Начальное зонирование

Зонирование пространства: как и для чего используется прием

02 декабря 2018

Современный ремонт все чаще предполагает создание дизайн-проекта. Использование дизайнерских приемов становится популярным не только в ремонте класса люкс, но и в традиционном бытовом изменении отделки помещения. Один из распространенных и эффективных приемов – зонирование пространства. Зонирование использовали уже давно, однако, раньше никто не придавал значения этому эффекту. А сейчас зонирование стало простым и доступным способом визуально разделить помещение на функциональные зоны. Как правильно использовать прием зонирования, расскажу в этой статье.

Что такое зонирование пространства

Зонирование комнаты – это визуальное деление пространства на несколько функциональных зон. Для начала необходимо разобраться в том, какие функциональные зоны существуют в квартире. Их немало:

  1. прихожая;
  2. гостиная;
  3. спальня;
  4. кухня;
  5. столовая;
  6. детская комната;
  7. рабочий кабинет;
  8. санузел.

Существование этих зон не означает, что в каждой квартире должны присутствовать все восемь, ведь детская комната в семье, в которой нет детей, не нужна, а кабинет и рабочая зона вообще редкое явление в квартирах из-за нехватки метража. Но при желании обустроить хотя бы половину этих зон, потребуется многокомнатное помещение, чтобы выделить каждой зоне по одной комнате. Именно существование такого дизайнерского приема, как зонирование, делает возможным создать в квартире удобное и комфортное деление на зоны.

Где и как применять зонирование пространства

Область применения зонирования не ограничена метражом или правилами, однако, наиболее необходим этот прием в двух случаях:

  1. В малогабаритной квартире, в которой при ограниченном пространстве необходимо уместить минимум обязательных и функциональных зон;
  2. В просторной квартире зонирование комнат тоже уместно. Свободное пространство нуждается в зонировании чуть ли не больше, чем небольшая квартирка. Дело в том, что правильно разместить необходимую мебель в комнате с большой площадью не так-то просто, чтобы комната не выглядела пустой, не жилой, чтобы в помещении было уютно и комфортно.

Приступая к созданию дизайн-проекта, изучите правила зонирования пространства. Они помогут применить прием со вкусом и не испортить идею, а правильно реализовать ее.

  • Соединяя несколько зон в одном помещении, помните о разумных пределах. Соединять в одном пространстве можно зоны, единые по назначению. Гостиная и рабочее место, спальня и кабинет, кухня и столовая – эти зоны находятся в непосредственной близости друг к другу по функционалу, кроме того, их физическое расположение рядом друг с другом логично и понятно. Комфорта проживанию не добавится при соединении спальни взрослых и детей, спальни и кухни.
  • Разумно и естественно, что зона санузла не может быть объединена ни с какой другой зоной. Единственное помещение, с которым можно объединить туалет – это ванная комната.

  • Прежде чем визуально поделить комнату на несколько зон, осмотрите ее границы, важно понять геометрию помещения. Если комната вытянутая, прямоугольная, делить ее вдоль будет неправильно и непрактично. В результате такого деления вы получите два узких коридора, в которых неудобно находиться.
  • Зонирование визуально делает комнату меньше, учитывайте этот факт, если изначально в квартире низкие потолки, или они занижены путем установки натяжных систем. Это не означает, что в комнате с низкими потолками нельзя использовать зонирование, но важно правильно выбрать способ зонирования пространства. В таком случае не подойдут монументальные сплошные перегородки, необходимо остановиться на чем-то воздушном, прозрачном или визуальном.

  • Располагайте зонирующие элементы таким образом, чтобы они не касались и не делили имеющееся в помещении окно. Если разместить границу зонирования на окне, визуально вы получите обрезанное помещение, что не добавит ни эстетики, ни комфорта.
  • При зонировании малогабаритной комнаты помните о лаконичности. Лучший стиль интерьера такого помещения – минимализм. Мебель должна располагаться функционально, дополнительные перегородки «съедят» так необходимую площадь. Используйте визуальное зонирование пространства.
  • Не забывайте о целях использования зонирования – создать практичное и функциональное помещение. Перегородки не должны мешать передвижению по комнате, затруднять доступ к мебели.
  • Любой дизайнерский прием хорош в меру. Не стоит использовать множественные элементы для создания оригинального интерьера помещения.

Способы зонирования пространства

Зонирование дополнительными конструкциями

Существует множество способов зонирования комнаты, первым, предлагаю, рассмотреть наиболее распространенный вариант – зонирование пространства дополнительными конструкциями.

  • Зонирование арками и полуарками. Классический способ, который использует много людей, даже не подозревая, что этот прием называется зонированием. Преимущество способа заключается в возможности заменить двери арками, таким образом будет сэкономлено место, которое требуется под открытие распашной двери, а деление пространства никуда не исчезнет.
  • Зонирование подиумом. Удобный способ не только поделить пространство путем поднятия часть помещения повыше, но и устроить систему хранения, скрытую от посторонних глаз.
  • Зонирование потолочными конструкциями. Аналогично делению пространства конструкцией на полу, можно разграничить комнату натяжным многоуровневым потолком. Добавление светодиодного освещения – сделает деление более ярким и заметным.

Зонирование мебелью и декором

Зонирование мебелью – удобный способ деления пространства. Преимущество очевидно: изменить идею легко и быстро, всего лишь поменяв расположение мебели.

