Пейзажный ландшафтный Парк Стоу

Английское произведение искусства: парк Стоу и его величие

Англия – одна из старейших стран Европы, богатых историческим и культурным наследием. Замки с многовековой историей хранят в себе много тайн, погружение в которые так манят современного человека. Пребывая с визитом в этой замечательной стране, одним из популярных мест посещения для туристов является парк Стоу. Чем же так завораживает эта достопримечательность, и на что стоит обратить внимание неискушенному путешественнику?

Парк Стоу в Англии: история создания

Стоу – это огромный парк, занимающий территорию около 500 га, расположен в ста километрах от столицы, в графстве Бакингемшир. Это владения достаточно влиятельной английской семьи Темлов, которые в 1700-х годах относились к богатейшим аристократам страны. Поместье было в собственности Ричарда Темпла, принадлежавшего к масонам и занимающего значимые должности при английском дворе.

Свою историю Стоу ведет с XVIII столетия, когда на основе старинного овцеводческого поместья был построен роскошный замок, а прилегающая территория превращена в чудесный, красивейший парк. Над ландшафтным дизайном в разное время трудились такие знаменитые архитекторы как Дж. Ванберг, Ч. Бриджмен. Завершали работу над композицией У. Кент, которого считают одним из лучших архитекторов тех времен, и его преданный ученик Л. Браун.

Благодаря стараниям Ч. Бриджмента небольшой регулярный парк, созданный руками Дж. Ванберга, площадью около 100 га, значительно расширился и приобрел очертания аристократического поместья с великолепной прилегающей территорией. Использование ландшафтного приема «ах-ах» дало ему возможность расширить просторы, создав иллюзию бесконечного пространства парковой зоны. Данный прием позволял визуально скрыть ограждение поместья, замаскировав его в природных низинах ландшафта, рвах, что размывало границы, создавая иллюзию бесконечности.

Последняя перепланировка и обустройство сада было проведено в 1738 году под руководством знаменитого Ульяма Кента, который стоит у первоистоков современной садово-парковой архитектуры. Благодаря его непревзойденному таланту Стоу обрел очертания, которые у многих вызывают ассоциации с раем на земле. Стремясь повторить облик первозданной природы, архитектор целенаправленно отказался от использования прямых линий при разбивке аллей, он искусно обыграл силуэты и формы деревьев, других зеленых насаждений, пытаясь сохранить их естественную красоту, добавив при этом неповторимого аристократизма пейзажу.

Основные ландшафтные элементы

Помимо красивого ландшафтного дизайна, пространство Стоу заполнено интересными декоративными элементами. Не все из них дожили до нашего времени, около тридцати композиций были разрушены и превратились в руины.

В центре парковой композиции расположен роскошный дворец, перед которым разбиты с южной и северной стороны две великолепные газонные площадки, отрывающие взор с одной стороны на прекрасной красоты водоем, с другой – на статую Георга I.

На территории расположено большое количество беседок, созданных в виде храмов (Вакха, Венеры, Бахуса и т.д.), также интересна для посещения пещера Дидоны. Особую ценность представляет собой Палладиев мост, который впоследствии причислен к классике жанра пейзажного сада. Его величественные арки, обрамляет тихая вода протекающей речушки, а созерцание окутывающей тишины располагает к философским мыслям о бытие.

Храм античной добродетели (flickr.com)

Также знаменит Храм античной добродетели, возведенный в виде круглого павильона. Он является негласным символом идеальной гармонии древних времен. Окутанный пышной зеленью величественных деревьев, его белоснежные колонны как бы выныривают из далекого прошлого. В этом храме любили собираться и придаваться философским разговорам наиболее именитые представители английской аристократии.

В Храме британской доблести расположены бюсты знаменитых англичан, которые прославили свою страну и являются гордостью нации. Там запечатлены Ньютон, Шекспир, а также великие английские защитники и политические деятели. Под каждым из бюстов расположена эпитафия, гласящая о доблестях и заслугах знаменитого человека.

Фото китайского домика

Находясь у центрального дворца вдали можно созерцать одно из последних творений, которое появилось в Стоу – Коринфийскую арку. Описанные нами комплексы – это лишь малая часть того, что можно посмотреть на территории. Она многогранна и неповторима, соединяет в себе природное великолепие и искусство, сотворенное человеческим гением.

Водопад на фоне руин

Стоу является иллюстрацией контраста между несовершенством современного мира и утраченной гармонией прошлого. Попадая на его территорию, прогуливаясь великолепными аллеями, время как бы застывает, давая отдохнуть душе от бешеного ритма современной жизни, окунуться в тишину и благодать времени, когда не было мобильных телефонов, и человек еще не полностью утратил способность вдохновляться окружающим миром.

Стилистические направления

Парк является комбинацией разных ландшафтных техник, позволивших придать ему романтическую стилистику британского сада. Он стал эталоном английского пейзажного парка, а техники, использованные при его создании, пытались воспроизвести многие архитекторы в разные времена.

