. Швы засыпают этой же сухой смесью, после чего только что замощенный участок дороги поливают водой. Состав схватывается и дальнейшем препятствует проникновению воды в тело кладки. Тут дано учитывать одну тонкость. Сухую смесь готовят перед началом работ. Если это делать накануне вечером, она утратит часть своих связующих способностей, «перегорая» от влажного воздуха и не совсем сухого песка.

Срок надежной службы подъездной дороги зависит от многих факторов. Одним из них является недопущение ее перегрузки, т.е. она должна быть рассчитана на определенный вид движущегося по ней транспорта. Зимой – никаких ломов и металлических лопат, снег убирать только при помощи фанерной лопаты и метлы. К том же тротуарная плитка из бетона абсолютно несовместима с солью, поэтому ее можно посыпать зимой при гололеде только песком.

Дорогая альтернатива тротуарной плитке

Существуют, конечно, и другие материалы для строительства подъездных путей но стоимость их выше. Речь идет о натуральном камне. Самыми дорогими из этой группы считаются такие природные камни, как гранит, базальт и порфир; те, что подешевле – песчаник, сланец и известняк. Обычно они используются для устройства пешеходных дорожек (дорожка из гранита практически вечная!), но применяются и для мощения подъездных дорог к дому – на бетонное основание.

Обычно такие камни имеют вид плитняка – пластин более-менее правильной формы; реже – брусков или булыжников. Песчаник, сланец и известняк – породы сравнительно мягкие – целесообразно пропитывать и покрывать специальными составами, которые увеличивают их прочность.

В чем явно не нуждается гранит. Его прочность зафиксирована даже в пословицах. Но стоимость не позволяет ему стать самым популярным материалом. Причем львиная ее доля припадает на обработку, требующую мощного оборудования и специальных инструментов. Дорога к дому, мощеная гранитными плитами, может, и не такая ровная на поверхности, как из тротуарной плитки, но зато служить будет очень долго.

С недавних пор появился еще один конкурент тротуарной плитки и природных камней – клинкерная брусчатка. Это не что иное, как обычная керамика, но усиленная спецтехнологией и спецдобавками. Для мощения дороги подходят изделия толщиной 6 см.

Клинкер подобного назначения производится в основном зарубежными фирмами. Лучшим считается немецкий.

Устройство подъездных дорог – мощение дорожек тротуарной плиткой

При устройстве пешеходных дорожек и подъездных путей для автомобиля на приусадебном участке их удобство и практичность не менее важны, чем другие элементы дворового ландшафта, будь то малые архитектурные формы, зеленые насаждения или функциональные зоны. Нынешний рынок предлагает широкий ассортимент материалов для мощения, какие же из них наиболее подходят для подъездных дорог?

Если гараж расположен внутри участка вдали от ворот, то вопрос устройства подъездных путей становится особо остро. Неграмотно проложенная дорога под давлением колес автомобиля уже через полгода превратится в усеянную ухабами и изобилующую лужами после дождя околицу. Кроме того, не стоит забывать о том, что дорога от ворот к гаражу является частью общего ландшафта и должна выглядеть максимально презентабельно. Не стоит делать этот путь узким: обязательно должно быть место для того, чтобы можно было выйти из автомобиля и не ступать при этом на газон.

Читайте также:  Деревянный мостик

Нередко требуется подъезд с местом для разворота. В этом случае также необходимо уделять внимание не только прочности и долговечности покрытия, но и его эстетическому оформлению, поскольку парадной зоне отводится самая презентабельная роль в ландшафтном дизайне. Развитие дорожной и тропиночной сети начинается с зонирования участка и создания ландшафтного проекта. При выборе конфигурации дорожек, нередко обращаются к особенностям фасада дома или планировке приусадебного пространства. Декоративности дорожкам можно придать нестандартным рисунком мощения, бордюрами и зелеными насаждениями внутри.

Дорожно-тропиночную сеть обычно планируют одновременно с разработкой проекта озеленения. У ландшафтного архитектора в данном случае имеется удобная возможность выгодно расположить газоны, клумбы и отдельные зеленые насаждения. Также он может предложить свои идеи по поводу рисунка мощения и оформления дорожек.

Перед началом работ в обязательном порядке необходимо произвести геодезическое исследование местности, а также создать вертикальный проект. Это особенно важно при сложном рельефе участка или его расположении у подножья холмов и возвышенностей.

Некоторые заказчики не желают тратиться на «лишние» издержки, в надежде сэкономить средства там, где этого делать не стоит. В итоге, очень часто приходится переделывать всю работу после проседания грунта или подмытия ограждения. Виной этому – неграмотное проведение дренажных работ и несоблюдение правил устройства водоотвода.

