Яхтный лак

Яхтный лак: плюсы и минусы

Изобретение лака в Европе приписывают немецкому монаху Феофилу, жившему в XII веке, хотя эту точку зрения многие не разделяют. Яхтные лаки по-другому называют корабельными или яхтенными. Существует мнение, что названия «палубный», «яхтный», «корабельный» есть не что иное, как обыкновенный рекламный ход. Рассмотрим свойства, преимущества и недостатки данного материала.

Сфера применения

Изначально корабельный или яхтенный лак использовали в кораблестроительстве. Его накладывали на части корпусов судов, лодок и яхт, изготовленных из древесины, соприкасающихся с водой. Использовали его только снаружи, поскольку испарения лака были достаточно ядовиты для человека. Данный лак эффективен, водостоек и легкодоступен.

На сегодняшний день его используют не только по прямому предназначению, но применяют для лакировки поверхностей деталей:

  • подверженных высоким нагрузкам;
  • находящихся под воздействием агрессивной среды;
  • при ремонтных работах внутри и снаружи помещений различного предназначения.

Основная функция лака – защитная. Он формирует пленку на основе уретана и модифицированных полиэфиров, которая защищает обрабатываемый материал.

Покрытие лаком деревянных конструкций снаружи дает надежную защиту от воздействия влаги, нагрева солнцем, механических, химических, биологических и других повреждений.

Наносят данный лак на самые разные типы поверхностей и предметов:

  • предметы мебели;
  • музыкальные инструменты;
  • поверх паркета;
  • деревянные настенные и потолочные панели;
  • косяки дверей;
  • межкомнатные и входные двери;
  • облицовку стен в саунах и банях.

Применяют его и при выполнении фасадных работ (включая покрытие битумного основания).

Преимущества

Корабельный лак обладает широким спектром значимых преимуществ. Рассмотрим наиболее актуальные.

  • Отличная адгезия с деревом. Он имеет высокую степень сцепления с материалом поверхности. Мгновенно пропитывает материал поверхности, долгое время остается в структурах древесины и действует длительное время.
  • Не подвержен вредному действию УФ. Солнце почти не оказывает вредного влияния на материал, покрытый яхтным лаком, так как он содержит специальные компоненты, поглощающие это излучение, а также стабилизаторы света, превращающие ультрафиолетовые лучи в тепло. Это сохраняет защитную пленку невредимой.
  • Делает поверхность привлекательной. Декоративная составляющая покрытия играет большую роль в привлечении внимания к изделию. Данное покрытие смотрится ухоженно.

  • Гидрофобность. Данное средство повышает влагостойкость дерева, помогает избавиться от разрушающего воздействия гнили, появления плесени или грибка, разрушающего древесину.
  • Износостойкость. Пленка обеспечивает долговечность и устойчивость материала к истиранию. При этом покрытие защищено от появления царапин, сколов.
  • Устойчивость к химическим веществам. Отсутствует реакция с кислотами, щелочами, солями. Это позволяет в случае необходимости протирать поверхность, применяя средства бытовой химии.
  • Эластичность. Поверхность, покрытая данным лаком, может изгибаться без значительных повреждений пленки. При этом она не будет трескаться.
  • Сравнительно низкая цена. Доступность при приобретении – еще одно преимущество яхтного лака помимо других свойств. Экономия денежных средств делает данную продукцию востребованной у широкого круга покупателей.

Недостатки

Яхтный лак отличается хрупкостью на морозе. Он не может выдержать низкую температуру: от этого меняются свойства материала. Помимо этого он опасен для здоровья. Для улучшения применения данных материалов многие компании-производители включают в состав различные компоненты. Проблема состоит в их токсичности.

Ксилол и толуол являются веществами бензоловой группы, чьи ядовитые пары попадают в организм человека при вдыхании и сквозь кожу.

Подобные отравления наносят большой вред организму человека, поэтому при работе с яхтными лакокрасочными материалами в помещении меры безопасности являются обязательным условием. Наличие сквозной вентиляции, применение респираторов или противогазов настоятельно рекомендуется. Благодаря прогрессу в производстве и развитию новых технологий, сегодня некоторые разновидности яхтных лаков можно использовать для работ внутри помещений. С точки зрения воздействия на человека яхтные лаки на основе акрила наносят здоровью наименьший вред, поскольку их производят на водной основе.

Защитные покрытия

Чтобы выбрать лак, необходимо изо всего разнообразия сегодняшнего предложения выбрать подходящий по составу, свойствам, внешнему виду лакокрасочный материал.

Рассмотрим разновидности яхтного лака:

  • Алкидный вид пользуется наибольшей популярностью среди покупателей. Он износостоек и стоит недорого. Однако его нельзя применять для закрытых помещений по причине токсичных испарений компонентов, поэтому его используют только для наружных работ.
  • Уретан-алкидный содержит токсичные вещества, как и алкидный лак, но в гораздо меньших концентрациях. По этой причине его разрешено применять для внутренней отделки помещения. Пленка, которую он создает, термоустойчива, благодаря уретановым пластификаторам, входящим в этот тип лака. Уретан-алкидный – единственный лак, который можно использовать в комбинации с «теплым полом» без опасения, что в процессе эксплуатации появятся трещины.
  • Алкидно-уретановый тип устойчив к резкой смене температуры, он достаточно быстро сохнет. Однако сам лак токсичен, поэтому использовать его можно только вне помещений.
  • Акрилатный лак производят на водной основе, он содержит низкий процент вредных веществ, является самым безопасным при высыхании и эксплуатации. Данный вид лака называют яхтовым, но его не рекомендуют применять там, где он может контактировать с водой, что и опровергает его название.

По отражаемости света разновидности палубного лака делятся на три типа:

  1. Глянцевые имеют хорошую степень отражения света, но требуют большей тщательности при уходе, идеально гладкой поверхности для наложения.
  2. Матовые отражают свет не так хорошо, как глянцевые, но маскируют загрязнения, попавшие на них, зрительно скрывают неровности.
  3. Иногда лаки называют полуматовыми или полуглянцевыми.

Способы нанесения и меры безопасности

Любой корабельный лак наносят по определенным правилам.

  • Необходимо тщательно зачистить поверхность от любых неровностей, остатков клея, краски.
  • Рекомендуют наносить лак при температуре от +150 до +35 градусов С и влажности воздуха ниже 80% с помощью валика, кисти, либо распылителя.
  • Древесину необходимо просушить до содержания влаги менее 20%.
  • Желательно перед покраской грунтовать поверхность, используя обеззараживающие средства.
  • Лак наносят в 2-3 слоя, возможны добавления комбинаций колеров.

  • Степень высыхания лака, при которой он перестает быть липким при прикосновении, составляет около четырех часов.
  • Необходимо обязательно проверять полное высыхание перед наложением следующего слоя.
  • Средний расход составляет 80-120 г/м2.
  • При нанесении рекомендуется использовать защитные средства, после окончания работ надлежит тщательно проветрить помещение.

Данный лак огнеопасен. Категорически запрещается утилизировать его в отстойники (канализацию).

В заключение хотелось бы перечислить некоторых наиболее надежных производителей, продукция которых пользуется спросом у покупателей. К ним относят: Tikurilla (расход 1 л / 11 м2), Eurotex, Marshall, «НовБытХим», «Рогнеда», Polir, Neomid, Belinka.

