Лакирование древесины

Как лакировать дерево

Если Вашим хобби является изготовление деревянных поделок или Вы задумались о том, как обновить старую, но крепкую мебель, то наверняка возникнет вопрос, как лакировать дерево. Этот метод покрытия древесины специальными прозрачными составами позволяет не только надолго продлить эксплуатацию деревянных изделий, защищая их от влаги и пыли, но и улучшить их внешний вид. Если деревянное изделие не покрыть лаком, то со временем она потеряет привлекательный внешний вид и покроется мелкими трещинами, а цвет ее потемнеет. К тому же на нелакированных деревянных поверхностях оседает пыль, и они быстро загрязняются.

Подготовка к лакировке

От предварительной подготовки поверхности дерева во многом зависит результат лакировки, поэтому перед началом работ следует тщательно обработать деревянную поверхность.

Для этого понадобятся следующие материалы и инструменты: шлифовальная бумага разной зернистости, резина, брусок и тонкая палочка, грунтовка для дерева.

Для начала тщательно шлифуют поверхность шлифовальной бумагой. Если деревянная поверхность плоская, то удобно шлифовать бруском, обернутым шкуркой. А для выпуклых и других криволинейных поверхностей (или для резьбы и деревянных узоров) можно использовать кусок резины, обтянутый шкуркой. Если надо прошлифовать отверстия, то пригодится палочка с обернутой шлифовальной бумагой. Шлифовать дерево надо плавными движениями вдоль волокон, чтобы не поцарапать поверхность. Начинать надо с крупнозернистой шкурки и постепенно уменьшать ее зернистость.

После шлифовки на поверхности деревянной заготовки могут остаться мелкие царапины и для их удаления поверхность немного увлажняют, просушивают и еще раз обрабатывают мелкозернистой шкуркой.
Для избавления от пор в дереве и уменьшения расхода лака используют грунтовку. Она может быть готовой: например жидкий воск в аэрозольных баллончиках, промышленные грунтовки по типу КФ1, КФ2 и т.д., можно использовать воск, растворенный в скипидаре, древесную пудру, смешанную со столярным клеем или клеем ПВА, разбавленным водой, просеянным сухим мелом, тальком и красителем нужного цвета. Также можно использовать самостоятельно изготовленный грунт из олифы (35-55 частей), скипидара (7-10 частей), 40-50 частей сухого молотого мела с красителем (для мелкопористых пород деревьев берут 15-20 частей) и 5-7 частей сиккатива. Можно приготовить грунтовку и по следующему рецепту: столярный клей разводят с водой из пропорции 200 грамм клея на литр воды. Этот клей наносят на деревянную поверхность с помощью щетки, а после высыхания состава дерево шлифуют.

В любом случае принцип нанесения грунтовки выглядит так: наносим выбранный состав на деревянную поверхность, дожидаемся ее высыхания и опять обрабатываем изделие мелкозернистой наждачной бумагой.

Лакировка дерева масляным лаком

Такие лаки имеют в своей основе различные масла, и в связи с этим пленка от них выходит прочной и довольно толстой, но не очень прозрачной. В связи с этим если в деревянном изделии необходимо подчеркнуть красивую структуру и рисунок дерева, то лучше использовать лак на спиртовой основе. Лаки на масляной основе применяются для покрытия изделий, окрашенных протравами или красителями.

Перед нанесением лака изделие необходимо подготовить по вышеописанному методу. Нанесение масляного лака осуществляется щетинной кисточкой, а сам лак наливается в широкую емкость или блюдце. Кисточку обмакивают в наполненную емкость наполовину, очищая ее при этом от излишков лака. Это необходимо делать для того, чтобы избежать некрасивых потеков лака. Движения кисточки должны быть плавными и равномерными, поскольку слишком быстрые и резкие движения могут привести к появлению пузырей. Масляный лак в зависимости от вида может сохнуть от 6 до 24 часов, а если его развести скипидаром, то время высыхания еще увеличивается. Лучше обезопасить покрытое лаком изделие на время просушки от попадания пыли и обеспечить стабильную температуру в помещении. Когда первый слой лака высохнет, изделие покрывает еще одним или двумя слоями лака.

Лакировка дерева спиртовым лаком

Этот вид лака ложится на деревянную поверхность очень тонким слоем, поэтому он не только защищает дерево от влаги и загрязнений, но и подчеркивает его структуру и цвет. Состоят такие лаки на 35% ил смол и этилового спирта. Именно второй компонент при испарении оставляет тонкий и крепкий слой смолы.

Наносить такой лак лучше мягким тампоном, поскольку при использовании бумаги или других жестких материалов на поверхности могут оставаться царапины, портящий общий вид изделия.

Для усиления рисунка древесины следует использовать светлый лак. У таких покрытий цвет на просвет должен быть прозрачным с незначительным желтоватым или красноватым оттенком. Для темных пород дерева подойдут лаки красного, коричневого и других темных оттенков.

Покрытие древесины спиртовыми лаками производится за несколько раз, причем первые два слоя лака служат грунтовочными слоями. Они заполняют поры древесины и мельчайшие трещины и выемки, тем самым выравнивая поверхность. После высыхания грунтовочных слоев лака поверхность обрабатывается мелкозернистой шлифовальной бумагой до стирания данного слоя лака с поверхности изделия. Таким образом, лак остается только в трещинках и порах материала. Затем поверхность тщательно очищается от пыли и покрывается третьим слоем лака. Через несколько дней изделие должно полностью высохнуть, и тогда наносится последний тонкий слой лака, в который при желании добавляется краситель.

Лакирование древесины

Изделия из древесины покрывают бесцветными отделочными материалами, сохраняющими или выявляющими красоту текстуры и цвета древесины. Этого достигают вощением, лакированием и полированием.

Следует, однако, иметь в виду, что лишь отлично обработанная поверхность может выдержать испытание лаком или воском, так как прозрачная отделка не скрывает, а лишь сильнее подчеркивает несовершенство отделки: риски, царапины, вмятины.

Из старых традиционных видов прозрачной отделки в настоящее время применяют отделку восковой мастикой. Она рекомендуется для изделий больших размеров (стеновых панелей, рам, скульптуры).

Для приготовления мастики используют пчелиный воск или его заменитель —церезин 67.

После расплавления воска или церезина на водяной бане к нему добавляют растворитель (скипидар или бензин) в соотношении 1:2 по массе.

После нанесения щеткой горячей мастики и просушки в течение 1,5—2 часов поверхность изделия натирают до блеска мягкой волосяной щеткой или грубым сукном.

Через сутки операцию повторяют.

Восковые мастики хорошо заполняют поры древесины, придавая поверхности мягкий шелковистый блеск. Для защиты воскового покрытия от механических повреждений и воздействия влаги изделие покрывают спиртовым лаком. Нитролаки для этих целей использовать нельзя из-за отсутствия адгезии к воску.

