Классификация земляных работ и типология сооружений

Разновидности и классификация земляных работ

Главная / Статьи / Разновидности и классификация земляных работ

Значение земляных работ в строительстве сложно переоценить, ведь без их выполнения невозможно приступать к возведению зданий, ремонту дорог, различных архитектурных и инженерных сооружений. От их качества и уровня подготовки строительной площадки во многом зависит срок службы строений. Добросовестно выполненные земляные работы в Красноярске – это гарантия отсутствия проблем в процессе эксплуатации зданий, дорог, дамб, вышек для связи и телевидения, дымовых труб и других инженерных сооружений различного назначения.

Разновидности земляных работ в строительстве

Земляные работы обеспечивают подготовку площадки к заливке или укладке фундамента и дальнейшему строительству. Но чтобы получить хороший результат, рытье траншей, котлованов, ям для фундаментов, столбов, водопроводных, газовых труб и кабелей должно осуществляться в строгом соответствии с проектной документацией. После завершения строительства обязательно производится вывоз грунта, очистка площадок от мусора и их благоустройство.

Сегодня рытье траншей экскаваторомдля фундаментов и прокладки коммуникаций пользуется очень большим спросом. Однако не стоит забывать, что к земляным работам также относятся такие мероприятия:

  • Возведение насыпей;
  • Очистка водоемов;
  • Укрепление дамб и берегов;
  • Корчевание деревьев и пней;
  • Планирование участков в дорожном строительстве;
  • Засыпка площадок и заболоченных участков;
  • Уплотнение, выемка, вывоз грунта и многие другие.

Все работы выполняются с применением различной спецтехники, например, рытье траншей производится экскаватором, разравнивание площадок – бульдозерами, работы по очистке водоемов выполняются с использованием илососов, а для бурения ям применяют ямобуры.

Классификация земляных работ

Кроме рытья траншей экскаватором существует множество земляных сооружений, которые возводятся на разных объектах. Для удобства все они классифицируются по нескольким признакам:

  • Характеру выполняемых работ;
  • Времени эксплуатации земляных сооружений;
  • Сложности профиля объектов.

По характеру земляных работ все объекты разделяются на такие виды:

  • Насыпные – насыпи, холмы, ветрозащитные барьеры, валы для высадки зеленых насаждений;
  • Выполняемые путем выемки грунта – дренажные канавы, сливные ямы, котлованы, траншеи, рвы, скважины.

В зависимости от времени эксплуатации объекты классифицируются таким образом:

  • Временные – траншеи, скважины, котлованы и другие сооружения, которые «исчезают» после завершения строительства;
  • Постоянные – дороги, насыпи, поля для гольфа, сооружения для ландшафтного дизайна и другие объекты, которые выполняют свои функции постоянно;
  • Вспомогательные – кюветы, канавы для водоотведения, пандусы и другие объекты, которые могут быть после выполнения своих функций ликвидированы либо оставлены.

Классификация по сложности профиля – поперечного сечения земляного сооружения, напрямую зависит от того, как долго оно должно существовать. К земляным сооружениям относятся котлованы, шурфы, насыпи, траншеи, кавальеры, пазухи, откосы и резервы – все они отличаются формой сечения профиля и размерами. Как правило, временные объекты имеют более простой профиль, а объекты с длительным сроком эксплуатации имеют более сложное сечение.

Если вы ищете для выполнения земляных работ в Красноярске надежную компанию, которой под силу оперативное и качественное выполнение задач любых объемов и сложности, компания «Мегаполис» станет вашим надежным партнером!

ООО “Строительный холдинг Мегаполис”

660056, г. Красноярск, ул. Иртышская 2А

Маркетинговое агентство «Инженеры продаж» осуществляет SEO-продвижение и техническое обслуживание сайта: megapolis124.ru.
Если Вы заметили ошибки в работе или опечатку на сайте, напишите на почту servicedesk@marketolog.sale

© 2012 – 2020 «Все права защищены» 18+

* – Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от Компании «Мегаполис» Оставление заявки Вас ни к чему не обязывает

Получить консультацию

* – Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от Компании «Мегаполис» Оставление заявки Вас ни к чему не обязывает

Отправьте отзыв

* – Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от Компании «Мегаполис» Оставление заявки Вас ни к чему не обязывает

Получить консультацию

* – Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от Компании «Мегаполис» Оставление заявки Вас ни к чему не обязывает

Получить консультацию

* – Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от Компании «Мегаполис» Оставление заявки Вас ни к чему не обязывает

Получить консультацию

* – Отправляя заявку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от Компании «Мегаполис» Оставление заявки Вас ни к чему не обязывает

Характеристики и виды земляных сооружений

Земляные работы

Компании, занимающиеся производством различных видов земляных работ

Продажа землеройной
техники

Предложения по продаже
землеройной техники

Аренда землеройной
техники

Предложения по аренде
землеройной техники

Подготовительные работы: отвод поверхностных вод от территории строительной площадки, понижение уровня грунтовых вод ниже проектной отметки дна котлована. При этом объем работ может быть значительным и величина его зависит от параметров сооружения. Кроме того, скальные, прочные и мерзлые грунты предварительно разрыхляют специальными механизмами.

Подготовительные работы выполняются с целью повышения производительности землеройной и транспортной техники и создания благоприятных условий для рабочих при выполнении основных работ.

Основная работа состоит из следующих процессов: разработки, перемещения и укладки грунта. Проведение землеройных работ, как правило, осуществляется землеройными машинами и механизмами – экскаваторами или землеройно-транспортными – бульдозерами, скреперами, грейдерами. Перемещение грунта на большие расстояния производится автомобильным транспортом, на небольшие – землеройно-транспортными машинами и механизмами. Укладка грунта может быть выполнена с применением вышеперечисленной техники с уплотнением его и созданием проектных параметров земляного сооружения.

Выполняются также вспомогательные работы:

  • установка и разборка креплений вертикальных откосов выемки или насыпи,
  • откачивание воды из выемки (водоотлив),
  • выравнивание откосов, уплотнение грунта и т.п.

Перечисленный комплекс процессов обладает значительной трудоемкостью и стоимостью. Так, например, в промышленном строительстве землеройные работы составляют около 15% общей стоимости возводимого объекта и около 20% трудоемкости от общего объема работ. Сокращение объемов работ при планировке площадки достигается соблюдением нулевого баланса земляных масс, когда грунт из выемок полностью укладывается в полезные насыпи.

