Такая древняя и в тоже время современная майолика

Простой гид, который сделает вас экспертом в стилях интерьера

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Наши дома являются отражением не только нас самих, но и культуры, в которой мы живем. Так и дизайн интерьера меняется в зависимости от страны.
Мы в AdMe.ru разобрали для вас некоторые из наиболее узнаваемых стилей, которые теперь стали ближе, чем кажется.

Скандинавский стиль

Простота, минимализм, функциональность

  1. Светлые и приглушенные цвета
    Полы, стены и потолки, как правило, окрашены в белый, чтобы сохранить пространство ярким в течение долгой и темной зимы.
  2. Натуральные материалы
    Будь то пол, мебель или элементы декора — скандинавский дизайн включает в себя много дерева. Обычно используется светлая древесина, такая как бук, ясень и сосна.
  3. Естественный свет
    Поскольку в скандинавских странах темно в течение всего года, необходимо больше естественного света. Приветствуются большие окна и легкие занавески.
  4. Простые линии и формы
    Стиль интерьера направлен на максимальный комфорт, его должно быть просто поддерживать в чистоте, поэтому в нем отсутствуют вычурные детали и формы.
  5. Свободное пространство
    Традиционно скандинавские дома были очень маленькими и не допускали большого количества вещей. Сейчас дома стали больше, но идея сохранения пространства от беспорядка осталась важным аспектом дизайна.
  6. Уютный текстиль
    В странах с холодным климатом неудивительно, что часть декора приходит в виде шкур, ковров, подушек и пледов. Они не только создают ощущение тепла и уюта, но также добавляют еще один слой текстуры в пространство.
  7. Освещение
    Освещение в Скандинавии жизненно важно и крайне почитается, потому светильники и лампы присутствуют в большом количестве.

Для кого?

Для минималистов с любовью к натуральным материалам. Также подходит для небольших квартир и пространств, лишенных естественного света.

Марокканский стиль

Богатство, роскошь, экзотика

  1. Яркие акценты
    Цветовая гамма, присущая марокканскому интерьеру, чаще всего представлена пустынными или морскими оттенками. Преобладают яркие красные, оранжевые, зеленые и синие тона в сочетании с нейтральным фоном.
  2. Арки и закругленные дверные проемы
    Красивые арки и изогнутые дверные проемы в виде замочной скважины — одни из самых узнаваемых элементов стиля.
  3. Подвесные фонари
    Красочные фонари из тонированного стекла и латуни или меди создают экзотическую атмосферу и используются как снаружи, так и внутри.
  4. Роскошные ковры
    На сегодняшний день марокканские ковры — одни из самых узнаваемых в мире. Традиционно их орнамент сосредоточен на абстрактных и геометрических узорах в красочной или в современной нейтральной палитре.
  5. Смелые узоры
    Геометрические принты, вдохновленные традиционными марокканскими мотивами, великолепно отображены на подушках, ковриках и мягкой мебели.
  6. Низкие кушетки и пуфы
    Расшитые вручную во всевозможных цветах и стилях, низкие сидения являются идеальным дополнением к зоне отдыха.
  7. Обилие ткани
    Марокканские ткани, такие как шелк или другой мягкий текстиль, могут использоваться в качестве драпировки или защиты мебели.

Для кого?

Теплый и приветливый облик стиля идеально подходит для любителей экзотики, не лишенной элегантности.

Японский стиль

Гармония, традиции, гибкость

  1. Многофункциональность
    Эффективное использование ресурсов является фундаментальной частью японской культуры. По этой причине мебель выбирается раздвижная.
  2. Низкая, компактная мебель
    Традиционно низкие и компактные предметы мебели в Японии помогают извлечь выгоду из ограниченного жилого пространства.
  3. Природные материалы
    Японцы известны своим уважительным отношением к природе, поэтому в интерьере, как правило, используются натуральные материалы, такие как кедр, бамбук, шелк, рисовые соломенные маты и бумага.
  4. Простота
    Стремление к минимализму, заложенное в японской культуре, и пространство в комнате не менее важны, чем элементы дизайна. Комната не должна содержать лишних предметов интерьера и иметь загроможденный вид.
  5. Нейтральные цвета
    В японском интерьере часто используются натуральные, естественные цвета, чтобы обеспечить простой фон. Кроме того, естественные цвета минимизируют чувство беспорядка, что также важно для восточного дизайна.
  6. Дополнительное освещение
    Искусственные источники света вводятся таким образом, чтобы извлекать максимальную пользу, но не привлекать внимание.
  7. Раздвижные двери и перегородки
    Жилье в Японии — одно из самых дорогих в мире, а дома, как правило, небольшие. Чтобы сэкономить пространство, в интерьере используются раздвижные двери.

Для кого?

Из-за использования устойчивых материалов и строгих линий этот стиль привлекает эколюбителей и тех, кому нравится минимализм.

Мексиканский стиль

Яркость, аутентичность, уют

  1. Яркие цвета
    Огромная цветовая палитра является отличительной чертой мексиканского дизайна интерьера, включая в себя насыщенные тона и яркие оттенки красного, оранжевого, синего и зеленого.
  2. Керамика, расписанная вручную
    Традиционная мексиканская керамика подразумевает ручную роспись и широко представлена в виде ваз, плиток и цветочных горшков.
  3. Текстиль ручной работы
    Этот стиль — богатый источник тканого и вышитого текстиля, который можно использовать в виде цветных одеял, декоративных подушек и ковров.
  4. Геометрические узоры
    Аксессуары, расписанные и расшитые племенными узорами, часто украшают дома в качестве предметов, передающихся из поколения в поколение.
  5. Терракота
    Плитка из обожженной красной или желтой глины является ключевым элементом дизайна. Традиционно она покрывает пол не только в ванной и кухне, но и в жилых комнатах.
  6. Простая деревянная мебель
    Предметы мебели изготавливаются вручную из максимально доступного и недорогого дерева, например, из сосны.
  7. Декоративные коврики
    Яркие ковры ручной работы занимают центральное место в комнате, исполняя декоративную роль. Голые полы из твердых пород дерева или каменной плитки больше соответствуют простому мексиканскому декору, чем застеленные плотным ковром.