Располагая информацией о характере и глубине залегания грунтовых вод, специалисты могут посоветовать наиболее подходящую дренажную систему, а также и спроектировать ее.

Мероприятия по отводу воды необходимы и для того, чтобы на дорожках не образовывались лужи, превращающиеся при заморозках в ледяные катки. Дренаж в отдельных случаях устраивают таким образом, чтобы влага просачивалась сквозь зазоры между плитами в почву. Однако чаще предусматривают небольшой уклон в поперечном сечении дорожки, обеспечивающий сток дождевой и талой воды с ее плоскости. На просторных площадках уклоны делают в разные стороны, чтобы рассредоточить поток воды.

Для того чтобы вода не размывала основание дороги, ее прокладывают на несколько сантиметров выше уровня прилегающей территории. Специальные водоотводы можно и не устраивать, если зеленая зона способна принять всю стекающую воду.

Подготовка к мощению

Начинают мощение приусадебной территории с самых дальних дорожек, постепенно приходя к центру. Подъездной путь и въездная зона выкладываются в последнюю очередь. Традиционные законы дорожного строительства непосредственно касаются и устройства вымощенных дорожек: они требуют учета естественной усадки почвы. Сегодня быстрые темпы коттеджного строительства диктуют свои условия, и чтобы сэкономить время застройщики применяют бетонирование подъездных путей, хотя ГОСТ этого не требует.

Строительство дороги начинается с разметки, после чего на глубину лопаты извлекается грунт. Площадка выравнивается, трамбуется и затем на ней делается подушка в виде щебневого, гравийно-песчаного или бетонного основания. Тип и размер подушки напрямую зависит от глубины залегания грунтовых вод и от почвы (песчаная, глинистая, устоявшаяся или насыпная). Определенную роль в конфигурации подушки играет и вид плиточного материала, а также его размер.

Для подъездной дороги подушка обычно имеет толщину 15-20 см. Большую толщину оправдано использовать только на подвижных грунтах. Слои щебня и песка, попутно исполняющие роль дренажа, заливают бетоном. Если предполагаются большие нагрузки (грузовик или микроавтобус с грузом) нередко используют армирование. Для легковых автомобилей достаточно металлической сетки, которая будет препятствовать раскалыванию хрупкого бетона.

Весьма практично под дорогой, ведущей от ворот к дому, размещать кабели обогрева, избавляющие покрытие от обледенения.

Преимущества тротуарной плитки

Не так давно традиционным способом устройства подъездных дорог была уклада асфальта или гравия. Сегодня эти старые технологии вытеснила тротуарная плитка, имеющая ряд преимуществ перед своими старшими конкурентами. Этот материал обеспечивает ровное нескользящее покрытие. Производители плитки для тротуаров гарантируют 25-ти летний срок ее эксплуатации. Она не размягчается, как асфальт при нагревании, и не выделяет токсичных испарений. Зазоры между элементами плиточного покрытия пропускают воду, что иногда позволяет не применять системы водоотвтда. Одно из главных преимуществ плитки в том, что она достаточно просто укладывается и свободно демонтируется при необходимости. Поврежденный участок плиточного покрытия легко реставрируется целыми плитками. Никакое другое капитальное покрытие не может быть так просто демонтировано (иногда без ущерба для материала) при необходимости проложить или заменить коммуникации, располагающиеся под дорожкой. Широкий выбор форм ФЭМов (фигурные элементы мощения) позволят решать ряд дизайнерских задач.

Требования ГОСТа, касающиеся подъездных путей, устанавливают минимальную толщину для плитки – 8 см. Если укладка производится на предварительное бетонирование, то толщина плитки может быть – 4 см.

Тротуарную плитку производят методом прессования или литья. Относительно этого существует миф, будто бы прессованная плитка лучше литой по качеству. Такое ошибочное мнение возникло из-за попадания на рынок некачественной плитки кустарного производства. Чтобы не попасть в просак при выборе плитки необходимо обращать внимание только на сертифицированную продукцию серьезных производителей, предоставляющих гарантию на свои изделия. Производство литой плитки не обходится слишком дешево, поскольку она требует дополнительной пропитки антисолевыми составами. Плитка, полученная методом прессования, имеет, исключительно гладкую поверхность, лишенную фактуры, хотя и является несколько прочнее литой. Обе технологии используют красители, цветовая гамма которых позволяет выкладывать из плитки мозаики.

