Сусальное золото

Сусальное золото

Что же такое сусальное золото? Давайте разберемся подробнее в этом вопросе. Так, сусальное золото – это тонкие золотые листы, которые идут на золочение ювелирных украшений, изделий. Толщина таких листов достигает доли микрон.

Сусальное золото можно встретить из чистого золота или из различных сплавов: золота и серебра, золота и меди. К примеру, если золото положено на серебро, то его называют «двойником», а если на медь, то «тальма».

Но случается и такое, что имитация золота создается без его непосредственного участия – применяют сплавы иных химических соединений и металлов. В этом случае для того, чтобы пленка металла выглядела естественно, похожа на позолоту, ее покрывают желтым лаком.

Если говорить о происхождении понятия «сусальное золото», то единого мнения по этому вопросу нет. Как вариант, это определение связано со словом «сусало», что в переводе с древнерусского означает скулы, лицо. Дело в том, что сусальным золотом покрывали лицевую сторону изделий. Ранее данный термин касался всех материалов, которые пригодны для покрытия золотом или его имитацией.

Происхождение

Китай познакомил нас не только с порохом, бумагой, фарфором и фейерверком, но и с уникальной технологией, получившей на Руси название сусальное золото. В районе Лон Тан, одной из китайских провинций уже 1700 лет идет производство тончайших золотых листов.

Россия может похвастаться изготовлением сусального золота, как на фабриках, так и мастерами-сусальщиками в индивидуальном порядке. Наибольшей популярностью пользовалась фабрика в Пошехонье, что в Ярославской губернии, это был крупнейший центр производства сусального золота.

Даже сохранилось до наших дней «Изложение», написанное братьями А. и И.Князевыми, где подробно описывается технология изготовления сусального серебра и золота. Можно найти и другие подробные рассказы о специфике изготовления и своеобразном колорите этого промысла.

Обучение сусальному ремеслу начиналось еще с детства: 13-летние мальчики брались на обучение к хозяевам, жили у них порядка 4 лет, и лишь затем начинали работать за жалование. В вышеуказанном жалованье подчеркивается, что все мастера-сусальщики обладают разными способностями, в чем нет ничего удивительного. В «Изложении» приведены примеры большего расхода материала с худшим результатом. Так какова же технология изготовления сусального золота?

Сусальное золото (от др.-русск. сусанъ; возм., из сушаль, от “сухой” либо от сусало – “лицо”) — золотая фольга, слегка просвечивающая синевато-зеленым тоном. Для изготовления идет исключительно чистое золото, фактически без примесей, поэтому про сплав золота и серебра в данном случае говорить неуместно.

Производство сусали – как это было

С течением времени производственным процесс несколько видоизменился, но не стал менее сложным – изготовление сусального золота по-прежнему требует определенной сноровки и опыта от мастера-золотобойца. В упрощенном виде механика производства тончайших листов следующая.

Мастер-золотобоец расковывает на наковальне кусок золота в проволоку, затем эту тонкую ленту раскатывают в пластину толщиной 2-3 мм. Пластину нарезают на квадраты, которые складывают в книжку, или «золотник», обязательно при этом перемежая с листами папиросной бумаги.

В свою очередь, стопка квадратов вкладывается в специальную оправку, сделанную из кишок (ранее использовалась плева с говяжьей печени,) и мастер бьет специальным молотком по золотнику, от 2-ух до 10-ти тысяч (в зависимости от дальнейшего использования сусали) – именно такое количество нужно, чтобы золото стало толщиной с паутину, т.е. тысячную долю миллиметра.

Толщина же золотых листков может быть разной не только в зависимости от умения мастера, но и условий его будущего применения: для наружных работ оно более толстое, для золочения икон, картин, рам, мебели – тоньше. Сусальное золото в них всегда одного размера – 9,5х9,5 см, но может быть разной толщины – от этого зависит так называемый лигатурный вес сусального золота.

Технология золочения

Технология сусального покрытия проистекает не только из практичности этого производства (одно дело отлить статую из золота и другое дело покрыть ее слоем сусали, лигатурный вес который не более 5 грамм), просто золото такой толщины прилипает к любой гладкой поверхности на молекулярном уровне.

Именно благодаря необыкновенному свойству, золото твердо держит позиции, как способ создания роскошных предметов интерьера и масштабных проектов, вроде фонтанов, куполов и статуй.

Золото обладает химической инертностью, поэтому иногда его используют в весьма экзотических целях, например для декорирования различных пищевых продуктов. В Индии в него заворачивают дорогие сладости, в Японии можно заказать «позолоченный» кофе, а в некоторых европейских странах – продегустировать алкогольный напиток (шнапс) с сусальными хлопьями. Легендарная украинская водка «Золото Полуботка» также содержит микрочастицы 23-х каратного золота (956 проба).

Позолота сусальным золотом

Если не брать во внимание нюансы, касающиеся физиков и химиков, то сусальное золото характеризуется как металл с красивым цветом, обладающий хорошей тепло- и электропроводимостью. Вообще, химические характеристики золота весьма интересны: оно не вступает в реакцию с солями, щелочами, кислотами, не подвергается окислению на воздухе, но неустойчиво к азотной и соляной кислоте, ртути и соединениям брома, хлора, циана. Найти золото в чистом виде крайне сложно, причиной тому является его невысокая прочность, поэтому зачастую золото используется лишь в виде сплавов.

Кстати, интересный факт: одного грамма золота оказывается достаточно, чтобы получить проволоку, длина которой будет составлять 2,5 километра, также можно получить тонкую фольгу толщиной 0,00001 мм и покрыть 18 квадратных метров.

