Психология детской комнаты

Психология детской комнаты

Психологи утверждают, что дети – это только гости в семье. Со временем они покинут отчий дом, чтобы начать самостоятельную жизнь. Такое сравнение призвано напомнить родителям о том, что ребенок – это индивидуальность, имеющая право на свой путь и мнение. Родители, что вполне естественно, задумываются над тем, какой должна быть детская комната? Удобство, функциональность, экологичность, и, конечно, правильная эстетика – вот главные критерии, на которые стоит обращать внимание при планировке этого помещения.

Как правило, к появлению детей в семье готовятся заранее, отводя для них самую лучшую комнату. Прежде всего, детская должна быть уютной и хорошо проветриваемой. Специалисты утверждают, что лучше, если окна комнаты выходят на юг или юго-восток, – тогда солнце будет заливать ее с утра и до полудня. Однако занавески следует выбирать достаточно плотные, чтобы яркий свет не будил малыша слишком рано.

Материалы и мебель для детской комнаты следует выбирать прочные, безопасные, моющиеся и натуральные. Потребности ребенка будут меняться по мере его взросления: для малыша главный предмет мебели – кровать, для ребенка постарше – нужно организовать пространство для игр, а, значит, предусмотреть теплые полы. К трем годам ребенку понадобится стол. Лучше будет разместить его у окна – тогда днем лампа не понадобится. Следует учитывать и соотношение высоты столешницы и стула, ведь оно формирует правильную осанку. В специализированных магазинах можно подобрать детскую мебель, которую можно трансформировать по мере роста хозяина комнаты.

Незаменим в детской и такой предмет мебели как комод. Кроме своей основной функции, он может также играть роль пеленального столика. Когда ребенок подрастет, на комоде можно будет расставить игрушки, а подросшая девочка устроит на нем свой личный туалетный столик.

Изначально детская комната будет для малыша целым миром, который со временем будут меняться и «взрослеть» вместе с ребенком. Постепенно деревянную кроватку сменит диван, игрушки на полках уступят место учебникам и книгам, у подростка уже может появиться желание сменить обои по своему вкусу – все эти моменты лучше предусмотреть заранее.

В детской комнате большого размера особого внимания заслуживает работа с масштабом. Такая комната просторна сама по себе, а маленькому ребенку она кажется и вовсе огромной. Таким образом, необходимо ее зрительно уменьшить, сообразно возрасту и росту ребенка. Для этой цели прекрасно послужит очень большой шкаф. Кроме обычной функции предмета мебели, шкаф также сыграет роль архитектурного объема. Для того чтобы шкаф радовал и привлекал детский глаз, можно нарисовать на нем красками сюжеты и персонажи любимых сказок.

Остальное пространство комнаты лучше освободить от лишних вещей, давая ребенку возможность осваивать его ползком. Необходимая мебель появится в комнате позже. В отделке штор, стен и обивки дивана можно использовать те же мотивы, что и в росписи шкафа. Ребенок с детства должен быть окружен «правильными» вещами, ведь основа всего – это первые впечатления. Оформляя детскую комнату, постарайтесь создать в ней особый волшебный мир, в котором предметы мебели – и шторы, и шкафы, – будут интересны ребенку.

Родители прикладывают массу усилий для того, чтобы ребенок вырос здоровым, развивался умственно, духовно и физически. Та обстановка, которая окружает ребенка ежедневно, – немаловажный фактор. При оформлении детской комнаты необходимо учитывать разные аспекты. Цветовое решение комнаты может влиять на развитие малыша и формирование его характера. Не забывайте о том, что мироощущение ребенка не всегда, а вернее, редко совпадает с нашим. Лучше всего проследить за его состоянием и настроением, и делать окончательный выбор исходя из этих факторов.