Для кого?

Этот стиль для творческих людей, стремящихся к уютному дому, наполненному яркими оттенками и вещами, сделанными своими руками.

Французский стиль

Мягкость, элегантность, изысканность

  1. Пастельные тона
    Интерьер во французском стиле наполнен пастельными тонами: бежевым, белым, бледно-розовым, карамельным, бледно-голубым, бледно-желтым, светло-зеленым.
  2. Обилие декоративных элементов
    Это могут быть предметы искусства, рамки с фотографиями на полке, вазы, зеркала в резной позолоченной раме, свечи. Но ничто не отражает очарование этого стиля больше, чем присутствие всех деталей сразу.
  3. Золочение
    Позолота, чаще состаренная, является важным элементом французского стиля. Применяясь к различным объектам, таким как рамы картин и зеркал или подсвечники, она характеризует богатство и роскошь.
  4. Плавные линии
    Во французском интерьере практически отсутствуют острые углы. Декор, мебель — все, вплоть до изогнутых ножек кресла, имеет плавные очертания.
  5. Винтажная мебель
    Франция славится своими блошиными рынками, на которых можно найти множество предметов декора. Заполучить вещь, имеющую немного потертый, но не изношенный вид, — редкая удача, ведь она добавит интерьеру особый шик.
  6. Элегантное освещение
    Люстра является отличным решением для создания еще более «французской» атмосферы. Наилучшим выбором станет шелковый абажур с бахромой или бусинами или полностью кованый канделябр.
  7. Лепнина
    Французы любят этот элемент декора и не упускают возможности использовать его везде, где только можно. Обычно лепнина подчеркивает высокий потолок, карнизы или камин.

Для кого?

Стиль подходит для тех, кто хочет создать обстановку, на которую не влияют веяния моды, а также для любителей подбирать и сочетать предметы декора.

Английский стиль

Традиционность, вещизм, камерность

  1. Открытые полки
    Шкафы или стеллажи с открытыми полками заставлены книгами, декоративной посудой, фотографиями в рамках и всевозможными семейными реликвиями.
  2. Обои
    Современный интерьер отошел от типичных для викторианской эпохи темных красок и перешел на светлую цветовую гамму, оставив свойственный цветочный орнамент и текстуру.
  3. Благородное дерево
    Для английского стиля дерева просто не бывает много. Шкафы, деревянные панели, паркет, карнизы, только натуральный массив и ценные породы.
  4. Обилие аксессуаров
    Небольшие мраморные бюсты, вазы, сувениры, декоративные подушки — все это может и должно присутствовать в английском интерьере. При этом все предметы должны хорошо просматриваться.
  5. Теплые тона
    Стиль характеризуется натуральными, приглушенными цветами. Наиболее подходящими будут различные оттенки коричневого, красного и желтого, а также теплый зеленый и серый.
  6. Загроможденность
    В английском интерьере предметы не принято ставить к стенам, чтобы сэкономить и освободить пространство. Напротив, все должно стоять в центре комнаты, создавая уютную, наполненную обстановку.
  7. Кресло с «ушами»
    Непременный атрибут стиля — кресло с высокой спинкой и характерными выступами в верхней части. Такой дизайн фокусирует тепло и защищает от сквозняков — идеальный вариант для времяпрепровождения с книгой у камина.

Для кого?

Для тех, кто не желает обходиться малым количеством вещей и кому не хватает спокойной и размеренной атмосферы.

Русский стиль

Простота, естественность, традиции

  1. Натуральные материалы
    Русский интерьер не допускает пластика, стекла или блестящего металла. Предпочтительно использование натурального дерева как для внутренней отделки, так и в качестве основного материала для мебели.
  2. Простая мебель
    Мебель деревянная или плетеная, максимально простая, функциональная и с грубой обработкой. Главная особенность — незатейливые правильные формы и простота исполнения.
  3. Традиционные элементы
    Особый уют создают плетеные коврики, вязаные накидки и лоскутные одеяла (пэчворк), тонкие занавески из прозрачного кружева, глиняные горшки, медная посуда и расшитые полотенца и салфетки.
  4. Естественные цвета
    Базовые цвета максимально естественных, приглушенных оттенков — коричневых, красных, бежевых. Акценты и аксессуары могут быть яркого красного, синего, желтого и оранжевого цветов.
  5. Грубые ткани
    Текстиль выбирается с учетом русских традиций. По большей части это необработанный лен, хлопок и ситец, которые используются для штор, чехлов для мебели, скатертей и постельного белья.
  6. Роспись
    Свойственную стилю традиционную роспись в различных стилях можно наблюдать на посуде, декоративной плитке, шкафах и даже стенах.
  7. Элементы хранения
    Традиционный сундук для хранения вещей чаще встречается как декоративный элемент и заменяется буфетом или открытыми полками, куда выставляются самые красивые вещи.

Для кого?

Для поклонников колоритных вещей, уважающих традиции, или любителей простой и уютной обстановки.

Майолика — что это такое и в чем она отличается от других видов керамики

Не только начинающих керамистов волнует вопрос, майолика – что это такое и чем она отличается от изразцов (а может, и не отличается вовсе)? Керамику майолику чаще ассоциируют с Италией, где действительно долгое время был европейский центр изготовления самых разных художественных объектов в данной технике. Но у средиземноморской керамики давно появились яркие конкуренты, и это уже интересно.

Что такое майолика?

Это технология (или способ) изготовления керамики. Изначально под этим словом подразумевались любые глиняные изделия с обжигом, которые покрывались красками и глазурью. Сегодня активен спрос на плитку, изготовленную в технике maiolika (встречаются и такие варианты названий как mayolica, majolica). Ее уникальность в рельефной поверхности и особенных цветовых переходах.