Укладка тротуарной плитки

Существует два основных способа мощения ФЭМов, первый из которых – жесткое мощение с использованием фиксирующего раствора. Данный метод применяют для укладки толстой плитки, размерами, соизмеримыми с обыкновенным кирпичом. Грунт перед укладкой утрамбовывают и застилают геотекстилем либо полиэтиленовой пленкой, для того, чтобы не прорастала трава. Сверху насыпают 2-3 см слой песка. Плитку кладут по типу кирпичной кладки, нанося раствор на грани либо на место установки. Швы заполняются кладочным раствором, состоящим из 1 части цемента и 5 частей песка (можно с добавлением извести).

Во втором случае – при сухом способе мощения плитку укладывают на затворенную цементно-песчаную смесь (необходимо бетонное основание), после чего этой же смесью засыпают швы между ФЭМами, и поливают вымощенный участок водой. В результате смесь схватывается и застывает.

Цементно-песчаную смесь (гарцовку) необходимо использовать в течение нескольких часов, иначе она потеряет свои связующие свойства.

Для того чтобы сделать дорожное покрытие более надежным, можно полосы, по которым будут проходить колеса автомобиля, выложить более прочной плиткой. Данный вариант приемлем, как для экономии средств, частично избегая затрат на полный комплект дорогостоящей плитки, так и при усилении бюджетных вариантов дорожек.

Самый главный враг подъездных путей – перегрузки. Следует четко выдерживать соответствие расчетных нагрузок режиму эксплуатации. При уборке снега необходимо использовать только деревянные или пластиковые инструменты, и не в коем случае не ломы и металлические лопаты. Ими можно легко повредить гладкую поверхность плитки и испортить ее внешний вид. Соль в качестве борьбы с обледенением лучше не применять вообще. Если дорожки стали скользкими, необходимо использовать песок.

Мощение пешеходных дорожек и подъездных путей

В этой статье будет описан процесс укладки брусчатки из натурального камня вне помещения, а именно: мощение пешеходных дорожек и подъездных путей.

Исходя из назначения мощения, основой для него может служить как бетон, так и песок. Бетон применяют при высокой степени нагрузки на поверхность и для крутых подъемов. Назначение также влияет на выбор размеров плитки. В нашей практике мы выбираем для бетонной основы толщину 25-30 мм, а длину и ширину 100-200х100-200мм.

При наличии песчаной основы мощения брусчатки для пешеходов достаточно толщины камня от 25 мм, с длиной и шириной не более 300 мм, а для проезда легкового автомобиля лучше выбирать толщину от 50мм, а длины сторон до 200мм. На практике использование именно таких размеров оправдывает себя практически во всех случаях и обеспечивает беспроблемную эксплуатацию покрытия на протяжении многих лет.

Итак, для последующей укладки нам потребуется подготовить основание. Выбор основания обычно делает архитектор проекта; если же у нас маленький объект и нет архитектора, то выбор остается за установщиком и заказчиком. Если это бетон, необходимо сделать подушку из утрамбованного песка толщиной 70-100мм, проложить арматуру, затем залить бетон. Установка на такую подготовку делается на знакомый нам клей, MAPEI Ultraflex LFT. Для ровных швов не забываем использовать «спэйсеры». После застывания клея принимаемся за заполнение швов. В качестве затирки используем «полимерный песок», это смесь песка с полимером, он прост в применении и надежно заполняет пространство между камнями. Достаточно его разнести по поверхности мощения (обычно рассыпают и разносят щёткой или веником, чтобы заполнить все промежутки), убрать излишки, после чего полить поверхность водой – и смесь застывает, надежно закупоривая шов.

В случае установки брусчатки на песок, подготовка состоит из утрамбованного песчаного слоя в 70-100мм. В качестве инструментов используются мастерок и резиновая киянка. Установщик «играет» со слоем песка, регулируя положение камня, он киянкой постукивает о камень, тем самым осаживая его на место. В общем и целом, стараются установить камень таким образом, чтобы не было щелей между ними, но, учитывая, что форма плитки не идеальная, пространства между плитками не избежать, в этом случае в качестве наполнителя можно использовать как обычный песок, так и песчано-полимерную смесь. Проще работать с песком: достаточно рассыпать его по поверхности мощения, разнести веником или щеткой, убрать излишки, к тому же он доступен по цене. Обратной стороной простоты и дешевизны являются ряд недостатков: песок легко вымывается или выдувается из щели, в нем могут прорастать сорняки, которые портят внешний вид дорожек и нарушают штатное положение камней.