  • Зонирование ширмами. Яркий пример плюса, который я только что упомянула. Ширма легкая, она не только выполнит свою зонирующую функцию и успешно впишется в интерьер, но и быстро испарится с глаз, если, например, к вам пришли гости, и необходимо расширить пространство.
  • Зонирование диваном. Установленный спинкой к кухне, диван с успехом справится с задачей зонирования столовой и гостиной зон. С этой же целью можно установить большой семейный обеденный стол. Распространен способ зонирования барной стойкой, визуально разграничит просторную кухню на рабочую и столовую зону.
  • Зонирование шкафом. Универсальный способ, но весьма опасный ошибками. Если помещение небольшое, дизайнеры рекомендуют шкафы без задних стенок, книжные, с полками, идущими насквозь. Такой шкаф станет и элементом декора, и не добавит комнате тяжести и темных углов.
  • Зонирование цветами. Любые декоративные элементы способны выполнить зонирующую функцию. Цветы, небольшие скульптуры, стойка с аквариумом – главное, не перестараться и не загромоздить свободное помещение ненужными идеями.

Дизайнеры интерьеров любят этот способ за его практичность и окончательность. Выполнил зонирование во время ремонта и больше не нужно думать об этом в будущем.

  • Зонирование цветом. Применение различного цветового решения возможно не только на стенах, но и на полу. При этом, цветовая разница может быть слегка заметна (использование близких оттенков), либо, наоборот, сильно отличаться между собой (использование контрастных тонов или ярких вкраплений).
  • Зонирование фактурой. В эту категорию попадает применение различных текстур одного и того же материала. Игра с фактурой, направлением рисунка, и другие декоративные приемы, которые помогут выделить одну зону внутри другой.
  • Зонирование отделочным материалом. Если на покрашенной стене выложить камнем рисунок, частично перекрыв покраску – получится зонирование пространства. Таким же образом можно выделить область сменой отделочного материала (мягкие панели на фоне обоев, пробковые панели на фоне окрашенной стены).

Являясь одним из примеров зонирования декором, тем не менее зонирование освещением можно вынести в отдельную главу, поскольку это весьма распространенный способ, обладающий собственными плюсами и минусами. К преимуществам такого типа зонирования относится яркость и наглядность, возможность использовать множество схем, сочетающих главный осветительный прибор (потолочную люстру) и дополнительные элементы (бра и светильники). Однако, недостаток способа в том, что его видно только вечером, когда на улице темно, и в квартире включен свет.

Зонирование помещения – это не только дизайнерский ход. Правильно примененное зонирование – это способ сделать функциональное и удобное помещение, пользоваться которым будет комфортно и приятно.

Зонирование пространства: правила и приемы

Зонирование — это разбивка пространства на функциональные зоны. Его используют, если в одном помещении нужно совместить несколько. Например, гостиную, спальню и кабинет. Так комнату делают удобной для жизни, не теряя ощущения легкости и простора.

Правила зонирования

Чтобы интерьер выглядел гармонично, а жильцам было удобно, при зонировании следуют этим правилам:

Выбирают стиль и цветовую гамму, которые используют везде. Это «собирает» интерьер.

Оставляют место для передвижения. В идеале проходы между мебелью должны быть не менее 70 см. Если покупают шкаф с распашными дверцами, учитывают их ширину.

Хранение организуют в каждой зоне: полки над рабочим столом, тумбочки у кровати, стеллаж или комод в игровой зоне для ребенка. Так всё будет под рукой.

В каждой зоне выделяют и украшают визуальный центр. Визуальный центр — это место, куда человек чаще всего смотрит. Например, в гостиной ставят интересную тумбу под телевизор, в спальне над кроватью вешают картину, а в рабочей зоне над столом закрепляют полки или пробковую доску.

Учитывают форму помещения. Длинную комнату не делят на зоны вдоль, иначе она будет выглядеть, как вагон. В помещениях с низкими потолками редко делают второй уровень или опускают потолок. А в комнатах с несколькими окнами зоны располагают, ориентируясь на них.

Комбинируют зоны, если площадь не позволяет их разделить. Вместо дивана и кровати заказывают мебель-трансформер, а рабочий стол используют для нанесения макияжа. Зато комната не выглядит захламленной.

Чтобы распределить зоны, составляют план. Для этого нужно замерить помещение, начертить его на бумаге и «расставить» мебель — нарисовать ее внутри комнаты, соблюдая масштаб. Если в квартире много свободного места, вооружитесь малярным скотчем и рулеткой и разметьте с их помощью будущую обстановку прямо на полу.

Если не уверены в своих силах, обратитесь к дизайнеру: он начертит план расстановки мебели и поможет с внешним оформлением.

Выделяем зоны: 10 приемов

Если функциональные зоны не выделять, интерьер получится однообразным и, возможно, неудобным. Рассказываем, как этого избежать.

Постелите ковер

Он четко ограничит пространство зоны на полу. Это уместно для гостиной, столовой, спальни.

Добавьте света

Продумайте освещение для каждой зоны: подвесной светильник над обеденным столом, споты над кухней, бра или торшер в спальне.

Выделите цветом, узором, фактурой

Оформите стену за диваном плиткой под кирпич, наклейте фотообои с абстрактным рисунком в спальне, выложите пол в кухне плиткой. Главное — не переборщить: выделите 1-2 зоны, а остальные пусть будут в общей цветовой гамме.