Время работы достопримечательности

Для посетителей Стоу открыт круглогодично. Начинает работать в 10 утра, и доступен для осмотра до 17 часов. Перед поездкой обязательно стоит посетить официальный сайт, удостоверится, что на дату Вашего приезда не запланированы санитарные работы или выпадает выходной.

Ценовая политика достаточно лояльна. Детский билет, который приобретается на детей от 5 до 17 лет стоит 7 фунтов. Дети до 5 лет могут посещать Стоу бесплатно. Взрослый билет стоит 14 фунтов. Также существуют семейные билеты стоимостью 35 фунтов и широкая система скидок для групповых посещений. Актуальные цены можно узнать на официальном сайте.

Также стоит приезжать пораньше, не откладывая визит на послеобеденное время. Территория достопримечательности очень большая и обойти все ее уголки невозможно за одно короткое посещение.

Парк Стоу – украшенная ферма, ставшая английской пейзажной революцией

Хорошо учиться в школе с таким окружением. Здесь, в Стоу /Stowe, в главном доме-дворце с 1923 года открыта частная привилегированная школа Stowe School. Дворец этот, Стоу-хаус, стоит в центре знаменитого английского Ландшафтного парка Стоу /Stowe Landscape Garden.


Ландшафтный парк Стоу. Палладиевский мост и Готический храм. Идея моста позаимствована из чертежей Андреа Палладио и так пришлась по вкусу в Англии, что была воплощена сразу в трех разных усадьбах. А четвертой усадьбой стала резиденция Екатерины II Царское Село. Екатерина Великая называла себя “англоманкой” – в Британии она искала самых изящных образцов античных построек. / The National Trust – Stowe. Hawkwell Field. Bridge at Stowe Landscape Garden. Source

Парк Стоу создавался трудом многих выдающихся архитекторов XVIII века. Это первый в Англии великий парк нового ландшафтного стиля с многочисленными павильонами, видами и обособленными сценами.

Екатерина Великая шутя писала о себе “в моей плантомании первенствует англомания”. Российская императрица от руки переписала сотни страниц английского садового трактата и задумала издание путеводителя по новому пейзажному стилю – английскому.

Чтение книг и рассматривание гравюр о Парке Стоу дало пищу воображению Екатерины II. По высочайшей воле в России появились реплики парковых построек Слоу.

2a-2b.

a. Гравюра из книги Бентона Сили “Виды храмов в Стоу”, 1750.
b. Лист из книги Джорджа Бикема “Красоты Стоу”, 1750. Колонна Гренвиля и Греческий храм. Source

Две страницы из иллюстрированных книг о Стоу, с которыми могла быть знакома императрица.

Стоу – огромное старинное овцеводческое поместье, расположенное неподалеку от города Бакингем, графство Бакингемшир. Доходы от имения позволили семейству Темплов построить здесь сначала замок, а потом дворец: фасады простираются на триста метров, а число комнат достигало четырехсот. Дом, Stowe House, вписан в ландшафт еще архитекторами XVII века. Семейство Темплов владело живописной территорией, на которой отращивали шерсть тысячи овец. Здесь впервые в эпоху Просвещения был создан образец “украшенной фермы”. Теоретики пейзажного парка в начале XVIII столетия утверждали, что гибрид сельскохозяйственных угодий с красивой усадьбой уже осуществлен во Франции. Но это пропаганда, во Франции таких усадеб не было. Англичанам очень хотелось создавать не пейзажные сады, а целые живописные пейзажи.

3.

1739 год. Вид из портика Stowe House на парк. На гравюре написано: “Published by S.Bridgeman. May 1739. View from the Portico of the House to the Park”. [Если точно, то написано не “House”, а “Houfe”, во французском варианте “Chateau”]

Стоу стал местом приложения сил всего британского “пейзажного движения” 1710-1740-х годов. Владелец Стоу Ричард Темпл /Richard Temple (1675-1749), виконт Кобэм был военачальником, парламентарием, убежденным вигом, по моде своего времени – масоном, членом клуба Кит-Кэт. С 1742 года – он фельдмаршал.

В круг светских знакомств Ричарда Темпла входили архитектор и драматург Джон Ванбру, теоретик искусства Джозеф Аддисон, “граф-архитектор” лорд Бёрлингтон и члены его кружка, “садовый художник” Уильям Кент и поэт Александер Поуп. Они произвели пейзажную революцию в одной отдельно взятой английской усадьбе. Позже плод революции – английский парковый стиль распространится по всей Европе.

4.

