Дизайн света

Светодизайн в интерьере: что нужно знать о свете.

Роль света в формировании пространства сложно переоценить. Правильно выстроенное освещение способно визуально трансформировать объём пространства, не затрагивая конструкцию и архитектуру. Неправильное же освещение может уничтожить на корню всю задумку дизайнера.

Светодизайн — искусство управлять светом. Задача светодизайнера — создать привлекательное и комфортное пространство, учесть взаимодействие с окружающей средой, продумать воздействие на эмоции и настроение человека. Это искусство основывается на научном понимании физических аспектов света, принципах устройства и работы источников света.

В работе светодизайнер опирается на 3 базиса: эстетическое восприятие, эргономический аспект и энергоэффективность.

Сегодня светодизайн — пользующееся популярностью направление. До XVIII века в распоряжении людей были только солнечный, лунный и свет огня. И это не мешало создавать потрясающие произведения архитектуры и дизайна интерьеров. В настоящее время у светодизайнеров огромный выбор световых приборов и источников света для решения практически любых задач.

Современные светодизайнеры способны создавать удивительные иллюзии, изменять восприятие пространства, усилить и подчеркнуть детали. Они заботятся о красоте и стиле интерьеров и экстерьеров, учитывают безопасность и энергоэффективность проектов.

Светодизайн — сложная и многогранная наука, которая всегда находится в связке с творчеством и искусством. Попробуем разобраться в основах этого направления и особенностях правильного планирования света в интерьере.

Типы освещения

Тип 1: основное (общее) освещение. Цель — обеспечить достаточное количество света в помещении, отобразить общую концепцию дизайна помещения. Реализовать основное освещение можно с помощью люстр, подвесных, накладных и встроенных осветительных приборов.

Тип 2: акцентное освещение. Оно создает атмосферу и законченный вид в помещении. Акцентирующий свет используют при необходимости показать зрителю «контент» интерьера, сформировать представление о пространственном расположении объектов. С его помощью подчёркивают объекты: вазы, статуэтки и другие заслуживающие акцента предметы.

Тип 3: локальное освещение. Такой свет используют для решения функциональных задач: создания комфортных условий для чтения, работы или приготовления пищи. Для этого встроенные над рабочей зоной светильники, настольные светильники, бра или напольные торшеры.

Типы распределения светового потока

Прямой свет. Световой поток исходит от излучателя и направлен на место, которое должно быть освещено. Примером светильников прямого света можно назвать прожекторы, споты, даунлайты, подвесные светильники, световой поток которых направлен в определенную сторону (к примеру, в интерьерах в стиле лофт и минимализм) или потолочные. Они обеспечивают необходимый уровень освещенности на поверхности, не засвечивая остальное пространство.

Рассеянный свет. Мягкий и ровный, он снижает уровень контрастности и минимизирует тени. Тот свет, который не имеет ни направления, ни источника, подходит под определение рассеянного света, но в реальном мире такого света не может быть. Поэтому рассеянным называют неяркое, нерезкое освещение. Создать такой свет в помещении помогут некоторые виды люстр, потолочных и настенных светильников.

Отражённый свет. Отражённый свет получается при преломлении луча, который направлен на стены, пол или потолок. Такой вид света наиболее естественный и мягкий. Производители создают светильники, которые светят только отраженным светом, но бывают модели, сочетающие прямой и отраженный свет. В зависимости от задачи можно выбрать себе наиболее подходящий вариант.

Виды освещения

Естественный свет. Его источники — солнечные лучи и рассеянный свет небосвода. Спектральный состав солнечных лучей благотворно влияет на эмоциональное состояние человека. Использование этого вида освещения, работая над проектом помещения — одна из задач светодизайнера.

Искусственный свет. Основной задачей источников искусственного света в дизайне помещения является создание комфортного уровня освещения при дефиците солнечных лучей. Современными источниками искусственного света чаще всего являются лампы. Направляют свет светильники. Использование определённых источников света может создать подобие естественного освещения.

Комбинированный свет. Вариант, когда естественное освещение дополняется искусственными источниками света. Это повысит освещённость в нужных участках комнаты и создаст комфортную обстановку.

Используйте естественный свет там, где это возможно. Комбинируйте освещение для достижения красоты и комфорта.

Ключевые правила светодизайна интерьеров

Итак, мы разобрались с основными понятиями дизайна света в квартире и видами освещения. Но как же их правильно организовать и применить на практике?

Профессиональные светодизайнеры интерьеров разработали общую концепцию, где фундаментальным понятием служит свет и его значение в жизни человека.

Свет, чтобы жить. Свет жизненно необходим всем. Он поддерживает способности организма и течение физиологических процессов. Эту роль выполняет естественное освещение, поэтому оно стоит на вершине световой пирамиды.

Свет, чтобы видеть. Свет необходим нам, чтобы ориентироваться в пространстве в темное время суток — не сталкиваться друг с другом в коридоре, не наступать на лапу собаке и безопасно перемещаться по дому. Здесь в игру вступает искусственный свет.

Свет, чтобы работать. Речь идет о том свете, который необходим для чтения, письма, приготовления пищи и других ежедневных действий, без которых человек не представляет своей жизни.

Свет, чтобы чувствовать. Освещение выступает в роли декоративного элемента интерьера. С помощью света в интерьере появляется возможность акцентировать внимание на деталях, менять пространство и воплощать в жизнь смелые дизайнерские решения. Приятная атмосфера комнаты и благоприятное эмоциональное состояние — заслуга грамотно спроектированного освещения.

В последнее время стало модно и удобно создавать световые сценарии. Это стало возможным благодаря современным технологиям, которые позволяют управлять освещением, настраивать различные сценарии для определенных задач или требуемых условий (просмотр ТВ, чтение книг, прием гостей, вечерника и т. п.). Это отдельная и интересная тема.

В статье обозначены общие понятия, касающиеся вопроса светодизайна. Подписывайтесь на наш блог, чтобы быть в курсе особенностей планирования освещения.

Как правильно организовать освещение комнат в квартире

Понравилась статья? Следите за новыми идеями из мира строительства, дизайна, полезных советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

От организации освещения напрямую зависит восприятие оформления комнаты и то, как человек себя будет в ней чувствовать. Правильно подобранный свет способен создать и подчеркнуть акценты в интерьере, зрительно увеличить или уменьшить пространство, и помочь в зонировании помещения. При этом важно учитывать особенности подбора освещения для конкретно взятого типа квартиры.

Чтобы пространство казалось больше и светлее, а жилище наполняли уют и тепло, необходимо тщательно продумать освещение в квартире.

Освещение в современной квартире студии используется для деления на зоны. Дизайнеры рекомендуют акцентировать с помощью более мощных ламп, по температуре освещения близких к дневному свету, зону кухни. А для места отдыха хорошо подойдет приглушенный свет. Нормы освещения студии зависят от ее площади – на каждые 5 квадратных метров должно приходится не менее 60-75 кВт мощности.