С целью скрыть неидеальную форму камней очень удобно использовать брусчатку с миниатюрной фаской – буквально 1х1 или 2х2мм по четырем верхним граням. В таком случае неровности торцов не бросаются в глаза, работа по монтажу облегчается и появляется дополнительное место для «маневра».

Читайте также:  Сухой ручей

В отличии от установки на бетон и клей, при монтаже камня на песок необходимо побеспокоиться о том, чтобы камни не смещались («плыли») во время эксплуатации. Для этих целей подойдет или гранитный бордюр, или бетонный бордюр, так же подойдет пластиковое ограждение, которое фиксируется к грунту металлическими костылями (колышками). Поверх таких ограждений можно установить газон или присыпать декоративным камнем, таким образом такое ограждение не будет заметно.

Подводя итог, можно сказать, что укладка гранитной брусчатки в целом процесс несложный, но необходим опыт в мощении. Надлежащее внимание следует уделить базе для укладки, выбор которой зависит от предназначения, транспортной нагрузки вашего покрытия. В результате Вы получите дорожку до гаража или тротуар, которые будут радовать вас долгие годы, ведь гранит один из самых долговечных материалов, доступных в наши дни.

Фотогалерея

Статьи по теме

Что такое слэбы

Очень часто в журналах по дизайнерскому оформлению домов и квартир можно увидеть восхитительные интерьеры, в которых используются полированные до зеркального блеска светлые и темные столешницы, бликующие на ярком солнце стильные подоконники, барные стойки, за которые так и тянет усесться, стойки ресепшен, превращающие ничем не примечательную гостиницу в роскошный отель. Все эти вещи изготавливаются из массивных каменных плит, получаемых распилом мраморного или гранитного монолита.

Где применяют искусственный камень

Первые искусственные материалы, имитирующие природный камень, начали применять несколько тысячелетий тому назад: в древних Египте, Китае, Индии в 3 тысячелетии до н.э.

Мощение дорожек

При благоустройстве для дорожек, тропинок, площадок выполняют мощение — формирование твердого, нескользкого, прочного покрытия. Удобство использования дорожек, срок их службы, внешний вид определяет выбранный для покрытия материал. До начала работ по мощению выполняют разметку (отмечают линии границ дорожек по всей протяженности), обустраивают основание. Подготовка основания зависит от выбранного материала и предполагаемых нагрузок на покрытие. В одних случаях достаточно защиты геотекстилем и небольшого слоя отсыпки. В других может требоваться устройство дренирующего слоя и бетонная подготовка.

Виды мощеных покрытий

Мягкое. Для поверхностного слоя дорожки используются сыпучие материалы — щебень, гравий, гранитная крошка и т.п. Мягкое мощение используют при небольших нагрузках (только для пешеходных дорожек, тропинок). Основание защищают геотекстилем, по бокам устанавливают бордюры. Для этого по бокам дорожки устраивают заглубленные канавки, в которые по всей длине устанавливаются бордюрные камни. Если нужно укрепить бордюр, при его установке может использоваться бетонирование.

Жесткое. Поверхность формируется из плитки, брусчатки, натурального камня, кирпича, других жестких материалов. Такое мощение выдерживает средние и высокие нагрузки (прочность определяется подготовкой основания). Сформированное покрытие стабильно, не растрескивается, не смещается, не деформируется.

Комбинированное. Для покрытия используются и сыпучие, и жесткие материалы так, чтобы сформировать узор. Жесткие материалы (плитка большого размера, натуральный камень или группы кирпичей, небольших плиток, тесаных булыжников) используются для формирования участков, на которые приходится основная нагрузка. В промежутках между ними выполняется отсыпка галькой, каменной крошкой, гравием.

Материалы для мощения

Природный камень

Для мощеных дорожек подходит гранит, известняк, базальт, песчаник, сланец. Камень предварительно обрабатывается и поставляется в виде:

  • плитняка. Он имеет фиксированную толщину, выглядит как плиты произвольной формы и размера. При мощении формируют рисунок с заметными швами. Укладывается на ровное и прочное покрытие. Плитняк может быть галтованным (проходит дополнительную обработку, после которой края и углы сглаживаются, становятся скругленными);
  • брусчатки: тесаных или пиленых, обработанных булыжников квадратной, скругленной или прямоугольной формы. Брусчатка имеет фиксированные размеры, ее можно использовать для сложного мощения: с формированием узоров, орнаментов, рисунков. Булыжники укладывают на утрамбованное основание из сыпучих материалов;
  • плитки: формованные плиты с фиксированной формой и размерами (квадратные, прямоугольные). Укладываются так же, как плитняк.