Традиционная отделка спиртовой шеллачной политурой, применяемая в практике народных промыслов, уступила в настоящее время место отделке нитроцеллюлозными составами.

Нитроцеллюлозным лаком (нитролаком) с последующим полированием нитрополитурой отделывают сувенирные изделия, украшенные резьбой.

Перед покрытием лаком изделие грунтуют.

Лакокрасочная промышленность выпускает готовые к употреблению составы для грунтовки. Грунтовать под лаковое покрытие можно олифой или густой политурой. Эти грунты употребляют в чистом виде или их разводят разбавителями и по мере необходимости добавляют порошок пемзы, мел, тальк, каолин, трепел, крахмал, древесную муку или пигменты, если нужно подогнать цвет грунта к цвету самой древесины.

После грунтовки выполняют порозаполнение.

При обработке древесины режущими инструментами происходит перерезание полых анатомических элементов (сосудов) и на поверхности древесины образуются неровности. У таких пород, как дуб, ясень, грецкий орех величина структурных неровностей значительная. Поэтому-перед лакированием или полированием указанных пород необходимо уменьшить величину этих неровностей. Для этого и производят специальную операцию, которая называется порозаполнением.

Порозаполнителями называют составы, предназначенные для втирания в поры древесины с тем, чтобы закрыть их перед нанесением прозрачных покрытий, и образующие так же, как и грунты, нижний слой лакокрасочного покрытия.

В зависимости от свойства порозаполнитель наносят на предварительно загрунтованную или незагрунтованную поверхность. Слой порозаполнителя способствует сокращению расхода лакокрасочных материалов и уменьшению проседания покрытия в поры при эксплуатации изделий.

Порозаполнитель состоит из жидкой части (раствора пленкообразующего, сиккативов и пластификаторов в смеси летучих растворителей) и наполнителя. Жидкая часть порозаполнителя предназначена для связывания наполнителя и проявления текстуры древесины, придания порозаполнителю эластичности и создания тонкого лакового слоя на поверхности.

Наполнитель должен иметь определенную Дисперсность: не быть крупнозернистым, так как это препятствует втиранию его в мелкие поры, а слишком мелкозернистый наполнитель плохо заполняет поры и дает большую объемную усадку.

Порозаполнитель наносят на древесину вручную тампоном или шпателем.

Следует иметь в виду, что порозаполнители вуалируют текстуру древесины, поэтому излишки их необходимо снимать и протирать поверхность.

Порозаполнители обычно поставляются в виде двух компонентов — раствора пленкообразователя и наполнителя.

Смешивают компоненты перед употреблением, так как суспензия порозаполнителей неустойчива— при хранении образуется плотный труднорастворимый осадок (то есть порозаполнитель расслаивается).

Порозаполнители могут быть бесцветными или подкрашенными. Наибольшее применение нашли порозаполнители КФ-1, КФ-2, ПМ-11, ЛК.

Большое значение при эксплуатации имеет прочность сцепления лакокрасочного покрытия с поверхностью древесины, так называемая адгезия. Обусловливается она, прежде всего, качеством лакокрасочных материалов, условиями нанесения их и сушкой покрытия. Высокой адгезии можно добиться только при условии применения в отделке однородных составов: нитролака но нитрогрунту, масляного лака но масляному грунту и т. д. В противном случае отделочный слой быстро растрескивается, а затем, отслаивается.

В настоящее время основным способом достижения прозрачной. отделки является лакирование.

Лаки по характеру образования пленки делят на две группы: образующие пленку только за счет улетучивания растворителей (например, спиртовые, нитроцеллюлозныс) и образующие пленку в результате химических реакций полимеризации и поликонденсации, в результате чего они переходят в нерастворимое состояние (например, масляные, полиэфирные, полиуретановые, мочевиноформальдегидные).

Долгое время имели широкое применение и были незаменимы при отделке изделий из древесины спиртовые лаки — растворы смол (шеллака, идитола и др.) в высокоградусном спирте. В современной же практике наиболее часто применяют нитроцеллюлозные лаки. Они дают прочную, эластичную, достаточно атмосферостойкую, быстросохнущую пленку. Нитролаки разделяются на две группы: лаки горячего нанесения (при температуре 70—75 °С) — НЦ-223, НЦ-225 и лаки холодного нанесения (при температуре 18-23 °С) — НЦ-216, НЦ-218, НЦ-221, НЦ-222, НЦ-224, НЦ-296 (бывший НЦ-316). Лаки НЦ-49, НЦ-243 дают матовую пленку.

До рабочей вязкости нитролаки доводят растворителем № 646, за исключением лака НЦ-223, для которого применяют растворитель РМЛ-315. Все перечисленные нитролаки можно наносить на поверхность изделий кистью, тампоном или методом распыления, лак НЦ-243 можно наносить и наливом.

Масляные лаки образуют прочную, эластичную, атмосферостойкую, но не достаточно декоративную пленку с сильным жестким блеском. По составу они представляют собой растворы твердых природных и синтетических смол в высыхающих маслах с добавлением сиккативов (составов, ускоряющих высыхание масел) и смеси летучих органических растворителей (скипидара, уайт-спирита и др.). К природным легкорастворимым смолам относятся копалы, янтарь, продукты переработки канифоли. Копаловый лак считается одним из лучших масляных лаков. В качестве основных компонентов применяют высыхающие масла — льняное, конопляное, тунговое.

Для отделки древесины раньше применяли масляно-смоляные лаки 4С, 5С, 7С — для светлых пород; 4Т, 5Т, 7Т — для темных пород (высыхающие за 48 часов), а сейчас используют пентафталевые лаки ПФ-231, ПФ-283 (бывший 4С).

Лак ПФ-231 — светлый, образующий прочное глянцевое покрытие, высыхающее за 72 часа при температуре 18—23 °С. Хорошо наносится как кистью, так и методом распыления.

По многим показателям масляные лаки из природных и синтетических смол близки между собой и могут быть взаимозаменяемы.

Хорошей водо-, атмосфере- и износоустойчивостью обладают полиуретановые лаки, которые наносят распылением и наливом с холодным отвердецием или с нагревом до 45—50 °С. По свойствам они близки к полиэфирным лакам, а по некоторым показателям превосходят их. Известны полиуретановые глянцевые лаки марок 1.653.031, 1.641.0231 и 17642.0230, которые наносят наливом и распылением, полуматовый лак 1.653.0300 двухкомпонентный, матовый однокомпонентный, наносимые распылением.

Резчики-любители применяют водостойкий матовый лак УР-277М с отвердителем “Суперсек 3240” и с растворителем РЛ-227 из расчета: на 100 г лака 82,5% отвердителя, а растворителя — до нужной вязкости.