Световые источники должны давать чувство уверенности в том, что все находится на своих местах.

Свет в стандартной однокомнатной квартире должен исходить от восьми светильников, включая и базовое и местное освещение. Совокупная минимальная мощность ламп по правилам должна быть приближена к 300 кВт.

При планировании системы освещения квартиры небольшой площади нельзя перегружать ее чрезмерным количеством светильников.

В двухкомнатной квартире девять осветительных приборов совокупной мощностью 560 кВт обеспечат достаточный уровень освещенности.

Освещение в квартире бывает естественным и искусственным. Для достижения наилучшего результата нужно грамотно сочетать оба этих источника света.

Для трешки необходимы одиннадцать источников света. Без учета декоративной подсветки, их суммарная мощность должна приближаться к 660 кВт.

Если окна квартиры выходят на теневую сторону и солнце в помещении – редкий гость, не стоит закрывать окна плотными шторами.

Важно! В современных условиях при создании проекта освещения будет более корректно ориентироваться не на уровень мощности, а на светопередачу лампы и ее тип. Суммарный индекс светопередачи зависит от типа используемых ламп. Это отношение выделяемого потока света к мощности лампы. Например, у лампы накаливания индекс минимален – 15 лм/Вт. А у галогеновых он в четыре раза больше – 60-90 лм/Вт

Модные варианты освещения в интерьере квартиры

Люстры – разновидность подвесных светильников на несколько лампочек. Плюс такого светильника – рассеянный свет, который при желании можно направлять вверх или вниз. Плафоны, направленные вверх, дают эффект зрительного увеличения комнаты по вертикали. Свет такой направленности более мягкий, и рекомендуется для спальни, детской комнаты, гостиной. Направленные вниз световые лучи дают яркое освещение в квартире, и рекомендованы для освещения рабочего пространства.

Подбор типа люстры зависит от стиля интерьера.

Торшеры – вариант местного освещения. Такой напольный светильник дает мягкий, рассеянный свет, чем делает помещение более уютным. Торшеры бывают стационарными и переносными. Для квартиры используют переносной вариант. У некоторых светильников есть дополнительный модуль с направленным светом, который удобно применять для рабочей зоны или для чтения в зоне отдыха.

Современные модели дают возможность регулировки силы светового потока.

Важно! В торшере, абажур которого выполнен из легковоспламеняющегося материала, рекомендуется использовать светодиодные лампы с теплым светом. Лампы накаливания и галогенные дают сильный нагрев, в результате чего ткань или дерево могут загореться.

Настольные лампы – такое освещение применяется и в рабочем кабинете или зоне (направленный яркий свет), так и в месте для отдыха (например, на прикроватной тумбочке). В последнем случае свет более мягкий и приглушенный.

Дизайнерская настольная лампа может стать достойным украшением интерьера.

Бра – это светильник, который представляет собой конструкцию из художественно выполненных рожков с абажурами. Он создает мягкую, уютную атмосферу, благодаря своему приглушенному свету. Бра используют и в качестве источника базового освещения, как замену люстре в комнатах с низкими потолками. В этом случае применяют более мощные лампы в сочетании с почти прозрачным абажуром.

Что касается искусственного освещения, то оно должно быть многоуровневым, чтобы полностью охватить все функциональные зоны.

Обратите внимание! Иногда путают бра и настенный светильник. Однако не любой настенный светильник является бра. Название «бра» произошло от французского bras – «рука». И действительно, очертания светильника в профиль напоминают вытянутую руку, держащую плафон. Обычно абажур направлен вверх. А обычные светильники-споты можно регулировать в каком угодно направлении. Кроме того, бра имеет собственный выключатель – шнур или кнопку, в то время как светильники управляются настенным выключателем, как и люстры.

Потолочные и настенные споты или софиты. Это накладные или встраиваемые точечные светильники, обычно с LED-лампой. Они отличаются направленным световым лучом, направление которого можно регулировать, создавая световые зоны в помещении.

Споты используются и как трековые светильники.

Трековые или шинные светильники – современная система освещения, где источники света крепятся к направляющему профилю (шинопроводу), и при необходимости передвигаются по нему. Такие светильники могут быть настенными и потолочными. Они применяются с одинаковым успехом и в качестве базового, и в качестве местного освещения. С помощью панели управления можно регулировать их яркость.

Трековые светильники в интерьере квартиры на фото гармонично смотрятся в интерьере хай-тек, лофт, модерн.

Светодиодные ленты и шнуры используются для местной подсветки и декоративного освещения. Ночная подсветка в квартире может быть выполнена из светодиодных лент на полу, потолке или стенах. Минус такой подсветки – отсутствие возможности регулировки яркости.

Создание глубоких теневых зон в помещении квартиры не желательно.

Оптические волокна – применяются для дизайна декоративного освещения и подсветки ночью в квартире. Это система с источником света (так называемый проектор), и кристаллом или линзой для преломления светового луча на конце оптоволокна. С помощью этой осветительной системы можно добиться прекрасного декоративного эффекта (например, создать «северное сияние» или «звездное небо» в интерьере комнаты).

В качестве светового источника можно применять галогеновые лампы.

Основные виды ламп для создания освещения в квартире

Основные типы ламп, которые используются в настоящее время.

  • Лампы накаливания – наиболее дешевый вариант. Свет лампочки накаливания обладает спектром, приятным глазу, и при этом не мерцает, как у люминесцентной. К тому же, они служат недолго, и довольно хрупкие.

У этого типа ламп есть ощутимый минус – большое потребление электроэнергии.

  • Люминесцентные лампы – служат дольше ламп накаливания и обладают сравнительно большей светоотдачей. Старые модели не получили популярности из-за неприятного белого света и характерного потрескивания. Сейчас есть возможность подобрать подходящий цвет освещения, и в новых модификациях треска уже не слышно.

Мерцание света от такой лампы может навредить зрению. Поэтому для постоянного освещения этот вариант не рекомендуется.

  • Галогенные лампы – больше всего подходят для создания местной подсветки. Это связано с тем, что они дают узкий, направленный пучок световых лучей. Поэтому такие лампы – идеальный инструмент для местного освещения. Следует минимизировать их соприкосновение с пожароопасными материалами – поверхность лампы может сильно нагреваться.

Их мерцание минимально, и не наносит существенного вреда глазам.

  • Светодиодные или LED-лампы – новый и оптимальный вариант в плане экономичности. Современные LED-лампы могут использоваться как полноценная замена лампам накаливания.
Читайте также:  Электрика - главные мелочи

Есть возможность выбора как теплого, так и холодного освещения разной мощности.

