Водные мотивы в архитектуре Венгрии
Ивашко Ю. Водные мотивы в архитектуре Венгрии Будмайстер 2003 №14 C. 10-12
Говорят, что архитектура страны — это один из тех «китов», на которых стоит сфера туризма. Страны с живописной природой, морем и множеством памятников архитектуры привлекают гораздо больше туристов, чем те, где, кроме природы и посмотреть-то не на что. Согласитесь, Грецию и Италию предпочитают для отдыха не только потому, что там можно отдохнуть на морском побережье, а и во многом благодаря наличию таких жемчужин архитектуры, как Парфенон, Эрехтейон или Колизей в Риме. Многим туристам не по душе простое ничегонеделанье на пляже под средиземноморским солнцем, и они стремятся сочетать пребывание на море с экскурсиями, расширяющими их кругозор.
К числу стран, где есть что посмотреть и одновременно с комфортом отдохнуть, относится и Венгрия. Венгрия привлекает туристов прежде всего своей живописной природой, термальными источниками, лечебными озерами и богатыми культурными и архитектурными традициями. Даже такое привычное для нас место, как зоопарк, в Будапеште отличается своеобразием.
Будапештский зоопарк – один из старейших в мире, он был открыт в 1866 году и с тех пор по праву считается вторым в Европе по красоте. Участок, на котором расположен зоопарк, находится в самом центре города, возле Площади Героев и является неизменной составляющей исторической застройки этой части города. В планировке комплекса сочетаются регулярность и живописность, прямые дорожки и узкие извилистые тропинки, симметрические и асимметрические павильоны. Не прав тот, кто считает, что в зоопарк ходят только с детьми: будапештский зоопарк интересен и детям, и взрослым, и изначально был задуман как место отдыха жителей и гостей столицы.
Тот, кто слышал об австро-венгерском сецессионе – декоративном направлении стиля модерн конца XIX – начала XX века, обратит внимание на фантастический вход в зоопарк. В маленьком по объему строении четко выдержаны все традиции декоративного модерна: декоративные цветные панно над стрельчатой псевдоготический аркой входа; вытянутый силуэт; обилие скульптур – четыре смирных слона с погонщиками-индусами поддерживают стрельчатую арку портала; наверху – множество белых медведей, на спинах которых «покоится» круглая башенка. Пройдя через металлические ворота, вы оказываетесь на небольшой площади, от которой веерообразно отходят четыре дорожки, ведущие к разным экспозициям зоопарка и ботанического сада. Все павильоны, открытые вольеры, кафе и ларьки утопают в ухоженной зелени, одна из достопримечательностей зоопарка – большое искусственное озеро, перед которым установлены скамейки и подзорные трубы на штативах, позволяющие посетителям наблюдать за птицами и животными, не пугая их. Главный принцип, по которому устроены зоопарк и ботанический сад, – максимальная приближенность к естественной среде обитания и живописность архитектуры. Здесь есть и обычные стеклянные павильоны, где растут тропические растения и свободно летают экзотические бабочки, и «национальные павильоны» в венгерском, «мавританском», «африканском» стилях. Перед закрытым павильоном ботанического сада, где в тропической зелени порхают редкие виды птиц и ползают черепахи, разбиты декоративные площадки отдыха с резными скамейками, деревянными «африканскими» скульптурами и пальмами, чуть поодаль за павильоном возвышается искусственное нагромождение камней.
Самый примечательный – «мавританский» слоновник, реставрация которого была отмечена премией Европа Ностра. «Мавританский» павильон совсем не похож на сооружение зоопарка: в нем есть все атрибуты восточной мечети – лазурно-голубые полусферические купола разной формы и размеров, узкие прорези-окна, сгруппированные между собой, массивная арка входного портала и высокий минарет. Правда, присмотревшись повнимательней, можно заметить, что на самом-то деле «мечеть» – это своеобразная выставка охотничьих трофеев, напоминающая киевский «Дом с химерами» страстного охотника Городецкого, где тоже выставлены напоказ в качестве украшений головы слонов, носорогов и прочих экзотических африканских животных.
Открытые вольеры – часть архитектуры комплекса, поэтому они тоже снабжены декоративными элементами: традиционные венгерские домашние животные (куры, гуси, козы и прочая живность) размещаются в национальном павильоне с крышей оригинальной формы, выполненной из высушенного камыша, вольер для жираф украшен стилизованными плетеными «африканскими» хижинами. Особое воздействие природы и архитектуры объясняется еще и тем, что посетитель сам становится как бы частью природно-архитектурной среды, он может заходить в вольеры, кормить и гладить животных.
Помимо зонирования территории по принципу: растительный мир и животный мир, здесь присутствует и тематическое зонирование как по видам животных, которые помещены в специальных павильонах, так и по климатическим зонам (Венгрия, Африка, Америка). Венгерский зоопарк можно анализировать и с точки зрения удачной ландшафтной архитектуры, поскольку архитекторам удалось разместить экспозицию среди живописного, местами террасированного ландшафта в нескольких уровнях.
Одной из достопримечательностей будапештского зоопарка являются небольшие искусственные озера, утопающие в зелени. Использованию таких элементов ландшафтной архитектуры, как естественные и искусственные водоемы, в Венгрии уделяют особое внимание и стараются включать их в общую композицию. Правда, этому в значительной мере поспособствовала и природа Венгрии, которая издавна славится своими многочисленными термальными источниками и озерами. Аквапарки, термальные бассейны, лечебные озера и просто озера для купания и прогулок на яхтах и катамаранах давно стали отличительной особенностью венгерского туризма.