Цвета в детской

Для многих народов традиционно белый цвет – это символ удачи и победы светлых сил. Белый способен стать исцеляющим цветом, который несет в себе энергию, надежду и мощь преображения. Такой цвет эффективно тонизирует организм, оказывает благотворное влияние на детей, отличающихся скованностью и замкнутостью, и повысить их самооценку. Однако, преобладание белого цвета может вызвать у ребенка чувство превосходства над другими и придать помещению впечатление излишней стерильности . Белый цвет лучше всего разбавлять другими цветами.

Эмоционально холодный и сдержанный серый цвет стабилизирует окружающую остановку. Его можно использовать в том случае, если ребенок проявляет избыточную резвость и эмоциональность. В своем положительном значении серый цвет эманирует уверенность в том, что окружающее незыблемо. Если же ребенок не уверен в себе и склонен к пессимизму, то лучше не использовать этот цвет в оформлении комнаты.

Специалисты утверждают, что желтый цвет олицетворяет ум и способствует интеллектуальному развитию ребенка, а также расширяет круг познавательных интересов. Этот цвет способен помочь преодолеть возникшие трудности, концентрировать внимание (отмечено, что экзамены, проходящие в помещениях желтого цвета, проходят успешнее), под его воздействием человек быстрее принимает правильные решения.

Оптимизм, позитивное мышление, уверенность в себе, работоспособность и активная жизненная позиция – вот те качества, присущие людям, предпочитающим желтый цвет. Наличие желтого в оформлении детской комнаты активно влияет абсолютно все аспекты жизни ребенка. Благодаря тому, что этот цвет поднимает настроение, активизирует деятельность мозга, увеличивает скорость восприятия, остроту зрения, – он является одним из наиболее удачных выборов для детской комнаты.

Жизненное пространство для ребенка

К «детским» помещениям можно отнести не только саму детскую: это может быть и помещение для игр, занятий или сна. Не каждая семья способна выделить ребенку несколько комнат – как правило, дети и спят, и играют в одном помещении.

Не стоит делать его чрезмерно ярким и наполнять большим количеством разноцветных игрушек – иначе комната будет напоминать детскую игровую в развлекательном центре. Такое оформление может привести к тому, что ребенок станет чаще капризничать, требовать развлечения от родителей, его сложно будет уложить спать. При создании интерьера в детской помните о том, что эта комната – прежде всего спальня. Запланируйте в детской место для специальных ящиков, из которых можно будет доставать игрушки и убирать по мере необходимости.

Для оформления детской лучше всего подойдет пастельная гамма. Она создаст в комнате хорошее настроение и освежит ее. Например, можно окрасить стену, на которую падают прямые солнечные лучи, в зеленоватые и голубоватые оттенки, а стенку, находящуюся в тени, – сделать кремовой или персиковой. Японские дизайнеры рекомендуют развешивать на стенах комнаты детские рисунки – это стимулирует творческую деятельность и придает помещению индивидуальный стиль.

Надо понимать, что цвета воздействуют на ребенка скорее субъективно, через культурную среду, а не сразу на физиологию и подсознание. На практике не стоит смешивать сведения из европейской психологической литературы и постулаты фэн-шуя. Каждый ребенок обладает собственным темпераментом и складом характера, поэтому будет индивидуально реагировать на воздействия и события.

Прежде всего, при оформлении детской необходимо учитывать возраст ребенка. Если ему менее двух лет, то главную роль будут играть вкусы матери ребенка, ведь именно через нее он начинает воспринимать окружающий мир. Поэтому, лучше всего декорировать комнату таким образом, чтобы мама ощущала себя в ней комфортно, иначе ее состояние будет передаваться ребенку. Для гармоничного развития малыша в детской полезно иметь игрушки всех основных цветов, – с их помощью он легко может осваивать их названия.

В период от 3 до 7 лет ребенок формирует представление о мире через игру. Следовательно, детскую необходимо оформить таким образом, чтобы ее можно было превращать в игровое пространство. В комнате ребенка дошкольного возраста можно использовать несколько цветов – это способствует возникновению разных эмоциональных состояний и помогает ему осваивать цветовые эталоны.