Основной общий признак технологии – высокая молекулярная пористость, это значит, что материал достаточно гигроскопичен. Майоликовый продукт покрывается белой эмалью. Практически вся керамика, которую глазурируют (кроме «фаянса» и «каменной» керамики) – майолика.

Черепки могут быть сделаны из фаянсовой и полуфаянсовой, из терракотовой глины. Нередко майолику путают с изразцом. Последним называют плитку с румпой, объемным элементом с обратной стороны. Эта плитка может быть изготовлена способом майолики, но не обязательно им. Майолика – понятие более объемное. У нее много применений в художественном мире! Изразец – только один из видов архитектурной керамики.

Читайте также:  Облицовка стен плиткой

Предлагаем вам посмотреть выпуск передачи «Галилео» о майолике:

Историческая справка

Если кратко, то история направления, вполне возможно, несколько тысяч лет назад началась в Египте, Ассирии и Вавилоне. И когда прекрасные керамические образцы попали в Европу, их путь пролегал через испанскую Майорку. Отсюда и название технологии. Собственная технология в Старом Свете появилась только в конце 16 века, благодаря стараниям голландцев.

Наиболее известные виды майолики

Распространение какого-то художественного направления по разным точкам земного шара – увлекательная аналитическая работа для культуролога. И равнодушно относиться к этому действительно не получается: в разных местах, культурах один и тот же технологический способ обрастал местным колоритом, художественными традициями. И архитектура, и скульптура, и разного рода керамический продукт (статуэтки, вазы), словно отпечаток национальной культуры, уникален и узнаваем.

Русская майолика

Стараниями князя Меньшикова в Стрельне, в 18 веке была основана керамическая фабрика. В основном продукцию использовали для декорирования храмов и светских зданий: подобный декор считался признаком роскоши, богатства. Большим спросом пользовалась сделанная способом майолики посуда.

Изразцы (русская майолика предполагает и их тоже), а также мелкая пластика и посуда прославили московскую фабрику Гребенщикова. В мастерских Гжели делали керамические изделия, способные конкурировать с московской продукцией. О том, что такое представляла майолика в то время, ярко говорит тот факт, что Васнецов, Врубель и Головин и другие известнейшие живописцы эпохи, выполняли изображения для русской керамики 19-20 веков.

Примеры русской майолики смотрите в этом видео:

Итальянская майолика

Даже ребенок знает, что такое Эпоха Возрождения, и что ее ассоциируют с великим искусством Италии. Без майолики невозможно представить итальянское Возрождение. Изделия из белой или серой глины, покрытые сразу двумя слоями глазури (белой и прозрачной) стали одним из художественных символом славной эпохи.

Помимо классического вида Италия породила меццо-майолику и полуфаянс (фаянс – это слово, возникшее вследствие географической привязки, крупного центра производства керамики Фаэнца).

В 16 столетии расписная керамика стала художественным новаторством в Италии: утилитарный смысл плавно перетек в декоративный. Роспись усложнялась, стала называться «прекрасным стилем», в каждом регионе Италии образовывалась своя школа. Популярной была роспись тарелок в рафаэлевском стиле. И хоть сам классик этим видом творчества не занимался, итальянскую майолику долго еще так и называли – рафаэлевской.

Арабские и турецкие майолики

Для арабской технологии характерно использование желтоватого или красного черепка. Роспись изобилует каллиграфией, а также специфической декоративной геометрией. Делать акцент местные мастера предпочли на цветовом контрасте.

Изящна турецкая керамика: звезды, цветущие сады, яркость мелких деталей и совершенство узора, тончайшая каллиграфия. Сегодня хозяйки специально ищут плитку-майолику на кухню в турецком стиле, чтобы готовить любимые лакомства в духовке (и не только в ней) в атмосфере Востока.

Португальские майолики

Традиционные бело-голубые керамические тона сплелись с современным паблик-Артом, и получилось азулежу – декоративный материал, гордость Португалии. Глиняная основа, покрытая глазурью плюс искусство ручной росписи: такими работами полон Лиссабон, да и вся страна!

Из плиток составляются масштабные полотна, которые украшают как станции метро, так и дворцовые стены. Обычные дома тоже декорируются азулежу, к которому здесь питают особую страсть.

Северные майолики

Франция, Германия, Великобритания – это узнаваемый белый фаянсовый или полуфаянсовый черепок, покрытый белой эмалью. Однажды керамисты этих стран стали добавлять в глину каолин, черепок стал кремово-белым, и впоследствии его стали называть фаянсом. Образцы северной майолики не перестают использоваться в качестве источника вдохновения для сегодняшних керамистов и дизайнеров.

Майолика в интерьере квартиры, майоликовая посуда

Что такое сегодня майолика – посуда, декор, расписная плитка. Последний вариант самый трендовый.

Используется майолика для:

  • облицовки камина;
  • декорирования стены душевой;
  • фрагментов украшения экстерьера прихожей;
  • оформления откосов и наличников;
  • декорирования ступеней;
  • оформления изразцов для кухни;
  • предметного дизайна – к примеру, декорирования столешницы журнального столика.

Цена майолики

Вид, размеры, характер росписи, бренд – факторы ценового решения. Условно один квадратный метр расписной майолики обойдется вам в 7-8 тысяч рублей. Вазы и тарелки можно заказывать в интернет-магазинах (от 700 рублей). Декоративный изразец – от 500 рублей, елочная игрушка – от 200 рублей, а большой набор игрушек – от 6000 рублей.

В интерьерах разных стилей майолика смотрится как изящно подобранный художественный элемент, жемчуг интерьерного решения. В изящности, тонкости и умении гармонизировать пространство этому керамическому направлению не отказать. Наверное, поэтому оно находит себя и в ультрасовременных интерьерах.

