Человек и архитектура

Человек и архитектура

Так что же такое наша культура?

Это Кремль, Старый Арбат, мудрость Пушкина,

Сухарева башня, архитектура северных деревень,

Города – как люди: у каждого свой облик, своя биография. И одной из удивительных страниц этой биографии является архитектура. Старые здания, первые улицы, древние площади и сооружения – все это детище человека, все это – архитектура. Они о многом напоминают нам, о многом рассказывают. Сегодня мы громко негодуем по поводу варварской политики прошлого, когда взрывали, разрушали, перестраивали ценнейшие памятники истории и культуры. Но оглянитесь – уцелевшие тоже гибнут, только теперь уже на наших глазах. А ведь эти потери невосполнимы.

Невежество и равнодушие невозвратимо отняли у нас тысячи памятников, составляющих славу и гордость Отечества. Счет потерям будет расти, пока в корне мы не изменим свое отношение к этому важнейшему пласту национальной культуры.

Слово “архитектура” имеет греческое происхождение. Оно происходит от слова “архитектон”, что означает “главный строитель”. Поэтому под архитектурой многие понимают искусство проектировать и строить. Однако все-таки правильнее под архитектурными сооружениями понимать только такие, которые наряду с утилитарными качествами обладают качествами прекрасного. Т.е. архитектура – весьма сложное, многостороннее понятие. Это и материальная действительность, и наука, и искусство. Но это особое искусство. Оно способно выражать высокие идеи, доставлять человеку эстетическое наслаждение и одновременно удовлетворяет материальные потребности человека. Окружая человека повсеместно, архитектура является искусством большого социального значения.

Вследствие того, что долговечность зданий и их художественная композиция во многом зависят от строительных конструкций и материалов, архитектуру нужно рассматривать с трех сторон:

Эти требования предъявляются к архитектуре с древнейших времен. Так, еще 2000 лет тому назад древнеримский теоретик архитектуры Витрувий отмечал, что произведения архитектуры должны обладать тремя качествами: пользой, прочностью, красотой. Это три составляющие единого архитектурного целого. В этом триединстве все части равны. Стоит одной из составляющих потеснить две другие – и архитектура исчезает. Взять, например, в отдельности любой жилой дом в современных “Черемушках”. В нем есть прочность и польза, но нет красоты. Значит, перед нами не произведение архитектуры, а просто постройка для жилья.

Художественная композиция зданий создается с помощью различных формообразующих средств и художественных приемов. К ним, в частности, относятся:

· художественное выражение работы конструкций и материалов здания;

· симметрия или асимметрия;

· контрастное или нюансное членение объемов, материалов, их цвета и освещенности;

Важной чертой архитектурного произведения является его гуманизм. Точкой отсчета для архитектора всегда должен быть человек. Архитектура не должна “уничтожать”, подавлять человека своими массами и размерами. Она должна формировать для человека психологически и эстетически комфортную среду обитания.


Динамика в архитектуре. Проект крематория. Арх. Я. К. Чернихов, 1930 г.

Язык архитектуры позволяет передать как статику, так и динамику сооружений, высокие общественные идеалы. Примером выражения идей борьбы за независимость и государственное единство является высокохудожественная композиция храма Покрова на рву, известного под названием собора Василия Блаженного в Москве. Он был построен на Красной площади в 1562 г. в память об освобождении России от татаро-монгольского ига.

Масштабность архитектуры может решаться двояко. Первый путь сводится к тому, что архитектор себя ни в чем не ограничивает: как получится. Примером могут служить небоскребы Чикаго и Нью-Йорка, а также египетские пирамиды. В обоих случаях сопоставление с окружением должно выявить величие архитектуры. Этому в Египте служили малые пирамиды и сфинксы, а в Нью-Йорке – малые небоскребы первых поколений. Второй путь более традиционен. Он состоит в том, что зданию придают горизонтальные и вертикальные членения, благодаря которым человек имеет возможность понять их абсолютные размеры, исходя из более легко ощутимых параметров ближайшего к нему членения. Этот путь зрительного выражения масштабности восходит к принципам Возрождения. Кроме того, членение фасада позволяет одновременно соотнести его размеры с человеком. Такой прием возвышает человека, “героизирует” его, делает главным смыслом жизни.


Масштабность в архитектуре. “Великие небоскребы”

Улицы больших городов тоже давно перешагнули привычные размеры. По генеральному плану 1935 г. Тверская улица в Москве расширялась с 18 до 42 м. В районах старой застройки Ростова и Таганрога ширина улиц составляет 20-35 м. А в Северном жилом массиве Ростова проспект Комарова имеет ширину свыше 200 м! Очень важно выявить оптимальные размеры площадей и транспортных узлов. Крупнейшие площади в Европе – это эталоны высоких архитектурных качеств:

· Красная – в Москве,

· Дворцовая – в Санкт-Петербурге,

· Согласия – в Париже,

· перед собором св. Петра в Риме.

Они оставляют впечатление уюта и психологической комфортности, имея размеры по длине до 390 м, по ширине – до 260 м. Попытка увеличить размеры площадей приводит к тому, что люди избегают их, чувствуя дискомфорт из-за сильных ветров, бесконечности пространства, ощущения собственной ничтожности. Так случилось и с площадью Дзержинского в Харькове, и с площадью Ермака в Новочеркасске. Эти крупнейшие площади Европы с диаметром круга порядка 400 м пришлось в отдельных секторах превращать в скверы, чтобы “завлечь” горожан для отдыха. Гигантскую Красную площадь в Таганроге размером 200×680 м удалось “оживить” лишь размещением на ней самого крупного в городе рынка.

А в новых городах, например, в Волгодонске, размеры площадей принимают на себя улицы и перекрестки. Причин гигантомании в ширине улиц две:

· стремление к пропорциональности: большие дома – большие улицы;

· неуправляемо возрастающее число автомашин.

В Лос-Анжелесе улицы и транспортные развязки занимают 70% территории города. Улицы как бы “съели” город. Нет твердой уверенности, что подземные трассы смогут облегчить положение пешехода. Может быть, настало время забыть о масштабности?

Масштабность в архитектуре – это отношение двух сравниваемых величин, одна из которых принимается за единицу отсчета. Отдельные здания должны быть сомасштабны всему городу и всему окружению. Во-вторых, сооружения должны быть сомасшабны, соизмеримы своему внутреннему существу. Эти два качества всегда свойственны подлинным произведениям архитектуры на всем протяжении истории человечества. Однако нужно выдерживать и третье правило масштабности, потому что города и поселки строятся и существуют не сами для себя, а для человека. Город должен быть сомасштабен человеку. В современном городе человек теряется:

· физически, так как просто не может быстро пересечь улицу, увидеть крышу своего дома, дойти до конца дома и т.п.;

· психологически, так как ощущает свою малость.