Лаки наносят на сухую поверхность древесины, очищенную от пыли, равномерными тонкими слоями без подтеков примерно 3—5 раз. Каждый слой следует просушить. Перед покрытием следующим слоем предыдущий обрабатывают отработавшей мелкой шлифовальной шкуркой. Этим добиваются выравнивания каждого слоя и лучшего сцепления между слоями.

Готовые изделия можно несколько раз пропитать горячим высыхающим или полувысыхающим растительным маслом или натуральной олифой. Разогревать масло или олифу следует на водяной бане (в клееварке) и наносить на изделие широкой кистью или тампоном, закрепленным на деревянном черенке.

Читайте также:  Покраска бетона под камень

Когда первый слой олифы или масла впитается и высохнет, наносят второй и просушивают, а затем и третий. При пользовании маслом следует иметь в виду, что его сушка происходит очень долго. Для ускорения сушки небольшие изделия можно выдержать в духовке электро- или газовой плиты в течение 10—12 часов при температуре 90—100°С.

Особенности отделки изделий для пищевых продуктов.

Для прозрачного защитного покрытия декоративно-прикладных изделий, предназначенных для пищевых продуктов (конфетницы, солонки, чаши, подносы, хлебницы), следует применять восковые мастики, спиртовые или нитроцеллюлозные лаки, льняное, конопляное, рыжиковое, соевое, маковое или подсолнечное масло. Тунговое масло по высыхаемости идет третьим (за льняным — принято за эталон — и конопляным), но применять его нельзя из-за токсичности. Олифу и масляные лаки применять также нежелательно, так как в них имеются специальные добавки — сиккативы, ускоряющие сушку, в качестве которых, как правило, применяют окиси, перекиси и соли свинца, кобальта и марганца.

Для придания поверхности древесины устойчивого бархатного блеска применяют полирование. Это лучший вид отделки, при котором на поверхности выявляются и углубляются все оттенки цвета и текстуры древесины. Особенно красивы полированные поверхности ореха, карельской березы, красного дерева. Естественно, что поверхность должна быть подготовлена под полирование безупречно. Этот способ долгое время был единственным и довольно распространенным, но из-за большой трудоемкости (наносится 150—200 тонких слоев с промежуточной просушкой) и длительности (процесс длится более месяца) его в настоящее время заменили более производительными.

Отделка изделий должна соответствовать их назначению. Например, воском покрывают те изделия, которые не берут или мало берут в руки; мебель должна иметь отделку, которая хорошо чистится,

Глянцевое или матовое покрытие?

В изделиях из древесины отчетливо видно весьма разнообразное отношение художников и мастеров к отделке поверхности. Иные ее полируют до зеркального блеска, отделывают мастиками и лаками, но прослеживается и желание сохранить естественную красоту древесины, то есть оставить изделие неокрашенным и нелакированным. Но неотделанные изделия быстро теряют свой вид. Мастера стремятся найти такую отделку, которая позволила бы, сохраняя первоначальный вид изделия, его новизну, оставить ощущение живой природной красоты древесины. Поэтому все чаще при отделке мастера пользуются восковыми мастиками или специальными матовыми лаками, не дающими блестящей, ярко бликующей (глянцевой) поверхности, оставляющими ее мягкой, бархатистой.

Лак можно сделать матовым. Если вам не удалось приобрести матовый лак, не огорчайтесь.

Его можно сделать из обычного масляного глянцевого лака, добавив до 0,5% хозяйственного мыла и до 10% уайт-спирита.

Мыльный раствор готовят следующим образом:

хозяйственное мыло (40%-ное) нарезают стружкой, растворяют в небольшом количестве горячей воды (при температуре 70—80 °С).

Полученный раствор смешивают с уайт-спиритом и при перемешивании вводят в масляный глянцевый лак. При добавлении мыла прочность лаковой пленки несколько снижается, поэтому ее нельзя мыть и протирать влажными тряпками. Очищают изделия сухими щетками или с помощью пылесоса

Виды и характеристики лака для дерева

С давних времен древесину успешно применяют в строительных работах, изготовлении мебели, внутренней и наружной отделке зданий. Материал отличается долговечностью, экологической чистотой и удобством в эксплуатации, но чтобы он прослужил много лет и не потерял свой привлекательный вид, для его обработки используются лаки для дерева, которые защищают поверхность от истирания, а также позволяют оставить открытой красивую текстуру древесного рисунка.

Виды лаков для дерева

Лаки для дерева представляют собой одно- или многокомпонентные тягучие составы, которые после нанесения на поверхность образуют прочную пленку с матовым или глянцевым блеском. На современном рынке представлен широкий спектр лакокрасочных материалов (ЛКМ), различающиеся между собой по содержанию, скорости высыхания, области применения:

  • Масляные – обладают высокой концентрацией масел, смол и органических соединений, поэтому имеют густую консистенцию и трудно наносятся кистью. После их нанесения на поверхности формируется толстая пленка с желтоватым оттенком.
  • Смоляные – содержат натуральные, термореактивные или термопластичные смолы. По свойствам и области применения аналогичны масляным лакам.
  • Акриловые – в их основе лежит вода, поэтому данные лаки для дерева относят к экологически чистым. ЛКМ обладают высокими показателями эластичности и имеют не слишком густую структуру, соответственно, их расход ниже, чем у многих других составов.
  • Эпоксидные – наиболее универсальный продукт, который можно использовать практически для любых работ. Имеют высокую твердость, стойкость к влаге и хорошо противостоят механическим повреждениям.
  • Спиртовые (политуры) – благодаря этиловому спирту сохнут буквально за полчаса. К их особенностям относят повышенную прочность и возможность получить поверхность с красивым блеском. Среди минусов стоит отметить низкую водостойкость.
  • Алкидные – имеют полностью синтетический состав и отличаются прочностью, устойчивостью к истиранию, огнеупорностью. Они не деформируются при перепадах температуры и позволяют замедлить процессы старения древесины.
  • Нитролаки – по составу схожи с алкидными, но высыхают намного быстрее. Поскольку они не отличаются стойкостью к влаге и разрушаются от ультрафиолетовых лучей, чаще всего их применяют в качестве лаков по дереву для внутренних работ.
  • Полиэфирные – относятся к многокомпонентным ЛКМ. При нанесении образуют толстую пленку, обладающую устойчивостью к влажности и химическим реагентам.
  • Алкидно-карбамидные – представляют собой двухкомпонентные составы, в которые необходимо добавлять кислотные отвердители. Отличаются повышенной прочностью и влагостойкостью.
  • Акрил-уретановые – имеют отличные адгезирующие свойства и практически лишены запаха, но разрушаются при отрицательных температурах.
  • Алкидно-уретановые – по сравнению с алкидными служат в 2 раза дольше, легко наносятся и распределяются по поверхности. Обладают высокой эластичностью, поэтому не растрескиваются в процессе эксплуатации.
  • Полиуретановые – характеризуются высокой стойкостью к износу и прочностью к воздействию внешней среды. Пользуются повышенным спросом благодаря низкой токсичности и способности придавать дереву устойчивый блеск.