Что такое майолика? Описание, особенности, применение и цена майолики

Майолика зародилась в Древнем Египте, перейдя оттуда в Мавританию. Она находилась на землях современной Испании. Меж Мавританией и Египтом активно велась торговля. Так майолика и попала в Испанию. Оттуда путь лежал в Италию.

Одна из ее областей называется Генуя. Ее жители торговали, а иногда и воевали, с испанцами, в частности, с населением острова Мальорка. От его названия и произошел термин майолика. Впрочем, есть вторая версия. По ней майолика – вариация фамилии Майоль. Так звали французского скульптора, специализировавшегося на работе с глиной.

Что такое майолика

Одновременно с испанскими образцами майолики в Италию завезли вариацию из Китая. Далее, майолика распространилась по всей Европе. До России тенденция дошла в 17-м веке при Петре Первом.

Майолика — плитка из пористой глины, покрытой непрозрачной глазурью и расписанной цветными красками. По сути, это фаянс. Но тот производится только из белой глины. Она называется каолин. В нем соединены оксиды алюминия, кремния и вода. Материал не отличается пластичностью. Поэтому изготавливаемый из каолина фарфор хрупок.

Майолика плитка — долговечный и прочный материал

Майолика не отличается хрупкостью, поскольку делается из цветной глины. В ней вовсе нет каолина, или его примесь незначительна. Поэтому майоликой считают любую расписную керамику кроме фарфора.

Глазурью майолику покрывают неспроста. Пористость глиняной основы делает ее гигроскопичной, то есть активно впитывающей влагу. Вода проникает в микропустоты черепка. В итоге, он размягчается, разрушается.

Эмаль, в противовес черепку, не имеет пор, блокируя проникновения влаги в глину. Дополнительный плюс — максимально яркое проявление красок. На белой глазури они смотрятся чистыми, насыщенными. На Руси, заметив это, издревле покрывали глиняные изделия для росписи каолином. В Европе белую глину стали наносить поверх цветной, делая имитации китайского фарфора. Однако в будущем состав глазури майолики изменился.

Майоликовая глазурь — порошок. В нем обязательно есть фритт. Так называют легкоплавкое стекло. Присутствует и свинец. Он придает черепку блеск. Впрочем, бывают безсвинцовые глазури.

Португальская майолика 4-х цветное панно «Цветок Камелии»

Еще в покрытии присутствуют красящие пигменты. Обычно, они натуральные. Красно-оранжевую гамму обеспечивают, к примеру, селен и кадмий. Дополнительно в глазурь могут добавить кислотостойкие элементы. За счет них к воздействию кислот устойчиво и конечное изделие. Поскольку майоликой считается любая глазурированная и расписная керамика кроме фарфора, существуют разновидности:

1. Португальская майолика. В ее основе — красная глина. Роспись зачастую выполнена в бело-синих тонах. Узор используется барочный, то есть насыщенный завитками, округлыми линиями. Актуальны также сюжетные композиции.

2. Итальянская майолика. Выполнена, зачастую, из розовой глины. Ее еще называют терракотовой. Роспись итальянской майолики цветастая, в стилистике ренессанса. Для него характерны геометрическая, растительная тематики и гротеск, то есть нарочитое преувеличение образов, их черт.

Итальянская Майолика эпохи Возрождения

3. Северная майолика. Содержит солидную примесь каолина. За счет белой, красная глина становится бежевой, кремовой. Использовать такую начали в Фаэнца. Это город на севере Италии. Именно от его названия произошел термин «фаянс». Имя закрепилось с подачи французов. Их майолика, кстати, тоже причисляется к северной, как и изделия из Англии, Германии.

Северная майолика

4. Арабская майолика. У нее черепок желтоватый или красный. В росписи много каллиграфии и специфических геометрических узоров. Цвета используются контрастные.

Арабская майолика

Подобно фарфору, из которого наравне с предметами искусства изготавливают сантехнику, к примеру, унитазы, из майолики тоже делают разую продукцию. Это и изразцы, и черепица, и скульптуры, и вазы.

Особенности производства

Особенности производства майолики зависят от ее вида. Он же во многом зависит от доступного сырья. Майолика хороша возможностью производства из глины, имеющейся вблизи населенного пункта. В России, к примеру, много красной, розовой породы. Редкая белая глина есть я Рыбинском и Любимском районах Ярославской области. Впрочем, и красной породы там хватает. Минимизируя расходы, глины смешивают.

Эскизы для будущих изделий майолики

Ярославская майолика — целая школа. Она образцовая для русских мастеров, известна громкими именами, к примеру, Натальи Павловой и Евгения Шепелева. В Ярославле у них своя мастерская-музей. Она располагается на улице Юности, в доме 17А. При мастерской есть школа майолики. Учат сами Наталья и Евгений. На уроках они раскрывают секреты производства:

  1. Создается эскиз.
  2. Делается модель скульптуры, плитки или панно. Для этого используют пластилин или ту же глину.
  3. Изготавливается форма для отливки оригинала. Работают по заранее подготовленной модели.
  4. Форма заливается жидким гипсом. Порошок минерала разводят водой.
  5. В уже гипсовую форму заливается жидкая глина. Ее именуют шликером.
  6. Выдержав определенное время, шликер сливают. Часть глины остается на стенках формы.
  7. Делается не глиняная, а силиконовая копия изделия. Она требуется для воссоздания формы, которая годна для ограниченного числа заливок.
  8. Подсохшую в гипсовой форме глину извлекают и дорабатывают. Иногда, нужно соединить детали, а порой — зачистить швы, то есть соединения фрагментов изделия.
  9. Извлеченные из формы изделия подсушиваются в естественных условиях и отправляются в печь для обжига.
  10. Заготовка глазурируется путем погружения в емкость с эмалью и дальнейшего подсушивания.
  11. Изделия расписываются. Процесс ручной, как и все предыдущие этапы.
  12. Происходит второй обжиг, закрепляющий на эмали краски.