Становится очевидным, что каковы бы ни были объективные причины разрастания городов, необходимо обязательно суметь сделать город “человечным”, вне зависимости от его размеров, транспорта, величины зданий. Человек должен повсеместно получать богатое разнообразие пространств, то есть три масштаба архитектуры должны быть связаны в единую систему.


Гуманизм жилой среды. Дом Робби в Чикаго. Арх. Ф. Л. Райт, 1909 г.

Гуманизм архитектуры имеет еще один аспект – нравственный. Ведь в каждом камне зданий и сооружений – человеческий труд, тепло человеческих рук, его высокие духовные идеалы. Общеизвестна мысль: без знания прошлого невозможно правильно понять настоящее. Поэтому знакомство с архитектурой прошлого – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры.

Важно понимать и художественный образ в архитектуре. Образ – это художественная характеристика сооружения, ансамбля зданий или города, отраженная в нашем сознании. Отсюда два вывода:

· образ, воспринятый зрителем, не всегда и не во всем может совпадать с представлением автора-архитектора;

· образ воспринимается по-разному в зависимости от уровня развития зрителя, его подготовленности.


Образность в архитектуре. Идея Дворца искусств. Арх. Я. К. Чернихов, 20-е годы

Художественный образ создается не только архитекторами. Достаточно назвать Эйфелеву башню в Париже, Останкинскую башню и Крымский мост в Москве, Ворошиловский и железнодорожный мосты в Ростове-на-Дону или мост через Даугаву в Риге. А художественный образ Большого театра в Москве или здания цирка в Ростове создавали и архитекторы, и мебельщики, и позолотчики, и осветители, и живописцы. Условно можно выделить две группы образов зданий:

· Образы, непосредственно выражающие практическое содержание. Это относится к массовым производственным, жилым и некоторым видам общественных зданий. Главная роль здесь принадлежит опыту созерцающего. Привычная связь известного содержания с часто встречающимся выражением его в архитектурных формах делает здание узнаваемым, а образ – типовым. Не следует думать, что типовые проекты стали применяться в XX веке. Первые типовые проекты в России стали применяться для возведения жилых и общественных зданий еще при Петре Великом.

· Новый образ, новое формальное решение даже известного зрителю типа здания, даже достаточно отчетливо выражающее его содержание. Восприятие зрителем не сов­падает с замыслом архитектора, особенно на первых порах. Так случилось и в 50-х годах, когда на смену роскошным фасадам жилых домов сталинской эпохи пришли аскетические “спичечные коробки”.


Образность в архитектуре. Пейзаж энергетического узла

Каждая эпоха создает свои художественные образы, определяемые представлениями людей об эстетике, уровнем строительной техники, строительными материалами и даже идеологией.

В наше время все чаще говорят не об архитектуре, а о жилой среде, представляющей синтез всех составляющих ее элементов. Это объемы домов, пространство улиц и площадей, зеленые массивы и сады камней, мозаичные панно и газетные киоски, световое оформление города ночью и цветовое решение его днем, фонтаны и скульптура, реклама и уголки отдыха. Все это должно создаваться так, чтобы выигрывать от соседства, от совместного существования, от взаимодействия друг с другом; смягчать, дополнять и обогащать друг друга. Но к такому уровню понимания архитектуры человек пришел не случайно; современным представлениям о среде обитания предшествовал многовековой опыт художественного созидания как в целом на планете Земля, так и на Дону и в Приазовье.

Литература:

Бархин М. Г. Архитектура и человек. Проблемы градостроительства будущего. – М.: Наука, 1979.

Гутнов А. Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 1985.

Чернихов Я. К. Основы современной архитектуры. – Л.: Изд-во Ленинградского о-ва архитекторов, 1930.

Человек и архитектура

Человек – удивительное создание! В нем присутствует и плотное, и тонкое, высокое и низкое, стремление упасть и взлететь, одновременно существует желание быть нужным и свободным, жить в комфорте и безопасности, и мучительные чувства: вины, обиды, страха, гордыня, стремление помочь ближнему и полный хаос в собственной жизни.

Как разобраться – что, зачем, в чем причины тех или иных желаний, событий, отношений?!

Реальную помощь в понимании происходящего оказывают (могут оказать) знания о строении человека, точнее о его архитектуре.

Информацией о плотной составляющей владеет медицина, ее разнообразные области и направления.

Часть знаний о тонких структурах человека известна различным эзотерическим учениям, часть – религиям.

Для появления на Земле, роста, взросления мы выбрали время перемен. Сложное, трудное, но невероятно интересное! За последние полгода пришло очень много информации об истории развития Вселенной, Земли, человечества, страны. Информация постоянно пополняется удивительными открытиями – о времени, вернее, – его отсутствии, о возможности печатать. различные органы, в том числе и человеческие, о методах и технологиях увеличения продолжительности жизни, о голографическом строении Вселенной и т.д. и т.п.

Но какое отношение имеет все выше сказанное к нашей обыденной жизни, к успехам или конфликтам на работе, взаимоотношениям в семье, ценам на бензин и продукты? Как ни странно, но, оказывается, имеет.

Все в мире есть энергия и информация, соответствующая этой энергии. С этих позиций рассмотрим архитектуру человека, его основные ипостаси и их взаимодействия.

Человек представляет собой совокупность трех основных составляющих: – Божественного Животворящего Духа, Души и Телесного Духа.

Телесный Дух (ТД) служит (является) носителем информации и источником энергии для всего плотного в материальном (физическом) теле человека.

Душа – носитель информации и энергии эмоционального (астрального) тела человека.

Божественный Животворящий Дух (БЖД) содержит информацию и концентрирует энергию для выполнения Предназначения. У Божественного Духа эмоции отсутствуют. Есть информация о содержании Предназначения, дается в огромных количествах энергия для его выполнения.

Тело – одноразовый инструмент, используемый для выполнения Предназначения.

Душа и Дух – субстанции, которые могут входить в Тела в различных временных, природных, социальных условиях многократно, в различных сочетаниях. Именно Душа, входя в Тело, выбирает условия, при которых она может очиститься с максимальной эффективностью. Тогда она станет светлой сущностью, субстанцией, и для нее исчезнет необходимость воплощаться, существовать и общаться в плотном материальном мире. Ее конечная цель – остановить Колесо Сансары, разорвать Кармический круг очищающих страданий.