Результат покраски досок яхтным лаком смотрите в следующем видео.


Применение яхтного лака для работ по дереву

Характерной особенностью древесины является ее склонность к быстрому впитыванию влаги.

Чтобы предотвратить этот процесс, используют покраску или лакировку. Преимуществом последнего варианта является тот факт, что обработанная таким образом поверхность сохраняет свою естественную красоту.

В последнее время особенную популярность завоевал корабельный лак для дерева, специально разработанный для эксплуатации в условиях постоянной влажности. Его также называют яхтным.

Специфика применения

Первоначально этим средством обрабатывались только внешние поверхности деревянного корпуса речных и морских парусных судов.

В классическом исполнении яхтный лак запрещается использовать внутри помещений из-за наличия в его составе опасных для здоровья веществ (толуола и ксилола). Именно эти компоненты сообщают яхтным составам такие качества, как долговечность и надежность, на достижение которых и делался упор во время разработки формулы.

Более надежного способа защитить деревянные изделия от активного воздействия воды изобрести пока не удалось.

В итоге, кроме сферы кораблестроения, яхтенный лак стал широко использоваться в строительных и отделочных работах.

С его помощью можно решать следующие задачи:

  • обрабатывать фасадные поверхности;
  • декорировать деревянные полы;
  • покрывать инструменты;
  • приводить в порядок дачную мебель;
  • обустраивать деревянные бани и сауны;
  • создавать защиту от климатических воздействий для различных построек.

Специалистами были разработаны отдельные линейки яхтенного лака для дерева для внутренних работ, чтобы этот уникальный материал можно было использовать внутри помещений.

Классификация лаков осуществляется по двум критериям: внешний вид и химический состав. По первому признаку вещества разделяются на глянцевые и матовые. Обработанная глянцевым составом поверхность становится блестящей, хорошо отражая падающий свет. В результате деревянные изделия приобретают особую красоту, требуя постоянного ухода.

Матовая отделка не такая броская, да и времени на ее уборку уходит меньше. Обработанные таким образом основания отличаются практичностью, хорошо скрывая загрязнения.

Особенности химического состава отражены в следующих разновидностях яхтного лака.

  • Алкидный . Является наиболее распространенным вариантом яхтного лака для наружных работ по дереву. Имеет хорошую стойкость к всевозможным внешним влияниям, обладая способностью глубоко впитываться в обрабатываемую поверхность. К недостаткам вещества относят его токсичность, которая сохраняется продолжительное время после нанесения. Алкидные составы предназначены исключительно для наружного использования.
  • Алкидно-уретановый . Благодаря наличию достаточного количества алкидных соединений лак приобретает способность стойко переносить превратности погоды. Застывает вещество достаточно быстро – в течение 5-6 часов. Из-за высокой токсичности во время работы обязательно нужно использовать респиратор и перчатки, во избежание отравления организма. Алкидно-уретановые составы используют только в уличных условиях.
  • Уретан-алкидный . За счет введения в состав уретановых пластификаторов заметно снижается летучесть токсинов. Полученная в результате пленка не боится значительных температурных перепадов.
  • Акрилатный . В качестве основы здесь используется вода, поэтому вещество практически безвредно. Именно это обстоятельство делает его достаточно дорогим, так как экологичность средства совмещается с присущей классическим яхтным лакам прочностью. Акрилатные составы не имеют ограничений в применении. При этом первоначальную роль по защите деревянных судов полноценно выполнять они не в состоянии.

Обратите внимание! Уретановую разновидность яхтного лака можно смело использовать для отделки жилищ (например, красить подогреваемые полы).

Характеристики покрытия

Яхтному лаку любого типа присущи следующие свойства:

  • стойкость к выгоранию;
  • слабая истираемость;
  • химическая нейтральность;
  • повышенная влагостойкость.

В зависимости от химического состава лака, отдельные характеристики могут иметь большую или меньшую выраженность. К примеру, стойкость к износу материалов на водной основе не такая высокая. С другой стороны, пластификаторы в акрилатных составах позволяют получать с их помощью более эластичную финишную пленку.

Способ фасовки

Производители яхтных лаков фасуют свою продукцию в банки или баллончики. Последний вариант более удобен при нанесении, так как для этого не понадобится валик или щетка. Аэрозоль позволяет добиться хорошей однородности дисперсного слоя нужной толщины.

К слабым сторонам лака в баллончиках относят небольшой объем фасовки и дороговизну (средство для лакирования схожего объема в банке обойдется на порядок дешевле).

Как показывает практика, глянцевые составы удобнее наносить на дерево методом распыления, а матовые – традиционной кисточкой или валиком.

Технология нанесения

Несмотря на заявленные высокие характеристики палубных лаков, для получения должного качества декоративного слоя необходимо точно соблюдать рекомендации по нанесению.

Если на предназначенном для отделки основании имеется слой старого лака, от него нужно обязательно избавиться. В противном случае новый слой начнет вздуваться и трескаться.

Качественная лакировка возможна только на хорошо высохшей деревянной поверхности. Допустимый уровень влажности древесины ― до 20%. Просушив основание, его следует загрунтовать жидкостью со специальными антисептическими добавками.

Обратите внимание! Чтобы поверхность приобрела определенный оттенок, лак нужно разбавить подходящим по составу красителем.

В целях грунтовки яхтные лаки иногда разводят. Разводить состав с содержанием алкидных смол можно уайт-спиритом или специальным разбавителем, который рекомендует производитель. Для основной отделки разбавление не требуется.

Прочность отделки обеспечивается нанесением 2-3 слоев лака. В качестве инструментов обычно используют кисточку или валик. Средство из баллончиков наносится аэрозольным путем.

При накладывании первого слоя двигаться нужно параллельно древесным волокнам. Каждое последующее нанесение осуществляется в поперечном направлении к предыдущему. Между слоями следует делать паузы для их высыхания.

Обычно после первого нанесения делают перерыв на 5-6 часов, а после второго ― на сутки. Если работа проводится внутри помещения, использовать его разрешается только спустя 48 часов.

Рекомендации по выбору

Определяясь с материалом для лакировки, ориентироваться следует на тип обрабатываемой поверхности и место проведения работы.

С помощью яхтного акрилового или полиуретанового лака часто обрабатывают садовую и дачную мебель из натурального дерева. Речь идет о сосновых столах, скамейках, качелях, беседках. Лучшим вариантом в этом случае будет матовая отделка, отличающаяся эстетичностью и приятными расцветками.

Что касается обработки пола из сосновых досок, то классические алкидные составы здесь не подойдут. Даже если после обработки хорошо проветрить помещение, это не обезопасит от вредных токсинов (они продолжают испаряться на протяжении нескольких месяцев). Более безопасным выглядит вариант с уретан-алкидным яхтным лаком.

Вне зависимости от разновидности материала, лакировку следует проводить с использованием средств индивидуальной защиты.

10 лучших яхтных лаков

Яхтный лак несколько уступает по своей прочности паркетному, зато он сохраняет свою эластичность после высыхания. Благодаря этому его можно наносить на деревянные (и не только) конструкции самых сложных форм, не опасаясь того, что жесткий слой растрескается. У такого «поведения» лака есть и еще один плюс – даже при точечном ударе, проминающем древесину, поверхностная пленка не рвется и продолжает выполнять свои влагозащитные функции. Так что для декоративных работ, ремонта в доме или облагораживания садовой мебели из массива яхтный лак – отличный вариант. Осталось только правильно подобрать состав.

