Нереальная крыша Сиднейского Оперного театра

Оперный театр в Сиднее – архитектурный шедевр! ФОТО

Одним из самых известных и популярных архитектурных шедевров современности, без сомнения, является Оперный театр в австралийском Сиднее. Почти сорок лет назад над бухтой крупнейшего города Зеленого континента вознеслись 67-метровые легкие белые крыши, которые кому-то напоминают морские раковины, а кому-то — паруса яхт. Проект этого уникального театра придумал молодой датский архитектор Йорн Утцон, однако на торжественное открытие Оперы его даже не пригласили.

Вообще, в истории сиднейского театра было столько интриг и страстей, что их хватило бы на несколько достопримечательностей! Но обо всем по порядку.

Необходимость оперного театра в Сиднее впервые стала очевидна в 1945 году, когда в Австралию прибыл британский скрипач и композитор сэр Юджин Гуссенс. Виртуозу предстояло на время стать дирижером местного оркестра (его пригласили для записи концертного цикла). В ходе работы музыкант был поражен: оказывается, жители бывшей английской колонии тоже любят и ценят музыку, вот только подходящего концертного зала для регулярных выступлений на всем Зеленом континенте было не сыскать. Имелась, правда, Сиднейская ратуша, но там помещалась лишь пара тысяч человек и была крайне плохая акустика.

Британский музыкант задумался о новой сцене и поделился своей идеей с австрийским градостроителем Куртом Лангером, вместе с которым они обошли весь Сидней, подыскивая место для будущего оперного театра. Свой выбор они остановили на скалистом мысе Беннeлонг Пойнт, возле весьма людного паромного порта. Здесь с давних времен располагался Форт Макуори — один из мощных форпостов колонистов. Военное значение крепости, однако, было давно в прошлом, а в XX веке в форте разместилось Главное трамвайное депо Сиднея.

Гуссенс счел найденное место идеальным. Проект Оперы было решено выбрать по итогам международного конкурса, однако власти Австралии сразу поставили парадоксальное условие: государство не будет финансировать строительство театра. Прием заявок начался в 1954 году. Всего на конкурс было прислано 223 работы, каждая из которых содержала решение необычной инженерной и дизайнерской проблемы: как уместить оперный театр на небольшом участке земли размером 250 на 350 футов, с трех сторон окруженном водой?

Третье место авторитетное жюри отдало маститым английским архитекторам, второе -американским инженерам из Нью-Йорка, а победителем вышел… малоизвестный датчанин Йорн Утцон. Его проект был абсолютно непохожим на все остальные: массивную основу театра сверху накрывали белоснежные крыши, вздымающиеся вверх! Архитектор ни разу не был в Сиднее и видел бухту лишь на картах и фотоснимках. (Именно паруса яхт, по признанию Утцона, и вдохновили его на столь необычное решение.)

Первый камень в основание нового театра был заложен 2 марта 1959 года. Планировалось, что строительство Оперы займет четыре года и будет стоить 7 миллионов австралийских долларов, но вместо этого сиднейский театр строился целых четырнадцать лет и обошелся в целых 102 миллиона. Значительную часть этих средств удалось получить через… лотереи. Жители Сиднея, зная о том, какое удивительное здание для них строят, раскупали билеты на пятьдесят тысяч долларов в неделю. Однако популярности проекта Утцона угрожали начавшиеся технические и политические проблемы.

Выяснилось, что большие бетонные “паруса” крыш, составляющие изюминку проекта, нельзя сконструировать согласно первоначальному замыслу датчанина. Однако, если надо изменять конструкцию крыши, значит, следует переделывать целиком весь проект. Но Утцон не отступил: он решил сделать крыши сферическими, в форме долек апельсиновой кожуры — именно на таком примере он объяснил чиновникам суть вносимых в проект поправок. Для возведения новых “крыльев” театра пришлось взорвать уже залитый фундамент и заложить новый, более прочный.

В мае 1965 года в Австралии сменилась власть, и новое правительство, пришедшее на смену лейбористам, вынудило Утцона оставить пост главы строительства Оперы и покинуть Сидней (как оказалось, навсегда). Следующие семь лет и огромные финансовые вливания ушли на то, чтобы искалечить замысел датчанина.

Новым руководителем проекта был назначен Питер Холл, архитектор, близкий к властям, но мало разбиравшийся в музыке и акустике. В последние дни пребывания Утцона на посту руководителя строительства из Европы в Сидней прибыло сценическое оборудование для театра, но новое начальство продало его за гроши как металлолом… Датчанин, все еще надеясь на повторное приглашение в Сидней, дважды предлагал властям Австралии продолжить работу, но оба раза получил отказ. В одну из ночей 1968 года отчаявшийся архитектор сжег последние макеты и чертежи своего уникального театра…

Питер Холл меж тем худо-бедно достроил Оперу. Площадь здания составила 2,2 гектара, общий вес девяти “парусов” крыши составил 161 тысячу тонн. Под наземной частью здания находятся пять отдельных залов для симфонических концертов, оперной музыки, камерных и театральных постановок. Внутренние помещения выполнены в стиле, который в архитектуре назвали “готикой космической эры”. Зрительные залы — оперный и концертный — вмещают соответственно 1550 и 2700 человек.

