Элементы ландшафтного дизайна водной компазиции

Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch

Вы здесь

Основы ландшафтной композиции

Виды парковых насаждений

Насаждения — деревья, кустарники, цветочные и травянистые растения — составляют основу формирования парковой среды. Они нерасторжимо связаны с другими компонентами ландшафта — рельефом и водой и с учетом климата определяют пространственную структуру и характерный облик каждого объекта. В процессе исторического развития ландшафтного искусства сложились различные виды парковых насаждений. В регулярных парках они принимают геометрические формы — это боскеты, аллеи, группы, солитеры. Открытые пространства представлены партерами — газонными, цветочными, водяными. В пейзажных парках, где композиция строится на асимметричном равновесии объемов и в ее основу положен принцип воссоздания образа естественной природы,— это массивы, аллеи, группы, солитеры. Все виды парковых насаждений (компоненты паркового пейзажа) в основном выполняют тождественные функции в пейзажах и различаются стилистически.

Рекомендуемые схемы построения групп растений различных пород

Типы пространственной структуры

Организованное пространство — это среда для жизни и деятельности человека, подчиненная материальным и духовным запросам общества. Безграничное пространство — «великая пустота», по определению Демокрита,— не может быть воспринято органами чувств человека. Пространство постигается нами при наличии в нем материальных тел, при условии той или иной степени материального ограничения. Ландшафтный арх. Дж. Саймондс (США) говорил: «Искусство и умение проектировать местность постигается проектировщиком, когда он впервые осознает, что имеет дело не с площадями, а с объемами и пространствами». Творческий метод ландшафтного искусства, опираясь на экологические свойства осваиваемого объекта, подходит к его оценке с позиций 3 пространственных категорий: пространство (собственно территория) и его составляющие — плоскость (поверхность земли на различных формах рельефа) и объем (насаждения, сооружения, объемно выраженный рельеф).

Соотношение типов пространственной структуры

Участки закрытых, полуоткрытых и открытых пространств по своим размерам и общей площади, а так- же размещению в структуре парка определенным образом соотносятся друг с другом. Это соотношение определяется требованиями психофизиологической комфортности среды для человека. Решение задач по созданию благоприятного микроклимата парковой среды зависит от климата района, в котором организуется парк. Так, в южных районах необходима защита от солнца и летнего зноя, поэтому здесь предпочтение отдается закрытым пространствам насаждений, создающим тень и прохладу. Площадь открытых пространств незначительна. Они, как правило, невелики, посетителей наиболее привлекает их затененная часть, опушка формируется рыхлой — продуваемой, способной обеспечить необходимую аэрацию и таким образом избежать застоя перегретого воздуха. В северных районах, наоборот, предпочтительнее участки, освещенные солнцем и защищенные от неблагоприятных северных ветров. Поэтому здесь значительную часть, а иногда и большую, занимают открытые пространства полян, более прогреваемые, чем массивы насаждений. В северной, а также в северо-западной части поляны имеют плотную опушку, защищающую от холодных ветров.

Композиции открытых пространств (полян и партеров)

Открытые пространства являются одними из наиболее важных структурных элементов парков. В регулярных парках это прежде всего партеры, в пейзажных — поляны. Партер — это декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. В качестве растительного материала используются газон, цветы, низкостригущийся кустарник. Инертным материалом служат песок, березовый уголь, битое стекло, толченый кирпич, черепица. В композицию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные растения и фигурно стриженные растения (буксус, тисе, кизильник, туя, в России использовалась ель).

Процесс формирования пейзажных композиций. Сочетание экологических, технологических и эстетических требований

В процессе роста древесные насаждения кардинально изменяют свои высоту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт, т. е. все основные показатели, влияющие на художественное качество ландшафтной композиции. В зависимости от этого меняются оптимальные расстояния восприятия древесных насаждений. Закономерности развития и изменения декоративно-художественных форм должны поэтапно учитываться при формировании пейзажа. Рост и развитие древесных насаждений происходят неравномерно. В первые годы рост растений, как правило, замедлен. Наибольший прирост у большинства видов наблюдается в 10. 30 лет. В средней и южной зонах европейской части России период наиболее быстрого роста у дуба 10. 15 лет; у лиственницы 20. 30 лет. Рост старых деревьев почти прекращается, появляется суховершинность, отсыхает часть боковых ветвей, крона изреживается.

Пейзажно-пространственная композиция

Свойства растительности как одного из строительных материалов ландшафтной архитектуры играют важную роль в создании общей пространственной структуры садов и парков. Характер пейзажа определяется прежде всего соотношением объемных растительных элементов и плоскостных, образуемых поверхностью земли и водоемами. Под термином «пейзаж» следует понимать составную часть ландшафта, которая может быть воспринята как художественно-цельное пространство. Конкретные условия зрительного восприятия определяют масштабные пределы пейзажа. Скажем, цветочный партер или группа деревьев находится за низшим порогом понятия «пейзаж», а крупный массив насаждений или сложная система водоемов — за его высшим порогом. Обязательным признаком пейзажа является преобладание или наличие природных компонентов. Вид — фрагмент пейзажа, предельно ограниченное пространство, угол обзора которого не превышает 60° (небольшая поляна в густом лесу, мост над водой с двумя-тремя группами деревьев, беседка в парке и т. п.).

Виды ландшафтно-планировочной организации зеленых насаждений

Садово-парковая растительность организуется в виде лесных массивов и рощ, групп деревьев и кустарников, аллейных посадок, живых изгородей, стриженых стен, боскетов, полян, декоративных газонов и различного типа цветников. Массивы насаждений лесного типа применяют, чтобы воссоздать естественный ландшафт, они занимают площадь от 1 до 4 га в парках и десятки гектаров в лесопарках. В зависимости от господствующих древесных пород массивы подразделяются на хвойные (темно- и светлохвойные) и лиственные (широко- и мелколиственные), по составу — на чистые, составленные из одной породы, и смешанные, по структуре — одноярусные и многоярусные (когда полы крон расположены на разной высоте). Выбор главных пород массива определяет его облик — ель, пихта, бук, граб с темными стволами и густым облиствением образуют сумрачные тенистые насаждения; сосна, береза, лиственница, ясень, акация, имеющие прозрачные кроны, образуют солнечные и светлые насаждения. Сопутствующие породы улучшают и обогащают лесную среду, подчеркивают декоративные качества основной породы путем контраста или нюансных отношений.

Группы из деревьев и кустарников

Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В русских парках XVIII—XIX вв. группы создавались преимущественно из 7—10—17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясеней, вязов, с включением рябины), черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью, спиреями, жимолостью, шиповником. В ранний период развития пейзажного стиля в России создавались в основном группы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимента) предпочтение отдается смешанным группам. Наиболее распространенными сочетаниями пород в группах в парках XVIII—XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.

Формы применения воды в ландшафтном проектировании

В ландшафтном проектировании применение воды имеет несколько уровней. В ландшафтном дизайне вода используется в утилитарных и декоративных устройствах. К утилитарным устройствам, наиболее часто применяемым, относятся питьевые фонтаны, колодцы, плескательные бассейны, рыбные пруды, каналы. Из декоративных устройств следует отметить декоративные фонтаны (струйные), с объемной скульптурой, пристенные, водные зеркала, каскады, водопады. Слабо используется возможность применения воды для теплоизоляции, шумозащиты, ограждения.

Виды цветочного оформления

Цветочные и декоративные травянистые растения занимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. С помощью цветников оформляются планировочные узлы парка — партерные площади, входы, места отдыха, создаются акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций — мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др. Различаются следующие виды цветочного оформления.

Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика

Одна из характерных черт современного мирового паркостроения связана с большим размахом работ по преобразованию отработанных территорий. Речь идет о ландшафтной рекультивации, превращении бывших шахтных разработок, свалок мусора, заброшенных карьеров, пустырей и т. п. в места отдыха. По нашим подсчетам, около половины парков, заложенных в последние 10 лет, созданы на «неудобных» землях. Широкий интерес к этому виду паркового строительства связан с дефицитом свободных от застройки и не занятых под сельское хозяйство естественных ландшафтов вблизи крупных городов, большим распространением нарушенных территорий, а также теми новыми творческими возможностями, которые открывает ландшафтному архитектору современная техника — мощные землеройные и транспортирующие механизмы, применяемые для горных работ.