Кроме того, при проведении землеройных работ применяют наиболее эффективные по стоимости и трудоемкости методы производства и механизацию. Для этого необходимо прежде всего выбрать прогрессивную технологию с применением комплекта машин, механизмов и транспорта.

Проведение землеройных работ обычно осуществляется механизированным способом, однако при малых объемах, в стесненных условиях, где невозможно применение средств механизации, применяют ручной труд. Производительность ручного труда в 20-30 раз ниже механизированного, поэтому применение его должно быть обосновано.

Земляные сооружения – это инженерные сооружения, которые устраиваются в грунтовом массиве или возводятся из грунта на поверхности.

Классификация земляных сооружений

По сроку службы (продолжительности использования) – постоянные и временные. Постоянные сооружения – это составные элементы строящихся объектов и предназначены для нормальной их эксплуатации. К числу таких сооружений относятся каналы, выемки и насыпи автомобильных и железных дорог, дамбы гидротехнических сооружений, скважины для снабжения водой и т. п. Временные сооружения устраиваются при возведении заглубленной части зданий и сооружений, инженерных сетей. После этого они частично или полностью ликвидируются (рис.1)

По назначению – основные, вспомогательные и защитные. Комплекс этих сооружений наиболее характерен и необходим при строительстве и эксплуатации автомобильных и железных дорог, проезжая часть которых располагается в выемке или на насыпи. Так, в соответствии с рис. 2 к основным сооружениям относится дорожное полотно к защитным – нагорная канава, кавальер забанкетная канава банкет, берма и кювет, к вспомогательным – отвал и резерв грунта для ремонтно-восстановительных работ.

Виды временных земляных сооружений

Рис. 1. Виды временных земляных сооружений

а – траншея под ленточные фундаменты;
б – траншея под трубопровод;
1 – обратная засыпка; 2 – фундамент;: 3 – трубопровод

В строительной терминологии часто применяются понятия “траншея„ и “котлован”. Если длина выемки больше ее ширины не менее, чем в 10 раз, – это траншея, если эта пропорция не сохраняется – котлован. Как правило, траншеи устраивают для прокладки инженерных коммуникаций – канализации, водоснабжения, отопления и т.п. Котлованы разрабатывают для заглубленной части сооружений – фундаментов, подвальных и полуподвальных этажей, технических помещений и т.п.

Типология сооружений

К сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда (шахты, нефтяные скважины, дороги, плотины, эстакады и т. д.), или для осуществления различных непроизводственных функций (сооружения городского благоустройства).

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

нефтяная скважина включает в себя вышку и обсадные трубы;

плотина включает в себя тело плотины, фильтры и дренажи, шпунты и цементационные завесы, водоспуски и водосливы с металлическими конструкциями, крепления откосов, автодороги по телу плотины, мостики, площадки, ограждения и др.;

эстакада включает в себя фундамент, опоры, пролетные строения, настил, пути по эстакаде, ограждения;

мост включает в себя пролетное строение, опоры, мостовое полотно;

автомобильная дорога в установленных границах включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т. п.), другие относящиеся к дороге сооружения – ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров.

К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие, как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи и др.

1. Функциональное назначение – коммуникационные, транспортные, водоканализационные, устройства для размещения технического оборудования, прочие сооружения.

2. Вид строительного материала – земляные и деревянные, каменные и кирпичные, металлические, железобетонные.

3. Капитальность – прочные, особо прочные, вековой прочности.

4. Срок службы – 8-15, 20-30, 40-75, 100-200 лет.

Сооружения – металлические конструкции.

– мачты из черных металлов (радиобашни, радиомачты);

– конструкции сборные для промышленности и с/х (сливные эстакады, шахты лифтов доменных цехов, втяжные трубы;

– емкости для сжатого или сжиженного газа из черного металла и аллюминия;

– цистерны (баки), резервуары

Сооружения топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических производств (парогазовая установка, воздушная линия электропередач, тепловая сеть, нефтяная скважина, газопровод).

Сооружения угольной и сланцевой добывающей промышленности (шахты – угольная, сланцевая, гидрошахта, угольный разрез).

Сооружения для добычи и производства черных и цветных металлов (рудник, доменная и мартеновская печь).

Сооружения машиностроительного производства: судостроительной промышленности (доки, подводные стены, достроечная и судоремонтная набережная).

Сооружения лесной промышленности (бревноспуск).

Сооружения для мукомольно-крупяного и комбикормового производств (элеватор, зерносушилки, зернохранилище).

Сооружения для с/х производства:

– для животноводства (площадка для откорма скота, летний лагерь для КРС);

– ирригационных и мелиоративных систем (оросительные системы, коллектор, селевые русла, дамбы, шахтный колодец);

– по воспроизводству рыбы (рыбоводные хозяйства, рыбопитомник).

Сооружения для строительной индустрии, транспорта и связи:

– железнодорожного транспорта – железные дороги, подъездной путь, платформа, диспетчерская;

– специализированного водного транспорта (причал, шлюзы, пристань, акватории портов, маяки, пирсы, порты-убежища);

– дорожного транспорта (автомобильная дорога (тип покрытия), мосты (железнодорожный, автодорожный, комбинированный, пешеходный), тоннели (железнодорожный, автодорожный, комбинированный, пешеходный);

– городского электрического транспорта (линии – трамвайные, троллейбусные, метрополитена, метрополитен (комплекс), канатная дорога);

– воздушного транспорта (взлетно-посадочная полоса, радиолокатор, аэродром, космодром);

– магистрального трубопроводного транспорта (линия кабельной связи, магистральный трубопровод);

– связи (различные линии связи).

Сооружения жилищно-коммунального хозяйства – дороги и улицы общегородского значения, районного значения и местного значения, внутрихозяйственные дороги, берегоукрепление, набережная, плотина, канализация).

Сооружения по охране окружающей среды и рациональному природопользованию (различные очистные сооружения, мусоросборник, противооползневые сооружения, по охране атмосферного воздуха).

Спортивные сооружения (бассейн крытый и открытый, велодром, велотрек, катки с искусственным льдом крытый и открытый, поле стрельбы из лука, футбольное поле, трибуна стадиона, стрельбище, тир).

Сооружения культуры и отдыха (зоопарк, вольеры, клетки, террариумы, аквариумы, летний театр и кинотеатр, киноплощадка, эстрада).