Важно! При использовании ламп накаливания, светильники нужно выбирать из термостойких материалов. Этот тип лампочек быстро нагревается и создает высокую температуру на поверхности абажура.

Примеры организации и готовые схемы освещения в разных комнатах квартиры

Гостиная

  • При расчете базового светового оформления нужно учесть площадь и форму комнаты. Для стандартного зала в типовой квартире будет достаточно одной многорожковой люстры. Для площади свыше 25 кв. м. необходимо увеличить количество источников света. В этом случае хорошо подойдут встроенные или трековые светильники. Если гостиная имеет прямоугольную форму – желательно установить два источника освещения в противоположных концах комнаты.
  • Источники локального освещения (бра, торшеры, настольные лампы) помогут разделить гостиную на зоны. Например, в зоне отдыха будет уместен торшер или бра, а в рабочей зоне – настольная лампа с холодным светом.
  • С помощью декоративной подсветки в гостиной можно подчеркнуть элементы интерьера – картины, ниши, вазы и т.д. Хорошим способом это сделать станет подсветка ниши с телевизором, или закарнизная подсветка по периметру комнаты.

В качестве основного источника часто используется люстра.

Внимание! При подборе люстры для гостиной необходимо помнить правило: высота от края люстры до пола не должна быть меньше 210 см. Поэтому в комнате с низким потолком массивная люстра будет неуместна. А проблему освещенности легко решить с помощью настенных или потолочных спотов.

Спальня

  • Базовый свет не должен быть холодным и ярким, так как спальня – место отдыха. Здесь применяются люстры с направленными вверх плафонами, или непрозрачные абажуры потолочных светильников. Идеальный вариант – регулировка интенсивности основного освещения.
  • Местное освещение – в первую очередь, это подсветка у кровати. В качестве источников света используются бра, настенные светильники с мягким светом, настольные лампы, торшеры. Для подсветки зеркала или туалетного столика применяют точечное освещение с двух сторон.
  • Декоративное освещение – уместны будут светодиодные шнуры в качестве ночной подсветки. А оптоволоконная система поможет создать эффектное ночное освещение.

Очень красиво смотрятся светильники, встроенные в натяжные потолки, либо в подвесные конструкции из гипсокартона.

Кухня

Базовое освещение в кухне не должно быть чересчур ярким, так как в первую очередь нужна подсветка рабочих поверхностей. Это стол, на котором готовят пищу, плита или варочная поверхность. В качестве дополнительного освещения плиты применяют вытяжки с встроенной подсветкой. В обеденной зоне уместен более мягкий и теплый свет.

Стол можно освещать с помощью точечных светильников с направленными лучами.

Детская

Все светильники должны быть из ударопрочных материалов, и расположены вне доступа детей. Обязательно позаботиться о профилактике возгораний – обратить внимание на тип лампочек и целостность проводки.

Ключевое при организации освещения в детской комнате – безопасность.

Организовывая интерьер в детской, важно выделить зону отдыха и рабочую (где ребенок будет, например, делать уроки). Для рабочей зоны используют более яркое, точечно направленное освещение.

Прихожая

Прихожая, как правило, лишена естественного освещения. Поэтому искусственное должно быть наиболее ярким в квартире. Для визуального увеличения пространства применяют настенные споты, направленные на верхнюю часть стены.

Дополнительно можно подсветить зеркало в прихожей, или гардеробную зону.

Ванная и туалет

Здесь главное – влагоустойчивость источников света. Лучше всего себя показали встроенные потолочные споты, желательно со светом, приближенным к дневному. При организации местного освещения (возле умывальника или зеркала) не стоит направлять лучи сверху. Оптимальный вариант – боковые светильники с двух сторон.

В ванне или душевой кабине может присутствовать собственная подсветка.

Виды умного дистанционного управления светом в квартире

Современные системы «Умный дом» дают возможность управлять освещением дистанционно. Беспроводное управление, например, с помощью мобильного телефона, обеспечивает:

  • световое сопровождение передвижений по квартире с помощью датчиков;
  • переключение режимов энергоснабжения;
  • отключение всех или части осветительных приборов;
  • регулировку уровня освещенности;
  • включение декоративной подсветки;
  • имитацию присутствия хозяев в квартире (включение света в их отсутствие);
  • объединение с другими системами (например, автоматическим опусканием штор).

При удачном чередовании различных источников света и тени можно скрыть имеющиеся недостатки и выделить сильные стороны помещения.

Основные виды систем управления:

  • Локальные – в отдельно взятом помещении.
  • Глобальные – чаще всего применяются в квартирах. В этом случае датчики присутствуют во всех комнатах.

Современный светодизайн активно применяется в оформлении помещений.

Фото освещения в интерьере квартиры и фото идей декоративной подсветки дают наглядное представление об уникальных возможностях светового оформления.

ВИДЕО: Как правильно сделать освещение в квартире.

Современное освещение в интерьере квартиры

Освещение в интерьере класса люкс: советы декоратора

Большинство понимает: источники света должны присутствовать не только в большом количестве, но и гарантировать разноплановые визуальные впечатления.

В этом руководстве для владельцев респектабельного жилья мы проведем краткий экскурс, как должен быть освещен элитный дом. Не будем затрагивать технические моменты, а расскажем, как с помощью освещения можно придать особую выразительность интерьеру и создать для каждой комнаты неповторимый облик.

Виды освещения в интерьере

  • Естественное освещение интерьера

Это свет неба (прямое, рассеянное, отраженное), проникающий в помещение через световые проемы.

  • верхним – когда в кровельное перекрытие встроены прозрачные конструкции, мансардные окна,
  • боковым – традиционные оконные проемы и прозрачные двери,
  • комбинированным.
  • Искусственное освещение в интерьере

Это свет от установленных в определенном порядке светильников. Делится оно на

Первое предполагает общий, фоновый свет (равномерное освещение комнаты при равномерном распределении источников) и локальный (для направления светового потока на определенные зоны).

Второе предполагает определенную театральность и возможность изменять впечатление от интерьера. Чем более разнообразно декоративное освещение, тем более эксклюзивно выглядит дом. В интерьерах эконом-класса декоративное освещение, как правило, считается излишеством, а в категории “люкс” оно настолько же важно, как и функциональное.

Функциональный свет

Источники фонового (общего) освещения располагаются, как правило, на потолке, реже – на стенах. Последний вариант характерен для лестниц, бильярдных, домашних кинотеатров.

Если в качестве источника выступает большая люстра, то в разных частях комнаты свет будет разным, но все-таки без резких перепадов.

Настройка освещения интерьера с локальным светом предполагает выделение определенной зоны для:

  • отдыха,
  • работы,
  • общения,
  • привлечения внимания к конкретным деталям.

