Эксплуатация грузоподъемных кранов

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

Грузоподъемные краны позволяют работать с большими и тяжелыми объектами. Неправильная эксплуатация может привести к печальным последствиям. Чтобы избежать этого, были разработаны правила безопасности ПБ 10-382-00.

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов ПБ 10-382-00

Госгортехнадзор подготовил правила ПБ 10-382-00 ещё в 90-х гг. До сих пор они актуальны, хотя и были утверждены в последний день 99-го г., а в 2013 г. заменены. На смену пришел Федеральный закон № 533.

Башенный грузоподъемный кран используется в строительстве и для очень тяжелых предметов

В документе излагаются нормы, которым должны соответствовать все используемые краны. Также рассматриваются вопросы эксплуатации в разных условиях и при использовании отличающихся технических решений.

К сведению! Правила были разработаны в рамках проработки законодательно-нормативной базы. Они обязательны для всех организаций независимо от их формы собственности. То же относится и к индивидуальным предпринимателям.

Проектирование

В этой части правил рассматриваются:

  • общие требования. Разработка проекта, грузоподъемность, подстройка под климатические условия;
  • металлоконструкции кранов. Расчёт, конструктивные особенности использования, необходимые для работы материалы, предохранение от негативных процессов (защита от коррозии);
  • механизмы кранов. Рассматриваются вопросы их проектирования, соблюдения госстандартов, применения конкретных механизмов в общей конструкции;
  • электрооборудование кранов. Монтаж, подача электроснабжения, ремонтное электроснабжение;
  • аппараты управления. Поднимаются вопросы исполнения установок, условные обозначения, блокировки.

Колёсный грузоподъемный кран применяют, когда необходима мобильность

Отдельно уделено внимание таким аспектам, как:

  • тормоза кранов;
  • ходовые колеса;
  • грузозахватные части;
  • канаты кранов;
  • барабаны и блоки;
  • цепи кранов;
  • приборы и устройства безопасности;
  • гидрооборудование кранов;
  • противовес и балласт;
  • кабина крана;
  • ограждение машин;
  • лестницы, площадки и галереи.

Изготовление, монтаж, ремонт и реконструкция

Правила по кранам регулируют множество направлений деятельности, необходимых для безопасной работы:

Мостовой кран используется в промышленности и складском хозяйстве

  • изготовление кранов. Создаваться машины должны с учетом ПБ 10-382-00, государственных стандартов, технических условий и иной нормативной документации. Предприятия, где они производятся, обязаны знать необходимую технику и иметь квалифицированных специалистов, качественно выполняющих работу. Эта деятельность является лицензируемой, поэтому нужно получить разрешение на её осуществление;
  • монтаж, ремонт и реконструкция. Также относятся к числу направлений, для которых необходимо получение разрешений. Сварка и наладка должны осуществляться согласно проектам и техническим условиям из сопроводительной информации предприятия-изготовителя.

Требования к организации грузоподъемных работ согласно ПБ 10-382-00

К задействованным кранам и их владельцам предъявляются следующие требования:

  • исправность используемой техники;
  • проведение испытаний по графику и своевременно согласно требованиям. Это же относится и к осмотру, ремонту, надзору, квалифицированному полному или частичному техническому обслуживанию;
  • за кран отвечает ответственное лицо. Оно подбирается из инженерно-технических работников. Ответственное лицо следит за исправным состоянием и соблюдением правил использования грузоподъемных машин (ГПМ) согласно их функциональному предназначению.

Имеются требования и к порядку обучения задействованного персонала, а также проверке уровня знаний у специалистов и руководителей. В документе регламентируется порядок разработки должностных инструкций, технологических карт, схем складирования и строповки грузов, соблюдаемых технических условий. Отдельно рассматривается организация работы кранов иностранного производства на территории Российской Федерации. Особенное внимание уделено обязательной сертификации и паспортизации.

К сведению! В рамках кампании по послаблению государственного контроля предоставляется большая свобода действий. С одной стороны, нет норм, описывающих каждый шаг, с другой — предусматривается, что должны быть документы, позволяющие избежать неприятных последствий. Их должна отдельно разрабатывать каждая организация.

Например, требования к кран-балкам, управляемым с пола, взаимодействие специалистов с ними должны регулироваться следующими внутренними документами:

  • инструктаж рабочего места;
  • распоряжение о стажировке (предусматривающее закрепление наставника, которым является начальник смены или имеющий существенный опыт работник);
  • устная проверка знаний и навыков на практике;
  • распоряжение о допуске работника к самостоятельному труду.

Правила эксплуатации грузоподъемных механизмов

От 12 ноября 2013 г. действует Приказ № 553 Ростехнадзора. В нём изменены подходы, согласно которым должны работать грузоподъемные механизмы, правила поведения персонала и содержится информация об отмене ПБ 10-382-00.

Консольные грузовые краны подходят для решения относительно небольших проблем на производстве

Новые федеральные нормы и правила (ФНП) отличаются от предыдущих следующими моментами:

  • было представлено новое оглавление и переработано содержимое отдельных разделов;
  • изменены некоторые наименования пунктов, часть из них была упразднена.

Правила ГПМ (действующие) отличаются ещё и тем, что работодателю не нужно вести учет журналов по утверждённым формам. Их разработка и определение порядка ведение в полной мере лежат на организации-владельце.

Обратите внимание! Разрешается использовать формы из отменённых ПБ 10-382-00.

Сейчас требования безопасности при работе с промышленной техникой установлены Техническим регламентом Таможенного Союза 010/2011 (ТР ТС). Одновременно форма паспорта и порядок его ведения не регламентируются нормативно-правовой базой. Заводы-изготовители и проектные организации разрабатывают документы самостоятельно. Разрешено ориентироваться на отменённый ПБ 10-382-00, если нет противоречий с ТР ТС.

Изменения в требованиях к допуску персонала

Правила работы с грузоподъемными механизмами были изменены не только в техническом плане, но и организационном. Сейчас действует приказ Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007 г. Документом утверждены порядок обучения и подготовки по промышленной безопасности и допуск к осуществлению самостоятельной работы.

Самоходные гусеничные краны

Была отменена аттестация для работников рабочих профессий. Стропальщикам и крановщикам не требуется её прохождение. При подведении итогов обучения в училищах и колледжах больше не нужно привлекать представителей Ростехнадзора. Также не нужно согласовывать с ними программу обучения.