Человек настолько сложно устроен, что диву даешься. Вроде бы все о нем уже известно: и химический состав, и как расположены органы, и сколько и какие гены в нем существуют. Ан нет! Наступает время, и все прежние знания пересматриваются. И то новое, что ты узнаешь о СЕБЕ, приводит нас в состояние шока, а потом – экстаза.
Оказывается, что кроме тела, есть еще и Душа, и даже доказательства ее существования находятся. А теперь выясняется, что кроме Души, в человеке находится еще и Божественный Животворящий Дух.
Есть ли на Земле место, где нет Бога? Нет. А в нас, в людях, он есть? По логике, если такого места нет, то и в нас он ДОЛЖЕН быть!? Т.е., Божественный Животворящий Дух есть внутри КАЖДОГО из нас!
Понимание этого приводит вначале в шок. Не благообразный старик с бородой, сидящий где-то на облаке, а здесь, внутри меня. Но ведь это меняет, практически полностью, все понимание мироустройства.

Читайте также:  Лестницы металлические

Первое – так что получается, что Бог – это Я?

Второе – а что Он внутри меня делает?
Третье – если Бог внутри меня, то почему я живу так ужасно? Печально?
Если Бог НЕ старик на облаке, то кто сделал мою жизнь такой, какая она есть? Я.
У меня нет денег, и это сделал (а) Я?
Одолевают болезни, и что, это тоже сделал(а) Я?
Да это просто бред. Я что, враг сам (а) себе?
И еще один вопрос – З А Ч Е М? Если весь этот кошмар сотворен мной, то – зачем.
Итак, у меня есть Тело. Его я знаю. Хорошо, оно ест, ходит, работает, а что делают во мне остальные?
Человек проявлен одновременно в трех ипостасях; это – Божественный Животворящий Дух, Душа и Телесный Дух (Тело). Или: – в человеке проявляются одновременно Божественный Дух, Душа и Телесный Дух.
Божественный Животворящий Дух обуславливает выполнение ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ каждого человека. Одна из обязательных задач внутри ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ – это развитие. Для обеспечения моего развития и для выполнения своего ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ Божественный Животворящий Дух предпринимает ЛЮБЫЕ меры.
У него свои задачи – привести меня, мое Тело к выполнению моего ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ. Тело представления не имеет, в чем оно заключается (лишь изредка в верхнюю часть Тела пробиваются какие-то странные мысли).
Душа занимается эмоциями, чувствами. Все, любые чувства относятся к сфере деятельности нашей Души.
Считается, что дети приходят в этот мир с чистой Душой. Только один улыбается с рождения, другой пытается всех укусить, даже не имея еще зубов. Дети одних родителей сильно отличаются между собой еще в младенческом возрасте. Это я хочу подвести вас к мысли, что мы приходим в этот мир с Душой, наполненной не всегда чистыми и светлыми чувствами, с определенными Душевными задачами.
Во время предыдущих воплощений мы своими поступками, мыслями и словами совершали грехи, нарабатывали себе Карму. В этом воплощении нам дается шанс уменьшить ее. Раньше очистить Душу можно было только страданиями, сейчас нам дается возможность очищать ее и знаниями.
А кто знает, чего достоин тот или иной человек? Только БОГ. А он где? Внутри нас. И искренняя Вера позволяет человеку принимать все, что с ним происходит, для развития. Телесный Дух отвечает за все материальное в жизни человека. За тело, партнеров, деньги и т.д. В мире есть все. И человек получает все, чего он достоин. С какими же загрязнениями Души приходится сталкиваться чаще всего? Это и страх быть свободным, и страх быть счастливым, страх денег, страх бедности, ревность и зависть, жадность и месть, но подавляющее большинство этих душевных качеств произрастает из гордыни. Недаром она стоит в библии раньше греха убийства.
Гордыня людей пытается бороться с Божественным Духом, устанавливая “новые” порядки. Но. рано или поздно человеку приходится пройти тот урок, что ему предназначен.
Поэтому, когда родители, ссылаясь на то, что они лучше знают, как должно быть, якобы помогают своим чадам, они только мешают своим детям получить свой урок вовремя, в достаточно комфортных условиях. Дети все равно будут усваивать материал, но позже, жестче и без родителей.

Знание архитектуры человека позволяет на ранних стадиях понять и прекратить оттоки энергии с различных уровней. На каждом уровне – БЖД, Души и ТД есть свои причины разрушения целостности. Но об этом в другой статье.

Статья №3. Взаимосвязь: природа, архитектура, человек. (2011)

Магистрант: Канаткин А.С.

Руководитель: проф. кан.арх. Дектерев С. А.

Важнейшая задача цивилизации –

научить человека мыслить…

Многие из нас думают, что могут подготовиться к грядущему будущему, однако представления большинства людей даже о завтрашнем дне ограничены навязанными мнениями и чужими ценностями. Мир стремительно меняется – появляются новые технологии, растет уровень урбанизации, повышается рост населения на планете. Параллельно с этим можно отметить и другой факт, в том, что увеличивается число природных катастроф, уменьшается уровень планктона в океане, вымирают многие виды животных. Все это случайность или может, есть взаимосвязь между этими двумя параллелями?

Для статистики приведем пример. «Температура холодных глубинных вод Гольфстрима понизилась на один градус, за последние девять лет скорость таяния ледников Гренландии возросла в три раза, за последние тридцать лет разрушительная сила ураганов увеличилось вдвое, растет количество природных катаклизмов. В десятилетие: с 1973 по 82-ой в мире произошло 1500 катастроф, с 83 по 92-ой -3500, с 93 по 2002-ой -6000»[8].

Если спросить сегодня простого человека на улице: «Виновата ли человеческая деятельность в том, что ураганов на земле становиться все больше, что силы их все более разрушительны»? Думаю, каждый второй ответит: «Да, это следствие человеческой деятельности»[8]!

Человеческая деятельность сильно влияет на природу, следует, что и природа своим поведением может влиять на человека. Каждый из нас является источником информации, каждое наше действие, мысль, эмоция, слово, высказанное вовне, отделяются от нас и запоминаются водой. Мы знаем, что человек на 70- 90%, в зависимости от возраста, состоит из воды и это указывает на важный факт: нами запечатлевается все, что окружает и происходит вокруг. Нам всего лишь нужно научиться мыслить правильно (позитивно), проявлять благородные эмоции (любовь, веру, уверенность) и научиться говорить, как отметил римский философ Луций Анней Сенека: «Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен.»[2].

Каждый из нас является звеном в бесконечной цепи передачи информации и каждый в этой цепи влияет на окружающих своим поведением и поступками[8]. Архитектура сделанная «кем-то» определенным образом будет передавать нам эмоции и внутреннее состояние того человека, который ее сотворил, если он был в уравновешенном, спокойном, благоприятном состоянии, тогда это передастся и другим людям, взаимодействующих с его произведением. А вот если он при проектировании слушал Hard Rock, например, тогда и результат будет соответствующий.