Современные технологии производства сусального золота

На сегодняшний день современные технологии позволяют получать листы золота значительно тоньше, нежели это было раньше. А компьютерная техника упрощает этот процесс в разы.

Технология получения тончайших листков заключается в следующем: кусок золота кладут в специальную печь, разогретую до определенной температуры, затем вальцуют в прокатном стане. После этого получается тонкая золотая лента длиной в 50 метров, ее режут квадратиками и складывают стопкой. Квадратики располагают на гранитной плите и начинают их бить гладким молотком.

Продолжается это до тех пор, пока толщина этих квадратов не станет в 4 раза меньше, а размеры квадратов – в два раза. На все это уходит примерно 20 минут, после чего полученные квадратики режутся на 4 части, толщину новых квадратиков можно сравнить с толщиной бумаги.

На этом процесс изготовления золота не прекращается, листки золота опять складывают в стопку, между листками кладется внутренняя оболочка из толстых бычьих кишок. Эту стопку золота зажимают прессом и просушивают на плите, при этом опять стучат молотком на гранитном камне.

Весь этот процесс занимает немалых 5 часов, давая лишь время остыть золоту порядка 15 минут. То золото, которое выступило за пределы стопки, снова запускают в производство, таким образом, процесс повторяется снова и снова, как и обновление информации на сайте ЦБРФ, где транслируются котировки золота онлайн.

Не стоит забывать, что листки золота брать руками просто невозможно за счет их высокой температуры, поэтому мастеру приходится использовать специальную кисточку, перекладывать ею тончайшие листки, раздувать их особенным образом. В итоге получаются ровные тонкие листки драгоценного металла. После завершения процесса изготовления золота, его обрезают нужной формы и раскладывают в виде книжек.

В наши дни производство сусального золота осуществляется практически полностью машинным способом, не ручным. И даже электрический молот производит процесс первичной обивки листов, а затем и процесс тонкой обивки. А вместо оболочек бычьих кишок применяют пластмассовую форму, что позволяет избежать неприятного запаха от органов животных.

В современной России производством сусального золота занимается Московский завод цветных сплавов. Безусловно, имеются и другие частные компании, занимающиеся сусальным золотом в небольших объемах. Чтобы иметь представление о сусальном золоте, можно представить тонкую металлическую фольгу, толщина которой равна 0,36-1,6 микрона. По российским стандартам сусальный лист выпускают квадратами размером 91,5 на 91,5 миллиметра, укладывается по книжечкам, в каждой из которых 10 или 60 листов. Между каждым листком кладется папиросная бумага.

Специалисты разделяют несколько видов золота: трансферное и свободное сусальное. Отличаются они друг от друга наличием прокладки между листками. Так, свободное сусальное золото укладывается в книжке самостоятельно, только листы бумаги разделяют пластинки друг от друга. Поэтому для того, чтобы вынуть лист золота из книжки достаточно лишь достать его и поместить на подушку. Трансферное же золото приклеивается к листочку в книге.

Сусальное золото: как его получают и где используют

Что такое сусальное золото

Сусальное золото – это тончайшие листы драгоценного металла. Сусальное золото используют для декоративного покрытия предметов искусства, элементов архитектуры, деталей интерьеров.

Сусальное золото прилипает к гладкой поверхности и удерживается на ней за счет сцепления молекул.
Традиционно сусальное золото изготавливали и продолжают производить в Китае.

В России были свои мастера по изготовлению сусального золота. Самые известные из них жили в Ярославской губернии.

Купола Собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону до последней реставрации были покрыты настоящим сусальным золотом.

Как изготавливают сусальное золото

Золото – это мягкий и пластичный металл, поэтому его можно довести до состояния тонкого листа около 100 нанометров толщиной. Листы золота получаются гладкими, без дефектов и трещин.

Для изготовления сусального золота используются разные сплавы. Часто это бывает высокопробное золото – 960 или 999 пробы.

Чем выше проба сусального золота, тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий.

Для изготовления качественного сусального золота важно соблюсти все тонкости сложного технологического процесса:

  • сначала из золота нужной пробы отливают брусок толщиной в 1 см;
  • затем его раскатывают в длинную полоску;
  • полоски золота разрезают на квадраты, складывают в стопку, прокладывая между ними листы шелковой или папиросной бумаги;
  • полученная стопка, называемая книжкой, проходит процесс отбивки молотом.

Книжка может состоять из трехсот листов.

В результате отбивки золото должно расплющиться равномерно, без вмятин и утолщений. Только в этом случае получается качественное и прочное сусальное золото.

Сусальное золото выпускается в двух вариантах:

  • трансферное, наклеенное на листы бумаги;
  • свободное, уложенное между листами книжки.

Цена свободного сусального золота выше, чем трансферного.

В прошлые времена отбивка осуществлялась вручную специальным молотом. И в настоящее время есть мастера, которые делают сусальное золото по старинке.

Современное производство сусального золота автоматизировано. Автоматизация производства в несколько раз увеличила скорость изготовления сусального золота и повысила его качество. Листы золота получаются совершенно равномерными при минимальной толщине.

Для разных целей используется сусальное золото разной толщины. Для отделки предметов искусства и декора нужны самые тонкие листы. Для покрытия куполов церквей или других элементов архитектуры берут более толстое сусальное золото.

Золочение сусальным золотом

Существуют две основные технологии золочения предметов и различных поверхностей сусальным золотом:

  • масляное золочение;
  • клеевое золочение.

Во втором случае позолоченная поверхность получается более блестящей.