Особое место по числу целебных источников занимает Будапешт, где термальные воды будайской стороны использовали еще кельты и римляне, пришедшие на эти земли в I веке н.э. и основавшие город Аквинкум, центр римской провинции Паннония. Впрочем, хотя римляне и знали о целебных свойствах венгерских термальных источников, купание в лечебных водах стало особенно популярным только во времена турецкого владычества, в XVI-XVII веках. Именно тогда были выстроены сохранившиеся до наших дней купальни Рудаш, Кирай, Рац. Например, возраст купальни Рудаш с массивными каменными сводами в интерьере составляет более четырехсот лет! Со временем венгерская столица обогатилась и более современными купальнями – Геллерт и Сечени. При этом купальня Сечени с закрытым пляжем считается наибольшей по площади водолечебницей Европы и одной из главных достопримечательностей Городского парка, а купальня Геллерт, построенная в начале XX века на месте средневековой водолечебницы, благодаря изысканному интерьеру в стиле австро-венгерского сецессиона (модерна) – одной из самых элегантных термальных здравниц столицы Венфии.
Недалеко от зоопарка и купален Сечени находится еще один большой водяной массив -искусственное озеро, в водах которого отражается самая величественная достопримечательность Городского парка – замок Вайдахуняд. Летом озеро отдано в распоряжение любителей лодочных прогулок, а зимой превращается в большой каток.
Архитектурный комплекс Вайдахуняд был сооружен в 1896 году к празднованию тысячелетия прихода венгерских племен в Карпатский бассейн и отображает историческое прошлое страны. Здесь с максимальной точностью воспроизведены уменьшенные копии памятников всех архитектурных стилей Венгрии – романский стиль, готика, ренессанс, барокко. Вход в комплекс Вайдахуняд – через мост, который ведет к массивной арке с железными решетками – совсем как в средневековом замке-крепости. По обе стороны от входа – рустованные сторожевые башни-донжоны с бойницами. Пройдя через арку, вы словно совершаете фантастическое путешествие назад, в прошлое Венгрии. Романский храм здесь соседствует с крепостью, крепость – с готической постройкой, а та, в свою очередь, с ренессансным зданием и барочным дворцом. Сейчас в замке размешаются Сельскохозяйственный музей, концертные площадки, магазины с сувенирами. Здания утопают в зелени, а между пешеходными дорожками разбиты живописные цветники.
Впрочем, замок-комплекс Вайдахуняд знаменит не только своей архитектурой. В густой зелени парка установлен бронзовый памятник летописцу Анонимусу, который оставил бесценные свидетельства о временах царствования короля Белы IV и почитаем в Венгрии, как наш Нестор Летописец. С этим памятником связана одна из самых известных легенд: каждый, кто прикоснется к бронзовому перу в руке летописца, оставит о себе память в истории своего народа. Именно поэтому перо отполировано до блеска тысячами рук, потому что никто не уходит из Вайдахуняда, не коснувшись пера летописца.
Еще один вид «водной архитектуры», о котором мне хотелось бы упомянуть, – это аквапарки. Уникальный аквапарк расположен в городе Залакарош недалеко от западного побережья озера Балатон. Залакарош завоевал популярность у немецких и австрийских туристов (а именно они составляют основной процент отдыхающих) благодаря комплексу термальных бассейнов, размещение которых удачно продумано и подчинено единой градостроительной идее: отделить зону лечения и отдыха от оживленных городских магистралей. Как правило, такие лечебные комплексы находятся в центре населенного пункта, но обязательно в зеленой зоне.
Зоны «отдыха на воде» отделены от транспортных магистралей и оживленных общественных зон природными зелеными массивами и пешеходными площадями, куда въезд транспорта запрещен. Таким образом, зайдя на территорию лечебного аквапарка, посетитель теряет ощущение времени, поскольку его окружает природное спокойствие, а корпуса гостиниц вокруг скрыты стеной зелени. По такому же принципу спланирован и Залакарош: чем ближе к аквапарку, тем больше зелени и парковых зон вдоль дорог и ограничений для проезда транспорта. Непосредственно к территории аквапарка примыкает пешеходная площадь с газонами, клумбами, беседками и летней танцплощадкой. На эту же площадь сориентированы два корпуса четырехзвездочной термальной гостиницы-лечебницы «Мен Дан».
Поскольку аквапарк – главный источник доходов и города, и жителей, все направлено на то, чтобы создать максимальный комфорт для отдыхающих. Еще в прошлом году гостиница состояла из одного корпуса, а в течение года по соседству был выстроен второй, соединенный с первым стеклянным переходом. Примечательно, что венгерские архитекторы изначально отказались от модернистской архитектуры гостиницы и не стремились к повышенной этажности: такая среднеэтажная гостиница с нестандартными многоуровневыми мансардами, лоджиями и пологими черепичными крышами является символом гармонии, покоя и уюта, то есть всего того, в чем нуждается человек, приехавший на лечение. Еще одна особенность: проживающие в номерах не видят и не слышат транспорта, вся территория вокруг корпусов гостиницы всецело отдана туристам. Справа от корпуса гостиницы находится одноэтажное здание с ресторанами, кондитерскими, магазинами товаров для отдыха и сувенирными ларьками.
Миновав пешеходную площадь, вы окажетесь перед входом в аквапарк Залакарош. В составе аквапарка – несколько десятков открытых и закрытых бассейнов, причем в планировке его тоже выдержан принцип четкого зонирования:
• входная зона, где расположены кассы и всевозможные ларьки с книгами и сувенирами;
• зона глубоких спортивных бассейнов, куда вход детям до двенадцати лет без сопровождения взрослых запрещен;
• зона сильнодействующих открытых радоновых бассейнов со скамейками и душевыми при них;
• зона детских «плескательных» бассейнов;
• зона «игровых» бассейнов и бассейнов типа «океанская волна»;
• зона закрытых бассейнов с комплексом лечебных процедур.