Давайте рассмотрим пример. Когда происходит ядерный взрыв, образуются волны, которые в земле очень быстро затухают, а вот вода может колебаться еще 30 дней, раскачиваясь как маятник, волны создают новый патологический порядок. Замечено, что после таких испытаний резко увеличивается число самоубийств. Доктор наук, профессор Виктор Инюшин сделал следующий вывод: «Мозг состоит из воды на 85%. В нем происходят изменения, возникает конфликт водных структур. В результате нарушается биоплазма мозга и человек лишается главного стимула- стимула к жизни». Феномен структурной памяти позволяет воде запечатлевать все, что происходит вокруг, связывать между собой все живые системы[8].

Мы можем применить и учитывать это наблюдение в архитектуре. Архитектура имеет свои волны воздействия на психологическое состояние человека, находиться он внутри здания или смотрит на него издалека. Все это дает нам реакцию воды находящейся внутри нас, вследствие чего со временем мы видим результат, в основном неблагоприятный. Кристофер Дэй пишет: «Архитектура способна передавать свою болезненность людям, заставляя скверно их ощущать и даже болеть. Среду можно использовать для манипулирования людьми: мы готовы принимать окружение как факт, что оно вполне может использоваться для воздействия на наше поведение. У людей, которые со всех сторон окруженные жестокостью, резкостью форм, эстетическая чувствительность и эстетическое равновесие оказываются притуплены»[4]. Отсутствует чувство полета, вдохновения, веры, стремления к чему-то лучшему, все это происходит от безграмотного отношения к архитектуре. Еще Рудольф Штайнер заметил, что «в мире ровно столько лжи и преступления, сколько есть пустоты на месте отсутствующего искусства»[4].

Архитектура, как высокое искусство уходит постепенно, вытесняясь безобразными зданиями, разрушениями памятников, вследствие чего из наших городов уходит и сама жизнь. Получается взаимосвязь: Человек создает архитектуру, затем архитектура воздействует на человека, (рис. 1) академик В.П. Гоч на эту тему пишет: «Человек влияет на пространство, а пространство – на человека. Необходимо обратить внимание на мысли и слова – они организуют пространство и производят в нем разрушения.»[1]. Представьте, здания, которые гармонизируют психологическое состояние человека и настраивают его на Абсолют, своей формой и идеей, эти здания будут считаться целебными, наша задача – научиться их делать.

рис. 1. Схема взаимодействия: «человек – архитектура – человек»

«Биология и психология поддерживают взгляд на то, что эстетическое чувство соответствует правильному приспособлению к среде в противоположность ошибочному. Искусство рождается в поисках приспособления, которое ощущается как удачное. Произведение становиться прекрасным, когда достигает состояния совершенства, награждающее ощущением уникальности, законченности и целостности» эти слова принадлежат психологу Ричарду Огдену[3]. Природа эстетических оценок изменялась в течении исторического развития теории искусства и архитектуры. Оригинальной и очень наивной, – отмечает Хессельгрен, – была идея красоты как принадлежности объекта. Позже красота толковалась как часть восприятия – как «круглый» или «желтый». В этом случае красота могла бы быть отнесена к чувству приятного. И наконец, «красота» в оценочном суждении может быть поставлена в один ряд с психологической реальностью, включающей ощущения и эмоции, которые могут возникнуть в восприятии[6].

Хессельгрен рассматривает проблемы ассоциативной взаимосвязи эмоционально окрашенного восприятия с визуальной формой. О формах, обладающих различной степенью замкнутости (рис. 2), он говорит, что слова «закрытый», «открытый», «полуоткрытый», «распахнутый» связаны с миром наших ассоциаций, отражающих, например, некоторые особенности характера человека: «закрытый» – интравертность, «открытый» – экстравертность, поэтому открытые пространства более способны вызывать чувство простора и радости[6].

Рис. 2. Типы кривых линий

Можно сказать, что «открытость» как атрибут визуальной формы связана с базовой эмоцией. Эта связь может быть усилена и в других сочетаниях и добавлениях. Цвет и значение могут сделать открытую форму похожей на желтую чашечку цветка, и по отношению к этой форме (гештальту) смысл понятий «радость» приобретет значительно более определенное выражение. Другим примером ассоциативной связи восприятий разных модальностей может быть сопоставление двух интерьеров спален, из которых один решен в вычурном стиле, с шелковыми стегаными покрывалами сложной формы, второй – аскетичен и строг. Рядом с первым – изображение пирожных в гофрированных бумажных корзиночках, рядом со вторым – фотография черного хлеба (рис.3). Образы отражают переход одного эмоционального ощущения в другое: в первом случае в сознании появляется представление о сладком, во втором – о вкусе черствого черного хлеба[5].

Рис. 3. Пример ассоциативной связи

Формально-эстетические оценки зависят от характера восприятия (перцепции) и оценочных норм, свойственных данной культуре[5]. Для информации: «Перцепция – это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств»[7].

Когда архитектор подходит к проектированию серьезно и ответственно, тогда и результат получается соответствующий и наоборот, если архитектура имеет хорошие эстетические качества, тогда и человек получает множество положительных эмоций и направляет их на создание чего-то положительного и благородного. «Причинный подход позволяет оценивать совершенство показа явления и безопасность получаемой информации, не расщепляющей сознание человека»[1]. Как написано в книге «Теория причинности»: «Пространство – форма существования бесконечно развивающейся Материи», получается мы, и развиваем эту материю внесением в него разнообразных форм своих проектов и от того, как они будут выглядеть и как влиять на людей, зависит от нас самих.

Мироздание создано Абсолютом. Начало, которое произвело все сущее и все его материальные проявления. В каждом из нас есть частица воды первозданного океана. Каждое наше слово как капля воды — носитель мысли и источник информации и за это мы должны платить Абсолюту любовью и благодарностью[8].

  1. Гоч В.П., Белов С.В. Теория Причинности. – Севастополь: Издатель Карпин А.В., 2005.

2. Душенко К. В. Мысли и изречения древних – М: Эксмо, 2007.

3. Лекции по истории эстетики. – Кн. 1–3/ Под ред. М. С. Кагана. – Л.: изд-во ЛГУ, 1973.–1977.

  1. Кристофер Дэй. Места, где обитает душа. – Москва, — «Ладья», 2000
  2. Степанов А. В. Архитектура и психология. – Москва, «Стройиздат», 1993
  3. Hesselgren S. Mans perception on manmade environment. An architectural Theory by Sven Hesselgren. – Lund, 1975.
  1. Документальный фильм – «Вода». ФГУП «ГТК» Телеканал «Россия» 2006г. ООО ПЦ «Мастерская» 2006г.
Читайте также:  Материал стен коттеджей: основные варианты

1. Человек и архитектура

Города – как люди: у каждого свой облик, своя биография. И одной из удивительных страниц этой биографии является архитектура. Старые здания, первые улицы, древние площади и сооружения – все это детище человека, все это – архитектура. Они о многом напоминают нам, о многом рассказывают. Сегодня мы громко негодуем по поводу варварской политики прошлого, когда взрывали, разрушали, перестраивали ценнейшие памятники истории и культуры. Но оглянитесь – уцелевшие тоже гибнут, только теперь уже на наших глазах. А ведь эти потери невосполнимы.