Ярусная композиция парка

Типичной композиционной задачей таких парков является выявление пространственной структуры склона, которая часто сводится к формированию системы террас, т.е. чередованию подъемов и относительно плоских ступеней рельефа. Решающую роль играют при этом бровки — четкие переломы, переходы от плоских элементов к наклонным. Именно отсюда, с бровок открываются виды вниз, здесь формируются силуэтные линии ограничения видимости при восприятии парка снизу. Параллельные линии бровок вместе с наиболее крутыми участками склона определяют вид парка при фронтальном его рассмотрении, в то время как плоские ступени скрыты от наблюдателя. Цель ландшафтного архитектора — подчеркнуть с помощью архитектурно-ландшафтных средств эту ступенчатую, ритмичную структуру рельефа. Другая особенность заключается в том, что основные парковые сооружения, а также такие элементы, как спортивные площадки и т.п., размещаются на указанных ступенях в тех местах, где они достигают наибольшей ширины.

Парки на сложном рельефе

Парк, расположенный на горе или холме, имеет свои композиционные особенности. Куполообразный или конусовидный объем возвышенности в максимальной степени связывает парк с внешним окружением, в нем почти нет замкнутых пространств. Здесь трудно выделить определенные видовые точки, по сути дела весь парк представляет собой сплошную видовую «поверхность», а раскрытие видов имеет многосторонний или круговой характер. Композиция парка-холма обычно строится на сети дорог, которые принимают вид спирали или серпантина.

Единство и соподчиненность в ландшафтном искусстве

Организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого. Ограничение частей, или разделение пространства, в ландшафтном искусстве обусловлено функциональным назначением — разделением на участки с различными видами занятий и природными условиями, подсказывающими возможность формирования того или иного типа пространственной структуры. Единство требует выявления главного и подчиненного, неразрывной связи формы и содержания. Оно проявляется в выделении объемно-пространственной доминанты и подчинении ей остальных частей. Это может быть сооружение, поляна, водоем и др. Соподчинение определяется ориентацией остальных частей на эту доминанту и их визуальную и тематическую взаимосвязь. Так, в исторических парках доминантой является дворец, которому подчинена территория парка. Их единство решается разными приемами: с помощью визуальных связей (в створе просек, дорог и видовых лучей многократно и часто неожиданно возникает дворец); определенного членения пространства (более мелкого и тщательно проработанного ближе к дворцу и более крупного по мере удаления от него); насыщенности цветочным оформлением и скульптурой придворцовой части и более скромным тематическим повторением в других частях парка и т. д. Эта связь тонка и ненавязчива.

Композиция в ландшафтном дизайне. Четыре элемента ландшафтной композиции

Создать красивую композицию в ландшафтном дизайне – задача не такая уж простая, как может показаться на первый взгляд. Композиция – это не просто составление целого из частей. Это создание такого целого, на котором хочется останавливать свой взгляд снова и снова. Это то, что вызывает у нас различные положительные эмоции. Именно ландшафтная композиция является основой хорошего дизайна, и ее составляют всего четыре основные элемента.

Линия в ландшафтной композиции

Линии в ландшафтной композиции могут быть горизонтальными, вертикальными, диагональными или изогнутыми. Линии используются в ландшафтном дизайне, чтобы подчеркнуть объект, задать траекторию движения или привлечь внимание к фокусной точке, коей может быть, например, огонь, вода или малая архитектурная форма. Дорожки или участок сада с прямым маршрутом до фокусной точки, естественно, будут направлять человека в акцентную область сада. В отличие от этого, извилистая дорожка создаст чувство удивления.

С помощью линии можно перенаправить взгляд человека на области, представляющие наибольший интерес, при этом совершенно неважно, какой будет эта линия. Поэтому когда вы задаете маршрут на вашем участке, внимательно продумайте, куда будет вести основная или вспомогательная дорожка. Наиболее часто встречающаяся ошибка – это дорожка в никуда. А ведь это направляет наш взгляд. И если мы не видим ничего в конце нашего пути, то подсознательно нас начинают одолевать сомнения, нужно ли вообще туда идти. И это, отнюдь, вызывает не интерес, а, скорей, опасения. А если в конце дорожки мы видим малую архитектурную форму, красивую скульптуру, лавочку или дерево с интересной формой, наш взгляд успокаивается, и мы плавно переходим в состояние созерцания. А это уже совсем другое чувство.

Если же вы решили создать на своем участке извилистые дорожки, то здесь действует принцип неожиданности. Извилистая дорожка вызывает интерес, но не сама по себе. В данном случае каждый крутой поворот должен обязательно содержать акцентный элемент, призывающий идти дальше. И здесь будет лучше, если форма дорожки не будет видна целиком, как на ладони, нужно сделать так, чтобы каждый участок или каждый ее завиток, был скрыт, например, за ширмой из растений. Тогда это вызовет чувство интереса: а что же там, за поворотом?

Еще один момент, на котором хотелось бы остановиться – не экономьте на мощении дорожек в саду, ведь оно будет служить вам долгие годы. Сейчас наступили времена, не терпящие переделок. Во-первых, это очень дорого, а, во-вторых, это трата вашего драгоценного времени. Как часто мы видим участки, на которых дорожки попросту соединяют входы построек между собой. Где же здесь ландшафтная композиция? Ее нет, поэтому вы не можете чувствовать себя комфортно на таком участке. Расширьте немного горизонты, откройте лужайку перед домом, разбейте на ней красивый цветник или посадите небольшую декоративную группу из деревьев и кустарников. Поверьте, на такой пейзаж вы будете смотреть гораздо чаще, чем на иссеченный дорожками газон. В этом случае ваши глаза будут бесконечно блуждать по созданным линиям в поиске пристанища.

Линии, независимо от того, реальные они или воображаемые (образованные, например, посаженными растениями), создают общую композицию в саду. Именно линии создают ощущение порядка и позволяют сосредоточить свое внимание на всем дизайне сада как едином целом, а не на отдельных деталях, которые его составляют.

Форма в композиции ландшафтного дизайна

Формы ландшафтной композиции создается контурами, замкнутыми в пространстве, и образуют трехмерные объекты. Формой обладают малые архитектурные элементы и растения, и именно они организуют ландшафт, а зачастую и определяют весь ландшафтный стиль сада. Формальные геометрические формы знакомы нам как круги, квадраты и многоугольники. Свободные формы отличаются извилистыми линиями и размытыми краями.

Растения создают в саду форму с помощью своих очертаний и силуэтов, их форма может меняться при их группировке. Тогда как постройки и малые архитектурные элементы – это формы постоянные.

Круги в композиции

Круги имеют прочную конструкцию. Взгляд человека всегда обращен к его центру, который наиболее часто используют как место для акцента. Для разнообразия в дизайне используют и производные круга – эллипс, сегмент, овал или полукруг.

Квадраты в композиции

Квадраты – это общепринятая «строительная» форма. Мы часто видим ее в мощении дорожек, а также в каменных, кирпичных или деревянных конструкциях и их отделке (плитка). В отличие от круга, квадрат – форма более фундаментальная и тяжелая для восприятия. Форма квадрата также может дробиться на сегменты, с помощью которых можно достигать другой, уникальной и более сложной, формы.

Многоугольники в композиции

К многоугольникам (особенно, к треугольникам) нужно относиться особо осторожно. Острые углы воспринимаются «колючими», что создает определенный дискомфорт для человека. Чем проще многоугольник, тем легче он воспринимается нашим зрением.

Извилистые формы

Свободные, извилистые формы часто имитируют естественное течение рек или ручьев. Такие формы хорошо работают при создании дорожек, проектировании цветников, проектировании водоемов и сухого ручья. Извилистые линии могут добавить таинственности в композицию сада, открывая зрителю все новые и новые виды.

Размытые или зубчатые края имитируют сколы натурального камня, фактурных листьев, вызывая ощущение грубости и шершавости. Подобные формы можно увидеть в альпинариях или вдоль сухого ручья, а также эти формы могут быть отражены в малых архитектурных формах.

Читайте также:  Укладка ступеней

Фрагментированные формы

Фрагментированные формы напоминают осколки камня или кирпича и часто используются в пошаговом мощении.

Форма растений

Форма растений является наиболее интересной. Она может изменяться за счет увеличения количества растений при их группировке. Форма, контрастирующая с другими формами в общем составе, будет являться акцентом. Акцентные формы нужно использовать с осторожностью, их должно быть одна-две, но если их количество слишком большое, они способны привести к хаосу. Вертикальные формы добавляют пространству высоты, а горизонтальные – ширины. Форма растений способна изменять пространство ландшафтной композиции, внося в него всевозможные выпуклости и вогнутости. Например, форма дерева с выгнутыми ветвями создает вогнутое пространство под ними, которое можно заполнить растением с куполообразной кроной.

Деревья обладают большим разнообразием форм, они могут быть: круглыми и столбчатыми, овальными и пирамидальными, в виде вазы и плакучими. Различные формы деревьев используются не только для визуальной привлекательности, также они несут и функциональную нагрузку. Например, для создания тени в саду больше подойдут круглые и овальные формы деревьев, в то время как экранирование требует пирамидальной или колоновидной формы.

