Гипсовая лепнина – нюансы монтажа

Указания по монтажу гипсовой лепнины торговой марки «АРАТТА»

Видеоинструкция по монтажу карнизов и напольных плинтусов из армированного гипса

Инструкция по монтажу карнизов и напольных плинтусов из армированного гипса

Гипсовые архитектурные детали – карнизы, молдинги, розетки потолочные, колонны, пилястры, балюстрады и т.п. армированные в массе и изготавливаются из высокопрочного гипса марки не ниже Г-16 Самарского гипсового комбината.

Изделия с течением времени не меняют своих эксплуатационных качеств: не изменяют своих размеров, не желтеют, не дают усадки.

Гипсовые детали можно применять и на фасадах зданий (кроме цоколей). При этом они должны быть защищены от прямого попадания влаги, обработаны антигрибковыми средствами, загрунтованы и окрашены высококачественными фасадными красками.

Инструменты и материалы, используемые при монтаже:

  • Распиловочный ящик – стусло;
  • Пила, или мелкозубчатая ножовка;
  • Удлинитель 10м;
  • Шнурка красящая;
  • Рулетка (минимум 3 м);
  • Мелкозернистая шкурка;
  • Перфоратор или дрель;
  • Шуруповерт;
  • Уровень лазерный (водный, линейка);
  • Рашпиль для ГКЛ;
  • Строительный карандаш;
  • Шпатель для нанесения монтажного клея;
  • Кисти, валики, краскопульт;
  • Строительный нож;
  • Грунтовка глубокого проникновения;
  • Высококачественная водоэмульсионная краска;
  • Гипсовый монтажный состав (рекомендуем шпаклевку «Унифлот»), в том числе для склеивания стыков частей изделия;
  • Финишная гипсовая шпаклевка (рекомендуем «Ротбанд» пасту);
  • Дюбель-гвоздь 6х40 (размер зависит от сечения изделий);
  • Анкерные изделия стойкие к коррозии в соответствии с проектом.

Виды операций при монтаже архитектурных деталей.

Для обеспечения необходимого качества монтажных работ выполняют следующие операции:

  1. Подготовка монтажных поверхностей изделий и основания;
  2. Разметка поверхности основания;
  3. Монтаж архитектурных деталей;
  4. Заделка швов и стыков архитектурных деталей;
  5. Грунтование и окрашивание архитектурных деталей.

Основания должны быть сухими, чистыми, стабильными, неподвижными, ровными, с точной геометрией и не меняющими размеры. Установка лепных изделий на оштукатуренные поверхности должна производиться только после затвердения и просушки штукатурки. Рекомендуется производить финишную отделку стен и потолков (финишное шпаклевание, окраску, оклейку обоев и т.п.) после монтажа изделий. Необходимо производить расчет количества материала, учитывая потери, например, возникающие при срезании углов. Также нужно учесть повторение рисунка.

1. Подготовка поверхности.

  • Температура основания и помещения должна быть не менее +18ºС.;
    Влажность оштукатуренных под установку лепнины поверхностей должна составлять не более 8%;
  • Поверхности основания для крепления декоративных элементов должны быть выполнены согласно требований СП 71.13330.2017 «Изоляционные и отделочные покрытия» т. 9-14 (допускаемые отклонения для улучшенной штукатурки, а в случае более высоких требований – высококачественной).
  • Устанавливать лепные гипсовые детали в помещениях с эксплуатационной влажностью не более 60% (мокрые процессы, такие как оштукатуривание, заливка полов не допускаются);
  • Стальные детали необходимо защитить от коррозии путем обработки антикоррозионными средствами.
  • Для лучшего сцепления на монтажной поверхности гипсового элемента предварительно сделать зубилом насечки «крест-накрест» для лучшего сцепления с основанием.
  • Архитектурные детали, а также торцы, непосредственно перед монтажом, тщательно покрыть грунтовкой глубокого проникновения (например, «Оптимист»). Основание для монтажа изделия загрунтовать подходящей грунтовкой, т.е. гигроскопичные поверхности (газобетон, дерево, гипс и т.д.) покрыть грунтовкой глубокого проникновения (например, «Оптимист»), а негигроскопичные (бетон) – грунтовкой типа «Бетоконтакт». После завершения операции грунтования дать высохнуть поверхности в течение 1-3 часов в зависимости от гигроскопичности поверхности, вида грунтовки, погодных условий и не допускать запыления загрунтованной поверхности.

Для грунтования использовать валик, кисточку, либо краскопульт.

2. Разметка поверхности основания.

  • В соответствии с проектом провести разметку положения архитектурных деталей на основании используя уровень, красящую шнурку, либо строительный карандаш. При необходимости (сложные розетки, кронштейны, карнизы и т.п.) для разметки использовать готовые изделия. Разметка необходима для того, чтобы в процессе монтажа образовывалось минимальное количество зазоров и расхождений.

Контролировать допускаемые отклонения по СП 71.13330.2017 «Изоляционные и отделочные покрытия» т.15. («Лепные изделия»).

3. Монтаж архитектурных деталей.

Монтаж всех архитектурных деталей производится почти одинаково. Рассмотрим монтаж карнизов, линеек. Для этого необходимо:

  1. Монтаж изделий начинают с угла, в том числе, если присутствуют радиуса. На плоскости стены разметить нижний уровень (горизонт) карниза. Отметить на карнизах места среза, для соединения углов и стыков, таким образом, чтобы не было заметных для глаза переломов в местах соединения соседних элементов.
  2. Используя стусло, либо ножовку с мелким зубом сделать нужные срезы для углов и стыков по отметке (при большой высоте карниза стусло изготавливается из доски, либо фанеры)
  3. На полу разместить изделия, и проверить совпадение линий и изгибов смежных изделий, а также проконтролировать величину зазора на стыке.
  4. Сделать технологические отверстия сверлом d=5-6мм в изделии под анкеры (достаточно трех отверстий) на карниз длиной 1 пог.м., но не менее 2-х на изделие. С помощью дрели зазенковать отверстия сверлом d=8-10мм под шляпки крепежей, чтобы крепеж утопился за плоскость гипсового изделия на глубину не менее 0,5мм.
  5. Разметить на основании положение отверстий для анкеров, используя отверстия в изделии. Это делается для того, чтобы в дальнейшем наиболее прочно зафиксировать изделие на основании, а также для предотвращения сползания изделия до момента схватывания монтажного клея или силиконового герметика.
  6. С помощью перфоратора или дрели просверлить отверстия в основании буром d=6мм для установки анкерных элементов, таким образом, чтобы дюбель был заподлицо с основанием.
  7. Рекомендуем предварительно установить на шурупы изделия без клея к основанию, при этом контролировать максимальную толщину зазора по стыкам и углам между изделиями до 1,0мм. Если изделие не стыкуется по узору, рисунку или толщина зазора больше 1,0мм, то необходимо продолжить подгонку изделий. Дальнейшую доводку производим с помощью рашпиля для ГКЛ и шкурки.
  8. Нанести клеящую основу (рекомендуем шпаклевку «Унифлот») на монтажную поверхность изделия зубчатым шпателем (высота зуба 3-4 мм), а также на поверхность стыка, если изделие продолжает или дополняет уже установленный гипсовый элемент. Гипсовую монтажную смесь нанести на изделие с избытком, излишки затем удалить. В свою очередь, герметик, наоборот, нанести в таком количестве, чтобы после приклеивания изделия к основанию и другому изделию он не выдавливался за пределы изделия.
  9. Приложить изделие к основанию и слегка надавливая притереть. Если приклеиваемое изделие стыкуется с уже установленным, то толщина шва стыка или угла была минимальна и не более 0,5-1,0мм. Части сомкнутого рельефа должны находиться в одной плоскости.

Прямые изделия (карнизы, молдинги) стыковать друг с другом на основании необходимо, приложив предварительно вдоль изделий, тогда рельеф двух изделий будет находиться в одной плоскости.

  1. Обязательно зафиксировать изделие при помощи анкеров. Шляпки крепежей должны быть слегка утопленными в зазенкованную часть самого изделия. Не нужно прилагать больших усилий при фиксации изделия во избежание его повреждения. Сразу после фиксации изделия излишки монтажной смеси «Унифлот» удалить ножом или шпателем.
  2. Когда монтажная смесь схватится, загрунтовать и зашпаклевать отверстия и стыки финишной шпаклевкой (рекомендуем «Ротбанд» пасту), после высыхания поверхность отшлифовать мелкозернистой шкуркой, создав тем самым первоначальный рисунок, линии изделия.

Легкие изделия (небольшие декоративные элементы, карнизы и молдинги, не превышающие в ширину 40 мм.) монтируются к стене или потолку только на монтажный клей (например, шпаклевка «Унифлот») и не закрепляются механически при помощи анкеров. Они лишь могут быть зафиксированы от сползания до момента схватывания монтажной смеси по контуру финишными гвоздями или шурупами, отверстия от которых впоследствии шпаклюются. Небольшие декоративные элементы размером в диаметре до 100 мм возможно монтировать на шпаклевку «Ротбанд».

Важно!

1) Если какой-то элемент установлен неправильно, либо не выравнивается при установке, сразу же снимите его до схватывания раствора, очистите и установите заново.

2) Будьте осторожны при установке лепнины, чтобы не сдвинуть с намеченного места предыдущий элемент.

4. Шпаклевание архитектурных деталей.

  1. Покрываем грунтовкой глубокого проникновения (например, «Оптимист») стыки, углы, отверстия от крепежа и другие поверхности которые подлежат дальнейшему шпаклеванию.
  2. Зашпаклевываем, оставшиеся после высыхания монтажного раствора, щели между лепным декором и основанием шпаклевкой.
  3. Окончательная доводка геометрии стыков производится шпаклевкой (рекомендуем «Ротбанд» пасту), либо аналогичную финишную высококачественную шпаклевку на гипсовой основе, и мелкозернистой шкуркой. Заделанные стыки изделий не должны быть заметны. Доведенные формы и линии не должны быть заметны на общем фоне рисунка изделия.

5. Грунтование и окрашивание архитектурных деталей.

  • После окончательной доводки гипсовые архитектурные детали грунтуются грунтовкой глубокого проникновения (например, «Оптимист»).
  • Гипсовые изделия, производитель архитектурного декора «АРАТТА», настоятельно рекомендует окрашивать с помощью распылителя высококачественной матовой водоэмульсионной краской. Также возможно использование валика с маленькой шубкой (высота ворса до 5-7мм, цвет валика белый).
  • При использовании элементов гипсовой лепнины во влажных помещениях, например, бассейна, в случае необходимости их поверхность обрабатывается антигрибковыми средствами, и покрывается водно-дисперсионной (латексной) влагостойкой краской (например, краска для ванн и кухонь).
  • При использовании элементов гипсовой лепнины во влажных помещениях, например, ванная комната, их поверхность водно-дисперсионной (латексной) влагостойкой краской (например, краска для ванн и кухонь). В состав краски должны входить специальные добавки, предотвращающие возникновение плесени и водорослей.
  • Для окрашивания гипсовой лепнины на фасадах зданий используется высококачественная фасадная краска.

Указания по производству работ:

СНиП 3.04.01-87 п.п.3.20, 3.67 т.15.

К работам по ремонту лепных деталей или установке новых разрешается приступать только после окончания общестроительных (в том числе работ по оштукатуриванию и заливке полов) и специальных работ, производство которых может привести к порче лепных изделий. На фасадах зданий исправление и замена лепных деталей производится после того, как будут отремонтированы настенные желоба, свесы кровли и покрыты карнизы, пояса и сандрики.

Лепные детали для наружных частей зданий должны изготавливаться из цементных растворов. Применение наружных гипсовых деталей разрешается при условии надежной защиты их от воздействия атмосферных осадков водостойкими покрытиями (олифой, парафином и др.).

На лицевой поверхности заранее изготовленных лепных изделий не должно быть изломов, трещин и наплывов раствора. Заделанные стыки изделий не должны быть заметны.