Все зоны аквапарка отделены друг от друга зелеными газонами с деревьями, лавочками и шезлонгами, где рекомендуется отдохнуть после принятия термальных ванн.
Если устройство открытых бассейнов в аквапарке Залакарош в общем традиционно, то о гидромассажном бассейне следует сказать несколько слов. Снаружи он выглядит как два примыкающих друг к другу полукруглых объема, увенчанных оригинальными «чешуйчатыми» башенками со шпилем. В бассейн можно попасть и изнутри, и через наружные двери. Гидромассажный бассейн занимает центральную часть помещения и тоже состоит из нескольких зон: лечебного с водными струями и нескольких обычных термальных бассейнов, отделенных друг от друга бортиками и снабженных лестницами. Снаружи перед зданием – площадки для отдыха с шезлонгами и цветниками.
Целебными свойствами обладает и вода самого большого в Европе термального озера Хевиз недалеко от Залакарош. Популярность курорта Хевиз особенно возросла в XIX – начале XX века. На озере на сваях были построены павильоны с душевыми, массажными и комнатами отдыха. Как и многие другие лечебные курорты Венгрии, озеро Хевиз богато многочисленными легендами о чудесных исцелениях. Так, говорят, что в давние времена здесь излечилась единственная дочь владельца замка Тадика, парализованная на обе ноги.
Ранее Хевиз принадлежал графскому роду Фештетичей. Семья Фештетич жила в 1730-х годах в уникальном дворцовом комплексе, третьем по величине и едва ли не самом красивом в Венгрии, который находится недалеко от Хевиза, в городе Кестхей на северо-западном берегу Балатона. Дворцовый ансамбль меценатов Фештетичей сочетает в себе изысканность стиля барокко и пышность рококо, сохранившиеся интерьеры составлены из предметов обстановки дворца или привезенных из других мест и отражают образ жизни венгерской знати XVIII-XIX веков.
Многие, увидевшие ансамбль в Кестхей, называют его «венгерским Версалем». Первоначально вокруг дворца были разбиты английские и французские парки с фонтанами, площадь которых составляла около 40 гектаров. Сегодня к музею, находящемуся во дворце, относится лишь 7 гектаров парковой территории. Бывшее гостевое крыло дворца, бальные залы, столовая и зеркальный зал открыты для туристов, здесь проводят научные совещания, международные конференции, концерты, литературные чтения, приемы. Для участников конференций во дворце предусмотрено пятнадцать гостиничных номеров и четыре апартамента.
Говоря об использовании водных массивов – озер, бассейнов, фонтанов как средств архитектурной выразительности, нельзя не упомянуть вкратце и о знаменитом «пресноводном море» Венгрии – озере Балатон. Думаю, не ошибусь, если скажу, что без уникального пейзажа побережья Балатона архитектура застройки прибрежных городов и поселков была бы не столь выразительной. К несомненной удаче архитектурных решений застройки следует отнести то, что здания всецело подчинены по своим масштабам окружающей природной среде, на побережье мало многоэтажных гостиниц, а преобладают одно-двухэтажные частные коттеджи и среднеэтажные гостиницы и пансионаты. Как правило, гостиницы несколько отдалены от воды, а перед ними находится своеобразная «зеленая зона», что исключает противоречие между естественной и искусственной средой.
Прогулки по Будапешту. Архитектура модерна (югендштиля) и венгерский национальный стиль
В Центральной Европе, Германии и Австрии немецким термином «югендстиль» или «югендштиль» называют архитектуру стиля модерн, или ар-нуво. В Будапеште, как и в Австрии, используется еще одно понятие — стиль сецессион, так как на творчество венгерских архитекторов конца XIX – начала XX в. сильно повлияло венское движение Сецессион. Венский сецессион возник в 1897 году в противовес консерватизму и академизму тогдашнего искусства.
Югендштиль, или ар-нуво, отличается богатой орнаментальностью и широким использованием растительных и фольклорных мотивов. В Венгрии развитие стиля югендштиль совпало с ростом национального самосознания, поэтому неудивительно, что архитекторы и художники стали активно использовать народные мотивы. Думается, именно в национальном преломлении стиль модерн получил столь разнообразные, подчас вычурные, но всегда интересные формы. В качестве примеров можно привести сооружения Эдёна Лехнера в Будапеште или, скажем, необычные строения, который создали в Барселоне каталонские архитекторы Луис Доменеч-и-Монтанер и Жозеф Пуч-и-Кадафалч.
Основные здания, построенные в югендштиле, в Будапеште можно увидеть в центре Пешта.
Во-первых, назовем знаменитый дворец Грешэм (дворец Грэшема). На него открывается великолепный вид со стороны Буды, а вечером он играет огнями и смотрится особенно великолепно (см. запись о нашей вечерней прогулке по Будапешту). Адрес дворца Грешэм: площадь Рузвельта (Roosevelt Tér), 5-6.
Дворец Грешэм — характерный представитель стиля сецессион с округлыми формами, плавными переходами и растительным орнаментом.
Здание было построено для английской страховой компании «Грешэм» Жигмондом Квиттнером и братьями Йожефом и Ласло Ваго в период с 1905 по 1907 гг. Сэр Томас Грешэм был основателем лондонской Королевской биржи.
Сейчас (с 2004 года) во дворце находится самый дорогой в Будапеште пятизвездочный отель «Времена года» (Four seasons), и вы вполне можете зайти внутрь и полюбоваться модерновыми интерьерами.