Для создания направленного потока производители создают множество разнообразных источников:

  • настольные лампы,
  • торшеры,
  • люстры для обеденного стола,
  • бра для прихожей или спальни.

К этой же этой категории относят:

  • настенные светильники, освещающие картины,
  • а также встроенные – для шкафов и подсветки лестничных ступеней.

Они выполняют абсолютно функциональную задачу, поэтому их предпочтительно выбирать в нейтральном стиле и от излишнего украшательства желательно отказаться.

Декоративное освещение интерьера

А здесь на смену приятному световому комфорту приходит разнообразие впечатлений и возможность изменить представление об интерьере в темное время суток.

К декоративным источникам света относятся:

  • светодиодные и неоновые лампы,
  • оптико-волоконные системы “звездное небо”,
  • световые шнуры,
  • закарнизная подсветка,
  • подсветка витражей и ниш.

Декоративная система освещения в интерьере включает в себя источники обычно малой мощности, но многообразные по оттенкам и создаваемому эффекту.

Благодаря им интерьер погружается в таинственный полумрак, наполняется непривычными объемами, а некоторые светотехнические устройства даже позволяют воспроизвести на стенах настоящие картины – закат в тропических джунглях, рассвет на берегу океана, северное сияние или сочные краски южного острова.

Советы по эффектному освещению для разных комнат

В каждой комнате требуется свой баланс общего, локального и декоративного освещения.

Освещение в интерьере квартиры начинается с прихожей. Грамотный подход: отсутствие темных углов и локальная подсветка всех функциональных зон (свет в шкафах-купе, бра над консольным столиком, освещение картин). Декоративным элементом может стать подсветка эффектной ниши.

В гостиной особенно важно общее освещение, но каждая функциональная зона должна иметь свой собственный локальный свет, который легко включается расположенным рядом выключателем.

Поскольку дизайн интерьера освещение считает важной составляющей, чем более разнообразен свет в гостиной, тем более эффектно она выглядит и обеспечивает максимальный комфорт, как для большой компании, так и для общения тет-а-тет.

Любое декоративное освещение здесь уместно, важно только не ошибиться со стилем.

Столовая менее требовательна к общему освещению, зато особенно внимательно стоит отнестись к подсветке обеденного стола и витрин с красивой посудой.

Внутри застекленных шкафов обязательно должны быть расположены встроенные лампы.

В спальне особенно важен мягкий обволакивающий свет, максимально комфортный для отдыха. Здесь баланс света и тени позволяет играть на полутонах. Яркие источники требуются, как правило, лишь в зонах хранения одежды и постельного белья.

В освещении интерьера спальной комнаты локальный свет более разнообразен:

  • над туалетным столиком,
  • вокруг кровати,
  • рядом с любимым креслом,
  • над книжными полками.

Особенно оригинально в спальне смотрится нижнее освещение – напольный светильник с закрытым плафоном или декоративная подсветка периметра кровати. Одним из излюбленных способов считается закарнизная подсветка и система “звездное небо”.

Детская – здесь особенно важен функциональный свет:

  • общее
  • и для отдельных зон (сна, игр и учебы).

Что касается “декораций”, то необычное освещение в интерьере лучше всего создадут светильники оригинальных и забавных форм, от которых в восторге малыш.

Кабинет, с одной стороны, это место для работы, с другой – для отдыха. Именно поэтому минимум две отдельные зоны должны быть освещены независимо.

Предпочтительно, чтобы при включении любого локального источника остальное пространство погружалось в полумрак. Благодаря этому приему можно легко сконцентрироваться на работе или, напротив, на отдыхе.

Особое очарование респектабельному интерьеру кабинета придает возможность включить подсветку только крупных декоративных элементов – аквариума или камина.

Гардероб предполагает очень хороший равномерный общий свет. Поэтому любое количество светильников на потолке, которое покажется вам комфортным, будет уместно.

Приток естественных солнечных лучей из окон тоже немаловажен. А если в гардеробной располагается туалетный столик, освещение в интерьере помещения гардеробной предполагает и его локальную поддержку. Некоторые производители шкафов для гардероба и стоек дополнительно комплектуют подсветкой каждую секцию.

Если ваш гардероб состоит, в основном, из одежды нейтральных оттенков и полутонов, не стоит отказываться от дополнительных источников.

Для повседневных забот в кухне особенно важна локальная подсветка шкафов и рабочей поверхности столешниц. Здесь важно продумать размещение светильников так, чтобы не образовывались резкие тени.

Если в кухне расположена барная стойка, она потребует, как минимум, направленного света с регулируемой высотой шнура, а лучше еще и декоративного, например, по периметру или снизу.

Жалюзи или рулонные шторы на оконном проеме позволят регулировать дневное освещение в интерьере.

Ванная обычно менее всего требовательна к функциональному освещению: достаточно, чтобы светильники размещались на безопасном расстоянии от воды.

Главная зона внимания – свет в районе зеркала, он должен быть достаточно ярким, но не слепящим.

Что касается декоративного освещения, то именно в ванной можно придумать совершенно эксклюзивный вариант, которого не встретить больше нигде. Подсветка второго уровня натяжного потолка над ванной, нижней части джакузи, светотехника в душевой кабине. Что-то уже предусмотрено производителями сантехнического оборудования, а другие элементы современного освещения в интерьере можно продумать вместе с дизайнером.

Существуют даже переносные устройства, которые позволяют не только менять цвет света, но и имитировать звуки леса, водопада и дождя. Вообще, хромотерапия – изменение оттенка света – источник незабываемых эмоций.

Технологические удобства

Пара слов об удобстве пользования разноплановым освещением. Есть несколько удобных приспособлений, которые этому способствуют.

  • Диммер позволяет регулировать яркость светового потока.
  • Проходные выключатели уместно размещать в противоположных частях длинного холла, на разных этажах лестницы и в спальне: они позволяют включать конкретный источник света при входе в комнату, а выключать тогда, когда вы уже перешли в другое место.
  • Устройства плавного включения защищают точечные светильники от перегорания. А встроенные в выключатели диоды позволяют моментально обнаружить их в темной комнате.

Элитная обстановка невозможна без эффектных и разнообразных световых решений. Свет – всему голова!

Дизайн света в интерьере

Освещение в интерьере играет большую роль. Мало того, что оно играет чисто утилитарную функцию – разгоняет тьму в вечернее и ночное время, так еще от качества освещения зависит визуальный облик любого помещения. Качественное и правильное освещение даже влияет на наше настроение, самочувствие. Кто не чувствовал себя сонным и ленивым в полумраке? Поэтому при ремонте своего дома или квартиры, всегда нужно помнить, что свет в дизайне интерьера – далеко не последняя вещь.