Читайте также:  Декоративные виды краски

Яхтный лак какой фирмы выбрать

Сегодня многие производители ЛКМ расширили свой ассортимент лаками повышенной влагостойкости. А чтобы покупателям было понятнее, какими свойствами обладает новая продукция, добавили к наименованиям товаров громкую надпись «яхтный лак».

Большого обмана здесь нет – предлагаемые покрытия действительно надежно защищают деревянные конструкции от воды и солнца. Так что если вы не планируете на своей летней беседке выходить в море, вполне можно покрасить ее именно таким лаком. Тем более что стоимость его будет относительно невелика.

Хорошие ЛКМ с влагозащитной функцией предлагают компании:

2. ООО «Таганрогский лакокрасочный завод «Радуга»

4. ООО «Полисан» (ТМ Maxima)

5. ЧППФ «Эмаль» (ТМ Rolax)

Но если вам нужна максимальная водостойкость или вы действительно ищете лак для защиты плавсредств, вам понадобятся настоящие «флотские» марки:

1. Caparol (ТМ Alpina)

3. Ярославские краски

Они обойдутся гораздо дороже, но обеспечат древесине надежную защиту даже от соленой морской воды.

Лучшие алкидные яхтные лаки

Это самый дешевый и агрессивный вид водостойких ЛКМ, содержащий большое количество токсинов – органических растворителей с высоким выходом летучих веществ. Из-за этого алкидные лаки запрещено применять для внутренних работ.

Проблему не решает даже использование СИЗ во время нанесения и высыхания состава – опасные испарения, содержащие ксилол и толуол, продолжат наполнять помещения, и когда покрытие уже застынет. Зато срок службы таких яхтных лаков составит не меньше 4-5 лет.

Alpina Yachtlack

Продукт российско-германского производства выпускается под маркой Caparol и в полном смысле слова является яхтным лаком. Правда, не чисто алкидным, а с усиливающей ПУ-добавкой. Он используется для защиты подводной и надводной части деревянных судов, что говорит о невероятной стойкости к атмосферным явлениям и агрессивным средам. Однако из-за высокой токсичности состава в быту его можно применять только для наружных работ. Лак продается в банках объемом 0,75 или 2,5 л, расход при однослойном нанесении составляет от 80 до 90 мл/м2.

Плюсы:

  • Абсолютно бесцветное покрытие – без желтизны;
  • Очень прочный – стоек к точечным ударам и поцарапыванию;
  • Защищает дерево и металл от пресной/соленой воды;
  • Отлично работает даже в жестких погодных условиях;
  • Дает яркий глянец на поверхности.

Минусы:

  • Долго сохнет (2-3 дня), но это издержки стойкой формулы;
  • При попадании на кожу сильно сушит ее вплоть до появления трещинок.

Belinka Yacht

Еще один настоящий лак для яхт и лодок продается в трех вариантах блеска: традиционный глянец, матовый и полуматовый. Но имейте в виду: с уменьшением глянцевости цена за банку увеличивается. Производитель рекомендует наносить состав в 2-3 слоя с перерывом около суток – именно столько времени нужно для его застывания. А для получения максимально гладкого глянца может потребоваться и четвертый проход.

Лак обладает отличными защитными свойствами и не боится даже соленой воды, но его расход получается больше, чем в случае с аналогичными составами – 100-180 мл/м2, при том что разбавлять его самостоятельно можно всего на 5%.

Плюсы:

  • Жидкая консистенция – удобно наносить тонким слоем;
  • Хорошо впитывается в поры древесины;
  • Не желтит и не изменяет цвет основы, хотя сам кажется темным;
  • Стойкий к ударам и царапинам;
  • Средняя цена.

Минусы:

  • Неэкономично расходуется;
  • Токсичный, как и все алкидные лаки.

Лучшие уретан-алкидные яхтные лаки

Эти составы уже больше подходят для внутренних работ благодаря минимальному содержанию токсичных растворителей. Использование уретан-алкидного лака позволяет получить на поверхности древесины эластичную пленку, не трескающуюся даже при нагреве, а кроме того запирающую вредные пары органики внутри.

Premia

Лак от компании «Ярославские краски» заявлен как быстросохнущий, и отзывы покупателей это вполне подтверждают. Premia содержит УФ-фильтры, которые защищают древесину от изменения цвета под солнечными лучами, а также обладает стойкостью к соленой воде. И это оправдывает его название. Но самое удивительное – производитель настолько уверен в прочности слоя, что рекомендует уретан-алкидный лак даже для окрашивания полов, чего в других марках не встречается.

Premia продается в ведерках по 0,9 и 2,7 литра, расход составляет 75-100 мл/м2 при однослойном нанесении. Окончательное застывание лака происходит через двое суток.

Плюсы:

  • Можно наносить любым инструментом – кистью, валиком, губкой или из краскопульта;
  • Не оставляет полосок и разводов;
  • Быстро схватывается;
  • Создает гладкую водоотталкивающую пленочку;
  • Легко найти в продаже.

Минусы:

  • Не самый дешевый, хоть и отечественный;
  • Неприятный запах во время работы.

Eskaro Marine lakk 90

Эстонским производителем Marine lakk позиционируется как средство для наружных и внутренних работ, что в целом соответствует правде. После высыхания состав создает на поверхности древесины глянцевую защитную пленку с высокой стойкостью к трещинообразованию и истиранию (впрочем, не настолько, чтобы его можно было использовать для напольных покрытий).

Как и положено настоящему яхтному лаку, Eskaro Marine нечувствителен к соленой воде и прекрасно переносит мытье даже с применением бытовой химии. Продается в ведерках по 2,4 литра, расход 100-125 мл/м2. Также в продаже есть аналогичный состав «lakk 40» – с полуматовым эффектом.

Плюсы:

  • Гелеобразная консистенция, позволяющая удобно набирать лак кистью;
  • При нанесении на вертикальные поверхности не стекает вниз;
  • Красиво подчеркивает натуральную фактуру древесины;
  • УФ-фильтр в составе лака защищает массив от изменения цвета под солнцем;
  • Можно наносить на старые лаковые покрытия, не счищая их.

Минусы:

  • Дорогой;
  • Средняя укрывистость – потребуется наносить не менее 3-х слоев.

Лучшие алкидно-уретановые яхтные лаки

По сути, они не отличаются от предыдущей разновидности лаков – перестановка слов обозначает лишь изменение процентного соотношения двух основ: алкидной и уретановой в пользу первой. Тем не менее это позволяет получить яхтный лак с несколько иными свойствами: быстро сохнущий, но и более токсичный.

Poli-R

Водостойкий лак с УФ-фильтрами может иметь два эффекта блеска: полуматовый и глянцевый. Он не только защищает древесину, но и способен частично выровнять поверхность, что упрощает дальнейший уход за ней. Производитель обещает срок службы декоративного покрытия до 9 лет.

Poli-R продается в банках самого разного объема: от 0,75 до 15 л. Отличается высокой скоростью высыхания на отлип (1 ч), а повторное нанесение возможно уже через 4-6 ч. Расход лака относительно небольшой – от 70 до 90 мл/м2.