Официальное открытие Сиднейской оперы состоялось 20 октября 1973 года в присутствии английской королевы Елизаветы II. Утцона на него не пригласили, более того: бронзовая табличка, расположенная у входа в здание, не содержит его имени. Однако датский архитектор, который ныне жив и здоров, не в обиде — памятником ему служит само здание Оперного театра, которое из всех достопримечательностей Австралии привлекает наибольшее количество туристов и занесено в Книгу Гиннесса.

Именно в Сиднейской опере висит самый большой в мире театральный занавес, изготовленный во Франции по эскизу австралийского художника Коберна. Площадь каждой из двух половин “Занавеса Солнца и Луны” равна 93 квадратным метрам. Орган, установленный в концертном зале Оперы, считается самым большим механическим органом в мире — он имеет 10,5 тыс. труб. Многие люди по обе стороны океана утверждают, что Сиднейская опера — самое красивое здание из всех, что были построены в XX веке, а некоторые заявляют, что и вообще за все времена, пишет Правда.ру.

Не пропусти молнию! Подписывайся на нас в Telegram

Сиднейский оперный театр

Оперный театр в Сиднее является одним из самых известных зданий 20-го века и, безусловно, самым популярным архитектурным сооружением Австралии в стиле экспрессионизм. Он расположен в Сиднейской гавани, недалеко от огромного моста Харбор Бридж. Необычный силуэт сиднейского оперного театра напоминает ряд парусов, взвившихся над поверхностью моря. Сейчас плавные линии в архитектуре встречаются довольно часто, однако именно Сиднейский театр стал одним из первых на планете зданий со столь радикальным дизайном. Его отличительная черта – узнаваемая форма, включающая в себя ряд одинаковых «скорлупок» или «раковин».

История создания театра полна драматизма. Все началось в 1955 году, когда правительство штата, столицей которого является Сидней, объявило международный архитектурный конкурс. С самого начала на строительство возлагались большие надежды – планировалось, что реализация амбициозного проекта по созданию нового великолепного театра послужит толчком для развития культуры на Австралийском континенте. Конкурс привлек к себе внимание многих известных архитекторов мира: организаторы получили 233 заявки из 28 стран. В итоге правительство остановило свой выбор на одном из самых ярких и нестандартных проектов, автором которого был датский архитектор Йорн Утзон. Интересный дизайнер и мыслитель, находящийся в поисках новых выразительных средств, Утзон разработал здание, словно бы «пришедшее из мира фантазии», как говорил сам архитектор.

В 1957 году Утзон прибыл в Сидней, а спустя еще два года строительство театра началось. С началом работ было связано множество непредвиденных сложностей. Выяснилось, что проект Утзона был недостаточно проработан, конструкция в целом оказалась неустойчивой, и инженеры не могли найти приемлемого решения для воплощения смелой идеи.

Еще одна неудача – ошибка в возведении фундамента. В итоге было принято решение разрушить первоначальный вариант и начать все заново. Между тем архитектор придавал фундаменту первостепенное значение: в его проекте стен как таковых не было, своды крыши опирались сразу на плоскость фундамента.

Изначально Утзон считал, что его замысел можно будет реализовать довольно просто: изготовить раковины из арматурной сетки, а затем покрыть сверху плиткой. Но расчеты показывали, что для гигантской крыши такой метод не подойдет. Инженеры пробовали разные формы – параболические, эллипсоидные, но все безуспешно. Время шло, деньги таяли, недовольство заказчиков росло. Утзон в отчаянии снова и снова чертил десятки различных вариантов. Наконец в один прекрасный день его осенило: его взгляд случайно остановился на корках апельсина в виде привычных треугольных сегментов. Это была та самая форма, которую так долго искали проектировщики! Своды крыши, представляющие собой части сферы постоянной кривизны, обладают нужной прочностью и устойчивостью.

После того, как Утзон нашел решение проблемы со сводами крыши, строительство возобновилось, однако финансовые затраты оказались более существенными, чем планировалось изначально. По предварительным подсчетам, на возведение здания требовалось 4 года. Но его строили долгих 14 лет. Бюджет строительства был превышен более чем в 14 раз. Недовольство заказчиков выросло настолько, что в определенный момент они отстранили Утзона от работы. Гениальный архитектор уехал в Данию, чтобы больше никогда не возвращаться в Сидней. Он так и не увидел свое творение, несмотря на то, что с течением времени все встало на свои места, и его талант и вклад в строительство театра были признаны не только в Австралии, но и во всем мире. Дизайн интерьера Сиднейского театра выполнен другими архитекторами, поэтому между внешним обликом здания и его внутренним убранством чувствуется разница.