Подготовка сотрудников к работе осуществляется согласно производственным инструкциям. Они должны разрабатываться непосредственными руководителями и ответственными за безопасность эксплуатации лицами. На них же возложено и установление производственного контроля за опасными объектами.

О применении ПБ 10-382-00 сегодня

Действующие нормы потеряли свой статус обязательных после 2000-х. Их заменили на ФНП № 533. Но это не значит, что утеряна актуальность. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов в 2018, 2019 гг., и можно быть уверенным, что и в 2020 г., всё ещё будут нужны как ориентир в работе. Они полезны хотя бы как документы, содержащие в себе образцы форм журналов.

Портовые краны используется для работы с грузами в портах и на суднах

Несмотря на то, что ПБ отменены юридически уже шесть лет, на практике к ним регулярно обращаются. Связано это с тем, что в документе детализированы процедуры проведения технического и полного обслуживания. В нем рассмотрено, как вести оперативную документацию, хорошо расписываются требования, что обязано быть в должностной инструкции руководителей и специалистов.

Обратите внимание! Работодатели опираются на ПБ при разработке производственных и должностных инструкций, положений о паспортизации ГПМ, ведении оперативной документации. Универсальность и всеохватывающий подход позволяют минимизировать возможные негативные последствия, сопровождаемые работу. В этом помогают планово-предупредительный ремонт, осуществление частичного и полного технического обслуживания и использование множества других полезных наработок.

В рамках проводимой дерегуляции предусматривалось, что должны вступить новые документы, дающие больше свободы действий. Благодаря тому, что ПБ являются грамотно проработанными, была потеряна только их юридическая сила. Новое мало чем дотягивает до их уровня. Поэтому, чтобы соответствовать выдвигаемым требованиям, ПБ 10-382-00 всё ещё используются сегодня как ориентир.

Эксплуатация грузоподъемных кранов

До начала эксплуатации грузоподъемные краны регистрируются в органах Ростехнадзора. Регистрацию проходят краны всех типов за исключением: мостовых и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемых посредством кнопочного аппарата, расположенного на кране или стационарном пульте; кранов стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно, а также кранов с постоянным вылетом стрелы или не снабженных механизмом поворота; переставных кранов для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении; кранов мостового типа и башенных, используемых в учебных целях на полигонах учебных заведений; кранов, устанавливаемых на экскаваторах, дробильно–перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемых только для ремонта этих машин, а также электрических талей.

Регистрация кранов в органах Ростехнадзора производится по письменному заявлению владельца с предъявлением паспорта крана. В заявлении должны быть указаны сведения о наличии у владельца крана ответственных специалистов, прошедших проверку знаний правил безопасности и обученного персонала для его обслуживания, а также должно быть подтверждено, что техническое состояние крана обеспечивает его безопасную эксплуатацию.

При регистрации крана, отработавшего нормативный срок службы, должно быть представлено заключение специализированной организации, имеющей лицензию органов Ростехнадзора, о возможности его дальнейшей эксплуатации.

При регистрации крана, изготовленного за рубежом, представляется решение Ростехнадзора России о разрешении его применения.

При направлении крана для работы в другую область (округ) на срок более трех месяцев его владелец обязан сообщить об этом в орган Ростехнадзора, в котором он зарегистрирован, указав регистрационный номер крана, пункт назначения и на какой срок он направляется.

По прибытии крана на место владелец или производитель работ обязан поставить его на временный учет в территориальном органе Ростехнадзора и получить разрешение на его работу. При этом должны быть представлены документы, регламентирующие порядок проведения технических обслуживании и ремонта крана, проект производства работ и приказ о назначении ответственных специалистов и обслуживающего персонала.

Съемные грузозахватные приспособления и краны, не подлежащие регистрации в органах Ростехнадзора, снабжаются индивидуальным номером, под которым регистрируются их владельцем в соответствующем журнале учета.

Разрешение на пуск в работу крана, подлежащего регистрации в органах Ростехнадзора, требуется получать в следующих случаях: для вновь зарегистрированного крана; после реконструкции; после ремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций крана с применением сварки; после установки на кране нового ограничителя грузоподъемности.

Разрешение на пуск крана в работу после его регистрации выдается инспектором Ростехнадзора на основании полного технического освидетельствования, проведенного владельцем крана. При этом проверяются состояние крана, а также организация надзора за краном и его обслуживанием. О предстоящем пуске крана в работу владелец обязан уведомить органы Ростехнадзора (инспектора) не менее чем за 10 дней.

Разрешение на пуск в работу гусеничных и пневмоколесных кранов после перестановки их на новый объект выдается инженерно–техническим работником (ИТР) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов предприятия–владельца на основании результатов проверки состояния крана и условий его работы с записью в вахтенном журнале.

Разрешение на пуск в работу вновь изготовленного стрелового крана, поставленного владельцу в собранном виде, выдается органами Ростехнадзора на основании результатов его испытаний на предприятии–изготовителе и частичного технического освидетельствования, проведенного владельцем, и записи об этом в паспорте крана. Для кранов, не подлежащих регистрации в органах Ростехнадзора, разрешение на пуск в работу выдает ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов на основании документации предприятия–изготовителя и результатов технического освидетельствования. Разрешение фиксируется в паспорте крана. Особое внимание при выдаче разрешения на пуск в работу должно быть уделено исправности и работоспособности приборов и устройств безопасности. Согласно ПБ 10–382–00 стреловые краны дополнительно к другим приборам безопасности должны иметь координатную защиту для предотвращения их столкновения с препятствиями при работе в стесненных условиях, а также регистраторы параметров работы.

До пуска в работу краны должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Краны, подлежащие регистрации в органах Ростехнадзора (поднадзорные), должны подвергаться техническому освидетельствованию до регистрации. Техническое освидетельствование должно проводиться в соответствии с руководством по эксплуатации, а в случае отсутствия в нем соответствующих указаний согласно действующим Правилам устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов.

В течение нормативного срока службы краны должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному – не реже одного раза в 12 мес и полному – не реже одного раза в 3 года. Редко используемые краны подвергаются освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. Такая категория кранов устанавливается владельцем по согласованию с органами Ростехнадзора.

Техническое освидетельствование производится с целью подтверждения, что кран и его установка соответствуют действующим Правилам устройства и безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов, паспортным данным и представленной для регистрации документации, а также, что кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.

При полном техническом освидетельствовании кран подвергается осмотру, статическим и динамическим испытаниям. При частичном освидетельствовании проводится только осмотр.