И это нужно обязательно учитывать, чтобы получить на выходе современное благоустроенное и комфортабельное жилье. Существуют определенные правила (тенденции) в современном дизайне, которые касаются обустройства освещения в жилье. Например, одна из главных сегодняшних тенденций – это многоуровневое освещение. Не как раньше, когда довольствовались люстрой на потолке и бра на стене (ну, или напольным торшером). Сегодня дизайнеры предлагают одновременную установку потолочных светильников и центральной люстры. Затем стенных бра, причем для большой комнаты, их может быть несколько. И на уровне пола может быть, например, укреплена светодиодная лента. Иногда еще встречается дополнительная подсветка. Например, картины или зеркала.

Читайте также:  Видеонаблюдение для частного дома своими руками

Таким образом, современный свет в интерьере – это дополнительный инструмент для создания уюта, подчеркивания пространства комнаты. Многоуровневое освещение делает комнату более функциональной, удобной. Например, всегда можно включить один источник света, чтобы поработать или почитать. В случае же прихода гостей включить, так сказать, праздничную иллюминацию. Еще одно достоинство такого, многоуровневого, освещения в том, что с его помощью можно легко визуально менять пространство, добиваясь разных эффектов при включении тех или иных источников света. В общем, роль света в интерьере недооценивать нельзя. Ну и, опять же, любой светильник – это предмет декора, который придает дополнительную прелесть помещению, подчеркивает его стиль и неповторимость. Разумеется, при правильном подборе. Например, сегодня при изготовлении светильников используют не только стекло или хрусталь, но и ткани, пластик, фарфор. Любителям экологического стиля наверняка придутся по душе торшеры или бра, абажуры которых декорированы ракушками, кораллами, морскими стеклышками и галькой, искусственные цветы.

Свет в интерьере кухни – это отдельная тема. Кухня – это, в общем-то, помещение утилитарное, поэтому и надо предусмотреть все, чтобы работать (готовить) в этой кухне было удобно. Естественно, кроме верхнего освещения необходимо дополнительное. В качестве такого рабочего света долгое время использовали трубки дневного света. Они потребляют сравнительно мало энергии, дают хороший свет. Их удобно монтировать над рабочей стойкой. Сегодня для этих целей часто используют светодиодные ленты, которые крайне просты в монтаже, доступны и экономичны. Вообще, светодиоды – это светильники будущего, – экономные, яркие и уже недорогие.

Дизайн света в интерьере спальни также имеет свои особенности. Здесь тоже желательно использовать два варианта освещения. Потолочное и точечное или локальное. Верхнее освещение хорошо в те моменты, когда вы просто зашли в спальню в вечернее время по каким-то причинам. Но, когда вы уже легли в кровать и готовитесь уснуть, тут, как раз, и пригодится, местное освещение. Это могут быть настольные лампы на тумбочках, небольшие бра на стене. Также можно использовать скрытые лампочки в изголовье кровати или плинтус. Кстати, для спальни лучше использовать некрупные светильники с абажурами из текстиля или матового стекла. Такие светильники будут давать приглушенный свет, не раздражающий глаза.

СТОИМОСТЬ ДИЗАЙН-ПРОЕКТА

Итоговая стоимость считается по площади помещения. Например, если Ваш дом или квартира имеет площадь 87 кв.м., то цена дизайн-проекта составит 87 х 1200 = 104400 руб. Вы можете получить скидку по ссылке ниже. С учетом скидки цена проекта будет 87 х 1200 – 5% = 99180 руб.

ПОЛНЫЙ ДИЗАЙН-ПРОЕКТ

Полный комплект рабочих чертежей для ремонта плюс фотореалистичная визуализация интерьера

Цена 1200 руб. за кв.м.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Рабочие чертежи, планы, схемы и спецификации для строителей, без визуализации и разверток

Цена 800 руб. за кв.м.

Видео отзывы о проекте и ремонте

Заказывала проект и ремонт

Работа шла достаточно быстро. Соблюдены все прописанные сроки. Строители вежливые. Квартира получилась стильная. Ремонт очень аккуратный.

Дмитрий, г. Раменское

Заказывал проект и ремонт

Работой остался доволен, квартира получилась именно в том стиле, в каком я и хотел. Все материалы легко нашел на строительном рынке

Дизайн-хакКак правильно расположить свет в квартире

The Village выяснил, почему от освещения в интерьере зависит многое и как не совершать ошибок при планировании источников света

Дизайнер Екатерина Малая помогла The Village разобраться, для чего нужен светодизайн, что такое ярусы и сценарии освещения и почему уже на стадии планирования электрики необходимо точно знать, где будет стоять ваша любимая статуэтка.

Екатерина Малая

Даже если вы нашли «тот самый» оттенок для стен, потратились на деревянные полы, привезли из поездки марокканский ковёр и заказали в Милане мебель из последней коллекции успешного бренда, результат может разочаровать. Все ваши полугодовые усилия могут быть перечёркнуты одним-единственным промахом — неграмотным освещением. Так бывает, когда на стадии планирования электрику прокладывают наобум. И не от недостатка старательности, а просто потому, что ещё не решили, где будет стоять диван, какой длины будет обеденный стол, а об аксессуарах вообще не думали.

Правило первое

Приступайте к планированию электрики, когда готов детальный план расстановки мебели

Как минимум так вы сделаете ваш новый дом удобным для жизни. Выключатели обычно располагают на расстоянии 15 сантиметров от края дверного проёма, с той стороны, где у двери ручка: вы должны быть уверены в схеме открывания двери. Для верхнего света в спальне я всегда рекомендую своим заказчикам проходной выключатель, чтобы иметь возможность один и тот же верхний свет включить или выключить и у двери, и у кровати. Это удобно также для длинного коридора, ведущего из прихожей в спальни. Но старайтесь избегать большого количества выключателей. Если на пути от входной двери до кухни вам придётся включить свет больше двух раз, то схема плохая: вы просто не будете пользоваться ею в полном объёме.

Правило второе

Свет должен быть разным

Пространство, в котором мы живём, трёхмерное, и выстраивание освещения ярусами поможет подчеркнуть глубину и объём, что невозможно сделать при помощи единственного источника света. Дизайнеры выделяют четыре яруса освещения: верхний (потолочные светильники, люстры, встроенные точечные светильники), первый средний (настенные светильники, бра, торшеры), второй средний (прикроватные лампы, лампы на низких подоконниках и кофейных столиках) и нижний (светильники, встроенные в плинтус и в пол, напольные световые скульптуры).

Чем ниже источник света, тем более интимную атмосферу он создаёт, и наоборот. При включённом верхнем свете (даже если это потрясающе романтичная люстра со свечами и хрустальными подвесками) добиться эффекта уютной комнаты нельзя. Лучше всего для этой цели подходят два нижних уровня освещения — свечи в декоративном камине или настоящий огонь в очаге к ним также относятся.