Читайте также:  Терраса к дому

В итоге сегменты крыши, словно врезающиеся друг в друга, были изготовлены из сборного и монолитного железобетона. Поверхность бетонных «апельсиновых корок» облицевали огромным количеством кафельных плиток, изготовленных в Швеции. Плитки покрыты матовой глазурью, и это позволяет сегодня использовать крышу Сиднейского театра как отражающий экран для видео-арта и проецирования ярких изображений. Створки крыши Сиднейского оперного театра были построены с помощью особых подъемных кранов, заказанных во Франции – театр стал одним из первых зданий в Австралии, возведенных с использованием подъемных кранов. А самая высокая «раковина» крыши соответствует высоте 22-этажного дома.

Строительство оперного театра в Сиднее было официально завершено в 1973 году. Театр был открыт королевой Елизаветой II, торжественное открытие сопровождалось фейерверком и исполнением Девятой симфонии Бетховена. Первым представлением, исполненным в новом театре, стала опера С.Прокофьева «Война и мир».

Сегодня Сиднейский оперный театр – крупнейший культурный центр Австралии. Ежегодно в нем проводится более 3 тысяч событий, а годовая аудитория насчитывает 2 миллиона зрителей. В программу театра включена опера под названием «Восьмое Чудо», рассказывающая о непростой истории строительства здания.

Нереальная крыша Сиднейского Оперного театра

Я уже говорила, что с первого взгляда Сиднейская опера меня разочаровала. Со смотровой площадки в Ботаническом саду она казалась маленькой, невпечатляющей, какого-то непонятного цвета.
Мнение изменилось, когда мы сходили на экскурсию внутрь и я познакомилась с ней поближе. Интерес к внутреннему трансформировался в интерес к внешнему. Ведь так часто бывает и с новыми знакомыми – с первого взгляда человек тебе может не понравится, но, узнав его получше, мнение меняется.

Итак, с чего началась Опера. В конце 1940-х годов директор Консерватории Нового Южного Уэльса Eugene Goossens начал говорить о необходимости строительства нового здания для оперных постановок, так как использовавшееся ранее здание Sydney Town Hall казалось слишком маленьким для будущих проектов. В 1954 году он добился согласия Премьера NSW, и 13 сентября 1955 года был объявлен открытый архитектурный конкурс на строительство здания Сиднейской оперы. В качестве места был выбран мыс Bennelong Point, на тот момент там находилось трамвайное депо.

Требования к проекту включали строительство двух зданий: оперного театра и концертного зала. На конкурс было подано более 200 заявок. В 1957 было объявлено имя победителя, им стал 38-летний не очень известный датский архитектор – Йорн Утсон. По легенде его проект не проходил по условиям конкурса и был сочтен слишком амбициозным, поэтому быстро оказался в корзине, откуда был спасен известным архитектором Ээро Саариненом, и возвращен в пул конкурса. Вот так выглядел первоначальный набросок:

В 1958 году трамвайное депо было снесено, и в 1959 началось строительство театра. К тому моменту у Утсона все еще не было окончательных чертежей здания и инженерного проекта, но правительство торопило с началом, поэтому фундамент и основание начали строить, не зная дальнейших деталей. Этот момент был для меня совершенно поразительным и показался довольно безрассудным со стороны тогдашнего местного правительства.

Фундамент был закончен в 1963 году.

С 1957 по 1961 год инженерная команда пыталась придумать решение как претворить в жизнь наброска Утсона с его ракушечными крышами оперы. Они перебирали разные формы парабол для этих ракушек, но технически в тот момент все это было невозможно.

И только в 1961 году (т.е. через 4 года после завершения конкурса и через 2 года после начала строительства!) решение было найдено – ракушки крыши сделали как части сферы, т.н. сферы Утсона.

Благодаря найденному решению удалось упростить процесс затянувшегося строительства. Здание планировались завершить в 1965 году, но как всегда планы разошлись с реальностью. 1966 год, строительство все еще шло полным ходом, хотя уже близилось к завершению. Но это только внешняя часть.

Предстояла еще работа полностью по внутренней отделке. Смета все росла, пришло новое правительство, которое было не довольно работой Утсона, и это привело к отставке архитектора в 1966 году. Так что работа с внутренней архитектурой и отделкой шла уже под руководством другого архитектора, планы Утсона были во многом изменены и пересмотрены. Кто знает, как бы сегодня звучал Сиднейский Оперный Театр, если бы его завершил сам Утсон.

Строительство было закончено в 1973 году, т.е. на 10 лет позже изначально планируемого срока и с 14-тикратным увеличением сметы. 20 октября 1973 здание было торжественно открыто Елизаветой II.

Утсон не был на открытии, и не видел завершенного театра. Только в конце 90х годов трастовый фонд Сиднейской оперы связался с архитектором с предложением о перестройке некоторых помещений. Так в 2004 году была открыта «Комната Утсона» – одно из внутренних помещений, переделанное по новым эскизам Утсона.