Еще фотографии интерьеров дворца Грешэм:
Это действительно того стоит: великолепные лестницы, витражи Микши Рота, роскошные кованые ворота с павлинами, великолепная аркада с кровлей, украшенной разноцветной глазурованной плиткой, необычный дизайн лифтов, ваз и даже. туалетов.
Да-да! Если не постесняетесь, здесь же на первом этаже роскошного отеля можете зайти в туалет. Обещаем вам и здесь массу впечатлений! Не только от шикарного оформления, но и от пятизвездочной роскоши: отличное жидкое мыло в стильных флакончиках, нежнейшие белоснежные полотняные салфетки, чтобы вытирать руки, и даже прекрасный крем для рук с приятным цитрусовым запахом.
>Кстати, о роскоши. Всем, кто выходит или выходит из отеля, расположенного во дворце Грешэм, двери любезно открывают два швейцара, одетых простенько, но очень предупредительных, так что даже неловко, ведь мы люди скромные, только посмотреть пришли.
Назовем еще несколько интересных образцов стиля модерн в Будапеште. Очень красиво построенное в 1906 году здание бывшего Турецкого банка со стеклянным фасадом. Архитекторы: Хенрик Бём и Армин Хегедюс. Великолепную мозаику на портике выполнил Микша Рот. Она изображает венгров (видных политических деятелей), испрашивающих благословения у Девы Марии, покровительницы Венгрии. Фронтон с якрой мозаикой носит название «Слава Венгрии».
Здание находится на площади Сервитов (Szervita Tér ), дом №3, недалеко от известной всем туристам улицы Ваци (о прогулке по улице Ваци см. в нашей записи здесь).
Еще один замечательный образец югендштиля в Будапеште — Парижская аркада (P á rizsi Udvar), построенная в 1911 году архитектором Хенриком Шмалем. Фасад и интерьеры аркады богато украшены. Цветные стеклянные фонари на крыше создают атмосферу таинственного мавританского дворца. Парижская аркада находится недалеко от станции метро Ferenciek tere .
Не поленитесь зайти внутрь аркады. Тут ведется торговля какими-то изысканными товарами, в здании находится книжный магазин, газетный киоск и популярный бар, но не это нас волнует .
Полюбуйтесь лучше чудесными резными интерьерами. Настоящий торговый пассаж в стиле модерн, весь стеклянно-ажурный, с богатыми скульптурными украшениями, жаль, что освещение тускловато.
Роскошный образец стиля ар-нуво — купальни Геллерт. И само здание, и вестибюль, и открытые бассейны — всё оформлено очень элегантно. Так что поплавать сюда можно прийти только ради интерьеров, чтобы оказаться в такой роскоши. Подробнее о посещении купальни см. в отдельной записи.
Еще один шедевр стиля модерн — построенный в 1909 году Новый театр (Паризиана). Адрес: Paulay Ede utca, 35 (недалеко от здания Оперного театра).
Эта жемчужина театральной архитектуры создавалась как кабаре в стиле сецессион. Автором проекта был Бела Лайта. В 20-е годы театр был перестроен в стиле ар-деко.Последняя реставрация была проведена в 1998 году. Это яркое здание с необычным фасадом из стекла и стали с разнообразными витражами и позолоченной отделкой, небольшое, но очень привлекательное, особенно интересное для любителей стиля модерн.
Находится Новый театр по адресу Paulay Ede utca,35; добраться можно на метро или автобусе № 4 до остановки Opera (собственно, главный оперный театр Будапешта находится тут неподалеку).
В Будапеште конца XIX – начала XX в. трудилось множество хороших архитекторов. Но даже склоняясь к венской школе сецессиона, все они стремились избегать стандартных форм и шаблонов. Один из наиболее ярких представителей венгерской архитектуры той эпохи, представитель венгерского национального стиля в архитектуре, эклектики и затем венгерского модерна — уже упоминавшийся венгерский архитектор Эдён Лехнер (Ödön Lechner) (1845-1914), построивший в Будапеште несколько крупных примечательных зданий. В своем творчестве Лехнер широко использовал этнические мотивы, причем не только венгерские, но и индийские, персидские и мавританские. Очень любил майолику, активно использовал стекло и железо.
Одно из самых знаменитых творений Лехнера — здание почтамта-сберкассы (Сберегательного почтового банка) в Будапеште (1899—1902 гг) (Postatakarék–pénztár). Стены этого здания украшены желтой майоликой. За декоративными щитами находится крыша, покрытая цветной шестиугольной черепицей.
Дом очень яркий и праздничный, только вот жаль, что крышу увидеть просто так, с улицы, нереально. А крыша, кстати сказать, украшена цветами, крыльями ангелов, драконьими хвостами и другими экзотическими мотивами. Когда архитектора Эдена Лехнера спросили, почему он так богато украшает крыши, которые не видны с улицы, он ответил: «А почему бы птицам не полюбоваться ими?»
Это здание Лехнера, считающееся родоначальником нового венгерского стиля, соединяет в себе плавность линий сецессиона с венгерскими национальными мотивами. Повторяющийся мотив пчел и сот, изначально использовавшийся и в оформлении интерьеров, символизирует деятельность банка: аллегория банковских накоплений и трудолюбия клерков.
Вот, собственно небольшой фрагмент крыши (фото с сайта www.vendegvaro.hu):
Банк находится здесь и по сей день. Не знаю, можно ли заходить внутрь и сохранилось ли там что-нибудь от первоначального интерьера, который был весьма и весьма вкусным, если судить по старинным фотографиям (фото с сайта Венгерской художественной школы www.mke.hu):
Здание Сберегательного почтового банка находится на углу площади Сабадшаг (Szabadság Tér), по адресу: Hold utca, 4.