Цвета необожженных красок отличаются от прошедших термическую обработку. Изначально пигменты матовые и блеклые. После печи краски становятся яркими, блестящими. Так, нежно-розовая тыква становится оранжево-красной. Мастера майолики должны учитывать это, работая над изделиями.

Обжиг майолики в печи

Мастерская майолики в Ярославле — полноценное предприятие. Продукция поступает в городские магазины и торговые точки других городов. Есть также сайт предприятия. Там представлена майолика Павловой, майолика Шепелева и их учеников. Однако в наличии представленные на сайте товары есть не всегда. В таких случаях предлагается подождать изготовления продукции, или же заказать другую из приглянувшейся категории. Так, ярославская майолика подразделяется на колокольчики, сувенирные яйца. Есть и чашки, тарелки и чайнички, статуэтки, шкатулки, горшки.

Читайте также:  Сантехничекий люк под плитку

Майолика в интерьере

В интерьере используются не только предметы декора из майолики, но и расписная плитка. Ей облицовывают камины, ванные и душевые. Пригождается плитка и при оформлении откосов окон, наличников. Еще дизайнеры любят выкладывать майоликой часть стен в прихожих и ступени лестниц.

Пригодиться майолика может также:

  • в качестве столешницы
  • в виде обрамления зеркала
  • как основа для полок
  • в качестве чистовой отделки колонн
  • в виде часов

Поскольку глазурированный и расписной фаянс активно изготавливался итальянскими мастерами, стал ассоциироваться со Средиземноморьем. Поэтому майолика в интерьере используется с целью создания атмосферы близости моря, яркого солнца, обилия зелени, легкости настроения, спокойствия.

Майолика в интерьере

В самой Италии майолика не только в домах, но и на улицах. Расписной плиткой выложены мосты, городские лестницы, набережные, стены соборов. Таблички с номерами на домах и названиями улиц тоже бывают из майолики. Такие изделия могут иметь вид свитка, животного, луны или солнца.

Цена майолики

Цена майолики зависит от вида изделия, характера его росписи, размеров продукции, именитости сделавшего ее мастера или предприятия. Так, квадратный метр расписной плитки стоит минимум 7 тысяч рублей. Небольшие вазы с простым рисунком оцениваются обычно примерно в 700 рублей. Кашпо можно приобрести за 800. Глиняная клубника, яблоко, слива или другой плод для декоративной корзины стоит около 450-ти рублей. Продают баклажаны, чеснок, помидоры, огурцы.

Шедевры майолики

За декоративный изразец из майолики попросят 500—1000 рублей. Шире разброс цен для елочных игрушек. Их тоже делают в технике майолики. Повесить на елку можно расписной лапоть, солдатика, самовар, героя сказки, иконку, фигурку эвенка, или девушки в русском сарафане. Стоить игрушка будет от 200-от рублей. Бывают образцы за несколько тысяч. Набор игрушек стоит обычно 7-10 тысяч рублей.

Еще из майолики делают украшения, к примеру, кулоны, бусины. Подвеска на шнуре обходится, в среднем, в 500 рублей. Ручным производством занимаются как частники, так и крупные предприятия типа ярославской мастерской. Кстати, первым в России майолику стал делать на продажу завод Афанасия Гребенщикова. Предприятие работало в Москве, основано в 1744-м году.

6 вопросов о майолике

Что такое майолика

Майолика — это керамика, покрытая цветной или монохромной глазурью: посуда, вазы, аптекарские сосуды, архитектурный декор, скульптура, изразцы.

В современной ху­дожественной прак­ти­ке майоликой часто на­зы­ва­ют ке­ра­ми­ку с цвет­ны­ми гла­зу­ря­ми на фа­ян­со­вом — бе­лом — че­реп­ке.

Какая глина подойдет

Материалом для майолики служит обычная красная глина, мел, кварцевый песок, известняк. Черепок у такой глины пористый, цвет — в диапазоне от светло-кремового до красного. Раньше глину добывали обычно по берегам рек, потом тщательно обрабатывали и сушили. Мастера ис пол ьзовали гончарные колеса различных конструкций, приспособления для придания глине нужной формы.

Черепок майолики обычно светлый, но если глина была красной из-за большого количества железа в составе, на него наносили ангоб — слой белой обмазки, а только потом — глазурь.

В современном майоличном промысле изделия часто более сложной формы, поэтому мастера отливают их с помощью гипсовых форм или штампуют в пресс-формах.

Зачем нужна глазурь

Именно цветные блестящие глазури делают майолику узнаваемой, но изначально они были нужны просто как часть технологического процесса.

Глазурь — это жидкий состав из толченного до состояния пудры стекла, окислов металлов и воды. В печи такая глазурь расплавлялась, сцеплялась с черепком и запечатывала поры изделия. Так оно становилось прочным и водонепроницаемым.

Для росписи по сырой глазури керамисты XV — XVII веков ис пол ьзовали краски минерального происхождения. Составы красок, как правило, хранили в секрете. Синий пол учался из кобальта, зеленый из меди, желтый из мышьяка и железа, пурпурный цвет давал марганец. Красный пигмент был самым редким и добывался из богатой железом глины.

Где и кто делал майолику в России

Считается, что технологии создания глазурованной керамики пришли в Древнюю Русь с греками, с принятием христианства. Но расцвета ремесло здесь достигло в XVII — XVIII веках.

Завод Афанасия Гребенщикова

Первым в России завод по производству майолики открыл в 1724 году купец Афанасий Гребещиков. Сделал он это после указа Петра I о льготах предпринимателям, которые сумеют «куриозное художество ввести и распространить».

Гребенщиков понимал, что опираться нужно на традиционный промысел и богатые глиной места. Поэтому он построил свою фабрику в Москве, за Таганскими воротами в Алексеевской слободе — здесь проходила дорога в Гжель.