Невежество и равнодушие невозвратимо отняли у нас тысячи памятников, составляющих славу и гордость Отечества. Счет потерям будет расти, пока в корне мы не изменим свое отношение к этому важнейшему пласту национальной культуры.

Слово “архитектура” имеет греческое происхождение. Оно происходит от слова “архитектон”, что означает “главный строитель”. Поэтому под архитектурой многие понимают искусство проектировать и строить. Однако все-таки правильнее под архитектурными сооружениями понимать только такие, которые наряду с утилитарными качествами обладают качествами прекрасного. Т.е. архитектура – весьма сложное, многостороннее понятие. Это и материальная действительность, и наука, и искусство. Но это особое искусство. Оно способно выражать высокие идеи, доставлять человеку эстетическое наслаждение и одновременно удовлетворяет материальные потребности человека. Окружая человека повсеместно, архитектура является искусством большого социального значения.

Вследствие того, что долговечность зданий и их художественная композиция во многом зависят от строительных конструкций и материалов, архитектуру нужно рассматривать с трех сторон:

  • функциональной,
  • инженерно-конструктивной,
  • эстетической.

Эти требования предъявляются к архитектуре с древнейших времен. Так, еще 2000 лет тому назад древнеримский теоретик архитектуры Витрувий отмечал, что произведения архитектуры должны обладать тремя качествами: пользой, прочностью, красотой. Это три составляющие единого архитектурного целого. В этом триединстве все части равны. Стоит одной из составляющих потеснить две другие – и архитектура исчезает. Взять, например, в отдельности любой жилой дом в современных “Черемушках”. В нем есть прочность и польза, но нет красоты. Значит, перед нами не произведение архитектуры, а просто постройка для жилья.

Художественная композиция зданий создается с помощью различных формообразующих средств и художественных приемов. К ним, в частности, относятся:

  • художественное выражение работы конструкций и материалов здания;
  • ритмические членения;
  • пропорции;
  • сомасштабность зданий;
  • симметрия или асимметрия;
  • контрастное или нюансное членение объемов, материалов, их цвета и освещенности;
  • лепные украшения;
  • орнамент.

Важной чертой архитектурного произведения является его гуманизм. Точкой отсчета для архитектора всегда должен быть человек. Архитектура не должна “уничтожать”, подавлять человека своими массами и размерами. Она должна формировать для человека психологически и эстетически комфортную среду обитания.


Динамика в архитектуре. Проект крематория. Арх. Я. К. Чернихов, 1930 г.

Язык архитектуры позволяет передать как статику, так и динамику сооружений, высокие общественные идеалы. Примером выражения идей борьбы за независимость и государственное единство является высокохудожественная композиция храма Покрова на рву, известного под названием собора Василия Блаженного в Москве. Он был построен на Красной площади в 1562 г. в память об освобождении России от татаро-монгольского ига.

Масштабность архитектуры может решаться двояко. Первый путь сводится к тому, что архитектор себя ни в чем не ограничивает: как получится. Примером могут служить небоскребы Чикаго и Нью-Йорка, а также египетские пирамиды. В обоих случаях сопоставление с окружением должно выявить величие архитектуры. Этому в Египте служили малые пирамиды и сфинксы, а в Нью-Йорке – малые небоскребы первых поколений. Второй путь более традиционен. Он состоит в том, что зданию придают горизонтальные и вертикальные членения, благодаря которым человек имеет возможность понять их абсолютные размеры, исходя из более легко ощутимых параметров ближайшего к нему членения. Этот путь зрительного выражения масштабности восходит к принципам Возрождения. Кроме того, членение фасада позволяет одновременно соотнести его размеры с человеком. Такой прием возвышает человека, “героизирует” его, делает главным смыслом жизни.


Масштабность в архитектуре. “Великие небоскребы”

Улицы больших городов тоже давно перешагнули привычные размеры. По генеральному плану 1935 г. Тверская улица в Москве расширялась с 18 до 42 м. В районах старой застройки Ростова и Таганрога ширина улиц составляет 20-35 м. А в Северном жилом массиве Ростова проспект Комарова имеет ширину свыше 200 м! Очень важно выявить оптимальные размеры площадей и транспортных узлов. Крупнейшие площади в Европе – это эталоны высоких архитектурных качеств:

  • Красная – в Москве,
  • Дворцовая – в Санкт-Петербурге,
  • Согласия – в Париже,
  • перед собором св. Петра в Риме.

Они оставляют впечатление уюта и психологической комфортности, имея размеры по длине до 390 м, по ширине – до 260 м. Попытка увеличить размеры площадей приводит к тому, что люди избегают их, чувствуя дискомфорт из-за сильных ветров, бесконечности пространства, ощущения собственной ничтожности. Так случилось и с площадью Дзержинского в Харькове, и с площадью Ермака в Новочеркасске. Эти крупнейшие площади Европы с диаметром круга порядка 400 м пришлось в отдельных секторах превращать в скверы, чтобы “завлечь” горожан для отдыха. Гигантскую Красную площадь в Таганроге размером 200×680 м удалось “оживить” лишь размещением на ней самого крупного в городе рынка.

А в новых городах, например, в Волгодонске, размеры площадей принимают на себя улицы и перекрестки. Причин гигантомании в ширине улиц две:

  • стремление к пропорциональности: большие дома – большие улицы;
  • неуправляемо возрастающее число автомашин.

В Лос-Анжелесе улицы и транспортные развязки занимают 70% территории города. Улицы как бы “съели” город. Нет твердой уверенности, что подземные трассы смогут облегчить положение пешехода. Может быть, настало время забыть о масштабности?

Масштабность в архитектуре – это отношение двух сравниваемых величин, одна из которых принимается за единицу отсчета. Отдельные здания должны быть сомасштабны всему городу и всему окружению. Во-вторых, сооружения должны быть сомасшабны, соизмеримы своему внутреннему существу. Эти два качества всегда свойственны подлинным произведениям архитектуры на всем протяжении истории человечества. Однако нужно выдерживать и третье правило масштабности, потому что города и поселки строятся и существуют не сами для себя, а для человека. Город должен быть сомасштабен человеку. В современном городе человек теряется:

  • физически, так как просто не может быстро пересечь улицу, увидеть крышу своего дома, дойти до конца дома и т.п.;
  • психологически, так как ощущает свою малость.