Еще одно незабываемое творение Лехнера (и его коллеги и партнёра Дьюлы Партоша) — Музей прикладных искусств в Будапеште (1893—1896), выполненный в мавританском стиле. Открыт музей был в 1986 году — в год празднования тысячелетия Венгрии.
Не музей, а настоящий замок с необычными узорами. Крыша выложена черепицей завода Жолнаи. Красочный изумрудный купол, ярко украшенная крыша, резные лестничные перила, узорчатые потолки — всё это поражает воображение.
Внутренние интерьеры тоже достойны: огромный зал под большим куполом, вестибюль из стекла и галерей, керамическая лестница, потолок в арабесках, «мавританские» белые арки.
Музей прикладного искусства находится недалеко от Центрального рынка Будапешта, по адресу Üllői út, 33-37; метро Corvin-negyed или трамвай 4 (или 6) до остановки Üllői út. По понедельникам музей закрыт, но полюбоваться им снаружи — уже большое дело. Собственно, даже если экспозиция этого музея вам не интересна, добраться до него всё-таки стоит.
В контексте югендштиля можно еще упомянуть здание венгерской консерватории, которая носит название Высшей музыкальной школы имени Ференца Листа (часто ее еще называют Музыкальной академией, Zeneakadémia). Стиль, в котором построена академия, называют барочным югендштилем. Здание академии украшает большая статуя Ференца Листа работа Алайоша Штробля.
Само здание довольно помпезное, богато украшенное. Построено оно было в 1904-1907 гг. по проекту Флориса Корба и Кальмана Гергля.
Интереснее всего интерьеры Музыкальной академии, выполненные в стиле сецессион: фрески, в том числе работы Иштвана Зичи (Zichy István) (фрески, посвященные музыкальной истории Венгрии), яркие керамические панно фарфоровой мануфактуры Жолнаи (Zsolnay). Раньше еще тут были витражи Микши Рота.
Вот, например фреска Аладара Кёрёшфё-Криша (Körösfői-Kriesch) «Фонтан молодости» (1907) (фотография с сайта enciklopedia.fazekas.hu):
На фреске надпись: «Те, кто ищет жизни, совершают паломничество к источнику искусства». Этот художник, как и другие члены художественного кружка Гёдёллё, черпали вдохновение в венгерском народном искусстве и в творчестве английских прерафаэлитов. Над входом в зал на цокольном этаже Кёрёшфё-Криш написал еще две фрески, символизирующие музыку светскую и духовную.
Большой зал Музыкальной академии вмещает 1200 зрителей и славится исключительной акустикой.
Также обращает на себя внимание орган и красивые люстры.
На стенах — росписи, символизирующие музыкальные темпы: аллегро, анданте, адажио и скерцо.
Малый зал консерватории рассчитан на 400 мест.
Рекомендуемые ссылки:
Если вас интересуют красивые интерьеры в стиле модерн и модернистская архитектура в Европе, то вам могут понравиться следующие материалы по этой теме (с фотографиями и подробными описаниями):
10 поразительных архитектурных достопримечательностей Венгрии
10. «Колесо времени» (Timewheel), Будапешт
Будапештское «Колесо времени» («Időkerék» по-венгерски), возможно, является крупнейшими в мире песочными часами, которым нужен целый год, чтобы песок просочился полностью!
В буквальном смысле гигантское колесо, разработанное для того, чтобы отсчитывать время, было построено в 2004 году в честь включения Венгрии в Европейский Союз.
Время отсчитывают крошечные кусочки стекла, которые просачиваются вниз с помощью компьютеризированной системы, благодаря чему расчёт времени производится с завидной точностью.
Каждый год, 31 декабря, команда из четырёх человек с помощью толстых стальных тросов переворачивает «Колесо времени» на 180 градусов, сбрасывая хронологический отсчёт на один год. Даже с помощью нескольких помощников процесс вращения колеса наполовину занимает до 45 минут.
Инсталляция расположена в общественном парке, и любой желающий может подойти и попробовать самостоятельно повернуть это колоссальное гранитное колесо.
9. Плавучие дома на озере Бокод, Орослань (Oroszlány)
Это, по сути, целая деревня, построенная на поверхности озера. Что ещё удивительно в этом месте — озеро никогда не замерзает, даже если все остальные озёра вокруг покрылись слоем льда.
На озере Бокод, находящемся в 50 милях (80,47 км) от Будапешта, можно увидеть дома, построенные на сваях, вытянутые в линию более чем в одну милю (1,61 км). Небольшие домики в основном используются местными жителями в летний сезон, однако они также подходят для рыболовов, любящих рыбачить круглый год, которые используют в свою пользу интересную особенность этого озера: несмотря на холодные венгерские зимы, оно замерзает крайне редко.
Это происходит благодаря электростанции, расположенной недалеко от озера. На самом деле, озеро Бокод является ничем иным, как охлаждающим бассейном для электростанции. Вода в нём постоянно циркулирует: холодная вода поступает на станцию, а тёплая вода из неё выливается — это избавляет поверхность водоёма от полного замерзания.
8. Музей Флиппер (Flipper Muzeum), Будапешт
В музеях, как правило, интересно, но не очень весело. В этом музее и интересно, и весело одновременно, потому что в этом музее автоматов для пинбола есть несколько самых редких в мире экземпляров.
Музей, посвящённый классическому пинболу, расположен в подвале жилого дома, находящегося в центре города, и является раем для поклонников этой игры.
Основанный когда-то парой энтузиастов, маленький музей может похвастаться целыми рядами классических игровых автоматов, каждый из которых находится в рабочем состоянии и ждёт момента, чтобы опустошить карманы посетителей. Приобретая билет в музей, посетители получают возможность играть в пинбол в течение всего дня столько, сколько угодно.
