Кирпичная философия

Кирпичная философия

Войти

Петербургский кирпичный стиль ( часть первая)

Кирпичный стиль, получивший широкое распространение в 1870-90 х годах, отразился на архитектуре очень многих городов, как больших, так и маленьких провинциальных. Его популярность можно объяснить удачным сочетанием дешевизны строительства и эстетики. Архитекторы и инженеры в поисках компромисса между функциональной, конструктивной и художественной составляющими стали использовать кирпич как отделочный материал. Сама по себе кирпичная стена без штукатурного слоя и гипсовых деталей оказалась вполне выразительной за счет рельефной кладки. Поверхность кладки оставалась обнаженной, или отделывалась керамической плиткой. Узор мог быть выложен в два цвета кирпича, вводились детали из керамики и природный камень. Кирпич оказался материалом, хорошо пригодным для сроительства в нашем климате. В те времена были прекрасные каменщики, способные делать из кирпича чудеса и дома в кирпичном стиле до сих пор радуют глаз и выглядят вполне достойно, они точно прошли апробацию временем.

Многочисленные промышленные постройки этого периода выглядят не менее привлекательно, вот , к примеру, заводское здание на Петроградской стороне, бывший завод Гейслера, сейчас завод И.Кулакова на улице Яблочкова. Как затейливо выложены наверху арки из кирпича !


По богатству форм и цвета кирпичный стиль не уступал архитектуре оштукатуренных зданий. Рациональность форм и дешевизна открыла путь массовому строительству больниц, школ, жилых домов, промышленных объектов.

Механический завод Зигеля, архитектор И. С. Китнер.

А вот наши знаменитые Кресты – тюрьма на берегу Невы

Многие здания, когда-то построенные для производств, стали теперь офисными центрами и государственными учреждениями.
Бывшая баня на Большой Пушкарской.

Многие стали памятниками архитектуры

Где же черпали вдохновение зодчие ? Кирпичный стиль развивался рядом с эклектикой и архитекторы творили, обращаясь к культурному наследию прошлых веков. Одним из самых популярных в то время был “русский стиль”, творчески перерабатывавший наследие русской архитектуры из кирпича 17 века.
Храм в Коровниках, Ярославль.

Церковь Казанского женского монастыря в Данилове, архитектор Василий Косяков.

Он был особенно популярен в области церковного строительства.
Я приведу в пример не очень известный храм Покрова на Боровой улице.Архитектор Н.Н. Никонов.

“Русский стиль” привнес в кирпичное строительство использование полихромной кирпичной кладки, напоминавшей узоры вышивки крестом, рогожку, плетенку, к поребрику, пояскам, бегунцу, – мотивам, широко использовавшимся в демократическом фольклорном варианте “русского стиля”.

Вот этот дом, Угловой переулок, 7 украшен русским орнаментом, который до времен фашизма, когда появилась свастика, воспринимался совсем иначе. Мотив встречается очень часто на русских вышивках, а здесь словно весь фасад дома “вышит “и между окон можно заметить и запретную “свастику”. Архитекторы Пранг и Федюшкин проявили знание народных орнаментов.

Мне кажется, что он выжил только потому, что стоит в переулке и не сильно был виден проезжающему по Московскому проспекту начальству.
В 1860 годах рядом с “русским стилем” существовал еще и “византийский стиль”. в основном использующийся для строительства храмов в честь святых, праздников и событий, связанных с принятием христианства и в память русско-турецкой войны, они были символами освобождения и единения славянских народов.
Церковь Казанской Богоматери на Охтинском кладбище, 1881-85 год, архитектор Ф.Миллер. Утрачена в 1929 году.

Собор Иоанновского ставропигиального монастыря на Карповке, архитектор Н.Н. Никонов, 1899 год.

Помимо общих форм, арочных окон и характерных византийских куполов, архитектор применяет полосатую кладку из кирпича в два цвета.

Таким образом он отсылает нас к кладке древних византийских храмов, которые выкладывались из кирпича и бута

Церковь Хора в Стамбуле.

Прием был взят на заметку и стал применяться не только в храмовой архитектуре ( см. фотографии бань выше)
Московский проспект

Еще один стиль, совсем экзотический, присутствовал в петербургской архитектуре – “мавританский”. В этом стиле были отделаны прекрасные гостиные во многих дворцах. Достаточно вспомнить мавританскую архитектуру в Испании и в памяти всплывут интерьеры Алькасара в Гранаде.

На фасадах зданий применялись различные мотивы, это было время, когда архитекторы вдохновлялись и готикой, и ренессансом, многие тогда путешествовали, фотография познакомила с мировой архитектурой и все интересные элементы архитектуры различных стилей брались на заметку и иногда соединялись свободно. На этом доме “полосатая” арка выложена рельефом.

Вдруг появлялись готические фронтоны.
Васильевский остров

Вырастали замки..
Улица Съезжинская.

Иногда получался перебор, как на этом доме по улице Чехова

Но в Петербурге много других примеров прекрасно выполненных зданий в кирпичном стиле, их мы посмотрим далее..

Кирпичная кладка

Кирпичная кладка — один из четырёх видов кладки из искусственных камней (наряду с керамиковой, мелкоблочной и смешанной). При помощи кирпичной кладки возводят мостовые опоры, стены зданий и пр [1] . Раскопки посёлка Мергарх показали, что технология кирпичной кладки известна человечеству ещё со времён первобытного общества, как минимум с VIII-го тысячелетия до н. э [2] .

Содержание

Современная технология кирпичной кладки

Толщина кладки кратна размерам кирпича и обычно измеряется количеством длин кирпичей, укладываемых по толщине стены. Однослойная кладка, когда толщина стены равна ширине кирпича, считается кладкой в пол-кирпича.

Кирпич укладывают на слой раствора, стороной, которую называют постелью. Промежутки между кирпичом заполняют раствором и называют швами, толщина которых не должна превышать 12 мм. Швы могут быть заполнены раствором полностью до наружной грани стены или не полностью. Швам, заполненным полностью, придают выпуклую форму или вогнутую.

Кладку, выполненную впустошовку, делают в тех случаях, когда необходимо оштукатурить или облицевать поверхность с помощью штукатурного раствора. При временном прекращении кладки или при неодновременной кладке пересечение стен оставляют так называемый штраб.

Так как при кирпичной кладке кирпич в конструкцию укладывают вручную, то при определенной высоте выложенной кладки работать становится неудобно — приходится высоко поднимать кирпич и раствор. При достижении такой высоты кладку прекращают и устанавливают подмости или монтируют леса.

Автоматизация кирпичной кладки

Для изготовления стен могут применять специальное оборудование, которое позволяет улучшить качество, увеличить скорость кладки и облегчить процесс для рабочего. Готовые стены с помощью специальной оснастки транспортируются на стройплощадку, где осуществляется их монтаж. Технология готовых стен представляет собой совокупность оборудования для изготовления стен, оснастки для транспортировки и монтажа.