Предполагается, что в ближайшие годы театра может быть закрыт на полную реконструкцию для переделки внутренних помещений и залов, для улучшения акустики.

Сейчас в театре два больших зала – Концертный зал (на 2679 человек) и театр Джоан Сазерленд (на 1507 человек), названный в честь австралийской оперной примадонны; три театральных зала (на 544, 400 и 398 человек); и два помещения, которые могут быть использованы в различных целях и для разного типа постановок. Также в здании есть зал для звукозаписи, бары и рестораны.

Вот так выглядит внутри Концертный зал. Говорят, там отказался выступать Лучано Паваротти, т.к. этот фиолетовый цвет ковра совпадает с цветом обивки гробов в Италии.

Внутренности. Не знаю почему, но мне нравится эта простота и открытость бетонных конструкций.

Их сочетание с мягким деревом и холодным металлом.

После экскурсии по Опере мне стало интересно наблюдать и рассматривать театр не только внутри, но и снаружи.

Купола крыши напоминают мне не только волны и ракушки, но и шлемы испанских конкистадоров.

В Оперу я еще вернусь, после медитационного ритрита, чтобы посмотреть “Орфея в Аду” Ж. Оффенбаха. Легкая оперетта, да еще с переделанным на современный язык либретто – not my cup of tea.

К сожалению, кроме самой постановки разочарованием стала акустика театра. Очень плоская и конечно сильно проигрывает европейским оперным театрам. Почему-то во многих новых залах проблемы с акустикой. Не могу понять, почему. Вроде есть много инструментов для расчетов, но все равно приходишь в новый зал и слышишь плоский звук.

Зато ночные пейзажи Сиднея, Оперы и набережной просто великолепны.

Ссылки:
http://www.sydneyoperahouse.com
http://gallery.records.nsw.gov.au/index.php/galleries/sydney-opera-house/ – галерея с огромным количеством набросков Утсона (в т.ч. использованным мной в этой заметке) и информацией об истории театра

Следующая заметка будет про Голубые горы.

История сиднейского оперного театра

24 февраля 2019, 08:16

На нашей планете существует множество удивительных памятников архитектуры. Один из них — Сиднейский оперный театр. Некоторые люди считают его великолепным памятником застывшей мелодии. Форму театра можно сравнить с огромными раковинами, с раздутыми ветром паруса Галеона, кто-то ассоциирует его с ушами, прислушивающихся к пению ангелов, а ещё существует мнение, что театр Сиднея очень уж похож на выброшенного на сушу белого кита.

Находится Сиднейский оперный театр в местной гавани, на мысе Bennelong point.Здание сооружено на 580 бетонных сваях, забитых в дно. Его протяжённость – 183 м, ширина – 118, а занимаемая площадь – более 21,5 тысяч м 2 . Максимальная высота здания – 67 м.

Интересные факты о Sydney Opera House относятся не только к истории строительства и архитектурной реализации (речь о них пойдёт ниже). Ни в каком другом театре в репертуаре нет произведения о нём. Опера «Восьмое чудо» – единственный прецедент.

История Сиднейского оперного театра

Сидней до середины XX в. вообще не имел оперного театра. Приглашённый дирижёр местного симфонического оркестра Юджин Гусенс счёл такое положение недопустимым. Власти Сиднея согласились с ним, но не располагали средствами на строительство. В 1954 г. они объявили сбор пожертвований, продолжавшийся два десятилетия. За этот период было собрано около 10000000 AUD . Первоначально заявленная стоимость сооружения в 7000000 AUD в итоге обернулась реально истраченными 102000000 AUD .

По условиям объявленного конкурса, местом постройки театра назначалась ограниченная территория мыса Беннелонг. Главный зал на 3 тысячи мест проектируемого здания отводился для оперы и балета. Малый зал на 1200 зрителей планировался для камерных театральных и музыкальных постановок. Среди 233 конкурсантов победил молодой датский архитектор Йорн Утсон. По его проекту здание внешне напоминало многопарусный корабль на водной глади, окружавшей мыс.

Начавшееся в 1959 г. работы тянулись 14 лет вместо планировавшихся четырёх, продлив дату постройки до 1973 г. Затягивание сроков имело как объективные, так и субъективные причины. К первым относится требование властей добавить два дополнительных зала. А первоначально спроектированные Йорном Утсоном парусообразные оболочки крыши имели акустические недостатки. Архитектору потребовалось несколько лет на нахождение альтернативного технического решения. Новый свод оказался слишком тяжёлым для сделанного фундамента, и пришлось делать новый.

Дополнительные траты и затягивание строительства накалили отношения Утсона с местными властями, и он покинул Сидней. В 1966 г. строительство продолжили местные архитекторы. По мнению многих специалистов, это негативно сказалось на интерьере здания. Театр внутри существенно уступает потрясающему фасаду.

Новостройка Сиднея фактически открылась 28 сентября 1973 г. оперой Сергея Прокофьева «Война и мир». Официальная церемония состоялась 20 октября с участием британской монархини Елизаветы II, являющейся формальным главой Австралии.