Технические характеристики

Более подробно с техническими характеристиками лаков для дерева можно ознакомиться в таблице, представленной ниже.

Тип лака для дереваСоставВремя высыханияПрименение
МасляныйСгущенные высыхающие или натуральные масла24–72 часаПокрытие мебели и других деревянных изделий, за исключением полов
СмолянойИскусственные и природные смолы24 – 72 часаИспользование аналогично масляным составам
АкриловыйАкриловая дисперсия, пластификатор, водная основа2–3 часаФинишная отделка полов, реконструкция изделий из древесины, наружные и внутренние работы, в том числе по мокрому дереву
ЭпоксидныйЭпоксидная смола8–12 часовПокрытие поверхностей, испытывающих повышенные нагрузки (деревянные полы, двери, паркет)
НитролакНитрат целлюлозы, пластификатор, растворитель, смолы20–50 минутМузыкальные инструменты, карандаши
АлкидныйРастворитель, сиккатив, алкидная смоладо 48 часовМебель, паркет, плавающие полы
СпиртовойСмола, этиловый спирт20–30 минутМузыкальные инструменты, мебель
ПолиэфирныйПолиэфирная смола3–6 часовПоверхности, требующие наличия толстой глянцевой пленки (к примеру, музыкальные инструменты)
Алкидно-карбамидныйКарбамид, алкидная смолаОт нескольких часов до нескольких сутокЛюбые виды древесных покрытий
Акрил-уретановыйУретаны, растворитель, акриловая дисперсия1–2 часаВнутренние работы (паркет, стены и полы деревянных домов или бань)
Алкидно-уретановый (яхтный)Уретаны, растворитель, алкидная смола6–12 часовПокрытие корабельных поверхностей
ПолиуретановыйСмолы и отвердитель14–20 днейПокрытие садовых построек, паркета, наружных и внутренних стен деревянных зданий, морских яхт

Расход лака для дерева

В среднем расход лака для покрытия дерева составляет 1 литр на каждые 8–10 м². В случае последующих нанесений материал расходуется несколько меньше – 1 литр на 10–12 м², однако при обработке поверхностей следует учитывать ряд определенных критериев, которые оказывают непосредственное влияние на объем потребления составов:

  • Тип древесины. Для дерева, имеющего глубокие поры, потребуется больше продукта, чем для мелкопористой поверхности.
  • Вязкость. Чем гуще материал, тем больше его необходимо использовать для покрытия каждого квадратного метра. Чтобы снизить общий расход, в лак для дерева нередко добавляют растворитель (или воду, если материал имеет водную основу).
  • Качество обработки дерева. Если древесина хорошо ошлифована, она требует меньше состава.
  • Способ нанесения. При обработке поверхности валиком или кистью расходуется больше лака по дереву, чем при распылении краскопультом.

Как выбрать лак для дерева

Любой лак для покрытия дерева призван защищать обрабатываемую поверхность от механических повреждений, воздействия влаги и солнечных лучей, процессов гниения и разрушения. Выбор того или иного материала во многом зависит от его технических характеристик, состава и сферы использования, поэтому следует четко понимать, какой из продуктов подойдет в том или ином случае. При покупке рекомендуется обращать внимание на такие параметры:

  • Износоустойчивость. Самые высокие требования к стойкости на износ предъявляют напольные покрытия. Наиболее подходящими для них считаются полиуретановые лаки для дерева, отличающиеся оптимальной защитой от истирания. В эту же категорию входят акрил-уретановые и алкид-уретановые ЛКМ.
  • Степень глянца. Данный параметр играет существенную роль при оформлении интерьера. В каждом жилом помещении присутствуют предметы с одинаковым уровнем блеска, поэтому при покупке следует учитывать схожесть лака с общим дизайном.
  • Область применения. Если предстоит отделка внутри помещения, необходимо покупать лак по дереву для внутренних работ. Если на улице – для наружных.
  • Скорость высыхания. Каждый продукт имеет свое время высыхания, которое варьируется от 20 минут до нескольких недель. Быстрее всего сохнут составы на водной основе, дольше всего – полиуретановые.

Пожаробезопасность. Если внутренние работы выполняются в деревянных домах, желательно выбирать ЛКМ с хорошей устойчивостью к высоким температурам. В магазинах можно найти широкий выбор материалов, не поддерживающих горение. Они стоят дороже, чем обычные лаки для дерева, но расходы на пожаробезопасность все же не сравнить с затратами, которые могут потребоваться на восстановление после пожара.

Лак по дереву для внутренних работ

Главным критерием при покупке лака по дереву для внутренних работ является уровень его токсичности. Высокие требования к экологической чистоте диктуют свои условия, поэтому для обработки поверхностей внутри дома следует выбирать материал, который будет максимально безопасным для здоровья. В связи с этим предпочтение отдается масляным и акриловым составам, которые можно наносить на мебель, оконные рамы и другие изделия даже в детской комнате.

Когда лак для дерева подбирается для покрытия пола или ступенек на деревянной лестнице, учитывается его стойкость к износу. Если помещения имеют повышенный уровень проходимости (например, кухня или гостиная), наиболее оптимальным вариантом будут полиуретановые или алкидно-уретановые лаки. Для спальни или детской применяют акриловые и масляные продукты.

Существенное значение имеет время высыхания покрытия. Лучше покинуть дом на период ремонта, но если такой возможности нет, то обработку поверхностей проводят в теплый сезон, когда можно надолго открывать окна и проветривать комнаты. Исключение составляет лак для покрытия дерева на водно-дисперсионной основе, который используют без каких-либо ограничений.

Лак для наружных работ

С точки зрения итогового результата материалы для наружного покрытия мало чем отличаются от лаков по дереву для внутренних работ. Однако при выборе составов для внешней отделки следует учитывать, что любые поверхности на улице нуждаются в более высокой защите от влажности, плесени и гниения. По этой причине оптимальным вариантом станут продукты, которые после нанесения образуют водоотталкивающую и паропроницаемую пленку:

Другим критерием выбора лака для дерева выступает его устойчивость к ультрафиолетовым лучам. Влияние солнца – одна из главных причин быстрого износа покрытий, поскольку в процессе выгорания составы быстро утрачивают свои защитные характеристики. Следовательно, выбирая материал, необходимо отдавать предпочтение продуктам со специальными добавками, которые повышают стойкость лакокрасочных покрытий к ультрафиолету.

Как правильно работать с лаком по дереву, технология

Оптимальными условиями для нанесения лака для дерева является сухая безветренная погода с температурными показателями не ниже +10 °C. Лучше всего, если уровень влажности будет не выше 80 %, а температура – от 15 до 35 °C. Прежде чем приступать к обработке поверхности, следует подготовить маску, перчатки и защитные очки. Соответствующие аксессуары необходимы даже в том случае, если работы проводятся на улице, а материал является нетоксичным.