Становится очевидным, что каковы бы ни были объективные причины разрастания городов, необходимо обязательно суметь сделать город “человечным”, вне зависимости от его размеров, транспорта, величины зданий. Человек должен повсеместно получать богатое разнообразие пространств, то есть три масштаба архитектуры должны быть связаны в единую систему.


Гуманизм жилой среды. Дом Робби в Чикаго. Арх. Ф. Л. Райт, 1909 г.

Гуманизм архитектуры имеет еще один аспект – нравственный. Ведь в каждом камне зданий и сооружений – человеческий труд, тепло человеческих рук, его высокие духовные идеалы. Общеизвестна мысль: без знания прошлого невозможно правильно понять настоящее. Поэтому знакомство с архитектурой прошлого – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры.

Важно понимать и художественный образ в архитектуре. Образ – это художественная характеристика сооружения, ансамбля зданий или города, отраженная в нашем сознании. Отсюда два вывода:

  • образ, воспринятый зрителем, не всегда и не во всем может совпадать с представлением автора-архитектора;
  • образ воспринимается по-разному в зависимости от уровня развития зрителя, его подготовленности.


Образность в архитектуре. Идея Дворца искусств. Арх. Я. К. Чернихов, 20-е годы

Художественный образ создается не только архитекторами. Достаточно назвать Эйфелеву башню в Париже, Останкинскую башню и Крымский мост в Москве, Ворошиловский и железнодорожный мосты в Ростове-на-Дону или мост через Даугаву в Риге. А художественный образ Большого театра в Москве или здания цирка в Ростове создавали и архитекторы, и мебельщики, и позолотчики, и осветители, и живописцы. Условно можно выделить две группы образов зданий:

  • Образы, непосредственно выражающие практическое содержание. Это относится к массовым производственным, жилым и некоторым видам общественных зданий. Главная роль здесь принадлежит опыту созерцающего. Привычная связь известного содержания с часто встречающимся выражением его в архитектурных формах делает здание узнаваемым, а образ – типовым. Не следует думать, что типовые проекты стали применяться в XX веке. Первые типовые проекты в России стали применяться для возведения жилых и общественных зданий еще при Петре Великом.
  • Новый образ, новое формальное решение даже известного зрителю типа здания, даже достаточно отчетливо выражающее его содержание. Восприятие зрителем не сов­падает с замыслом архитектора, особенно на первых порах. Так случилось и в 50-х годах, когда на смену роскошным фасадам жилых домов сталинской эпохи пришли аскетические “спичечные коробки”.


Образность в архитектуре. Пейзаж энергетического узла

Каждая эпоха создает свои художественные образы, определяемые представлениями людей об эстетике, уровнем строительной техники, строительными материалами и даже идеологией.

В наше время все чаще говорят не об архитектуре, а о жилой среде, представляющей синтез всех составляющих ее элементов. Это объемы домов, пространство улиц и площадей, зеленые массивы и сады камней, мозаичные панно и газетные киоски, световое оформление города ночью и цветовое решение его днем, фонтаны и скульптура, реклама и уголки отдыха. Все это должно создаваться так, чтобы выигрывать от соседства, от совместного существования, от взаимодействия друг с другом; смягчать, дополнять и обогащать друг друга. Но к такому уровню понимания архитектуры человек пришел не случайно; современным представлениям о среде обитания предшествовал многовековой опыт художественного созидания как в целом на планете Земля, так и на Дону и в Приазовье.

Бархин М. Г. Архитектура и человек. Проблемы градостроительства будущего. – М.: Наука, 1979.

Гутнов А. Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 1985.

Чернихов Я. К. Основы современной архитектуры. – Л.: Изд-во Ленинградского о-ва архитекторов, 1930.

Основные государственные праздники на Кипресмотрите

Человек и архитектура

Пейзаж страны – этой такой же

элемент национальной культуры,

как и все прочее.

Пейзаж – выражение души народа.

Академик Д. Сахаров

Главным местом отдыха человека было и остается собственное жилище, но необходимым элементом отдыха всегда была прогулка на свежем воздухе, возможность видеть, слышать, обонять траву, листву, цветы и водные просторы.

Взаимосвязь между формами среды и человеческим поведением обязывает задуматься и о проблемах социальных и психологических – об «экологии культуры», по выражению Д.С Лихачева.

В архитектуре опредмечиваются основы мировоззрения общества, его эстетические принципы и эстетические идеалы. Архитектура всегда относится к числу важнейших средств утверждения определенной идеологии. Среда, организованная архитектурой, ненавязчиво, но постоянно воздействует на эмоции, сознание и поведение человека. Эстетическое, таким образом, выступает не как некая «надстройка». Создание эстетических ценностей – необходимая часть общественного назначения архитектуры.

Архитектура закрепляет присущие тому или иному общество схемы деятельности и человеческих отношений; уже этим она служит целям социализации личности. Вместе с тем архитектура может воплощать определенные идеалы – этические и эстетические, придавая им убедительную, осязаемую предметность (как готика воплотила идеалы позднего средневековья или архитектура Возрождения – гуманистические идеалы нового времени).

Архитектура теснейшим образом связана с историей развития человеческого общества. Все этапы мировой цивилизации находили отражение в памятниках архитектуры, которые способны при внимательном и всестороннем изучении помочь нам выявить картину взаимоотношений социальных групп в каждой стране, условий жизни общества, развития производительных сил и техники, идеологических систем и эстетических принципов, существовавших в то или иное время.

Архитектура, в том числе и ландшафтная, имеет три характерные особенности:

Именно эта мысль сконцентрирована в определении сути архитектуры, которое дано ещё в Древней Греции Витрувием 2000 лет назад:

«Архитектура – это красота, прочность, польза».

Главный признак произведения архитектуры – пространство, целесообразно организованное для определенной социально значимой цели, вмещающее человека и воспринимаемое им зрительно. При этом речь идет не только о пространстве, со всех сторон ограниченном (интерьер здания), но и о пространстве внешнем, организованном зданиями, сооружениями и зелеными насаждениями (ландшафтная архитектура).

Архитектурные объекты складываются в структурную основу предметно-пространственной среды – того предметно-пространственного окружения, которое взаимодействует с человеком и актуализируется его поведением.

Проблемы среды по сути своей – проблемы человеческие. Человек неотделим от вещественности бытия. Взаимодействуя с окружением, он формирует «материальный каркас» своей деятельности, поведения и отношений с другими людьми. Таким образом, формируя предметный мир, человек вместе с ним планирует свою будущую жизнь и, в конечном счете, самого себя. Средовый подход, который стал утверждаться в художественной культуре во второй половине XX века, связывает системность, присущую архитектуре и дизайну, с представлениями о неразрывности форм поведения и тех материальных структур, которыми они обеспеченны, ориентируя на «очеловеченность» окружения как необходимое качество. Произведение архитектуры существует как часть такой очеловеченной системы и в практическом использовании, и в своих информационных качествах. Исключительное значение всегда имел синтез искусств – органичная связь архитектуры, скульптуры и живописи.