Установка лепных изделий на оштукатуренные поверхности должна производиться только после затвердения и просушки штукатурки.

При установке сборных карнизов не должно быть заметных для глаза переломов в местах соединения соседних элементов либо отдельными камнями. Рисунок и размер восстанавливаемых или изготавливаемых вновь деталей должны полностью совпадать с сохранившимися старыми деталями. Металлические части крепления должны быть предохранены от коррозии или оцинкованы.

С уважением к Вам и Вашему труду, производитель архитектурного декора «АРАТТА»

Особенности монтажа лепного декора

Как выбрать материал для фасадной лепнины: обзор материалов,советы
Украшение фасада лепниной насчитывает более 5000 лет. Сменяются эпохи, приходят и уходят правящие династии, религии и страны, но стремление сделать дом красивым снаружи и внутри – вечно. Лепнина на сегодняшний день.

Основные виды лепнины для фасада дома
Лепнина для фасада дома – универсальный прием, придающий любой постройке уникальность и значимость. Различные элементы декора помогут выправить пропорции фасадов, сделают внешний вид здания привлекательнее и значимее.

Материалы для фасадного декора – виды и характеристики
Фасадная лепнина – один из самых эффектных способов придать дому индивидуальность и шарм, даже типовая постройка выделится в ряду себе подобных. Современные технологии позволяют выполнять фасадный декор из самых разных материалов.

Гипсовые элементы декора в оформлении современных интерьеров
Гипсовая лепнина – это не только парадные анфилады дворцов, стилизованные под старину фасады загородных особняков. Элементы декора из гипса вполне соответствуют современной стилистике в убранстве.

Гипсовая лепнина в интерьере квартиры
Лепнина в интерьере – один из наиболее часто используемых видов декора. Со времени своего появления в древнем Египте до наших дней, за более чем 5 тысячелетий, ее значение лишь возрастает.

Лепной кронштейн: в интерьере и на фасаде дома
Гипсовая лепнина со времен древнейших цивилизаций Ассирии,Египта, Крито-Микенской и до наших дней служила украшением фасадов и интерьеров храмов и дворцов. Среди множества декоративных элементов лепной кронштейн занимал особую позицию.

Потолочный плинтус: виды и их особенности
Популярность потолочных плинтусов сейчас на пике. Встречаются они в жилых помещениях, в офисах. Объясняется такая востребованность многими причинами, но главная из них — разнообразие материалов и форм изделий.

Потолочная розетка под люстру в интерьере: виды, критерии выбора, монтаж
Думая о лепнине, чаще всего люди представляют себе богатый карниз и потолочную розетку, как некий символ стиля. О том, какой может быть потолочная розетка (или розетт) под люстру, как подобрать медальон.

Свойства строительного гипса, характеристики и его применение
Что общего между недавно найденным древнеегипетским саркофагом и современными настенными покрытиями? И то, и другое сделано из одного материала. Сейчас его принято называть строительным гипсом.

Как покрасить гипсовую лепнину своими руками – под камень, кирпич и мрамор
С течением времени первоначально белоснежная лепнина, не покрашенная и не защищенная лаковым покрытием, покрывается пылью, появляются пятна. Часто с изменением цветового решения интерьера хочется перекрасить и гипсовый декор.

Оформление жилого или офисного пространства отражает стиль, вкус, характер хозяев. Разнообразие строительных и отделочных товаров позволяет воплотить любые задумки. Для этого необязательно использовать дорогостоящие материалы. С помощью доступного гипса украшают интерьеры от классики до хай-тека. Его пластичные качества используют для создания лаконичных линейных деталей и объемных замысловатых элементов. Каким бы ни был дизайн, важно правильно сделать монтаж лепного декора. О тонкостях этого процесса пойдет речь далее.

Общая информация

Гипс считается легким в обработке веществом. Он режется, крепится к вертикальной и горизонтальной плоскости. Это облегчает установочные мероприятия. Чтобы получить хороший результат, придерживаются условий:

  • Не допускать сквозняков;
  • Работы проводить в сухом помещении;
  • Соблюдать температурный режим (не ниже +18℃);
  • Обеспечить чистоту и ровность декорируемой поверхности.

Проведение операций в условиях повышенной влажности приведет к растрескиванию лепнины. С осторожностью применяют гипс в сырых комнатах с недостаточной вентиляцией. Это грозит развитием плесени, пожелтением. Чтобы этого избежать используют смеси со специальными добавками. Они защищают лепнину от воздействия влаги.

Преимущество работы с гипсом — пластичность. Пока украшение не полностью затвердело, его легко подогнать под необходимую форму, размер. Поэтому гипсовый лепной декор профессионалы советуют устанавливать через 2-3 дня после изготовления. Если начать раньше, то «сырое» изделие не достигнет нужной прочности и повредится. При проведении операций на 6-7 день после изготовления, раствор затвердеет и возникнут трудности с креплением, резкой и другими действиями.

Установка лепнины сопровождается большим количеством пыли и грязи. Ее проводят на первых стадиях ремонта.

Чтобы защитить пол от возможных падений конструкций, его накрывают строительной пленкой с подложкой.

Этапы работ

Монтаж лепнины заключается не только в фиксации. Проводятся подготовительные мероприятия и действия после установки. Последовательность будет такая:

  • Осматривается оформляемая зона;
  • Наносится разметка;
  • Обрабатываются места креплений;
  • Подготавливается лепной декор из гипса;
  • Приклеиваются элементы;
  • Затираются неровности, стыки;
  • Проводится финальная шлифовка.

Важное условие качественного монтажа — тщательная подготовка поверхностей. Их выравнивают, прошпаклюют, но не наносят финишный слой отделки.

Модули хорошо фиксируются на гипсокартонные, бетонные, оштукатуренные основания. Проблемы возникнут с деревянными покрытиями. Гипсокартонные стены и потолок необходимо предварительно усилить, чтобы они выдержали вес архитектурных форм.