7. Статуя Коломбо (Columbo Statue), Будапешт
Зачем в центре Венгрии стоит статуя Питера Фалька? Потому что, вероятно, у него были глубокие венгерские корни.
Благодаря незначительной семейной связи будапештская улица Falk Miksa Street теперь является родиной бронзовой статуи в натуральную величину Питера Фалька, одного из самых любимых сладкоречивых детективов в мятом пальто — Коломбо.
Установленная в 2014 году по ориентировочной стоимости в 63 тысячи долларов, бронзовая статуя была частью общего проекта по омоложению района, хотя почему была выбрана именно эта фигура, остаётся загадкой.
По словам организаторов, актёр Питер Фальк, возможно, имел родство с венгерским политическим деятелем XIX века Максом Фальком (Miksa Falk), в честь которого и названа улица, хотя они также признают, что эту родственную связь ещё предстоит доказать.
Американец Фальк, как известно, имел венгерские корни по одной линии, однако никогда не был связан родством с семьёй Макса Фалька.
6. Радиовышка Лакихедь (Lakihegy Radio Tower), Сигетсентмиклош (Szigetszentmiklós)
Посещение радиовышки является событием не для всех, но если это как-то поможет, то Лакихедь является самой высокой в мире радиовышкой в форме сигары.
В 1933 году, когда в Сигетсентмиклоше была построена радиовышка Лакихедь, она стала самым высоким рукотворным сооружением в Европе, достигая высоты 314 метров. Башня, которая до сих пор остаётся самым высоким рукотворным объектом в Венгрии, является знаменитой не только благодаря своей высоте, но и сигарообразной форме.
Сегодня радиовышка используется в качестве резервного передатчика, для передачи сигнала радиоуправления включения и выключения уличных фонарей и других приборов, работающих на частоте 135,6 килогерц. Она также используется в качестве учебной станции для повышения квалификации специалистов.
5. Замок Вайдахуняд (Vajdahunyad Castle), Будапешт
Когда-то этот замок был полностью построен из дерева и картона. К счастью, с тех пор, как Вайдахуняд стал приобретать всё большую популярность, он претерпел потрясающее каменное преображение.
Сочетая в себе четыре различных архитектурных стиля, замок Вайдахуняд является совершенно уникальной данью тысячелетней архитектурной традиции Венгрии.
Разработанный архитектором Игнацом Альпаром (Ignác Alpár) в 1896 году в рамках празднования тысячелетия Венгрии (ознаменовывающего тысячу лет с тех пор, как на равнинах Паннонии впервые обосновались средневековые мадьяры), Замок Вайдахуняд изначально предназначался в качестве временной выставки, и был построен из дерева и картона. Однако это место привлекло такое большое количество местных жителей и туристов, что к 1904 году было построено постоянное сооружение.
Расположенный на искусственном острове в самом центре Будапешта на незначительном расстоянии от национального памятника Венгрии, замок Вайдахуняд, тем не менее, представляет собой удивительный контраст своему величественному окружению.
4. «Туфли на набережной Дуная», Будапешт
Этот необычный памятник посвящён тысячам казнённых вдоль этого берега реки во время Второй мировой войны. Подходящее напоминание об ужасных временах, которые никогда не должны повториться.
В октябре 1944 года Гитлер свергнул лидера венгерского правительства Миклоша Хорти (Miklos Horthy), и на его место назначил Ференца Салаши (Ferenc Szalasi).
Салаши, чья фашистская идеология была близка к гитлеровской, жестоко и публично терроризировал евреев в Будапеште, избивая и убивая их. Около 80.000 евреев были высланы из Венгрии в марше смерти до австрийской границы, и почти 20.000 евреев были жестоко расстреляны вдоль берегов Дуная.
Жертв под угрозой применения оружия заставили снять обувь (во время Второй мировой войны обувь была ценным товаром) и повернуться лицом к своим палачам, прежде чем они были зверски расстреляны, падая через край, где их уносило течением замерзающей воды.
Обувь на набережной Дуная — это вечная память тому ужасающему периоду истории, созданная режиссёром Кеном Тогаем (Can Togay) и скульптором Дьюлой Пауэром (Gyula Pauer). Установленный в 2005 году вдоль берега Дуная в Будапеште, памятник состоит из 60 пар обуви времён 1940-х годов, реальных размеров и формы, созданных из железа.
3. Электростанция Келенфёлд (Kelenföld Power Station), Будапешт
Возможно, это по вкусу не всем, но по этой красивой заброшенной электростанции проводятся экскурсии. Технологическое чудо столетней давности, теперь она предлагает прекрасную возможность заглянуть в промышленный дизайн прошлого.
В момент своего открытия в 1914 году электростанция Келенфёлд была одной из самых передовых энергетических центров во всей Европе, однако её, возможно, лучше запомнить за её богатую архитектуру «ар деко», чем как технологическое чудо.
Разработанная и построенная парой архитекторов, которые явно сделали ставку на внешний вид электростанции, несмотря на её промышленное назначение, историческая центральная часть защищена законом Венгрии, ограждающим её от сноса.
Электростанция обеспечивала Будапешт электроэнергией вплоть до 2007 года, после чего более старая часть станции была закрыта, а право собственности было передано частным холдингам.
Теперь, когда электростанция больше не используется, нынешние владельцы иногда открывают её двери для проведения экскурсий.
2. Будапештская пещерная церковь, Будапешт
Будучи сегодня, скорее, туристической святыней, находящейся в ведении монахов, эта пещера когда-то была домом для монаха-алхимика, жившего здесь втайне от всех.
Небольшая пещера высечена в холме Геллерт (Gellert Hill), расположенном с западной части венгерской столицы. В настоящее время она находится в ведении монахов-паулинов.