Стоу в 1750 году / The north (entrance) front of Stowe in 1750 by George Bickham. Subsequent alterations included the addition of an extra storey to the centre of the facade, new colonnades and service wings to either side and the removal of the pond. via

Читайте также:  Куда прятать ценности дома не стоит

Работы начались в 1711 году и продолжались более тридцати лет. Стоу – коллективное творение именитых архитекторов, первым из которых стал Чарлз Бриджмен (1690-1738). Прежний скромный сад был превращен в обширный парк. Чарлз Бриджмен работал в Стоу до 1735 года, а в 1720-х несколько проектов для парка выполнил сэр Джон Ванбру /John Vanbrugh – архитектор и драматург.

5.

Стоу-хаус – дворец – главный дом поместья / Stowe House. Source

Статья “Парк Стоу в Великобритании” из журнала “Architectural Digest” рассказывает о Стоу и его аллегорическом наполнении.

« Романтические пейзажи парка Стоу на самом деле – политическая и эстетическая шифровка. Его ландшафты подражают естественной природе, а павильоны и храмы насыщены философскими аллегориями.

6.

Поле Хоквелл. Готический “Храм свободы” сооружен в 1748 году по проекту Джеймса Гиббса.

Стоу заложил в 1713 году виконт Кобхем, представитель древнего рода Темплей. Влиятельный “виг” – политик-либерал, – Кобхем периодически попадал в опалу, и единственным способом высказаться для него были парковые пейзажи.

7.

Поле Хоквелл. Англичане восхищались великим итальянским архитектором XVI века Андреа Палладио и мечтали строить в его стиле. В Стоу Уильям Кент создал “Палладианский мост”. Этот павильон стал классикой жанра пейзажного сада. Его много раз копировали, в чем можно убедиться, побывав в Екатерининском парке Царского Села.

По замыслу виконта, парк Стоу должен был иллюстрировать контраст между несовершенством современного мира и утраченной гармонией прошлого.

8.

Оксфордская аллея. Когда-то здесь проходила древнеримская дорога. Мост построен в 1761 году архитектором Вальдрэ.

Центральная его часть – “Елисейские поля” – это картина идеального мира, рая на земле. За ней – “Поле Хоквелл”, посвященное славной истории Англии. Еще дальше – “Греческая долина”, наполненная образами античности. За “облагороженной” частью Стоу простирались охотничьи угодья, в том числе “Сонный лес”.

9.

Елисейские поля. “Храм античной добродетели” — парный “Храму британской доблести” — построен Уильямом Кентом в 1730-е годы. Этот павильон символизирует идеальную гармонию древнего мира.

Посетители сравнивали Стоу с ожившими театральными декорациями, в окружении которых они сами становились героями пьесы о Золотом веке. Это не удивительно, ведь парк создан при участии двух людей театра: Джона Ванбру, прославленного архитектора и драматурга, и Уильяма Кента, великого ландшафтного дизайнера и сценографа.

10.

Елисейские поля. В “Храме британской доблести” стоят бюсты великих англичан: Шекспира, Ньютона и политических единомышленников виконта Кобхема.

Парк был знаменит на всю Англию – уже в XVIII веке сюда водили экскурсии. Но постепенно Темпли разорились, и легендарный Стоу начал приходить в упадок. Его спасли, устроив здесь в 1923 году элитную школу, выпускником которой был лауреат “Оскара” актер Дэвид Нивен.

11.

Елисейские поля. Род Темплей владел Стоу с XVI века до 1921 года. На стене в “Гроте камушков” их герб и девиз: TEMPLA QUAM DILECTA (“Сколь прекрасны храмы”).

Текст: Евгения Микулина. Фото: Клайв Николс »

Опубликовано в журнале “Architectural Digest Russia” №12 (135) декабрь-январь 2014-2015.

То, что излагается дальше основано, в основном, на описаниях Бориса Соколова – одного из главных в России специалистов по истории культурного ландшафта. Может быть и главного – не владею информацией. Профессор Соколов – создатель фундаментального сайта «Сады и время».

12.

Стоу. Планировка ансамбля и его связь с городом Бакингем. Снимок со спутника. Схема Бориса Соколова. gardenhistory.ru

Первый архитектор аристократической фермы-сада Слоу Чарлз Бриджмен оформил границу парка оградой «ах-ах», дополненной по углам полукруглыми бастионами. Благодаря нехитрому садовому приему владельцы имения жили словно в большой зеленой крепости.

13.

Stowe House

Мода на садовую ограду под названием «Ах-ах» относится к эпохе пейзажных парков. Особенно любимы «ах-ах» были в Британии. В XVII веке садоводы столкнулись с противоречием: с одной стороны, пейзаж должен раскрываться во все стороны до горизонта, с другой — у поместья есть границы, а если это «украшенная ферма», то она вдобавок окружена стадами. Преодолеть эту трудность помогла «утопленная стена» — ров, скрытый поверхностью почвы. Посетитель, уверенный, что его маршрут ничем не ограничен, подходил к преграде и от неожиданности восклицал: «ах-ах!» – на европейских языках «ha-ha».

14.

Стоу. Световой купол. Центральный купольный зал дворца – центр всей усадьбы. Здание дворца занимает школа.