Формы кустарников

Формы кустарников могут быть вертикальными, похожими на вазу, сводистыми, кургановидными, округлыми, остроконечными, каскадными и неправильными. Выбирая кустарниковые формы, нужно учитывать, будут ли они посажены в группе или одиночно.

Почвокровные формы

К почвопокровным формам относятся: ковровые, распростертые, стелющиеся, игловидные и комковатые. Почти все почвопокровные формы лучше смотрятся в массе.

Форма – это очень мощный инструмент для распознавания и определения объекта композиции, основываясь на его контуре или силуэте. Человеческое зрение способно воспроизводить объект даже если мы видим только часть знакомой нам формы. Повторение одной и той же формы необходимо при создании структуры ландшафтного дизайна. Формы также определяют стиль сада. Геометрические формы являются основой регулярных садов, а свободные формы предпочтительней использовать в пейзажных садах, имитирующих природу.

Цвет в ландшафтной композиции

Цвета растений и малых архитектурных форм вносят интерес и разнообразие в пейзаж. Цвет является наиболее заметным и, к сожалению, непостоянным элементом ландшафтного дизайна. Для создания цветовых схем используется цветовой круг, который включает в себя три основных цвета (красный, синий и желтый), три вторичных цвета (зеленый, оранжевый и фиолетовый) и шесть третичных цветов (смесь вторичных и первичных цветов).

Окрас листьев и цветков растений создают настроение в саду. В ландшафтном дизайне дачного участка цвет используется для визуального эффекта. Цвета должны гармонировать с общим видом сада и сопровождать его изменение от сезона к сезону. Основными цветовыми схемами являются монохромная, аналоговая и комплиментарная.

Монохромная цветовая схема

В монохромной цветовой схеме используется один цвет. В ландшафтном дизайне это означает только один цвет, отличный от зеленого цвета листвы и травы. В саду, где преобладает зеленый цвет, все-таки форма и текстура оказывают большее влияние на эмоциональное состояние. Но один цвет может иметь множество светлых и темных вариаций, которое добавляет разнообразия в общий вид. Примером может служить белый сад с белыми цветами, белой пестрой листвой и белыми элементами декора.

Гармоничная цветовая схема

Аналоговая или гармоничная цветовая схема композиции состоит из любых трех-пяти цветов, которые находятся рядом в цветовом круге, например, красный, красно-оранжевый, оранжевый, желто-оранжевый и желтый, или синий, сине-фиолетовый и фиолетовый. Цвета связаны друг с другом, поскольку они, как правило, включают два основных цвета и, смешиваясь, образуют вторичный и два третичных цвета, обладая общими свойствами.

Комплементарная цветовая схема

Комплементарная цветовая схема предполагает использование противоположно стоящих цветов в цветовом круге. Эти цвета, как правило, имеют высокий контраст. Наиболее распространенными сочетаниями являются: фиолетовый и желтый, красный и зеленый, синий и оранжевый. Такие сочетания часто встречаются в природе среди цветов.

В растениях цвет имеют все их составляющие – листья, кора, плоды и цветы. Листва, как правило, служит отличным фоном для цветущих растений. Конечно, зеленая листва во всех ее разнообразиях оттенков – это все-таки доминирующий цвет по количеству, но при этом яркость других цветов на фоне зеленого воспринимается с большим вниманием, поскольку здесь работает контраст.

Конечно, цвет также встречается в зданиях, камне, брусчатке, дереве и мебели. Большинство цветов натуральных материалов, таких как камень и дерево, имеют приглушенный тон и, как правило, несколько вариаций (например, коричневый, рыжий и бежевый). Яркие цвета в малых архитектурных формах обычно встречаются среди искусственных материалов (расписная мебель, окрашенные керамические контейнеры, скульптуры или стеклянные украшения).

Цвет обладает свойствами, способными влиять на эмоции, восприятие пространства, интенсивность освещения, гармоничность и внимание. Цвета определяются их «температурой», они могут быть холодными и теплыми. Холодные цвета действуют успокаивающе, они используются в зонах пассивного отдыха. Теплые же цвета, напротив, вызывают бурю эмоций, их лучше использовать в ландшафтных композициях в местах активного отдыха. «Температура» цвета также может влиять на восприятие расстояния. Холодные цвета как-бы отступают назад и воспринимаются дальше, делая пространство больше и глубже. Теплые цвета воспринимаются как находящиеся ближе и делают пространство меньше.

Цвет также может служить и акцентом. Например, желтый, который имеет наибольшую интенсивность, сильно контрастирует с другими цветами и должен быть использован с большой осторожностью. Небольшое количество насыщенного цвета будет производить такой же эффект, как и большое количество более приглушенного цвета.

Цветовые схемы в саду могут меняться в зависимость от сезона. Летние цвета, как правило, более разнообразны и ярки, а зимние цвета склонны к однотонной и более темной гамме. Цвет также зависит от времени суток и времени года. Летнее солнце делает цвета более насыщенными, а зимний – более приглушенными. Подбирая цветовое решение композиции ландшафтного дизайна, следует учитывать и время суток, в которое сад будет использоваться, и уделить особое внимание текстуре и форме.

Текстура в ландшафтной композиции

Текстура – это признак поверхности, который может быть разделен на три категории: грубая, средняя и тонкая. Текстура в ландшафтной композиции используется для обеспечения разнообразия, интереса и контраста. Любой элемент растения имеет текстуру, будь то листва, цветы, кора, ствол или ветви. Размер и форма определяют фактуру растения.

Грубая текстура доминирует над тонкой, а также над цветом и формой. Тонкая же текстура находится в полном подчинении у других качеств. Крупно-текстурированные растения привлекают внимание и удерживают его благодаря игре света и тени. Тонкая текстура увеличивает пространство и дает ощущение открытости, легкости. Грубая текстура минимизирует расстояние: растения кажутся ближе, а пространство становится меньше.

Грубую текстуру имеют крупные листья, листья с зубчатыми краями, толстые сучья и ветви, шипы и колючки, кора в глубокими изломами. Тонкую текстуру определяют небольшие листья, высокие тонкие стебли, тонкая трава, густые и мелкие ветки, лозы, мелкие нежные цветы. Но большинство растений не может быть отнесено ни к обладателям грубой текстуры, ни к обладателям тонкой текстуры. Они характеризуются средними листьями с простыми формами и ровными краями, среднего размера ветвями (не густо расположенными), их форма обычно округлая или курганообразная. Такие средне-текстурированные растения обычно выступают в качестве фона для растений с грубой и тонкой текстурой.

Текстура растений и малых архитектурных форм влияет на восприятие расстояния и масштаба. Чтобы сделать пространство больше, нужно разместить растения с тонкой текстурой на заднем плане, перед ними расположить средне-текстурированные растения, а на передний план вынести растения с грубой текстурой. Тогда разряженность тонкой текстуры отступит назад, и пространство будет казаться большим. Чтобы сделать пространство меньше, растения с грубой текстурой должны будут занять место на внешнем периметре, а растения с тонкой текстурой нужно будет вынести на передний план. Визуально это сделает пространство композиции в ландшафтном дизайне меньше. Смелые цвета увеличивают контрастность и делают текстуру более грубой, в то время как приглушенные цвета могут сгладить текстуру ландшафтной композиции.

Элементы ландшафтного дизайна — рассмотрим развернуто

Опубликовано Артём в 12.06.2019

Для создания красивого, удобного и полезного для разных целей участка заранее нужно хорошо продумать все элементы.

Современный ландшафтный дизайн предлагает необычные решения, в целом вся территория должна быть подчинена единому проекту.

Базовые элементы

Всеобщая гармония должна царить на всем участке: здания, любые сооружения (баня, гараж и др.), малые архитектурные формы, клумбы, кусты и деревья.

На участке могут быть одноэтажные дома или в несколько этажей. Они подразделяются: на типовые или стилизованные, а также одиночные, либо комплексные.

Дизайнер должен сгладить четкость геометрических линий, и сделать все объекты частью хаотичного буйства природы.

С чего начать

Как обычно, начинать нужно с плана. Рисовать его можно на миллиметровой бумаге в масштабе, а можно воспользоваться дизайнерскими программами. Наиболее удобные Realtime Landscaping Architect и Sierra Land Designer 3D 7.0. В них все изображения будут объемными и вы реально сможете оценить, как будет смотреться ваш участок. И пусть, мало кто точно придерживается плана. Зато пока вы будете прорисовывать, вы выработаете определенные навыки в ландшафтном дизайне, которые помогут вам при воплощении планов в жизнь.