Осмотр включает в себя обследование и проверку работы механизмов, тормозов, гидро– и электрооборудования, приборов и устройств безопасности. Проверка исправности ограничителя грузоподъемности крана стрелового типа должна проводиться с учетом его грузовой характеристики. Кроме того, проверяют:

нет ли трещин, деформаций, утончения стенок металлоконструкций крана вследствие коррозии, ослабления соединений и других причин, а также состояние кабины и систем доступа (лестниц, площадок, ограждений);

состояние крюков и блоков;

фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя и остановке механизма подъема;

состояние изоляции, проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивлений;

соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в паспорте;

состояние канатов и их крепления;

состояние освещения и сигнализации.

Результаты осмотра и проверок должны быть оформлены актом, подписанным ИТР, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

Статические испытания крана проводятся под нагрузкой, на 25% превышающей его транспортную грузоподъемность. При этом краны стрелового типа, имеющие одну или несколько грузовых характеристик, испытываются в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности и (или) наибольшему грузовому моменту. При испытаниях стрела устанавливается относительно ходовой опорной части в положение, соответствующее наименьшей расчетной устойчивости крана, и груз поднимается на высоту 100. 200 мм. Кран считается выдержавшим статические испытания, если в течение 10 мин поднятый груз не опустится на опорную поверхность, а также не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов.

Динамические испытания крана проводятся с грузом, масса которого на 10% превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью проверку действия его механизмов и тормозов. При этом производятся многократные (не менее трех раз) подъемы и опускания груза, а также проверка действия всех механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством по эксплуатации крана. У кранов, имеющих два и более механизмов подъема, должен быть испытан каждый из них.

Читайте также:  Какой купить перфоратор

Результаты технического освидетельствования крана записываются в его паспорт ответственным за проведение осмотра и испытаний с указанием срока следующего освидетельствования. Краны, отработавшие нормативный срок службы, должны подвергаться экспертному обследованию (диагностированию), включающему в себя полное техническое освидетельствование, проведенное специализированными организациями, имеющими лицензию Ростехнадзора России на проведение этих работ, в соответствии со специально разработанными нормативными документами. Результаты обследования должны быть занесены в паспорт крана.

Организация эксплуатации грузоподъемных кранов начинается с разработки проекта производства работ (ППР), который определяет размещение крана на строительной площадке, схемы его передвижения в ходе строительно–монтажных работ, дислокацию приобъектного склада строительных материалов, расположение подъездных дорог и проходов. Все самоходные стреловые краны являются свободностоящими машинами, поэтому необходимо обеспечить их устойчивость. Во время работы на кран действуют внешние силы (масса поднимаемого груза, центробежные силы, ветровые нагрузки), стремящиеся изменить его рабочее положение на опорах. Устойчивость против опрокидывания обеспечивается собственной массой крана, наличием противовеса и выносных опор.

Запрещается устанавливать кран на свеженасыпанном неуплотненном грунте, а также на площадке, уклон которой превышает значение, указанное в паспорте крана. Важным условием, определяющим устойчивость крана, является обеспечение требуемого расстояния от бровки откоса, котлована или траншеи до ближайшей выносной опоры или края гусеницы. Это расстояние зависит от глубины выемки и физико–механических характеристик грунта–. При глубине выемки 2 м в песчаных грунтах это расстояние должно составлять 2 м, а в глинистых (при естественной влажности) – 1,5 м.

Различают два вида эксплуатационной устойчивости крана: грузовую, обеспечивающую защиту от возможного опрокидывания в сторону поднимаемого груза, и собственную, защищающую от возможного опрокидывания крана назад, в сторону противоположную стреле при отсутствии груза. Коэффициент грузовой устойчивости

Ку.гр =

где Му.о.г– момент сил, удерживающий кран от опрокидывания в сторону груза, кН∙м;

∑МiД – сумма всех опрокидывающих моментов сил от дополнительных нагрузок (ветровых, инерционных и т.д.), кН∙м;

L– вылет стрелы, м;

b– расстояние от центра масс крана до ребра опрокидывания, м.

Коэффициент собственной устойчивости

где Му.о.п– момент сил, удерживающий кран от опрокидывания в сторону противовеса, кН–м; Мв – опрокидывающий момент сил от ветровой нагрузки, кН ∙ м.

Если при расчете устойчивости влияние уклона площадки, инерционных сил и ветровой нагрузки не учитывать, т. е. если принять

Грузоподъемность крана зависит от возможной высоты подъема груза и вылета стрелы, связанных между собой грузовысотной характеристикой. Такая характеристика для самоходного стрелового крана КС–45719–1, смонтированного на базе автомобиля КАМАЗ–53213, с телескопической стрелой и номинальной грузоподъемностью 20 т приведена на рис. 9.1. Грузоподъемность этого крана не превышает 71% от опрокидывающей нагрузки.

Безопасную работу крана обеспечивает комплекс приборов и устройств, в том числе микропроцессорный ограничитель нагрузки с цифровой индикацией параметров на дисплее в кабине машиниста–оператора. Руководители организаций и индивидуальные предприниматели – владельцы кранов, а также лица, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии, т.е. проводить надлежащее освидетельствование, осмотр, ремонт, надзор и обслуживание. Для чего необходимо:

назначить ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, а также ИТР, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и человека, ответственного за безопасное производство работ;

установить порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающий содержание кранов, грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;

установить требуемый правилами безопасности порядок обучения и периодической проверки знаний у персонала, обслуживающего краны, и ответственных специалистов;

разработать должностные инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала, а также журналы, проекты производства работ, технологические карты, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки и складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации кранов;

обеспечить изучение и выполнение ответственными работниками правил безопасности, должностных инструкций и руководящих указаний по безопасной эксплуатации кранов, а обслуживающим персоналом – производственных инструкций.

При авариях кранов (зарегистрированных в органах Ростехнадзора) и несчастных случаях, происшедших при их эксплуатации, организация любой формы собственности обязана незамедлительно сообщить об этом в органы Ростехнадзора и обеспечить сохранность сложившейся при этом обстановки до прибытия их представителя, если нет опасности для жизни и здоровья людей.

Рис. 9.1. Грузовысотные характеристики самоходного стрелового

Крана КС–45719–1

Расследование причин аварий, связанных с эксплуатацией кранов, должно проводиться в соответствии с действующим Положением о порядке технического расследования причин аварии на опасных производственных объектах, утвержденным постановлением Ростехнадзора России.

Расследование несчастных случаев, происшедших при работе кранов, осуществляется в порядке, установленном в действующем Положении о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации.