Изготовление стен осуществляется с помощью специальной установки, в которой наиболее трудозатратные процессы (поднятие керамических блоков, их установка, замешивание и нанесение раствора) автоматизированы или максимально облегчены.

Преимущества технологии готовых стен:

  • оператор всегда находится в эргономичном положении
  • применение ручного крана снижает усталость рабочего
  • замес раствора осуществляется автоматически
  • автоматическое нанесение раствора нужной толщины
  • облегченное выставление керамических блоков
  • стабильно-высокое и контролируемое качество готовых стен

Базовые правила кирпичной кладки

Кирпич достаточно хорошо работает на сжатие и плохо на изгиб, поэтому при возведении конструкции из кирпича необходимо обеспечить его работу только на сжатие. Это достигается выполнением определенных правил, которые называются правилами разрезки.

  • 1-е правило — плоскости I порядка должны быть горизонтальными и перпендикулярны действию силы сжатия и параллельны между собой.
  • 2-е правило — плоскости II и III порядка должны быть перпендикулярны плоскости I порядка и также взаимно перпендикулярны между собой.
  • 3-е правило — нагрузка от каждого кирпича должна распределяться, как минимум, на два ниже лежащих. Выполнение 3-го правила разрезки обеспечивает совместную работу отдельных камней и исключает присутствие изгибающих усилий в отдельных камнях.

Приняты три системы перевязки швов:

При однорядной (цепной) перевязке один ряд кирпича укладывают ложком, второй — тычком. Тычковые ряды укладывают так, чтобы каждый второй кирпич перекрывал шов второй плоскости разрезки нижнего ряда на одну четверть кирпича относительно ложкового ряда. При этом швы кладки перекрываются в каждом ряду, что делает кладку более монолитной. Эти же приёмы используются и при восстановлении монолитности старой кирпичной кладки [3] .

Кирпичная кладка измеряется в м², когда кладка производится в пол-кирпича. При толщине в кирпич и более — в м³.

Инструменты и приспособления для каменной кладки

  • Кельма;
  • Кирочка (молоток) для отбивки кирпича;
  • Лопата, для растирания раствора;
  • Расшивки, для придания швам формы;
  • Уровень;
  • Шаблон для кладки кирпича
  • Уголок каменщика (натяжения шнур-причалки)
  • Порядовка.

Для ведения кладки 2 яруса устраивают подмости.

Кирпич: добрая тяжесть и орудие судьбы Текст научной статьи по специальности « Философия, этика, религиоведение»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лехциер Виталий Леонидович

В эссе демонстрируется философский взгляд на кирпич . Этот простой строительный материал, имеющий многотысячелетнюю историю развития, обнаруживает различные метафизические импликации: непреходящую рукоразмерность, эзотерическую телесность, эталонность в отношении формы и веса, выступает в роли первоэлемента приватного бытия и орудия судьбы .

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Лехциер Виталий Леонидович

Текст научной работы на тему «Кирпич: добрая тяжесть и орудие судьбы»

КИРПИЧ: ДОБРАЯ ТЯЖЕСТЬ И ОРУДИЕ СУДЬБЫ

В эссе лемонстрируется философский взглял на кирпич. Этот простой строительный материал, имеющий многотысячелетнюю историю развития, обнаруживает различные метафизические импликации: непрехоляшую рукоразмерность, эзотерическую телесность, эталон-ность в отношении формы и веса, выступает в роли первоэлемента приватного бытия и орулия сульбы.

Ключевые слова: кирпич, дом, обжиг, судьба, рука, добрая тяжесть.

И сказали друг другу:

Самарский наделаем кирпичей и обожжем

государственный университет огнем. И стали у них кирпичи

Ветхий завет,. Бытие. Гл. 11-3

Нет более простой вещи, чем кирпич. Граненный, тяжелый кирпич, которым иногда подпирают подъездные двери, чтобы они не закрывались, кирпич, который раскалывают о другой кирпич и запихивают по частям в ведро, куда ставится новогодняя елка, чтобы она не шаталась, кирпич, которым иногда увесистыми ударами чинят топор или молоток, чтобы не выскакивали деревянные ручки, кирпич, на который иногда натыкаешься по случаю идущего рядом строительства, простой кирпич — рукотворный и рукоразмерный.

Кирпич, кирпичная кладка, кирпичный дом — обязательное упоминание материала в таблицах рынка недвижимости. Если кирпич, то это хорошо, кирпич — это надежно, удобно, экологично и красиво. Это вам не то, что панели «круп-

доктор философских наук, доцент

кафедра философии гуманитарных факультетов

нощелевые», бетонные плиты или тем более пожароопасное дерево. Кирпич — это кирпич: пожалуйста, коттедж, забор или собор, дворец, башня или будка для сторожевого пса, мост или фабрика.

Кирпич — творение рук человеческих: «творильни» — современный строительный термин, обозначающий бетонированные ямы, где формируется «кирпичное тесто». «Творением» назывался на Руси процесс замеса глины, привезенной из карьера и размятой босыми ногами в ямах в течение долгого времени, а потом ручной формовки из нее кирпичей в деревянных рамках-«пролетках». При этом излишки глины снимали деревянным ножом, иногда «расчесывая» сырые кирпичи, оставляя на их влажной поверхности причудливые волны для последующего лучшего сцепления друг с другом. Кирпич — «деланный камень», как определяет Владимир Даль, символ прирученной природы, старейший продукт гончарного ремесла. Будучи рукотворным (на последнем этапе!), он есть то, что умещается в руке. Так было всегда. Форма и размеры кирпича менялись на протяжении веков, но всегда оставались такими, чтобы каменщику было удобно с ним работать, чтобы кирпич был соизмерим с размером и силой руки строителя.

В самом деле, кирпич может быть разным. Даль упоминает такие его виды, как простой, подпятный (когда глину пяткой вдавливали не в деревянные рамки, а в специальные поддоны), столовый, машинный, карнизный, колодезный, клинчатый, сырец, железняк, земляной, лещадь, кабанчик. Сегодня, кроме основного различия кирпича по способу производства и составу на керамический (белый или красный) и силикатный, в полном меню стройматериалов также значится кирпич рядовой, лицевой, фасонный, каминный, клинкерный, одинарный, утолщенный, двойной и т. д. А если заглянуть в историю, то мы увидим кирпич саман (тюрк. — солома), необожженный, высушенный на солнце (т. е. кирпич-сырец), изготовленный из глины с добавлением соломы или мякины, используемый в безлесных районах с V—IV тыс. до н. э. и вплоть до нашего времени, например, в Анатолии из такого сырца строятся дома в пять этажей. Или знаменитый обожженный кирпич плинфа (греч. рІіпЬоБ — кирпич), что родом из Византии, — широкий и плоский, почти квадратный с ребрами 30/35/2,5 см, самый распространенный кирпич в древности.