Прямоугольный участок : план ландшафтного дизайна

Если участок еще пуст, продумываете все мелочи: где будет въезд, как на участке расположится дом, туалет, другие постройки. Нарисовав все строения, прорисуйте дорожки. Прямые делают редко — их тяжелее обыгрывать в ландшафте. Изогнутые, с плавными линиями помогут организовать интересные местечки и посадки. На плане не забудьте про коммуникации — водопровод, канализация, система полива и т.п. Потом постепенно добавляйте элементы ландшафтного дизайна, прорисовывая их детали.

План ландшафтного дизайна квадратного участка загородного дома

Если обустраивать будете уже обжитую дачу или двор, наносите все что уже существует максимально точно. Для этого придется по участку поползать с рулеткой: предварительно набросайте план участка и на нем записывайте измеренные расстояния. Потом придется план скорректировать по результатам измерений. Получили тот план, который имеете. Над ним предстоит работать.

Попробуйте сразу нарисовать те изменения, которые запланировали, ведь что-то на примете у вас есть. Если результат понравился, можно будет его воплощать. Если нет, сначала измените форму, или придумайте, куда задуманное можно передвинуть, чтобы смотрелось все лучше. Вот потому и удобнее работать с программами: видите что нужно изменить и как эти изменения влияют на оформление участка.

Только один момент. Не все, что хорошо смотрится на экране также хорошо выглядит в жизни. А бывает и наоборот — не плане выглядит «не очень», а воплощенное в жизнь просто завораживает. В любом случае, вам еще не раз придется вносить корректировки…

Правила планировки

При составлении плана оформления усадьбы своими руками необходимо продумать элементы ландшафта по следующим характеристикам:

Чтобы добиться гармонии, единства этих отличительных качеств, надо знать основные правила дизайнерского искусства:

  1. Целостность. Её создают элементы с одинаковыми или схожими указанными характеристиками. При этом располагаться объекты должны равномерно по всему участку.
  2. Простота. Не надо стремиться к нагромождению сложных деталей, вырывающихся из общего ансамбля своими громоздкими размерами или яркой окраской.
  3. Сбалансированность. В оформлении может быть симметричный баланс – это расположение всех элементов по обе стороны визуального цента, например, дома по принципу зеркального отображения. Асимметрия – это расположение объектов, различных по форме, размеру и цвету с соблюдением общей гармонии.
  4. Плавность переходов. Следование этому правилу особенно важно при высадке растений: на переднем плане пониже, дальше – средняя растительность, а на заднем плане – самая высокая.
  5. Естественность. Ландшафтная композиция не должна быть перенасыщенной малыми архитектурными объектами строгих геометрических форм. Использование искусственных растений полностью исключается. Приветствуется присутствие на участке домашних животных.
  6. Оптимальные цветовые решения. Для фоновых композиций следует выбирать нейтральные цвета: белый, серый, чёрный. Преобладать должен зелёный цвет газонов, кустарников, деревьев. На тенистом участке к месту будут светлые и яркие растения.
  7. Приверженность к стилю. На его выбор влияют характеристики участка и общая стоимость элементов, составляющих тот или иной жанр оформления ландшафтного дизайна.

Вариант ландшафтного дизайна с прудом и патио

Вернуться к оглавлению

Клумбы и газоны

Очень важны и другие элементы, часто созданные собственными руками, разберем их разновидности:

  • клумбы цветов, красивые палисадники у дома;
  • газоны (рулонные, партерные и травяные);
  • габионы, альпийские горки, рокарии и рабатки;
  • «мавританские» лужайки;
  • арабески, розарии и модульные группы;
  • рутарии;
  • декоративные поляны.

Клумбы популярны разных форм: прямоугольные, овальные или круглые. Иногда цветники создают в форме звезды или треугольника.

Для бордюра используют камень, а также кирпич или другой материал. Цветник заполняют растениями и небольшими кустарниками и карликовыми деревьями.

Газон травяной должен быть ухоженный, вовремя подстрижен. Тогда трава растет более густой и не вытаптывается. Когда снег сойдет весной, весь участок нужно с помощью граблей убрать прошлогоднюю листву и сухую траву.

Этот газон нужно стричь глубокой осенью, после цветения, когда созреют все семена, чтобы не нарушать развитие цветение растений. Такие травяные газоны создаются не для детских игр или пикников и пр. Они для эстетического наблюдения традиционного декора из сочной травы.

Мавританские лужайки могут быть: одноколерные, либо пестроцветные. Иногда засевают разными травами (тимофеевка луговая, красная овсяница, а также полевица).

Для устройства клумб и лужаек нужно тщательно готовить почву и дренажную систему. Это увеличит общую стоимость участка и эксплуатации.

Арабески – это сложные цветники с орнаментами или абстракцией, иногда с изображением животных, рыб, птиц или насекомых.

Модульные группы – это правильные геометрические фигуры с вымощенными дорожками.

Рабатка – это цветы по краям ухоженных аллей, это может быть 1-5 полос разных цветовых оттенков.

Красиво смотрятся каменные сады, уроженцы Японии. Основа таких садов – огромные валуны, которые устанавливают в песке или среди гравия.

Подойдут даже камни, которые обросли мохом. Рядом часто располагают травяные газоны, островки с небольшими кустарниками с густой листвой.

Рукарий – это обычная композиция из разных растений и цветов. В центре может быть коряга, пень с большими корнями, высохшая ветка большой толщины. Для придания таинственности в углах участка дизайнеры помещают гномов из сказок, фей и пр.

Альпийские горки создают собственными руками на склонах или холмиках, где имитируется рельеф гор. Оформляют горку карликовыми деревцами и различными цветами.

В рокарии содержатся эти же элементы, но наклонные поверхности здесь необязательны. Участки могут быть с четкими ограничениями, которые могут быть заполнены разноцветным материалом или песком.

Габионы часто используют в дизайнах специалисты, это клумбы (цветники) из сплетенных сеток.

Рулонные газоны в готовом виде продаются – это полотна из сетки с пластами дерна и красивой травой по доступной цене.

Их можно сворачивать, переносить в другое место. Они хорошо приживаются, уход простой, потому что это выросшая трава. Для травяного газона это идеальный вариант ровного зеленого покрова в загородном доме.

Владельцы домов часто желают необычные газоны, где можно проявить свое творчество. Например, засеять клумбу клевером-трилистником. Лужайку можно засеять семенами кашки, которая абсолютно не капризна, и продаются семена свободно на рынке.

Деревья часто используются лиственные, это ива декоративная, березка или вяз. Интересна «букетная комбинация» – это посаженные кругом деревья, которые дают общую густую крону.

Клен будет радовать яркими красками, а липа опьянять своим сладковатым ароматом. Поздней осенью листья и запах исчезнут, а хвойные насаждения останутся зелеными.

Кусты можно использовать:

  • для оформления цветников (клумб);
  • в качестве зеленого забора;
  • фона малых форм архитектуры;
  • вертикального озеленения участка;
  • густого бордюра;
  • лабиринта из высоких кустов;
  • топиари (фигурки из кустов);
  • кулисы для ограничения обзора сада.

Правила для садоводов: целостность, естественность, плавные переходы, сочетание цветов, баланс и стиль. Если учесть все детали, сад будет с каждым годом только красивее.

Участок с уклоном

С одной стороны ландшафтный дизайн участка со сложным рельефом технически сложнее: больше инженерных сооружений, учитывать нужно рельеф. Но с другой, выглядеть он будет точно нестандартно, так как решения все индивидуальные.

При довольно большом наклоне используется принцип оформления террас. Склон разбивается на зоны, с низкой стороны которых устанавливаются подпорные стенки. Благодаря им поверхность в какой-то зоне — до следующей стенки — выравнивается. Это происходит за счет того, что часть грунта с переносится.

Выравнивание склона при помощи подпорных стенок

Сами по себе террасы — это необычно, а их еще и можно оформить красиво. Например, кладку сделать из бутового камня, а в промежутках посадить стелющиеся и низкорослые растения, высадить газонную траву. Они будут декорировать стенку, а также скреплять корнями грунт.

Технические моменты

Высота подпорных стенок обычно не больше метра, максимум — 1,2 м. Возводят их из монолитного армированного бетона, сверху отделывают камнем, делают насыпи. Под каждую такую стенку необходим фундамент. Обычно — армированный ленточный. При высоте стенки до 60 см в качестве опоры достаточно уплотненной щебеночной подушки глубиной 20 см, при высоте стенки от 70 см фундамент должен иметь глубину не менее 60 см, при высоте от 1 до 1,2 метров глубина заложения фундамента — не менее 70 см.