Возведите перегородки

Особенно, если дело касается спальни. Постройте стены из гипсокартона, установите раздвижную или стационарную перегородку. Для небольших помещений выбирайте прозрачные варианты: стекло, рейки. Так комната не будет выглядеть тесной.

Обзаведитесь ширмой

Это дешевле, чем полноценная перегородка, а эффект близок.

Отделите зоны мебелью

Поставьте между гостиной и спальней стеллаж или невысокий комод, визуально отделите кабинет высоким шкафом. И хранение, и зонирование.

Повесьте шторы

Шторой можно отделить спальню или детскую. Установите потолочный карниз и подберите плотные гардины. Одно движение — и комната разделена.

Поднимите пол

Подиум или второй уровень с лестницей визуально разделят помещение. А внутри поднятой части разместятся ящики для хранения.

Опустите потолок

Или оформите его над одной из зон по-другому — деревом, рейками, лепниной.

Добавьте второй уровень

Если потолки выше 3,5 метров, а конструкция дома позволяет, добавьте еще один уровень: наверху удобно разместить кровать. Еще один вариант — двухэтажная мебель: кровать наверху, а внизу рабочее место или диван.

Выберите 2-3 приема для зонирования и используйте их. Не переусердствуйте, чтобы не получить пестрое или захламленное помещение. Заранее определитесь со стилем и цветовой гаммой: они должны прослеживаться в каждой зоне.

Читайте также:  Теплоаудит - применение строительного тепловизора

Зонирование групповых помещений
статья на тему

Материальная среда детского учреждения должна создавать условия для полноценной реализации видов деятельности, которые в наибольшей степени способствуют развитию детей раннего возраста. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
zonirovanie_gruppovyh_pomeshcheniy_2_avtosohranennyy.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Материальная среда детского учреждения должна создавать условия для полноценной реализации видов деятельности, которые в наибольшей степени способствуют развитию детей раннего возраста. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста детей.

Жизненное пространство в группе должно давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами.

Например, зона сюжетных игр может быть отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

Содержание развивающей среды в групповой комнате

От рождения до 1 года (младенчество):

– зона для формирования ориентировочной активности, комплекса оживления.

В этой зоне можно использовать подвески, погремушки, колечки; развивающий коврик; фигурки животных; игрушки – вкладыши.

В процессе занятий ребенок получает возможность знакомиться не только со свойствами предметов, но и с цветом, формой, величиной; а также с эффектами звука, света, движения.

– зона развития движений.

Способствовать развитию движений у малышей помогут каталки, ходунки, машинки, кубики, качели, сухой бассейн, разноцветные мячики.

– знакомство с окружающим миром.

В этой зоне должны находиться куклы, фигурки людей и животных; предметы домашнего обихода, соразмерные руке ребенка; посуда, машинки.

В музыкальном уголке должны располагаться детские музыкальные инструменты (пианино, барабан, бубен); шумовые – погремушки; озвученные игрушки ( неваляшки и т.д.)

Зону уединения можно использовать для того, чтобы успокоить плачущего малыша, отгородив его от других детей невысокой ширмой. Возможно использование спокойной расслабляющей музыки.

Группа раннего возраста:

В групповом помещении могут быть организованы зоны для следующих форм активности:

– приема пищи и занятий (столики и стульчики);

– зона дидактических игр;

– игр со строительным материалом;

– игр с машинками;

– чтения и рассматривания иллюстраций;

– игр с песком и водой;

Дидактический стол является частью центра развивающих (дидактических) игр. Работа с дидактическим столом организуется по двум направлениям:

  1. Проведение игр – занятий с небольшой подгруппой детей и индивидуально. Цель данных занятий – развитие сенсорных способностей, т.е. представлений о величине, цвете и фактуре предметов.
  2. Побуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Взрослый наблюдает за работой ребенка, при необходимости оказывает помощь, хвалит.

Ящички дидактического стола должны быть укомплектованы пирамидками, вкладышами разного типа, наборы объемных геометрических форм.

Центр развивающих игр.

Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В данном месте в группе собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи.

В центре развивающих игр должны находиться матрешки, наборы стаканчиков, лото по разным тематикам, мозаики, настольно – печатные игры, различные виды конструкторов и строительного материала, небольшие игрушки для обыгрывания построек, разрезные картинки.

Зона сюжетных игр

В зоне сюжетных игр должна быть оборудована «жилая комната». Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобретали жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, овладели определенными навыками действий с этими предметами. Малыши очень наблюдательны. В игре они стараются подражать взрослым. В «жилой комнате» собраны игрушки и предметы, максимально приближающие детей к окружающим их предметам быта. Должна присутствовать игровая мебель: кухня, кроватки, кресла, диван, стульчик. Игрушки: куклы, пупсы , комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы одежды для кукол, наборы посуды.

Воспитатель проводит игры – занятия с использованием игрушек «жилой комнаты» с целью расширения представлений детей о назначении предметов, переносу полученных знаний и навыков в самостоятельные игры и повседневную жизнь, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.

Центр двигательной активности.

Создание условий для реализации одной из основных потребностей ребенка – потребности в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды. Формирование зоны двигательной активности требует от воспитателей продуманного грамотного подхода, т.к. необходимо выделить в группе место, которое бы позволяло детям свободно двигаться. Целесообразно использовать мячи, ленточки, платочки, скакалки, веревки, обручи.