Выровненные области обрабатывают грунтовкой для улучшения сцепления, предотвращения впитывания клея. С этой же целью готовые фигуры смачивают водой и делают насечки. После наносят клеевые смеси. Они разные в зависимости от веса, размера, состава изделия, вида поверхности. Деталь прикладывают к основе, слегка надавливают и притирают. Остатки клея снимают влажной губкой.

При монтаже массивных элементов обязательна дополнительная фиксация на шурупы, дюбеля или анкера. Они должны быть оцинкованными, чтобы не допустить ржавчины, которая проступит на конструкции.

Тонкости известны профессионалам, которые не первый год занимаются производством и монтажом гипсовых украшений. Можно смело довериться им и не переживать о качестве установки.

После того как архитектурный лепной декор будет зафиксирован, стыки, шляпки саморезов, крепежные отверстия шпаклюются. Делают это через 2-3 часа после основных работ. В помещениях с повышенной влажностью на детали дополнительно наносят водоотталкивающий раствор. Мероприятия по декорированию (покраска, патинирование, тонирование) осуществляются через сутки после финишной отделки.

Особенности монтажа колонн

Описанным выше способом устанавливают большинство видов лепнины (молдинги, карнизы, розетки). Процесс сборки колонн имеет отличия. Эти архитектурные формы состоят из двух полуколонн. Они монтируются вокруг установленного заранее деревянного каркаса. К нему сначала крепятся основания, затем устанавливаются полуколонны. Их предварительно фиксируют малярным скотчем. Венчает конструкцию эффектная капитель.

Все детали прикручивают к каркасу при помощи саморезов. Предварительно в них просверливают отверстия нужного размера. Важно, чтобы шляпки шурупов не выступали над поверхностью элемента, а утопали в нем. Затем производится заделка швов и стыков, шлифуются неровности.

В процессе монтажа допустимы трещинки, щели между элементами, следы от шурупов и другие незначительные дефекты. В дальнейшем мастер их зашпаклюет и выровняет. Конечное изделие — ровное однородно белого цвета.

Врезные розетки

Ажурные тонкие орнаменты на потолке выглядят эффектно и изящно. Кажется, что их кропотливо фиксировали по отдельности. На самом деле такой эффект создают врезные розетки. Они отличаются от накладных тем, что основание фигуры «утапливается» в потолке. А на поверхности остается только узор. Отличия есть и в установке конструкций.

Монтируют врезные розетки в потолки из гипсокартона шириной не менее 24 мм. Такая толщина необходима, чтобы углубить подложку фигуры и зафиксировать. На потолке снимается часть обшивки по размеру заготовки с припуском в 5-7 мм. Глубина должна быть такой, чтобы розетка с потолком находилась на одном уровне. Фиксируется гипсовое украшение на клеевую смесь и саморезы. Щели и выемки от шурупов замазывают шпаклевкой. Затем шлифуют и окрашивают. Это трудоемкий процесс, требует определенных навыков. Установку лучше доверить команде специалистов.

Лепнина станет центром интерьера дома, квартиры или офиса. Подчеркнет стиль и трансформирует пространство, придаст ему гармоничный вид. Важно выбрать качественную продукцию согласно концепции дизайн-проекта, а также обеспечить грамотный монтаж. На каждом этапе есть особенности и тонкости, о которых знают мастера с большим опытом. Гипсовый декор делается «на века», а правильная установка обеспечит неизменный вид, убережет от необходимости доработок.

Как выполнить монтаж лепнины из гипса

Просмотров: 4569
Комментарии: Комментарии к записи Как выполнить монтаж лепнины из гипса отключены

Лепнина всегда была признаком богатства и роскоши. Вот и сегодня лепные элементы декора уверенно завоевывают популярность среди владельцев особняков и квартир, желающих устроить в своем жилище подобие Версаля.

В данной подборке речь пойдет об установке гипсовой лепнины. Но, для начала, немного общей информации о лепнине как таковой.

Лепнина обычно делается из сырья, которое может изменять свое состояние из жидкого в твердое, не подвергаясь растрескиванию.

Из чего делают лепнину

  • глины;
  • гипса;
  • цемента;
  • стекловолокна;
  • металла;
  • стеклокомпозита.

Последние три материала не являются стандартными базовыми компонентами для создания лепнины, однако детали из них мало чем отличаются классических визуально.

Характерные черты лепнины различных эпох развития искусства

  • Эпоха барокко – золотой, розовый или бирюзовый фон+белая лепнина (львиные головы, цветочные орнаменты и пр.).

  • Эпоха классицизма – плоские рельефные рамки и панно для потолка (гирлянды, головы чудовищ, амурчики, пламя Гименея, сфинксы).

  • Период модернизма – растения и животные переплетенные в причудливые орнаменты, маринистическая тематика, плавные линии рельефов.

Чем хороша лепнина из гипса?

  1. Экологическая безопасность.
  2. Огнеупорность.
  3. Белый цвет.
  4. Доступность.

Функции лепнины

  • Эстетическая . Лепная продукция, в данном случае, играет чисто декоративную роль, т.е., просто украшает интерьер. Это могут быть колонны в фасадной части здания, фантазийные розетки для люстр, различные панно, монтаж которых обычно осуществляют в районе лестницы на второй этаж или в пустующих нишах. В некоторых сегодняшних особняках, отстроенных «под старину», даже элементы самой лестницы украшены лепными деталями, монтаж которых возможен и своими руками. Причем, инструкция по монтажу лепнины в районе лестницы идентична технологии установки ее на стенах и потолочных сооружениях. Стандартные ее шаги описаны ниже.

  • Практичная. Некоторые лепные детали «прячут» различные функциональные, но не очень эстетичные вещи (проводку, разного назначения проемы, дефекты и пр.) В основном, роль своеобразных щитков различного назначения выполняют карнизы и молдинги. Хотя это их предназначение вовсе не отменяет эстетической составляющей.

Чем крепить лепнину?

Ранее широко использовали смесь клея и гипса для состыковки лепнины со стенной поверхностью. Но эту смесь нужно замесить в определенных пропорциях. Это хлопотно и долго. Есть отличная альтернатива «дедовскому» методу.