Нанесение составов предусматривает несколько последовательных этапов:

  • Выбор инструмента. Для покрытия обычно используют кисти, валик или пульверизатор. Кисти с натуральной щетиной подходят для нанесения масляных лаков, а с синтетическим ворсом – для получения гладкой поверхности. Валики являются актуальными, если необходимо покрыть большую площадь. Пульверизаторы считаются наиболее удобным инструментом, которым можно обработать не только фасады и заборы, но и труднодоступные места.
  • Подготовка поверхности. Чтобы добиться хорошей адгезии лака для дерева, поверхность следует подготовить. Для этого с нее удаляют старое покрытие (если имеется), а щели и трещинки заполняют шпаклевкой. Далее древесину очищают от пыли и отшлифовывают наждачной бумагой.
  • Грунтовка. Грунтование поверхности применяется не всегда, однако оно позволяет сделать поверхность более гладкой и снизить расход материала. Грунтовочные составы подбираются в зависимости от характеристик ЛКМ и пожеланий по конечному результату. В частности, для водно-дисперсионных лаков используют водную или акриловую грунтовку, а для повышения износоустойчивости дерева – алкидную.
  • Нанесение лака для дерева. Непосредственно процесс обработки начинается с подготовки состава и его разбавления растворителем (при необходимости). Далее наносится первый слой, причем на горизонтальную поверхность лак кладут полосами, на вертикальную поверхность – перекрестными движениями. После обработки нужно подождать, пока материал подсохнет, затем отшлифовать покрытие мелкозернистой наждачкой и нанести второй слой. Если необходимо, после высыхания состава древесину покрывают еще 1–2 слоями.

При правильном выборе лака для покрытия дерева и соблюдении правил по его нанесению можно добиться идеально гладкой и эстетичной поверхности, хорошо защищенной от воздействия внешней среды.

Как правильно покрыть деревянные поверхности лаком?

Для того чтобы придать древесине долговечность и улучшить её эстетические характеристики применяются всевозможные лакировочные составы. Они изготавливаются на различных основах и предназначаются для особых видов работ. Глянцевые или матовые, лаки прочно вошли в нашу жизнь и предназначены для того, чтобы сделать проживание в деревянном доме привлекательным и комфортным.

Лаковые покрытия – надёжные защитники древесных поверхностей от неблагоприятных атмосферных явлений, перепадов температур и воздействия влаги. Существует множество техник, с помощью которых можно наносить лак на дерево, которые в той или иной степени помогают улучшить эксплуатационные качества древесины. И все они относительно доступны даже начинающему – чтобы всё получилось, необходимо лишь чётко следовать инструкции.

Виды лакировочных составов по дереву

В настоящее время ассортимент лаков по древесине представлен следующими разновидностями:

На основе спирта

Такие покрытия прозрачны, способны придавать поверхностям блеск и, при должном умении, подчёркивать текстуру дерева. Незаменимы при обработке мебели, к тому же они хорошо защищают элемент от неблагоприятных внешних условий.

Такие растворы часто содержат вещества, способствующие быстрому образованию плёнки, чаще всего это смолы на синтетической основе. Этиловый спирт выступает в качестве растворителя и занимает до 70% в рецептуре. Иногда можно встретить разновидности, которые дополнены красителями. В результате их умелого применения подчёркивается цвет и текстура древесины.

На масляной основе

Такие разновидности доступны по цене и могут быть нанесены не только кистью, но и валиком, благодаря своей консистенции. В консистенции они имеют определённым образом подобранные пигментные добавки, а также различные смолы, которые растворены в масляной основе.


Плёнка, полученная после высыхания, устойчива к механическим нагрузкам и влиянию осадков. Такие разновидности – отличный вариант для использования при отделке садовой мебели и деревянных элементов декора. Масляные лаки имеют одну характерную особенность – придают лёгкую желтизну древесине.

На основе нитроцеллюлозы

Эти составы имеют в своём составе нитроцеллюлозу, которая разводится при помощи органических растворителей. Такие составы способны образовывать очень гладкое покрытие, устойчивое к различным видам внешних воздействий, в том числе прямым солнечным лучам и атмосферным осадкам. Данная разновидность токсична и имеет длительное время высыхания.

Очень важно, работая с лаками этого типа, часто проветривать помещение, а также, по возможности, защищать дыхательные пути респиратором.

Впрочем, на рынке осталось не так много разновидностей этой категории благодаря их менее токсичным собратьям на основе спирта и воды.

На водной основе

Такие составы представляют собой взвесь акрилатной основы в воде и позволяют покрывать дерево лаком, исключая неприятный запах. Для начала использования состав необходимо интенсивно перемешать. После того, сделано нанесение лака на дерево, образуется плотный слой, устойчивый к влаге и солнечному свету. Хорошо себя зарекомендовали данные разновидности и в отношении устойчивости к механическим нагрузкам.

Благодаря своей экологической безопасности эта разновидность применяется повсеместно: при отделке интерьеров, фасадов, элементов декора, мебели и т.д. Большим преимуществом таких разновидностей является их относительно быстрое высыхание и отсутствие неприятного запаха при нанесении слоя.

Способы нанесения лакировочных составов на древесину

Итак, как покрыть дерево необходимым лаком? Выбрав необходимую разновидность состава для лакировки дерева можно приступать к нанесению на объект. Для того чтобы сделать это быстро, а, главное, качественно, существуют три основных способа, которые зависят от площади поверхности, её функциональности и декоративных свойств.

Нанесение при помощи кисти

Данный способ – классическая разновидность нанесения лакового покрытия, поскольку зачастую к любой поверхности можно подобрать наиболее подходящую для лакирования кисть.

Одно из неоспоримых достоинств этого метода – щетинки кисти позволяют прокрашивать практически все неровности фактуры дерева. Кисти для лакирования делятся на разновидности с искусственной и натуральной щетиной.

Важно подойти к выбору кисти со всей серьёзностью, поскольку от этого немало зависит конечный результат. Для того чтобы залакировать ровную поверхность, например, покрыть древесный стол лаком, больше подходят кисти плоской формы, а для различных скульптурных поверхностей со множеством мелких деталей подойдёт небольшая круглая кисточка. Если же предмет, необходимый для лакировки, очень мал, можно не использовать кисти, а обмакнуть его в лакирующей жидкости полностью.

Нанесение с помощью валика

Валики для малярных работ также довольно популярны, если речь заходит о том, как покрыть лаком деревянную поверхность. Когда область лакировки довольно обширна, валик становится прекрасным решением для ускорения работы. У валиков есть свои особенности, поэтому не каждый из них подойдёт для лакировки дерева: желательно приобрести для этих целей валики из поролона или велюра.