Читайте также:  Оригинальная вилла «Раковина» от японского дизайнера Котаро Иде

Влияние городской среды на поведение человека было изучено в III четверти XX века ленинградским психологом Х. Штейнбах. Она исходила из того, что материальный мир, окружающий человека, ему не безразличен. Среда как бы провоцирует человека на определенные поступки, создавая для них благоприятные условия. Испытуемым – будущим архитекторам и студентам-психологам – предъявлялись фотографии различных

участков города: особняк на Дворцовой набережной, дом на пустыре, район новостройки и др.

Студентам предлагалось составить рассказ по каждой из представленных фотографий на тему: «Что могло бы здесь произойти?». Рассказы респондентов фиксировались скрытым магнитофоном. Затем был осуществлен анализ полученного материала: метолом контекст-анализа* выделялись основные категории (наиболее часто встречающиеся в составленных рассказах) для каждой из представленных фотографий.

Результаты исследования Х. Штейнбах свидетельствуют о том, что все виды поведения людей, которые разные испытуемые соотносят с представленными изображениями архитектурных объектов, являются сходны-

ми. Например, особняк на Дворцовой набережной большинство испытуемых связывали с местом, где люди отдыхают, назначают свидания, проводят массовые гуляния. Описывая район новостройки, респонденты подчеркивали его рациональный, деловой характер: люди спешат на работу или с работы; женщины торопливо идут с нагруженными сумками (то было время всеобщего дефицита в стране, даже продуктов питания!); гуляющих и отдыхающих не видно. Дом на пустыре связывался, как правило, с детьми, которые обязательно играют в грязи, в лужах; с подростками, собирающимися в «подозрительные» группы, и т.п.

Закономерно встает вопрос: какие факторы определяют отношение людей к предметно-пространственной среде? Ясно, что восприятие архитектурной среды может быть обусловлено как самим объектом восприятия – средой, так и субъектом восприятия – человеком. К субъективным факторам восприятия относятся индивидуальные особенности и свойства личности (индивидуальный опыт, способность к эстетическому восприятию и степень этих способностей), а также установка на восприятие, эмоциональное состояние и др.

К социально-психологическим факторам, влияющим на отношение человека к воспринимаемой среде, можно отнести социальные положения, профессиональную подготовку, образ жизни и связанные с этим нравы и обычаи, установки и стереотипы восприятия, общие для групп людей.

Но есть один фактор, аспект архитектурной среды, который позитивно влияет на всех респондентов, независимо от их возраста, социального статуса, религиозных и политических убеждений, гендерных** особенностей – наличие в окружающей человека среде элементов подлинной красоты. Ещё Ф.М. Достоевский заметил: «Красотою спасется мир». Ленинградские исследователи, изучавшие влияние интерьера на поведение людей, заметили, что на беломраморных ступенях лестниц в общественных зданиях всегда меньше окурков и мусора, чем на бетонных или деревянных.

Мы пошли дальше. В середине 1980х гг., когда в Новочеркасском инженерно-мелиоративном институте функционировал строительный факультет и была самостоятельная кафедра архитектуры, мы выдали студен-

* Контекст (лат. contextus – тесная связь, соединение) – законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы.

* *Гендер (греч. gender + logos) – социальная психология пола.

там-второкурсникам задание: изучить влияние эстетики среды обитания на поведение подростков. Ведь именно в подростковом возрасте школьники часто увлекаются граффити*. Для исследования были выбраны 10 типовых 4-5 этажных «хрущевок» в местных Черемушках и около 20 жилых и общественных зданий в центре Новочеркасска, уже тогда имевшем официальный статус исторического города. Число зданий взято различным, так как было важным иметь их одинаковую длину по фасадам, а в центре города многие здания невелики (рис. 1, 2).

Рис. 1. Здание гауптвахты в Новочеркасске –

памятник русского классицизма середины XIX века

Рис. 2. Новочеркасские Черемушки – детище «хрушевской эпохи»

* Граффити (итал. graffiti – нацарапанный) – рисунки, нацарапанные или нарисованные краской либо другим материалом на заборах, цоколях и стенах задний и сооружений.

Перед студентами была поставлена задача – определить суммарную протяженность граффити в исторической части города и на убогих фасадах Черемушек. Несмотря на то, что в центре города концентрация людей намного выше, чем в спальном районе (милиция – не в счет: она и сейчас, и четверть века назад за порядком не следила), в пересчете на 100 погонных метров фасадов в центре города граффити оказалось в 4,8 раза меньше, чем в Черемушках. Вывод очевиден: подлинная красота дисциплинирует, воспитывает, восхищает, и у подростков-проказников, как говорят, «рука не поднимается», чтобы самовыразиться, оскверняя фасад.

Восприятие архитектурных объектов, как и других, более простых, оперирует определенными «эталонами» – образно-вербальными штампами, сложившимися в процессе психологического развития человека. Архитектором Л.В. Никольской проведено исследование, выявившее возможности «перевода» эмоционально-окрашенного состояния на язык графических линий. Эксперимент проводился по «методике пиктограмм».

Испытуемым предлагалось графически выразить свои эмоциональные состояния и ассоциации в связи со следующими парами прилагательных: радостный – печальный, статичный – динамичный, тревожный – уверенный и др.

Качественный анализ пиктограмм показал следующее:

· разные испытуемые дали весьма сходные ассоциации абстрактных линий с эмоционально окрашенными понятиями, выражающими отношение субъекта к понятию; например, рациональность ассоциируется с прямыми линиями, романтичность – с волнообразными кривыми (вот Вам и готовая схема планировки аллей в парке!), хаос – с разорванными отрезками, возвышенность – с наклонными выходящими (типичный образ стелы в мемориальном парке), расслабленность – с дугами большого радиуса, тревожность – с острыми углами и ритмично повторяющимися элементами;

· результаты самоотчетов убедительно подтвердили предположение о существовании устойчивых эмоциональных реакций и ассоциативных связей на стимул;

· как правило, ассоциации являются общими для участников эксперимента и, следовательно, имеют биосоциальную природу.

Устойчивость графических и словесных образно-ассоциативных связей позволило Л.В. Никольской предположить, что силуэты зданий и сооружений тоже обладают устойчивыми образно-эмоциональными характеристиками. Предположение нашло подтверждение в результатах ещё одного эксперимента. Оказалось, что простейшие прямолинейные однообразные и протяженные элементы вызывают уныние и скуку; включение в абрис* тупых углов или криволинейных элементов создают ощущение покоя;

* Абрис (нем. Abriβ – чертеж, план, очерк) – линейное очертание предмета, контур.