Тротуарная плитка

Изготавливается из разных материалов. Наиболее распространены:

  • бетонная плитка. Изготавливается по технологии прессования или литья. Вибропрессованная используется при небольших нагрузках, вибролитая — более прочная. Форма, размеры могут быть любыми, оттенки — от серого до бордового, соломенного и т.п. Возможно изготовление плитки сложной формы (шестигранной, волнообразной, скругленной, «сноп» и т.п.). При мощении выбирают раскладку (определяется формой плитки: вразбежку, елочкой, с формированием заданного узора или рисунка). Возможно использование разных цветов для одной и той же дорожки;
  • керамическая плитка. Может имитировать натуральный камень или кирпич, быть цветной, иметь глазурованную поверхность. Цвета и формы — произвольные. Укладка — на твердое, прочное и ровное основание. Чаще используется для пешеходных тропинок, дорожек, тротуаров (не для парковок и не для подъездных путей). Должна быть нескользкой, морозостойкой, достаточно прочной.

Клинкерный кирпич

Тротуарный клинкер при изготовлении проходит обжиг при высокой температуре, как сырье используется глина. Форма — традиционная, прямоугольная. Возможно использование разных раскладок при мощении.

Декоративный бетон

Покрытие формируется из бетона с фактурной поверхностью. Его сотрудники компании “ПозитивПроект” рекомендуют использовать для садовых, пешеходных дорожек. Их форма может быть произвольной (скругленной, сложной). Для повышения морозостойкости и прочности в состав бетона вводятся специальные добавки. Ежегодно такое покрытие нужно обрабатывать гидрофобизирующими материалами.

Дерево

Для пешеходных дорожек, тропинок, площадок может использоваться террасная доска (декинг). Она имеет обработанную, рельефную поверхность (не скользит), пропитывается специальными составами для повышения влагостойкости. Декинг укладывают по специальной технологии (на лаги или опоры). При таком оформлении дорожек выполняется не столько мощение, сколько устройство настила, пространство под которым должно вентилироваться.

Насыпные, набивные покрытия

Для стандартного мягкого мощения используют сыпучие материалы. Их подбирают по цвету, фракции. Это может быть мраморная или кирпичная крошка, песок, галька и т.п. При устройстве набивного покрытия отсыпка верхнего слоя дополнительно трамбуется. Это повышает прочность поверхности, увеличивает срок ее службы. Тем не менее, для набивных покрытий периодически нужно выполнять подсыпку и повторное трамбование.

Для устройства дорожек также могут использоваться травянистые покрытия (с укладкой газонной решетки для укрепления грунта), резиновые или пластиковые маты, плиты (для спортивных, игровых зон), другие материалы. Компания «ПозитивПроект» рекомендует выбирать материал покрытия с учетом нагрузок, условий эксплуатации, оформления участка.

Компания “ПозитивПроект” предлагает

© 2003-2020 г. Москва
ООО “ПозитивПроект” – ландшафтная компания.

Особенности мощения дорожек: правила выбора материала и монтажа

Разметка участка

Строительные работы, в том числе и мощение дорожек, требуют подготовки, тщательного планирования. Это позволяет не допустить проблем на следующих стадиях строительного процесса, избежать лишних трат.

При планировании дорожек на участке, следует учитывать все имеющиеся строения, кустарники и деревья, назначение дорожек. Так тропинки должны располагаться на расстоянии не менее 60-80 см от деревьев, чтобы разрастание растений впоследствии не деформировало кладку.

В зависимости от частоты пользования дорожками следует обозначить их ширину. Для менее востребованных достаточно 75 см ширины, для использующихся постоянно – 1-1,5 м.

Материал для мощения: особенности выбора

Один из наиболее ответственных этапов процесса создания дорожек – выбор материалов для мощения. Предпочтение тому или иному отдается после ответа на следующие вопросы:

  1. Как часто планируется использовать дорожки;
  2. Каковы климатические условия района расположения участка: влажность, температура;
  3. Какое количество денежных ресурсов возможно затратить на создание дорожек;
  4. Каков стиль участка, где будет производиться мощение.

От правильности подбора материалов зависит не только эстетический результат мощения тропинок, но и срок эксплуатации дорожек.