Зона изобразительной деятельности.

Уголок изобразительной деятельности – это место, где находятся необходимые изобразительные материалы. Ранний возраст, а затем и весь дошкольный, наиболее благоприятны для развития изобразительной деятельности. Центр изобразительной деятельности стимулирует детей к апробированию и реализации творческих способностей, дает детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности и активности. Работы детей размещаются в группе на доске с помощью магнитов, а также в раздевалке на доске творчества. Поделки из пластилина размещаются на специальной подставке в форме лесенки. В зоне изо. деятельности должен быть мольберт, наборы цветных карандашей, мелков, фломастеров; пластилин, бумага.

В музыкальном уголке должны находиться детские музыкальные инструменты – пианино, металлофон. Самодельные (например, балалайки, гитары без струн). Звучащие инструменты – бубны, маракасы, погремушки, а также инструменты с фиксированной мелодией (органчики). Музыкальные игрушки – неваляшки, барабанщик, заяц с тарелочками…

В музыкальной зоне могут использоваться дидактические игры (например, типа лото), альбомы с иллюстрациями к знакомым детям песням.

Мини библиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц.

В отдельном месте хранятся папки с детскими рисунками, альбомы с фотографиями. Воспитатели время от времени рассматривают их вместе с детьми.

Зона «песок – вода».

Центр – зона «песок – вода» помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка 2-3 лет. Речь идет о самодеятельной игре – экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине и цвете предметов; развивает мелкую моторику . Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д., а потом разрушать и строить новые.

Отмечено, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться.

Игры с водой и песком вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.

В зоне «песок – вода» должны быть в наличии совочки, разнообразные формочки, мелкие игрушки для закапывания, палочки, грабельки, резиновые и пластиковые игрушки, сачок, камешки, ракушки.

Зона отдыха «уединения».

В уголке уединения все должно быть выдержано в мягких пастельных тонах. Используются предметы, хорошо знакомые ребенку. Вещи должны располагаться на своих постоянных местах. В этой зоне могут находиться фотографии хорошо знакомых взрослых и детей, картинки с изображением пейзажей. Очень хорошо использовать плеер с расслабляющей музыкой (можно использовать классику, звуки природы). У ребенка появляется возможность расслабиться. Почувствовать себя защищенным.

В уголке «ряженья» для детей должны быть головные уборы: платки, кепки, шляпа; юбки разной длины; фартуки, халаты, шарфы, ленты, бусы; маски.

В спальне можно оборудовать уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для «ряжения» кукол.

В природном уголке может находиться несколько растений, у которых четко выражены основные части ( стебель, листья) – например, бегония, бальзамин.

Можно поставить аквариум с красивыми неприхотливыми рыбками, клетку с птицей, имеющей яркое оперение; разместить хомяка, морскую свинку или черепаху.

Желательно, чтобы расположение зон способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр (таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).

Динамичность предметной среды

Принцип зонирования не означает, что предметная среда остается неизменной. Зоны могут меняться, объединяться, дополняться. Динамичность среды должна побуждать малышей к преобразованию, к исследованию нового. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны — позволять взрослым и детям видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей малышей и постановки воспитателями новых педагогических задач.

Для этого в группе должны быть легкие материалы и специальные предметы, позволяющие создавать новые зоны и уголки. К ним относятся ширмы, скамейки, мягкие модули, большие куски ткани и т.д. Например, наличие в группе больших модулей из легких материалов позволяет строить в центре комнаты дома, дворцы, лабиринты, пещеры, в которых могут играть все желающие. Эти же модули легко преобразовать в большой общий стол и играть с группой детей. Разворачивающиеся поролоновые маты можно превращать в лодки, корабли, острова.

Элементы каждой зоны (игры, игрушки) также должны периодически меняться. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, стимулирующие двигательную, познавательную активность малышей, развитие их игровой деятельности. Игрушек в каждой зоне не должно быть много, но они должны регулярно обновляться. Так, игрушки для сюжетных игр должны, с одной стороны, побуждать малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов; с другой – среди них должны появляться новые, для того, чтобы игра детей не превращалась в воспроизведение штампов.

Наряду с игрушками для сюжетной игры, необходимо предоставлять детям неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы должны заменяться, чтобы стимулировать развитие воображение детей.

Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами. Главное – чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.

Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей, способствуют развитию у малышей свободы, инициативности, творческого воображения.

Итак, окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста — вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа жизни. При этом в основу берется как ее содержательная, так и эстетическая стороны.

Комфортной средой для маленьких детей выступает такая среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней определенного возрастного контингента малышей.

Начальное зонирование

ЗОНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Хасанова Ляйсан Альфарисовна

студент 3 курса, кафедра психологии БирГСПА, г. Бирск

Батурина Оксана Сергеевна

научный руководитель, канд. психол. наук, доцент БирГСПА, г. Бирск

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает «Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования» [1]. С точки зрения эргономических условий реализации особую важность в целях организации образовательного процесса представляют следующие пункты «Требований …»: 25. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования, 26. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения, 27. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Учебный кабинет начальной школы с позиции ФГОСов представляет собой особую развивающую здоровьесберегающую среду, позволяющую реализовывать ценности, цели и принципы личностно-ориентированного образования. Корректное инженерно-психологическое (эргономическое) проектирование учебного кабинета способствует раскрытию индивидуальности каждого младшего школьника, его творческой реализации, поощряет к развитию у инициативы и самостоятельности, создает возможности для образования на основе личной активности обучающегося.