Кран подлежит снятию с регистрации в органах Ростехнадзора в случаях его списания, передачи другому владельцу и переводе в разряд нерегистрируемых. Снятие крана с регистрации производится органами Ростехнадзора по письменному обоснованному заявлению владельца с записью в паспорте о причинах снятия с регистрации.

Безопасная эксплуатация грузоподъемных кранов

Требования безопасности по окончании работы

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При обнаружении неисправностей крана, рельсового пути, грузозахватных устройств или тары стропальщику необходимо дать команду машинисту крана «Опустить груз», приостановить работу крана и поставить в известность об этом лицо, ответственное за безопасное производство работ краном.

2. При обнаружении неустойчивого расположения грузов на транспортных средствах или месте складирования стропальщик должен поставить в известность об этом руководителя работ или бригадира.

1. По окончании работы стропальщик обязан:

Ø сложить в отведенное для хранения место все грузозахватные устройства и другие приспособления, применяемые при выполнении работы;

Ø очистить и привести в порядок рабочее место;

Ø сообщить руководителю работ или бригадиру о всех неполадках, возникших во время работы.

1. Грузоподъемные машины до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Находящиеся в работе грузоподъемные машины должны быть снабжены табличками с ясно обозначенным регистрационным номером, грузоподъемностью и датой следующего частичного или полного технического освидетельствования.

2. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие технического освидетельствования, к работе не допускаются. Неисправные съемные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейма),

не должны находиться в местах производства работ. Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.

3. Грузовые крюки кранов и электрических талей должны быть снабжены предохранительным замком, предотвращающим самопроизвольное выпадение съемного грузозахватного приспособления.

4. Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземным рельсовым путям, и строениями, расположенными на высоте до 2м от уровня земли или рабочих площадок, должны быть не менее 70 см, а на высоте более 2м – не менее 40 см. Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2 м.

5. Грузоподъемные машины могут быть допущены к перемещению только тех грузов, масса которых не превышает грузоподъемность машины. У стреловых самоходных и железнодорожных кранов должны учитываться положение выносных опор и вылет, а у кранов с подвижным противовесом – положение противовеса. При эксплуатации грузоподъемной машины не должны нарушаться требования, изложенные в ее паспорте и инструкции по эксплуатации.

6. Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается. В отдельных случаях по согласованию с органом Ростехнадзора может производиться перемещение над перекрытиями производственных или служебных помещений, где находятся люди, после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ.

7. Перемещение груза несколькими кранами допускается в отдельных случаях. Такая работа должна производиться в соответствии с проектом или технологической картой, в которой должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также должны содержаться требования к состоянию пути и другие указания по безопасному перемещению груза. При подъеме и перемещении груза несколькими кранами нагрузка, приходящаяся на каждый из них, не должна превышать грузоподъемность крана. Работа по перемещению груза несколькими кранами должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

8. Предприятием должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики. Графическое изображение способов строповки и зацепки должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ. Предприятием также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с помощью грузоподъемной машины. Графическое изображение способов строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

9. Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами их владелец и организация, производящая работы, обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:

■ на месте производства работ по перемещению грузов, а также на кране не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к производимой работе;

■ строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ кранами, в котором должны предусматриваться:

Ø соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана);

Ø обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;

Ø условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;

Ø перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов;

Ø места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т.д.;

Ø мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т.д.).

10. Место производства работ по перемещению грузов кранами (строительная площадка, участки работ, рабочие места и подходы к ним) в темное время суток должны быть освещены.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9798 – | 7612 – или читать все.

Техника безопасности при эксплуатации и обслуживании грузоподъемных кранов

1. В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» ответственность за обеспечение исправного состояния грузоподъемных кранов предприятия, цеха или участка возлагается приказом руководства организации (предприятия) на инженерно-технического работника соответствующей квалификации.

2. Ответственность за обеспечение исправного состояния крана может быть возложена только на одно лицо.

3. Лицом, ответственным за исправное состояние грузоподъемных кранов, назначают инженерно-технического работника, которому подчинен персонал, обслуживающий краны, после проверки его знаний «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» комиссией, вручения ему удостоверения и соответствующей инструкции. Крановщики и стропальщики могут быть в штате производственных бригад.

4. Номер и дата приказа о назначении ответственного лица, его должность, фамилия, имя, отчество и подпись указываются в паспорте крана. Эти сведения вносят в паспорт до регистрации крана в местных органах надзора, а также каждый раз после назначения нового ответственного лица.

5. Приказ о назначении лица, ответственного за исправное состояние кранов, издается их владельцем, т. е. организацией, на балансе которой находятся краны. При передаче крана в аренду организация, отвечающая за содержание его в исправном состоянии, указывается в договоре на передачу крана. Если ответственность возлагается на арендатора, то он должен организовать надзор и обслуживание крана в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и издать приказ о назначении лица, ответственного за исправное состояние крана.

6. На время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия ответственного лица выполнение его обязанностей должно быть возложено на другого работника в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.

7. Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, должно знать устройство кранов, «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», «Инструкцию для лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов», инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации кранов, производственные инструкции для обслуживающего персонала и руководствоваться при работе содержащимися в них указаниями.

8. Лицо, ответственное за исправное состояние кранов с электрическим или паровым приводом, должно соответственно знать «Правила технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок предприятий» в части, касающейся электрооборудования кранов, или «Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов» и обеспечить выполнение их при эксплуатации кранов.

9. Руководство организации, владеющей краном, обязано создать условия для выполнения ответственным лицом возложенных на него обязанностей и установить надзор за содержанием кранов в исправном состоянии и безопасной их эксплуатацией.

10. Лицо, ответственное за исправное состояние грузоподъемных кранов, обязано обеспечить:

а) содержание грузоподъемных кранов, съемных грузозахватных приспособлений и подкрановых путей (если содержание их не возложено на другие службы) в исправном состоянии путем проведения регулярных осмотров и ремонтов в установленные графиком сроки, систематического контроля за правильным ведением журнала, периодических осмотров и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра грузоподъемных кранов, подкрановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

б) обслуживание и ремонт грузоподъемных кранов обученным и аттестованным персоналом, имеющим необходимые знания и достаточные навыки по выполнению возложенных на них работ, а также периодическую проверку (не реже чем через 12 месяцев) знаний и систематический инструктаж обслуживающего персонала;

в) обслуживающий персонал производственными инструкциями и выполнение этим персоналом содержащихся в инструкциях указаний по обслуживанию кранов;

г) своевременную остановку и подготовку к техническому освидетельствованию грузоподъемных кранов;

д) вывод кранов в ремонт в соответствии с графиком;

е) выполнение предписаний местных органов Госгортехнадзора и лица, осуществляющего надзор за кранами в данной организации;

Читайте также:  Производство пружин

ж) хранение паспортов и технической документации на грузоподъемные краны, съемные грузозахватные приспособления и тару, а также ведение журналов аттестации и периодической проверки знаний персонала.

11. Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, должно обеспечить обслуживание кранов персоналом, постоянно закрепленным за ними, и не допускать перехода крановщиков для работы с одного крана на другой без соответствующего разрешения. При необходимости перевода крановщика на другой кран того же типа, но другой модели или с другим приводом ответственный за исправное состояние кранов обязан ознакомить крановщика с особенностями устройства и обслуживания такого крана, обеспечить стажировку, а также проверить его практические навыки. Перевод крановщика или его помощника на кран с паровым приводом, если они не имеют удостоверения на право обслуживания крана с таким приводом, возможен только в порядке, предусмотренном «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Перевод крановщиков с крана одного типа на другой может быть допущен только после обучения и аттестации их в порядке, установленном соответствующими Правилами.

12. Лицо, ответственное за исправное состояние мостовых кранов, должно установить порядок, при котором крановщик может приступить к работе на кране только после получения ключа или марки на право управления краном, и следить за тем, чтобы при осмотре крана слесарем, электромонтерами и другими лицами они забирали у крановщика ключ (или марку) в период пребывания их на кране.

13. Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, должно присутствовать при контрольных проверках кранов, проводимых инспектором Госгортехнадзора, и при технических освидетельствованиях, проводимых лицом, осуществляющим надзор за грузоподъемными кранами.

14. Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, обязано подготовить краны к техническому освидетельствованию и испытанию; при этом проверяют и отражают в акте:

а) состояние Металлоконструкций грузоподъемного крана и его сварных соединений; наличие трещин, деформаций и других дефектов;

б) состояние крюка, деталей его подвески (допустимый износ, отсутствие трещин и т.д.);

в) состояние блоков, осей и деталей их крепления, грузового полиспаста, а также элементов подвески стрелы у стреловых кранов;

г) соответствие массы противовеса и балласта стреловых кранов значениям, указанным в паспорте;

д) состояние заземления электрических кранов с определением сопротивления растеканию тока, которое проверяет электрослужба организации. Акт проверки хранят вместе с паспортом крана.

15. Лицо, ответственное за исправное состояние крана, может допустить к эксплуатации вновь установленный кран или кран, смонтированный на новом месте работ, только после его технического освидетельствования и разрешения, записанного в паспорт крана, а также при наличии обученных крановщиков, стропальщиков и аттестованных лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению краном грузов. В указанных, случаях разрешение на работу кранов, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, должно быть получено от инспектора Госгортехнадзора, а для кранов нерегистрируемых – от лица, осуществляющего надзор за грузоподъемными кранами в организации.

16. Лицо, ответственное за исправное состояние крана, должно:

а) установить порядок приемки и сдачи смены крановщиками, выделить необходимое время крановщикам для осмотра крана и смазки механизмов;

б) закрепить за кранами слесарей и электромонтеров для осмотра и текущего ремонта;

в) разработать график периодических осмотров кранов и подкрановых путей;

г) обеспечить периодический осмотр кранов слесарями и электромонтерами в соответствии с графиком;

д) обеспечить слесарей и электромонтеров журналом для записи результатов осмотра крана (журнал периодических осмотров), а крановщиков – вахтенными журналами;

е) следить за наличием на рабочих местах схем правильней обвязки и зацепки грузов; такие схемы могут быть выданы на руки крановщикам и стропальщикам;

ж) обеспечить наличие на кране таблички с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания, а также предупредительных надписей и плакатов;

з) контролировать обеспечение стропальщиков исправными, испытанными, маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и исправной маркированной тарой;

и) контролировать осмотр и нивелировку подкрановых путей в соответствии с графиком и инструкцией по устройству и содержанию путей;

к) не допускать без своего разрешения перестановки тупиковых упоров, концевых выключателей и их линеек.

17. Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, должно контролировать выполнение установленного Правилами порядка допуска персонала, обслуживающего краны, и других рабочих на подкрановые пути для ремонтных и других работ только по наряду-допуску, определяющему условия безопасного производства работ.

18. Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, должно:

а) производить периодическую проверку контрольным грузом ограничителей грузоподъемности стреловых самоходных кранов с записью результатов проверки в журнал периодических осмотров;

б) обеспечить краны приспособлениями для запирания дверей кабин и контролировать их запирание;

в) не допускать установку в кабинах кранов, работающих на открытом воздухе, электропечей и других обогревательных приборов;

г) направлять стреловые самоходные краны на участок работ только по заявке, в которой должны быть указаны: фамилия лица, ответственного за безопасность перемещения грузов кранами; фамилии стропальщиков и номера их удостоверений; напряжение линии электропередачи и расстояние места работ от линии при необходимости выполнения работ вблизи линии электропередачи;

д) обеспечить наличие на стреловых самоходных кранах предупредительных надписей («Не стой под стрелой», «Запрещается работа вблизи ЛЭП без наряда-допуска» и др.);

е) осматривать автокраны перед выпуском из гаража и обеспечить устранение обнаруженных неисправностей; особое внимание надо обращать на состояние постоянно замкнутых ленточных тормозов механизмов подъема и изменения вылета стрелы, которые разбирают и осматривают с помощью лупы не реже одного раза в 10 дней с отметкой в журнале осмотра;

ж) систематически инструктировать слесарей и электромонтеров о правильном содержании кранов, а крановщиков, кроме того, о правильной установке кранов и безопасном производстве работ, разбирая случаи допущенных ими нарушении, аварий, травматизма;

з) при инструктаже объяснять крановщику, в каких случаях на месте производства работ крана, помимо стропальщика, обязательно присутствие сигнальщика;

и) после ремонта крана надо обеспечить хранение документов, подтверждающих качество металла, электродов и сварки, применяемых при ремонте.

19. Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, не должно:

а) допускать к работе и обслуживанию кранов необученных крановщиков, их помощников, слесарей и электромонтеров и работу кранов при отсутствии обученных стропальщиков или лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами;

б) оставлять без внимания установленные им случаи нарушения правил производства работ кранами, принимать меры к недопущению в дальнейшем. В случае, если эти нарушения возникают с ведома ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, он должен остановить работу крана и поставить об этом в известность руководство организации, в подчинении которой он находится.