В Гжели и соседних деревнях были и залежи высококачественной глины, а опытные гончары из крестьян нанимались на работу на майоликовый, или, как тогда говорили, ценинный, завод.

Сначала «ценинная и табашных трубок фабрика» производила довольно массивную, крупную продукцию. Ближе к 40-м годам изменили технологию и пошла более тонкая и умелая майолика с росписью по сырой эмали. Завод освоил производство тарелок, блюд, суповых чаш, аптекарских сосудов и многосоставных сервизов. Декорировалась посуда цветной, чаще — монохромной росписью по белому фону и во многом повторяла классические европейские образцы. Заказы приходили от дворян и членов императорской семьи. Гребенщиков стал официальным поставщиком Её Императорского Величества.

Мастерские Гжели

В последней трети XVIII века множество мелких ценинных мастерских появилось в самой Гжели и окрестностях. Во многом — благодаря крестьянам, обучившимся на заводе Гребенщикова: они возвращались домой и организовывали собственные мастерские.

Формы большинства Гжельских сосудов сложились на основе традицион ной керамики XVII — начала XVIII веков: вместительные шаровидные кувшины, высокие, с дисковидным туловом квасники и кумганы. И в то же время в местной майолике заметно влияние стиля барокко. Сдержанная статичная форма сосудов XVII века как бы ожила, на пол нилась движением.

Керамисты Гжели делали и простую повседневную посуду, и дорогую, предназначенную для особых случаев. Изделия пол ьзовались огромным спросом, быстро раскупались как дворянами и помещиками, так и простыми, небогатыми людьми.

Гжельцы усовершенствовали известный им технологический процесс, их эмаль была бесцековой — то есть не трескалась паутинкой во время обжига. Краску мастера готовили сами. Коричнево-лиловый пол учался из смеси перекиси марганца, воды и сахара. Желтый давала окись сурьмы. Для зеленой краски нужна была медь.

Постепенно сложились приемы гжельской росписи. Энергичный рисунок, мягкий мазок, нежная цветовая гамма в пять красок по белой глазури. Часто яркий и нарядный расписной декор до пол няли небольшие скульптуры, рас пол оженные на плечиках сосудов.

Орнаменты и сюжеты для росписи гжельцы брали хор ошо им известные. Звери, птицы, травы, цветы и листья, дома с дымящимися трубами — все это с легкой руки мастеров попадало на керамическую поверхность.

Период расцвета гжельской майолики пришелся на 1770 — 1780 годы, а вскоре производства перешли на более «быстрые» и дешевые изделия из фарфора и фаянса.

Гончарная мастерская «Абрамцево»

На рубеже XIX — XX веков к практике русского декоративно-прикладного искусства подключились профессиональные художники: М. Врубель, А. Головин, К. Коровин, В. Серов — это этап авторской майолики.

В 1890 году промышленник и меценат Савва Мамонтов построил в своем имении «Абрамцево» гончарную мастерскую (позже — «Художественный гончарный завод «Абрамцево» в Москве). За производство отвечал мастер-технолог П. Ваулин. После некоторых экспериментов ему удалось заново изобрести технологию восстановительного обжига, это придало абрамцевской майолике тот самый металлический блеск, игру света и отражений, какие бывают при росписи люстром.

Участников мастерской, которую возглавил М.А. Врубель, объединяла идея возрождения русской майолики. Они хотели создать «новый русский стиль», опираясь при этом на традиции народного творчества. Кроме того, декоративно-прикладное искусство было ценно для них не само по себе, но как часть повседневной среды: «Надо приучить глаз народа к красивому на вокзалах, в храмах, на улицах».

В своих работах Врубель сумел соединить живопись и скульптуру. Он понимал керамику как цветной камень, а не просто как основу для росписи красками.

Старинные национальные мотивы, орнаменты, формы в новой интерпретации оказывались на изразцовых печах, посуде и скульптуре. Врубель и его единомышленники обращались и к западноевропейскому модерну, однако не копировали его черты, а по-своему перерабатывали.

На всемирной выставке 1900 года Мамонтов был удостоен золотой медали за экспонирование майолик, а Врубель — за работы, в числе которых скульптурные сюиты на сюжеты опер с цветной и металлической окраской.

Где найти майолику сегодня

В XVII — XVIII веках одним из центров майоликового ремесла был Ярославль. В основном там изготавливали изразцы для украшения домов и храмов — «муравленные» ( пол итые прозрачной глазурью цвета «травы-муравы») и ценинные (многоцветные эмалевые).

Искусство майолики в Ярославле не утрачено, оно возрождается в небольших мастерских и на фабрике, которую открыли в 1992 году художники-керамисты Евгений Шепелёв и Наталья Павлова.

Здесь изготавливают пол ивные изразцы, декоративную посуду, игрушку, сложную скульптурную миниатюру, в том числе коллекционную. Продукция расходится по городам России, отправляется на экспорт и отвечает за бренд «Ярославская майолика».

Особенность мастерской майолики Павловой и Шепелёва в том, что, хоть и создавали они ее во времена, когда промысел был пол ностью утрачен, работают художники в традициях старых мастеров. Это значит, что каждое изделие — это авторская работа. В росписи и пластике прослеживается традиция, будь то традиция народной игрушки, пол ивной плитки или ярославской иконы. Современная майолика по-прежнему расписывается только вручную, по сырой глазури — подобно фреске, и подвергается двойному обжигу. Двух одинаковых изделий нет.

В то же время мастера экспериментируют с технологическим процессом, пробуют пластические и живописные возможности современных материалов — массы, глазури, люстра.

Благодаря бережному отношению к традиции и технологическому совершенству теперь Ярославль считается центром производства майолики в России.