В 1951 году коммунистическое правительство Венгрии задержало и обвинило весь паулинский орден в государственной измене. Главного монаха казнили, остальных отправили в трудовые лагеря, а церковь обнесли бетонной стеной высотой почти 2,5 метра.
В 1989 году, после падения коммунистического режима в Венгрии, стену разрушили, а пещеру вновь открыли. Сегодня все стены пещеры сделаны из бетона и «искусственной скалы», но небольшая церковь всё ещё хранит в себе любопытные особенности.
1. Здание Венгерского геологического института (Hungarian Geological Institute), Будапешт
Если потрясающая крыша в стиле «модерн» не привлечёт ваше внимание, то ничто не привлечёт. Эта скрытая жемчужина в стиле «модерн» была создана архитектором, находившимся в поисках национального стиля.
В конце XIX века Венгерское геологическое общество решило переехать в новое здание, однако в ту эпоху национализма им подходило не любое здание. Чтобы создать то, что было нужно, они наняли архитектора, который решил создать нечто в совершенно уникальном венгерском архитектурном стиле.
Официально открытое в 1899 году, здание, возведённое по заказу общества (ныне — Венгерский геологический институт), было разработано венгерским архитектором Эдёном Лехнером (Ödön Lechner).
Изучавший архитектуру в Венгрии, а также в Берлине и Париже, Лехнер стал основателем венгерского художественного направления «модерн», известного под названием Szecesszió (арт-нуво), характеризующегося использованием разноцветной керамики и включением современных направлений, растительными мотивами и восточными деталями дизайна, а также элементами венгерского народного искусства.
Большинство из наиболее интересных работ Лехнера, прозванного «венгерским Гауди», на самом деле предшествовало всемирно известным достопримечательностям каталонского архитектора (всего на несколько лет).
Здание института является одним из самых ярких примеров направления «арт-нуво», наиболее заметным с первого взгляда благодаря своей бирюзово-голубой черепичной крыше.
В здании до сих пор размещается Венгерский геологический институт, являющийся старейшим научно-исследовательским институтом страны. Кроме того, в здании располагается Геологический музей Будапешта (Geological Museum of Budapest), который может похвастаться крупнейшей в стране геологической коллекцией, состоящей из 23 тематических коллекций с более чем 180.000 ископаемых, минералов, горных пород и фотографий.
Будапештский модерн или венгерский сецессион
Модерн, быстро ставший популярным в начале XX века, распространился и в Венгрии. Как и в других странах, он отрицал академизм прошлых архитектурных стилей, нарушал традиции, использовал новаторские технические приёмы и обращался к национальным мотивам. Венгерский модерн испытал наибольшее влияние венского сецессиона, поэтому его часто также называют венгерским сецессионом. Однако в Венгрии ар-нуво приобрёл новые черты — он смешался с восточными и южными мотивами, стал ярким и необычным. Результатом стали по-европейские изысканные дворцы и особняки с разноцветными декоративными элементами в мавританском и персидском стиле.
Почтово-сберегательный банк
Самое яркое здание в стиле модерн в Будапеште — это Почтово-сберегательный банк (Postatakarek Bank), а ныне Казначейство. Оно было построено по проекту Эдена Лехнера — главного будапештского архитектора той эпохи, чьему авторству принадлежат самые запоминающиеся примеры венгерского сецессиона. Здесь в полной мере видно восточное влияние, в частности, разноцветная мозаика, которой покрыта крыша. Кстати крыша практически не видна с узких улицы, на котором расположено Казначейство. На эти замечания архитектор отвечал, что делал крышу, чтобы птицы могли любоваться её красотой. Также крыша украшена ульями из майолики и пчёлами, которые символизируют трудолюбие.
Лехнера часто сравнивают с Гауди, и некоторые параллели относительно причудливых форм декора и некоторой сказочности домов действительно прослеживаются. Однако в отличие от Гауди Лехнер больше обращался к фольклору и национальным мотивам.
Адрес: Hold utca 4
Дворец Грешем
Здание, которое теперь занимает пятизвёздочный отель Four Seasons, называется дворец Грешем. В декоре использовались характерные для модерна растительные мотивы, а также плавные линии, перетекающие друг в друга. Сохранился и богатый интерьер, где можно рассмотреть уникальные лестницы, витражи и решётки.
Адрес: Széchenyi István tér 5-6
Дом Беде
Дом Беде также называют домом венгерского модерна, так как теперь его занимает музей, посвящённый стилю ар-нуво и всему, что с ним связано. Здесь можно увидеть мебель и интерьер, который будто не изменился с начала XX века. После осмотра экспозиции должно сложиться более ясное представление о том, чем является венгерский сецессион, который бывает сложно описать.
Адрес: Honvéd utca 3
Парижская аркада
В этом торговом центре начала XX века смешался модерн, готика и мавританский стиль. Детали фасада можно рассматривать бесконечно, но помимо этого аркада имеет впечатляющую стеклянную крышу, подобную миланской галерее Виктора Эммануила II.
Адрес: Ferenciek tere 10
Музей прикладных искусств
Также здание по проекту Лехнера, и лучшая его работа. Музей напоминает разноцветный замок со множеством деталей. Как и у Казначейства здесь зелёно-желтая крыша, а стены украшают национальные венгерские орнаменты. К сожалению, сейчас музей на реставрации, и посмотреть на его фасад и интерьер можно только на фотографиях.
Адрес: Üllői út 33-37
Бывший турецкий банк
В фасаде бывшего банка сразу же бросается в глаза контраст между живописной масштабной мозаикой и полном остеклении окнами и балконами. На красочной мозаике изображена Дева Мария с ангелами, а под ней находятся арочные окна и плавные линии балконов также типичны для модерна. Здание было сильно повреждено в войну, но несколько лет назад полностью отреставрировано.