Архитектор Сиднейского оперного театра на открытии не присутствовал, и даже не был упомянут. Нет его имени и на бронзовой табличке авторов у входа. Правда, в том же году местный Институт архитекторов удостоил Йорна Утсона золотой медали. А в 2003 г. он получил за свой проект Притцкеровскую премию – высшую награду архитекторов.

В 1999 г. Йорн Утсон всё же спроектировал реконструкцию Зала приёмов, позже переименованного в его честь. Работами руководил сын Йорна архитектор Ян Утсон. А сам Йорн после 1966 г. не возращался в Сидней. Он умер в 2008 г., так и не увидев воочию своё знаменитое творение. Прожекторы, освещающие Sydney Opera House, были выключены на час в память о великом архитекторе.

Читайте также:  Чем отличаются квартиры малой площади от «смарт» и «гостинки»

Сиднейский оперный театр его архитектор и архитектора

Оперные театры, как правило, строятся в классическом стиле. В отличие от них, здание сиднейской оперы – яркий образец архитектурного стиля экспрессионизм. Уникальная крыша реализована в форме парусов разных размеров. Окружённое с трёх сторон водой здание издали похоже на большой многопарусный корабль, пришвартованный в сиднейской бухте. Именно таким увидел будущий театр его архитектор. Он говорил, что хотел увести зрителей из привычной рутины в мир фантазии, где обитают актёры и музыканты.

Площадь, отведённая под строительство, была ограничена. Отклонённые жюри конкурса проекты имели общий недостаток – громоздкость. Эту проблему Йорн Утсон решил перенесением внимания на архитектурную доминанту здания – крышу. Её общий диаметр – 150 м. Каркас крыши состоит из 2 тысяч бетонных секций и весит 30 т. Два самых больших паруса венчают оба основных зала, задуманных изначально. Под самым маленьким парусом находится ресторан Bennelong. Вся конструкция крепится металлическими тросами, общей протяжённостью 350 км.

Неравномерная высота крыши первоначально вызвала проблемы с акустикой. Они были сняты с помощью звукоотражающего потолка со специальными желобами.Последние, кроме практической функции, выполняли и эстетическую, подчёркивая арки сцены.

Сверху крыши-паруса покрыты белой полированной и кремовой матовой плиткой азулежу (португальские изразцы). Она была специально изготовлена для театра. По краям преобладает матовая плитка, а в центре – блестящая, что позволило создать переливчатый эффект. На облицовку общей площадью 1,62 га потребовалось более миллиона кусков плитки. Механический способ укладки позволил добиться идеальной ровности, недостижимой при ручной облицовке.

Хотя издали паруса кровли кажутся белыми, они меняет свой оттенок в зависимости от освещения. Как говорил архитектор, солнце и облака сделают крышу живой, на неё никогда не надоест смотреть. Он оказался прав.

Сиднейский оперный театр внутри

Функциональное назначение главных залов претерпело изменения. Главный зал, вначале планировавшийся для оперных и балетных постановок, было решено перепрофилировать под концертный. Собственно оперным стал второй по размерам зал. Сейчас в комплексе функционируют 6 основных залов.

  • Concert Hall (Концертный) на 2679 зрителей. В нём установлен один из крупнейших в мире органов с 10 тысячами труб. Сцена размерами 17*11 м может быть расширена за счёт 85 передних зрительских мест.
  • Opera Theatre (Оперный) вмещает 1547 зрителей. Его занавес-гобелен, именуемый «Солнечным» – самый большой на планете.
  • Drama Theatre (Драматический) на 544 зрителя используется для театральных и танцевальных спектаклей. Его тёмный занавес-гобелен называют «Лунным».
  • В зале Playhouse на 398 мест проходят камерные театральные постановки, лекции и кинопросмотры. Сцену зала можно расширить в два этапа, пожертвовав 46 зрительскими местами.
  • В открытом в 1999 г. зале «Студия» могут собраться 364 любителя авангардистских пьес, современной музыки или корпоративов.
  • Небольшой зал Йорна Утсона украшает шерстяной гобелен в ярких тонах, сотканный по его эскизу.

В комплекс театра входит около тысячи разных помещений. Кроме залов, в здании действуют репетиционные аудитории, театральные помосты, звукозаписывающая студия, магазины, кафе, рестораны и другие многочисленные объекты. Человеку, не знающему план театра, нетрудно в нём заблудиться.

Известен анекдотичный случай с начинающим курьером, доставившим посылку. Он запутался в помещениях и оказался на сцене во время спектакля. К счастью, один из актёров не растерялся и произнёс: «Наконец-то доставили посылку!». Зрители сочли его реплику частью сюжета.

Другой комичный случай произошёл во время представления оперы Мусоргского «Борис Годунов». В её декорации входили настоящие цыплята. Один из них перелетел со сцены на голову музыканта. После этого поверх оркестровой ямы установили сетку.