«Я и сам обожженный кирпич», — отмечает Даль в своем словаре. Так вместе с плинфой появилась еще одна метафора человеческого «я». Обожженный кирпич — символ повидавшей виды субъективности, прошедшей огонь, воду, и медные трубы изощренных и дотошных социальных формовок, прожженной и закаленной только для того, чтобы в конченом итоге встать в строй себе подобных. Продолжая зафиксированную Далем формулу эго-идентичности, обожженный кирпич, испытавший циклический ритм замерзания и оттаивания для получения нужной морозостойкости, напоминает историю о мальчике с замершим и оттаявшим сердцем, выработавшем, будем надеяться, крепкий иммунитет против чар Снежной королевы. Напоминает также и о всяких волнах похолодания и оттепели, ритмически накатывающих на субъективный и объективный дух, делающих его по крайней мере выносливее.

Читайте также:  Индивидуальные особенности саморезов с прессшайбой со сверлом и острым основанием

В Россию же плинфа, как и христианство, попала из Византии и использовалась вплоть до XV в., когда на смену ей пришел т. н. «аристоте-

лев кирпич», близкий к современным размерам. Хотя известно, что на Руси плинфы были не только прямоугольные, но и трапециевидные и даже дугообразно изогнутые, служащие для украшения фасадов и выполнения сложных элементов. В Риме кирпич имел размеры 55/55/4 см. В дело шли и более тонкие кирпичи, которые нередко применялись в качестве черепицы. Например, из кирпичей, по форме и размерам напоминавших небольшие булочки, были сложены стены Иерихона (сер. V тыс. до н. э.). Современный формат кирпича (в России — 250/120/65 мм, в Великобритании — 219/105/67 мм) возводят к германским племенам — лангобардам, которые в VI в. н. э. образовали на севере Италии королевство Ломбардию.

Впечатляющее формальное разнообразие такой простой вещи, как кирпич, легко объясняется его многотысячелетней историей. Об использовании кирпича в строительстве упоминает Библия и относит начало сего процесса ко временам расселения людей сразу после Великого Потопа. Именно тогда «стали у них кирпичи вместо камней». Ассирия и Вавилон, Месопотамия и Древний Рим, Египет и Византия — активное кирпичное строительство хозяйственных помещений и дворцов, мостов и крепостей, арок и сводов. Кирпич применялся в ранней христианской архитектуре. В позднем средневековье (XII – XVI вв.) вместе с ростом городов в Европе возник стиль — «кирпичная готика». Из кирпича возведены Софийский Собор в Киеве, стены и храмы Московского кремля, Кремль в Нижнем Новгороде и Кремль в Туле, Новодевичий монастырь в Московской области, палаты и дворцы царских особ в Петербурге и в последствие огромное множество других объектов. В том числе в Самаре были построены эксклюзивный пивной завод с краснокирпичными солодовнями, драматический театр в «русском стиле», костел, отсылающий к «пламенной готике» и напоминающий (мне лично) костел св. Анны в Вильнюсе, сооруженный в самом конце XV в., челышевские дома. Самарские кирпичные заводики (тогда назывались «сараями»), располагающиеся к концу XIX в. за железнодорожным переездом и ветряными мельницами, едва справлялись своими кустарными силенками с архитектурными запросами модерна.

Кирпичное зодчество, в особенности геометрически строгая, готическая кладка красного кирпича, — иллюстрация акмеистической апологии прекрасного, созданного из «тяжести недоброй» (нет, доброй — в отличие от холодной тяжести камня) и часто прикрываемого с течением времени внешними отделками, слоями шпатлевки и другими материалами, укрепляющими ветхие здания. Великолепное архитектурное решение принято в Вильнюсе — там на стенах старинных домов можно видеть специально сделанные вырезы в новой облицовке, сквозь которые гордо краснеет средневековая кирпичная кладка, заставляя задуматься о палимпсесте городской повседневности.

При всем изобилии и множественности присутствия кирпича в исторической жизни поражает непреходящее единство его замысла. Синдром историцизма, срабатывающий на начальном этапе любой заданной дескрипции, сразу же исчезает, будучи безоговорочно побежден метафизикой идеальной формы, соразмерной созидающей человеческой руке. Мускульная сила и ширина ладони — эти физические параметры незаменимы и

сегодня. Преодолевший многовековой этап ручной формовки, ставший частью автоматизированного промышленного производства, кирпич, тем не менее, взыскует точного, но бережного жеста каменщика. Благодаря кирпичу даже самый большой дом сегодня по-прежнему делается руками.

Кирпич — молекула дома, первоэлемент жилища, монада приватного бытия. Дом старика Тыквы из ста восемнадцати кирпичей, каждый из которых он знал назубок, знал, потому что каждый год прикупал по кирпичику или, если повезет, сразу по несколько штук, ценой самоограничения в еде, дом, в котором он мог только сидеть, подобрав ноги под себя, дом — мечта об автономности и онтологической уместности, символ лепки из «кирпичного теста» кубической буханки жилищного персонального (персонажного?) счастья. «Покупайте мои кирпичи. Они принесут счастье и стоят совсем недорого», — надпись на поверхности кирпичей, найденных археологами в центральной китайской провинции Хунань при раскопках могил династии Восточная Хань. «Посмотрите-ка на кума Тыкву. Можно подумать, что он вытаскивает кирпичи из собственного брюха. Каждый раз, как у него прибавляется кирпичик, сам он худеет на килограмм». Кирпичный дом — инобытие человеческого тела, даже если «Как у Тыквы старика // В кухне правая рука, // В спальне левая рука. // Если ноги // На пороге, // Нос — в окошке чердака!». История, когда дом (жизнь) выстраивается медленно, то есть в буквальном смысле по кирпичику вовсе не выдумка Джанни Родари. Каждый въезжающий в Санкт-Петербург при Петре I по его указу был обязан в качестве платы за проезд сдать кирпич, специально привезенный с собой. По одной из версий, Кирпичный переулок в Петербурге назван так именно потому, что на том месте, где он расположен, принимался и складировался «кирпичный налог» за въезд в город.

Кирпич телесен. Его составу уделяется очень большое внимание. Метафизика кирпича заключается в его физике. Неслучайно поэтому он может быть пустотелым или полнотелым. В отличие от тела человека, пустот-ность кирпича (когда он содержит сквозные «пулевые» отверстия разного диаметра) делает его теплым, теплоизолирующим материалом. Чем больше пустоты в его теле, тем более тепла. При этом такой кирпич не уступает в прочности полнотелому. Но главное метафизическое измерение кирпичной сущности состоит в том, что она создана из глины, воды и песка, а кирпичом становится после высушивания на воздухе (кирпич-сырец) и последующего обжига. Кирпич, таким образом, есть увесистый брусок спрессованных, плотно вжатых друг в друга основных мировых стихий, к которым всегда апеллировали эзотерическая наука и уходящие корнями в язычество модерные идеологии, типа советской, для которой, как известно, «солнце, воздух и вода — наши верные друзья».