Исходя из требований по фундаментам, наименьшие затраты на устройство подпорных стенок при их высоте до 60 см. Если уклон не очень крутой, постарайтесь разбить склон на участки с таким перепадом высот. И учтите, что прямоугольные террасы, хоть и проще делать, с точки зрения дизайна это — самый плохой вариант, который сделать гармоничным практически нереально. Примеры террасирования и оформления смотрите в фотогалерее.

Ландшафтный дизайн своими руками: фото и видео идеи

Теоретические знания — это замечательно, но при недостатке опыта нужно на что-то опираться. Иногда толчком к оформлению замечательного уголка во дворе перед домом может стать понравившаяся форма скамейки, а к ней уже «пристраиваются» растения. Некоторые интересные детали, которые вас, возможно, вдохновят собраны в фотогалереях.

Цветы в оформлении

Дизайн входа в дом

Уютные местечки

И напоследок идеи в видео формате

Гравийный сад и рутарий

Гравийный сад больше всего подойдет для тех участков, которые расположены далеко не на черноземной почве или в неблагоприятном климате. Это средний вариант между цветником и альпийской горкой. Но при всех своих плюсах он требует серьезных трудозатрат и должен идеально сочетаться и со всем участком и с домом. Растения в такой сад подбираются неприхотливые, например, тысячелистник, ковыль, фенхель и даже полынь.

Рутарий — это очень красивая композиция из корней, бревен, коряг или веток. Это может быть и живописный пень, найденный вами случайно во время прогулки в лесу. Он не требует подготовки грунта, однако деревянные элементы нужно будет обработать средствами для защиты древесины. В качестве дополнения подойдут кустарники, небольшие деревья, ягодники, камни, фигурки из глины.

Зеленая кровля, заборы и калитки

Озеленение крыш домов и гаражей сегодня очень модно. Цветущий сад можно разбить на любой крыше в саду — сарая, приусадебной постройки и даже декоративного колодца. Покатую зеленую крышу можно плавно перевести в вертикальный сад на стене, к которой примыкает рокарий.

Если вы не выбрали в качестве декора живую изгородь, значит, у вас точно должен быть забор. Деревянный, каменный или даже кирпичный, он будет защищать сад от непрошеных гостей. А к красивому забору можно пристроить стильные ворота или калитку.

Оборудование зоны отдыха в саду

Сегодня многие выбирают сад не как место посадки овощей, а в качестве места для семейного отдыха. В саду уместно оборудовать зону барбекю, место для занятий спортом и детскую площадку. В зоне барбекю можно поставить, помимо мангала, например, печь для пиццы и хлеба, казан, а рядом оборудовать лужайку, поставить столы и скамейки, сделать навес или шатер. Спортивная площадка — это поле или мини-поле для футбола, тенниса или гольфа, турники или специальный спортивный комплекс. Особенное удовольствие вам доставит зона отдыха. В ней можно разместить качели, гамаки, шезлонги и т.д.

Неважно, какому стилю и функционалу вы отдадите предпочтение. Украсить можно даже глухой забор или простую зеленую лужайку. Стройте сад вашей мечты для себя и только для себя. И тогда этот природный уголок станет по-настоящему родовым гнездом для всей вашей семьи.

Композиция в ландшафтном дизайне

Все объекты ландшафтного дизайна характеризуются определен­ной территорией, имеющей разнообразную конфигурацию в плане и разные физические размеры. Все эти территории обычно пред­ставляют собой совокупность растительности, водных устройств, малых архитектурных форм, площадок различного функциональ­ного назначения. Главная задача в их формировании — это выявле­ние художественного образа данной среды, что достигается с ис­пользованием приемов архитектурной композиции.

Композиция(от латинского compositio — сочинение, построение, структура) — это средство раскрытия идейно-художественного содер­жания произведения. Без знания и правильного использования прин­ципов композиции невозможно выявление творческого замысла.

Архитектурная композиция— это закономерное и оптималь­ное сочетание объемов и пространства в единую гармоничную систе­му, отвечающую функциональным и эстетическим требованиям. К основным задачам архитектурной композиции относятся:

—организация объемов и пространств в соответствии с функци­ональным процессом;

—гармоничное объединение и соподчинение объемов и простран­ства в целостную систему, обладающую положительным эмоциональ­ным воздействием на человека.

Ландшафтная композиция— это искусство располагать на дан­ной территории различные элементы для создания комфортной сре­ды по функциональным, экологическим и эстетическим требовани­ям. Она выражается в размещении сооружений, малых архитектур­ных форм, растительности, водных устройств, площадок, в органи­зации движения, членении территории на части, в пропорциях от­дельных частей, размерах всех элементов, входящих в состав дан­ной территории и их взаимосвязи. Ландшафтная компози­ция предопределяет использование всех средств ландшафтного ди­зайна (Рис. 11).

К средствам ландшафтного дизайна относятся естественные природные элементы среды — растительность, рель­еф, водные устройства и искусственные элементы среды — малые архитектурные формы, декоративное покрытие, визуальные комму­никации, декоративная скульптура. Создание любого ландшафтного объекта осуществляется, в основном, с использованием перечисленных выше средств ландшафт­ного дизайна в определенной взаимосвязи и взаимозависимости для достижения единства композиции и ее яркого образного воздействия. Пространственная среда ландшафтных объектов включает плоско­сти — поверхность земли (с газоном, цветником, покрытием), а также элементы рельефа, водные устройства и объемы — растительные группировки, малые архитектурные формы, скульптуру, визуаль­ные коммуникации.

Взаимосвязь пространства, плоскости и объема определяется объемно-пространственной композицией. При решении композиционных задач в формировании архитектурно-ландшафтных объектов учитывается геометрический вид формы, величина, мас­са, фактура, цвет, освещенность, положение в пространстве. Лан­дшафтный архитектор должен понимать основные свойства про­странства: характеристику глубины, протяженность, прерывис­тость и непрерывистость, конечность и бесконечность, расчленен­ность пространства.

Создавая пространство с использованием средств ландшафтного дизайна, необходимо понимать его эмоционально-психологическое воздействие на человека. Различают четыре аспекта отношения че­ловека к пространству:

— объективный — зависящий от таких характеристик простран­ства, как площадь, основные габариты, ширина, длина, геометри­ческие очертания;

— психо-физиологический — связанный со способностью про­странства возбуждать, утомлять, успокаивать, угнетать;

— ассоциативный — обуславливающий способность человека к различным ассоциациям при восприятии;

— семантический — связан с функциональным назначением объекта.

Одни пространства могут быть выразительными, другие — невыразительными. При формировании любого пространства, фронтального или глубинного, необходимо решать следующие ком­позиционные задачи:

— определение стиля планировки и масштабных характеристик формирующих элементов (малых архитектурных форм, декоратив­ной скульптуры, растительности и др.);

— выявление центра композиции и главных и второстепен­ных осей;

— определение ландшафтных акцентов и точек их обзора;

— использование контраста, нюанса и тождества, ряда (метри­ческого и ритмического);

— неожиданное раскрытие акцентов;

— выявление фона и использование особенностей линейной пер­спективы (рис. 12).

Масштаб — важнейшее средство архитектурной композиции, средство достижения художественной выразительно­сти ландшафтных объектов. К сожалению, в ландшафтной архитектуре воздействие масшта­ба на человека недостаточно разработано. По мнению многих специ­алистов, масштаб способствует выявлению композиционной целост­ности и художественной выразительности любого ландшафтного объекта. Архитектурный масштаб характеризует три формы масштабных связей:

— отношение элементов к целому и друг к другу;

— отношение объекта к архитектурной и природной среде, к размерам и масштабу окружения;

— отношение величины объекта и его элементов к человеку.

В ландшафтном дизайне существует некоторое разнообразие пространственных масштабных характеристик:

— первый масштаб (основной) — масштаб элементов, соразмер­ный антропометрическим данным взрослого человека;

— второй масштаб (индивидуальный) — соразмерный антропо­метрическим данным той или иной возрастной группы детей (в за­висимости от функционального назначения объекта);

— третий масштаб (миниатюрный) — масштаб элементов неболь­ших ландшафтных пространств в интерьерах с включением бонсай;

— четвертый масштаб (монументальный) — масштаб элементов, подчеркивающий символику в ландшафтном пространстве, наибо­лее ярко выявляющий его художественный образ.

Ландшафтные объекты, в зависимости от своего функциональ­ного назначения, могут иметь все изложенные масштабные харак­теристики построения пространств. Эмоциональное воздействие про­странств с названными масштабными характеристиками достаточ­но велико. Основными параметрами, характеризую­щими композиционное построение пространства, являются: стиль композиции, асимметрия или симметрия, физические размеры, длина и ширина, площадь, определяющие фронтальное или глу­бинное пространство.