15.

Интерьер. Один из залов Стоу-хаус / Stowe House. Source

Одновременно с Чарлзом Бриджменом в преображении Стоу принимал участие архитектор Джон Ванбру (1664-1726).

16.

Стоу. Пирамида Ванбру. Гравюра Жака Риго. 1730-е. Source

Он поставил недалеко от главной оси парка высокую Пирамиду, которую хозяин владений посвятил памяти самого Ванбру после его кончины в 1726 году. Пирамида Ванбру не дошла до наших дней, но когда-то она поразила воображение российской императрицы Екатерины Великой, и она пожелала построить такой же памятник в Царском Селе. А она сохранилась.

Всего время отняло у Стоу около тридцати павильонов.

18.

Стоу / Stowe National Trust

Вслед за Бриджменом к работе над обширной территорией усадьбы первого виконта Кобэм приступил архитектор-палладианец Уильям Кент, кардинальным образом изменивший облик имения. Именно при нем Стоу из единого открытого пространства превращается в череду индивидуальных сцен и обособленных художественных миров.

19.

Стоу. Греческая долина. Греческий храм Согласия и Победы. Source. “Храм согласия и победы был упомянут в качестве одного из благороднейших предметов, когда-либо украшавших сад ” – писал в 1770 году сэр Томас Вейтли в “Замечаниях о современном садоводстве, иллюстрированных описаниями”.

В 1742 году владелец Стоу виконт Кобэм стал фельдмаршалом – получил высшее воинское звание. С того же 1742 года в Стоу под началом Уильяма Кента (1684-1748) стал работать Ланселот Браун (1715-1783) /Lancelot Brown, ставший со временем легендарным, самым востребованным ландшафтоустроителем Британии: “England’s greatest gardener”. Позднее Брауна прозвали “Капабилити” /”Capability” /”Возможность” – Капабилити Браун, потому что мастер много говорил о “возможностях” мест, потенциале их преображения в пейзажную сцену.

20.

Стоу. Вид на изгиб Греческой долины от Храма Согласия и Победы. Фотография сделана на экскурсии для родителей учеников Stowe School / Stowe Landscape Gardens. Source. Вот другой вариант вида [ Нажмите, чтобы увидеть остальные ссылки ]
Борис Михайлович Соколов. Пейзажная революция в английской усадьбе // DACHA.TV
Борис Соколов. Томас Вейтли и рождение английской теории пейзажного парка // Искусствознание 1/06. С. 136-143
Томас Вейтли. Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями (1770). 1 // Искусствознание 1/06. С. 144-170. © Перевод, комментарии. Б.М. Соколов, 2006 г.
Томас Вейтли. Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями (1770). 2 // Искусствознание 1/06. С. 179-185. © Перевод, комментарии. Б.М. Соколов, 2006 г.
“Английская плантомания Екатерины Великой” // Gardenhistory.ru
https://en.wikipedia.org/wiki/Stowe_House
Национальный фонд Великобритании – Слоу / National Trust – Stowe
Stowe House // Stowe School

Пейзажный ландшафтный Парк Стоу

Stowe (c) National Trust

Пейзажный парк Стоу находится в 96 км. от Лондона и в километре от Букингема. Это прекрасное место для тех, кто любит пешие прогулки или увлекается ландшафтным дизайном: в Стоу множество красивых уголков, а его ландшафты и постройки – прекрасный пример паркового искусства эпохи романтизма.

История Стоу

Парк, каким мы его видим сегодня – плод усилий нескольких архитекторов, которые бережно сохраняли труды предшественников и дополняли их собственными.

Stowe (c) National Trust

Начало было положено в XVI веке: именно тогда на месте будущего Стоу разбили небольшой регулярный парк площадью около 77 акров. Автором изначального проекта был Т. Бриджман. Позже, в 1714 году, парк перестроил Ч. Бриджмен, а еще спустя 25 лет — У. Кент и Л. Браун. Эти и более поздние изменения повлияли на облик парка: он более не был регулярным (то есть упорядоченным и симметричным), а приблизился к стилю романтизма – естественному, вдохновленному природой. Сейчас парк выглядит настолько натуральным, что его окраины сливаются с окружающими Стоу лесными угодьями. Однако за этим стоит большая работа дизайнеров и садовников, благодаря которой этот парк и выглядит таким живописным.

Запять веков, прошедших с момента его основания, Стоу непрерывно увеличивался. Так, в XIXвеке он занимал порядка 535 акров, а сегодня его площадь около 1200 акров, не считая прилегающих угодий.

Парковая архитектура

Знаменитый английский парк украшают десятки построек и скульптур, и большинство из них – настоящие произведения искусства своего времени.

Стоу-хаус – дом-дворец, расположенный в сердце парка. Это здание в классическом стиле с колоннами; именно оно вдохновило русскую императрицу Екатерину, когда по ее приказу строили резиденцию в Царском Селе. Дворец в парке Стоу стоит на возвышенности, и из его окон открывается чудесный вид на центральную часть парка. Сейчас в здании расположена частная привилегированная школа.