Кирпич не просто телесен, он тяжел, его плоть весома. Кирпич — это тяжелая ноша. Поэтому человеку с тяжелой сумкой (например, школьнику, у которого набитый учебниками портфель совершенно неприподъемен) говорят: «У тебя что там, кирпичи?» или «Ты что, туда кирпичей наложил?». Поэтому кирпич выступает своеобразной мерой тяжести (доброй!), которая дополняет его исторически подкрепленный эталонный статус в отношении формы: «кирпич хлеба». Обе меры могут сообща задавать пара-

метры некоторым весьма немаловажным предметам, таким, например, как книга, для которой, как известно, свойственно быть кирпичом — благодаря своей кубической форме и своему нередко серьезному физическому весу, обычно иронически намекающему на весомость содержания.

Кирпич — орудие судьбы. Судьба в форме случайного трагического происшествия заявляет о себе в парадигмальном падении кирпича на голову. «Не стойте и не прыгайте там, где идет строительство или подвешен груз», — поется в не по-детски мудрой песенке. Но обычная сермяжная прагматика не может объяснить трансцендентальный принцип кирпичной угрозы. Этот вечно имеющийся наготове универсальный ответ — да что бояться-то, ведь в любой момент кирпич может свалиться на голову! — парадоксальным образом служит и пассивизму, поскольку что рыпаться-то, раз все в руках судьбы, и активизму, поскольку ничего не стоит бояться, ведь все равно все в руках судьбы. Физические законы гравитации, неумолимо исполняемые кирпичом в роковом падении, коррелятивны онтологическим структурам человеческого существования с его бытием-к-смерти, временностью и т.п. В отличие от яблока Ньютона возможный «в любой момент» летальный полет кирпича напоминает нам, наряду с болью, о конечности бытия, настраивая на критический лад в отношении повседневных онтифицирующих привычек.

Правда, не каждому кирпичу удается свалиться на чью-то голову. Как пишет питерский поэт Валерий Земских:

Каждый кирпич Желает упасть На голову Но увы

Большинство ложится навечно в стену

Мало кому доведется стать частью трубы

И столетьями ждать вдруг рассыплется

И по склону крыши

Но и тот кому повезет упасть

Чаще всего пролетает мимо.

Если булыжник — орудие пролетариата, то судьба орудует кирпичом. И если ей это удается сделать, то коллективное бессознательное чувствует свершившееся возмездие, наказание. Отсюда вообще кирпич в разнообразных конфликтах интерпретаций выступает часто как инструмент наказания, расправы с тем, чья личность «просит кирпича». Видимо, зловещий, угрожающий гештальт кирпича послужил основанием для выработки одной странной международной конвенции, для решения разместить его изображение на дорожном знаке, оповещающем автомобилистов о запрете на проезд.

Кирпичные стены

По структуре кирпичные стены можно подразделить на две группы: однородные, сложенные из обыкновенного, пустотелого или легкого строительного кирпича и неоднородные, облегченные, в которых часть кирпичной кладки заменена по толщине стены засыпкой, легким бетоном, термоизоляционными плитами или воздушной прослойкой.

В кирпиче большие боковые поверхности называют ложками, меньшие торцовые – тычками. Ряд кирпичей, уложенный вдоль стены ложками, называется ложковым, а уложенный тычками – тычковым.

Толщина однородных кирпичных стен всегда кратна ½ кирпича, причем стены возводят толщиной в ½, 1, 1½, 2 кирпича и более. С учетом толщины вертикальных швов, равной 10 мм, кирпичные стены имеют тол­щину соответственно 120; 250, 380, 510 мм в более. Толщина горизонтальных швов принята 12 мм, при этом высота 13 рядов кладки должна составлять 1 м.

Способ размещения кирпичей в кладке стоны с тем или иным чередованием ложковых или тычковых рядов для достижения перевязки швов называется системой кирпичной кладки.

При возведении, кирпичных стен наибольшее распространение получили две системы кладки: двухрядная (или цепная) и шестирядная (или ложковая).

В двухрядной системе кладки тычковые ряды чередуются с ложковыми. Поперечные швы в этой системе перекрываются на ¼ кирпича, а продольные – на ½ кирпича.

В шестирядной системе кладки пять ложковых рядов чередуются с одним тычковым. В каждом ложковом ряду поперечные вертикальные швы перевязывают в полкирпича, продольные же вертикальные швы, образуемые ложками, перевязываются тычковыми рядами через пять ложковых рядов.

Системы кирпичной кладки:

двухряднаяшестирядная
фасады
разрезы

Конструктивно для обеспечения прочности многорядной кладки необходимо выполнять такие минимально допустимые условия перевязки швов: для сплошного кирпича толщиной 65 мм – один тычковый слой кирпича на пять ложковых слоев; для пустотного кирпича толщиной 65 мм и сплошного кирпича толщиной 88 мм – один тычковый на четыре ложковых; для камней – один тычковый на три ложковых. При кладке стен из керамических камней с щелями и на участках с большими местными нагрузками рекомендуется использовать цепную кладку.

Чем больше смежных ложковых рядов, тем кладка менее прочна и менее трудоемка, поскольку возрастает число вертикальные продольных рядов и уменьшается количество кирпичей, которые подвергаются колке на части.

Системы перевязки влияют не только на прочность стены, но и формируют кладочный рисунок. Помимо приведенных систем кладок, применяется еще несколько разновидностей кладочных рисунков:

Системы лицевых кладок:

тычковая двухряднаяготическая двухряднаяанглийская трехрядная
голландская двухряднаяцепная (двухрядная)крестовая (русская двухрядная)

Одним из средств улучшения технико-экономических показателей наружных стен зданий средней этажности является применение наружных стен слоистой конструкции.

Несущую способность обеспечивает более прочный сплав, а требуемую теплоизоляцию – менее прочной, эффективный утеплитель.

Использование многослойных конструкций наружных стен предлагает три варианта расположения утеплителя: с наружной стороны стены (по фасаду), в середине конструкции стены и с внутренней стороны стены.

С целью обеспечения теплотехнических требований, а также экономии кирпича издавна применяются так называемые облегченные кирпичные стены, в которых кирпич частично освобожден от не свойственных ему теплоизолирующих функций путем замены части кладки менее тепловидными материалами.

Различают несколько видов многослойных конструкций наружных стен:

колодцевая кладка с монолитным легкобетонным или засыпным утеплителем;

– колодцевая кладка с плитным утеплителем и воздушной послойкой;

– кирпично-бетонная кладка;

– кладка с уширенным воздушным или заполненным эффективным утеплителем швом;

– кладка с установкой утеплителя с внутренней стороны стены;

– кладка с установкой утеплителя с наружной стороны стены.

Колодцевая кладка с монолитным легкобетонным или засыпным утеплителем состоит из двух кирпичных стенок толщиной 120 мм с заполнением средней части толщиной 200-270 мм шлаком, керамзитом, легким бетоном или легкобетонными блоками-вкладышами.

Связь стенок осуществляется вертикальными диафрагмами из кирпича толщиной 120 мм, устраиваемых на расстоянии до 1170 мм по длине стены или же одним рядом тычковых кирпичей, укладываемых через пять рядов тычков по высоте.

Кирпичная колодцевая кладка:

При заполнении колодцев засыпным утеплителем устраивают растворные армированные диафрагмы.