Сегодня, самый практичный клей – жидкие гвозди. Это материал, созданный из полимеров и каучука, способный выдерживать большие нагрузки. Разнообразные вариации этого клея отличаются временем схватывания (10-30 мин.) и продолжительностью полимеризации (до 1 суток), содержанием добавок. Поэтому следует внимательно изучить инструкцию перед приобретением.

Виды лепнины

  • Полуколонны и колонны. Диаметр этих декоративных деталей: 14-35 см. Они состоят из трех составляющих. Это база (нижняя часть), ствол и капитель (верхняя часть).
  • Пилястры. Те же половинчатые колонны, только не объемные.
  • Карнизы. Элементы, предназначением которых является окультуривание линии стыка потолка и стеновых конструкций.
  • Молдинги. Аналогичный карнизу элемент, предназначенный для оборудования скрытых осветительных приборов и прочих коммуникационных элементов.
  • Розетки. Играют роль потолочной декорации для создания окантовки ламп и люстр.
  • Декоративная стенная лепнина, для перестенков, дверей и углублений в виде ниш (различные медальоны и гирлянды).
  • Накладные лепные детали для дверей и стен.

Примеры лепнины из гипса можно увидеть на фото ниже:

Монтаж лепнины

Что необходимо приготовить?

  • сухой гипс;
  • вода;
  • посуда для замеса гипсовой массы;
  • формы ПВХ;
  • шпатель;
  • наждачная бумага;
  • шпаклевка на основе ПВА;
  • жидкие гвозди;
  • краска или другой отделочный материал.

Ход работ

  1. Тщательно разомните сухой гипс, удаляя комки.
  2. Разведите водой до сметанообразного состояния.
  3. Усердно размешайте до однородности.
  4. Заполните массой формы.
  5. Утрамбуйте шпателем.
  6. Оставьте на 10-15 минут при естественной температуре для схватывания (поспешное застывание с использованием подогревающих предметов может стать причиной появления трещин).
  7. После полного застывания выньте лепную деталь из формы.
  8. Оставьте на 2-3 дня высыхать.
  9. Отшлифуйте, используя наждачную бумагу.
  10. Приклейте деталь на нужное место, пользуясь жидкими гвоздями (согласно инструкции).
  11. Проделайте так со всеми деталями лепного узора.
  12. Заделайте стыки шпаклевкой на основе ПВА.
  13. Дайте высохнуть.
  14. Снова зашлифуйте.
  15. Нанесите красящее вещество на лепные детали.

Особенности прокрашивания и другие виды отделки лепнины

Методы прокрашивания

  1. Классический. В данном случае лепнину делают того же цвета, что и все основные элементы интерьера.
  2. Современный. Тут все зависит от полета фантазии. Контрастные решения, градиентная покраска и даже разноцветные варианты – все допустимо.

Другие способы отделки лепнины

  1. Покрытие патиной или воском. Кроме придания лепнине оригинальной текстурной поверхности, это покрытие играет еще и протекционную роль, защищая гипсовую толщу от пагубных внешних влияний и механических разрушений.
  2. Имитация разнообразных фактур посредством применения специальных красителей и вспомогательных субстанций, наносимых губкой или тканью (за неимением специального распылителя). Внешне такая лепнина будет походить на искусственный камень.

Основные типы красок, применяемые для отделки лепнины

  1. Мозаичные красители. Внутри таких красок находятся капсулки разных оттенков, лопающиеся во время нанесения, создавая мраморный эффект. Размер капсул определяет конечный рисунок. Для нанесения лучше взять распылитель.
  2. Люминесцентные красители. С их помощью достигается интересный эффект свечения в темное время суток. При свете же лепнина ничем не отличается от классической.
  3. Перламутровые красители. Покрытие из таких красок придает лепнине эффект «хамелеона», она по-разному смотрится с разных точек и под разными углами обзора. Такой краситель можно нанести как пистолетным распылителем, так и валиком, губкой или кисточкой.

Креативные эффекты, которые получают, применяя новейшие техники прокрашивания

  1. Искусственное состаривание. Для получения подобного эффекта на гипсовую поверхность наносят круговыми мазками краску на известковой базе, применяя кисть с длинным ворсом. Краска, затекшая во впадины объемного рисунка, кажется более темной, чем на выступающих частях. Для большего эффекта краску на выдающихся элементах можно вытереть тряпкой. Дождавшись полного высыхания, «состаренную» лепнину вскрывают воском.
  2. «Акварельный» эффект. Эта визуальная иллюзия достигается путем нанесения на подсохший основной слой из краски одного оттенка слоя краски другого цвета, размытого еще до застывания так, что на лепнине видны оба красителя разных тонов. Фактура рисунка зависит от применения разнообразных инструментов (кусочек поролона, валик в замшевом чехле, кисть, кусочек ткани, скомканный целлофана).
  3. Эффект «искусственной кожи». Лепнину красят и дают немного подсохнуть (не до конца). Затем рельефный рисунок накрывают скомканным полиэтиленом или замшей, не разравнивая и дают высохнуть. Потом покрывающий слой снимают, и рисунок «под кожу» — готов!
  4. Имитации древесной фактуры поможет добиться специальный валик.
  5. Имитация мраморной текстуры достигается нанесением на подсохшую прокрашенную лепнину небольших пятен контрастной краски и быстрым соединением их при помощи гусиного пера.

Монтаж лепнины не так уж сложен в осуществлении, при условии использования современных техник и сырьевых материалов. Однако этот процесс трудоемкий и требует кое-какой сноровки и терпения. Впрочем, не святые горшки лепят…

Монтаж гипсовой лепнины

Монтаж гипсовой лепнины

Гипсовый декор может монтироваться разными способами, однако свойства материала определяют и основные принципы установки. Считается, что устанавливать готовые лепные изделия из гипса нужно примерно через 2-3 дня после их изготовления. Если установить их практически сразу после изготовления, то необходимая прочность и долговечность лепнины не будет достигнута. А помимо того существует вероятность повреждения сырых изделий при установке.