Натуральный камень

Камень подходит для выкладывания троп на участках с любым стилем ландшафтного дизайна – в этом смысле он универсален. Долговечность и стоимость материала зависит, прежде всего, от вида используемого камня. Для мощения дорожек используются:

  • Гранит, который отличается прочностью, разнообразием оттенков (от светло-серого до черного, от бежево-розового до бордового, зеленые и синие оттенки), устойчивостью к особо низким температурам. Материал можно приобрести в виде брусчатки или плитки.
  • Сланец, уступающий в прочности остальным породам, наиболее твердый сорт сланца — кварцитовый. Благодаря слоистой структуре, камень легко разделяется на слои-плитки, которые используются для укладки. Материал имеет богатую цветовую палитру – белые, серые, темно-оранжевые, темно-зеленые оттенки.
  • Кварцит, более дорогой камень по сравнению со сланцем, но обладающий большей твердостью и долговечностью. Он может быть окрашен в белый, серый цвет, оттенки красного и зеленого. Имеет шершавую поверхность, поэтому не становится скользким в дождливую погоду или зимой. Продается в виде тротуарных плит или брусчатки.
  • Шунгит, прочный, обладающий устойчивостью к истиранию камень. Он не впитывает влагу, поэтому не подвергается разрушительному воздействию при минусовых температурах. Цветовая гамма материала выдержана в серых и черных оттенках. Если состав камня содержит кварц, на его поверхности можно заметить белые либо золотые прожилки. Выкладывать дорожки можно как из больших плит, так и из более мелких, может использоваться брусчатка.
  • Песчаник, менее дорогая порода в сравнении с иными видами натуральных камней. Он обладает меньшей прочностью, впитывает влагу больше, чем сланец, кварцит или гранит, но этот показатель по-прежнему достаточно низкий (от 5 до 20%). Шероховатость поверхности препятствует скольжению, что делает передвижение зимой или в дождь более безопасным. Материал может иметь природную форму, продается в виде плит и небольших плиток неправильной формы, в виде брусчатки.
  • Плитняк, к которому могут относиться гранит, кварцит, песчаник, известняк, сланец и другие породы, выполненные в форме пластин от 12 до 150 мм. Их прочность и долговечность зависит от толщины плиты, ее формы, от происхождения камня.

Натуральный камень в большинстве случаев – долговечный материал. Однако этот материал – довольно дорогостоящий. Кроме того, некоторые породы натурального камня имеют собственные недостатки.

Помимо использования плит или брусчатки, дорожки могут быть выложены из натуральных булыжников. Возможно сочетание камней с шершавой и гладкой поверхностью, например, песчаник с гранитом.

Искусственный камень

В качестве искусственного камня для мощения дорожек подходят такие материалы как клинкер и бетон.

Бетон – прочный материал; для отделки дорожек подходят образцы, имитирующие природный камень, но могут использоваться и обычные бетонные плиты.

Читайте также:  Укладка газона рулонного

Так бетонный мостовой камень заменяет брусчатку из натурального камня: он обладает достаточной твердостью, имеют геометрическую или слегка закругленную форму и стоит дешевле природного материала.

Бетонные плиты лучше использовать с шершавой поверхностью, чтобы облегчить передвижение по дорожкам и предотвратить скольжение.

Прочность бетонной тротуарной плитки зависит от технологии ее изготовления. Она может быть:

В первом случае плитка не отличается прочностью и морозоустойчивостью, но имеет привлекательный внешний вид: выполняется в виде брусчатки, кирпича, листьев, цветков, имитирует деревянную поверхность.

Второй тип укладывается на дорожках с повышенными механическими воздействиями. Вибролитая бетонная плитка служит дольше при соблюдении правильной технологии ее укладки: между плитками не должна застаиваться вода, во избежание их преждевременного разрушения.

Клинкер – материал, изготовленный из тугоплавкой и каолиновой глины, гораздо более прочен, чем бетон. Его цена также выше. Материал может использоваться в виде брусчатки или плитки. Клинкерная брусчатка отличается большей прочностью и стойкостью, поэтому ее следует класть для дорожек с очень высокой проходимостью. Однако садовые тропинки лучше выкладывать клинкерной плиткой, чтобы не переплачивать за дорогостоящий материал.

Дерево

Для мощения дорожек применяется и такой материал как дерево. Он не отличается долговечностью, но выглядит довольно эффектно. Продлить срок эксплуатации деревянных дорожек поможет периодическая обработка дерева специальными средствами с антисептическими и водоотталкивающими свойствами, лаком, маслом для обработки дерева. Самыми подходящими деревьями для мощения являются дуб и лиственница, они гниют не так быстро, как другие породы. Срок их эксплуатации может достигать 15-25 лет, при надлежащей первичной и последующей обработке.

Лиственница хорошо себя показывает даже зимой

Тропинки выкладываются древесными спилами либо брусчаткой. Для первого варианта подходят спилы различного диаметра и формы.

Деревянная брусчатка имеет стандартную форму и укладывается узором дерева кверху. Это обеспечивает прочность и устойчивость покрытия к истиранию.