В модернизированной колодцевой кладке заполнение внутреннего слоя производится монолитным полистиролбетоном.

Кирпичные стены из монолитного полистиролбетона с утеплителем:

для малоэтажных зданий для зданий средней этажности

Колодцевая кладка с плитным утеплителем и воздушной прослойкой выполняется аналогично вышеописанной кладке. Утеплитель, толщина которого определяется теплотехническим расчетом, плотно прилегает к внутреннему слою стены. Между плитным утеплителем и наружным слоем кладки устраивается воздушный зазор не более 40-50 мм. Фиксация плитного утеплителя в проектном положении обеспечивается скобами-фиксаторами из оцинкованной стали (пластмасс) или вертикальными распорками из плитного утеплителя на всю высоту этажа.

Читайте также:  Технология производства и качество нержавеющего круга, трубы медной и других металлоизделий

Конструкции наружных кирпичных облегченных стен

Варианты слоистых стен с использованием кирпичной кладки

Из-за низкого термического сопротивления (из-за многочисленных «мостиков холода») традиционная кирпичная кладка может применяться только с дополнительным утеплителем.

С целью обеспечения вентиляции воздушного промежутка между наружной кладкой и утеплителем в уровнях цоколя и над окнами устраиваются приточные отверстия, а в областях карниза и под окнами – отверстия для удаления воздуха. Для устройства отверстий вертикальные швы между кирпичом не заполняются раствором.

Разрез по наружной кирпичной стене жилого дома

Кирпично-бетонная кладка состоит из двух стенок толщиной 0,5 кирпича и легкого бетона, укладываемого между ним. Стенки связывают тычковыми рядами, заходящими в бетон на 0,5 кирпича, которые располагают через каждые три или пять ложковых рядов кладки.

Тычковые ряды (диафрагмы) можно размещать в одной плоскости и вразбежку в шахматном порядке в зависимости от принятой толщины стены (380-680 мм).

Вместо сплошных тычковых рядов продольные стенки можно связывать кирпичами, укладываемыми в продольных стенах тычками не реже чем через два ряда по высоте и не реже чем через два кирпича, уложенных ложками по длине продольных стенок. Кладку применяют при строительстве зданий высотой до четырех этажей. Состав легкого бетона выбирают в зависимости от этажности строящегося здания, качества заполнителей и марки цемента.

Применяют также кирпично-бетонную анкерную кладке (тычковые кирпичи наружной и внутренней стенок смещают отнстительно друг друга). Тычковые кирпичи ее, выступающие внутрь кладки, обеспечивают анкеровку продольных стенок с бетоном.

Кирпичная кладка с уширенным швом, заполненным эффектным утеплителем применяется в стенах толщиной 400-680 мм. Кладка ведется с многорядной перевязкой.

При кладке с уширенным швом, незаполненным эффектным утеплителем, требуется выполнение штукатурки фасадной плоскости стены. Выполняют такую кладку с многорядной перевязкой швов с перекрытием воздушной прослойки тычковыми рядами черз каждые 4 ряда кладки.

Кирпичная кладка с уширенным швом:Кладка с установкой утеплителя с внутренней стороны стены
с воздушным зазоромс утеплителем

Кирпичная кладка с теплоизоляционным материалом с внутренней стороны стены требует дополнительных решений по ее пароизоляции.

К таким материалам относится устройство проветриваемого зазора между утеплителем и массивом стены или же укладка пароизоляционного слоя перед утеплителем.

Кирпичная кладка с теплоизоляционным слоем с наружной стороны наиболее целесообразно.

Для защиты утеплителем от атмосферных и механических воздействий, а также придания фасаду требуемых эстетических свойств применяются три конструктивных решения:

– лицевая кладка из облицовочного кирпича или керамических камней;

– защитно-декоративная штукатурка;

– навесная фасадная облицовка.

Внутренний несущий слой кирпичной кладки предусматривается толщиной 250 мм (для малоэтажных зданий, 380 мм – для зданий средней этажности) и выполняются из полнотелого или эффективного кирпича на обыкновенном или теплом растворе, приготовленном на шлаковом, перлитовом или другом пористом песке. По стене укладываются теплоизоляционные плиты, а затем устраивается облицовочный слой кладки толщиной 60, 80, 100, 120 мм.

Облицовочный слой кладки является самонесущим. Он соединяется с несущим слоем разнообразными гибкими стальными (стержни Ø 6 мм, с загнутыми концами, из нержавеющей или анодированной стали, покрытие лаком) или стеклопластиковыми связями (анкеры).

Стена с облицовочным самонесущим

слоем из кирпича

Целесообразно облицовочный слой кладки выполнить с устройством воздушного зазора. Вентиляционный воздушный зазор способствует высыханию утеплителя, гарантирует высокое качество эксплуатации утеплителя.

Стена с облицовкой кирпичом и воздушным зазоромКонструкция трехслойной стены системы (isover)

Для теплоизоляции применяются стекло- или минераловатные плиты из базальтового волокна (например кl-37, кl-35, кl-34 и жесткие ветрозащитные плиты rкl фирмы isover, плиты фирмы раrос), которые насаживаются на анкеры, предварительно заложенные в кладку несущей стены и прижимаются к ней специальными шайбами. Вторая шайба насаженная на анкер, устанавливается в средине воздушного промежутка и служит для стока конденсата. При этом необходимо обеспечить небольшой уклон анкера в сторону облицовочного слоя.

В системе наружной теплоизоляции «мокрого типа» по слою утеплителя устраивается слой штукатурки, выполняемой с использованием мокрых технологических процессов.

В системе можно выделить три основных слоя:

– теплоизоляционный – плиты из материала с низким коэффициентом теплопроводности (минвата, пенополистирол);

– армированный – слой из специального минерального клеевого состава с устойчивой к щелочи сеткой;

– защитно-декоративный – грунтовка и декоративная штукатурка (минеральная или полимерная), возможна также окраска специальными «дышащими» красками или использование облицовочных материалов (например, клинкерная плитка).

Системы утепления фасадов «мокрого типа» подразделяются на два конструктивных вида;

– с жестким креплением утеплителя на основании и легкой тонкослойной штукатуркой;

– с гибким (подвижным) креплением утеплителя и тяжелой толстослойной штукатуркой.

В системах с жестким закреплением утеплитель на поверхности закрепляется с помощью высокоадгезионного клеящего состава. На утеплитель наносится клеевой состав в который втапливается стеклосетка с ячейкой 5х5 мм м массой 150-200 г/м 2 , обработанная специальным щелочестойким материалом. Затем осуществляется механическое крепление утеплителя, после чего наносится второй слой раствора и защитно-декоративный слой.

В качестве теплоизоляции применяются плиты из пенополистирола типа ПСБ-С размерами 1200х1000(500), 1000(800)х500 мм толщиной от 30 мм и выше с интервалом 10 мм, плотностью не менее 25 кг/м 3 или минеральной ваты (фирмы «Данко индастри», технониколь, isover, paroc, rockwoll) размерами 1000х600х30, 40, 50, 60, 80, 100, 120 мм и 1200х200х40, 50, 60, 80, 100, 120 мм, плотностью для плит с беспорядочным расположением волокон 120-160 кг/м 3 и для плит с расположением волокон перпендикулярно к плоскости стены 80-120 кг/м 3 .