Нанесение краскопультом

Метод, который часто используют профессионалы. Когда речь заходит о лакировании больших рабочих поверхностей данная разновидность становится незаменимой. Более того, такой способ обеспечит максимально равномерное распределение частиц по поверхности. Работая с распылителем необходимо помнить о мерах защит органов дыхания и стараться производить лакировку в помещении с достаточным доступом свежего воздуха.

Помимо вышеперечисленных способов существуют разновидности нанесения, которые применяются для обработки небольших предметов и элементов – к ним относится способ с применением тампона из поролона или ткани. Желательно, чтобы выбранный материал для такого вида работ не состоял из длинных ворсинок, поскольку есть большая вероятность того, что их часть осядет на предмете вместе со слоем лакировочного состава.

Лакирование дерева

Перед началом работ рекомендуется тщательно подготовить основу, поскольку от успешного проведения данного этапа напрямую зависит окончательный результат. После этого начинается этап лакировки, а впоследствии – этап просушки обработанного изделия.

Стоит подробнее разобраться, как правильно наносить лак:

  1. Обработка дерева шкуркой. Для этого понадобится шкурка с разной степенью зернистости. Для больших площадей — небольшой брусок, на который наматывается наждачная бумага, а для мелких — пластина из резины, которая оборачивается шлифовальной бумагой. Сначала в ход идёт шкурка, которой зачищаются все дефекты и неровности. Выполняется шлифовка в несколько этапов, причём каждый этап подразумевает обработку меньшей зернистостью.
  2. Грунтование поверхности. На данном этапе с помощью специальной грунтовки уменьшается пористость материала. Вследствие этого снижается расход выбранного состава и улучшается его сцепление с деревянным основанием. Для таких целей подойдёт скипидарный раствор воска или клей ПВА, в который примешивается древесная пудра. Подойдут также и специально произведённые для этих целей составы, продающиеся в магазинах. После высыхания слоя грунтовки поверхность дерева зачищается наждачной бумагой с мелким зерном.
  3. Лакирование древесины. Как правило, для лакировки наносятся два слоя состава, между нанесением которых проводится ещё одно шлифование при помощи мелкозернистой шкурки. Для равномерного нанесения слоя рекомендуется использовать распылитель, который предотвратит образование подтёков или неровностей слоя. При использовании кисти следует не допускать потери ворсинок на обрабатываемой поверхности во избежание ухудшения эстетических свойств.

Для того чтобы покрыть лаком древесную мебель, к примеру, деревянный стол, необходимо два слоя, для паркета иногда необходимо сделать три. Пользоваться готовым изделием не следует раньше полного высыхания слоёв на поверхности.

Заключение

Покрытие деревянных поверхностей лакировочными составами – процесс творческий и очень увлекательный. Правильный лак и способ его нанесения способны преобразить поверхности из древесины, придать им свежий и эстетичный вид, а также защитить от вредного воздействия окружающей среды, разрушения и гнили. Важно помнить, что при работе с такими составами необходимо соблюдать меры предосторожности, а правильный подход к выбору и нанесению лака обязательно порадует своим результатом.

Видео: правильное нанесение лака на дерево

Лакировка дерева – этапы и правила нанесения лака

Лакировка – один из лучших способов обработки деревянных изделий для сохранения их качества и визуальных характеристик. Лаком покрывают деревянные стены, лестницы, мебель, причем для выполнения этих работ не требуется специальная подготовка, а значит, каждый человек может справиться с ними без профессиональной помощи. О правилах и особенностях лакировки деревянных поверхностей мы расскажем в этой статье.

Лакировка дерева пользуется большой популярностью, так как этот вид обработки подходит для любых пород окрашенной и неокрашенной древесины. Такую отделку активно выполняют при производстве деревянной мебели, при изготовлении декоративных изделий, а также при облицовке стен и пола в доме.

Лаком можно обрабатывать любые породы древесины

На рынке представлен большой ассортимент лаков для работы по дереву, каждый из которых имеет свои уникальные особенности и характеристики. Среди наиболее популярных составов можно выделить:

  1. 1. Масляные лаки. В их составе присутствуют растворы синтетических или натуральных смол, благодаря чему они создают на обработанной поверхности прочную пленку желтого цвета. Чаще всего их используют при обработке стен и пола в частных домах.
  2. 2. Спиртовые. Растворы растительных смол или полимеров в спирте, используемые для грунтования деревянных поверхностей после шлифовки. Они не способны обеспечить качественную защиту древесины от воздействия влаги, но придают изделиям блеск и делают их более прочными.
  3. 3. Алкидные. Изготавливаются из синтетических смол со специальными растворителями. Отличаются универсальностью, то есть могут использоваться для выполнения облицовочных работ в разных условиях. Их применяют для ремонта фасадов, стен и пола в домах. Отличаются устойчивостью к влаге и повышают прочность обработанных изделий.
  4. 4. Нитроцеллюлозные. Производятся из нитроцеллюлозы, которую разбавляют в специальных растворителях с использованием пластификаторов. Многослойное, прозрачное покрытие дерева лаком из нитроцеллюлозы обеспечивает мебели повышенную прочность.
  5. 5. Акриловые. Экологичные, безопасные лаки на основе акриловых смол. Они отличаются прочностью и стойкостью к воздействию света, но используются исключительно для внутренних ремонтных работ.
  6. 6. Полиуретановые. Позволяют создавать стойкий защитный слой для деревянных изделий, используются при изготовлении музыкальных инструментов и лакировки пола.

Вне зависимости от используемых составов лакировать дерево необходимо по инструкции от производителя. Только так можно обеспечить обработанной поверхности стойкость, прочность и защиту от различных внешних воздействий.

Покрытие лаками древесины – работа простая, но выполнять ее следует правильно. Лакирование выполняется в три этапа и начинается с подготовки обрабатываемых изделий. Чтобы обработать дерево в домашних условиях, необходимо сначала подготовить помещение, в котором будут вестись работы, а после – саму обрабатываемую поверхность.

Лаки отличаются продолжительным временем высыхания, а потому перед ремонтом следует провести тщательную уборку в доме и обеспечить в комнаты приток чистого воздуха. Покрывать дерево лаком в пыльных помещениях настоятельно не рекомендуется, так как пыль может попасть на обработанное изделие и негативно сказаться на его привлекательности.

Пол в помещении перед началом лакирования рекомендуется тщательно вымыть и защитить пленкой (газетами) от возможного загрязнения. Лучше всего лакировочные работы выполнять в помещениях при температуре воздуха не выше 20 градусов по Цельсию и с хорошей вентиляцией. Очень важно подготовить и качественное освещение рабочего места, чтобы не слишком напрягать глаза.

После подготовки места работы нужно очистить поверхность лакируемой древесины от грязи и пыли, а затем зашкурить мелкозернистой шкуркой вдоль волокон древесины. Далее нужно очистить изделий от пыли, для мелких вещей можно использовать ветошь, а для крупных – пылесос.