Билеты в театр

В Сиднейском оперном театре по адресу Bennelong point, Sydney NSW 2000, ежегодно проводится около трёх тысяч культурных мероприятий, участниками которых становятся миллионы зрителей. Ознакомиться с репертуаром и заказать билеты можно на официальном сайте.

300 тысяч туристов ежегодно посещает театр в рамках организуемых экскурсий. Они проводятся с 9 до 17 часов каждый день, за исключением Рождества и Страстной пятницы, и длятся около часа.

Стоимость обычной экскурсии – 35 AUD . Практикуются и вечерние экскурсии, совмещённые со спектаклем, а также ужином в ресторане или кафе. Например, экскурсию и оперу Моцарта «Волшебная флейта», хорошо дополнит ужин в бистро Mozart.

Сиднейский оперный театр, Австралия

Оперный театр в столице Австралии является не только уникальным по своей форме зданием, он также считается визитной карточкой города. Парусообразная крыша театра узнаваема во всем мире. В вечернее время сооружение подсвечивается красивой иллюминацией, делая пространство вокруг театра действительно сказочным.

История неординарного здания

Данный концертный холл был открыт по приказу Елизаветы Второй. Его двери распахнулись для публики 20 октября 1973 года. В 2007 году театр внесли в список ЮНЕСКО.

До строительства театра на его месте в свое время располагались порт и трамвайное депо. Проект оперного театра был доверен архитектору Утсону. За этот шедевр архитектор получил престижную Притцкеровскую премию.

Церемония открытия заведения была обставлена более чем торжественно. Ведь на ней присутствовала сама королева. В качестве музыкального сопровождения на открытии играла симфония Бетховена под номером «9», а вечером был устроен грандиозный фейерверк.

Внешний и внутренний облик

Архитектурная концепция сооружения вращается вокруг идей экспрессионизма. Длина фасада исчисляется в 185 метрах. Ширина сооружения составляет 120 метров.

Театр потребляет очень много электроэнергии. Таким количеством электричества можно было бы осветить целый город с 25 тысячами жителей. Кровля-парусник состоит из 2000 деталей, соединенных при помощи особой технологии.

Стальные тросы, удерживающие крышу, занимают примерно 350 м. Имитация парусов на крыше создана из блоков бетона. Эти блоки покрыты элегантной плиткой азулежу матового и белого оттенка. Плитка для крыши изготавливалась в Швеции, при обработке она была наделена специальной системой самоочистки.

Внутреннее убранство оперного театра выполнено из розового гранита, благородных пород дерева и простой фанеры. Здание, базирующееся в гавани Беннелонг-Пойнт, и само по себе выглядит, как сказочный корабль, который только что пришвартовался у берега.

Что находится внутри театра?

В ходе строительства главный зал театра планировали сделать балетным, но, затем было принято решение переделать эту площадку для концертных выступлений. Сегодня в театре Сиднея работают 6 отдельных залов:

  • «Концертный». Вмещает до 2670 зрителей. В этом же зале размещен один из самых больших органов мира, который обладает 10 тысячами труб из лучшей стали;
  • «Оперный». Вмещает до 1540 зрителей. Гобелен в зале, названный «Солнечным», также считается самым большим на земле;
  • «Зал драмы». Этот зал рассчитан на 544 зрителя. Здесь проходят выступления и обычные спектакли. Занавес в данном зале прозван «Лунным»;
  • «Игровой». Рассчитан на 398 мест. Здесь проводят камерные театральные шоу. На этой же площадке устраивают кинопросмотры, организуют конференции и лекции;
  • «Студия». Вмещает до 364 зрителей. На этой площадке показывают авангардные постановки;
  • «Зал Утсона». Украшен шерстяным гобеленом, используется для различных целей.

Все вышеприведенные залы имеют такие сцены, которые можно расширять или уменьшать за счет первых зрительных мест.

Кроме площадок для выступлений в сиднейском оперном театре есть разнообразные кафе, бары, рестораны с хорошей кухней. В здании работают магазины и местные службы. Площадь театра составляет 2,2 га. Не зная плана сооружения, в нем легко заблудиться, если посетить его впервые.

Интересные случаи в театре

С сиднейским театром связано немало забавных историй. Например, однажды курьер должен был доставить в театр посылку. Блуждая по коридорам здания, он случайно попал на сцену прямо в разгар спектакля. Один из актеров не растерялся и воскликнул: «Наконец-то, доставили посылку!». Зрители так и остались в полной уверенности, что это действо было частью сценария.

Еще один смешной случай произошел в театре с музыкантами. Как известно, оркестр, обычно, располагается в отдельной оркестровой яме рядом со сценой. В спектакле были задействованы настоящие цыплята. Один цыпленок оказался очень проворным и перепрыгнул со сцены на голову одного музыканта. Прыгучего актера изловили, а над оркестром с тех пор стали натягивать сетку.