Когда ребенок идет в первый класс, его детская комната кардинально изменяется. В ней появляется письменный стол, а сегодня и компьютер. Чтобы школьник не слишком долго сидел у компьютера и не играл во время подготовки домашнего задания, родителям рекомендуется купить недорогой ноутбук, вместо стационарного РС. Это даст возможность «выдавать» ребенку компьютер только после выполнения домашнего задания. Компьютер в таком случае станет дополнительным стимулом для учебы, а не помехой. Ни в коем случае не следует с малых лет позволять малышу бесконтрольно пользоваться сетью Интернет и днями напролет играть в игры. Если воспитанием ваших детей займется неконтролируемый Интернет, то хлопот потом не оберетесь! Однако не стоит шантажировать ребенка компьютером. Этот момент – целиком родительская ответственность.

Дизайн детской: советы дизайнера и психолога

Обычно в детской комнате ребенок и спит, и играет, а немного позже и учится. Дизайнеры и психолог рассказали корреспонденту N1.RU о том, как правильно обустроить это помещение

Какие функциональные зоны нужно предусмотреть в комнате ребенка, каким цветам отдать предпочтение и в чем особенность освещения и мебели для детской, читайте в нашем материале.

Прежде чем говорить об интерьере детской, мы решили узнать, в каком возрасте ребенку пора жить в отдельной комнате. Автор книги «Как справиться с капризами», психолог Анна Бердникова считает, что переселяться в свою комнату ребенку пора тогда, когда он к этому готов, а именно:

1. Он может проспать всю ночь спокойно.

2. Если проснется ночью, захотев в туалет, сможет решить этот вопрос сам.

3. Проснувшись, может позаботиться о себе: например, если хочется пить — попьет, или, если приснился плохой сон, прибежит в комнату к родителям.

«Таким образом, оптимальным возрастом переселения становится возраст примерно 3–4 года», — резюмирует психолог.

Дизайн детской комнаты начинается в первую очередь с зонирования помещения. Даже если комната небольшая, основные элементы можно отделить. Например, под игровую можно отвести середину комнаты, уложить там теплое напольное покрытие, а вдоль стены поставить ящики и тумбочки с игрушками. В небольшой комнате мебель лучше ставить по периметру.

Читайте также:  Зона отдыха - релакса

Анна Бердникова рекомендует выделить в комнате несколько зон, полезных для развития ребенка:

1. Учебная зона, где ребенок будет писать или рисовать. А с момента поступления в школу и заниматься уроками.

2. Зона физического развития. Чаще всего этот сектор комнаты занимает спортивный уголок различной комплектации. Маты на полу, гантели и другие спортивные снаряды дополняют уголок по желанию родителей.

3. Игровая зона — самая большая в детской. Здесь хранятся игры и игрушки ребенка. Удобнее всего для этого подходят стеллажи, которые родители могут изготовить сами или собрать из модулей. Полезным здесь будет и ковер.

4. Зона отдыха и сна. Здесь могут располагаться кровать для сна и кресло для чтения.

Есть множество решений для выделения функциональных зон. Родители должны определиться с самого начала, будет ли это деление цветом, различным напольным покрытием или даже с помощью освещения.

Екатерина Федорова, руководитель дизайн-студии: «Самым выразительным средством выделения функциональных зон в детской служит зонирование цветом. Также достаточно эффективно выделение за счет уровней пола и потолка. Примером может послужить подиум в одной из частей детской».

«Для выделения зон детских мы используем несколько способов. Чаще всего это лишь визуальное разделение комнаты на зоны за счет цвета либо материала стен. Мы часто используем пробку светлого оттенка либо паркетную доску: ее можно разместить на стене, например в зоне кровати. Это теплый материал, поэтому к нему приятно прикасаться и прислоняться. Что касается деления комнаты за счет предметов мебели и различных перегородок, то это актуально для больших комнат», — комментируют специалисты студии дизайна и архитектуры ART-UGOL.