20. При инструктаже крановщиков мостовых кранов, а также слесарей и электромонтеров, их обслуживающих, особое внимание должно быть обращено:

на опасность выхода и хождение по подкрановым путям и посадки на кран не через посадочную площадку;

на недопустимость работы крана при неисправном ограничителе высоты подъема крюка.

21. При инструктаже крановщиков автомобильных, гусеничных и пневмоколесных кранов должно быть обращено особое внимание их на:

а) недопустимость установки крана для работы ближе 30 м от линии электропередачи без наряда-допуска, определяющего условия безопасного выполнения работы;

б) порядок проверки тормозов механизма подъема груза и изменения вылета стрелы и возможные их неисправности;

в) порядок установки крана на дополнительных опорах, уклонах, откосах, на краю траншей и котлованов;

г) опасность нахождения людей вблизи работающего крана.

22. При инструктаже крановщиков стреловых самоходных кранов всех типов должно быть обращено внимание их на необходимость соблюдения расстояния между поворотной частью крана при любом его положении и габаритами приближения строений или штабелями грузов и другими предметами не менее 1 м.

23. При инструктаже крановщиков грейферных кранов должно быть обращено особое внимание на недопустимость:

нахождения людей в зоне производимых работ;

погрузки и разгрузки платформ, полувагонов, автомашин при нахождении на них людей;

использования грейфера для подъема людей и производства работ, на которые грейфер не рассчитан.

24. При инструктаже персонала, обслуживающего кран, работа которого, согласно требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», возможна в отдельных случаях только при получении наряда-допуска, лицо, ответственное за исправное состояние кранов, обязано систематически знакомить этот персонал со случаями, в которых необходимо получать наряд-допуск, объяснять его содержание, оформление и значение для обеспечения безопасности работ.

25. При выявлении неисправностей крана лицо, ответственное за исправное его состояние, должно принять меры по их устранению. Не допускается работа крана до устранения:

а) трещин в металлоконструкциях и механизмах крана;

б) ослаблений креплений в стыках металлоконструкции или деталей механизмов;

в) неисправностей механизмов или при недопустимом износе их деталей, канатов и крюков;

г) неисправностей ограничителя грузоподъемности, концевых выключателей механизмов подъема стрелы или груза, указателей грузоподъемности, сигнальных приборов.

Кран не включают в работу без разрешения органов Госгортехнадзора в случаях, предусмотренных «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», а также без разрешения лица, осуществляющего надзор за кранами на данном предприятии, по истечении срока работы, указанного в паспорте крана. В тех случаях, когда органами надзора кран был остановлен принудительно с опломбированием, пломба может быть снята только с разрешения этих органов, а сохранность ее с момента постановки до момента снятия возлагается на лицо, ответственное за исправное состояние крана.

26. Выход крана в ремонт должно производить лицо, ответственное за исправное состояние крана, в соответствии с графиком ремонта. При необходимости досрочного ремонта оно должно поставить об этом в известность руководство. На производство ремонта мостовых и консольных передвижных кранов должен выдаваться наряд-допуск. В нем указывают меры по обеспечению безопасных условий ремонтных работ, в частности меры по предупреждению поражения ремонтного персонала током, падения с высоты, наезда кранов на рабочих и по предупреждению выхода ремонтного персонала на подкрановые пути действующих кранов.

27. Ввод кранов в эксплуатацию после ремонта должен производиться в порядке, предусмотренном «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Дату и время ввода в эксплуатацию записывает в вахтенный журнал крановщиков лицо, ответственное за исправное состояние крана.

Безопасная эксплуатация грузоподъемных кранов

1. Грузоподъемные машины до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Находящиеся в работе грузоподъемные машины должны быть снабжены табличками с ясно обозначенным регистрационным номером, грузоподъемностью и датой следующего частичного или полного технического освидетельствования.

2. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие технического освидетельствования, к работе не допускаются. Неисправные съемные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейма),

не должны находиться в местах производства работ. Не допускается нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.

3. Грузовые крюки кранов и электрических талей должны быть снабжены предохранительным замком, предотвращающим самопроизвольное выпадение съемного грузозахватного приспособления.

4. Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземным рельсовым путям, и строениями, расположенными на высоте до 2м от уровня земли или рабочих площадок, должны быть не менее 70 см, а на высоте более 2м – не менее 40 см. Расстояние по вертикали от консоли противовеса или от противовеса, расположенного под консолью башенного крана, до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2 м.

5. Грузоподъемные машины могут быть допущены к перемещению только тех грузов, масса которых не превышает грузоподъемность машины. У стреловых самоходных и железнодорожных кранов должны учитываться положение выносных опор и вылет, а у кранов с подвижным противовесом – положение противовеса. При эксплуатации грузоподъемной машины не должны нарушаться требования, изложенные в ее паспорте и инструкции по эксплуатации.

6. Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается. В отдельных случаях по согласованию с органом Ростехнадзора может производиться перемещение над перекрытиями производственных или служебных помещений, где находятся люди, после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ.

7. Перемещение груза несколькими кранами допускается в отдельных случаях. Такая работа должна производиться в соответствии с проектом или технологической картой, в которой должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также должны содержаться требования к состоянию пути и другие указания по безопасному перемещению груза. При подъеме и перемещении груза несколькими кранами нагрузка, приходящаяся на каждый из них, не должна превышать грузоподъемность крана. Работа по перемещению груза несколькими кранами должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

8. Предприятием должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики. Графическое изображение способов строповки и зацепки должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ. Предприятием также должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с помощью грузоподъемной машины. Графическое изображение способов строповки и кантовки грузов и перечень применяемых грузозахватных приспособлений должны быть приведены в технологических регламентах. Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

9. Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами их владелец и организация, производящая работы, обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:

■ на месте производства работ по перемещению грузов, а также на кране не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к производимой работе;

■ строительно-монтажные работы должны выполняться по проекту производства работ кранами, в котором должны предусматриваться:

Ø соответствие устанавливаемых кранов условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету (грузовая характеристика крана);

Ø обеспечение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения кранов к строениям и местам складирования строительных деталей и материалов;

Читайте также:  Применение тепловизора

Ø условия установки и работы кранов вблизи откосов котлованов;

Ø перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графическое изображение (схема) строповки грузов;

Ø места и габариты складирования грузов, подъездные пути и т.д.;

Ø мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран (ограждение строительной площадки, монтажной зоны и т.д.).