Билеты и экскурсии

В оперном театре Сиднея каждый год проходит примерно три тысячи культурных мероприятий. Ознакомиться с ближайшими из них, а также заказать билеты возможно на сайте учреждения.

Еще в этот грандиозный театр можно прийти на экскурсию. Туристическая программа занимает около часа, экскурсии проводятся с 9 утра до 5 вечера ежедневно, исключая Рождество и Страстную пятницу.

Читайте также:  Причал на реке

Обычная экскурсия стоит 35 австралийских долларов. Вечерние экскурсии совмещают со спектаклями, а также ужинами в ресторанах. Этот вид досуга стоит дороже.

Сиднейский оперный театр в Австралии

О самом известном сооружении Австралии – Сиднейском оперном театре, существуют довольно-таки противоречивые мнения. Одни считают его великолепным памятником застывшей мелодии. Других смущает удивительной формы крыша этого сооружения: кому-то она напоминает огромные раковины, кому-то – раздутые ветром паруса Галеона, кто-то ассоциирует их с ушами, прислушивающихся к пению ангелов, а ещё существует мнение, что театр Сиднея очень уж похож на выброшенного на сушу белого кита.

Словом, сколько людей, столько и мнений, но ни у кого не вызывает сомнения факт, что оперный театр Сиднея является рукотворным символом Австралии.

Символ застывшей музыки

Находится это удивительное здание в Сиднее, самом крупном городе Австралии, в гавани Беннелонг-Пойнт (на карте его можно отыскать по следующим координатам: 33° 51′ 24.51″ ю. ш., 151° 12′ 54.95″ в. д.).

Мировую известность оперный театр в Сиднее приобрёл прежде всего благодаря своей крыше, сделанной в форме расположенных друг за другом парусов (ракушек) разных размеров, которые делают его непохожим ни на один театр во всем мире. Фасад оперы получился до того интересным, необычным, а потому – узнаваемым, что считается одним из наиболее выдающихся зданий современной архитектуры, которое вот уже несколько лет как занесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Творец этого уникального здания, Йорн Уотсон, является единственным человеком в мире, чью работу эта организация признала ещё при его жизни (умер он через год после этого события, в 2008 году).

Описание

Оперный театр в Австралии прежде всего необычен тем, что в отличие от других сооружений подобного типа, выполненных в классическом стиле, являет собой яркий образец экспрессионизма, демонстрирующий новый взгляд на архитектуру. Сиднейский оперный театр с трёх сторон окружен водой, а сам возведён на сваях.

Площадь театра огромная и составляет 22 тыс. м2: длина его – 185 м, ширина – 120 м, а в самом здании находится огромное количество помещений, среди которых несколько театральных залов, множество мелких студий и театральных помостов, а также рестораны, бары и магазины, где любой желающий может купить себе на память сувенир о посещении театра.

Основными помещениями являются четыре зала:

  • Концертный зал – самое большое помещение театра, способное вместить 2679 зрителей. Именно здесь установлен самый большой в мире орган: состоит он из 10 тыс. труб;
  • Оперный театр – в этом зале помещается 1507 зрителей, а на его сцене можно увидеть не только оперу, но и балет;
  • Драматический театр – рассчитан на 544 человека;
  • Малая драматическая сцена – рассчитана на 398 человек и считается самым уютным помещением оперы.

Крыша из парусов

Самой примечательной частью здания, благодаря которой театр оперы в Сиднее стал одним из наиболее интересных театров в мире, является его крыша, сделанная в форме расположенных друг за другом раковин или парусов. Кровля, высота которой составляет 67 м, а диаметр – 150 м, состоит более чем из 2 тыс. секций, а весит около 30 тонн.

Конструкция закреплена с помощью металлических тросов, общая протяжённость которых составляет 350 км. Две основные раковины находятся над двумя самыми большими залами оперы. Другие паруса расположены над меньшими помещениями, а под самым маленьким расположен один из ресторанов.

Сверху раковины механическим способом покрыты белыми полированными и кремовыми матовыми плитками, благодаря чему поверхность получилась абсолютно гладкой – эффект, которого вряд ли бы добились, укладывая её вручную. Интересный факт: несмотря на то что издали может показаться, будто кровля покрашена в белый цвет, в зависимости от освещения, она постоянно изменяет свой оттенок.

Такая структура кровли выглядит очень красиво и оригинально, но при строительстве из-за неравномерной высоты крыши, внутри здания возникли проблемы с акустикой, и чтобы решить недостаток пришлось отдельно сделать звукоотражающий потолок. Для этого были изготовлены специальные желоба, способные исполнять одновременно практическую и эстетическую функции: отражать звук и привлекать внимание к аркам, расположенных над передней частью сцены (длина наибольшего желоба составляет около 42 метров).

Автор идеи

Интересный факт: возвести в Сиднее оперный театр была идеей британца сэра Юджина Гуссенса, который прибыл в Австралию в качестве дирижёра для записи концерта на радио. Можно только представить себе его удивление, когда он обнаружил, что в Сиднее нет театра оперы.