Механическое крепление плит утеплителя к поверхности стены осуществляется с помощью специальных дюбелей (из расчета 4-8 дюбеля/м 2 ).

Дюбели для крепления лит утеплителя:

Использование пенополистирола имеет ряд ограничений, связанных с требованиями пожарной безопасности. Он имеет также низкую паропроницаемость (в зависимости от плотности) примерно в 40-70 раз ниже, чем у минерального волокна. В многоэтажных зданиях полистирол разрешается использовать с обрамлением оконных и дверных проемов и этажными противопожарными рассечками из минераловатных плит шириной не менее 200 мм.

Устройство противопожарных рассечек

Распространение в Украине получила система утепления фасадов Сеrеsit фирмы «Хенкель Баутехник» (Украина).

В зависимости от видов используемых утеплителей применяется 3 типа системы:

i – с минеральными утеплителями (система Сеrеsit МВ);

ii – в основном с пенополистирольными плитами с поясами из минеральных плит;

iii – с пенополистирольными плитами (система Сеrеsit ППС).

Система Cerezit МВСистема Cerezit ППС

Толщина армированного гидроизоляционного слоя должна быть не менее 3 мм при устройстве декоративной тонкослойной штукатурки и не менее 5 мм – при окраске фасада. Толщина декоративного слоя 1,5-3,5 мм.

Легкие штукатурные системы утепления

Применение строительной изоляции PAROC

Легкая штукатурная система: 1 – несущая конструкция, 2 – клеевой состав, 3 – RAROC AS4, 4 – армирующая сетка, 5 – крепежный элемент, 6 – штукатурка Легкая штукатурная система с утеплением ламельными плитами: 1 – несущая конструкция, 2 – клеевой состав, 3 – RAROC FAL1, 4 – армирующая сетка, 5 – штукатурка Тяжелая штукатурная система: 1 – несущая конс­трукция, 2 – PAROC FAS2, 3 – стальной крепеж, 4 – каркасная металлическая сетка, 5 – армирующий слой, 6 – штукатурка

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9116 – | 7720 – или читать все.

15 бюджетных хитростей в дизайне интерьера, которые подчеркнут ваш вкус

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Истинные ценители домашнего уюта еще с юности представляли себе, каким будет дом их мечты, причем до последней мелочи. А потом они выросли, познакомились со словом «бюджет» и заключили, что фраза «я его слепила из того, что было» — это не самая глупая жизненная философия. Мы призываем вас не отказываться от планов стать хозяином стильной квартиры и уверяем, что создание интерьера с характером вовсе не обязательно должно влетать в копеечку.

Мы в AdMe.ru собрали несколько полезных советов от профессиональных дизайнеров, которые смогут применить и владельцы уже обустроенных квартир, и те, кто только приступает к ремонту.

1. Мыслите в целом, а не в частности

Даже если вы не начинаете ремонт с нуля, а задумываетесь о небольшом обновлении интерьера, помните, что жилое пространство нужно воспринимать в целом, а не только в рамках отдельно взятой комнаты. Во-первых, именно пренебрежение этим подходом приводит к тому, что квартира выглядит небрежно и дешево. Во-вторых, даже если вас полностью устраивает сочетание дизайна комнат, подумайте, не нарушат ли эту гармонию изменения даже в одной из них.

2. Добавьте шика

Несмотря на яркий эффект, который он производит, декоративный молдинг — один из самых недорогих способов придать комнате утонченный вид. Даже самостоятельная установка молдинга может оказаться весьма непыльным делом. Всего несколько лаконичных вставок придадут интерьеру совсем другой характер.

3. Подбирайте эффектную текстуру

Материалы и тона определяют атмосферу любого пространства. Старайтесь отдавать предпочтение глубоким оттенкам и благородным материалам, например вельвету. Его необязательно должно быть много — достаточно будет пары диванных подушек, которые можно сшить своими руками.

Еще один отличный текстурный акцент — ковер. Он должен быть большим, но при этом не скрывать весь пол в комнате. Рисунок ковра должен быть достаточно «дизайнерским», чтобы привлекать внимание, но при этом не конфликтовать с общим стилем комнаты.

4. Помните, новый интерьер — это хорошо забытый старый

Обновлять интерьер при помощи старых вещей — парадоксально, но вместе с тем выигрышно. Многие винтажные вещи можно не только приобрести за бесценок, но и отыскать в своем собственном гараже или у старших родственников. Самое главное — суметь отличить винтаж от обычного хлама и не переборщить с подобной любовью к истории: для «романтизации» средней по размеру комнаты достаточно будет парочки антикварных предметов. В противном случае вы рискуете не обновить обстановку, а превратить помещение в подобие музея.

Еще более бюджетный вариант — «состарить» вещи самостоятельно: придать нужный оттенок мебели и фурнитуре с помощью патины или же вооружиться парочкой бытовых средств и создать свой собственный антиквариат.

5. Не пренебрегайте цветом двери

Тщательно выбирая мебель, мы часто пренебрегаем значением двери в интерьере. А зря: обновленная и даже просто хорошо выкрашенная дверь преображает обстановку. К тому же профессиональные дизайнеры уверяют, что дверь черного или баклажанового цвета придает помещению гораздо более стильный и благородный вид.

6. Оживляйте интерьер

Даже небольшая вазочка со свежими цветами в центре стола способна задать настроение всей комнате. Если же вы не хотите заморачиваться с регулярной покупкой свежих цветов, можно украсить дом сухостоем и менять его раз в пару месяцев, чтобы не скапливалось слишком много пыли.

Не забывайте и о домашних растениях. Многие из них чудесно цветут или обладают интересной фактурой, и вы зря скрываете их за шторкой на подоконнике. Красивый и оригинальный горшок — вот и все, что вам нужно, чтобы смело поставить комнатное растение на самое видное место.

Если ни один вариант с цветами вам не близок, помните, что крупная ваза со свежими фруктами в гостиной или на кухне обладает тем же декоративным эффектом.

7. Будьте внимательны к функциональным мелочам

Один из приемов, к которому прибегают владельцы отелей, чтобы номера выглядели дороже, заключается в подборе функциональных деталей одного стиля и фактуры. Тот же самый подход можно применить и в оформлении домашнего интерьера.

Обратите внимание на бытовые мелочи типа диванных подушек, пледов, банных и кухонных полотенец, шторок для душа. Одного ли они стиля, цветовой гаммы, размера, фактуры? Вам в самом деле нравятся эти предметы или вы покупали их почти не глядя, только из-за необходимости? Подумайте о них как о неотъемлемой части комнаты, в которой они функционируют.