При более поздней установке лепных изделий, например через 5-6 дней после их изготовления, усложняется процесс крепления и прочих сопутствующих работ, потому что сильно затвердевший гипсовый раствор с большим трудом подвергается обработке — резке и т. п.

Существенным условием качественной установки лепных декоративных изделий является тщательно подготовленная поверхность. Поэтому старые обои и размокшая или рыхлая штукатурка должны быть предварительно удалены, а неровности зашпаклёваны. На чистой поверхности необходимо сделать разметку, соответствующую границам установки лепной детали. Те места потолка и стен, к которым будут прилегать детали карниза, нужно насечь зубилом. Шероховатая поверхность будет более прочно удерживать скрепляющий раствор. Такую же насечку нужно сделать на тыльных и сопрягаемых сторонах лепных деталей.

Важнейшее значение при установке гипсовых лепных изделий имеют также прочность и качество крепления. Не очень массивные изделия можно крепить на Одном только гипсовом растворе, что же касается тяжелых и массивных изделий, то их следует крепить не только на растворе, но и на гвоздях (если, конечно, позволяет поверхность) или шурупах. Так, скажем, для линейных (погонных) изделий способ крепежа выбирается в зависимости от их ширины: если ширина до 10 см, их можно крепить на одном гипсовом растворе, если же ширина более 10 см — к гипсовому раствору необходимо добавить гвозди и шурупы, причем на каждую отливку требуется не менее двух гвоздей, которые следует расположить по возможности равномерно.

Если поверхность слишком твердая и вбить гвозди не представляется возможным, в таком случае в ней просверливают отверстия и плотно вбивают в них деревянные бруски, в которые уже можно вбивать гвозди. В свою очередь, в изделии проделывают кончиком острого ножа отверстия, позволяющие утопить гвозди на 3-5 мм вглубь. Гипсовое изделие сажают на гипсовый раствор, а уже потом в выполненные отверстия забивают гвозди под небольшим углом (15-20 градусов). Далее отверстия с гвоздями замазывают жидким гипсовым раствором, приготовленным с добавлением извести.

Наиболее популярным способом крепления гипсовых изделий является крепление при помощи так называемых кляч.

Клячи представляют собой два конца проволоки, которая закрепляется с одной стороны, собственно, за гвоздь или шуруп, а с другой — за стальной стержень длиной 7-10 см, находящийся в самом изделии. Концы проволоки надежно об матывают вокруг стержня, быть менее 5 мм, а кончики длиной до 2 см переплетают и .загибают к стержню.

Нишу в теле изделия проделывают такую, чтобы стержень (стальной) был утоплен по отношению к лицевой поверхности минимум на 5 мм. Можно также использовать в качестве стержня арматуру изделия.

Для изготовления кляч рекомендуется использовать пластичную стальную проволоку толщиной не менее 2 мм. Пластичность проволоке можно придать путем обжигания. Не лишним будет покрыть ее предварительно лаком или масляной краской.

Выполняют крепление следующим образом. Два конца проволоки пропускаются через отверстие в паз и прикручиваются 2-3 оборотами на стальной стержень, гвоздь или арматуру. В момент прикручивания проволоки изделие должно плотно прижиматься к основанию, поэтому эту процедуру нужно выполнять вдвоем. Далее прикрученную проволоку заплетают, обрезают, оставляя не более 2 см, и пригибают к стержню. Таким же образом устанавливают все клячи (количество кляч может варьироваться в зависимости от размеров и массы устанавливаемого изделия), а затем приступают к заделке ниш с креплениями и всех зазоров, образовавшихся между изделием и основанием. Все образовавшиеся зазоры необходимо сначала замазать гипсовым раствором, а потом зачистить и промыть водой.

Приступая к непосредственной установке гипсовой лепнины, поверхность стены или потолка смачивают водой, а детали помещают в емкость с водой. Это делается с той целью, чтобы штукатурка не впитывала влагу из гипсового раствора и таким образом не сгущала его, в противном случае выдавливание излишков раствора в процесее притирки становится невозможным. Пока гипсовые детали находятся в емкости с водой, готовят гипсовый раствор в количестве, необходимом для установки 5-6 элементов. Чтобы раствор в гипсовке долго сохранял текучесть, в него можно добавить немного столярного клея (примерно 3 процента от общей массы). Также вместо гипсового можно использовать гипсово-известковый раствор (гипс и известь — в равных пропорциях). Известь увеличит влагостойкость, прочность и, главное, послужит прекрасным замедлителем схватывания гипса.

Слегка загустевший раствор наносят на тыльную сторону изделия, которое моментально прикладывают к подготовленному основанию и с усилием притирают, слегка сдвинув деталь сначала в одну, а потом в другую сторону, пока она прочно не сядет в намеченное место. Выступившие из швов излишки раствора необходимо сразу же снять штукатурной лопаткой. При установке всех последующих элементов раствор наносят не только на тыльные их стороны,, но и на торцевые — для скрепления изделий между собой и заполнения зазоров гипсом.

Заделав тщательно все швы между деталями, лепной декор необходимо просушить в течение двух-трех суток. После чего нужно внимательно осмотреть его и наждачной бумагой снять неровности и следы от инструментов, если таковые окажутся.

Самый простой и распространённый вид отделки гипса — покраска, традиционная и современная. Лепнину тонируют в соответствии с цветовой гаммой интерьера. Новые технологии дают возможность экспериментировать с гипсом, применяя разнообразные способы покраски.

Можно также декорировать гипс при помощи воска или патины: они сохраняют естественный вид гипса, придавая ему налет времени, и делают его визуально более бархатистым по своей фактуре; обработка воском является также дополнительной защитой гипса от механических повреждений и от старения.

Применяется декорирование и при помощи пигментных красителей и загустителей краски. Используя кусочки ткани или губку, можно создавать различные фактуры: искусственный мрамор, гранит и т. д.

Золочение фольгой — техника, позволяющая имитировать роскошь античного декора: как правило, выделяются отдельные детали лепного элемента или определенный мотив орнамента. Также можно сыграть на бесконечном разнообразии оттенков золота, меди или серебра.