Правило третье

Не настаивайте на бра

Настенные светильники (первый средний ярус) сейчас не используются самостоятельно. 150 лет назад это были свечи на стене, до которых было легко дотянуться, тогда как люстры зажигали только в особенных случаях. В современных же классических интерьерах бра остались по инерции, в качестве аксессуара. Включаются они редко, и всегда вместе с люстрой. Многие мои заказчики просят запланировать бра над кроватью. Но это не функционально. Идеальным для спальной зоны является сочетание лампы с мягким рассеянным светом на прикроватной тумбочке и маленького светильника на гибкой ножке для чтения, который можно закрепить на стене или в изголовье. Так вы получите возможность хорошо видеть текст, не утомляя глаз. Бра же освещает только стену или вашу макушку.

Правило четвёртое

Подумайте о необычных светильниках заранее

Ещё один вид настенных светильников: расположенные на той же высоте, что и классические бра (140-170 сантиметров от пола), они больше похожи на скульптуру или инсталляцию и способны стать центральным элементом в интерьере. Появление таких объектов в квартире лучше не откладывать на последний момент. Это та самая печка, от которой стоит плясать, продумывая покрытие стен, конфигурацию мебели и даже пропорции помещения. Если вы просто вывели на стену свободный кабель, чтобы потом подобрать сюда что-нибудь для подсветки тёмного угла, вас ждёт разочарование: света такие светильники дают не сильно больше, чем ночник, и смотреться, скорее всего, будут неуместно.

Правило пятое

Не допускайте ошибок при планировании точечного освещения

Встроенные, или точечные, светильники пришли к нам вместе с евроремонтом. Многоуровневый потолок с галогенками был призван заменить мещанскую люстру. Прошло уже 20 лет, но многие из нас до сих пор не догадываются, что можно использовать этот инструмент как-то иначе. Полезно знать, что у каждого точечного светильника есть определённая ширина луча. Если разместить серию точечных светильников с узким лучом очень близко к стене, мы получим ритмичный световой рисунок на поверхности стены, встроенного шкафа или обитого тканью высокого изголовья кровати. Кроме того, это самый эффектный способ подчеркнуть необычную фактуру — искусственный камень, кирпичную кладку, рельефную плитку.

Встроенные светильники бывают фиксированными и поворотными. Последние особенно удобны для акцентированной подсветки предметов искусства или аксессуаров. Если вы собираетесь поставить на консоль или каминную полку коллекционный дедушкин парусник, позаботьтесь о паре встроенных в потолок точечных светильников, лучи которых можно будет направить на объект перекрёстно, как софиты на сцену. Ширина луча для акцентного освещения тоже играет большую роль. 40–50 градусов — оптимально для подсветки больших картин. Маленькие же скульптуры в таком потоке света потеряются и сольются со стеной, для них необходим узкий луч шириной 10 градусов.

Частая ошибка — использование в целях точечной подсветки плоских светодиодных светильников. Источник света обязательно должен находиться в углублении, иначе он будет привлекать внимание не к объекту, а к себе самому, и, что ещё хуже, просто слепить глаза. Это же правило справедливо и для подсветки рабочей поверхности в кухне, особенно если кухня совмещена со столовой. Глаза сидящего за столом человека находятся ниже уровня подсветки, закреплённой под навесными кухонными шкафами. И если лампы не углублены в дно шкафчиков, яркий свет бьёт в глаза и вызывает дискомфорт. Поэтому качественные современные кухни имеют утолщённое дно со встроенной подсветкой. Если ваш бюджет не позволяет потратиться на такую модель, на этапе планировки кухни не забудьте добавить специальный плинтус для верхних шкафов и монтируйте подсветку строго за ним.

Правило шестое

Экспериментируйте

Если возможности встроенных светильников постоянно используются в интерьерах на ярусе потолка, то нижний ярус совершенно незаслуженно игнорируется, в то время как встроить точечный светильник в пол ничуть не сложнее. Такие светильники зачастую являются влагозащитными и оснащены рассеивателями. С учётом того, что редкий ремонт обходится без выравнивания пола, необходимые для светильника сантиметры от перекрытия до поверхности напольного покрытия найдутся всегда, а в качестве результата вы получаете дополнительный объём и глубину помещения. Если вы являетесь счастливым обладателем глубоких подоконников, встройте пару миниатюрных точечных светильников в каждый из них вблизи откосов. Так вы, во-первых, подчеркнёте прекрасную архитектурную особенность вашей квартиры, а во-вторых, получите ещё один мягкий источник света на среднем ярусе.

Правило седьмое

Отнеситесь внимательно к выбору света для ванной комнаты

Свет в ванной комнате зачастую незаслуженно остаётся без внимания. А ведь он способен до неузнаваемости изменить помещение. Примените ярусное освещение, встройте светодиодную ленту в углубление в экране ванны (получится эффект «парящей ванны») и под раковиной, обрамите встроенными в пол светильниками выступ с подвесным унитазом и дверной проём. Используйте влагозащитные двунаправленные светильники в мокрой зоне: снопы света заставят заиграть вашу мозаику на стене.

Отдельного внимания заслуживает зона зеркала. Помните, что угол падения равен углу отражения, и используйте это правило, чтобы максимально выгодно осветить своё лицо. Распространённая ошибка — размещать над зеркалом настенный светильник на ножке, яркий свет которого направлен вниз. Ваше отражение при таком освещении будет казаться старше на 15 лет, цвет лица будет выглядеть безжизненным, на нём появятся глубокие складки, а под глазами — мешки. С лицом произойдёт то же самое, что и с фактурной стеной, которую подчеркнули встроенными светильниками: его рельеф многократно усилится за счёт жёстких теней. Выбирайте поворотный светильник и направляйте луч или используйте рассеянную круговую подсветку зеркала. Хорошей альтернативой могут стать два настенных светильника по обе стороны от зеркала: их перекрёстный свет уберёт ненужные тени.

Правило восьмое

Не перебарщивайте со светом на кухне

Принято думать, что много света на кухне не бывает. Как правило, апологеты этого принципа размещают большое количество лампочек на потолке, создавая сетку из точечных светильников. Ничего, кроме резких теней, неестественных лиц и атмосферы операционной, таким образом добиться нельзя. А между тем главное на кухне — подсветка рабочей зоны и правильное освещение обеденного стола, от которого зависит атмосфера и продолжительность семейных ужинов.

Светильник над столом должен обязательно иметь длинный подвес. Если он находится выше 150 сантиметров от пола, то, опять же, отбрасывает тени на лица и недостаточно освещает стол. Выбирайте светильник с широким абажуром из плотного материала: идеальная форма для круглого и квадратного стола — большая перевёрнутая миска. Габариты стола должны быть известны заранее, иначе вам не избежать переноса светильника. А натяжной потолок в зоне столовой вообще не даёт права на ошибку.