Типология частных сооружений.

По значению для народного хозяйства и культурной жизни страны, а также административному подчинению, автомобильные дороги могут быть разделены на следующие группы:

1. Магистральные дороги общегосударственного значения, предназначенные для автомобильных сообщений на большие расстояния между крупными административными промышленными и культурными центрами России и важнейшими экономическими районами государства.

2. Магистральные дороги республиканского значения для дальних автомобильных сообщений между областями, республиками и центрами республиканского значения.

3. Дороги областного значения, обслуживающие связи районов и крупных предприятий с областными и краевыми центрами и станциями железных и пристанями.

4. Дороги районного значения для связи между районными центрами, населенными пунктами и крупными местными промышленными предприятиями, с/х организациями.

5. Курортные дороги преимущественно для пассажирских сообщений в курортных городах, районах.

6. Городские дороги и дороги населенных пунктов, обслуживающие внутренние пассажирские и грузовые перевозки.

7. Дороги отдельных с/х организаций, предприятий лесного хозяйства, промышленных предприятий, предназначенные для внутрихозяйственных перевозок или служащие подъездами от этих предприятий к общей дорожной сети.

В зависимости от назначения и территориального расположения различают:

магистральный трубопроводный транспорт;

распределительный трубопроводный транспорт.

Магистральный трубопровод – трубопровод, предназначенный для транспортировки продукции от мест ее выхода до мест переработки и отгрузки, с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узами подключения компрессорных и насосных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для отвода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска или продувки газопровода.

Распределительный трубопровод – трубопровод, обеспечивающий подачу продукции от распределительных станций магистральных трубопроводов или других источников до трубопроводов-вводов или организаций-потребителей.

По объектам транспортировки магистральные трубопроводы делятся на:

нефтепроводы (транспортировка нефти от месторождений и последующей закачки в хранилища, транспортировка нефти к терминалам в портах погрузки, транспортировка нефти для переработки);

газопроводы (транспортировка газа).

По способам прокладки магистральные трубопроводы представлены:

трубопроводы с подводными переходами.

Дата публикования: 2014-11-29 ; Прочитано: 2093 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Инженерное обустройство территории. Часть II (А. П. Бажанов, 2012)

Учебное пособие содержит сведения об основных видах инженерных сооружений, связанных с использованием земли. Рассмотрены элементы автомобильной дороги и комплекс инженерных сооружений и устройств, предназначенных для улучшения условий жизни в сельской местности.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1 КЛАССИФИКАЦИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ
  • 2 ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инженерное обустройство территории. Часть II (А. П. Бажанов, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 КЛАССИФИКАЦИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Все построенное человеком в процессе его трудовой деятельности для обеспечения материальных и духовных потребностей общества и личности называется сооружениями.

Особое место среди разнообразных сооружений занимают здания – надземные сооружения, имеющие внутренний объем, предназначенный и приспособленный для всевозможной деятельности человека. Все прочие сооружения (надземные, подземные, надводные и подводные) называются инженерными.

Инженерные здания и сооружения могут классифицироваться по различным признакам.

По функциональному назначению – на промышленные, гражданские, сельскохозяйственные, гидротехнические, транспортные.

К промышленным инженерным сооружениям относятся заводы, фабрики, предприятия топливно-энергетического комплекса.

Гражданские (общественные) сооружения – это жилые дома, здания культурно-бытового назначения, административные здания.

Сельскохозяйственные здания и сооружения – это элеваторы, животноводческие и птицеводческие комплексы, сооружения для ремонта и хранения техники и переработки сельскохозяйственной продукции.

Гидротехнические сооружения – это плотины, каналы, трубопроводы, водозаборы, насосные станции, порты.

К транспортным сооружениям относятся железные и автомобильные дороги, мосты, судоходные каналы, линии электропередач, аэропорты.

Это деление в некоторых случаях условно, так как одно и то же сооружение может быть отнесено как к одной, так и к другой группе. Например, судоходные каналы и шлюзы отнесены к транспортным сооружениям по своему назначению, вместе с тем они являются гидротехническими сооружениями, поскольку связаны с использованием воды.

Кроме того, ряд инженерных сооружений вообще не подходит ни под одну из названных категорий.

В зависимости от материалов, из которых они возведены, их подразделяют на металлические, железобетонные, бетонные, кирпичные, деревянные, грунтовые и др.

В зависимости от положения относительно уровня поверхности земли или воды инженерные сооружения делятся на надземные, подземные, надводные, подводные, периодически затопляемые.

В зависимости от срока службы классифицируют на временные и постоянные.

Постоянные сооружения возводятся на длительный срок эксплуатации. Например, железные дороги, заводы, фабрики, электростанции.

Временные сооружения строятся на вполне определенный небольшой период, это, например, подсобные помещения строительных площадок.

В зависимости от геометрической формы в плане – на линейные и площадные.

К линейным сооружениям относятся дороги, линии электропередач, трубопроводы, каналы, линии связи.

К площадным относятся узлы гидротехнических сооружений, комплексы промышленных сооружений и населенных мест, аэропорты.

Строящееся сооружение должно отвечать назначению, обеспечивать проектные условия эксплуатации, быть долговечным, соответствовать современным эстетическим и архитектурным требованиям, строиться в установленные сроки, при минимуме затрат труда и материальных средств.

Все возводимые здания и сооружения непосредственно взаимодействуют со многими элементами природной среды. Для обеспечения этого взаимодействия приходится в той или иной мере прибегать к нарушению сложившейся природной обстановки.

При возведении подземной части зданий и сооружений в первую очередь нарушаются природные условия, поэтому при проектировании зданий и сооружений, а также методов их возведения необходимо прогнозировать возможные изменения окружающей природной среды и разрабатывать необходимые меры защиты и сохранения природы.

Площади земельных участков, занимаемые инженерными сооружениями, должны быть минимальными. Земельные участки, временно занимаемые на период строительства, после его завершения должны быть приведены в состояние, соответствующее требованиям основных положений по восстановлению земель, нарушенных при проведении строительных работ.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1 КЛАССИФИКАЦИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ
  • 2 ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инженерное обустройство территории. Часть II (А. П. Бажанов, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Виды земляных сооружений. Классификация грунтов.

Конспект лекций

по дисциплине «Технология и организация строительного производства»

Для специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

На тему: «Земляные работы»

Тема : Земляные работы.