Читайте также:  Состояние дома

«Палладианский мост» – живописный мост с павильоном в итальянском стиле, созданный архитектором Андреа Палладио в XVI веке.

Stowe (c) National Trust

«Храм античной добродетели» и «Храм британской доблести» — парные павильоны в античном стиле, символизирующие гармонию. «Храм доблести» украшен бюстами великих англичан, он Шекспира до Ньютона.

Гроты. В парке несколько этих архитектурных сооружений, выполненных в стиле романтизма; самые знаменитые – Грот из камня и Грот из раковин.

Во времена расцвета романтизма в парке было сооружено более 30 построек в этом стиле, в том числе храмы Бахуса, Дружбы, Венеры. Часть из них сохранилась до наших дней. Также в парке множество скульптур и декоративных мостиков через пруды и ручьи.

Ландшафты парка

При проектировании парка Стоу был великолепно использован естественный рельеф этой местности, который его основатель, Т. Бриджман, искусно дополнил и подчеркнул.

Центральная часть Стоу называется «Елисейские поля». Она воплощает картину идеального мира, Эдема. Это долина, укрытая зарослями деревьев, идущая вдоль реки Алдер. Чтобы создать ее, дизайнер парка выровнял откосы естественной лощины.

Stowe (c) National Trust

За Елисейскими Полями расположено Поле Хоквелл, посвященное английской истории. Далее простирается Греческая долина, где посетителя встречают постройки и скульптуры в античном стиле. Далее Стоу плавно, без резких границ, сливается с окружающими его лесами и полями, через охотничьи угодья и Сонный лес.

Стоу знаменит с XVIII века: уже тогда сюда водили экскурсии; он был излюбленным местом пикников и прогулок. Сегодня вы можете добраться сюда от Букингема на велосипеде, автомобиле или автобусе, чтобы оценить этот шедевр ландшафтного дизайна, создаваемый на протяжении нескольких столетий.

Волшебник английского парка, часть 1

В сентябре знаменитая английская компания Cole & Son представит новую коллекцию обоев — “Botanica”. Восхитительная серия дизайнов посвящена английской природе в разные времена года, поэтому, наверное, стоит вспомнить, а что же такое традиционный английский пейзаж. И рассказать немного об истории английского парка и о человеке, который как никто другой повлиял на облик парков Англии.

Садово-парковое искусство появилось в далёкой древности, ещё во времена рабовладельческих государств. Развиваясь в различных климатических и культурно-исторических условиях, оно обретало те или иные характерные особенности. В настоящее время среди нескольких сложившихся стилей в садово-парковом искусстве главенствуют два основных — регулярный и пейзажный.

Регулярный (геометрический) парк имеет геометрически правильную планировку с композиционной регулярностью. Здесь присутствуют прямые аллеи, фигурные цветники и партеры, декоративно постриженные деревья и кустарники. Ярким примером этого стиля являются сады и парк Версаля, созданные в XVII веке ландшафтным архитектором Андре Ленотром. Парки на манер версальского быстро вошли в моду в других странах Европы, и их стали часто называть “французскими”. Но такое название не вполне корректно, поскольку первые регулярные сады появились в Италии в эпоху Возрождения.

Пример регулярного (или, как говорят англичане, формального) стиля — Итальянский сад Бленхеймского дворца

Пейзажный (иррегулярный, ландшафтный) парк как стиль в садово-парковом искусстве сформировался в XVIII веке в Англии, отсюда ещё одно его название — английский парк. Если регулярный парк своими прямыми линиями дорожек, фигурностью цветников и затейливыми формами деревьев демонстрирует власть человека над природой, то английский парк воспевает природу и искусство неотличимое от природы.

Ландшафтный парк в имении Бленхейм,

автор проекта — Ланселот Браун, XVIII в.

Предвестником пейзажного стиля явился Чарльз Бриджмен (Charles Bridgeman; 1690–1738). В созданных им парках наметился переход от строгости узорных партеров и прямолинейных аллей к более свободному сочетанию формальных, структурных и естественных элементов. Одним из его самых известных нововведений стала необычная система ограждения в поместье Стоу. На окраине поместья находились сельхозугодья и Олений парк. Чтобы животные могли пастись на отведённой им территории, но не забредали в сады и не подходили к особняку, Бриджмен первым в Англии стал использовать аха.

Аха Чарльза Бриджмена в поместье Стоу

Аха (или ах-ах; от фр. ha-ha) представляет собой небольшой ров, одна сторона которого — пологая, а другая — вертикальная, с подпорной стеной. Ров разделяет участки, находящиеся на одном уровне, поэтому издалека он незаметен. Кажется, что это один сплошной, непрерывный участок. Полагают, что название “аха” возникло из-за возгласа удивления, которое издавали люди, не знавшие о наличии рва и замечавшие его, лишь когда подходили достаточно близко.