Плюсы:

  • Густая консистенция, для экономии можно разбавить уайт-спиритом;
  • Ровно ложится на деревянное основание, хорошо растекается по поверхности;
  • Образует гладкое покрытие без следов от кисти;
  • Нет липкости после высыхания;
  • Экономно расходуется;
  • Недорогой, легко найти в продаже.

Минусы:

  • Имеет неприятный запах, который не сразу выветривается;
  • Может немного желтить.

Радуга-Maler

Этот водостойкий лак отличает хорошая впитываемость при нанесении на деревянные основания, благодаря чему покрытие надежно сцепляется с поверхностью и обеспечивает ей максимальную защиту от влаги. Неплохо он держится и в условиях перепада температур, поэтому при внутренних работах его можно использовать даже в кухне.

Купить Maler можно в банках по 0,9 или 2,7 литра. Но здесь придется учесть, что из-за хорошей впитываемости расход состава на квадрат увеличится до 110-130 мл. Время высыхания слоя 4 ч.

Плюсы:

  • Густой, ровно ложится, не оставляя полос от инструмента;
  • Не стекает с вертикальных поверхностей;
  • По сравнению с другими алкидами почти не пахнет;
  • Красиво подчеркивают фактуру натурального дерева;
  • Достаточно быстро высыхает;
  • Со временем не тускнеет и не трескается, неплохо переносит морозы или повышение температуры;
  • Удобная широкая банка;
  • Доступная цена.

Минусы:

  • Неэкономичный и требует нанесения в 3-4 слоя.

Maxima Yacht Varnish

«Сухопутный» яхтный лак от Полисан можно применять для защиты деревянных конструкций в регионах с жарким, нестабильным или очень влажным климатом. Допускается его использование и для покраски судов, но только надводной их части. В быту Maxima подойдет для наружных и внутренних работ.

В состав лака включен УФ-фильтр, защищающий древесину от изменения цвета под влиянием солнечных лучей. Наносить Yacht Varnish можно кистью или краскопультом, предварительно разбавив его уайт-спиритом. Расход на один слой составляет от 60 до 80 мл/м2, полное застывание происходит через сутки (на отлип – 3 ч).

Плюсы:

  • Не дает никакого цвета, лишь проявляет текстуру дерева;
  • Хорошо защищает от влаги;
  • Стоек к истиранию, царапинам, ударам;
  • Матовый состав не блестит, как у других;
  • На удивление нерезкий запах;
  • С течением времени не растрескивается и не отшелушивается с поверхности;
  • Недорогой.

Минусы:

  • Дизайн банок для разного эффекта блеска абсолютно одинаковый – легко запутаться.

У этого же производителя есть близкий по характеристикам яхтный лак, но уже на водорастворимой полиуретан-акриловой основе. И хотя он менее токсичен, его защитные свойства немного хуже.

Лучшие полиуретановые яхтные лаки

Полиуретановые смолы отличаются максимальной прочностью и износостойкостью, что позволяет использовать лаки на их основе для защиты напольных покрытий. Еще одно достоинство ПУ – высокая адгезия. Такой состав хорошо сцепляется даже с гладкими металлическими поверхностями, не говоря уже о пористой древесине. Сходными свойствами обладают и яхтные ЛКМ, только к отличным механическим характеристикам добавляется еще и традиционная водостойкость.

Johnstones Yacht Varnish

Английский атмосферостойкий лак предназначен для наружных работ и по всем характеристикам соответствует яхтенному. На поверхности подготовленной древесины он создает эластичную водонепроницаемую пленку, особо стойкую к истирающим и ударным нагрузкам. Продается в банках по 0.75, 2.5 и 5 л, расход – от 70 мл/м2.

Плюсы:

  • Не растрескивается на углах и кромках изделий;
  • Стоек к температурному воздействию и агрессивной химии;
  • Содержит УФ-фильтры;
  • Быстро высыхает – липкость исчезает через 2-4 ч;
  • Можно использовать для защиты кирпича, натурального и искусственного камня.

Минусы:

  • Дорогой;
  • Не везде есть в свободной продаже;
  • Содержит критическое количество летучей органики – до 50%.

Ролакс

Украинский атмосферостойкий лак подходит не только для деревянных, но и для металлических поверхностей, создавая на них защитный слой повышенной твердости. Кроме того, в его состав входят UV-фильтры, антисептические и биоцидные добавки, уничтожающие грибок и плесень. Так что этот лак можно назвать действительно универсальным.

Фасовка у производителя «Эмаль» несколько нестандартная – по 0,8 или 2,5 литра, расход 80-120 мл/м2.

Плюсы:

  • Хорошо ложится даже на гладкие поверхности – без разводов;
  • Не образует потеков на вертикальных и наклонных основаниях;
  • Отлично защищает дерево от атмосферных факторов и биозаражения;
  • Приостанавливает старение древесины;
  • Глянцевый состав дает яркий, почти зеркальный блеск;
  • Доступен по цене.

Минусы:

  • Сохнет очень долго;
  • Имеет неприятный и стойкий запах.

Symphony Hardwood

Влагостойкий лак с УФ-фильтром идет только в двух вариантах блеска: глянцевый и с шелковисто-матовым эффектом. Несмотря на то, что ждать его отвердения приходится долго (полный набор прочности происходит лишь через 2 недели), результат того стоит. Покрытие Hardwood способно защищать предметы, погруженные в воду, в течение 7 дней – настоящим яхтам такой лак, может, и не подходит, но для использования в быту это очень хороший показатель.

Symphony Hardwood выпускается в банках по 0.9, 2.7 и 9 л, отличается небольшим расходом при однослойном нанесении – от 60 до 80 мл/м2.

Плюсы:

  • Можно наносить на старые покрытия, созданные другими видами лака;
  • Изначально бесцветный, но допускает колеровку;
  • Обеспечивает отличную атмосферостойкость деревянным конструкциям;
  • Можно разбавлять уайт-спиритом до 20%;
  • Относительно недорогой.

Минусы:

  • Недостаточно быстро высыхает – до 6-8 ч на отлип;
  • Запах долго не выветривается.

Какой яхтный лак купить

1. Конкретно для лодок, яхт и других конструкций, контактирующих с агрессивными средами, понадобится настоящий флотский лак Eskaro Marine.

2. Примерно тот же результат, но немного быстрее можно получить с яхтным лаком Premia. К тому же он менее токсичный, а значит, допускается его использование и во внутренних работах.

3. Если ко всем защитным свойствам нужно добавить еще и ударопрочность декоративного покрытия, лучше купить Alpina Yachtlack или полиуретановый Johnstones Yacht Varnish.

4. Тем, кому важно максимально бесцветное покрытие при нанесении на окрашенные участки, подойдет Belinka Yacht.

5. Для неокрашенных поверхностей можно взять популярный яхтный лак Poli-R. Он немного отдает желтизной, что на свежей древесине смотрится очень красиво, зато и срок службы такого покрытия – один из самых долгих.

Читайте также:  Окраска изделий из металла

6. Для внутренних работ, а также защиты поверхностей в условиях серьезных перепадов температур (кухонный инвентарь, садовая мебель) стоит взять недорогой и быстросохнущий лак Радуга-Maler.