Виды земляных сооружений. Классификация грунтов.

Водопонижение и водоотвод на строительной площадке.

Искусственное закрепление грунтов.

Крепление стенок котлованов и траншей.

Разработка грунтов одноковшовыми экскаваторами.

Разработка грунтов землеройно-транспортными машинами.

Закрытые способы разработки грунтов.

Разработка грунта в зимних условиях.

Виды земляных сооружений. Классификация грунтов.

При строительстве любого здания или сооружения, прокладке инженерных коммуникаций и т.д. ведутся земляные работы: при устройстве траншей и котлованов, при возведении земляного полотна дорог, планировке площадок. Земляные работы делятся на вскрышные, транспортирование грунта, планировка, рыхление грунта, засыпка пазух и устройство насыпей. Земляные работы самые трудоемкие. Выполняются вручную или механизированным способом.

Земляные сооружения делятся в зависимости от сроков эксплуатации на постоянные и временные.

Постоянные – дорожное полотно, плотины, дамбы, каналы, и т.д.

Временные – котлованы, траншеи, для коммуникаций и фундаментов зданий.

Траншеи – земляные сооружения, у которых длина больше ширины.

Котлован – земляные сооружения, у которых длина примерно равна ширине.

Насыпь – сооружение из насыпного и уплотненного грунта.

Резерв – место, для разработки грунта вне стройплощадки.

Отвал – место отсыпки излишнего грунта.

Кавальер – насыпь из лишнего грунта правильной формы.

Грунты- горные породы, залегающие в верхних слоях земной коры. Грунты делятся на :

1) скальные – залегающие в виде сплошного массива (частицы грунта жестко связаны между собой) – гранит, кварцит, известняк и т.д.

2) крупнообломочные –несвязные обломки горных пород с преобладанием частиц размером более 2мм.

3)песчаные – из частиц крупностью0,1…2мм.

4)глинистые – из очень мелких частиц, имеющих в основном чешуйчатую форму.

Глинистые грунты делятся на супеси (3 -10%), суглинки (10 – 30%), глины (более 30% глинистых частиц).

В зависимости от трудности разработки все грунты делятся на:

  1. для экскаваторов на 6 групп,
  2. для бульдозеров и скреперов на 3 группы

деление грунтов дано в ЕНиР.

При ручной разработке грунты делятся на 11 групп.

1 – грунты разрабатываемые лопатами.

2 – грунты разрабатываемые лопатами с частичным применением кирок

3 – грунты разрабатываемые кирками и лопатами.

4 – грунты разрабатываемые клиньями, молотами и отбойными молотками.

5 – 11 группы – грунты разрабатываемые только взрывным способом.

При разработке грунт увеличивается в объеме. Увеличение характеризуется коэффициентом разрыхления, который равен отношению объема грунта после разработки к объему грунта в естественном состоянии. КР = 8 – 50 %

Отсыпанный в насыпь грунт имеет способность уплотняться, но даже в этом случае остаются излишки грунта. Это явление характеризуется коэффициентом остаточного разрыхления.

Для песчаных грунтов КР = 1,08- 1,17., Кор = 1, 01 – 1, 025

Для суглинистых грунтов – КР = 1,14- 1,28., Кор = 1, 015 – 1, 05

Для глинистых грунтов – КР = 1,015- 1,05., Кор = 1, 04 – 1, 09

2. Водопонижение и водоотвод на строительной площадке.

До начала земляных работ выполняются подготовительные работы, к которым относятся: разборка существующих строений с предварительным отключением от всех систем (тепло, газ и т.д.), освобождение территории от пней, кустарников, деревьев, крупных камней, устройство временных дорог, временных сооружений и коммуникаций, ограждение стройплощадки, устройство обноски.

Перед началом строительства любая площадка должна быть спланирована с таким расчетом, чтобы произвести отвод поверхностных вод ( ливневые и талые). При пересеченной местности для отвода вод устраивают водоотводные канавы с уклоном i =>0,003 для предотвращения заиливания.

При высоком уровне грунтовых вод ( выше глубины заложения фундамента) производят осушение стройплощадки.

  1. устройством открытых дренажей.

Открытый дренаж представляет собой траншею, размеры которой зависят от уровня грунтовых вод.

Эти траншеи отрывают по периметру строительной площадки с уклоном по дну i =>0,001 –0,002.

Открытый дренаж – временное сооружение, используемое на период строительства здания. Допускается укладка по дну железобетонных лотков.

2. устройством закрытых дренажей.

Закрытый дренаж представляет собой траншею, глубиной, ниже глубины заложения фундамента, в которой укладывают послойно – щебень крупностью более 50 мм, мелкий щебень крупностью 6- 8 мм, слой крупнозернистого песка, слой мха, дерна и т.д. закрытый дренаж является долговременным сооружением и остается на весь срок эксплуатации здания. В настоящее время в качестве водоотводящего слоя используются асбестоцементные, керамические или ж/б трубы.

Иглофильтровый способискусственного понижения УГВ основан на использовании иглофильтровых установок, состоящих из стальных труб с фильтрующим звеном в нижней части (иглофильтр), водосбор­ного коллектора на поверхности земли и самовсасывающего вихревого насоса с электродвигателем. Стальные трубы погружают в обводнен­ный грунт по периметру котлована или вдоль траншеи.

Иглофильтр состоит из двух частей: фильтрующего звена и надфильтровой трубы (диаметр иглофильтра 40. 50 мм). Фильтрующее звено в свою очередь состоит из внутренней глухой и наружной пер­форированной труб. Эта труба с наружной стороны обмотана проволо­кой, усилена фильтрационной и защитной сетками; снизу труба закан­чивается фрезерным наконечником, внутри которого размещены шаро­вой и кольцевой клапаны (рис. 2.3.-2.5).