Аха в поместье Бёрли,

автор — Ланселот Браун, ок. 1765

Схема аха. Животные, пасущиеся слева, не могут попасть на участок справа из-за вертикальной стены рва. Если они забредут в ров, то смогут легко выбраться оттуда самостоятельно благодаря пологости склона рва с их стороны. Человек, гуляющий справа, может любоваться видами на участке слева — ничто не преграждает обзор, как это было бы в случае с обычной оградой.

Идеи, заложенные Бриджменом в английскую ландшафтную архитектуру, получили дальнейшее развитие в работах его более известных преемников, таких как Уильям Кент и Ланселот Браун.

Уильям Кент (William Kent; 1685–1748), стоявший у истоков британского классицизма и системы английского сада, был художником, выдающимся архитектором, ландшафтным архитектором и дизайнером мебели. Он возродил моду на палладианский стиль в архитектуре Англии. Работая в поместьях Стоу и Рушэм, Кент отказался от линейности и симметрии господствовавшего французского стиля, стремясь к гармоничному единству архитектуры и ландшафта. Парки этих поместий вошли в число ранних образцов “натурального” дизайна в английском стиле. В качестве ландшафтного архитектора Уильям Кент внёс революционные изменения в планировку садов и поместий.

Продолжателем идей Кента стал Ланселот Браун, который не просто добился поразительных результатов, но практически сформировал ландшафтный образ Англии.

портрет работы Ричарда Косвея, ок. 1770–75

Ланселот Браун (Lancelot Brown; 1716–1783) родился в деревне Киркхарл в графстве Нортамберленд на северо-востоке Англии. Он был пятым ребёнком (из шести) в семье фермера Уильяма Брауна. Мать Ланселота — Урсула — работала горничной в имении Киркхарл-холл сэра Уильяма Лорейна (2-го баронета Кирк Харл). После окончания школы Ланселот до 23 лет работал помощником садовника в Киркхарл-холле. В 1739 он покинул родные края и посетил несколько графств. В Оксфордшире Ланселот получил свой первый заказ — обустройство парка в поместье Киддингтон-холл.

Затем Браун переехал в Бакингемшир, где в 1741 был принят на работу в качестве помощника садовода в поместье Стоу, владельцем которого был британский военачальник и политик Ричард Темпл, 1-й виконт Кобэм.

Стоу-хаус, южный фасад

Огромный (более 400 комнат) особняк Стоу-хаус расположился среди садов внушительных размеров. Площадь центральных садов составляет 160 га, а вместе с окружающих их парком — 500 га (изначально парк занимал территорию в 2000 га). Садово-парковый комплекс Стоу (Stowe Landscape Gardens) формировался в течение трёх десятилетий, в его создании принимали участие несколько архитекторов и ландшафтных дизайнеров.

Искусственное озеро в парке Стоу,

автор — Чарльз Бриджмен

Первым проектировщиком садов Стоу был Чарльз Бриджмен. Он работал в поместье с 1711 по 1735. Бриджмен создал два озера и несколько прудов, посадил деревья напротив южного фасада особняка, проложил аллеи для прогулок, построил уже упоминавшийся аха. В 1735 Бриджмен в качестве королевского садовода занялся другими проектами, такими как обустройство озера Серпантин в Гайд-парке и проектирование садов вокруг Кенсингтонского дворца.

В 1731 для работы с Бриджменом был приглашён Уильям Кент. После того как Бриджмен в 1735 покинул поместье, Кент стал главным дизайнером садов Стоу. Вместе с архитектором Джеймсом Гиббсом Кент строил храмы, мосты и другие парковые сооружения. При Кенте парки Стоу начали обретать черты ландшафтного стиля и превращаться в композицию пейзажных сцен.

Палладианский мост Джеймса Гиббса в Стоу

Елисейские поля в Стоу и Храм знаменитых британцев, построенный Кентом

Пейзажный ландшафтный Парк Стоу

Парк Стоу в графстве Бакингемшир – самая известная работа Уильяма Кента, художника, ставшего выдающимся мастером нового стиля в ландшафтной архитектуре. Начав работать в имении в 30-х гг. XVIII века, Кент сделал Стоу самым знаменитым парком Англии. Однако этому предшествовал долгий период переделок и совершенствования парковой композиции, который продлился практически половину столетия.

Этот сад принадлежал Ричарду Темплю, первому виконту Кобхему (1675 –1749), наследовавшему имение в 1697 г. Первоначально территория была окружена искусственным рвом с крепостными стенами. На холме приглашенный виконтом архитектор Джон Ванбург построил дом, а садовник Чарлз Бриджмен разбил вокруг дома сад в стиле барокко. Автор лондонского Гайд-парка Чарлз Бриджмен проложил от дома аллею из серебристых тополей, которая вела к зеркалу восьмиугольного бассейна. Склоны холма украшали ажурные партеры.