Читайте также:  Искусственный мрамор советы в выборе

Клеевое золочение сусальным золотом используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассу.

Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.

Предметы, покрытые сусальным золотом, должны выглядеть гладкими, стыков между листами не должно быть видно.

Имитация сусального золота

Цена сусального золота достаточно высока, поэтому для декорирования поверхностей часто используются его имитации:

  • поталь, фольга из сплавов без содержания драгметаллов;
  • сусальные листы;
  • золоченая фольга;
  • набивной металл;
  • акриловые краски в аэрозолях.

Имитация сусального золота подходит для золочения предметов интерьера, багетов, лепнины, элементов декора.

Художники , декораторы, а также все, кому интересен процесс позолоты сусальным золотом, могут купить сусальные листы и другие материалы для золочения в интерьерном салоне «Декоратор» в Ростове-на-Дону.

Попробовать свои силы в изготовлении позолоченных украшений каждый может с помощью сусальных листов или золоченой фольги.

Настоящее сусальное золото незаменимо для реставрации антиквариата, при создании предметов искусства, золочении куполов, статуй и арт-объектов.

Стеновые панели из обожженного дерева SUNTAN

Декоративные штукатурки в Ростове-на-Дону

Всё о сусальном золоте — что это такое

Сусальное золото представляет собой тонкие пласты жёлтого драгоценного металла, традиционно используемые в декоративных целях. В этой статье мы поговорим об основных особенностях сусального золота, специфике его применения и других аспектах.

История и современность использования

Первые упоминания о сусальном золоте относят нас к периоду правления Южной и Северной династий Китая. Производство так называемых золотых листов в районе Лон Тан началось более чем 1700 лет назад.

В зависимости от предназначения сусальное золото делят на три вида:

  • для внутренних работ;
  • для внешних работ;
  • для поверхностей с повышенным внешним воздействием.

Таким образом, для отделки интерьера используют тонкое сусальное золото, толщина которого не превышает двух грамм в книжке. В экстерьерных работах применяют более толстое сусальное золото – от двух грамм.

Для отделки поверхностей с повышенным внешним воздействием используют так называемые утолщённые категории золота – от четырёх грамм в книжке.

Чаще всего выбор толщины, пропорций и других характеристик материала зависит от характера поверхности, подготовленной к золочению, а также мастерства позолотчика.

Уникальные свойства сусального золота помогают достичь поразительного визуального эффекта цельнозолотых элементов как на внешних, так и на внутренних поверхностях элементов сооружений.

Производство

Производство сусального золота — длительный и трудоёмкий процесс

К основным свойствам жёлтого драгоценного металла можно отнести его мягкость и ковкость, благодаря которым золото без повреждений можно расплющить в тонкие листы. Достоверно неизвестно, когда впервые из слитка золота был изготовлен пласт толщиной паутины для украшения священного предмета. Предположительно таким предметом могла быть статуя или утварь, или военные доспехи.

Процесс производства сусального золота заключается в отливке золотого бруска, размеры которого соответствуют следующим показателям – 20х5х1 (в сантиметрах). Такой брусок впоследствии раскатывают в тридцатиметровую тонкую полосу, которую разрезают на квадраты.

Каждый из таких квадратов вкладывается между листами специальной бумаги в стопку, содержащую от ста до трёхсот квадратов сусального золота. По стопке листов сусального золота на специально оборудованной наковальне наносится порядка 2000 ударов молотов до тех пор, пока все квадраты не будут расплющены в круглые лепёшки толщиной в несколько микрон.

Из лепёшек вырезают квадрат, который вкладывается в книжку. Такая книжка, как правило, содержит в себе от десяти до шестидесяти листков сусального золота.

В конечном счёте листы сусального золота оформляются в книжку

Для получения готового сусального золота необходимо выполнить порядка двадцати-тридцати технологических операций, каждая из которых содержит свои тонкости и секреты, непосредственно влияющие на качество материала.

Самой трудоёмкой и наиболее сложной операцией-структурной единицей процесса изготовления сусального золота является отбивка квадратов, поскольку удары должны быть нанесены с определённой силой и в точной последовательности по каждой части стопки.

В целом, сегодня существует три способа отбивания золота:

  1. Исторический (ручной).
  2. Автоматически-ручной.
  3. Автоматический.

При первом способе золото вручную отбивает специально обученный молотобоец, который должен наносить удары по стопке молотом, рассчитывая на ловкость и глазомер. Недостатком данного способа является невозможность равномерного отбивания золота и получения книжек одинакового веса.

Второй способ заключается в размещении пласта драгоценного металла под специальный автоматический молот, который непосредственно наносит удары. Однако движение стопки под молотом обеспечивает человек.

При третьем способе человеческий труд и вовсе не задействован. Автоматический молот отбивает листы, движение которых обеспечивает робот в соответствии с заданной программой.

Сферы применения и цена

Сусальное золото – уникальное вещество, которое активно применяется в различных сферах современной жизнедеятельности, наиболее распространённой из которых является декорирование. Дело в том, что именно использование сусального золота в декоре является наиболее практичным методом позолоты различных элементов интерьера и экстерьера.

Сусальное золото в отделке интерьера

Нередко сусальное золото применяют и в кулинарии в качестве украшения различных пищевых продуктов.

А знаете ли Вы, что сусальное золото имеет свой уникальный код пищевой добавки – Е175.

Сусальное золото используют при изготовлении рамок для икон. Для их производства применяется исключительно фольга с низким содержанием лигатуры. Как правило, это чистое сусальное золото 999 пробы.

Между тем, сусальное золото нашло своё применение и в текстильном производстве, современные технологии которого позволяют наносить его на любую поверхность.