Для решения характера размещения и выявления взаимосвязи природных и искусственных элементов сре­ды следует определить прием планировки. Он может быть регу­лярным, ландшафтным и смешанным. Регулярный прием плани­ровки характеризует геометрическая сетка, включающая прямо­линейную трассировку дорог, геометрическую форму партеров и цветников, симметричное оформление композиций оси, подчеркнутое доминирование здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев. В отличие от регулярного, пейзажный прием планировки отображает и подчеркивает красоту естественной при­роды. Характеризуется свободной сеткой плана, извилистыми дорогами, естественным рельефом, свободными контурами водо­емов, свободнорастущими деревьями. Смешанный прием харак­теризует сочетание элементов регулярного и пейзажного приемов планировки. Регулярный прием планировки, как правило, ха­рактеризует симметричный план, а пейзажный — асимметричный. Формы симметричного плана, если они мастерски выполне­ны и размещены, могут выражать идею и возбуждать в человеке ощущение дисциплины высшего порядка, великолепия, силы, монументальности и высокого совершенства. Геометрический план, ясный и явный, быстро постигается. В этом его преимущество. Но он имеет также недостаток — монотонность. Асимметричный план более выразителен, но пространственная ориентация в нем сложна.

В формировании любого ландшафтного объекта большое внима­ние уделяется выявлению композиционных осей. Различают глав­ные и второстепенные оси композиции. Осью композиции является направленное развитие ландшафтного построения пространства. Главная ось обычно совпадает с основным потоком движения по территории и приводит к композиционному центру. Второстепен­ные оси могут пересекать главную ось под различными углами или проходить параллельно ей. Главная ось — аллея — может отличаться от второстепенных аллей большей шириной, оригинальной аллей­ной посадкой деревьев и более богатым цветочным оформлением. На территории любого ландшафтного объекта не должно быть мно­го дорожек и основные дорожки должны обязательно вести к ка­кой-нибудь цели — павильону, беседке, площадке отдыха, фонта­ну, цветнику и др. Дорожки должны иметь плавные изгибы, обус­ловленные рельефом, размещением растительности или водных устройств. Следует избегать пересечения дорожек под прямым уг­лом.

В формировании любых объектов ландшафтного дизайна не­обходимо выявить центр композиции, т. е. определить главное и второстепенное. Центр композиции — главное в каждом ландшафтном объек­те. Он может иметь различное конкретное выражение. В одних случаях композиционным центром территории будет площадь с фонтаном или цветником, в других — декоративный водоем или малая архитектурная форма. Все прочие элементы композиции подчиняются композиционному центру и поэтому считаются второ­степенными. Они бывают меньших размеров и более скромно оформлены. Композиционный центр, в зависимости от принятой планиро­вочной структуры и творческого замысла, может быть размещен у входа, в геометрическом центре территории или в глубине. Компо­зиционный центр, по сути, является основным ландшафтным ак­центом любого пространства. На больших территориях сложной кон­фигурации должно быть несколько второстепенных ландшафтных акцентов. Все они должны иметь продуманные точки обзора. Точка обзора — это место, откуда наилучшим образом воспринимается вид. Любой ландшафтный объект должен включать несколько точек об­зора.

В объектах ландшафтного дизайна на основе гармоничной связи природных и искусственных (антропогенных) элементов использу­ются такие закономерности построения пространственных форм, как нюанс, контраст и тождество. В ланд­шафтных объектах они воспринимаются как степень сходства и разли­чия отношений между однородными качествами и свойствами вхо­дящих в них элементов и пространств. Наиболее широко в построении ландшафтных композиций используется принцип контраста. Напри­мер, малое противопоставляется большому, низкое — высокому, гладкое — шероховатому, темное — светлому.

Особенно эффектны контрасты, возникающие от сопоставления деревьев с противоположными свойствами крон. Например, плаку­чая форма кроны березы выгодно оттеняется от пирамидальной фор­мы кроны пихты или ели. Наиболее часто используемым видом контраста является внезап­ное изменение характера планировки. Например, темные коридоры аллей и солнечные поляны, светлая окраска листьев с темной ли­ствой и т. д., а также внезапное восприятие предмета.

Внезапность, т. е. неожиданное раскрытие предмета, заставляет зрителя сконцентрировать внимание в определенном направлении, но этот предмет обязательно должен быть интересен в эстетическом отношении.

Для достижения художественной выразительности любой тер­ритории большое значение имеет применение метра и ритма. Ритмом в ландшафтном проектировании называется закономерное чередование декоративных элементов, ка­кой-либо законченной композиции. Чередоваться могут высоты, зеленые объемы, окраска и т. д. Ритм подчеркивает особенность и характер зонирования пространства, разнообразное положение в пространстве элементов, является средством организации движения. Наряду с ритмом в формировании ландшафтных объектов большое значение имеет правильное использование законов линейной перс­пективы, с помощью которых можно изменить (улучшить) некото­рые пространственные характеристики. Так, например, какой либо из ландшафтных акцентов можно «приблизить» или «удалить» если аллею, ведущую к нему, сделать короче изменением ее ширины на переднем или заднем плане. Можно также создать иллюзию усиле­ния рельефа. Так, например, холм с подсадкой пирамидальных то­полей на вершине будет казаться выше.

Для достижения художественной выразительности ландшафтных композиций необходимо использование фона. Фоном называется задний план пейзажа, на котором воспринимаются те или иные эле­менты ландшафта, расположенные на переднем плане. Для ланд­шафтных композиций фоном могут служить высокие древесные на­саждения, живые изгороди, трельяжи, здания и др.

Композиционное построение ландшафтных объектов невозмож­но без учета цвета. Создание ландшафтной среды осуществляется с активным включением цвета как важного средства художественной выразительности композиций и фактором, оказывающим эмоцио­нальное воздействие на состояние человека. Построение цветовой гаммы ландшафтных объектов осуществ­ляется по принципу контраста или нюанса. В восприятии цвета боль­шое значение оказывают условия освещенности ландшафтных объек­тов в зависимости от их ориентации по сторонам света, а также удаленности точек обзора. С большого расстояния лучше восприни­маются яркие цвета в контрастных сочетаниях, собранные в круп­ные цветовые пятна.

В ландшафтных композициях очень важно и освещение. Правильно подобранные и уста­новленные све­тильники позволяют и в темное вре­мя суток наслаждаться красотой при­роды. Мягкий ненавязчивый свет еще больше подчеркивает декоратив­ность композиций, выделяя наиболее выразительные акценты. Планируя установку осветитель­ных приборов, необходимо тщательно продумать, чего добьемся, устанавли­вая светильник именно в этом месте. Неплохой результат можно получить опытным путем, устанавливая све­тильники в различных местах и оце­нивая полученный эффект. При этом необходимо учитывать изменения, которые могут произойти через не­сколько лет в связи с ростом расте­ний. Этот путь наиболее простой, так как намного легче сделать времен­ную проводку, опробовав несколько, и выбрать лучший вариант.

К осве­щению предъявляется несколько требований. Светильники устанавли­ваются в таких местах, чтобы подчер­кнуть самые привлекательные эле­менты декоративного оформления. Свет не должен быть ярким, слепя­щим, раздражающим, он призван действовать успокаивающе, как вспомогательное сред­ство восприятия прекрасного. Коли­чество светильников обусловливает­ся понятием разумности, чрезмерное количество обесценит эффект применения. Выбирая све­тильники, надо учитывать их воз­можности и умело использовать раз­ные виды.

Подсветку водоемов мож­но осуществлять только специально предназначенными для этого све­тильниками. Как правило, все они рассчитаны на низкое напряжение и подключаются через понижающие трансформаторы. Нет смысла оста­навливаться на характеристиках светильников. Ассортимент их велик, и лучшую помощь в выборе окажут специалисты. Учитывая, что элект­рические приборы являются прибо­рами повышенной опасности, все ра­боты, связанные с ними, должны выполнять только специалисты-электрики.

Выбрав места установки светиль­ников, приступают к прокладке электрического кабеля. При этом учи­тывают места установки автоматов защиты, необходимых розеток и выклю­чателей. Они должны располагаться так, чтобы ими было удобно пользо­ваться и в то же время они были недоступны для детей. Электрический кабель прокладывается под землей, чаще вдоль дорожек, укрытый в тру­бы, чтобы исключить случайные повреждения при проведении земля­ных работ. На план участка наносятся все проложенные кабели, и оформляется схема подключения электрических приборов.