10. Место производства работ по перемещению грузов кранами (строительная площадка, участки работ, рабочие места и подходы к ним) в темное время суток должны быть освещены.

|следующая лекция ==>
Требования безопасности во время работы|Установка кранов вблизи линий электропередачи.

Дата добавления: 2019-04-03 ; просмотров: 192 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Безопасность эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов

Грузоподъемные машины существенно облегчают труд, однако нужно помнить и о том, что они – потенциальный источник опасности как для операторов (крановщиков, машинистов), так и для находящихся в рабочей зоне людей и сооружений. Вот почему работодателю следует предпринять ряд мер для обеспечения безопасности работающих. Какие – читайте в статье.

Безопасность эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов

Справочно:

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС (далее – Госпромнадзор).

Документ:

Положение о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 № 756.

Грузоподъемные машины очень часто используются в различных производствах для механизации операций по подъему и перемещению грузов.

Вопросы безопасного выполнения работ с помощью грузоподъемных машин регулирует специальный государственный надзорный орган – Госпромнадзор. В целях регламентации требований по грузоподъемным машинам разрабатываются и утверждаются правила, например Правила № 37, которые распространяются на наиболее часто используемые в нашей стране грузоподъемные машины, так называемые технические устройства с машинным приводом.

Документ:

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37 (далее – Правила № 37).

Есть и отдельные правила, которые разработаны на грузоподъемные машины для шахт, речных судов, на электро- и автопогрузчики, краны-трубоукладчики, грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.).

Документ:

Правила безопасности при работе с механизмами, инструментом и приспособлениями (ПБМИП), утвержденные первым заместителем Министра топлива и энергетики Республики Беларусь от 12.02.1996 (далее – ПБМИП).

Для ручных талей, грузоподъемных кранов и лебедок с ручным приводом рекомендуется применять разд. 4.5 «Тали ручные и кошки», 4.4 «Лебедки» ПБМИП.

Отметим, что «грузоподъемная машина» более широкое понятие, чем «грузоподъемный кран». Так, согласно определениям, приведенным в приложении 1 к Правилам № 37, грузоподъемная машина – это техническое устройство цикличного действия для подъема и перемещения груза, а грузоподъемный кран – это грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка.

Вместе с тем грузоподъемные краны – это и грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления, и лебедки с машинным приводом, предназначенные для подъема груза, людей, и электрические тали, и подъемники крановые (п. 2 Правил № 37). Таким образом, понятие грузоподъемного крана включает в себя понятие и грузоподъемной машины, и грузоподъемного механизма, так как согласно определению лебедки, приведенному в приложении 1 к Правилам № 37, – это механизм, тяговое усилие которого передается посредством гибкого элемента (каната, цепи) от приводного барабана. Таль является также грузоподъемным механизмом, смонтированным или не смонтированным в одном корпусе с приводом.

Однако в технической литературе, в прежних правилах Госгортехнадзора, предшественника Госпромнадзора, применяется более обобщающий термин для надзорной деятельности – «подъемные сооружения», к которым относятся грузоподъемные машины (краны), лифты, эскалаторы, подвесные канатные дороги, фуникулеры.

В настоящей статье мы не будем касаться кранов-манипуляторов, определение которых в Правилах № 37 дано весьма расплывчато.

Любопытно упоминание в этом документе кранов-экскаваторов, используемых для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом, что является отголоском тяжелого послевоенного периода, когда не хватало грузоподъемных кранов и экскаваторы переоборудовались в грузоподъемные машины.

Регистрация грузоподъемных машин

В целях надзора за грузоподъемными машинами Госпромнадзор проводит их регистрацию, но не всех, а машин с наиболее высокими характеристиками. До пуска в работу такие грузоподъемные машины должны быть зарегистрированы в органах Госпромнадзора.

Справочно:

в настоящее время на учете в Госпромнадзоре находится 15 146 грузоподъемных кранов, находящихся на балансе 3 451 субъекта хозяйствования, причем 75,9 % кранов отработали нормативный срок службы.

В органах Госпромнадзора не подлежат регистрации грузоподъемные механизмы (электрические тали, лебедки для подъема груза и людей) и небольшие грузоподъемные машины (мостовые и козловые краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола, краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно, с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота). Такие различия, обусловленные грузоподъемностью различных типов кранов, связаны с их различной устойчивостью, необходимым условием безопасной эксплуатации.

Краны стрелового типа имеют изменяющуюся в зависимости от вылета стрелы грузоподъемность, поэтому для таких кранов наиболее вероятны случаи их опрокидывания. Исчерпывающий перечень грузоподъемных кранов, не подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, дан в п. 331 Правил № 37.

Грузоподъемные машины, не регистрируемые в органах Госпромнадзора, регистрирует ответственное лицо по надзору на предприятии в журнале регистрации под инвентарным номером.

Справочно:

регистрационный номер, полученный в Госпромнадзоре, наносится на табличку, которая крепится на кране.

Справочно:

грузоподъемные машины, механизмы и приспособления, находящиеся в эксплуатации, должны иметь на грузоподъемных элементах (узлах) четкие надписи (или металлические бирки) с указанием на них инвентарного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания (п. 4.1.2 ПБМИП).

Организация безопасной эксплуатации грузоподъемных машин

Рассмотрим наиболее важные практические моменты безопасной эксплуатации грузоподъемных машин.

Эксплуатация крана подразумевает использование его по назначению, а также транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

Рассмотрим, как организовать безопасную работу стационарных грузоподъемных машин, установленных в цехах и на погрузочных площадках.

Для этого на предприятии должны быть назначены ответственные лица и обслуживающий персонал, разработаны технологические регламенты и производственные инструкции для обслуживающего персонала.

Остановимся подробнее на данных требованиях.

Итак, на предприятии должны быть назначены 3 категории ответственных лиц:

1) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары;

2) ответственные за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии;

3) ответственные за безопасное производство работ кранами.

Правилами № 37 определено, что проверка знаний законодательства в области промышленной безопасности ответственных специалистов должна проводиться в объеме его выполняемой работы, однако, эксплуатация самоходных и башенных кранов, стационарных кранов, нерегистрируемых в Госпромнадзоре, не относится к области промышленной безопасности.

Документ:

Инструкция о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, утвержденная постановлением МЧС Республики Беларусь от 08.01.2007 № 2 (далее – Инструкция о порядке проверки знаний).