ритмично пульсирующие лаконичные очертания воспринимаются как деловые и рациональные. Наличие остроугольных элементов в симметричных лаконичных силуэтах придают им торжественность и строгость с оттенком холодности. Усложненные контуры с неупорядоченной измельченной структурой, обилием углов и наклонных линий приводят к ощущению беспокойства, отчужденности. Чрезмерно изрезанные силуэты вызывают утомление и настороженность.

Таким образом, можно сказать, что в определенных приемах формообразования содержатся способы передачи информации, язык архитектуры. Игнорировать это факт при разработке архитектурной среды вообще и ландшафтной архитектуры в частности было бы преступлением. А так как каждый архитектурный объект уникален, то при реконструкции, приспособление памятников для современных нужд и даже при любом новом проектировании важных общественных объектов важно провести хотя бы небольшие по объему архитектурные исследования. Доказательством тому служит опыт японских архитекторов. Проектируя коттедж, наши архитекторы тратят на эту работу 2-3 недели (с учетом согласований), на строительство уходит минимум 3-4 месяца. В Японии проектировщик-архитек- тор тратит на изыскания и проект до 1 года (изучает местность в разное время года, в разную погоду, при разной освещенности участка), а объект возводится за 2-4 недели. Зато каждый объект у них неповторим, прекрасен, восхитителен. Вот что значит роль исследований в архитектуре!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11089 – | 7472 – или читать все.

Как архитектура управляет нами? 4 способа воздействия на человека

Большинство из нас проводит в замкнутом пространстве до 90% жизни. Поэтому архитектура становится важным фактором, когда речь заходит о настроении и восприятии.

Люди редко задумываются о колоссальном влиянии архитектуры на подсознание и здоровье: плохо подобранный цвет стен способен вогнать в состояние стресса и отчаяния, а хорошо спроектированное здание может излечить, настроить на продуктивный рабочий лад и поднять настроение.

В этом материале мы выделили четыре основных аспекта, на которые стоит обращать внимание каждому.


Структура

Структура здания влияет на отношения человека как с другими людьми, так и с самим собой, и среди архитекторов немало тех, кто делает на этом основной акцент. Объекты Рема Колхаса как раз об этом — о том, как пространство помогает людям взаимодействовать друг с другом. Поэтому фотографы жалуются, что здания ОМА трудно снимать, ведь они редко спроектированы с расчетом на фотогеничность.

Однажды его заказчиком стал человек, парализованный ниже пояса. Он сказал, что вопреки своему состоянию не хочет дом для инвалида, так как здание со специальными подъемниками и пандусами постоянно напоминало бы о его состоянии здоровья. В результате появился знаменитый дом в Бордо, где хозяин передвигается между этажами на гидравлической платформе, а большая часть помещений находится на уровне второго этажа, откуда хорошо видно окрестные холмы.

Не все одобрили это решение — многие посчитали дом не слишком безопасным для человека с ограниченными возможностями. Но в конечном итоге именно то, что Колхас исходил из восприятия заказчика, освободило его из инвалидного кресла, пусть и не в буквальном смысле.

Доказано, что естественное освещение в зданиях положительно влияет на психику. Солнце стимулирует выработку нескольких гормонов, в том числе серотонина, нехватка которого может привести к депрессии, и мелатонина, помогающего регулировать наши биологические часы, сон и пищеварение.

Известно также, что на мозг влияет как количество света, так и его температура: холодные оттенки ассоциируются с дневным временем, когда свет кажется более холодным, а теплые световые оттенки ближе к вечернему и рассветному солнцу.

На основании этого студия ZGF Architects выработала шесть принципов, объединенных под названием «экология света». Один из них гласит, что свет в офисном здании влияет на работу сотрудников: синеватые оттенки ламп оказывают эффект, схожий с кофе, а теплые цвета способствуют расслаблению — их лучше использовать в зонах для неформального общения.

Схемы из презентации ZGF Architects

Не менее важно следить за светом в медицинских учреждениях. Особое внимание солнцу уделил японский архитектор Такахару Тезука, когда проектировал Репродуктивный центр Sora no Mori на острове Окинава. Архитектор уверен, что женщину нельзя излечить от бесплодия, если она постоянно находится «в темном кондиционированном ящике в плохом здании».

Вероятно, доля правды в этом есть: показатель успешных беременностей здесь намного выше, чем в обычных клиниках. Каждая палата занимает отдельный одноэтажный павильон. В нем всего одна глухая стена — остальное пространство открыто солнцу и поддерживается колоннами. Павильоны ненавязчиво соединены между собой системой внутренних двориков.

Цветовое восприятие — одно из самых древних у человека. Наше настроение и ассоциации меняются не только в зависимости от цвета, но и от того, на какой из частей здания или комнаты он расположен — на полу, потолке или стенах. Вот почему архитектор должен внимательно относиться к цветам всех конструктивных элементов здания.

Одно из исследований, отраженных в книге «Человек, цвет, пространство», демонстрирует, как меняется восприятие в зависимости от контекста: подсознательно мы воспринимаем красный как цвет предупреждения, опасности, и в комнате с красными стенами будем ощущать себя в постоянном напряжении. Красный потолок приобретает дополнительное физическое качество — визуально он становится более тяжелым.

Также на наши представления влияет возраст и социальный статус: интроверты и пожилые люди любят более холодные и приглушенные оттенки, экстравертам и молодежи чаще нравятся теплые и яркие цвета.

Схема из статьи The Perception of Color in Architecture


Материалы

Материалы влияют как на тактильную, так и на эстетическую сторону архитектуры. От них зависит, станет ли здание визуальным символом: к примеру, преуспевающие компании не жалеют средств на отделку, так как их архитектура должна демонстрировать успехи бизнеса.

К таким материалам относятся фасадные декоративные панели Rockpanel Premium. Эта линейка у подразделения группы компаний ROCKWOOL появилась в 2018 году. Панели не только придают зданию качество и «лоск» особо высокого уровня, но и повышают его пожаробезопасность: панели изготавливаются из прессованного базальтового волокна — материала вулканического происхождения. Rockpanel относится к классу пожарной опасности материала К0, то есть пригоден для использования даже на объектах социального назначения — детские сады, школы, больницы. Кроме того, облицовка Rockpanel включена в BRE Green Book («Пособие по экологичной продукции»), благодаря чему ее использование способно повысить экологический статус здания, повысить рейтинг экологичности даже по международным BREEAM и LEED.

Офисный центр Fahrenheit в Монпелье (арх. A+ Architecture) — один из примеров использования панелей Rockpanel Premium

Ссылка на основную публикацию