Рис. 2.3. Схема работы иглофильтровой установки:

а – общий вид; б – период погружения иглофильтрового звена в грунт; в – период водопониже­ния; г – эжекторный иглофильтр; 1 – гибкий шланг; 2 – надфильтровая труба; 3 – иглофильтровое звено; 4 – внутренняя труба; 5 – наружная перфорированная труба; 6 – спиральная обмотка; 7 -фильтрационная сетка; 8 – стальная защитная сетка, 9 – кольцевой клапан; 10 – шаровой клапан; 11 – ограничитель; 12 – зубчатый наконечник; 13 – песчано-гравийная смесь; 14 – наружная труба эжектора; 15 – насадка эжектора; 16 – суженный участок трубы; 17 – зона разрежения

Для опускания иглофильтра в рабочее положение при сложных грунтах применяют пробуривание скважин, в которые и опускаются иглофильтры (при глубинах до 6. 9 м). В песках и супесчаных грунтах иглофильтры погружают гидравлическим способом (рис. 2.3, б), путем подмыва грунта под фрезерным наконечником водой с напором до 0,3 МПа. Поступая в верхнюю часть наконечника, вода опускает шаровой клапан, поступает под давлением к низу наконечника, размывает окру­жающий грунт, в том числе и по периметру трубы. Под действием собственной массы иглофильтр погружается в грунт, кольцевой клапан в процессе погружения трубы закрывает пространство между наруж­ной и внутренней трубами. После погружения иглофильтра на рабо­чую глубину полое пространство вокруг трубы частично заполняется просевшим грунтом, частично засыпается крупнозернистым песком или гравием.

При включении всей системы на режим откачки воды (рис. 2.3, в), шаровые клапаны иглофильтров вследствие ползучести и под влиянием вакуума поднимаются вверх и закрывают отверстие, одно­временно кольцевой клапан опускается, открывая путь грунтовой воде через ячейки сеток в пространство между трубами и далее во внутреннюю трубу.

Иглофильтры позволяют при одноярусном расположении понизить уровень грунтовых вод на 4. 5 м, при двухъярусном – на 7. 9 м. Игло­фильтры располагают на расстоянии 0,5 м от бровки котлована или траншеи. Узкие траншеи глубиной до 4,5 м и шириной до 4 м осуша­ют одним рядом иглофильтров, при большей ширине и глубине – дву­мя рядами.

Расстояние в ряду между иглофильтрами назначают в зависимости от свойств грунта и глубины понижения уровня грунтовых вод. Для среднезернистых грунтов при

Рис. 2.4. Водопонижение иглофильтровой установкой: а – схема установки; 6 – иглофильтр при гидроподмыве; в – то же, при откачке воды; 1- внут­ренняя труба; 2- внешняя труба; 3 – фильтрующая сетка; 4 – кольцевой клапан; 5 – седло; 6 -шаровой клапан; 7 – ограничитель; 8 – наконечниккоэффициенте фильтрации 2. 60 м/сут расстояние принимают в пределах 1. 1,5 м, в сильно фильтрующих крупнопесчаных и песчано-гравелистых грунтах расстояние сокращают до 0,75 м. Иглофильтровая установка состоит из ряда иглофильтров, погру­жаемых в грунт по периметру будущего котлована, по одной или двум сторонам траншеи. На поверхности земли иглофильтры присоединяют водосборным коллектором к насосной установке. При работе насосов в режиме откачки воды благодаря дренирующим свойствам грунта уровень воды в иглофильтре и окружающих грунтовых слоях понижа­ется, что приводит к образованию нового УГВ, который называется депрессионной кривой. Вакуумный способ водопонижения основан на использовании эжекторных водопонизительных установок. Эти установки используют для понижения уровня грунтовых вод в мелкозернистых грунтах (мел­козернистые и пылеватые пески, супеси, илистые и лессовые грунты с коэффициентом фильтрации 0,02. 1 м/сут), в которых применять лег­кие иглофильтровые установки нецелесообразно. При работе вакуум­ных водопонизительных установок вакуум возникает в зоне эжекторного иглофильтра (рис. 2.3, г). Эжекторная установка применима для понижения уровня грун­товых вод одним

ярусом до глубины 15. 20 м; оптимальные усло­вия для работы эжектора – 8. 18 м. Фильтровое звено эжектора ре­шено по принципу легкого иглофильтра, а надфильтровое звено со­стоит из наружной и внутренних труб с эжекторной насадкой. По­гружение в грунт колонки надфильтровых труб осуществляется, как и у иглофильтра, гидравлическим способом, грунт размывается, тру­ба опускается под действием силы тяжести. Когда колонка опусти­лась до необходимого уровня во внутрь ее опускают внутреннюю трубу с эжектором.

В рабочий период к насадке эжектора подается рабочая вода с по­верхности под давлением 0,75. 0,8 МПа в кольцевое пространство ме­жду внутренними и наружными трубами. Выходя из эжекторной насадки, струя этой воды создает разряжение в окружающем кольцевом пространстве и подсасывает воду из основной рабочей трубы. В ре­зультате резкого изменения скорости движения рабочей воды в насад­ке создается разрежение и тем самым обеспечивается подсос грунто­вой воды. Грунтовая вода, смешиваясь с рабочей, поступает по трубе наверх под действием всасывающего насоса в циркуляционный резер­вуар. Откаченная из грунта вода отводится из водосборного резервуа­ра самотечным трубопроводом за пределы котлована или строитель­ной площадки.

Явление электроосмоса используют для расширения области при­менения иглофильтровых установок в грунтах с коэффициентом фильтрации менее 0,05 м/сут. В этом случае наряду с иглофильтрами в грунт на расстоянии 0,5. 1 м от иглофильтров со стороны котлована погружают стальные трубы или стержни на глубину, идентичную по­гружению иглофильтров. Иглофильтры подключают к отрицательному (катод), а трубы или стержни – к положительному полюсу источника постоянного тока (анод) (рис. 2.5. б).

УГВ

УГВ

Электроды размещают относительно друг друга в шахматном по­рядке. Шаг, или расстояние анодов и катодов в своем ряду принимают одинаковым в пределах 0,75. 1,5 м. В качестве источника электропитания применяют сварочные аппараты или передвижные преобразова­тели электрического тока. Мощность генератора постоянного тока оп­ределяют из необходимой силы тока 0,5. 1 А на 1 м 2 площади элек­троосмотической завесы при напряжении в цепи 30. 60 В. Под дейст­вием силы электрического тока вода, содержащаяся в порах грунта, освобождается и перемещается по направлению к

Рис. 2.5. Схемы иглофильтровых установок с вакуумным (а) и электроосмотическим

1 – вакуум-насос; 2 – депрессионная кривая после понижения уровня воды иглофильтром; 3 -фильтрующее звено; 4 – центробежный насос; 5 – стальная труба (анод); 6 – иглофильтр (катод); 7 – депрессионная кривая после электроосушения

иглофильтрам, бла­годаря электроосмосу коэффициент фильтрации грунта возрастает- в 5. 25 раз.