Оформление школьного кабинета — непростая задача. Кабинет является центром организации урочной и отчасти внеурочной работы школьников. Качество и количество усваиваемой учеником информации напрямую зависит от степени соответствия учебного кабинета современным стандартам. Главная задача инженерно-психологического проектирования — создание и достижение благоприятной комфортной развивающей современной образовательной среды. То есть необходимо организовать учебный кабинет таким образом, чтобы способствовать полной жизни школьнику, в которой учение органично сочетается с игрой. Школа призвана стать вторым домом для ребенка.

Спецификация кабинета начального класса составляется исходя из целей современного начального образования и учитываются следующие аспекты:

  • природосообразность обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядность обучения);
  • создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развите мышления, речи, воображения, формирование коммуникативных, художественных, трудовых и других умений и т.п.);
  • создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования, труда в уголке природы и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.).

Исходя из новых педагогических и санитарно-гигиенических требований, классная ячейка требует совершенно новых площадей, обеспечивающих многообразие форм и видов деятельности.Оперативная смена видов деятельности на учебных занятиях обеспечивается динамическим трансформированием учебного кабинета и/или зонированием пространства учебного помещения, что достигается за счет планировки стандартных парт или модульной мебели. Трансформирование и зонирование учебного помещения отвечают принципам многофункциональности и юзаби́лити. Принцип юзабилити (англ. usability — дословно «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность») предполагает удобство использования учителем и учениками пространства учебного помещения.

Трансформация стандартных парт проводится в соответствии с использованием различных форм работы, либо парты постоянно стоят таким образом, что это позволяет использовать на уроке различные формы работы детей (фронтальную, подгрупповую, парную, индивидуальную и т.п.). Наличие в классном кабинете конторок позволяет школьникам заниматься не только сидя, но и стоя, что способствует снятию статического напряжения, часто присущего гиперактивным детям. Модульная мебель давно применяется в европейских странах и во многих российских школах. Комфортные решения дизайнеров мебели позволяют учащимся заниматься теми же уроками, но с разным уровнем активности и в разных позах.

Зонирование учебного кабинета на рабочие пространстваспособствует развитию личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений достигается за счет создания условий для организации практической деятельности младших школьников (наблюдений, опытов, моделирования, труда в уголке природы и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.).

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [1] позволили нам представить функциональные зоны начальной школы: рабочая зона для учителя, учебная, поисково-исследовательская (естественно-научная лаборатория, мастерские), информационная, игровая и рекреационная зоны, зона для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения.

Наличие оборудованного рабочего места учителя способствует созданию и использованию информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.). Рабочее место учителя в соответствии с «Требованиями …», представленными в ФГОСах нового поколения [1] может быть также использовано для размещения и сохранения материалов образовательного процесса, в том числе — работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов.

Информационная зона в кабинетах начальной школы в соответствии с «Требованиями …» ФГОСов нового поколения [1] должна обеспечить доступ субъектов образовательного процесса (педагогов, обучающихся и их родителей) к учебникам и учебникам с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературе и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания. «Новая школа» нуждается в печатных и электронных образовательных ресурсах (ЭОР), в том числе в электронных образовательных ресурсах, размещенных в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Поисково-исследовательская зона учебного кабинета представляет возможность младшим школьникам проводить эксперименты, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения. ФГОСы нового поколения [1] предполагают необходимость в создании условий для наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений. Данным условиям будет соответствовать также поисково-исследовательская зона.

В учебном кабинете следует предусмотреть место для отдыха учащихся или занятий по интересам во внеурочное время и во время перемен.Зона двигательной активности позволяет сделать ориентацию на игровые методы обучения и обеспечить игры на полу и активные движения, (что так характерно для базового этапа обучения).

В классном кабинете есть зона для учебных занятий, которая представлена не только партами, но и конторками, за которыми ребенок может заниматься стоя, тем самым, снимая статическое напряжение, в качестве зоны отдыха используется просторная игровая комната. В учебной зоне расположены разноуровневые парты, согласно требованиям СанПиНа. Центральная стена учебного кабинета не имеет материалов, отвлекающих внимание школьников и создающих психологический дискомфорт.

Зонирование учебного кабинета способствует адаптации учащегося к условиям обучения, раскрытию и развитию его способностей обучающихся начальных классов, повышению уровня культуры. Материально-техническое состояние и методическая оснащенность данного учебного кабинета, помогает решить проблему обеспечения нового качества образования, создания благоприятной образовательной и здоровьесберегающей среды.

Интерьер аккумулирует духовные идеи и трансформирует их в нравственно-эстетические ценности, разделяемые не только воздействием педагога, но и характером организации внутренней среды класса. В этом смысле он служит средой для формирования у учащихся творчески ориентированного самоутверждающего и мироутверждающего глубинного общения. При этом источником зарождения такого отношения является именно духовно-творческая организация предметной среды учебного кабинета, направленная и обращенная на культивирование культурной и творческой коммуникации у субъекта образовательного процесса, формирование его мировоззренческих позиций, всесторонней образованности.