Отнеситесь более придирчиво и к дверным ручкам, крючкам, полочкам в ванной, мыльницам и подставкам под мелочи. Вполне возможно, что кое-какие из этих вещей давно потеряли свой вид или совершенно не сочетаются между собой. Заменить их гораздо проще, чем затевать полноценный ремонт, но эффект от таких перемен обязательно будет заметен.

8. Добавьте немного искусства

Это настоящий простор для вашей фантазии. Здорово, если вы можете себе позволить приобрести настоящую картину, однако есть множество других интересных вариантов. Понравившийся вам рисунок или фото можно распечатать на холсте и самостоятельно оформить в рамку. Или же вдохновиться трендами современных роскошных интерьеров и создать свой рукописный шедевр.

Читайте также:  Керамическая плитка

Крупная абстрактная картина добавит комнате ощущение простора и легкости. Вы можете разукрасить холст полностью или частично, добавить блестки или иные декоративные элементы. Такие произведения искусства можно создавать всей семьей и менять так часто, как вам захочется.

Лучше одной большой картины может быть только три: крупный триптих (который также можно распечатать в ближайшем салоне) гарантированно произведет впечатление на гостей.

9. Соблюдайте единообразие в деталях

Один из нюансов, которые часто придают жилому пространству небрежный вид, — это не сочетающиеся между собой аксессуары. Многие привыкли не обращать внимания на такие предметы из-за их небольшого размера, однако на деле нагромождение мелких разностилевых деталей точно так же портит впечатление от интерьера, как и большой безвкусный диван.

Обратите внимание на все эти магнитики, мини-скульптуры и сомнительной пользы штучки, подаренные родственниками, коллегами и друзьями. Спросите себя: купили бы вы это себе сами? сочетаются ли эти предметы с общей обстановкой комнаты? Если на оба вопроса вы ответили «нет» — смело избавляйтесь от них или убирайте подальше в шкаф на хранение.

Хороший способ наполнить дом аксессуарами — это отдать предпочтение вещам ручной работы. Они уникальны, обладают собственным характером, их можно коллекционировать и заказывать точно под тот стиль, который вы хотите видеть у себя дома.

Инновации, проблемы и философия в строительстве

Возможно, посткризис – не время оценивать строительную отрасль, однако на основе сегодняшнего разговора можно оценить какие перспективы видят строители. Да, они не радужные, но беседа была настолько заряжена энергетически, что сомнений нет – отрасль постепенно приходит в норму. А вот насколько затянется реабилитационный период – точных сроков дать не может никто.

Для оценки ситуации мы выбрали отправную точку – инновации. Во-первых, по вложению в них, их внедрению, реализации можно сказать, как развивается отрасль. Во-вторых, для инновационной активности правительством разработан проект «Стратегии развития промышленности строительных материалов до 2020 года». А в-третьих, через оценку внедрения инноваций отследим проблемы строителей.

– По моему мнению, в части инновационного процесса строительная отрасль все-таки находится впереди других, – говорит Александр Иванович Абаимов, начальник первого территориального отдела Госстройнадзора Челябинской области. – 15-20 лет назад картина была совершенно иная: в основе было серийное строительство. И, именно в это время случился перестрой сложившихся норм. 90-е годы дали приток новых материалов и технологий, которые стало возможно использовать. Проектирование стало тоже более свободным. Нужно отметить, что наша нормативная база сильно отставала от скорости появления технологий и не справлялась. Например, вентилируемый фасад был не нормирован и спор возник, испытывать ли его пожарную безопасность. Хотя, казалось бы, гореть там нечему – одно железо. В результате, наши эксперты решили, что это достаточно серьезная конструкция и нужно испытания провести. Присутствовавшие на испытаниях немцы, японцы, англичане и американцы были очень удивлены жесткими требованиями. Президент фирмы «Вагнер» (производитель вентилируемых фасадов) высказал мнение, что если он в России прошел такие требования, то его технология пройдет в любой точке мира. С выходом новых законов в декабре 2009 года появилась уверенность в сохранении и совершенствовании нормативной базы в строительстве.

Ранняя система Госстрой-Министерство строительства-главки-тресты, которая работала, не существует. Между тем, в прошлом она позволяла регулировать вопросы качества и новых технологий, все было объединено в одно направление. Та структура в Челябинской области позволила создать одно из лучших производств железобетона в России, появились прогрессивные организации, предлагающие передовые технологии. Например, устройство фундаментных плит на упругом основании, зимнее бетонирование. У нас это все работало. В настоящее время осталось мало людей, которые занимаются данными вопросами. Возможно, созданные сегодня СРО должны вкладывать собранные с компаний средства на разработку новых технологий. Именно от них должна поступать помощь организациям-разработчикам инноваций.

– Вопрос инноваций сегодня сложный. Наша технология такова – сокращение нормативных затрат при строительстве на объекте. Необходима большая заводская готовность, которая позволяет быстро собирать здания. Мы оценили опыт финнов, белорусов, старые советские технологии и попытались создать некоторый симбиоз, – объясняет выбор своей компании Алексей Владимирович Тихонов, директор «Уралстройком» г. Миасс. – Свою технологию назвали «Миасские каркасные технологии». Они в себе объединяют некоторые лучшие элементы технологических процессов каркасного домостроения. Была выбрана каркасная технология, потому что пять лет назад стройка на периферии из кирпича и железобетона была очень затратной, а рыночная стоимость жилья была ниже, чем в Челябинске. Мы не укладывались в кредитные ресурсы и выбрали оптимальный вариант. На самом деле, это общемировая альтернатива панельному домостроению. Мы создали это на периферии: малая строительная инфраструктура, мало качественных материалов, и для того чтобы повысить заводскую готовность мы разработали данную технологию. Около четырех лет технология действует, включает в себя большое количество узлов-соединений, которые никто ранее не использовал. В процессе создания данной технологии мы разработали определенные узлы зданий и запатентовали свое изобретение. В итоге, строя по своей новой технологии мы в четыре раза сократили сроки строительства относительно нормативов, что привело к определенной экономии материальных ресурсов на самом объекте. Конечно, при разработке мы учли климатические особенности нашего региона, национальные особенности строителей и потребителей, отработали эти вещи.

Нужно сказать, что первые объекты «Уралстройкома» были очень дорогие, т.к. каждая новая продукция должна была пройти испытания, а это дополнительная стоимость. Но сегодня миасская технология строительства конкурентна чебоксарской и белорусской сериям. Тихонов гордится своей технологией – он и его компания делают то, чего не делают нигде и это, к тому же, позволяет зарабатывать деньги.

Как видим, инновации выручают стройку. Причем выбранный новый способ строительства обеспечит успех более чем на десяток лет. Алексей Тихонов уверен: инновации невозможны без идейных людей. Без тех, кто за нестандартные решения и смыслом своей деятельности видит совершенствование строительства, а не чемодан денег. Как раз такие люди – двигатель экономики и прогресса.

– Сейчас снизились препоны, которые не позволяли свободно работать проектировщикам, строителям и разработчикам, – продолжает Алексей Владимирович. – Плюс перемены в строительстве в 90-х годах дают результат. Недостаток – политика финансовая и законодательная. Она может загубить все нужное новое. На сегодняшнем этапе государство должно позаботиться о потребительской способности клиента. А через это и строители прейдут к потреблению новых смесей, новых панелей, новых технологий.