7. Пористые и мягкие сорта древесины, подверженные плесневым грибкам, лучше обработать прочным ПУ-лаком Symphony Hardwood с антисептическими добавками.

8. Ищете абсолютно матовое покрытие? Вам понравится Maxima Yacht Varnish.

9. Для получения зеркального глянца выбирайте яхтный лак Rolax. Кстати, он подойдет даже для отделки деревянных полов и лестниц.

Друзьям это тоже будет интересно

Хочешь получать актуальные рейтинги и советы по выбору? Подпишись на наш Telegram.

Особенности применения яхтенного лака для обработки дерева

Яхтный лак (палубный, корабельный) – это состав для обработки любых поверхностей из дерева, но основное назначение именно для пропитки им классических яхт на деревянной основе. Этому послужили высокие качества водостойкости.

В зависимости от состава и токсичности, яхтенные лакировочные смеси можно использовать для наружных и внутренних работ по дереву, хотя больше всего эксплуатируются они вне помещения из-за своей токсичности.

Особенности

Обладая высокой устойчивостью к водной среде, яхтные смеси с самого начала предназначались для покрытия ими корпусов речных и морских судов. Высокие водостойкие характеристики обеспечены очень вредным токсическим составом в представлении двух элементов – толуол и ксилол. Они оказывают пагубное действие на организм. Это не всегда останавливает потребителя, материал начинают использовать внутри помещения.

  1. Толуол – это бензольное соединение с повышенной летучестью, в основе которого лежит водород и карбон. Вред человеку наносится путем вдыхания его токсичных паров. Среди признаков отравления выделяют головокружение, раздражение слизистых носа, глаз, в тяжелых случаях происходит отекание легких. Толуол действует медленно за счет слабого испарения, но продолжительное воздействие очень опасное.
  2. Ксилол действует на человека не только посредством дыхательной системы, но и кожных покровов (попадает через поры). Симптоматика отравления якро выражена, при длительном действии ксилола человек сильно переутомляется, испытывает стрессовое состояние, в худших случаях поражаются внутренние системы организма, формируются раковые образования.

Цена, качественные показатели и фирма-производитель не могут уберечь вас от опасности яхтного лака на организм. Вредное влияние обусловлено составом лака, необходимым для обеспечения технических характеристик. Использовать корабельный лак рекомендуется только для наружного применения.

Бензольные соединения легче воздуха, при испарении они сразу подымаются вверх, не оказывая токсического влияния на организм, или же действуя минимально. Несмотря на это, средства индивидуальной защиты обязательны.

Классификация яхтных лаков

Виды можно классифицировать:

По внешнему виду яхтенный лак бывает матовым и глянцевым.

  1. Матовые покрытия отмечаются отсутствием эффекта глянца и блеска, меньше пачкаются, визуально загрязнения на них менее заметны.
  2. Глянцевый эффект под воздействием световых лучей (искусственных или солнечных) проявляет свой блеск, это смотрится очень эффектно.

Отличий по характеристикам у обоих эффектов не будет.

По фасовке различают баночный и аэрозольный лак в баллончиках. Аэрозольный более практичен в применении. Позволяет добраться до труднодоступных мест. Емкости по объему очень малы по сравнению со стандартными банками, при этом цена на них выше.

Химический состав является определяющим фактором при выборе. В зависимости от него будет дан зеленый или красный свет в сторону применения яхтного лакокрасочного материала для внутренних работ.

По составу и методу изготовления корабельные составы бывают алкидными, уретан-алкидными, алкидно-уретановыми и акрилатными.

Алкидный

Алкидный лак применяется только для наружных работ из-за высокой токсичности (в составе имеется бензол). Его пары испаряются не только во время работы с материалом, но и продолжительное время после засыхания на поверхности. Вредные испарения будут постоянно в небольших дозах действовать на человека. В составе имеются растворители на органической основе (Уайт-спирит). Материал по цене недорогой, вредный, с продолжительным сроком службы – до 5-ти лет.

Уретан-алкидный

Подходит для внутренних работ за счет уменьшенной дозы растворителя в химическом составе и наличия уретановых пластификаторов, которые уменьшают выделения токсических паров.

Уретан-алкидный материал устойчив к температурным скачкам, поэтому может наноситься на пол с подогревом.

Алкидно-уретановый

Отличается малым сроком высыхания и слишком токсичен. Использовать можно только в наружных условиях вне помещения, ведь когда лак засохнет, все равно его компоненты будут испаряться. Цены на алкидно-уретановую категорию меньше, чем уретан-алкидную.

Акрилатный

Самый безопасный состав, содержитсяе минимум токсических составляющих, но и высокая цена. Материал нельзя прямо отнести к яхтному из-за отсутствия высоких водостойких характеристик и показаний к применению для обработки деревянных судов. Несмотря на это, акрилатные смеси могут маркироваться в качестве лака для яхт, это делается с целью манипуляции для обеспечения повышенных продаж.

Это отличный лак для внутренней обработки.

Области применения

Яхтный лаковый материал можно применять не только для деревянных судов, но и других изделий из дерева. Будут ли это наружные или внутренние работы зависит от химического состава, технологии изготовления.

  • Можно обрабатывать мебель из дерева, различные садовые сооружения. Лак придаст им красивый вид, увеличит срок службы. Имеет высокую устойчивость к погодным явлениям (дождю, снегу). Выбрав матовый лак, мебель будет более практична и меньше пачкаться, нежели глянцевый состав.
  • Применение яхтного лака для напольных покрытый внутри помещения лучше избегать. Химический состав будет долгое время испаряться и оказывать влияние на человека, ухудшая общее самочувствие. Для внутренних работ стоит выбрать уретан-алкидные или акрилатные материалы ввиду их меньшей токсичности.
  • Широкое применение получено для обработки каркасных коттеджей. Это обусловлено отсутствием необходимости дополнительной пропитки противогрибковыми материалами. Лак очень устойчив к атмосферным явлениям.

Лучшие представители корабельных лаков

Приведем некоторые известные наименования из каждой категории.

Алкидные смеси

  1. Alpina Yachtlack. Марка совместного изготовления стран России и Германии. В составе большое количество полиуретановых добавок. Используется в качестве корабельного средства. Имеет высокие противоударные и защитные свойства. Это прозрачный лак с высокой степенью токсичности, длительным сроком высыхания (до 72 ч). Цена за 2-х литровую емкость составляет от 600 до 700 р.
  2. Belinka Yacht. Производитель дает потребителю широкий выбор типа засохшей пленки. Лак представлен в матовом, полуматовом и глянцевом эффектах. К достоинствам лакокрасочного покрытия относятся высокая прочность, механическая устойчивость, отсутствие изменения внешнего вида со временем. Недостатками является большой расход, из-за необходимости наносить покрытие тремя слоями (иногда 4), повышенная токсичность. На 1 кв.м. покрытия потребуется от 100 до 180 мл ЛКМ.