Говоря о стоимости сусального золота, стоит отметить, что она напрямую зависит от рыночной стоимости жёлтого драгметалла, в связи с чем может постоянно изменяться.

Стоимость сусального золота исчисляется в зависимости от формата книжки, пробы драгоценного металла, из которого она выполнена, а также от количества страниц.

В среднем, сегодня книжка из красного сусального золота формата 90х90 миллиметров объёмом в шестьдесят страниц стоит порядка 80 евро.

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО
виды, производство и применение

Сусальное золото это необычайно тонкие листочки золота, толщина которых составляет от 0,1 до 0,25 микрон. Они настолько тонки, что способны пропускать свет. Как правило, сусальное золото имеет 960 пробу. Это обусловлено как традициями, так и техническими условиями.

Сусальное золото обладает красивым цветом, хорошей тепло- и электропроводимостью. Его цветовая гамма может быть различной. Красноватый оттенок ему придает добавление меди, а сплавление с серебром в разных пропорциях, придает белый, желтый или зеленоватый оттенок.

Название “сусальное золото” произошло от древнего славянского слова “сусаль” – лицо или лицевая сторона. Его хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены листочки золота. Размер листочков – 80 х 80, но могут быть и другие. Трогать их пальцами нельзя, они могут порваться. Для работы с сусальным золотом требуется определенное мастерство и специальный инструмент.

История сусального золота

Самое древнее упоминание о сусальном золоте относится к 2300 году до Рождества Христова – еще египетские мастера украшали им свои произведения. Другое упоминание о нем относится к периоду правления Южной и Северной династий Китая. История производства золотых листов в районе Лон Тан, Нанкин, насчитывает около 1700 лет. Первое упоминание о сусальном золоте в России появляется в XV веке. Тончайшие листы золота применялись для золочения церковных куполов и элементов интерьера домов аристократии.

В России изготовлением сусального золота занимались, как мастера-сусальщики в индивидуальном порядке, так и на фабриках. Наибольшей популярностью пользовалась фабрика в Пошехонье, что в Ярославской губернии, это был крупнейший центр производства сусального золота. Мастера – сусальщики брали себе учеников – мальчишек 10 – 12 лет и постепенно обучали их премудростям сусального дела. Со временем они становились подмастерьями и, какое – то время, продолжали работать вместе со своим учителем. Впоследствии часть подмастерьев уходили на вольные хлеба и сами становились мастерами-сусальщиками. А часть из них оставались со своим учителем до самой смерти последнего, становясь членом его семьи. После смерти старого сусальщика подмастерье становился мастером, получая в наследство все принадлежности для работы.

ВИДЫ СУСАЛЬНОГО ЗОЛОТА

В мировой практике принято делать сусальное золото по двум стандартам, а именно: по «Русскому стандарту» (РС) и «Европейскому стандарту» (ЕС).

Сусальное золото «Русский стандарт» (РС) имеет следующие характеристики:
– размер листа – 91,5 на 91,5 мм;
– количество листов в книге – 60 штук, разделённых папиросной бумагой;
– пять книг составляют упаковку, содержащую 300 листов;
– вес книги – от 1,0 грамма до 5,6 грамм.

Книжки сусального золота «Русский стандарт» изготовлены с учетом требований ГОСТ 6902-75 «Золото и серебро сусальное. Технические условия», в соответствии с которыми в книжке должно быть 60 листов размером 91,5*91,5 мм, 960 пробы.

Сусальное золото «Европейский стандарт» изготовлено с учетом требований к его производству, применяемых в Европе. На всей территории Европейского союза действует следующий единый стандарт книжек сусального золота: книжка содержит 25 листов, размером 80*80 мм. При этом каратность (проба) книжки может быть любая.

Сусальное золото бывает свободным и трансферным.
Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, поэтому позолотчик манипулирует им с помощью специального ножа и беличьей кисточки.
Трансферное золото приклеивается к листочку белой шелковой бумаги, с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить. С трансферным золотом работать значительно проще.

Сусальное золото также разделяется на следующие виды:
– в книжках (стопки золота, разделенные листами бумаги, похожи на маленькие книжки);
– в рулонах;
– в пудре;
– твореное золото;
– в хлопьях;
– пищевое сусальное золото.

ПРОИЗВОДСТВО СУСАЛЬНОГО ЗОЛОТА

Первым этапом изготовления сусального золота является отливка бруска с размерами 200 мм*50 мм* 10 мм.

На втором этапе отлитый брусок разогревается в печи и затем раскатывается в 30-метровую ленту толщиной в несколько микрон. Далее лента нарезается на квадраты и каждый вкладывается между листами специальной бумаги в стопку, которая содержит от 100 до 300 квадратов. Затем полученная стопка листов помещается под молот и по ней наносится около двух тысяч ударов, пока каждый из квадратов не расплющится в круглую лепёшку толщиной в несколько микрометров. Из лепёшки вырезается квадрат и вкладывается в книжку. Технология получения готового сусального золота содержит от 20 до 30 операций. Каждая технологическая операция содержит свои тонкости и секреты, влияющие на его качество.

Наиболее трудоёмкой и технически сложной операцией является отбивка (расплющивание) стопки квадратов. Удары молотом нужно наносить с определённой силой и в определённой последовательности по краям и по центру стопки, для того чтобы золото расплющилось строго равномерно без выбитых участков и без утолщений. От этого напрямую зависит качество сусального золота.