Продумайте освещение на стадии ремонта: где и как будут располагаться основные и дополнительные источники света.

Лучше, чтобы окна выходили на юг или восток. Естественное освещение сделает проще утренние подъемы, да и вообще в светлом помещении приятнее находиться.

Свет в детской комнате не должен быть ни слишком тусклым, ни слишком ярким — достаточным, чтобы помещение было освещено равномерно. В качестве основного источника искусственного света можно использовать потолочный светильник: он занимает немного места и при этом может быть выполнен в форме сказочного героя, самолета и т. д. А с помощью точечного освещения можно организовать зонирование комнаты.

«Помимо основной люстры желательно расположить более локальное точечное освещение, например над рабочей зоной. Хорошим дополнением к основному освещению является подсветка светодиодной лентой в нише для скрытой гардины или между уровнями потолка. От такого света не устают глаза, а при желании ее можно использовать в качестве ночника», — говорит Екатерина Федорова.

Правила безопасности при организации освещения:

  • выбирайте закрытые плафоны;
  • если детская предназначена для малыша, то осветительные приборы расположите так, чтобы ребенок не мог до них дотянуться;
  • провода лучше спрятать в короба, а розетки должны иметь встроенную защиту от детей.

Не стоит следовать стереотипам, что детская для мальчика должна быть голубой, а для девочки — розовой. При выборе преобладающего цвета можно опираться на советы по дизайну интерьера для любых других комнат, только с учетом предпочтений конкретного ребенка.

Не старайтесь сделать детскую комнату очень яркой, ребенок будет уставать от такой интенсивной цветовой гаммы.

Дизайнеры студии ART- UGOL рекомендуют присмотреться к более спокойным оттенкам: «Многое зависит от характера ребенка, его предпочтений и вкусов его родителей. Поэтому в нашей практике были и достаточно насыщенные цветом детские, и довольно спокойные, пастельные. Мы рекомендуем не перегружать детскую комнату большим количеством мелочей, аксессуаров и обоями с активными рисунками. Пусть лучше ребенок постепенно заполнит пустые места стен своими рисунками, картинками и всем, чем пожелает».

Нужно ли советоваться с ребенком при выборе цветовой гаммы для его комнаты?

«При выборе цвета детской комнаты лучше исходить из предпочтений ребенка. Важно помнить, что каждый цвет имеет множество оттенков. Постоянно находиться в помещении со стенами насыщенного яркого цвета кране тяжело, поэтому лучше выбирать мягкие спокойные тона. Создать настроение в комнате может помочь иллюстрация из любимой книжки ребенка, выполненная прямо на стене мамой или дизайнером. Такая картинка может стать источником вдохновения для ребенка, который будет всматриваться в нее, изучать детали, придумывать к ней продолжение.

Лет с трех-четырех с ребенком стоит советоваться, что будет находиться в комнате и какого цвета. Иначе будет ли комната, называемая детской, принадлежать ребенку или она будет отражать детские желания родителей? Задавая ребенку вопросы, вы сможете узнать его мнение и поучаствовать в формировании вкуса. Таким образом, вы будете обучать ребенка множеству вещей: от умения совершать выбор до навыков отстаивать свое мнение», — считает Анна Бердникова.

Если ваша детская рассчитана не на одного ребенка, очень важно разделить помещение так, чтобы у каждого была собственная территория.

Как минимум, у малыша должен быть личный шкафчик — то, что он может назвать только своим.

«Детская комната — самое изменяемое в процессе жизни помещение. Сначала это маленькая кровать и растущий стол, потом — полноценная кровать и рабочий стол с тумбами и полками для учебы. Поэтому продумывать пространство детской лучше с мыслями на будущее, учитывая как отделку, так и размещение розеток», — подчеркивают дизайнеры студии ART-UGOL.

Главный критерий при выборе мебели для детской — безопасность. Выбирайте устойчивые шкафы и тумбы без стеклянных дверец.