Что касается монтажа полиуретановой лепнины, то считается, что он довольно прост. Это действительно так, но с небольшой оговоркой — прост для профессионалов.

Прежде всего надо помнить, что перед монтажом все элементы должны не менее суток находиться в том помещении, для украшения которого они предназначены. Благодаря этому происходит «привыкание» полиуретана к окружающей среде (температуре и уровню влажности). И, конечно же, поверхность потолка и стен должна быть идеально чистой и сухой, иначе даже самый расчудесный клей не спасет от неминуемой катастрофы. Небольшие и, главное, нетяжелые элементы просто приклеивают к стене. Сложности возникают тогда, когда приходится сты-ковывать отдельные модули, например карнизы или молдинги. Отпилить уголки так, чтобы они идеально совпали, совсем непросто. Для этого понадобится специальный набор инструментов: стусла, пилы, шпатели и т. п. Приобретать их для единовременного пользования слишком накладно. Некоторые компании предлагают набор инструментов для самостоятельного монтажа, причем этот набор (он умещается в компактном чемоданчике) можно или купить, или взять напрокат. Но, как правило, в него входят те же инструменты, которые используются и при монтаже деревянных изделий (лобзик или ножовка, стус-ло, пистолет для клея-герметика, рулетка, отделочные гвозди, молоток, тонкая наждачная бумага, карандаш, анодированные саморезы).

Заметим, что, несмотря на популярность, большинство производителей настоятельно не рекомендует использовать так называемые жидкие гвозди, поскольку этот вид клея неэластичен и со временем, особенно если дом новый, может под действием естественной усадки буквально «расклеиться» (известны поучительные истории о ни с того ни с сего падающих карнизах). О неизбежной усадке дома и других возможных деформациях нужно помнить, даже если используется фирменный клей для монтажа и стыковки.

Крупные детали, помимо клея, как и при монтаже гипсовой лепнины, крепят еще саморезами или шурупами, чтобы зафиксировать на время полного высыхания клея. Гибкие (изогнутые) детали крепят с помощью специального клея (как монтажного, так и стыковочного) и саморезов.

Монтаж гипсовой лепнины

Монтаж гипсовой лепнины, установка лепного декора

Лепной декор – современный и востребованный вариант оформления стен и потолков, как для жилых домов, так и для муниципальных и общественных зданий. Гипсовая лепнина придает изюминку интерьеру любого помещения и на долгие годы сохраняет свой первозданный вид при условии правильной установки. Монтаж лепнины из гипса достаточно сложный процесс, требующий от строителя профессиональных знаний, навыков и опыта. Кроме того, установка лепных украшений требует от монтажника и гармоничного эстетического вкуса, поскольку практически все декоративные элементы гипсовой лепнины собираются из мелких частей непосредственно в процессе финальной стадии ремонта или строительства – отделочных работ. Лишь мелкие гипсовые элементы доставляются в декорируемое помещение в собранном виде, а процесс их монтажа заключается в посадке на клеевую основу или дюбели.

Следует отметить, что лепной декор не целесообразно монтировать в помещениях с повышенной влажностью и постоянно низкой температурой — как правило, ванные комнаты. Исключением являются большие ванные комнаты в домах элитного уровня, которые оборудованы мощной приточно-вытяжной системой вентилирования и кондиционирования воздуха. Неблагоприятные условия в помещении могут негативной сказаться на фактуре и качестве лепного декора, а в конечном итоге приведут к изменению цвета и растрескиванию гипсовой лепнины.

Технология монтажа лепного декора

Качественно проведенные работы по установке лепного декора в обязательном порядке требую предварительной подготовки поверхности стен и потолков к монтажу. Содержание подготовительных работ зависит от исходного состояния поверхности:

  • при небольших шероховатостях достаточно шлифовки наждачной бумагой;
  • крупные дефекты необходимо зашпатлевать, а после провести шлифовочные работы.

После выравнивания поверхность, на которую планируется монтировать гипсовую лепнину, обрабатывают грунтовочным раствором и дают высохнуть в течение 2-3 дней. Кроме того, установка лепного декора требует соблюдения ряда условий – доступные источники электричества в помещении, температура не менее 18 градусов тепла и подсобное помещение для монтажников. Завершение подготовительных работ позволяет приступать непосредственно к процессу монтажа лепнины из гипса. Технология установки лепного декора из гипса предполагает выполнение ряда последовательных действий:

  • Разметка. На основании проекта дизайна интерьера осуществляется разметка подготовленной к монтажу лепнины поверхности. Разметка необходима для того, чтобы в процессе монтажа образовывалось минимальное количество зазоров и расхождений.
  • Подготовка лепного декора к монтажу. Тыльную сторону изделия необходимо отшлифовать (можно наждачной бумагой). Кроме того, изделие из гипса должно быть немного влажным. Если декоративный элемент полностью высох, то его обязательно необходимо дополнительно увлажнить (для этого отлично подойдет пульверизатор). После увлажнения изделие становится хрупким, поэтому процесс монтажа должен быть максимально аккуратным, неспешным и бережным.
  • Дополнительный крепеж. Если декоративный элемент крупногабаритный или длинный, то в изделии просверливают отверстия для крепежа при помощи шурупов или дюбелей. Расстояние между отверстиями может составлять от 15 до 40 сантиметров (определяется длинной и весом изделия). Чтобы выдержать эстетику декора, крепежные элементы прячут под зенковками.
  • Разметка мет фиксации. На данном этапе производят обозначение на поверхности мест крепления лепных изделий в соответствии с просверленными в декоре отверстиями.
  • Подготовка мест крепления. В обозначенные на поверхности места крепления вкручивают дюбели.
  • Крепление. Лепной декор крепится на поверхности при помощи саморезов, шурупов, анкеров или клеевой основы. Вид крепления определятся весом и габаритами изделия. Мелкие декоративные элементы достаточно посадить на клей, а вот крупные изделия требуют более надежного и мощного крепления в виде оцинкованных дюбель-гвоздей или анкерных шурупов.
  • Заделка швов и стыков. Возможные щели, повреждения и стыки между элементами декоративной лепнины заделываются гипсовой смесью в течение 2 суток после окончания процесса монтажа.