Применение каждого из описанных методов понижения уровня грунтовых вод зависит от мощности водоносного слоя, коэффициента фильтрации грунта, параметров земляного сооружения и строительной площадки. Решение о выборе метода должно быть также обосновано и с позиций охраны окружающей среды и экологической безопасности возводимого объекта.

Использование установок для искусственного водопонижения вы­зывает необходимость решения задач экологического характера. В первую очередь – это необходимость применения экологически чистых технологий, которые не допускали бы загрязнения подземных вод, попадания в них вредных примесей.

Нередко при интенсивной откачке грунтовых вод в районе строи­тельства нарушаются гидрогеологические условия, взаимосвязь подземных вод с поверхностными, в результате чего могут произойти на­рушения действующих водозаборных систем, осушение родников и т. д. Продолжительные откачки грунтовых вод особо опасны на за­строенных городских территориях, так как они могут вызвать оседание земной поверхности, деформации зданий и сооружений, смещение осей инженерных сетей. Поэтому выбор способов защиты земляных сооружений от воздействия подземных вод должен сопровождаться анализом и разработкой соответствующих природоохранных меро­приятий.

Создание искусственных противофильтрационных завес и экранов. Для ограждения котлованов, траншей, подземных выработок и за­щиты проводимых в них строительных работ от поступления грунто­вых вод в зависимости от физико-механических свойств грунта, его состояния, мощности водоносных слоев существуют следующие спо­собы закрепления грунта: замораживание, инъецирование в грунт рас-творов-отвердителей, создание тиксотропных противофильтрационных экранов и завес, устройство шпунтовых ограждений.

В сильно водонасыщенных грунтах (плывунах) при разработке глу­боких выемок, подземных сооружений создаются противофильтрационные завесы при помощи естественного или искусственного замора­живания грунтов.

Для опускания иглофильтра в рабочее положение при сложных грунтах применяют пробуривание скважин, в которые и опускаются иглофильтры (при глубинах до 6. 9 м). В песках и супесчаных грунтах иглофильтры погружают гидравлическим способом (рис. 2.3, б), путем подмыва грунта под фрезерным наконечником водой с напором до 0,3 МПа. Поступая в верхнюю часть наконечника, вода опускает шаровой

4.Электроосушение – основано на явлении электроосмоса. Суть- при кратковременном действии постоянного тока во влажных глинистых грунтах возникает движение паровой воды от анода(+ ) –к катоду(-).

По периметру котлована устраивают две взаимно параллельные сети электродов.

1)- иглофильтры объединенные сверху металлическим проводником в сеть электродов – катодов. Иглофильтры устанавливают по периметру котлована в удалении от бровки выемки на 1 – 1,5 метра. Расстояние между иглофильтрами определяется расчетом и зависит от интенсивности притока воды, свойств грунта и требуемой глубины погружения (в среднем 1,5метра).

2)– из стержней погружаемых в грунт в шахматном порядке с внутренней стороны на расстоянии от линии иглофильтров около 0,8 метров. Их тоже объединяют в сеть электродов – анодов. Ток вызывает движение воды от стержней к иглофильтрам, где скапливающуюся воду откачивают. Под влиянием этой миграции приток воды в котлован прекращается.

Техника безопасности- ремонтные работы осуществляются после выключения тока. Для перехода через линию электродов должны быть устроены перекрывающие их мостики и деревянные настилы.

Виды земляных сооружений

В промышленном и гражданском строительстве земляные работы приходится выполнять при устройстве котлованов и траншей под фундаменты и подземные коммуникации, при возведении земляного полотна дорог, а также планировке площадок.

Выемки и насыпи, получаемые в результате разработки и перемещения грунта, называют земляными сооружениями. Они имеют следующие названия:

котлован — выемка шириной более 3 м и длиной не менее ширины;

траншея — выемка шириной менее 3 м и длиной, многократно превышающей ширину;

шурф — глубокая выемка с малыми размерами в плане;

насыпь — сооружение из насыпного и уплотненного грунта;

резерв — выемка, из которой берут грунт для возведения насыпи;

кавальер – насыпь, образуемая при отсыпке ненужного грунта, а также создаваемая для его временного хранения.

Земляные сооружения бывают:

· постоянные — насыпи дорог, плотины, дамбы, ирригационные и мелиоративные каналы, водоемы, планировочные площадки жилых кварталов, промышленных комплексов, стадионов, аэродромов и т. д.

· временные — выемки для прокладки подземных коммуникаций и устройства фундаментов, насыпи для временных дорог.

В зависимости от назначения земляных сооружений к ним предъявляют различные требования в отношении крутизны и тщательности отделки откосов, степени уплотнения и фильтрующей способности грунта, его устойчивости к размыванию и других механических свойств.

2 Способы обеспечения устойчивости земляных

Обеспечение устойчивости земляных сооружений является важнейшим требованием, предъявляемым к ним. Чтобы её обеспечить, земляные сооружения возводят с откосами необходимой крутизны. Крутизна откоса выемки или насыпи зависит главным образом от угла естественного откоса грунта. Её принимают в зависимости от глубины выемки или высоты насыпи, свойств грунта, их влажности, характера сооружений (постоянные или временные) и других факторов. Наибольшая допустимая крутизна откосов котлованов и траншей глубиной до 5 м, отрываемых в нескальных грунтах выше уровня грунтовых вод (УГВ) или в грунтах, осушенных с помощью искусственного водопонижения, регламентируемого СНиПами.

При напластовании различных видов грунтов (кроме растительного) крутизну откоса для всех пластов назначают по более слабому грунту (с меньшей крутизной).

Для отрывки выемок глубиной более 5 м крутизна откоса устанавливается по расчету исходя из значений угла внутреннего трения (сигма) и удельного сцепления грунта (с) с учётом нагрузки на берме откоса.

Однако не всегда имеется возможность отрывки котлована или траншей с наклонными откосами необходимой крутизны, чтобы обеспечить их устойчивость. Такое, в частности, может быть при отрывке выемок в стеснённых условиях городской застройки и тогда приходится их отрывать с вертикальными откосами.