И, наконец, немаловажным композиционным фактором, особенно при проектировании частных усадеб, является зонирование территории. Исходя из месторасположения дома, участок, как правило, можно разделить на две части: парадную, которая находится от входа во двор и до фасада дома, и остальную, на которой планируются место для отдыха, детская площадка, сад и огород, хозяйственные пост­ройки. Наряду с ними могут быть выделены участки и под другие площадки. Например, для занятий спортом. Деление на такие зоны яв­ляется условным и не имеет четких границ. Удачей дизайнера, воплоще­нием его творческого подхода будет плавный переход одной зоны в дру­гую. Наличие между ними отдель­ных композиций как бы зрительно сглаживает контрасты, вызванные их предназначением.

Зону отдыха размещают в стороне от хозяйственных построек, как правило, ближе к дому. Хозяйственную располагают как можно дальше от жилого дома и обязательно с учетом господствующих ветров. Особое внимание уделяется выбору места для детской площадки. Лучшим для нее является светлое, но в то же время защищенное от прямых солнечных лучей место. Легкая тень, южная сторона — самый лучший вариант.

Вторым критерием является направление господствующих ветров. Место должно быть ровным не иметь застоя воды. Обязательным условием считается, при наличии маленьких детей, удаление от природных и искусственных водоемов. Как правило, площадка должна просматриваться из помещений, чтобы ребенок постоянно был на виду у мамы и членов семьи. Сад и oгород, если они создаются, лучше располагать вблизи хозяйственной зоны, за местом отдыха и детской площадкой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Главные элементы ландшафтного дизайна

Ландшафтный дизайн участка немыслим без садовых растений. Они составляют существенную его часть и несут на себе основную долю декоративности сада.

Если речь идёт о дизайне, то мы не можем просто посадить растения в хаотичном порядке, как нам заблагорассудится. В посадках должна быть определённая организованность.

Разумеется, каких-то жёстких правил по виду и форме посадок не существует, и каждый вправе проявлять в этом свою фантазию.

Однако к сегодняшнему дню возникли и укоренились основные формы посадки растительности. Ведь в чём заключается смысл дизайна? Не просто высадить растения, а создать из них композиции, придать им определённую форму и декоративность. Эти композиции и являются растительными элементами ландшафтного дизайна.

Итак, каким образом можно использовать растительность в ландшафтном дизайне, какие элементы можно из неё создавать и как эти элементы называются – об этом и поговорим.

Основные растительные элементы ландшафтного дизайна

Как можно высаживать деревья и кустарники

Учтите, что композиции из крупномеров выгодно смотрятся на обширной территории. А на садовом участке уместно будет высаживать карликовые и медленнорастущие формы.

Из деревьев и кустарников можно создать следующие элементы ландшафтного дизайна:

Аллеи – мощёные дорожки, тропинки, вдоль которых по обеим сторонам посажены деревья или кустарники.

Живые изгороди – близко посаженные вечнозелёные кустарники или вольно растущие деревья. Кустарниковые формы высаживаются очень близко с той целью, чтобы в процессе их роста и в результате фигурной стрижки образовалась зелёная непроницаемая стена.

Живые изгороди могут состоять из одного, двух или трёх рядов, в зависимости от назначения. В двух- и трёхрядных изгородях ряды часто делают разной высоты.

Букетные или гнездовые посадки – в форме круга высаживается группа из 3-5 деревьев на расстоянии 50-100 см друг от друга. Таким образом, образуется одна общая крона большого диаметра, наподобие гигантского букета.

Бордюры – низкие посадки вечнозелёных стриженых кустарников от 20 до 50 см высотой, которые обрамляют отдельные участки.

Солитеры. Их сложно назвать композицией, потому что солитер – это отдельно растущий кустарник или дерево, привлекающее к себе внимание и представляющее особую декоративную ценность.

Кулиса – высаженные в ряд деревья или кустарники, создающие своеобразный занавес, который ограничивает обзор ландшафта или открытого пространства.

Лабиринты – очень популярны они были в эпоху Возрождения. Но и в современном ландшафтном дизайне их тоже можно встретить. Как правило, лабиринты устраивали из высоких, до 2 м высотой, живых изгородей. Но на садовом участке можно создать низкий лабиринт, например из вышеупомянутых бордюров.

Топиари – зелёные фигуры, созданные из деревьев и кустарников с мелкой листвой посредством фигурной стрижки. Как элементы дизайна, топиари получают всё большее распространение.

Большинство из этих элементов применяют в регулярных садах.

Как можно использовать ампельные растения

Ампельные растения используют в саду, как правило, для вертикального озеленения. В первую очередь ими оформляют небольшие садовые конструкции, такие как: арка, пергола, трельяж, шпалера, беседка.

Арки и перголы часто устанавливают у входа в сад. Шпалеры и трельяжи применяют в качестве ограждения сада или просто как зелёные стены для разделения отдельных участков сада.

Иногда вьющимися лианами украшают стены и фасады зданий, если это позволяет стиль ландшафтного дизайна.

Для украшения сада можно ещё использовать комнатные ампельные растения. Их высаживают в подвесные корзинки, вазоны и подвешивают к тем же садовым конструкциям. Например, оформляют такими корзинками беседки или навесы, веранды.

Что можно создать из декоративно-цветущих

Есть много различных вариантов оформления сада цветущей флорой, и каждый из них по-своему прекрасен.

Клумба – участок любой геометрической формы. Клумбы оформляются по-разному. Если нужно создать какой-либо узор, высаживают растения одной высоты. Что касается небольших клумб (1-1,5 м?), то можно применить такой способ – в центре высадить высокие экземпляры, а вокруг более низкие, чтобы к периферии высота постепенно уменьшалась. Так клумба со всех сторон будет выглядеть привлекательно.

Клумбы различаются по ассортименту и цветовому решению: многоколерные и одноколерные, простые (один вид растений) и сложные (несколько видов); в посадках чаще всего применяют однолетники, но встречаются также клумбы из двулетников и многолетников.

Арабеска – та же клумба, только сложной формы. Декоративными цветами можно «выложить» какой-либо орнамент либо сложить из них любые абстрактные фигуры. Контуры такой клумбы могут быть в форме животных, птиц, насекомых. Для сложных клумб применяют, как правило, низкорослые цветы.

Рабатка – цветник в виде узких полос по краям дорожки, аллеи. Один или несколько видов однолетников высаживают в 3-5 рядов.

Розарий – участок, предназначенный для выращивания роз различных сортов. Это только один из вариантов моносадов, в которых выращивают какой-либо один род растений или цветущих кустарников. Существуют также георгинарии (георгины), сирингарии (сирень), гладулярии (гладиолусы) и т.д.

Бордюр – это когда вдоль живой изгороди или декоративного кустарника высаживается длинный ряд цветов. Для большего эффекта используют растительность разной высоты и окраски. Высота от заднего плана к переднему должна постепенно уменьшаться. В первом и последнем ряду высаживают многолетники, а между ними – однолетники.

Миксбордер – разновидность бордюра, в котором разрешается использовать растения любых размеров, видов и цветовых сочетаний.

Альпинарий – искусственно созданная каменистая горка, воспроизводящая красоту горного ландшафта. В альпинарии ряды камней чередуются с рядами альпийской и субальпийской флоры.

Рокарий – тоже каменистый садик, но от альпинария отличается тем, что создаётся на равнинном участке и большую его часть занимают камни. Кроме того, в рокариях, в отличие от альпинария, можно высаживать не только альпийскую растительность, но и лесную и степную флору, низкорослые хвойные.

Безусловно, в саду желательно придерживаться какого-то стиля. Однако если вам не по вкусу ни один из существующих сегодня стилей в ландшафтном дизайне, и вы хотите создать свой индивидуальный – выбирайте из этого списка любые понравившиеся вам растительные элементы и создавайте свой эксклюзивный сад.

Как сделать своими руками элементы ландшафтного дизайна

Название «ландшафтный дизайн» скрывает в себе понятие не просто хаотичного набора растительности, а является настоящим искусством, позволяющим сделать свой участок красивым и уютным. Гармония общей картины достигается за счёт использования и правильного сочетания различных элементов, что является одним из правил данной сферы деятельности. Что конкретно они из себя представляют, и как применяются на практике, читайте далее.

Что такое элементы ландшафтного дизайна

Элемент ландшафтного дизайна — это компонент участка, который может быть представлен архитектурной или функциональной постройкой, растительностью, декоративными деталями. Главным правилом использования различных составляющих является их сочетание под таким ракурсом, чтобы ни одна из них не выпадала из общей картины.

Обычно выбирается основной элемент. Чаще всего — это здание. В зависимости от его размеров, внешнего вида и габаритов территории подбирают остальные детали.

Виды элементов

Первая и основная цель перед началом обустройства территории — это систематизация информации, которой нужно руководствоваться при сочетании различных элементов.

Классификация деталей выглядит следующим образом.