Майолика: особенности, преимущества и использование в интерьере

Сегодня украшение интерьера майоликой – это настоящая роскошь, которая далеко не всем по карману. Но, тем не менее, из такой плитки можно создать небольшое панно, которое будет удачно сочетаться с остальной отделкой, украшать комнату, и при этом обойдется не так дорого. Майолика – это высший класс плитки, материал, известный с древних времен, материал, который отличается изысканным внешним видом, долговечностью и практичностью. Разберемся, за какие преимущества ценится майолика, чем отличается, почему стоит так дорого и можно ли сэкономить, если уж очень хочется украсить свое жилище подобным образом.

Что такое майолика?

В традиционном понимании майолика – это любое керамическое изделие, изготовленное из обожженной глины и покрытое глазурью. Плитка может быть как однотонной, так и иметь сложный рисунок, отличается характерным рельефом. Появилась такая плитка очень давно, еще во времена расцвета цивилизации в Вавилоне, Египте и Ассирии, а в Европу попала через остров Майорку, который называют также Мальорка. Именно эта местность и дала название майолике. В Средние века эта плитка получила широкое распространение в Европе и России, где ею отделывали монументальные и культовые сооружения, но центром в то время стала Италия, где майолику создавали многочисленные мастера для использования в скульптурных композициях.

Читайте также:  Режем плитку

Сегодня майолику изготавливают, в основном, из красной глины, на которую наносят эмаль, а потом в два слоя наносят глазурь, и дважды обжигают при температуре более 1000 0 С: сначала для того, чтобы закрепить форму, а потом, чтобы закрепить рисунок. В основе краски для росписи также глазурь, в которую добавляют окись олова.

Сегодня огромной популярностью пользуется однотонная майолика, когда глазурью покрывается полностью вся поверхность плитки. Под воздействием высокой температуры краска и глазурь спекаются, образуя уникальный рельеф. Каждая плитка настолько оригинальна, что двух одинаковых невозможно найти. Майолика редко бывает крупной: обычно это квадраты со стороной 5-20 см.

Особенности майолики

За какие такие ценные свойства майолика получила такое признание и так высоко ценится? Во-первых, как и вся керамическая плитка, майолика – абсолютно экологичный материал. Во-вторых, она долговечна, а древние ее образцы сохранились до сих пор. В-третьих, эта плитка не поддается воздействию огня, обладает высокой теплопроводностью, не накапливает статическое электричество и долго остывает, поэтому ее часто использовали и используют для облицовки каминов.

На счет внешнего вида даже говорить не стоит – он шикарен, и именно благодаря ему майолика и ценится. За счет рельефной поверхности такая плитка очень интересно отражает свет, отлично сочетается с такими материалами, как дерево, камень, штукатурка. Для минималистичных интерьеров отлично подойдет однотонная плитка, а вот в классические неплохо впишется и разрисованная майолика.

Цена на майолику традиционно очень высока, причем однотонная плитка обойдется гораздо дешевле расписной. Стоит отметить, что некоторые магазины продают остатки плитки из каких-то коллекций дешевле, так как собрать из них целостный узор уже не получиться. Такие остатки и можно использовать для украшения собственной комнаты: выложить ими какую-то часть стены. При этом разные орнаменты только сыграют на руку, ведь получится что-то типа пэчворка.

Майолика в интерьере

Чтобы добавить некоторого шика и изысканности интерьеру, можно использовать совсем немного майолики, ведь она в любом случае будет приковывать внимание. Итак, где же можно использовать майолику, чтобы украсить квартиру и не разориться?

Так как майолика изначально использовалась для обрамления каминов, то и сейчас лучше всего она будет смотреться при оформлении портала камина. Причем можно вписать лишь несколько плиток, а можно выложить контур – при грамотном подходе оба варианты будут смотреться гармонично. Майоликой даже выкладывают имитации камина в городских квартирах, создавая тем самым иллюзию и каламбур.

Отлично майолика будет смотреться в ванной, где ею можно выложить лишь отдельные зоны. Так, например, в районе душа и около зеркала над раковиной такая плитка будет выглядеть наиболее удачно.

В средиземноморских странах нередко плиткой выкладывают пространство около входной двери со стороны улицы. Подобные южные мотивы можно будет реализовать у себя в прихожей, если скомбинировать майолику с плиткой, штукатуркой или декоративным камнем. Кроме того, отлично майолика смотрится в обрамлении дверных и оконных проемов, а в дополнение можно выложить ею подоконник.

Также майолика эффектно смотрится около лестницы: ею можно украсить стену, организовав интересный бордюр. Но самый распространенный вариант – использовать ее для декора подступенков, с которыми лестница мгновенно приобретает какие-то неаполитанские мотивы, а квартира становится оригинальной.

Отлично смотреться будет майолика на кухне. Отделать всю рабочую зону вместе с фартуком и столешницей таким материалом под силу далеко не всем, а вот встроить эти фрагменты в обычную плитку можно. Таким же образом можно оформить рабочую поверхность, или даже украсить предметы интерьера, которые вмиг станут ключевой деталью интерьера. Но и на этом сфера использования майолики не ограничивается. Ее можно использовать для украшения совершенно любого объекта: подноса, зеркала, журнального столика и т.д.

Интересное из истории итальянской майолики

Историю итальянской майолики невозможно описать в одной небольшой статье. Она насчитывает многие века, различные направления и стили, знаменита огромным количеством мастеров, которые работали в своей уникальной технике. Поэтому мы возьмем на себя смелость познакомить читателей только с некоторыми, наиболее интересными и значимыми событиями в истории существования итальянской майолики.