Уретан-алкидные

  1. Premia от российского производителя «Ярославские краски». Хорошо защищает дерево от воздействия солнечных лучей (древесина не выгорает). Из-за более низкой концентрации растворителя в составе, яхтный лак этой марки получил применение и для покрытия полов. К достоинствам относятся быстрый срок высыхания, отсутствие разводов, полос при нанесении и после засыхания. Среди недостатков выделяется ценовая политика. При соблюдении условий хранения лак будет годен в течение до двух лет после открытия банки. Расход на 1м2 составляет примерно 110-130 г вещества. Выпускается в глянцевой, матовой и полуматовой форме, примерная цена за 1 л каждой 270, 320 и 280 рублей соответственно.
  2. Eskaro Marine Lakk. Изготавливается эстонским производителем. По хим. составу это уретан-алкидное соединение, по консистенции напоминает гель. Имеет глянцевое покрытие с эффектом блеска. Защищает древесину от механических воздействий и придает ее слоям визуальную подчеркнутость. К минусам относятся высокий расход (необходимо 3 слоя покрытия) и стоимость.
  3. Яхтный лак Тиккурила (Tikkurila). Представлен тремя наименованиями, в зависимости от состава и конечного визуального эффекта. Так, выпускается глянцевый акрилатный лак Supi Saunsuoja, полуглянцевый уретан-алкидный Unika Super и такой же матовый. Расход у всех наименований одинаковый – от 1 литра на 10-12 квадратных метров. Цена берет начало от 550 российских рублей.
  4. Marshall Protex Yat Vernik. В отличие от Marshall Protex, в основе использованы уретан-алкидные компоненты. Состав хорошо противостоит истиранию и влаге. Для 11-12 кв.м. дерева требуется 1 л лака. Стоимость начинается с отметки в 440 р/л.
  5. Яхтный лаковый материал Евротекс (Eurotex) от производителя РФ «Рогнеда». Применять допустимо для внутренних работ и внешних. Хорошо переносит воздействие УФ-лучей, износостойкий и быстросохнущий. За 2-литровую емкость придется заплатить примерно 240 р.

Алкидно-уретановые

  1. Poli-R. Используется в качестве яхтного материала и для обработки наружных изделий. В состав включены УФ-фильтры, поэтому имеется устойчивость к солнечным лучам, механическим факторам. У марки Poli-R масса преимуществ – это очень долгий срок службы (до 9 лет), срок высыхания около 1 ч., небольшой расход на 1м2, а разбавляется всем известным Уайт-спиритом. Недостаток заключается в возможности пожелтения лака со временем.
  2. Радуга-Maler. Обладает высокой водостойкостью и отличным сцеплением с обрабатываемой поверхностью, устойчив к изменению температурных показателей, не имеет резкого запаха. По консистенции яхтный лак имеет повышенную густоту. При нанесении ложится ровными слоем, не имеет разводов. Визуально придает более отчетливый вид дереву. Не меняет окрас, не наблюдается пожелтение и тусклость. Существенный недостаток – высокий расход на кв. метр поверхности, требуется наносить материал в 3-4 слоя.
  3. Maxima Yacht Varnish. Не обладает водостойкими качествами, поэтому для обработки подводной части судов не предназначен. Используется для обработки поверхности, не контактирующей с водной средой. Переносит высокие температуры. Визуально имеет матовый эффект. Наносится малярной кистью или краскораспылителем, предварительно разбавленным для него растворителем Уайт-спиритом.
  4. Marshall Protex для применения на наружной местности. Для покраски 13-14 кв. м. площади потребуется 1 литр вещества. Цена начинается от 300 рублей за 1 литр. Имеет глянцевый вид.
  5. Российский производитель Неомид (Neomid) выпускает алкидно-уретановый лак под маркой Neomid Yacht, имеющий глянцевый блеск, полу или полностью матовый эффект. Материал очень устойчив к истиранию, воздействию воды, солнечных лучей, других атмосферных явлений. Стоимость начинается с цены в 190 рублей, а расход составляет 100-130 г на 1 кв. м.
  6. Parade L20. Производится в России. За основу взяты алкидно-уретановые компоненты. Со временем не меняет внешний вид, отсутствует пожелтение, хорошо переносит повышенный уровень влажности. За литровую емкость придется заплатить

270 р.

  • Производитель под именем Престиж выпускает яхтный ЛКМ под таким же наименованием. Это алкидный материал для наружных работ с быстрым временем высыханием, низкой ценой в 160 р/л. Литра хватит на покрытие 7-9 кв. м. пола.
  • Полиуретановые

    Полиуретановые лаки применяются не только для деревянных поверхностей. Их можно наносить на металлические конструкции, что связано с отличными адгезионными свойствами (сцепляются с любыми поверхностями).

    1. Johnstones Yacht Varnish. Лак английского производства. Подходит для наружных работ из-за химического состава и большого количества вредных испарений. Можно окрашивать дерево, фасадные материалы – камень, кирпич. Обладает высокими механическими качествами. Стойкий к температурным перепадам, солнечному излучению. Дорого стоит, токсичен.
    2. Rolax. Лак украинского производства. Предназначен для обработки деревянных, металлических конструкций. В составе имеются наполнители для защиты от грибка и плесени. Продлевает срок службы дерева за счет остановки процессов гниения. После высыхания поверхность блестит за счет эффекта глянца. Недостатки – долго сохнет, неприятный запах.
    3. Symphony Hardwood. Обладает очень сильным водостойким качеством. Это обусловлено химическим составом, который сохнет около 2 недель. Возможно применение в бытовых условиях. Добавляются красящие пигменты для придания нужного оттенка. Засохший состав может иметь глянцевый блеск или матовое покрытие.

    Процесс нанесения яхтенного лака

    Лакировочные работы начинаются с предварительной обработки деревянной поверхности. Сюда включают очистку древесины от грязи, пыли, пятен жира, масел. При наличии грибковых, плесневых образований их удаляют, а дерево пропитывают специальными пропитками антисептиками.

    Дерево обязательно должно быть гладким и без ворсинок. Выполняется обработка наждачной бумагой или шлифмашиной с мелкозернистой насадкой. При влажности больше 20%, древесина подвергается сушке.

    Дерево обладает очень сильным впитывающими свойствами, поэтому его предварительно нужно загрунтовать, чтобы обеспечить минимальный расход яхтенного лакировочного материала. Перед обработкой всей поверхности, желательно проверить, как ляжет лак. С этой целью выбирается небольшой участок дерева и делается его обработка.

    Наносить яхтные лаки можно всеми способами:

    Характеристики и свойства яхтного лака для наружных и внутренних работ

    В судостроении к лакокрасочным материалам предъявляют повышенные требования. Постоянный контакт с соленой водой, воздействие ветра и прямые солнечные лучи делают условия эксплуатации крайне агрессивными. Кроме того, покрытие должно препятствовать распространению пламени, обладать повышенной износостойкостью, твердостью, отличными защитными свойствами. Так как основные ремонтные работы должны проводиться в доках, лакокрасочные покрытия должны быть надежными и долговечными, чтобы в рабочих условиях судна не возникала необходимость перекрашивать палубу и надстройки. Для деревянных поверхностей в судостроении активно применяется прозрачное покрытие, известное под названием яхтный лак.

    Читайте также:  Фактурная краска

    Яхтный лак для дерева: применение и состав, виды

    Неудивительно, что яхтенный лак стал широко использоваться для защитно-декоративного покрытия деревянных и древесностружечных материалов, эксплуатируемых в сложных погодных условиях. Таким лаком можно покрывать деревянный забор или фасад дома, садовую мебель, несущие конструкции беседок и мансард, скамейки, окна и двери. Для внутренних работ популярно применение корабельного лака для паркетных и деревянных полов из-за стойкости к истиранию и царапинам.