  1. Здания и сооружения — как уже было описано выше, постройки являются центральными элементами всей картины, вокруг которых размещают все другие компоненты.
  2. Газоны и дорожки — не всегда земля выглядит привлекательно. Чтобы эту ситуацию исправить, применяют различные декоративные или натуральные элементы для организации тропинок, газонов, в зависимости от стилистики, в которой выдержан сад.
  3. Зелёные насаждения — цветы, кустарники и деревья.
  4. Крупные декоративные элементы — представлены искусственными водоёмами, беседками, ограждениями и т. п. конструкциями.
  5. Мелкие детали для украшения участка — освещение, вазоны, клумбы, небольшие статуэтки.

Озеленение

Зелёные насаждения в саду — одна из самых важных составляющих в создании уюта. Элементами здесь являются растения. Их подбирают по форме, размеру, требовательности к климатическим условиям и прихотливости в уходе.

Вертикальные линии формируют при помощи живых изгородей. Они не только несут декоративную ценность, но и позволяют решить массу других вопросов. Например, укрепить склон, загородить территорию от любопытных глаз, затенить слишком открытый угол и создать участок для отдыха или детской площадки. Вертикальные геометричеcкие формы создают при помощи плакучих, колоновидных, пирамидальных и плетущихся растений.

Малые архитектурные формы

Эта категория элементов часто обозначается аббревиатурой МАФ. В неё входят сооружения и детали декора, создающие общее настроение и несущие функциональное назначение. Такие компоненты можно приобрести в готовом виде или же сделать своими руками. Также рассматриваемая категория элементов разделяется на те, которые облагорожены растениями или нет.

По назначению выделяют следующие типы МАФ:

  • универсальные — используются повседневно, представлены цветочными вазонами, скамьями, фонарями, мусорными урнами и т. п.;
  • декоративные — для украшения территории, сюда входят ступени, искусственные ручьи, водоёмы, мозаичная выкладка, мосты, беседки, сауны и пр.;
  • досуговые — предназначены для свободного времяпрепровождения, представлены детским и спортивным снаряжением.

Системы освещения

Задать нужную тематику на дачном участке в дневное время помогают растительные и декоративные элементы, а вечером эту функцию будет выполнять иллюминация. Обеспечить необходимый эффект поможет только многоуровневая группировка правильно направленных осветительных приборов. Схема их расположения утверждается на заключительном этапе обустройства территории.

Иллюминация, спрятанная в кронах деревьев и кустов поможет придать витиеватую форму и добавить объём. Если на участке имеется альпийская горка, то автор может с помощью светильников подчеркнуть наиболее выгодные элементы. Клумбы и цветники также заиграют новыми красками при правильно подобранной иллюминации.

Создание своими руками

Преобразить ландшафт территории можно собственноручно. При этом необязательно делать значительные денежные затраты или сильно изощряться в деталях. Простота и плавность переходов является залогом создания гармонии в общей картине.

Дорожки

Материалы для обустройства дорожек подбирают соответственно со стилистикой участка. Так, для участков, на которых расположены крупные загородные кирпичные, каменные или деревянные дома, можно обустроить широкие переходы из сырья аналогичного фасаду. Для небольших дач больше подойдут узкие тропы, выполненные из подручных материалов.

Создавая дорожки на участке, следует руководствоваться такими критериями:

  1. Пешеходные тропы должны составлять в ширину около 70 см, но можно и меньше. Но те, которые обеспечивают доступ к хозяйственным зонам, следует максимально расширить, чтобы иметь возможность транспортировать по ним тележку или небольшую технику.
  2. Наиболее износостойкие материалы следует выбрать для тропы, ведущей от двери дома до калитки, ввиду частой эксплуатации.
  3. В хозяйственной зоне лучше делать прямые дорожки, а в садовой — извилистые.
  4. Во избежание образования застоя воды на тропах следует организовать сначала дренаж, а потом уже делать кладку.

Сделать дорожки можно из чего угодно. Это могут быть строительные остатки кирпича, гальки, щебня, тротуарная плитка, деревянные доски, камень и пр. Когда имеется чёткий план расположения дорожного покрытия, можно приступать к разметке территории.

Вне зависимости от выбранного материала, дорожки создают по следующему алгоритму:

  1. Снять слой грунта — примерно 20 см.
  2. По периметру будущей дорожки установить опалубку.
  3. Дно рва устелить слоем смеси гравия, щебня и песка (1:1:1). Высота — 10 см.
  4. Разместить 5 см геотекстиля, а затем песка столько, чтобы слой немного выходил за пределы уровня грунта.
  5. Далее выкладывают тротуарную плитку, камень, кирпич или доски.

Если взять гальку для дорожек, то вместо геотекстиля и последующей песочной подушки используют цементный раствор.

Заборы и подпорные стенки

Заборы и подпорные стенки можно выполнить из досок или камня. Наиболее простой вариант — сварить или купить готовый металлический каркас, закрепить его в нужном месте. Затем можно заполнить декоративными камнями. Это может быть галька разной фактуры. Стенки можно облагородить, высадив рядом вьющиеся растения.

Арки, ступени, мостики

Эти элементы будут служить переходами от одной зоны к другой, подчёркивать выгодные стороны или скрывать неприглядные точки. Арки можно выполнить из кирпича или же соорудив металлический каркас. Для придания более гармоничного вида эту конструкцию облагораживают при помощи растительности.

Беседки

Обустраивая беседку, важно понимать, какой функционал она будет нести. Он может варьироваться от элементарного создания тени до полноценной летней кухни открытого типа. Спешить в этом деле не стоит, пока не будет определено целевое назначение и рассмотрены все разновидности конструкций.

Беседка может представлять собой:

  • летнюю кухню с мангалом и барбекю;
  • террасу с капитальной крышей и двухместными качелями;
  • обустроенный угол для личного пользования с интернет-доступом — своеобразный кабинет на открытом воздухе;
  • манеж или шатёр в укромном участке сада;
  • место для сна с гамаком и москитной сеткой;
  • небольшая летняя столовая;
  • тепличное помещение для разной растительности;
  • застеклённое помещение — капитальный вариант для совместного времяпрепровождения в холодный период года.

Исходя из целевого назначения беседки, определяются с материалами для её сооружения. Прозрачные элементы конструкции могут быть выполнены из закалённого и органического стекла, поликарбоната, специального шифера.

Беседки можно делать как из подручных материалов, так и заказать уже готовые конструкции. В зависимости от габаритов может потребоваться основательный фундамент. Это касается помещений закрытого типа, застеклённых, с достаточно большой площадью и кубатурой. Половое покрытие в таких беседках может быть выполнено из дерева — смотрится очень дорого и эффектно. Но дешевле всё же будет тротуарная плитка.

Детские площадки

Зона для детского отдыха должна быть наиболее безопасным местом на участке и хорошо просматриваться из дома. Организовать её совершенно не составляет труда. Опираться следует, в первую очередь, на возраст детей и габариты территории, которую предполагается отдать под эти цели. На данном этапе выпускается достаточно большое количество самых разных конструкций, предназначенных для детского отдыха.

На территории можно расположить:

  • песочницу;
  • батут;
  • качели, карусели;
  • шведскую стенку;
  • тренажёры и пр.

Детская площадка может быть крытой. Для этого территорию ограждают каркасом из металлических или деревянных свай. Поверх них натягивают тент или делают основательную крышу. Для малышей можно и вовсе организовать манеж, закрыв территорию полностью специальной оградой.

Водоёмы и водопады

На территории большого участка очень выгодно смотрятся различные водоёмы. Но стоит учитывать, что за такими элементами необходим уход. Дело в том, что в воде быстро размножаются различные микроорганизмы, в результате чего появляются водоросли, затхлый запах болота, селится мошкара и пр. Если не хочется в будущем большое количество времени уделять устранению таких проблем, то можно соорудить имитацию воды при помощи камней. С этой целью можно воспользоваться белой и серой галькой.

Для создания имитации воды следуют такому алгоритму:

  1. Определяют участок в саду.
  2. Копают углубление сходное по форме с озером или ручьём.
  3. Заполняют ров камнями разных цветов, форм и фактуры.
  4. Рядом с имитируемым водоёмом высаживают тематическую растительность (ирисы, осоку, тростник и т. п.).

Если всё же принято решение соорудить настоящий водоём, то следует определиться с его целевым назначением.

Как и другие элементы ландшафтного дизайна, такие детали делятся на:

  • небольшие пруды и водопады — располагаются в зонах для неактивного отдыха, служат украшением и акцентами;
  • декоративный водоём — более глубокий, чем предыдущий вариант, но сходный с ним по назначению, обычно дополняется мостиками, подсветкой, фонтанами;
  • для разведения рыб — элемент используется в эко-садах;
  • бассейны — предназначены для активного отдыха.

Ссылка на основную публикацию
×
×