Читайте также:  Немного о классификации керамической плитки

В настоящее время в мире существует три способа отбивания золота.
Первый, исторический, предполагает отбивку золота вручную. Специально обученный молотобоец бьёт по стопке молотом, рассчитывая на ловкость и глазомер. При этом способе изготовления невозможно отбить золото равномерно и получить книжки одинакового веса.
При втором способе стопка помещается под автоматический молот, который, хоть и наносит удары одинаковой силы, но стопку передвигает под молотом человек.
Третий способ — стопку под автоматическим молотом передвигает робот в соответствии с программой. Поэтому наиболее качественное сусальное золото производится с помощью промышленных роботов в Германии и Италии.

Чтобы стопка не приставала к молотку и не рвалась на части, ее кладут между двумя слоями так называемой «снасти» – раньше на Руси она изготавливалась из плевы, содранной с говяжьей печени, или из кишок. Сейчас вместо нее используют пластмассы.

Полностью расплющенное золото обрезается по заданному формату и укладывается в книжки. Для изготовления одного килограмма сусального золота, требуется переплавить больше 2 кг золота. Выход продукта в чистом виде составляет всего 45%.

Сейчас в России сусальное золото производит Московский завод цветных сплавов, кроме того, используется импортное золото — немецкое, итальянское. Позолотчики, однако, в один голос утверждают, что наше лучше.

Основным преимуществом сусального золота является его пластичность. Мастер по позолоте высоко ценит данное свойство, в первую очередь за экономичный расход и за удобство работы. Другими преимуществами его являются:
– придает необыкновенный внешний вид;
– не окисляется;
– не тускнеет;
– стойко к истиранию;
– не теряет своих свойств с годами.

ПРИМЕНЕНИЕ СУСАЛЬНОГО ЗОЛОТА

Еще в далекие древние времена сусальное золото широко применяли архитекторы и дизайнеры. В настоящее время область его применения значительно расширилась. Сегодня им не только украшают интерьеры, но и используют в косметологии и даже в кулинарии.

Применение сусального золота в декоре является наиболее практичным способом позолоты. При помощи золотых листиков придают неподражаемое свечение статуям, куполам церквей, различным архитектурным сооружениям. Тонкое сусальное золото применяется в основном для внутренних работ в помещениях. Для золочения церковных куполов, скульптуры и элементов внешнего декора используется более толстое, так называемое «пятиграммовое».

Главные косметические достоинства сусального золота:
– стимулирует обновление тканей кожи;
– препятствует процессам старения кожи;
– разлагает остаточные токсины тяжелых металлов в слоях кожи;
– укрепляет иммунитет кожи.

В результате применения золотой маски разглаживаются мимические и возрастные морщины, осветляются пигментные пятна. Наблюдается ярко выраженный лифтинг-эффект, глубокое увлажнение кожи, видимое ее омоложение и общее оздоровление.

Чистое сусальное золото биологически инертно, неспособно образовать режущих комков, поэтому его все более широко употребляют в кулинарии. Оно никак не влияет на вкус и аромат деликатесов, зато существенно увеличивает их стоимость. Употреблять его в пищу совершенно безопасно, оно не вызывает аллергии и не нарушает работу внутренних органов. Более того, считается, что употребление золота в пищу может быть полезным – это улучшает кровообращение, работу сердечнососудистой, дыхательной и пищеварительной систем. Однако современные врачи не склонны приписывать ему какие-то чудодейственные свойства.

Во многих странах можно встретить необычные блюда и напитки с использованием сусального золота. В Японии бизнесмены любят побаловать себя необычным и изысканным вкусом золотого кофе. Во Франции мельчайшие золотые частички добавляют в шампанское, что создает эффект сияющих звезд в бокале. В Европе золото добавляют в алкогольные напитки: итало-швейцарский «Гольдшлегер» представляет собой коричный шнапс с сусальными хлопьями. Однако больше всего золота съедается в Индии – около 12 тонн в год. Помимо того, что дорогие индийские сладости обертываются тончайшими золотыми листами, золото также добавляют в сам шоколад, создавая необычный и яркий вкус. В наше время мода на украшение еды сусальным золотом дошла и до России.

Из-за хорошей электропроводности золота в сочетании с очень высокой коррозионной стойкостью его иногда используют в электротехнике для золочения деталей приборов. Например, иногда покрывают сусальным золотом детали магнетронов СВЧ-печей, что позволяет увеличить срок их службы.

Сусальное золото, характеристики и описание, вопросы

Декоративное сусальное золото, применение и описание

Сусальное золото возникло как термин от слова (сусаль), что обозначает собой очень тонкие, по сути микроскопические листы золота, которые использовались для позолоты различных зданий, вещей и прочего. Покрытие сусальным золотов это декоративное покрытие, которое должно показать, что вещь как бы сделана из золота, на самом деле таковым не являясь. С учётом того, что золото всегда было стандартом дорогих украшений, а его количество не могло вырасти кардинально, кроме как его естественной редкой добычи, сусальное золото было и остаётся очень популярным способом придания вещам золотого оттенка.

Местом где впервые было упомянуто сусальное золото является Китай, причем произошло это более 1800 лет назад и именно там, в силу развитости развития было упомянуто такое золото. По своим физическим данным золото является достаточно мягким металлом, которые легко укладывается в листы без трещин и разрывов, поэтому сусальное золото стало гармоничным развитием между роскошью и экономией золотых ресурсов.

История и определение сусального золота

Золотой лист , чрезвычайно тонкий лист золота (около 0,1 микрометра или 4 миллионных дюйма толщиной), используемый для золочения . Средневековые рукописи с подсветкойблестят сусальным золотом и до сих пор широко используются для золочения декоративных узоров, надписей и кантов на бумаге, дереве, керамике, стекле, текстиле и металле.