Все назначенные специалисты должны пройти обучение и проверку знаний в соответствии с Инструкцией о порядке проверки знаний, т.е. в комиссии Госпромнадзора или учреждениях образования, имеющих его разрешение.

Практика показывает, что подавляющее число назначенных специалистов проходят проверку знаний после соответствующего обучения, которое не всегда соответствует специфике выполняемой работы.

Справочно:

ответственные лица не реже 1 раза в 3 года должны проходить проверку знаний и не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации.

Справочно:

проверка знаний законодательства работников в области промышленной безопасности должна проводиться в объеме его выполняемой работы.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности).

Справочно:

Закон о промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов относит объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Требования, к обслуживающему персоналу

Обслуживающий персонал (машинисты кранов, стропальщики, слесари, наладчики приборов безопасности, электромонтеры, операторы, кранов управляемых с пола) должен пройти обучение в учреждениях образования.

Если в прежних редакциях Правил № 37 к работе стропальщика, к управлению крана с пола допускались рабочие основных профессий, квалификационными характеристиками которых предусматривалась работа с грузоподъемными механизмами, например, монтажник, вулканизаторщик, то сейчас они должны иметь удостоверение стропальщика или оператора (иногда используется слово «машинист»), пройти обучение на курсах.

Например, к выполнению работ по зацепке, обвязке, строповке, навешиванию и перемещению груза с помощью грузоподъемных машин допускаются лица, прошедшие обучение по профессии стропальщика и получившие свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда по профессии стропальщика, инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Периодическая проверка знаний обслуживающего персонала проводится не реже 1 с раза в 12 месяцев в объеме производственной инструкции.

Инструкции по охране труда для обслуживающего персонала

Следует сказать, что до создания Департамента государственной инспекции труда инструкций по охране труда для обслуживающего грузоподъемные машины персонала не существовало, их роль выполняли производственные инструкции для машинистов различных типов кранов и для стропальщиков. Типовые инструкции для них утверждал Госгортехнадзор, а затем Проматомнадзор.

Нынешний надзорный орган в области промышленной безопасности ушел от такой практики, но не отказался от требования разработки производственных инструкций на предприятии, предполагая указывать в них обязанности работника. В итоге предприятие должно разрабатывать 2 похожие инструкции с разными названиями, так как инструкции по охране труда разрабатываются на основании типовых производственных инструкций.

Справочно:

для правильного обслуживания кранов владелец обязан обеспечить обслуживающий персонал производственными инструкциями, определяющими их обязанности, инструкциями по охране труда, определяющими порядок безопасного производства работ, их права и ответственность. Производственные инструкции и инструкции по охране труда должны выдаваться обслуживающему персоналу под роспись перед допуском их к работе (п. 396 Правил № 37).

Производственные инструкции и инструкции по охране труда должны выдаваться обслуживающему персоналу под роспись перед допуском их к работе (п. 396 Правил № 37).

Разработка технологических регламентов

Справочно:

ППР – проект производства работ.

Для безопасной эксплуатации грузоподъемных машин разрабатывают технологические регламенты. Если в строительной отрасли таким регламентом являются ППР и технологические карты, требования к составлению которых даны в Правилах № 37, а их наличие проверяется при пуске башенных кранов в эксплуатацию, то в других отраслях, как показывают проверки, такие регламенты отсутствуют. Изредка разрабатываются обязательные технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и подвижного состава. Упущением является и тот факт, что в проектных документах не оговариваются условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути, на параллельных путях, в случаях, когда зоны действия кранов пересекаются.

Основные моменты безопасной работы

Рассмотрим основные моменты безопасной работы грузоподъемных машин при перемещении грузов.

Пункт 399 Правил № 37 определяет случаи, когда ответственный за безопасное производство работ кранами непосредственно должен руководить работами:

– при загрузке и разгрузке полувагонов;

– при перемещении груза несколькими кранами;

– вблизи линии электропередачи;

– при перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди;

– при перемещении груза, на который не разработаны схемы строповки (на основании письменного разрешения);

– в других случаях, предусмотренных проектами или технологическими регламентами.

Ответственный за безопасное производство работ кранами также должен указывать крановщикам место установки стреловых самоходных кранов для работы вблизи линии электропередачи и выдавать разрешение на работу с записью в вахтенном журнале.

Кроме того, на рабочем месте должна быть вывешена схема строповки, но как показывает практика, если схема и есть, то она далека от реальности и не отражает поднимаемые грузы и используемые съемные грузозахватные приспособления.

Справочно:

к сожалению, в республике нет нормативно утвержденных схем строповки, поэтому почти в каждой организации эти схемы составляются с ошибками.

Итак, на месте работы грузоподъемной машины должны быть вывешены схемы строповки (выданы на руки стропальщикам), список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы.

Стропальщики должны иметь и применять сигнальный жилет (хорошо видимый в темное время суток), средства индивидуальной защиты (защитная каска установленного образца).

Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.

При работе крана груз предварительно поднимается на высоту не более 200–300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза.

При горизонтальном перемещении груз или грузозахватное приспособление предварительно поднимаются на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.

Перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей.

Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1 000 мм от уровня площадки.

Типичные нарушения безопасной эксплуатации грузоподъемных машин

Отметим типичные неочевидные нарушения безопасной эксплуатации грузоподъемных машин.

Очень часто в зоне работы мостовых кранов размещают бытовые помещения, комнаты мастеров без разработки мер безопасности. Предприятия часто монтируют тельферы на надземных путях, без разработанного проекта заводом изготовителем или специализированной организацией.

При эксплуатации кранов мостового типа редко применяется марочная система, при которой управление краном разрешается лишь крановщику, получившему в установленном владельцем порядке ключ-марку, включающий электрическую цепь управления краном.

При эксплуатации кранов, управляемых с пола, не всегда обеспечивается свободный проход для рабочего, управляющего краном.

Не всегда правильно трактуется п. 149 Правил № 37, согласно которому аппарат управления должен быть расположен на высоте от 1 000 до 1 500 мм от пола. Здесь заложено требование этой высоты при удерживании аппарата при работе, а не в нерабочем состоянии. В результате неправильной трактовки такая длина не позволяет лицу, управляющему механизмом, находиться на безопасном расстоянии от поднимаемого груза.

В настоящее время готовится новая редакция Правил № 37, в которой, мы надеемся, требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин будут изложены более четко и системно.

Владимир Новожилов, главный технический инспектор труда
Белорусского профсоюза работников химической,
горной и нефтяной промышленности

Ссылка на основную публикацию