    Следует заметить, что современное название «Яхтный лак» относят ко всем лакам, предназначенных для деревянных конструкций и имеющих повышенную атмосферостойкость и износостойкость, поэтому это скорее маркетинговое наименование для покупателей.

    Наиболее распространен алкидно-уретановый яхтный лак для наружных и внутренних работ по дереву. В результате модификации алкидных смол уретаном, происходит замещение одной части фталевого ангидрида на диизоцианат. Такие алкиды приобретают свойства к более быстрому высыханию, чем немодифицированные алкидные смолы окислительной полимеризации. Уретановые группы образуют очень твердые и одновременно вязкоупругие покрытия, благодаря чему улучшается износостойкость материала. Также повышается влагостойкость и устойчивость к воздействию химических веществ, особенно к щелочам. Для улучшения характеристик в раствор уралкидов добавляют сиккативы и антиоксиданты.

    Водорастворимый полиуретан-акриловый яхтенный лак отличается экологичностью и отсутствием запаха, поэтому его применение предпочтительно для работ в жилых помещениях. Полиуретан придает твердость и эластичность лаковой плёнке. Благодаря быстрому высыханию, за один рабочий день можно наносить несколько слоёв покрытия.

    По степени блеска яхтный лак для дерева может быть глянцевым, полуглянцевым, матовым и полуматовым.

    Характеристики яхтного лака

    Применение яхтного лака для наружных работ

    Учитывая условия эксплуатации, корабельные лаки должны обладать следующими свойствами:

    • Повышенная адгезия. Качественная характеристика сцепления лакокрасочной пленки с деревянной подложкой. Влияет на стойкость материала к воздействиям влаги, определяет механические свойства.
    • Твердость и прочность покрытия, как следствие — стойкость к царапинам и другим механических повреждениям.
    • Высокая эластичность лака. Определяется, как способность лакокрасочного материала после высыхания следовать движению подложки при изменении размеров и деформации без растрескивания и отслаивания.
    • Абразивостойкость или стойкость к истиранию достигается путем соединения свойств эластичности и прочности на растяжение, при этом высокая твердость не является обязательным условием.
    • Пониженное водопоглощение (при постоянном контакте с водой) и водопроницаемость (взаимодействие с парами воды). Достигается специальными добавками и правильной подготовкой древесины к покраске.
    • Стойкость к ультрафиолетовому излучению улучшается с помощью добавок, поглощающих УФ (подобные используются в косметических средствах) и светостабилизаторов (стерически затрудненный амин). Поглотители превращают UV-лучи в тепловую энергию, а светостабилизаторы связывают появляющиеся свободные радикалы, вредное воздействие которых приводит к структурному разрушению лакокрасочной пленки.
    • Особое место в судостроении занимает вопрос противодействия обрастанию подводной части судна морскими водорослями, ракушками и другими микроорганизмами, что приводит к значительному перерасходу топлива. Сопротивляемость к образованию плесени и грибка достигается добавлением биоцидов. Однако от них нельзя ожидать многого, если поверхность постоянно находится под воздействием питательных веществ. Биоциды не должны растворяться в воде, так как могут вымываться.

    Интересно применение инсектицидов в лакокрасочных покрытиях против бытовых мух и других насекомых. Для действия такого эффекта необходимо обеспечить высокую концентрацию активного компонента, а также пленкообразующая поверхность должна быть матовой. Более серьезная проблема состоит в том, что на практике люди предпочитают, когда мухи летают в помещении, а не падают мертвыми в тарелки с едой. Поэтому применение инсектицидов происходит в единичных случаях (для уничтожения тараканов в корабельных трюмах и другое).

    Подготовка поверхности и техника нанесения лака

    Техника нанесения яхтного лака

    Использование яхтного лака требует тщательной подготовки деревянной поверхности. Подложка должна быть предварительно отшлифованной, без следов пыли и грязи, с показателем влажности не более 20%. Для повышения влагостойкости и защитных свойств, новые необработанные поверхности обязательно покрывают грунтовками и пропитками, рекомендованные производителем лака. Ранее лакированные подложки следует отшлифовать и очистить от пыли, убрать старый отслаивающийся лак скребком.

    Лакировку не производят под прямыми солнечными лучами, во влажную и холодную погоду. Температура окружающей среды должна быть больше +10°С. Наносят лак кистью, валиком или краскопультом. При необходимости, яхтный лак разбавляют уайт-спиритом (для алкидно-уретановых) или водой (для водорастворимых). Новые неокрашенные поверхности красят в 2-3 слоя. Для увеличения прочности покрытия, перед каждым нанесением нового слоя поверхность подвергают шлифовке мелкозернистым наждачным полотном. Время высыхания одного слоя алкидно-уретанового лака может занимать около суток, акрилового – 4 часа (при температуре +20°С и влажности 65%).

    Повышенные требования к технике безопасности необходимо соблюдать при нанесении алкидно-уретановых покрытий. Вредные летучие вещества, активно испаряющиеся при покраске, могут вызывать головокружение и аллергические реакции, поэтому при проведении внутренних работ необходимо обеспечить приток воздуха и хорошую вентиляцию помещения. Также нужно использовать средства индивидуальной защиты – респераторы, перчатки, защитные очки. Нельзя забывать и пожаробезопасности во время работ.

    Активные споры ведутся по поводу выделения вредных веществ (ксилол и толуол) лакокрасочной пленкой после отверждения покрытия и его влиянию на организм человека. Хотя большинство производителей и указывают возможность применения алкидно-уретановых яхтных лаков для внутренних работ по дереву, нельзя отрицать факт испарений веществ, влияющих на здоровье человека. С помощью разнообразных добавок возможно уменьшение вредных испарений, но не их отсутствие. Так как данная продукция подлежит обязательной сертификации, следовательно, производитель должен соблюдать принятые нормы по влиянию лакокрасочных покрытий в процессе эксплуатации на организм человека.

    Видео: алкидно-уретановый яхтный лак Neomid

    Прекрасные отзывы потребителей получает яхтный лак Тиккурила «Уника Супер», к достоинствам которого можно отнести возможность колеровки лакового покрытия. На торговой площадке Леруа Мерлен можно купить качественную продукцию торговой марки Неомид (Neomid). Широкое распространение получили лаки Маршал Протекс (Marshall Protex Yat Vernik). Хорошими критериями цена-качество обладает яхтные и паркетные лаки Престиж, Parade, Евротекс (Eurotex), Kudo.

    Особенности яхтного лака для внутренних работ по дереву

    Поверхность любой древесины покрыта многочисленными порами. Излишняя влага способствует разрушению целлюлозы. Для того чтобы предупредить данный процесс, на поверхность наносится яхтный лак для внутренних работ по дереву.

    Особенности состава

    Вся древесина отличается высокой гидрофобностью. Это значит, что влага, попадающая внутрь пор дерева, будет вызывать процессы гниения, образования плесени и грибка. Следствием вышеописанных процессов станет изменение цвета древесных волокон и появление неприятного запаха.