Таким образом, зонирования учебного кабинета в условиях реализации ФГОСов представляет собой особую развивающую здоровьесберегающую среду, которая позволяет реализовывать ценности, цели и принципы личностно-ориентированного образования. Зонирование учебного кабинета на рабочие пространства способствует развитию личности учащегося на основе освоения способов деятельности, адаптации к условиям обучения, раскрытию и развитию способностей обучающихся начальных классов, повышению их уровня культуры.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приложение «ФГОСТ НОО»: М. Просвещение , 2009. — «Стандарты второго поколения».

12 способов разделить комнату на зоны без особых усилий и участия дизайнеров

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Перегородка

Одним из самых востребованных способов зонирования является перегородка. С ее помощью вы можете обозначить стену, но при этом вам не нужно будет ее воздвигать в комнате. Перегородки бывают самыми разными, начиная от традиционных невысоких, и заканчивая прозрачными, фактурными, раздвижными. Большой плюс этой конструкции в том, что можно подобрать экземпляр для любого стиля интерьера. Что касается минусов, то главный состоит в трудности демонтажа, если перегородка вам надоест.

2. Стеллаж

Более функциональным вариантом является стеллаж. Он будет выполнять не только функцию зонирования помещения, но и послужит отличной системой хранения. Можно выбрать высокую модель, которая будет доходить прямо до потолка, и хранить там нужные вам вещи. Среди них книги, вазы, комнатные цветы, фотографии, награды и так далее. Если вы хотите, чтобы перегородка была лишь условной, подберите небольшой стеллаж. При желании, вы всегда сможете отодвинуть его к стене и снова сделать комнату единым целым.

3. Шторы

Традиционно, шторы используют для зонирования спального места. Этот вариант зонирования популярен в квартирах-студиях. Шторами можно занавесить как кровать, которая располагается в нише, так и отдельно стоящий предмет мебели. Когда к вам будут приходить гости, кровать можно будет зашторить, тем самым, скрывая ее от посторонних глаз. В любое другое время спальное место может быть открытым.

Совет: При планировании зонирования данным способом учитывайте тот факт, что шторы подойдут далеко не для каждого стиля интерьера. Они будут гармонично смотреться в квартире, оформленной в скандинавском или эко-стиле. А вот классика, минимализм и арт-деко не приемлют отделение спального места шторами.

4. Проем

Еще один удачный способ зонирования – это проем. В дальней части комнаты можно расположить мини-библиотеку, домашний офис или сделать место для отдыха. В зависимости от ваших пожеланий, можно оборудовать проем раздвижными дверями или оставить его открытым. Novate.ru советует остановиться на втором варианте, так как в этом случае пространство не будет загромождено, а комната покажется больше, чем она есть на самом деле.

5. Ниша

Если в квартире есть ниша, грех ею не воспользоваться. Чаще всего в этой части комнаты оборудуют спальную зону. Также наличие ниши очень удобно в детской комнате, где оформить еще и рабочее место для ребенка. Для воплощения идей подойдет как готовая конструкция, изначально предусмотренная в квартире, так и сделанная своими руками, при помощи обычной перегородки.

6. Ширмы

Самый практичный способ зонирования пространства – это ширма. Данная конструкция была придумала много столетий назад, и изначально применялись только на востоке. В Европу мода на ширмы пришла лишь в середине XVII века. В то время их использовали в качестве перегородок для переодевания. Сейчас ширма служит отличным вариантом разделения помещения на зоны. Ее главный плюс в том, что она очень мобильная: в любой момент вы можете перенести конструкцию в другое место, не прикладывая для этого особых усилий.

Кстати, если у вас маленькая квартира и мест для хранения катастрофически не хватает, обратите внимание на ширмы с вешалками и крючками, которые можно использовать для размещения одежды. А максимально расширить пространство помогут зеркальные конструкции. Они не только визуально увеличат комнату, но и станут достойным декоративным элементом.

7. Подиум

Если перенести какую-нибудь зону на подиум, она автоматически станет отдельным пространством. Но если вы хотите усилить визуальный эффект, можно дополнить данный способ зонирования перегородкой, шторами либо цветом. Последний вариант подойдет в том случае, если комната у вас оформлена в едином цвете, например, белом, а подиум, с оборудованной на нем зоной, вы сделаете в других тонах.

Чаще всего подиум становится местом расположения спального места (с ящиками и полками для хранения) или рабочей зоны. Но можно пойти и другим путем, разместив там мини-библиотеку, столовую, игровую комнату.

8. Цвет

Дизайнеры часто разделяют зоны разными цветами. Это выглядит очень красиво и практично. Однако, перед тем, как применять данный способ, нужно продумать правильные сочетания оттенков. Лишь в этом случае комната будет гармоничной и стильной.

Если вы не хотите обозначать разными цветами все помещение, оформите обычную акцентную стену в одной из зон. Наиболее актуальным это решение станет для разделения спальни и кухни. Впрочем, такой способ можно использовать и для зонирования гостиной и спального места.

9. Мебель

Во многих однокомнатных квартирах можно увидеть две зоны, разделенные спинкой дивана. Подобный вариант часто применяют в студиях. Однако, это не единственное выгодное решение, если речь идет о зонировании пространства мебелью. Можно пойти и более оригинальным путем.