Процесс измельчения чистого золота в лист известен как goldbeatingи претерпел мало изменений с древности. Он начинается с небольшого слитка, отлитого из золота, легированного небольшим количеством серебра и меди, который свернут в длинную ленту толщиной всего около 0,025 мм (0,001 дюйма).

Похожиестатьи

Как расплавить серебро, чтобы сделать украшения

Как отличить золото от подделок в домашних условиях: особенности, рекомендации

Золотой запас России, история и цифры с 1900 по 2019 год

Затем ленту разрезают на квадраты размером около 3 см (1,3 дюйма) по бокам, и они помещаются между листами плотной бумаги и заключаются в овечью шкуру; затем их забивают до тех пор, пока квадраты не станут 10 см (4 дюйма) сбоку.

Затем каждый квадрат разрезается на четыре равные части, переупаковывается между пергаментом и снова взбивается, причем процесс повторяется последовательно до тех пор, пока листы золота не будут уменьшены до толщины около 0,001 мм. Затем они обрезаются до квадратов около 8,5 см (3,4 дюйма) на стороне и помещаются в виде книги между листами папиросной бумаги; каждая книга содержит 25 золотых листьев.

Применение сусального золота в творчестве

Веками художники и ремесленники обращались к сусальному золоту как к способу придания своим произведениям сияния и сияния. Блестящие золотые акценты очевидны во всем, начиная с древних артефактов и заканчивая современными шедеврами. Они могут добавить эфирное прикосновение к любому произведению искусства.

Сегодня многие современные креативщики продолжают использовать сусальное золото в своей работе. В дополнение к предложению менее дорогой и более универсальной альтернативы чистому золоту, сусальное золото славится своей способностью подчеркивать цвет и формировать светящиеся детали. Здесь мы подробнее рассмотрим ослепительный материал, объясним, как использовать сусальное золото в живописи, и исследуем его привлекательную историю.

Что такое сусальное золото?

Золотой лист – это золото, которое было забито в тонкие листы. Процесс измельчения чистого золота в тонкий лист называется позолотой , а акт использования сусального золота для украшения поверхности называется позолотой .

Как использовать золотой лист в живописи

Если у вас нет опыта позолоты, использование сусального золота в вашей собственной практике может показаться пугающим. Однако, выполнив всего несколько простых шагов, вы можете превратить законченную картину в превосходный шедевр.

1. СОБЕРИТЕ СВОИ МАТЕРИАЛЫ.

Вам нужно золото лист листы , кисточки , металлический лист клей , позолоченное кисть , и ваша картина, конечно!

2. ПОДГОТОВЬТЕ СВОЮ ПОВЕРХНОСТЬ.

Используйте обычную кисть, чтобы нанести клей на вашу картину. Вам нужно только почистить его на разделы, которые вы будете покрывать сусальным золотом.

3. ДОБАВЬТЕ СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО.

Как только клей станет липким, вы можете нанести сусальное золото. Вы хотите обрабатывать материал как можно меньше, поэтому рекомендуется использовать пинцет или другой инструмент для нанесения.

4. ИСПОЛЬЗУЙТЕ КИСТЬ ЧТОБЫ ПОЛИРОВАТЬ СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО.

Это удалит лишнее золото из вашего дизайна. Обязательно сохраните остатки для своей следующей картины!

Использование сусального золота в искусстве восходит к древним культурам. В Египте оно использовалось для своей эстетической эстетики и украшал статуи богов, драгоценные амулеты и другие священные предметы, помещенные в гробницы фараона.

«Сердечный скарабей с человеческой головой» (Фото: Музей «Мет» (Public Domain))

Римские медальоны и подвески изображали светские изображения людей, изображенных на сусальном золоте. Подобный подход к позолоченной портретной живописи также встречается в византийском искусстве, хотя эти работы часто изображают христианскую иконографию.

«Медальон с портретом Геннадия» (ок. 250–300) (Фото: Музей «Мет» (общественное достояние))

«Подставка для чаши со святыми Петром и Павлом, обрамляющими колонку с христограммой Христа» (около 4-го века) (Фото: Музей «Мет» (Public Domain))

Византийские художники продолжали использовать эту среду в религиозных изображениях, в том числе в своих хорошо известных золотых картинах . В этих работах листы сусального золота использовались для создания фона, в результате чего фигуры, казалось, плавали на небесном небе.

«Евангелист Марк сидит в своем кабинете» (ок. 1025–1050) (Фото: Художественный музей Уолтерса через Wikimedia Commons ) (PD-1923])

В средние века стиль золотого основания также использовался в панно и алтарных картинах с изображением Мадонны с младенцем . Это было популярно до эпохи Возрождения , когда художники начали отвергать эту трансцендентальную эстетику в пользу натурализма.

Симона Мартини, «Мадонна с младенцем» (ок. 1326) (Фото: Музей Мет (Public Domain))

В дополнение к религиозным иконам, листовое золото также использовалось в освещенных рукописях в средние века . Рукописи с подсветкой – это рукописные книги, дополненные иллюстрациями, декоративными бордюрами и другими украшениями, такими как сложные инициалы, предназначенные «для обозначения важных отрывков или для усиления или комментирования значения текста»

«Псалтырь с подсветкой» (конец 1100-х годов) (Фото: Музей Метра (общественное достояние))

«Мастер брюссельских инициалов» (1410-1420) (Фото: Музей Метра (общественное достояние))

В 16 и 17 веках японские художники включили сусальное золото в картины, найденные на складных ширмах. Точно так же они начали рисовать прямо на бумаге из сусального золота, чтобы создать свои собственные изображения на золотой почве.