В городе также отсутствовали сооружения, рассчитанные на большую аудиторию, в которых сиднейцы могли бы прийти послушать музыку.

Поэтому решение сделать всё для того, чтобы возвести театр, в котором зрители будут иметь возможность ознакомиться как с классическими, так и последними музыкальными произведениями, было им принято незамедлительно. Он сразу занялся поисками подходящего места для строительства – им оказался скалистый мыс Беннелонг Пойнт, возле которого была расположена набережная, являющаяся ключевым узлом, поскольку местные жители с паромов пересаживались на поезда или автобусы.

Подыскав подходящее место (здесь в то время находилось трамвайное депо, которое впоследствии снесли), Гуссенс провёл соответствующую кампанию и, заразив своей идеей немало влиятельных людей Сиднея, добился того, чтобы правительство разрешило строительство Оперного театра. Власти сразу же объявили международный конкурс на лучший проект. И тут дело застопорилось: у Гуссенса появились враги. После одной из международных поездок таможенники обнаружили предметы «черной мессы», оштрафовали, уволили с работы – и он вынужден был покинуть Австралию, несмотря на все уверения, что вещи ему не принадлежат.

Конкурс

На конкурс было прислано более двухсот работ со всех уголков планеты. Ещё одним важным моментом являлось то, что Гуссенс не только успел отобрать квалифицированную комиссию, но и дал характеристику конкурсного проекта.

Проект должен был предусматривать два зала – один для более крупных, второй – для мелких постановок. В здании обязательно должны были быть помещения, где можно было бы проводить репетиции, хранить реквизиты, а также отведено место для ресторанов.

Задача усложнялась тем, что площадь, на которой планировалось возвести сооружение, имела довольно ограниченные размеры, поскольку с трёх сторон была окружена водой. Поэтому большинство проектов было отклонено по одной простой причине: выглядели они слишком громоздко, а фасад здания – угнетающе.

И только одна работа привлекла внимание членов жюри, заставляя их раз за разом возвращаться к проекту: на эскизе театры были поставлены вплотную друг к другу, проблема громоздкости оказалась снята благодаря акцентированию внимания на белой крыше в виде парусов, а декорации и театральные реквизиты автор предлагал хранить в специальных углублениях, решив, таким образом, проблему кулис.

Автором работы оказался датчанин Йорн Уотсон (подобных оригинальных проектов у этого архитектора было много, но этот оказался одним из немногих, который был осуществлён). Несмотря на то что представленный им проект являлся эскизом, стоимость работ была оценена в 7 млн. австрал. Долларов, что являлось приемлемой ценой. Деньги на начало строительства были собраны при помощи лотереи.

Строительные работы

Тогда как проект оказался одобрен, было очевидно, что над ним следует ещё хорошо поработать (некоторые вопросы не решены и поныне). Основная проблема состояла в том, как сделать нестандартной формы крышу, тем более что подобного опыта в мире на данный момент не существовало.

Этот вопрос Уотсон решил путём придания каждой раковине форму треугольника, собрав её для этого из меньших треугольников изогнутой формы, покрытых плиткой механическим способом при изготовлении. После этого паруса были установлены на бетонные нервюры (рёбра каркаса), расположенные по кругу – это дало возможность крыше получить законченный и гармоничный вид.

Эта форма породила проблемы с акустикой зала, которую архитектору хоть и удалось впоследствии решить, но потянула она за собой немалые финансовые траты (например, поскольку новый свод оказался значительно тяжелее предыдущего, пришлось взрывать уже сделанный фундамент и начать возводить более крепкий и прочный).

Вместо предполагаемых 7 млн. австрал. дол. строительство обошлось в 102 миллиона. Строительство шло очень медленным темпом, что не могло не обратить на себя внимания местных депутатов и противников архитектора.

А после того как партия лейбористов, поддерживающая строительство, потеряла поддержку населения и к власти пришла оппозиция, деньги, вырученные за лотерею, сначала заморозили (благо, предлог имелся), а потом и вовсе пустили на строительство дорог и больниц, заставив Уотсона в 1966 году бросить работу и покинуть Сидней навсегда.

После этого главным архитектором был назначен Холл, которому хоть и удалось окончить строительство в 1973 году, но по мнению многих специалистов, проводимые им работы значительно испортили вид здания, а интерьер оказался непримечательным (интересный факт, во время подготовки Олимпиады в Австралии в 2000 году, австралийцы предложили Уотсону вернуться и закончить работы над оперой, согласившись сделать всё, что он скажет, но тот отказался).

Вот так и получилось, что Сиднейский оперный театр, являющийся одной из самых великолепных построек нашего времени, которую упоминают наряду с Тадж-Махалом и другими чудесами света, внешне хоть и выглядит великолепно, но внутри ничем особым не отличается. Правда, это не помешало зданию взять участие в конкурсе на звание одного из семи чудес света и хоть и не войти в призёры, оказаться среди основных претендентов.

Ссылка на основную публикацию