Адрес: Szervita tér 3
Дом Тонета
На главной прогулочной улице Будапешта будет сложно пройти мимо другого выразительного здания авторства Лехнера — дома Тонета (Thonet House). Фасад почти полностью облицован нежно-голубой плиткой с узорами, а также украшен скульптурами и ажурными балконами.
Адрес: Budapest, Váci u. 11-a
Другие примеры: Новый театр, купальни Геллерт, Музыкальная академия, церковь святого Ласло.
Экскурсии
Чтобы посмотреть все самые выдающиеся здания в рамках одной прогулки, удобнее всего заказать специальную экскурсию, где гид подробно расскажет о развитии модерна в Будапеште и истории, стоящие за каждым архитектурным памятником.
Карта
Похожие посты
Зарождение, виды и особенности стиля в Европе и России…
Северный модерн появился в Петербурге под влиянием скандинавской и финской архитектуры национального романтизма…
Средневековые постройки, романтизм и брутализм — всё это в одном городе…
Загреб — это бесконечно уютный и интересный город, сочетающий в себе лучшее от…
Обзор самых популярных памятников архитектуры Венгрии
Архитектурный стиль Венгрии трудно назвать единым: рядом друг с другом расположены готические замки с элементами ренессанса и барокко, сохранившиеся до сегодняшних дней соборы Романской эпохи, дворцы в традициях барокко, яркие представители классицизма и эклектики.
Начиная с 895 года, когда венгерские кочевые племена впервые обосновались на территории современной Венгрии, в истории архитектуры страны можно выделить 7 различных архитектурных эпох:
- романская;
- готическая;
- ренессанс и барокко;
- классицизм;
- историзм и эклектика;
- модерн.
Достопримечательности городов Венгрии
В Пече расположен кафедральный собор – яркий представитель романской эпохи. Датой его строительства считается 1064 год.
Представители архитекторов с севера Италии возвели помимо него собор в Секешфехерваре, который активно использовался королевской семьей для процедуры коронации и в качестве усыпальницы. Отличительными чертами указанных зданий выступают несколько фасадов, по углам которых расположены башни.
Чуть позже – в 1220 году – появляется еще один представитель романской эпохи, известный на всю Венгрию – церковь бенедиктинского аббатства в Яке. Ее отличают от предыдущих соборов наличие трех апсидов, дополнительные башни на одном из фасадов и украшение фасада архитектурными фризами.
Готическая эпоха в архитектуре Венгрии продлилась два века (с 13 по 15), однако ввиду большого количества войн в указанный период, зданий в этом стиле сохранилось не так много. Одна из сохранившихся – башня Марии Магдалины, построенная в 1274 году.
Самыми известными представителями готической архитектуры стали замки Венгрии в их традиционном виде: неприступные стены, башни по углам здания, конвенты. Наиболее известны такие достопримечательности, как замок Диошдер и замок в Тати.
Замок Диошдер в Венгрии собрал в себе все неотъемлемые элементы готики
Эпоха Ренессанса не оказала сильного влияния на архитектуру: среди немногочисленных примеров перестройка в 1470 году королевского дворца в Буде и комплекса в Вышеграде.
Барокко, известное своей пышностью и грациозностью форм, наоборот, широко представлено среди современных зданий Венгрии. Туристы с удовольствием посещают Дворец Савойского в Рацкеве, Университетскую церковь в Пеште и т.д.
Самые известные архитектурные памятники
Наиболее яркое впечатление мост Сечени производит в ночное время
Одной из самых известных достопримечательностей Будапешта является цепной мост, прекрасный днем и поражающий воображение ночью, когда включается подсветка. Мост был построен в 1839-1849 гг. по проекту английского архитектора В. Кларка. Заказчик моста – граф Сечени, именем которого также называют сам мост.
Став ярким представителем эпохи классицизма, мост соединил два города Буду и Пешт, впоследствии ставшими нынешней столицей Венгрии.
Здание венгерского парламента является ярким представителем эпохи классицизма и считается одной из главных достопримечательностей Будапешта
Расположенная в центре города, Базилика Св. Иштвана привлекает множество туристов не только прекрасным внешним видом, но и интересной историей появления. В эпоху классицизма, преобладавшую во второй половине 19 века, наметилось активное соперничество архитекторов Будапешта и Вены.
Более 50 лет велось строительство здания, стартовавшее в 1851 году. Проект был разработан архитектором Йожефом Хильдом. Уже на заключительном этапе строительства произошло обрушение купола здания, что поставило под угрозу весь проект.
Но благодаря Миклошу Иблю, создавшему новый проект купола, в 1907 году Базилика украсила площадь Св. Иштвана и была освящена.
На фото купол Базилики Св. Иштвана, восстановленный по проекту Миклоша Ибля
Венгерский оперный театр является вторым по популярности представителем историзма и эклектики в Венгрии. Примечательно, что его строительство было одобрено и частично профинансировано императором Австро-Венгрии Францем Иосифом. Сегодня посещение оперы возможно как днем совместно с экскурсионной группой, так и вечером.
Говоря о Будапеште, в первую очередь вспоминают здание венгерского парламента, построенного в 1902 году и выдержанное в традициях неоготики. В его очертаниях прослеживаются стили Вестминстерского аббатства и французского Боз-ар. Автором здания выступил Имре Штейндль, выигравший право его проектирования на конкурсе, организованном правительством.
С 1902 года и по сегодняшний день парламент является самым большим зданием Будапешта. В нем расположились около 700 помещений и 10 внутренних двориков.
Дерево Дом Строй – строительство кирпичных, каркасных, деревянных домов



|
|