Например, поставить тумбу для телевизора с кронштейнами посередине комнаты, чтобы экран мог поворачиваться в разные стороны. При этом, диван и кровать будет стоять у противоположных стен друг напротив друга, чтобы телевизор можно было смотреть и в «спальне», и в «гостиной».

Еще один интересный вариант – установить туалетный столик с большим зеркалом, в котором будет отображаться противоположная стена. Таким образом, вы сможете не только создать два отдельные друг от друга зоны, но и зрительно расширить пространство маленькой комнаты.

10. Освещение

Грамотное освещение помогает убить двух зайцев одновременно: обеспечить себе комфортную жизнь и разделить комнату на зоны. Сделать это не так сложно, как кажется. Просто для разных «комнат» нужно подобрать разные светильники. Например, в гостиной поставить торшер, кухню выделить светодиодной лентой, а над обеденной зоной повесить красивую люстру. Точечные светильники, яркость которых можно регулировать, также станут отличными помощниками в вашей миссии.

Еще одно хорошее решение – расположить рядом со спальным местом настольную лампу, а рабочие зоны обозначить при помощи специальных подвесов.

11. Ковер

В большинстве случаев ковер служит для очерчивания зоны гостиной. Его кладут возле дивана и таким образом объединяют место для отдыха в единую композицию. Удачным является решение, когда ковер по оттенкам сочетается с постельным бельем. В этом случае дизайн интерьера остается гармоничным.

12. Разное напольное покрытие

Такое решение дизайнеры часто используют в квартирах-студиях. В этом случае в зоне кухни используют более устойчивое покрытие, например, легкую в уходе плитку, а в спальной зоне применяют ламинат, линолеум или материалы, имитирующие дерево.

Кстати, подобный прием может пригодиться и при оформлении других комнат. Например, в ванной комнате в «мокрой» зоне можно уложить плитку, а остальные квадратные метры заполнить другим напольным покрытием. Что касается мест отдыха (если таковые предусмотрены в вашем санузле), то в них дополнительно можно постелить красивый ковер.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Модное зонирование: 45 решений и 12 способов перепланировки

Планируя устройство дома, нужно разграничить разные по назначению зоны. Это называется «функциональным зонированием» — термин знаком не только профессионалам. Поговорим о приемах: чем делить?

1. Стационарные перегородки

Они основательны, незыблемы. В этом их плюс, но и минус тоже: что-то изменить, избавиться от них сложно. Разделительные перегородки не обязательно должны достигать потолка, простираться от стены до стены или располагаться по прямой линии. Некоторые полагают, что разделение на зоны актуально только в больших помещениях: помогает организовать пространство, чтобы оно не воспринималось как выставочный зал мебельного магазина. Уверяем, в маленьких квартирах зонирование еще более важно. Его задача — рационально использовать площадь, разумно расположить мебель, создать оптимальные маршруты, а главное, сделать так, чтобы несколько человек могли находиться в комнате, заниматься разными делами, при этом чувствовать себя комфортно и не мешать друг другу. В небольших пространствах при разграничении зон нужно действовать особенно деликатно, высокие перегородки здесь не подходят, нужны более тонкие приемы.

2. Раздвижные перегородки

То между комнатами есть стена, то ее нет — довольны и любители открытых пространств, и их оппоненты. Надо понимать, что «подвижные» стены не заменяют настоящих стен, звукоизоляция не та, поэтому отделять домашний кинотеатр ими неразумно. А вот кухню от гостиной — в самый раз. Раздвижные перегородки изготавливают только на заказ, точно под размеры комнаты. Чаще всего в них используется бесцветное матовое стекло. Оно выглядит легким и подходит к любому интерьеру. В перегородке от одной до пяти «створок», которые либо подвешиваются к верхним направляющим рельсам, либо опираются на нижние (у каждой системы свои плюсы и минусы). Похожи на перегородки раздвижные двери, но у них фиксированные размеры, не более двух полотен и только один рельс. Можно сделать так, что двери или перегородки будут «уезжать» в глубь стены. Для этого сооружают фальшстену.

3. Перепад уровня пола

Очень практичный прием зонирования. Потому что в возникающем возвышении (подиуме) можно спрятать то, чего не нужно видеть (от коммуникаций до горнолыжного снаряжения). Чем выше подиум, тем более крупные вещи помещаются внутри. Высоте есть предел, особенно при низких потолках. Но и небольшой подиум ценен: в нем делают выдвижные ящики. Еще подиум исправляет пропорции комнаты: вытянутую визуально укоротит, если устроить его в торце. В квадратной его можно устроить по диагонали.

4. Перепад уровня потолка

Некоторые справедливо считают, что потолок лучше вообще не трогать. И все же. Если высота потолка над нами меняется, возникает ощущение, что мы переходим из одного пространства в другое. К тому же разные функции требуют разной высоты: там, где происходит активное общение, потолки могут быть повыше, там, где спят и отдыхают, — пониже. Однако если архитектор навязывает вам волнообразные уступы неописуемой конфигурации, мотивируя это «образом космической станции», будьте бдительны. Эти навороты увеличивают сроки работ и денежные вложения, а красота их сомнительна.