Читайте также:  Армированная плёнка

В современном искусстве использование сусального золота чаще всего ассоциируется с австрийским художником Густавом Климтом . Будучи членом Сецессионистского движения и пионером символизма, Климт создавал экспериментальные и эфирные картины, блестящие золотыми узорами и золотыми плоскостями.

Сегодня художники продолжают использовать среду в эклектичном спектре работ, от научного искусства до массивных фресок . Подобно позолоченным творениям прошлого, эти драгоценные предметы демонстрируют бесконечную универсальность и вечную эстетику мерцающего сусального золота.

Фото: Брэд Кункл

Типы сусального золота

Сусальное золото бывает различной толщины, качества и цвета. Несмотря на усилия по обеспечению того, чтобы толщина сусального золота была как можно более равномерной, мы можем только дать оценку его толщины, тем более что он имеет тенденцию быть немного более тонким по направлению к центру листа. Расчетный показатель составляет около 1/7000 миллиметра или приблизительно 0,1 мк.

Вот почему при покупке сусального золота часто имеет смысл учитывать его вес на 1000 листов, а не его толщину. Самые тонкие листья весят около 12 г на 1000, в то время как самые тяжелые весят около 50 г на 1000 различных видов сусального золота, весят от 16 до 18 г / 1000. Так как золотой порошок и золотые хлопья сделаны из сусального золота, их толщина сопоставима.

Когда дело доходит до цвета, переход от одного оттенка к другому происходит постепенно, но есть несколько грубых цифр, которые можно найти, чтобы получить представление. Начиная от теплого желтого в чистом видезолото становится ярко-желтым в сочетании с количеством серебра от 5 до 30 процентов. При содержании серебра от 30 до 50 процентов он приобретает бледно-зеленовато-желтый оттенок, а начиная с 50 процентов становится белым.

Когда чистое золото смешивается с медью, начиная с 5 процентов, оно становится красноватым и приобретает медный оттенок, начиная с 30 процентов содержания меди. Всего лишь 5 процентов палладия дают золоту холодный желтый оттенок. Часто предполагалось, что золото изначально смешивалось с другими металлами по экономическим причинам, но правда заключается в том, что их главная цель – улучшить физические свойства материала во время взбивания листьев.

Поскольку даже самые незначительные количества имеют тенденцию изменять цвет золота, мы, как производители, разработали наши собственные стандартные нюансы.

Существует несколько видов металлических листов, которые имитируют эти цвета. Доступны битое серебро и битая медь, которые намного толще сусального золота. Существуют также другие виды имитационных листов, изготовленных из металлов, таких как алюминий, которые могут быть использованы для хорошего визуального эффекта. Наконец, существуют виды битого металла, которые предварительно окисляются в различных узорах и цветах.

Золотые и металлические листы бывают либо в свободной форме, то есть помещаются между страницами буклета, либо в форме переноса, где они прижимаются к листам, к которым он прилипает. Это влияет на технику нанесения.

Декоративное золочение – оригинальный способ преобразить старую мебель

В каждом человеке есть творческое начало, не дающее покоя и требующее реализации. Не зря же писано, что «… сотворил Бог человека по образу Своему . » (Быт.1, 27). Декорирование мебели — процесс увлекательный. Один раз попробовав что-нибудь украсить, уже сложно остановиться: приходит умение, а с ним новые замыслы.


Позолота

Хочу рассказать о технике, которую можно с равным успехом применить и для реставрации старой мебели, и в качестве декора новой. Способ этот — золочение.

«Сусальным золотом горят . »

Человечество издавна ценило и любило золото. И до сих пор золотой эквивалент — мерило не только мировых валют, но и уровня благосостояния отдельно взятого индивида.

Этот драгоценный металл всегда активно использовался для декорирования — мебели, предметов интерьера, архитектурных элементов. Можно имитировать позолоту, например, с помощью краски с золотистым пигментом. А можно покрыть предмет настоящим золотом.


Золотой интерьер — это просто: используйте современные краски с золотистым пигментом

Одна из особенностей этого материала, принёсшая ему многовековую популярность, — большая пластичность. Это самый ковкий металл: один его грамм можно вытянуть в тончайшую проволоку длиной почти 3,5 км или расплющить в лист площадью в 1 м². Толщина этого золотого листа будет 0,0001 мм, он прозрачен для света, но не пропускает тепло.

Эта особенность лежит в основе техники покрытия поверхностей сусальным золотом — обклеивания тончайшей золотой фольгой. Толщина драгоценного слоя составляет всего около 100 миллимикрон (нанометров), а в результате производится впечатление, что предмет сделан из чистого золота.


Золотая фольга

В декоративных целях сусаль используется очень давно. Наверное, с тех самых пор, как люди поняли, что вожделенного металла на Земле не так уж много, и золотых масок не хватит для всех фараонов, не говоря уж о простых смертных. Первое упоминание о тончайшей золотой фольге учёные относят к эпохе правления Южной и Северной династии в Китае — 1700 лет назад.

Когда стало ясно, что драгоценной миллимикронной фольги тоже недостаточно для удовлетворения всех желающих позолотиться, в ход пошли достижения химии: появилась поталь. Поталь — это тоже тонкая фольга, но уже не из чистого золота, а из сплавов, не содержащих драгоценные металлы, например, меди с алюминием или цинком.