Если озвученная схема успешно заработает, то наши строители обойдутся даже без инвестиций. Тогда на все хватит своих средств. На покупку технологии на западе (что же делать, если они там «передовее» наших) и трансформацию ее под собственный менталитет. Опять же, лояльность государства сыграет важную роль. Строители, учитывая, что перешли на саморегулирование, все-таки ждут от государства помощи в виде n-ой суммы денег, какую они могли бы тратить на инновации. Не просто тратить, а потом и конструктивно отчитаться.

– Для того, чтобы развивались инновационные процессы, нужна почва. И такой почвой является модернизация существующих технологий строительства и производства строительных материалов в России, – говорит Марк Родиков, учредитель предприятия БЕТОТЕК, которое выпускает изделия для высотных панельных домов по финской технологии. – В рамках холдинга «Уралметаллургремонт-4» в 2009 году было запущено производство наружных трехслойных панелей и однослойных конструкций для строительства высотных панельных домов на конвейерной линии финской фирмы ELEMATIC с возможностью выпуска изделий до 80000 м2 жилья в год.

С вводом линии в Челябинске появилась возможность возводить панельные дома с конструктивными и архитектурными решениями, отвечающими современным требованиям потребителей. Если сформулировать упрощенно, то это 6 качественных отличий в панельном домостроении:
– дома, построенные по финской технологии, обладают высокими тепло- и энергосберегающими характеристиками, а также паропроницаемостью, что обеспечивает комфорт в доме в любое время года;
– архитектурная привлекательность и индивидуальность зданий;
– свобода и индивидуальность планировок;
– высокая герметичность межпанельных швов;
– декоративный фасад;
– точная геометрия.
При этом сохраняется величина показателя цены квадратного метра и сроки возведения дома.

Как утверждают специалисты из Скандинавии, где с 50-х годов и до сегодняшнего дня широко применяется высотное панельное строительство жилых домов (до 90%) – они прошли пять эволюционных этапов в проектировании и строительстве. Дома 2000-х годов кардинально отличаются от своих предшественников из 50-х, 60-х, 70-х и даже 90-х годов 20-го века по конструктивным решениям, долговечности и архитектуре. Уже сегодня вы можете увидеть дома, построенные по финской технологии: каркасный дом по ул. Шаумяна (навесные трехслойные панели) и панельный дом по ул. Культуры. А также возводятся жилые дома по ул. Техникумовская и на АМЗ.

– Повторюсь, ввод линии ELEMATIC, с моей точки зрения, является базой, и сегодня при определенных условиях должны пойти процессы напрямую связанные с инновациями (и такие предпосылки уже есть). Для своего предприятия вижу направления, которые стоит научно развивать, внедрять и закреплять в производстве. Это, во-первых, направление декоративных фасадов, таких как матричный бетон, цветной бетон с обнаженным декоративным заполнителем и фотобетон, во-вторых, разработка проектов отвечающих современным архитектурным и планировочным требованиям. Для развития этих направлений на предприятии создана лабораторно – исследовательская группа, занимающаяся освоением и внедрением технологий; проектное бюро, которое сегодня призвано быть проводником идей предприятия к застройщикам. Мы тесно сотрудничаем с кафедрами «СКиС» и «Строительные материалы» ЮУрГУ. Добавлю, ведущие специалисты предприятия прошли обучение на заводах Германии и Финляндии.

На последнее уточнение стоит обратить внимание, т.к. научная строительная база за рубежом значительно опережает российскую. И прежде, чем стартовать программе инноваций необходимо преобразовать учебную систему ВУЗов. Все, участвовавшие в беседе, пришли к единому мнению – несовершенство учебного процесса практически затормозило научный прогресс в строительстве. Нет тех людей, которые целенаправленно занимаются научными разработками. К тому же, наблюдается сильный разрыв между поколениями студентов и преподавателей. Возраст студентов за прошедшие 20 лет почти неизменен, а вот преподавательский состав на эти 20 лет состарился. Так быть не должно. К тому же, строителям, пришедшим с заказом в лабораторию строительной кафедры, результаты нужны, допустим, через 2 месяца. Но специалисты учебной лаборатории предлагают свои сроки – 2 года. Слишком они разнятся.

– Изучать мировой опыт – долгая дорога, т.к. произошел разрыв поколений, – продолжает Марк Владимирович. – Этот разрыв нужно срочно начинать восстанавливать. Однако, для этого нужно вкладывать огромные деньги, коммерческие структуры их дать не смогут, вся надежда на государство. Необходимо своих русских аспирантов посылать учиться за границу, но при этом создать здесь такие условия, чтобы они не остались там, а вернулись назад в Россию. Дело здесь не только в деньгах – нужно перспективным ребятам давать возможность реализоваться творчески. Нужно современное оборудование, социальная удовлетворенность. К сожалению, государство сегодня не дает понять, насколько ему нужен строитель. Нет уверенности, что завтра наша деятельность будет нужна.

Удачным примером внедрения инновации можно назвать программу компании «Монета Монолит». Данная технология, в принципе, не нова, но значительно усовершенствована. Несъемная опалубка для всего этажа быстрее монтируется, бетонирование невосприимчиво к внешним температурам, повышен эффект тепло-, гидро-, шумоизоляции. По словам (и им можно верить) Александра Федоровича Кузнецова, генерального директора ТД «Монета Монолит» и Сергея Анатольевича Постовалова, генерального директора «Компания «ЭкосСтрой», технология несъемной опалубки – передовая. Все перекрытия и лестничные проемы могут устанавливаться вручную, для этого не требуется высокая квалификация рабочих. Домостроительные панели пожароустойчивы, экологичны. Цена строительства сокращается в этом случае на 45%.

– Мы объединились с курганским заводом, возможности которого позволяют производить панели. Важно, что возвести дом можно без особых механизмов, что удешевляет стройку. Мы просчитали, что, используя данную технологию построить привычные нам 10-этажные дома очень возможно. Это то, что пропускает наша нормативная база. Но здесь и 24 этажа реально построить.

Для реализации инноваций должна быть оптимизирована документальная база. При внедрении нового продукта необходимо максимально упростить его «чиновничье признание». Тогда инновационный процесс пойдет, уверены в Госстройнадзоре. Как оценивают данную службу сами строители – Госстройнадзор Челябинской области не настроен карательно. Если есть системность нарушения, то выясняют причину, выясняют, к чему это может привести, соблюдают двусторонний интерес строителя и законности. Однако, здесь можно обратиться и к самим строителями – стоит каждую инновацию подтвердить документально и внести в проект. В ноябре 2009 года государство дало к этому хорошую подвижку: вышла поправка к закону о техрегулировании, где дали возможность впервые в России применять стандарты иностранного государства. Это значительно сократит время создания своей нормативной базы и позволит активно внедрять инновации, уверен Александр Иванович Абаимов.

Ссылка на основную публикацию