Для предотвращения обрушения вертикальных стенок необходимо устраивать их временное крепление. При этом необходимо иметь в виду, что без креплений вертикальных стенок траншей и котлованов, расположенных выше УГВ, допускается при глубине их не более, м:

в песчаных и крупнообломочных грунтах1,0
в супесях1,25
в суглинках и глинах (кроме очень прочных)1,5
в очень прочных суглинках и глинах2,0

Способы и конструкции креплений вертикальных стенок котлованов и траншей зависят от их глубины и размеров, физических и гидрогеологических свойств грунтов, наличия динамических нагрузок у краёв выемки (от машин и механизмов) и принятых способов последующих работ (монтажа строительных конструкций, труб и т.п.).

В зависимости от конструктивного решения различают крепления следующих типов: распорные, консольные, консольно-распорные, консольно-анкерные, подкосные. Тип крепления выбирают в зависимости от назначения и размеров выемки, свойств грунтов, величины притока грунтовых вод и условий производства работ.

3 Основные способы разработки грунтов

Грунт при строительстве разрабатывают тремя основными способами: способом резания, гидромеханическим и взрывным способом.

Выбор того или иного способа преимущественно зависит от вида земляного сооружения и его размеров, вида грунта и гидрогеологических условий.

При разработке грунта и устройстве земляных сооружений любым из перечисленных выше способов используют соответствующий комплект машин, работающих в определенной технологической взаимосвязи. Комплект машин должен обеспечивать выполнение всех процессов непрерывным и равномерным потоком в течение всего времени производства работ при максимальной загрузке всех участвующих машин.

Машина, выполняющая основной объем работ, является ведущей. В зависимости от ее производительности определяют число и мощность других входящих в комплект машин.

Выбор машин основан на технико-экономическом расчете, позволяющем определить наиболее эффективное сочетание машин по стоимости и трудозатратам.

Разработка грунта резанием. Разработку грунта резанием осуществляют с использованием землеройных и землеройно-транспортных машин.

Землеройные машины режут грунт и перемещают его на небольшие расстояния с выгрузкой в отвал или на транспортные средства. К этим машинам относят экскаваторы различных типов — одноковшовые (прямая и обратная лопата, драглайн, грейфер), многоковшовые (цепные и роторные) и фрезерные.

Наибольшее применение в строительстве вследствие своей универсальности и хорошей маневренности получили одноковшовые экскаваторы с вместимостью ковша 0,15. 2 м3.

В зависимости от ходового устройства экскаваторы разделяют на гусеничные, пневмоколесные, автомобильные и шагающие с гидравлической, пневматической или электрической системой управления.

Они имеют комплект сменного оборудования, включающий прямую и обратную лопату, драглайн и грейфер (рис.7).

Рис. 7. Одноковшовые экскаваторы со сменным рабочим оборудованием: а—прямая лопата; б—обратная лопата; в—драглайн; г—грейфер; д—кран; е—сваебойный копер; ж—струг; з—планировщик откосов; и—рыхлитель грунта.

Кроме того, одноковшовые экскаваторы могут быть оснащены грузовым крюком, сваебойным оборудованием, стругом, приспособлением для планировки откосов и другими специальными устройствами.

Прямая лопата (рис.7,а) представляет собой открытый сверху ковш с режущим передним краем, жестко насаженный на рукоять, которая шарнирно соединена со стрелой. Опорожняют ковш, открывая его днище.

Экскаваторы с прямой лопатой используют при разработке грунта I. III групп, чаще, с погрузкой в транспортные средства, реже при отсыпке в отвал.

Такой экскаватор разрабатывает грунт, находящийся выше уровня его стоянки и поэтому всегда находится внизу котлована.

Обратная лопата (рис. 7,6) -это открытый снизу ковш с режущим передним краем, жестко насаженный на рукоять, которая шарнирно соединена со стрелой. Грунт разгружают, опрокидывая ковш.

Рабочая зона экскаватора с обратной лопатой расположена ниже горизонта стояния, что позволяет разрабатывать переувлажненный грунт. Экскаватор особенно удобен при разработке котлованов небольшой глубины.

Ковш драглайна (рис. 7,в) имеет гибкую канатную подвеску, с помощью которой его крепят к удлиненной стреле кранового типа и забрасывают в выемку на расстояние, несколько превышающее длину стрелы.

К ковшу крепят также тяговый канат, позволяющий осуществлять наполнение и опорожнение ковша.

Драглайном можно разрабатывать грунты, находящиеся под слоем воды. Наибольшей производительности его достигают при работе в отвал, так как гибкая подвеска затрудняет наводку ковша при погрузке в транспортные средства.

Грейфер (рис. 7,г) представляет собой ковш с двумя или более челюстями, смыкающимися с помощью индивидуального канатного или гидравлического привода. Его, как и ковш драглайна, навешивают, используя систему канатов на удлиненную стрелу крана. С помощью грейфера можно разрабатывать выемки с вертикальными стенками. Применяют грейфер при разработке грунтов малой плотности (I и II групп), выемке песка и гравия из-под воды, а также на погрузочно-разгрузочных работах.

Место работы экскаватора называют экскаваторным забоем, параметры которого зависят от марки экскаватора, вида транспорта и принятой схемы разработки грунта.

Высота (глубина) забоя должна обеспечивать заполнение ковша экскаватора за одно черпание. Если высота забоя относительно мала (например, при разработке планировочной выемки), то целесообразно использовать; экскаватор вместе с бульдозером. Последний разрабатывает грунт и перемещает его к рабочему месту экскаватора, обеспечивая для него достаточную высоту забоя.

Применение рациональных приемов работы в правильно назначенном забое позволяет обеспечить наивысшую производительность машин при минимальной себестоимости земляных работ.

Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами. Разработку грунта экскаваторами с прямой лопатой ведут лобовой и боковой проходкой. В лобовом забое (рис. 8,а,б,в) экскаватор разрабатывает грунт впереди себя и грузит его на транспортные средства, подаваемые к экскаватору сзади по дну забоя то с одной, то с другой стороны от оси проходки.

В боковом забое (рис. 8,г) экскаватор разрабатывает грунт по одну сторону от оси проходки и грузит его на транспортные средства, подаваемые по другую сторону.

Глубокие выемки разрабатывают в несколько ярусов. За ярус принимается высота забоя данного типа экскаватора.

Рис. 8. Схема разработки котлованов одноковшовыми экскаваторами.