Читайте также:  Проект на электричество
Виды с разных точек парка на восьмиугольный пруд

В 30-е гг. XVIII в. Кобхем пригласил Уильяма Кента для оформления восточной части ансамбля, которая получила название «Елисейские поля». Само название этой части парковой композиции отсылало к античной философии и мифологии, ведь в древнегреческих мифах Елисейские поля являлись обителью блаженных, куда попадали после смерти выдающиеся герои, любимцы богов. Древние греки считали, что эта страна сказочного блаженства расположена или в подземном царстве или в недоступной смертным долине на «крайнем западе земли».

В парке Стоу Кент создал целый ряд «картин» или декораций к античным мифам и английским сказаниям. Были созданы все детали композиций: деревенские хижины, живописные развалины, храмы, обелиски и пирамиды. Создание нового сада происходило как раз в то время, когда владелец имения лорд Кобхем возглавил оппозиционную правительству вигов группу, провозглашавшую возвращение к традиционным британским ценностям. Отсюда в саду появились такие парковые сооружения, как Неоготический храм, храмы Античной добродетели, Дружбы и Британской добродетели. Некоторые из сооружений, например, храм Современной добродетели, были впоследствии утрачены.

Неоготический храмХрам Дружбы

Кент вернул в творчество английских архитекторов идеи итальянского мастера эпохи Возрождения Андреа Палладио. Итальянец прославился умением искусно сочетать архитектуру и природу, превращая пейзажное окружение дворца или виллы в естественную среду обитания человека. Дом в Стоу, стоящий на горке с пологими склонами и окруженный прелестными холмами, действительно как будто находился внутри декорации огромного театра, но если у Палладио эту декорацию создавал вид на окружающий пейзаж, то Кент создавал пейзажные картины сам, подобно тому как Ленотр создавал свои перспективы.

Раскрытые внутрь сада панорамы воссоздавали идеальные сельские пейзажи, построенные по законам классической живописи. Огромные поляны парка «стригли» любимые английскими джентльменами овцы. Они выполняли сразу две функции: эстетическую, создавая типично английский сельский пейзаж, и практическую, выступая в роли своеобразных «газонокосилок», создающих прообраз знаменитых «английских газонов».

Слева: Руинный каскад между двумя прудами в Стоу.

Детали и парковые строения в произвениях Кента продумывались и создавались как части нарисованного на картине пейзажа. Римские развалины с полотен художников превращались в романтические беседки-руины или римские мосты, среди густой зелени были видны белоснежные античные храмы или живописные беседки-хижины. Все они располагались на территории Елисейских полей.

Храм Античной добродетели был построен по образу античного храма Весты в Тиволи. Его украшали статуи античных философов: Сократа, Гомера, Ликурга и Эпаминондаса, которые олицетворяли соответственно философию, поэзию, закон и военный гений. Недалеко от него располагался не сохранившийся храм Современной добродетели: он был построен в виде руины, украшенной обезглавленным бюстом Роберта Уолпола, главы тогдашнего правительства Англии и политического противника хозяина поместья.

Храм Античной добродетели снаружи и внутри

От перспективы между прудом, в который Кент превратил восьмиугольный бассейн Бриджмена, и господским домом Елисейские поля отделяла речушка Стикс. В долине недалеко от моста, перекинутого через Стикс, был построен храм Британской добродетели. Его украшали бюсты знаменитых английских писателей, философов и правителей. Они располагались в нишах. Позади храма в одной из ниш была увековечена память Синьора Фидо, любимой охотничьей собаки виконта.

В 40-е гг. XVIII в. главным садовником Стоу стал последователь Кента Ланселот Браун. Браун продолжил работу над созданием Греческой долины парка. При Брауне Стоу окончательно превратился в пейзажный парк, ставший образцом, которому подражали ландшафтные архитекторы Европы и России. Другие устроители парков стали копировать сооружения и панорамы поместья Стоу и создавать собственные композиции трехмерных пейзажных картин, отражающих то меланхолию, то сельскую пастораль, а то и иронию по поводу политической или социальной жизни общества.

Палладианский мост в СтоуМост Палладиев в Царском Селе

Палладианский мост, построенный на границе Елисейских полей по чертежам Андреа Палладио, – часть пейзажа работы Ланселота Брауна. Точно такой же мост, построенный архитекторами Нееловыми, украшает сады Царского Села под Петербургом. В XVIII в. русской царицей Екатериной Великой в Англию были посланы архитекторы для изучения искусства строительства садов в пейзажном стиле.