Под понятием «майолика» подразумевали изделия их фаянса, вывозимые в XV веке из Испании в Италию, что засвидетельствовано в многочисленных исторических документах, дошедших до нашего времени. Например, в 1455 году венецианский сенат подписал декрет, в рамках которого запрещалось ввозить в Венецианскую республику любую глиняную посуду, кроме фаянсов из Валенсии. Наверно в те времена валенсийские фаянсы имели большое значение для Венецианского государства, что об этом было сказано в отдельном декрете. Более того, данный декрет был призван защитить интересы собственных промышленников. Однако в нем и содержался особый пункт, который гласил, что фаянсы Валенсии считаются произведениями искусства, и их ввоз не может негативно сказаться на интересах венецианских мастеров, деятельность которых сводится исключительно к изготовлению посуды для домашних нужд. И документов подобного рода, в которых прописаны разрешения, запреты или механизмы регулирования ввоза майолики, сохранилось достаточное количество.

Особенно можно выделить постановление от 1476 года города Сиены, в котором говорится, что от пошлин могут быть освобождены только те испанские изделия из фаянса, на которых красуется герб любой из знатных сиенских фамилий. Смысл данного постановления прост: посуда с изображением фамильных гербов не может быть предметом дальнейшей торговли. Также данное постановление говорит о том, что богатыми итальянскими семьями заказывалось огромное количество майолики, что пришлось издать специальный указ, который бы регулировал эти потоки. Все эти указы и декреты свидетельствуют о том, что в Италию в огромных количествах ввозились изделия из фаянса. Немалое количество находок испано-мавританской керамики было обнаружено именно на территории Италии.

С XVI века «майоликой» стали называть и итальянские фаянсы, а с течением времени этим названием стали называть любые фаянсы.

Само же слово «майолика» произошло от названия одного из Балеарских островов Майорка, который расположен как раз на морском пути в Италию из Валенсии. Изначально на итальянском языке название звучало как «майорика», но со временем мягкий итальянский выговор победил, и название «майолика» с XIV века дошло до наших дней.

Как так получилось, что изделия из фаянса, производимые в Испании, и перевозимые в Италию, получили название от острова, на первый взгляд, не имеющего отношения к данному делу?

Естественно, может возникнуть предположение, что майолика, исходя из названия, производилась на острове Майорка. Однако нет ни одного исторического источника, в котором бы сообщалось, что хотя бы на одном из Балеарских островов была развернута фаянсовая мануфактура. Вместе с тем, в 1861 году Давилье, отец литературы об истории испано-мавританской керамики, привел в пользу данной гипотезы несколько убедительных фактов, которые подтверждают существование на Балеарских островах фабрик по производству фаянсов. Однако в 1875 году испанский писатель Кампанер с треском опроверг все доводы Давилье. Но, вместе с тем, корабли именно Балеарской флотилии привозили майолику в Италию.

Справедливости ради, следует отметить, что в те далекие времена товарам приписывалось название не по месту их производства, а по пути их следования. Или по названию их перевозчика. Например, в средние века Дамаск был крупным центром международной торговли, и многие товары называли «дамасскими», хотя на самом деле они производились в совершенно других городах и даже странах.

Однако точная дата и место рождения итальянской майолики скрыты во мраке веков, и современные исследователи до сих пор не могут приоткрыть завесу тайны. Например, как свидетельствует Вазари, скульптор Лука дела-Роббиа, уроженец Флоренции, стал родоначальником непрозрачной оловянной, молочно-белой глазури, и умер в 1482 году. Но о Вазари нельзя говорить как о надежном источнике из-за его склонности увлечения личностями, в пользу которых он мог сделать то или иное историческое заключение. Для того чтобы добиться большего драматизма и эффекта в изложении фактов, Вазари любое открытие или нововведение старался связать с каким-нибудь знаменитым историческим именем.

Лука дела-Роббиа и его последователи Джованни и Андреа дела-Роббиа действительно придавали своим терракотовым скульптурам законченный вид непрозрачными окрашенными в различные цвета поливами. И их произведения являются настоящими фаянсами, или майоликами. Но это еще не свидетельствует о том, что именно делла-Робиа принадлежит первенство изготовления декоративных поливов.

Кстати, семейство делла-Робиа никогда не изготавливало посуду. Исключение составляли только огромные декоративные вазы для алтарей.

Ярким примером несовершенства исторических свидетельствований Вазари является тот факт, что во время раскопок в Фаэнце была найдена молочная кружка, выполненная в майолике. На ней красовался герб Astorgio Manfredi, который владел Фаэнцами в 1373-1405 годах. Так что, Лука делла-Роббиа не может быть родоначальником изготовления непрозрачной поливы, поскольку изделия, выполненные с применением подобной техники, существовали задолго до того, как он начал творить. Но при этом Лука делла-Роббиа все равно вошел в историю как изобретатель. Именно ему принадлежит разработка техники майолики в изготовлении сосудов, а также в большой фигурной скульптуре.

С точки зрения искусства, совершенно не важно, когда в истории зародилось изготовление непрозрачной поливы. Важным является тот факт, что именно эта технология легла в основу создания настоящих шедевров искусства. Ведь итальянская майолика зародилась и развивалась не благодаря техническому прогрессу. Существует много исторических доказательств того, что при использовании примитивных технологий мастера создавали замечательные и неповторимые произведения, художественную ценность которых невозможно оценить, а с приходом современных технологических средств многие секреты мастерства отходили на второй план и терялись в веках, что вызывало упадок или исчезновение отрасли.

Итак, вопрос «когда?» можно считать более или менее понятным. А вот «откуда?» итальянские мастера майолики открыли для себя непрозрачные глазури? Ответ лежит на поверхности, искать его в толще веков не нужно. Само название «майолика» из Испании. Майолика пользовалась огромным спросом у жителей Италии, а ввоз ее был регламентирован, поэтому любители прекрасного были заинтересованы в производстве майолики в собственной стране. С этой целью мастера керамических и фаянсовых дел Италии ездили учиться к испанским мастерам. Так, есть историческое свидетельство того, что в 1514 году итальянский мастер Galgano di Belforte вернулся в родную Сиену из Валенсии, где он постигал искусство изготовления фаянса.

Ссылка на основную публикацию