Отдельного внимания заслуживает процесс установки гипсовых колонн. Для того чтобы установить колонну необходимо соединить ее половинки вокруг металлического прута, который зафиксирован в потолке и полу. Для скрепления половинок колонны используется малярный скотч. Далее полость колонны постепенно (по 15-20 сантиметров) заполняют гипсовым раствором и гипсовыми обломками. Процесс заполнения должен происходить медленно для того чтобы предотвратить появление трещин и расколов. Как и в предыдущем случае, финальной стадией процесса установки колонны является затирание швов, которую можно проводить только после полного высыхания смеси внутри колонны.

На первый взгляд в процессе установки лепнины из гипса нет ничего сложного, однако отсутствие монтажных навыков и незнание элементарных законов и правил декорирования интерьера может привести к плачевным результатам. Может быть не только испорчен приобретенный гипсовый материал, но и нарушена гармония дизайна внутреннего пространства. Сотрудники студии лепного декора Гессо Стар рады предложить Вам полный комплекс услуг по установке декоративных элементов из гипсовой лепнины.

В компании Гессо Стар работают профессионалы-монтажники с многолетним опытом работы, которые не только качественно и быстро установят лепной декор любых габаритов, но и позаботятся о гармонии в вашем интерьере – каждое изделие будет расположено на своем месте, чтобы подчеркнуть единство декора внутреннего пространства. Кроме того, в компании Гессо Стар Вы можете приобрести различные элементы лепного декора – от карнизов и розеток до колон и каминов. Создавайте комфортные и изысканные интерьеры для жизни, отдыха и работы вместе со специалистами студии гипсовой лепнины Гессо Стар!

© 2006—2020 «ГессоСтар».
Изготовление и монтаж лепнины из гипса
Дизайн и маркетинг – Infatex
Доставка и оплата

Гипсовая лепнина: нюансы монтажа и секреты долгой службы

Следующая новость

Куда отправиться в Москве по весне?
Автор
Поделись статьей

Гипс как строительный и отделочный материал используется людьми уже очень давно, задолго до строительства Великих пирамид люди уже знали полезные свойства этого материала. С появлением пышных дворцовых стилей возникла необходимость в веществе, из которого можно изготавливать декоративные детали различной степени сложности и тиражировать их в любых количествах. Этим требованиям полностью удовлетворял гипс — он легко и быстро растворялся, давая пластичную массу, годную к отливке, аккуратно заполнял форму любой сложности, быстро застывал и высыхал. Готовое изделие можно было окрашивать, покрывать лаком или золотом. Были у гипсовой лепнины и деталей и недостатки — изделия оказывались хрупкими и тяжелыми, возникали сложности и при монтаже.

В наше время на смену им пришли полиуретановые виды лепнины — легкие, достаточно пластичные и доступные по цене. Но гипсовые изделия по-прежнему востребованы — они незаменимы при реставрации исторического облика здания, годятся как для внутренней, так и наружной отделки, к тому же только из этого материала можно сделать индивидуальные, не растиражированные серийные образцы. При достаточном уровне художественного мастерства и умении обращаться с материалами изготовить гипсовую лепнину сможет самостоятельно любой желающий. К тому же можно приобрести готовые модели гипсовой лепнины. К примеру, можете взглянуть на ассортимент магазина
GipsHouse, чтобы оценить разнообразие предложений рынка.

Как осуществляется монтаж лепнины из гипса на потолок своими руками

Одна из самых сложных и трудоемких операций при монтаже — закрепление самих деталей на потолке. Небольшие детали и фрагменты можно просто приклеить, а значительные объемы, имеющие немалый вес, придется дополнительно крепить в несколько этапов с использованием саморезов. Для того чтобы лепнина из гипса хорошо держалась на потолке, необходимо соблюсти несколько правил:

С рабочей поверхности необходимо тщательно удалить старую побелку, краску и другие отделочные материалы. Малейшие остатки или крошки могут помешать сцеплению клея с основой и гипсовой лепниной, которая впоследствии может просто упасть.

Потолок необходимо выровнять и ликвидировать трещины и дефекты. Лепнина из такого материала как гипс не обладает пластичностью, но небольшие несовпадения можно легко заделать жидким раствором, который быстро застынет и не будет заметен.

Для улучшения сцепления поверхность обрабатывают специальной грунтовкой с водоотталкивающими свойствами. Гипс — гидрофильный материал, то есть он легко впитывает влагу, становясь под ее воздействием хрупким и мягким, поэтому изделия из него необходимо защищать.

Работа выполняется только на хорошо просушенном потолке, в сухом и чистом помещении.

Перед началом работы, особенно если планируется сложное многоэтапное нанесение гипсовой лепнины, стоит тщательно и внимательно распланировать крепление деталей. В первую очередь обычно устанавливают карнизы и потолочные розетки, которые становятся своеобразными точками отсчета для остальных деталей. Каждая из них должна попасть на свое место, так как малейшее несовпадение сведет насмарку всю сложную и трудоемкую операцию.

Для закрепления деталей используют герметики или монтажный клей, стыки между компонуемыми фрагментами смазывают специальным стыковочным клеем. Малейшие излишки клея необходимо сразу же убирать, так как его капли могут помешать равномерному окрашиванию изделия впоследствии. Крупные и массивные фрагменты дополнительно укрепляют саморезами, отверстия в материале заделывают гипсовым раствором и после застывания аккуратно зашкуривают. Следы на лепнине видны не будут.

Окрашиваться готовый потолок, как и фасадная лепнина, может только после полного высыхания. Для этих целей применяются красители на водной основе, различные краски и лаки. Золочение используется не столь часто, как в эпоху барокко или рококо, тем не менее такой вид декорирования используется и в наши дни.

Такой древний материал как гипс и в наши по-прежнему популярен и востребован, а изделия из него продолжают активно использоваться в строительстве и декорировании как общественных, так и частных зданий и сооружений.

Читайте также:  Утепляем потолок в парной
Ссылка на основную публикацию