5. Разные покрытия на стенах

Особенно эффектно, когда покрытия имеют разные фактуры. Например, во всей комнате обои бумажные, а в уютном уголке — бамбуковые. Правда, как сказала архитектор Наталья Астахова, «если просто «встречаются» две фактуры – это не зонирование, это мешанина, нужна и мебель подходящая, и освещение, и пр.». Часто выделяют зону столовой: то каменная кладка на стене, то крупный постер или фотообои. Искусственный камень практичнее натурального, но иногда уж очень ненатурально выглядит. А фотообои лучше не размещать напротив окна: могут бликовать. Разница покрытий создает и оптические эффекты: можно исправить пропорции комнаты.

6. Разные покрытия пола

Самый простой пример: в зоне отдыха с креслами и диванами на пол кладут мягкий ковер. Уютно и удобно: его легко убрать или поменять на новый. А вот «ковер» из художественного паркета или вставка из каменной мозаики, которыми иногда акцентируют место стола, уложены намертво и навечно привязывают вас к данной расстановке мебели. Если любите перемены, подумайте. Любая перебивка пола визуально сокращает пространство. Единое покрытие его увеличивает. С другой стороны, действуют практические резоны: разумно ведь в зоне кухни положить плитку. Компромисс: использовать разные материалы, но близкие по цвету Особая проблема — стыковка материалов.

7. Тканевый занавес

Этот прием зонирования используется нечасто. Почему-то считается, что занавесы и драпировки, тем более если они не на окне, — дамские детали, создающие будуарную атмосферу. Используйте полупрозрачную однотонную светлую ткань, натуральное волокно грубоватой фактуры, а не тафту, — тогда точно не получится будуар. Полупрозрачная ткань примечательна тем, что изолирует, но сохраняет целостность пространства. Не нужно делать занавес стационарным, прибивать намертво. Повесьте ткань на карниз, как штору, расположив его на потолке там, где нужно. Занавес успешно отделяет и спальное место в студии, и рабочий уголок, и гардеробную в спальне. Пожалуй, в последнем случае шелковая тафта будет вполне уместна.

Трудно преодолеть стереотипы и вытащить ее на середину комнаты. Но ведь шкаф или стеллаж, по сути, те же перегородки, только более функциональные — могут что-нибудь хранить. Если стеллаж предполагается поставить параллельно окну, разумнее выбирать сквозную модель, чтобы пропускала свет. Не рекомендуют размещать его прямо напротив входа в комнату: когда взгляд в него упирается, теряется целостность пространства. Для зонирования можно использовать и низкие предметы (пример: тумба с посудой отделяет зону столовой), и даже диваны. А вот особо интересное решение: разделить комнату шкафом-купе, который открывается в обе стороны.

До гениальности простой прием, мобильный и красивый. Ширма появилась в Китае в VI веке и сначала была только бумажной или шелковой. В VIII веке перебралась в Японию и пришлась там как нельзя кстати: зонировала дома. Ширма — предшественница японских раздвижных перегородок. Хорошо сказал об этом предмете художник Сергей Максютин: «Она дает человеку свободу в планировке своего пространства в зависимости от настроения и состояния. Ширма живет движением человека: он может ее переставить, сложить, убрать и даже повесить на стену — каждый раз картина получается совершенно разная».

Это первое, что воспринимает человек, входя в комнату. Чем резче цветовой контраст в разных зонах, тем очевиднее граница между ними (по крайней мере визуально). С другой стороны, слишком откровенный контраст утомляет (одна зона в красном, другая в зеленом). Зонирование цветом требует особой чуткости. И не забудьте, что таким путем можно решить оптические задачи. Теплые красные, терракотовые, коричневые оттенки как будто приближают предметы, делают их тяжелее, а дом — уютнее; светлые холодные тона предметы отдаляют.

11. Второй уровень

Ценность квартиры определяет не площадь, а объем. Высокие потолки открывают огромные ресурсы — пространственный клондайк. Пятидесятиметровая студия обрела дополнительные метры за счет антресолей над ванной и прихожей: пятиметровые потолки легко позволили это сделать. Чаще всего на антресолях располагается спальное место. Не надо затаскивать туда кровать, устройте спальню в духе японского минимализма: футон на грубых досках деревянного настила. Спальню на антресолях можно сделать и при гораздо меньшей высоте. Не обязательно, чтобы там можно было стоять в полный рост. Особенно такое зонирование понравится детям. Если, конечно, вам повезло с высотой потолка.

Неинтересно и неправильно, когда во всем помещении ровное монотонное освещение. И не нужно стремиться к яркости, излишне яркий свет так же утомителен, как тусклый. В комнате должны быть более cветлые и более темные зоны, свет немыслим без тени. Интенсивность освещения зоны зависит от функции. Еще важно знать, что свет может быть теплым и холодным — в зависимости от источника света он имеет голубоватый, нейтральный белый или желтоватый оттенок. Этим интересно воспользоваться при зонировании, однако «свобода творчества» у вас ограничена. Приглушенный желтоватый свет комфортен для отдыха, но не подходит для работы, в этом случае уместнее белый или голубой, который, в свою очередь, не годится для столовой. Неплохо помнить, что голубоватое свечение сделает более яркими оттенки синего в интерьере, при желтом увеличивается яркость красных и желтых. Чтобы мы чувствовали себя комфортно, вокруг нас должны быть цветовые пятна. Особо подсветите то, что вы считаете достойным, будь то интересный цветной стеллаж, мозаичное панно или картина на стене.

Ссылка на основную публикацию