Если поверхность изделия ранее была лакирована или окрашена, старое покрытие нужно будет полностью снять с помощью крупнофракционной наждачной бумаги.

Иногда покрывать лаком изделие имеет смысл после грунтования деревянной поверхности. Грунтовка обеспечивает не только лучшую адгезию лака, но и меньший его расход. После нанесения грунтовки обязательно следует дождаться полного высыхания, сколько бы времени для этого не потребовалось.

Старое покрытие перед лакировкой нужно полностью снять

Теперь остается только подготовить необходимые расходные материалы и инструменты для лакирования поверхностей и можно приступать к ремонтным работам. Для работы потребуются средства индивидуальной защиты:

  • перчатки;
  • респиратор;
  • одежда из грубой ткани;
  • очки.

Для нанесения лакокрасочных составов можно использовать разные инструменты: тампон, кисть или краскопульт. Тампон подходит для обработки древесины спиртосодержащими лаками, кисть – для масляных составов. Пульверизатор можно использовать для работы с любыми лаками.

Чтобы правильно покрыть масляным или любым другим лаком дерево, необходимо знать, как пользоваться различными инструментами. Если решено использовать для нанесения состава тампон, следует не обмакивать его в наносимый состав, а полностью погружать для качественной пропитки. После этого следует опробовать пропитанный тампон на ненужном куске древесины. Такая проверка позволяет определить оптимальную силу нажатия на тампон при лакировании. Как только удастся добиться приемлемого качества покрытия без подтеков, можно приступать к обработке основного деревянного изделия.

При нанесении лака кистью, слой должен быть максимально тонким

Тампонирование позволяет создавать очень привлекательные лакированные поверхности, для этого нужно наносить лак быстрыми движениями вдоль волокон дерева. Обязательно следует следить за тем, чтобы края наносимых мазков не перекрывали друг друга, иначе цвет изделия после нанесения лакокрасочных материалов не будет однородным. Если по мере расходования состава на тампоне слой лака будет становиться все тоньше и тоньше, нужно будет увеличить давление на тампон. Чтобы создать хорошо защищенную поверхность следует нанести на нее 2 или 3 слоя лака, причем каждый слой перед нанесением последующего должен полностью высохнуть.

Второй способ лакирования предполагает работу кистью. Слой лакирующей смеси, наносимый кистью, должен быть максимально тонким, поэтому кисть при работе периодически следует отжимать. Движения кистью при нанесении состава должны быть плавными, иначе на поверхности могут появиться воздушные пузырьки. Как и в случае с тампоном, кистью нужно обрабатывать древесину 2 или 3 раза, дожидаясь полного высыхания слоев.

Нанесение лакирующей смеси распылителем позволяет с минимальными временными затратами ровно, качественно и аккуратно обработать практически любую поверхность. Работать краскопультом можно только с использованием средств личной защиты и в хорошо проветриваемых помещениях, так как мельчайшие частицы лака могут скапливаться в воздухе. При нанесении лака нужно постоянно держать распылитель на одинаковом расстоянии от обрабатываемого изделия и вести его с одной и той же скоростью.

Последний этап лакирования – полировка поверхности. Полировку нужно выполнять после полного высыхания последнего слоя нанесенного состава. Для полировки нужно использовать специальную пасту, политуру, а также специальные тампоны. Сначала нужно слегка отшлифовать поверхность мелкозернистой наждачкой, чтобы удалить незначительные неровности, затем изделие вытирают мягкой салфеткой и только потом начинают полировку.

Покройте тонким слоем пасты древесину быстрыми, зигзагообразными движениями с помощью тампона. Когда изделие станет достаточно гладким, пасту или политуру нужно просушить. Следующий слой пасты наносите на поверхность через 12 часов после первого. Чтобы обеспечить изделию зеркальный блеск придется нанести не менее 3 слоев пасты.

Лакирование древесины

Лакируют древесину различными лаками. Основными считаются спиртовые, масляные, нитро и полиэфирные лаки. Лакированные детали выглядят несколько хуже полированных или вощеных. При лакировании, кроме всех подготовительных работ, осуществляемых при полировании, добавляется еще и процесс грунтования.

Специальные составы для грунтования втирают в сухую подготовленную поверхность детали тампоном.

Грунтовки по консистенции разделяются на жидкие и густые, первые применяются для грунтования микропористых пород древесины, вторые — для крупнопористых.

В таблице приведены рецепты наиболее часто встречающихся грунтовок и грунтовочных паст.

Наименование грунтовкиСостав в массовых частяхСпособ приготовленияНазначение
Шеллачная грунтовкаБорный шеллак — 30, спирт-сырец — 15Растворить шеллак в теплом спиртеГрунт под шеллачный и спиртовой лак
Канифольная грунтовкаСосновая канифоль — 30, спирт-сырец — 15Растворить канифоль в теплом спиртеГрунт под шеллачный и идитоловый лак
ОлифаОлифа натуральнаяГрунт под масляные лаки
Паста масляно-канифольнаяОлифа — 8, канифоль — 12, скипидар — 25, сиккатив — 1.5, тальк — 40Канифоль растворить в скипидаре, ввести сиккатив и олифу, затем наполнительГрунт под масляные лаки для крупнопористых пород древесины
Паста канифольно-казеиноваяКанифоль — 6, скипидар — 15, казеин — 5, вода — 25Приготовить казеиновый клей, разогреть его до 50°С и влить в него раствор канифоли в скипидареГрунт под масляные и спиртовые лаки для крупнопористых пород древесины
НитрогрунтовкаЦеллюлоза — 15, растворитель № 646—30, касторовое масло — 0.5Растворить целлюлозу в растворителе, добавить касторовое масло и тщательно перемешатьГрунт под нитролаки
Паста нитропеллюлознаяНитролак— 7, растворитель № 646—7, дибутил-фголат — 3, скипидар — 12, тальк (или мел) — 20В тальк (мел) вливается нитролак и все перемешивается, добавляется все остальное и еще раз перемешиваетсяГрунт под нитролаки для крупнопористых пород древесины

Для дополнительного подкрашивания древесины можно добавлять пигменты соответствующих цветов непосредственно в грунтовку.

Лакирование спиртовыми лаками

Процесс лакирования производится тампоном (изготовленным так же, как и при полировании), внутрь которого наливается спиртовой лак. Лучшим лаком считается шеллачный.

Лак наносят на подготовленную поверхность детали вдоль волокон древесины, без потеков и равномерно по всей поверхности. Время высыхания первого слоя 3—4 ч, после чего его шлифуют шкуркой № 12 без нажима. Пыль с поверхности детали удаляют влажной тряпкой или губкой. Высохший первый слой покрывают вторым слоем, разжиженным лаком (содержание шеллака около 12%). Второй слой также сохнет 3—4 ч, затем его шлифуют пемзовым порошком с водой (влажную льняную ветошь припудривают пемзовым порошком) Шлифовать следует легкими круговыми движениями без нажима, чтобы не сошлифовать лак. Удалив пыль, деталь покрывают третьим слоем лака (консистенция которого такая же, как и при нанесении второго слоя), затем деталь сушится в течение суток.