Пейзажный английский парк

Редакция проекта « Загородное Обозрение »

197022 , Санкт-Петербург , Большой пр. П.С., 83

Связь с разработчиком сайта: it@zagorod.spb.ru

Загородное обозрение

Если французский регулярный стиль, лучше всего известный по Версалю, с помощью прямых дорожек и стриженых кустарников демонстрировал полный контроль человека над природой, то английский пейзажный стиль проповедовал искусство, неотличимое от природы.
Пейзажный парк обычно включает озеро, холмы, покрытые лугами, среди которых разбросаны группы деревьев и единичные постройки: храмы, готические руины, мосты и прочая живописная архитектура, вызывающая ассоциации с пасторальными ландшафтами. Со временем этот стиль распространился по всему миру, и в XIX веке большая часть общественных парков и садов создавалась под его влиянием.

Основатели стиля

Создателями пейзажного парка считаются Уильям Кент и Чарльз Бриджман. Архитектор, художник и дизайнер мебели Уильям Кент (1685–1748) прожил в Италии более десяти лет и вдохновился знаменитыми классицистическими зданиями Андреа Палладио в регионе Венето. Вернувшись в Англию, он строил виллы в палладианском стиле и проектировал сады, соответствующие этим торжественным зданиям. К его работам относится первый настоящий английский пейзажный парк в Чисвик-Хаусе, сад в Стоурхеде, который считается одной из первых работ в «живописном жанре», а самым значительным считается Роушэм-Хаус в Оксфордшире. Наиболее масштабная по площади работа — это Стоу-Хаус в Бакингемшире, который был переделан из регулярного парка в пейзажный и переосмыслен как естественное продолжение окружающего ландшафта.
Чарльз Бриджман (1690–1738) был сыном садовника и опытным садоводом, занимавшим должность королевского садовника при дворе королевы Анны. Он поддерживал и перестраивал сады в Виндзоре, Кенсингтонском дворце, Хэмп­тон-корте и Гайд-парке. Вместе с Кентом он работал над несколькими крупными садами, поскольку его познания в ботанике и садоводстве помогали Кенту реализовывать архитектурные фантазии.

Большой стиль

«Великая эра» английского пейзажного парка наступила чуть позже. Наиболее влиятельным дизайнером считается Ланселот Браун (1716–1783), по прозвищу Capability (талантливый, умелый, производительный).
Так его прозвали не зря — он создал около 170 садов, самые известные его работы: Петуорт в Западном Сассексе, Четсворт в Дербишире, Бовуд в Уилшире и дворец Бленхейм в Окфордшире. Браун упрощает структуру парка, полностью отказываясь от геометрических линий аллей и партеров, которые он заменяет открытыми пространствами полян и лужаек, откуда открываются перспективы, визуально расширяющие парк.
Хэмфри Рептон (1752–1818) — последний великий английский ландшафтный дизайнер XVIII века, часто называемый преемником Умелого Брауна. Рептон не любил открытые пространства, засаживал свои сады кустами и деревьями, организованными в группы разной плотности. Среди самых известных его работ — Блейс-кастл в Бристоле, Уобёрн-Эбби в Бедфордшире и Стоунли-Эбби в Уорвикшире.

Особенности стиля

Рептон сформулировал основной принцип построения пейзажного парка: свободная планировка с использованием естественных ландшафтов, за счет которой подчеркиваются природные красоты и маскируются ландшафтные недостатки. При создании пейзажных композиций необходимо добиваться иллюзии естественности, а все элементы сада подчинять общему замыслу. В саду желателен неровный рельеф с холмами, оврагами, водоемами и болотами. Плоский ландшафт изменяется искусственно, на нем создаются озера, холмы, впадины, при этом всячески скрывается их рукотворность.
Главная задача при создании сада — добиться впечатления давно сложившегося щемяще красивого природного ландшафта. Несмотря на кажущуюся естественность, в английском пейзажном парке соблюдается строгая иерархия посадок и тщательно подбираются растения, благодаря чему сад красив во все времена года.

Строения в английском парке второстепенны, они вписываются в пейзаж, но ни в коем случае не доминируют. Например, павильон выглядывает из зарослей деревьев, которые значительно превышают его объем, мост органически вырастает из понижений рельефа, руины всегда обвиты плющом.
В пейзажном парке необходима непредсказуемость и за каждым новым поворотом аллеи или зарослью кустов и деревьев посетителя может ждать сюрприз: поляна с завораживающим видом, мост, павильон в палладианском стиле или садовая руина. В англо-китайских садах были павильоны шинуазри (в буквальном переводе с французского — «китайщина»), так, например, появилась пагода в садах Кью Уильяма Чемберса. Нередко в парке строились павильоны в разных стилях.

С острова на континент

Популяризатором пейзажного парка стал Жан-Жак Руссо, который перепланировал свой сад в Эрменонвилле по английским образцам. Прижились парки в Германии, где близ Дессау и Бад-Мускау появились сады, не уступающие английским образцам.
Не отставала и Россия: под Петербургом есть изумительные образцы пейзажных парков: Екатерининский, Павловский и Гатчинский, а также Монрепо в Выборге.

Ссылка на основную публикацию