Материалы для золочения

Процесс золочения кропотливый, но в некоторых вариантах (с использованием современных материалов) вполне доступный без образования реставратора или профессионального умения позолотчика. Сегодня такие материалы — и традиционные, и современные – свободно продаются в большом ассортименте в магазинах для художников и декораторов, так же как и набор необходимых инструментов.

Итак, что же потребуется? В зависимости от своих задач можно подобрать оптимальные варианты — и по внешнему виду, и по трудоёмкости нанесения.

Сусальное золото

Этот традиционный материал для золочения представляет собой настоящее золото с пробой от 6 до 24 карат. Выпускается в книжках, конвертах, пачках и рулонах различной ширины. Листы золота переложены шёлковой или папиросной бумагой. Производится золотая фольга разной толщины — для наружных и внутренних работ.


Книжка сусального золота. Фото с сайта mygranite.ru

Так, стандартная книжка (размер листа 91,5х91,5 мм) с 60 листами может иметь вес 1,25 г (применяется для икон и живописи). Комплект такого же размера, но уже весом в 4 г используется для наружных работ — золочения куполов и скульптур в фонтанах. Такое сусальное золото покрывает, например, фигуру Самсона в центральном фонтане Петродворца.

Существует и разновидность — трансферное золото. Это такие же золотые листы, но на бумагу они помещены под давлением, поэтому удерживаются на основе. Трансферное сусальное золото удобно использовать для золочения больших ровных площадей, так как его легче переносить на декорируемую поверхность.


Трансферное серебро. Фото с сайта susalnoezoloto.ru

Сусальное золото, как и обычное ювелирное, может быть разных оттенков — от белого до червонного. Также выпускается сусальный палладий и сусальное серебро.

Поталь

Фольга из сплавов не содержит драгоценных металлов, продаётся в таких же упаковках. Наиболее распространённый вариант — в книжках. Обычно они немного иного формата, чем сусальное золото — 140х140 мм. Также есть в рулонах и пачках, поталь обычная и трансферная.

Техника её нанесения такая же, как и в работе с сусальным золотом. Зато цена на порядок ниже: книжка потали из 25 листов стоит около 470 рублей, а книжка сусального золота 23 карата весом 1,25 г — уже 6400. Кроме сплавов, имитирующих золото и серебро, есть медная или бронзовая поталь, а также листы оксидированной потали — с поверхностью, покрытой разноцветными разводами окислов.


Оксидированная поталь. Фото с сайта noris-russia.ru

Творёное золото

Творёное золото — это мелко растёртые в хлопья листы сусального золота, смешанные с гуммиарабиком (смолой акаций). Название происходит от способа приготовления. Мастер разводит в блюдце порошок гуммиарабика водой и указательным пальцем растирает листы сусального золота в мельчайшие хлопья — затворяет, творит золото.

Творёное золото используют в иконописи. В декоративных целях этот материал можно применять в сочетании с сусалью: наносить его на углубления или, наоборот, выпуклости рельефа. Заполированное сусальное золото имеет глянцевую поверхность, а творёное — сатинированную.


Золото на иконах

Хлопья и вата

Кроме листовой фольги, в магазинах для декораторов можно купить поталь в виде хлопьев или ваты. После декорирования таким материалом поверхность приобретает мерцающий вид, потому что хлопья неоднородны по цвету и форме.

Декоративная вата для позолоты (хлопья в виде мелкой стружки) значительно ускоряет работу — позволяет покрыть имитацией золота большую поверхность за короткое время. Вата для золочения позволяет добиться ровной глянцевой поверхности без особых навыков.


Вата для золочения. Фото с сайта salonpotali.ru

Для работы с подобными материалами вам наверняка пригодится фартук. В нашем маркете, объединяющем крупные интернет-магазины, вы можете выбрать что-нибудь подходящее. Загляните в подборку Фартуки.

Лаки и клеи

Есть несколько традиционных приёмов нанесения позолоты, в которых технология подготовки основы, нанесения клея и покрытия из сусального золота не изменились за прошедшие века. Существуют два основных способа золочения: водяной (или «на полимент») и масляный. Первый применяют для интерьерных работ, второй подходит и для золочения наружных архитектурных элементов.

Полимент — это смесь глины особых сортов, добываемых всего в нескольких месторождениях в мире (лучшую глину для полимента получают в Армении), с клеем на животной основе (осетровым или кроликовым) и льняным маслом. Сухой полимент растирается в порошок на доске из мрамора, смешивается с эмульсией из воды и яичных белков.


Золочение на полимент

Для масляного золочения используется лак мордан — раствор натуральных смол.
К радости декораторов промышленность выпускает и синтетические лаки, более простые в применении. Конечно, позолота из потали на искусственных материалах никогда не даст глубины, свойственной золочению на русских иконах, когда листы золота наклеивали на отполированный полимент с помощью водки. Но для нужд декорирования мебели такого качества и не требуется.

Сусаль не нуждается в защитном покрытии сверху — золото не подвержено окислению или разрушению, оно само веками предохраняет позолоченную поверхность от разрушения. Покрытия же из потали требуют защиты лаком, потому что со временем окисляются и меняют свой цвет.


Эффект старины на золочении

И потому поталь применяют только для интерьерных работ. Зато предмету, покрытому имитацией, можно придать дополнительные декоративные качества. Например, создать эффект старого золота или серебра, покрыв поверхность битумным лаком. Он сохранится в углублениях рельефа, и вещь будет выглядеть старинной.

О необходимых инструментах и самом процессе золочения читайте в публикации Золочение: инструменты и техники нанесения. Напитаться декораторскими идеями для самостоятельного творчества можно в статье Золочение как способ декорирования: вдохновляющие идеи.

Ссылка на основную публикацию