а – лобовая проходка прямой лопаты с односторонней погрузкой грунта в самосвалы;

б – то же, с двухсторонней погрузкой,

в – то же, с зигзагообразным перемещением экскаватора,

г – боковая проходка,

д. – торцовая проходка обратной лопаты или драглайна;

е – то же, при большей ширине котлована,

ж – то же, с зигзагообразным перемещением экскаватора,

з. – боковая проходка,

и — продольно-челночная проходка драглайна

Обратной лопатой экскаватор разрабатывает грунт «на себя» с торцовой или боковой проходкой. При торцовом забое (рис. 8,д,е,ж) экскаватор перемещается по оси отрываемой им траншеи или котлована, попеременно разрабатывая грунт то с одной, то с другой стороны в зависимости от того, куда подходят транспортные средства. Если грунт разрабатывают с одной стороны оси движения экскаватора, то образуется боковой забой (рис. 8,з).

Экскаваторы с обратной лопатой целесообразно применять для отрывки траншей и котлованов глубиной до 6 м.

Экскаватор, оборудованный драглайном, разрабатывает грунт аналогично экскаватору с обратной лопатой. Но более эффективной схемой разработки является челночная, так как ковш драглайна имеет гибкую подвеску. При этой схеме транспортные средства подходят по дну котлована и угол поворота экскаватора при выгрузке грунта будет минимальным (рис. 8,и).

Разработка грунта многоковшовыми экскаваторами.Многоковшовые экскаваторы являются машинами непрерывного действия и отличаются высокой производительностью. Рабочим органом у них являются ковши, насаженные через равные интервалы на замкнутой цепи или колесе (ротор), в зависимости от чего различают экскаваторы цепные и роторные (рис. 9).

Рис. 9. Разработка грунта многоковшовыми экскаваторами а – цепным; б – роторным

По характеру перемещения рабочего органа относительно направления движения экскаваторы бывают продольного и поперечного черпания. Экскаваторы продольного черпания (цепные и роторные) используют для устройства траншей небольших размеров; экскаваторы поперечного черпания — для разработки котлованов и траншей большого сечения, планировки откосов, при работе в карьерах. При устройстве траншей вдоль трассы выполняют планировку поверхности бульдозером на ширину хода многоковшового экскаватора. Экскаваторы непрерывного действия способны разрабатывать грунты I. III групп, не содержащие камней, пней и крупных включений.

Разработка грунта землеройно-транспортными машинами. Землеройно-транспортные машины за один цикл разрабатывают грунт, перемещают его, разгружают в насыпь или кавальер и возвращаются в забой порожняком. Основными землеройно-транспортными машинами являются скреперы, бульдозеры и грейдеры.

Скреперы отличает высокая производительность. Их используют при разработке котлованов и на планировочных работах в грунтах I. IV групп. Плотные грунты перед разработкой скрепером предварительно рыхлят. Толщина разрабатываемого за один проход слоя грунта зависит от мощности скрепера и составляет 120. 320 мм.

Рабочим органом скрепера является ковш с ножевым устройством, расположенным в нижней его части, которым при движении осуществляют послойное резание грунта с одновременным перемещением его в ковш. Разгружают ковш с одновременным разравниванием грунта слоем толщиной 220—550 мм также при движении скрепера.

Скреперы бывают прицепными с вместимостью ковша 2,25. 10 м3, работающие в сцепе с трактором-тягачом, и самоходными с вместимостью ковша 8 м3 и более. Самоходные скреперы являются более совершенными машинами. Они обладают хорошей маневренностью и высокой скоростью передвижения.

Схема работы скрепера зависит от взаимного расположения выемок и насыпей. Простейшей является схема работы по эллипсу (рис. 10,а). Но в этом случае машина делает поворот только в одну сторону, что приводит к неравномерному износу рабочих частей скрепера. Для устранения этого явления используют схему работы скрепера по «восьмерке» (рис. 10,6).

Рис. 10. Схема разработки грунта скреперами а—проходка по эллипсу; б—то же, по восьмерке; в—сдвоенная проходка по эллипсу при двух насыпях; г—то же, при двух выемках; 1—участок загрузки; 2—груженый скрепер; 3—участок разгрузки; 4—порожний скрепер

Эта схема в два раза уменьшает число полных разворотов скрепера, что повышает его производительность.

При чередовании насыпи и выемки наиболее эффективной схемой работы скрепера является сдвоенная проходка (рис. 6.10.в.г). Дальность транспортировки грунта прицепными скреперами – до 1000 м, самоходными – до 3000 м.

Бульдозерами разрабатывают грунт в неглубоких и протяженных выемках и резервах для перемещения его в насыпь на расстояние до 100 м. Бульдозерами также обваловывают, разравнивают и планируют грунт, зачищают дно котлованов после экскаваторной разработки. Они часто входят в комплект оборудования, обеспечивающего комплексную механизацию земляных работ, разравнивая грунт, доставляемый различными транспортными средствами.

Разработку выемок бульдозером ведут ярусами, равными толщине слоя, снимаемого за один проход. При этом обеспечивают работу бульдозера под уклон.

На планировочных работах грунт разрабатывают преимущественно траншейным или послойным способом.

В первом случае ярусы глубиной 400. 500 мм разрабатывают траншеями шириной в отвал бульдозера, оставляя между ними нетронутый грунт полосами 400. 600 мм (рис. 11,а). Их срезают бульдозером в последнюю очередь.

Рис. 11. Схема разработки грунта бульдозерами траншейным (а) и послойным (б).

При послойном способе грунт разрабатывают слоями, на толщину снимаемой стружки за один проход бульдозера, последовательно по всей ширине выемки или отдельной ее части (рис. 11,6).

При дальности перемещения грунта более 40 м применяют способ разработки с промежуточным валом, а также спаренную работу двух бульдозеров. Отсыпку грунта в насыпи ведут послойно, начиная с более удаленной точки от места забора.

Грейдерами осуществляют планировку территории, устройство откосов земляных сооружений и протяженных насыпей высотой до 1 м, профилируют дорожное полотно, отрывают кюветы. Плотные грунты перед их разработкой грейдером рыхлят тракторным рыхлителем или плугом. Грейдеры используют при перемещении грунта на небольшие расстояния.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9310 – | 7380 – или читать все.

Читайте также:  Автонавесы из поликарбоната
Ссылка на основную публикацию