Полировка (окончательный процесс) производится льняным тампоном, увлажненным керосином и припудренным пастой ГОИ. Окончательно деталь протирается чистой ветошью.

С помощью шеллачного лака можно качественно отлакировать древесину хвойных пород. Ее шлифуют, обессмоливают и покрывают тонким слоем столярного клея. После полного высыхания клея поверхность древесины покрывают 5—6 слоями шеллачного лака. Время высыхания каждого слоя лака 3—5 ч, последнего — 1 сутки.

Шлифовальный брусок с зажимами

Высушенную поверхность полируют шлифовальным бруском с сукном, пастой ГОИ с подсолнечным маслом. После полировки масло удаляют тампоном, смоченным спиртом.

Лакирование масляными лаками.

Лакирование масляными лаками мало чем отличается от лакирования спиртовыми. Срок сушки каждого слоя масляного лака увеличивается до 2 суток. Лак в этом случае наносят щетинной кистью равномерно, без потеков.

После высыхания первый слой лака шлифуют шкуркой № 16 с легким нажимом вдоль волокон древесины. Пыль с поверхности удаляют ветошью и затем наносят второй слой лака. Высохший второй слой шлифуют пемзовым порошком, нанесенным на слегка увлажненный фетр или суконку. Пыль после шлифования удаляют и поверхность протирают чистой мягкой ветошью.

Третий слой лака наносится и шлифуется так же, как второй. Высушенную поверхность располировывают (разравнивают) тампоном из льняной простиранной ткани, смоченной спиртом. На тампон наносят несколько капель подсолнечного или льняного масла.

Располировка производится плавными круговыми движениями так, чтобы каждый последующий слой лака немного перекрывал предыдущий. Операция располировки повторяется 2—3 раза. Следы масла после последней располировки удаляют мягкой чистой ветошью.

Лакирование нитролаками.

При лакировании деталей из древесины нитролаками особое внимание необходимо обратить на сушку деталей, так как на недостаточно высушенной поверхности нитролаки очень плохо держатся.

В продаже имеются нитролаки марок: НЦ-221, НЦ-222, НЦ-224 (прозрачные), НЦ-218 (прозрачный темный), НЦ-243 (непрозрачный) и др. Лучшим из них является нитролак НЦ-222. Лаковое покрытие, полученное после нанесения нитролака НЦ-222, обладает высокой твердостью, хорошо шлифуется и полируется.

В помешении, где производится лакирование, температура должна быть не ниже 18—20°С, помещение должно проветриваться.

Лак наносится на обрабатываемую поверхность пульверизатором равномерным слоем, без пропусков и потеков Каждый последующий слой лака следует наносить в направлении, перпендикулярном предыдущему. Сохнет каждый слой около часа.

Первый, второй и третий слои лака после сушки шлифуются шкуркой № 20—16 с небольшим нажимом. После нанесения четвертого слоя лака деталь просушивается в течение суток и затем шлифуется шкуркой № 12, при этом поверхность обрабатываемой детали слегка увлажняют керосином или бензином. Отшлифованную таким образом деталь насухо протирают мягкой ветошью.

Наиболее ответственной и точной операцией в процессе лакирования является располировка. Располировка (выравнивание поверхности) производится тампоном из льняной стираной ткани, смоченным небольшим количеством смеси спирта-ректификата и растворителя № 646 (взятых в пропорции 1:1).

Для получения лаковой пленки повышенного качества ее покрывают (тампоном) двумя слоями шеллачной политуры (концетрация 6—8%). Высыхание шеллачного покрытия длится двое суток, после чего поверхность обезжиривается спиртом-ректификатом.

Еще один способ лакирования нитролаками. Поверхность древесины подготавливают обычным способом. На чистую и сухую поверхность пульверизатором наносится бесцветный нитролак (например, нитролак НЦ-222). Вязкость первых слоев нитролака должна быть снижена, т.е. купленный в магазине нитролак разбавляется 10—15% растворителя. Вначале на поверхность древесины наносят 4—5 слоев нитролака; время сушки между слоями 10— 15 мин при температуре 30°С (при 18—20°С время сушки увеличивается до 30 мин).

Следующие два слоя наносят нитролаком, разбавленным 8—10% растворителя, и еще один слой — нитролаком, разбавленным 6—8% растворителя. Время сушки между слоями такое же, как и при покрытии первыми слоями. Окончательная сушка — 2 суток при температуре 18—20°С.

Высушенная поверхность шлифуется абразивной шкуркой № 16—12 с уайт-спиритом. затем зерно шкурки постепенно уменьшается до № 6.

Протертая после шлифования поверхность покрывается еще двумя слоями нитролака. Время сушки между слоями 30 мин, после второго слоя — сутки.

Далее поверхность полируется пастой ГОИ, нанесенной на шлифовальный брусок с сукном, суконка инструмента смачивается уайт-спиритом. Затем поверхность протирается ватным тампоном, смоченным полировочной водой. Протирка идет кругообразными движениями до получения зеркальной поверхности. После этой операции поверхность протирают сухим ватным тампоном.

Лакирование полиэфирными лаками.

Полиэфирные лаки представляют собой бесцветные пластмассы, очень крепкие и хорошо сцепляющиеся с древесиной.

Умельцы обычно применяют полиэфирные лаки холодного отверждения — многокомпонентные составы, которые смешиваются непосредственно перед употреблением (жизнеспособность лаков до 16 ч, время полного отверждения не более 24 ч).

Преимущества полиэфирных лаков:

  • при нанесении одного слоя лака можно получить пленку толщиной до 0,4 мм за счет того, что слой лака не высыхает, а полимеризуется, не изменяя своей толщины (это говорит о том, что это пластмассы, а не лаки);
  • пленка лака зеркальная, прозрачная и бесцветная (очень похожа на полированную поверхность);
  • высокая стойкость пленки к действию многих химических веществ, солнечного света, температур, истирания;
  • простота и скорость обработки;
  • пониженная горючесть пленки.

Технология работы с полиэфирными лаками холодного отверждения следующая. Смешивают компоненты лака в пропорциях, указанных на этикетке. Лак наносят методом полива или распыления на горизонтальную плоскость. Края плоскости обклеивают липкой лентой, чтобы она слегка выступала выше плоскости и не давала бы лаку стекать с плоскости. После затвердевания лака липкую ленту удаляют.

Покрытую полиэфирным лаком поверхность полируют шлифовальным бруском с сукном с применением пасты ГОИ и растительного масла. После полирования масло удаляют тампоном, смоченным спиртом. Поверхность протирают сухим и чистым ватным тампоном.

Ссылка на основную публикацию