Расчет материалов для мощения дорожек

На основании созданного плана и выбранного материала, следует производить расчет необходимого количества плитки, брусчатки или камня.

Сначала рассчитывается количество элементов, требуемых для покрытия 1 м 2 . Полученное количество умножается на общую запланированную под тропинки площадь. Это число отражает необходимый объем материала. При этом следует учитывать, что закупать продукции нужно на 5-10 % больше, чтобы устранить ошибки, допущенные при расчетах (если они были). Кроме того, некоторые элементы могут быть повреждены во время мощения. Закупать материалы лучше одной партией, чтобы не избежать различия в оттенках, качестве.

Технологии мощения

Существует 2 основные технологии мощения дорожек. Различие между ними заключается в материале основания для укладки плитки, брусчатки или булыжников. Выделяют следующие технологии:

  1. Укладка на песчаную основу. Подходит для мощения дорожек из природного камня или брусчатки – материалов, имеющих большую толщину.

В начале с участка, где планируется создать тропинку, убирается пласт почвы размером около 20 см. В получившуюся траншею засыпается щебень слоем в 5-10 см. На этом этапе с помощью цементного раствора устанавливаются бордюры. Пространство между ними засыпается песком, на который затем выкладывается камень, каменная плитка или брусчатка.

Если для мощения используется дерево, то после удаления 20-сантимитрового слоя грунта в углубление укладывается гидроизолирующая пленка. На нее засыпается смесь из песка с гравием или щебнем толщиной от 2,5 до 5 см, утрамбовывается. Такой дренаж предотвратит преждевременное загнивание древесины. Затем устанавливаются бордюры и отсыпается заключительный песчаный слой, на который монтируют спилы.

Высота песчаной подушки – около 5-10 см. Пространство между древесными спилами засыпают песком или землей, смешанной с семенами травы или почвопокровных растений.

  1. Мощение на бетонную основу. Применяется для укладки плитки, хотя подходит также для булыжников и массивной брусчатки, если на них планируется сильное воздействие.

Как и в случае с песчаной основой с нужного участка извлекается дерн, производится отсыпка щебнем, устанавливаются бордюры. Эти ограждения обязательны, т.к. служат опалубкой бетонному раствору. После оборудования оградительных элементов на щебень укладывается армирующая металлическая сетка, затем пространство заливается бетоном.

Для укладки плитки требуется приготовить гарцовку – сухую песчано-цементную смесь в пропорциях 1:6. Состав засыпается слоем в 4-6 см, утрамбовывается и разравнивается. Поверх укладывается плитка, швы между элементами заделываются.

Итак, пошаговое мощение тропинок выглядит следующим образом:

  • Разметка участка под дорожки;
  • Выбор и расчет материала для мощения;
  • Создание основания для укладки;
  • Укладка выбранного материала;
  • Заделка швов между элементами.

Каждый из этапов мощения важен и способствует достижению задуманного результата, сохранению выложенной дорожки на более длительный срок.

Особенности мощения дорожек разными материалами

В основном технология мощения тротуарной плиткой, брусчаткой и спилами дерева сходна. Но в процессе укладки того или иного материала существуют некоторые нюансы, от соблюдения которых зависит получение хорошего результата.

Особенности мощения тротуарной плиткой

Тротуарная плитка укладывается на подготовленное основание в направлении от себя – в процессе нельзя наступать на основу. Каждая плитка простукивается резиновым молотком, чтобы зафиксировать элемент. После окончания кладки швы заделываются гарцовкой, и плитка поливается водой. Через 2-3 дня требуется снова полить дорожку.

Работы проводятся в сухую, ясную погоду, в противном случае возможно ухудшение результата.

Особенности укладки брусчатки

Брусчатка монтируется от бордюра к центру, элементы должны плотно прилегать друг к другу. После выкладывания каждого последующего ряда требуется проверять горизонталь, т.к. даже небольшие отклонения в дальнейшем вызовут смещение всей кладки.

Укладывая гранитную брусчатку, лучше брать элементы поочередно из разных упаковок, чтобы не была заметна возможная разница в оттенках.

Пошаговый процесс укладки брусчатки — вы можете увидеть в нашем видео:

klassdis.ru

Ландшафтный дизайн своими руками. Учимся делать сами

Выбор поверхности для подъездной дорожки

Никогда не стоит недооценивать важность продуманной дорожки. Правильная дорожка должна быть достаточно широкой, чтобы перемещаться по ней, достаточно сильной, чтобы выдержать грузовики доставки и с выемками, чтобы в них собиралась вода с крыши и от дождя. Хороший подъездной путь также дополняет дом и ландшафт.