Дополнить схему освещения в кухне можно встроенной подсветкой на нижнем ярусе: например, вмонтируйте светодиодную ленту в дно нижних шкафов или точечные светильники в цоколь кухни.

Читайте также:  Цемент: описание и фото

Правило девятое

Самое важное — сценарии освещения

Вечер в кругу семьи, детский день рождения, домашняя вечеринка, работа дома, романтический ужин — очевидно, что в разных ситуациях вам понадобится разный свет. Для больших квартир и сложных схем идеальное решение — установка системы «умный дом», которая будет управлять не только освещением, но и акустической системой, шторами на электроприводе и тёплыми полами. Сценарий освещения в этом случае программируется и может быть изменён по вашему желанию.

Если же вам необходимо раз и навсегда продумать группы включения осветительных приборов и развести их по выключателям, руководствуйтесь воображаемыми ситуациями. Если вы ночью идёте в туалет, яркий свет вам совершенно не нужен. Значит, одной клавишей должна включаться вся мягкая подсветка — нижний ярус, подсветка ниш, а второй клавишей, на которую заведён заливающий верхний свет, вы будете пользоваться во время уборки или утром, чтобы проснуться.

Средний ярус в гостиной удобно завести на один выключатель. Вы когда-нибудь обращали внимание, как герои американских фильмов приходят домой и одним щелчком включают все настольные лампы и торшеры? Это так называемый вечерний сценарий освещения, идеальный в ситуации, когда вы вернулись после долгого трудового дня и мечтаете об одном — броситься на диван. Но не следует группировать светильники исключительно по принципу ярусности. Не бойтесь проявить фантазию: например, мягкий вечерний сценарий для коридора может включать в себя нижнюю подсветку и подсвеченную стенную нишу в тупике. Всё это — ваш сценарий и ваша драматургия.

«Свет — это эмоция» — светодизайнеры о проблемах освещения общественных пространств

За последние 5-10 лет в России (а особенно, конечно, в Москве) произошел настоящий «бум» на освещение городских общественных пространств. Но сделать освещение комфортным, избегая при этом светового загрязнения, до сих пор не получается. Разбираемся в современных трендах светодизайна и технических аспектах проектирования вместе со спикерами Interlight Design Academy.

Освещение городов станет основной темой образовательной площадки Interlight Design Academy — она будет работать 10-13 сентября в ЦВК «Экспоцентр». Посещение лекций бесплатное, нужно только заранее зарегистрироваться на выставку Interlight Russia | Intelligent building Russia, в рамках которой будет работать Interlight Design Academy.

Если судить по новостям из мира светодизайна и светотехники, то все силы светового мира сейчас сосредоточены на том, чтобы сделать освещение более человеко-ориентированным. Это связано и с удобством использования освещения и с тем, чтобы учитывать биологические потребности человека, так и с более тонким проектированием, направленным на понимание и удовлетворение нужд людей.

Наталья Маркевич светодизайнер, преподаватель курса «Световой дизайн» в МАРШ

«Сразу хочется сказать, что свет в общественных пространствах должен быть комфортным. Но это довольно размытое понятие и, кроме того, понимание комфорта у каждого свое. Именно поэтому приходится уточнять и давать более развернутые характеристики освещения. Как бы очевидно это ни звучало, самое главное — это то, что свет должен выполнять свое назначение.

Освещение ради освещения не лучшее решение и именно такое проектирование приводит к неудачным результатам.

Воркшоп «RELIGHTING HERITAGE» на «Плутоне»

Любое общественное пространство имеет свои цели и задачи: собрать людей, безопасно провести от одного места в другое; дать насладится архитектурой, пространством или арт-объектами; способствовать общению; притягивать; развлекать; удивлять и многое другое. У разных пространств могут быть совершенно разные задачи, и также одно пространство может вмещать или объединять разные задачи.

Отталкиваясь от задачи можно легко увидеть, что разные задачи требуют разного освещения. Это связанно, как с нашими прямыми потребностями — увидеть лицо собеседника, пройти и не споткнуться, вести машину и видеть дорогу и пешеходов и не быть ослепленными, — так и с нашими ожиданиями от определенного места. Когда наши ожидания и потребности не удовлетворены, мы сталкиваемся с физическим и психологическим дискомфортом. Ошибочно думать, что дискомфорт — это только тогда, когда света недостаточно и лучше сделать с запасом побольше.

Освещение вечерних улиц не такая однозначная задача, как кажется. Избыток света также может раздражать и создавать отталкивающее впечатление, мешать расслабиться или даже не дать уснуть, засвечивая окна квартир».

Световой мастерплан города Химки

Юрий Медведев преподаватель модуля «Освещение общественных пространств» курса «Световой дизайн» в МАРШ

«Если сравнивать спутниковые карты светового загрязнения — современные и, скажем, десятилетней давности, — хорошо видно, как снижается уровень светового загрязнения в развитых странах и одновременно расцветает, как диковинный цветок, световой ореол Москвы. Бурный и малоосмысленный рост числа столь любимых московскими чиновниками «светоточек» вывел Москву в пятерку наиболее ярко освещенных городов мира. К сожалению, большинство населения приветствует этот, на самом деле, довольно печальный факт. В сущности, в нашем городе сформировалась и продолжает формироваться, расползаясь в разные стороны вдоль «вылетных» магистралей, крайне агрессивная световая среда низкого качества.

Это не удивительно и даже типично для стран третьего мира, но, согласитесь, для «лучшего города земли» хотелось бы какой-то другой судьбы.

Пока же московское освещение гораздо чаще поражает дурным вкусом, архаичным стремлением к демонстративному потреблению, расточительным отношением к ресурсам, полным пренебрежением к экологии и зачастую просто отсутствием здравого смысла. Основные черты московской световой среды – чрезмерные яркость и контраст, однообразие приемов освещения, дробность и хаотичность городских светопанорам, зачастую не поддающийся объяснению выбор объектов архитектурного освещения и, наконец, просто запредельный уровень светового загрязнения, апофеозом которого стали весьма популярные в народе проекты разноцветного освещения Воробьевых гор и Бульварного кольца, несомненный ущерб экологии города от которых еще предстоит оценить».

Однако не все так печально: рецепты трансформации световой среды Москвы довольно просты. Необходимо критически оценить последнее десятилетие, сформировать концепцию и следовать ей. В 2008 году году в Москве уже была принята Концепция создания единой светоцветовой среды, однако она не была реализована: о ней просто забыли, и подрядчики не следовали ей​.

Human Centric Lighting (с англ. «освещение, ориентированное на человека») — широко известная в кругах светодизайнеров и производителей осветительного оборудования теория, рассказывающая о влиянии света на здоровье и производительность человека.