    Чтобы влага не испортила древесное полотно, на чистую и сухую поверхность деревянного изделия наносится яхтный лак, который создает прочную пленку, препятствующую проникновению влаги.

    Яхтный лак бывает матовым и глянцевым. Матовое покрытие не придает деревянным изделиям блеск, хорошо скрывает пыль и загрязнения. Пол, покрытый матовым составом, более практичен, так как не требует тщательного ухода.

    Глянцевое покрытие придает полу особый блеск, выглядит очень элегантно, но требует постоянного специализированного ухода.

    По составу яхтные лаки могут быть:

    • алкидными;
    • алкидно-уретановыми;
    • уретан-алкидными;
    • акрилатными.

    Наибольшей популярностью пользуются алкидные составы. Объясняется это адекватным соотношением цены и качества покрытия, высокой износостойкостью и способностью глубоко проникать в поры древесины. Среди минусов алкидных лаков: выделение токсичных паров, пока покрытие сохнет. Испарения продолжаются и после полного высыхания вещества, хотя уже и не такие сильные. Они могут вызвать у жильцов дома аллергию.

    Алкидно-уретановый состав отличается быстрым временем высыхания (не более 6 часов). При работе с этими растворами необходимо использовать перчатки и респиратор.

    Уретан-алкидные составы менее токсичны, чем предыдущие. Это объясняется наличием в составе уретановых пластификаторов, которые не дают вредным веществам испаряться и повышают устойчивость лаковой пленки к температурным колебаниям. Уретан-алкидные лаки можно использовать в любых помещениях, в том числе для полов с обогревом.

    Основой акрилатных составов является вода, благодаря чему токсичность этих лаков сведена к минимуму. Такое покрытие не отличается высокой прочностью и водостойкостью, но зато его можно применять даже в детской комнате.

    Как использовать

    Яхтный лак продается в железных банках различного объема и в виде аэрозоля.

    Состав применяют, соблюдая последовательность этапов:

    • очистить и хорошо высушить деревянную поверхность;
    • обработать антисептическим составом и загрунтовать;
    • нанести лак валиком или кистью вдоль древесных волокон;
    • нанести второй слой лака поперек волокон;
    • выждать два дня;
    • пол готов к использованию.

    Готовность к использованию проверяется степенью влажности пола. Показатель ниже 20% говорит о том, что лак высох.

    Грунтовать поверхность рекомендуется, чтобы увеличить степень сцепления дерева и лакокрасочного покрытия. Обработка антисептиком позволяет повысить влагозащитные свойства древесины и снизить риск воздействия вредителей, появления плесени и грибка.

    Чаще всего лак наносится в 3 слоя, каждый из которых после полного высыхания необходимо обработать мелкозернистой шкуркой. Уточнить период высыхания состава можно на упаковке.

    Чтобы избежать расслаивания покрытия в процессе эксплуатации, перед нанесением его необходимо тщательно перемешать. Если вещество оказалось слишком вязким, его можно разбавить уайт-спиритом. Доля растворителя не должна превышать 5% от общего объема лакокрасочного покрытия.

    Если древесина была покрыта олифой, ее нужно удалить с поверхности, иначе эффективность покрытия лаком будет неоднородной.

    Лакокрасочные работы с использованием яхтного лака нужно проводить в помещении с температурным режимом от +15 до +35 градусов. Расход лака на 1 м² составляет около 0,08 литра.

    Производители

    Производством яхтного лака занимаются как зарубежные, так и отечественные фирмы.

    • Финская марка Tikkurila выпускает глянцевые (Supi Saunasuoja), полуглянцевые и матовые составы (Unika Super). Глянцевые лаки могут применяться в помещениях с высокой влажностью, но они не обладают устойчивостью к воздействию УФО. Создаются глянцевые растворы на основе акрилата.

    • Турецкий бренд Marshall имеет торговые точки в 80 странах. Выпускаемый фирмой яхтный лак Marshal Protex Yat Vernik может быть использован для покрытия деревянных поверхностей (стены, потолок, двери, окна, перила), которые не имеют длительного контактирования с водой и не подвергаются сильному механическому воздействию. Полуглянцевые и матовые лаки имеют уретан-алкидную основу, устойчивы к ультрафиолету, температурным перепадам, могут применяться в любых помещениях.
    • Лак от другой турецкой компании Poli-R отличается повышенной прочностью, благодаря наличию в составе полиуретана. Покрытие не царапается, поэтому подходит для помещений с высокой механической нагрузкой. Лакокрасочное покрытие устойчиво к УФО, не желтеет, не трескается, не шелушится, не меняет цвет и подчеркивает природную красоту, фактуру древесины.

    • Российский производитель Neomid также выпускает лаки трех видов. Все они отличаются высокой степенью износостойкости.
    • Еще одна российская марка Parade выпускает глянцевое лакокрасочное покрытие Parade L20. Основа состава – алкидно-уретановая. Лак данного производителя подчеркивает красоту древесного узора, имеет соответствующий сертификат для применения в детских и лечебных учреждениях.

    • Фирма «Престиж» выпускает лаки на алкидной основе. Среди достоинств этих покрытий стоит выделить следующие:
      1. быстрое время высыхания;
      2. высокая водостойкость (можно регулярно мыть пол с применением бытовой химии);
      3. устойчивость к механическому воздействию;
      4. устойчивость к колебанию температурного режима;
      5. отсутствие подтеков при нанесении.

    Кроме приведенных фирм, производством яхтного лака для внутренних работ занимаются российские компании «Рогнеда» и «Новбытхим», а также словенский бренд Belinka.

    Как выбрать?

    Выбирать лак для внутренней отделки помещений следует, исходя из целей, которые вы ставите.

    Если на древесину будут воздействовать агрессивные среды (щелочь, кислоты и т. д. ), тогда лучше предпочесть яхтный лак марки Premia. Если древесину необходимо защитить от возможных точечных ударов, приобретите покрытия Johnstones Yacht Varnish или Alpina Yachtlack.

    Стопроцентное бесцветное покрытие окрашенных участков обеспечит лак фирмы Belinka.

    Неокрашенные деревянные поверхности можно покрыть лаком от бренда Poli-R. Его желтоватый оттенок заиграет на свежем деревянном полотне новыми красками. К тому же, срок службы покрытия от данного производителя довольно продолжительный.

    Чтобы защитить дерево в условиях регулярных перепадов температур (например, в зоне кухни), лучше предпочесть бюджетное и быстросохнущее лакокрасочное покрытие Радуга-Maler.

    Древесину мягких сортов, на которой может появляться плесень или грибок, необходимо обработать яхтным лаком, в состав которого входит антисептик Symphony Hardwood. Красивое глянцевое покрытие представляет марка Rolax, а абсолютно матовый вариант – Maxima Yacht Varnish.

    Отзывы

    Мнения пользователей о яхтном лаке для внутренних работ по дереву – положительные. Они отмечают такие его показатели, как: высокая водостойкость, надежная защита древесных узоров от УФО, прочность, стойкость к истиранию механическим путем.

    Среди минусов данного лакокрасочного покрытия выделяют один, но очень существенный, – его нельзя использовать для внутренних работ в новых постройках, нужно дождаться, пока здание даст усадку.

    О том, как правильно покрыть лаком деревянные полы, смотрите в следующем видео.


    Ссылка на основную публикацию