Начните с планирования маршрута от дороги до гаража. Кривая дорожка занимает в 2 раза больше земли, но выглядит естественно. Подъездная дорога должна быть не менее 3-3,6 м на прямых участках и 4,5 м на кривых. Если подъездная дорога длинная, обеспечьте 3,5-6 метров (или больше) места в верхней части для разворота, это можно использовать и как паркинг для гостей.

Чтобы убедиться, что там достаточно места, сделайте макет машины, чтобы проехать первым. Разверните машину, убедитесь, что это сможет сделать настоящая машина.

Уплотните поверхность немного вниз. Или создайте возвышенность: Центр дороги построен таким образом, чтобы вода стекала в стороны на почву и в дренажные каналы.

Дорога не должна быть скользкой и опасной. Никогда не превышайте наклон дороги больше 15%. Если дорога заканчивается крутой областью, добавьте кривых для уменьшения наклона или разрежьте склон на холме.

Поверхность материала должна соответствовать характеру дома и ландшафта. В зависимости от того, где вы живете, он также должен противостоять снегоуборочным машинам, дорожной соли и жидкостям, таким как бензин и антифризы, которые просачиваются из автомобилей.

Неармированный бетон

Обеспечивает поддержание низкой, ровной поверхности, которая проста в очистке от снега (также хорошо подходит для баскетбола и скейтбординга). Бетон будет пачкаться и ломаться под воздействием дорожной соли.

Бетонные камни для мощения

Монолитные бетонные блоки доступны в различной цветовой гамме, сочетаются по форме, поэтому их легко установить. Если камень поврежден, его можно заменить без ущерба для всей проезжей части.

Щебень

Основными преимуществами являются низкая стоимость и сельский вид. Тип камня варьируется в зависимости от места (сланец, песчаник или гранит). Принимает форму ухабов, легко. Трудно копать или бороздить без зачистки от камня.

Пигментированный бетон

Цвета (существуют сотни на выбор) вмешиваются в бетон или запылятся на нем, пока он мокрый. Последний дает сильные оттенки, со временем появляется серая крошка снизу.

Окрашенный кислотой бетон

Пятна, возникающие в верхних 3 мм бетона, придают ему неповторимый цвет. Сочетание из нескольких цветов создает видимость камня. Цвета блекнут и изнашиваются с течением времени.

Булыжная мостовая

Бельгийские блоки (вырезанные квадраты из гранита) или округлые речные камни стоят дорого, но выглядят красиво. Растения вырастают в промежутках между ними. Неровная поверхность делает уборку от снега очень трудной.

Штампованный бетон

Проволочные коврики при нажатии на влажный бетон оставляют текстуру, имитирующую булыжник, шифер и кирпич. Бетон, как правило, окрашивается или пигментируется также. Если это не сделано правильно, то результат выглядит фальшиво.

Поверхностный заполнитель

Слой бетона промывают от поверхности до явного цвета и текстуры заполнителя (гравия) внизу.

Гравий

Округлые поверхности лучше для шин и босых ног, чем зубчатый щебень. Такую дорожку можно сделать так.

Ровный асфальт

Сочетание наполнителя и асфальта укладывается на гравийной основе. Должно быть сделано по всем правилам, на основе эмульсии, во избежание хрупкости. Как ни старайся, аккуратные края не получить.

Щебень + асфальт

Гравий скатывается в липкий верхний слой асфальта. В этой поверхности больше фактуры и цвета, чем в простом асфальте, а камни склонны быстрее размораживаться и медленнее замерзать.

Камни для мощения в виде кирпича

Обожженный кирпич хорош для движения машин, но его неровная поверхность очень трудно чистится от снега и льда. Разные формы и размеры трудны в строительстве.

Мозаика из камня своими руками очень трудоемка, но позволяет дать волю Вашей фантазии, так как не ограничивает Вас в выборе рисунка.

Штампованный асфальт

Проволочные шаблоны при нажатии на свежий асфальт оставляют текстурированную поверхность, имитирующую кирпич. Может быть деформирован под воздействием тепла и давления. Как и с бетоном, неумелое изготовление выглядит подделкой.

Цветной асфальт

Сухие пигменты растворяются в асфальтовом герметике, обеспечивая цвет. Пигмент следует повторно наносить каждые 2 – 5 лет, так как цвет распадается с износом и от погодных условий.

Толченый кирпич

Используется для садовых дорожек. Это довольно трудно очистить от снега без использования других материалов. Трудно доступно в большей части страны.

Ссылка на основную публикацию
×
×