Дизайн для людей невозможен без интереса к самим людям, эмпатии. Физиология, эмоции, ожидания и рефлексия — все это просто необходимо учитывать при планировании освещения.

Паоло Дата Блин светодизайнер, креативный директор 997a

«Я считаю, что сегодня дизайнер должен быть восприимчивым к новым пространствам, звукам, образу жизни, контексту и к идеям в своей голове — идеям того, что он хочет показать. Я изучал архитектуру и дизайн, но я также изучал театр и искусство танца. Опыт работы сценографом и художником по свету в театре был для меня фундаментальным, потому что в театре свет — это архитектура, в которой живут актеры, и ты можешь создавать разные пространства и локации, просто используя свет.

Главное для светодизайнера — это техническая подготовка и художественное мироощущение.

Дизайн освещения для шоу Габриэля Вациса в Туринском театре

Если кратко описать роль освещения в архитектуре, в интерьере и на мероприятиях, опустив технические нюансы, то получится, что:
– в архитектуре с помощью света мы пытаемся показать правильным образом концепцию здания,
– в интерьере мы пытаемся найти с помощью света правильную атмосферу, исходя из функций помещения,
– на мероприятиях мы рассказываем историю и пытаемся с помощью звука построить стены, создать объем.

Все это делается с целью вызвать эмоции у людей и сделать так, чтобы они получали удовольствие от этого места. Свет — это эмоция. Люди любят освещение, потому что оно связывает их с одним из первобытных страхов — темнотой. Когда мы проектируем освещение для здания, торгового центра или дома мы должны соединять функции и эмоции. Правильный баланс двух этих понятий — наша основная задача.

Сейчас в Европе существует тренд на бледное, неинтенсивное освещение исторических центров, это позволяет людям понять «исторический» уровень света в тот момент, когда города были построены. Мне кажется, в Турине (родной город Паоло — прим. ред.) очень внимательно относятся к городскому освещению: все важные здания города были освещены архитекторами, художниками, которые бережно отнеслись к историческому достоянию. Зимой, на Рождественские праздники, с 1998 года город приглашает множество художников (Ребекка Хорн, Даниэль Бурен, Марио Мерц, Миммо Палладино, Жилберто Зорио) для освещения центра Турина. И результат действительно впечатляет!».

Далеко не всегда понятно, как именно применять теорию «Human Centric Lighting» на практике. Особенно, если нету четко прописанных норм проектирования освещения.​

Анастасия Приходько Светодизайнер, основатель проекта «Лаборатория Света», доцент МАрхИ

«В России есть основной документ – СП52.13330.2016, это актуализированная версия СНиП 23–05–95, выпущенного впервые в 1995 году (при этом, в актуализированной версии цифры в разделах «Классификация и нормируемые показатели для пешеходных пространств» и «Нормы наружного освещения городских объектов» почти не отличаются)​. То есть почти 25 лет назад. Светодиодного освещения тогда еще не существовало.

На что тогда опираться и где брать нормы? Нужно, чтобы кто-то замерял реальную яркость в городском освещении и изучал влияние различных источников света на людей. Сейчас этим, как правило, занимаются только энтузиасты.

Я защищала кандидатскую диссертацию в Московском архитектурном институте на тему: «Принципы проектирования наружного освещения архитектурных объектов». Труд был о связи архитектурной формы и освещения, о том, как выразить тектонику здания светом и какое впечатление это производит на конечного зрителя. Для решения этих вопросов я не сидела в библиотеке — там ответов не было. Пришлось провести множество экспериментов: я бегала по ночной Москве с яркомером, замеряя и анализируя яркости исторических объектов (монастырей, театров, усадеб), клеила макеты, освещала их различным образом, и зазывала людей оценить результат, а потом вновь снимала яркостные показатели, делала специальные анкеты-опросники совместно с психологом из РГГУ. В экспериментах приняло участие более 230 человек. Результат — свой выработанный и проверенный подход к освещению исторических зданий и общественных пространств, навык построения эксперимента и очень важное понимание, что ты в своих суждениях и решениях можешь ошибаться, вернее, что они могут устаревать и поэтому всегда стоит держать «руку на пульсе».

Практикум «Лаборатории света»

Недавно я провела новое исследование и подробно расскажу о результатах на Interlight Design Academy в Москве. Мы обратили внимание, что взрослые люди и дети школьного возраста реагируют на световые сценарии по-разному. Вот за этими различиями мы и следили, пытаясь выявить причины и закономерности. А главное — переложить свои находки в рекомендации для проектирования освещения детских пространств. Сейчас очень много сделано для развития детских зон: необычные игровые площадки, специальная мебель, планировки детских комнат, учитывающие необходимость ребенка быть в постоянном движении… а вот подход к освещению в основном традиционный: фонарь на уличной площадке, направленный на игровой комплекс, люстра в комнате или встроенная светодиодная лента. Достаточно ли этого для комфорта ребенка?

В ходе эксперимента мы измеряли яркость и освещенность световых сцен, а детский психолог подсказывал, на какие поведенческие особенности юных участников стоит обратить внимание​».

Практикум «Лаборатории света»

«Начинающим специалистам я бы рекомендовала начать с проверенных временем, но не устаревших книг о светодизайне: «Световая Архитектура» (Н.М. Гусев и В.Г.Макаревич) и «Световой дизайн города» (Н.И. Щепетков). В первой книге звучит удивительная мысль, что именно природный свет диктовал зодчим древности форму архитектурных элементов и пластику фасадов. Свет как естественный, так и искусственный трактуется здесь как строительный материал, такой же, как и камень, бетон, стекло… Аргументы в формате исследований авторами большого количества архитектурных объектов весьма убедительны. Монография Н.И. Щепеткова — масштабный глубокий труд, начинающийся с основ светотехники и завершающийся вопросами световой урбанистики. Написан непростым для современного читателя научным языком, но, если вы его осилите, почерпнете массу полезной информации.

Также в свое время мне очень понравилась книга Light Perspectives, выпущенная ERCO. Здесь много качественного иллюстративного материала и рекомендаций по решению небольших, но очень конкретных задач: как осветить глянцевый объект, как зрительно сломать форму, как визуально увеличить или уменьшить расстояние до объекта средствами светодизайна и т.д. Интересны труды Ричарда Келли, предлагающие универсальную схему освещения, позволяющую создавать нестандартные концептуальные проекты».

Фото на обложке: Практикум «Лаборатории света»​

Узнать больше о трендах освещениях городских пространств от лучших специалистов России и Европы можно будет на открытой образовательной площадке Interlight Design Academy, которая будет работать 10-13 сентября в рамках выставки Interlight Russia | Intelligent building Russia. Вход бесплатный, но организаторы просят регистрироваться заранее.

Ссылка на основную публикацию