Общие рекомендации по безопасности детской:

  • выбирайте закрытые и желательно ударопрочные светильники;
  • не устанавливайте на дверь детской замок, чтобы маленький ребенок не мог случайно запереться;
  • установите на окна ограничители или дополнительный запорный механизм;
  • обратите внимание на мебель со сглаженными углами или используйте защиту от острых углов.

Мы выбрали в базе N1.RU несколько интересных вариантов детских комнат:

Если вы ищете квартиру, удобную для проживания с ребенком, воспользуйтесь фильтром «Удобно семьям с детьми». Фильтр позволяет отобрать варианты в шаговой доступности от школ, детских садов и поликлиник.

Психология цвета для детских комнат

Мальчикам – голубое, девочкам – розовое. Эти стереотипы до сих пор прочно сидят в головах некоторых родителей.

Однако не всё так однозначно, как хотелось бы думать. И при оформлении детской комнаты следует ориентироваться не только на эти два цвета, но и на то, как в принципе различные цвета оказывают влияние на человека.

Особенно, когда у человека только-только идёт формирование психики.

История цветотерапии

Цветотерапия уходит корнями в глубокое прошлое. Ещё древние цивилизации осознали тот факт, что цвет может влиять как положительно, так и отрицательно на настроение и самочувствие человека. Исходя из этого, родилось такое направление как цветотерапия.

Оно признаётся официальной медициной и успешно применяется врачами различных специальностей.

К примеру, зелёный цвет считается успокаивающим. И если обратить внимание на стены многих медицинских заведений, то они, в большинстве своём, выкрашены именно в оттенки зелёного.

А вот оттенков красного, который действует возбуждающе, там найти невозможно.

Зная некоторые аспекты влияния цвета, можно обустроить детскую комнату так, чтобы ребёнку было там комфортно находиться и заниматься умственной деятельностью. Давайте рассмотрим, как цвета могут воздействовать на настроение и здоровье.

Какие цвета и как влияют на настроение и здоровье

Белый

Светлая комната настраивает на позитивный лад и хорошо отражает внешние источники света.

Однако изобилие белого цвета подсознательно ассоциируется со стерильностью и сдержанностью. Если белый потолок в комнате допустим, то белые стены в сочетании с белоснежной мебелью будут сдерживать порывы активности. Вместо белого цвета лучше выбрать молочный, бежевый или экрю.

И заодно разбавить белое яркими акцентами – картинами, шторами, наклейками на мебель.

Красный

Этот цвет повышает физическую и мозговую активность, настраивает на бодрый лад.

Но не стоит увлекаться этим цветом, так как кроме учёбы, ребёнок в комнате спит и отдыхает. Красные шторы или ковёр совершенно не способствуют здоровому сну. Поэтому, красный больше подходит для акцентного оформления.

Например, на рабочий стол можно поставить настольную лампу с красным абажуром, или же вазочку, выполненную из красного стекла.

Оранжевый

Цвет близок к красному, но столь «агрессивен». Он пробуждает творческие способности, придаёт уверенности в себе.

Также он повышает настроение и аппетит. Как и в случае со своим соседом, перегружать комнату оранжевыми тонами не желательно. При этом можно даже сделать одну из стен акцентной, выкрасив её в оранжевый цвет.

Но при условии, что взгляд ребёнка не будет упираться в неё перед сном.

Жёлтый

У жёлтого цвета много разных оттенков, от ярких и кричащих до достаточно спокойных.

В целом, этот цвет повышает активность и помогает сосредоточиться. В интерьере жёлтого цвета человеку не грозят ни депрессия, ни состояние уныния. Кроме того, отмечен любопытный факт – в стенах жёлтого цвета экзаменационные отметки в среднем оказываются выше.

Жёлтый подталкивает к изучению нового и способствует собранности.

Зелёный

Зелёного цвета много в природе, и он помогает расслабиться. Возможно, таким образом, человек подсознательно ощущает себя в первозданном мире, который его защищает и даёт пищу.

Оттенки зелёного оказывают положительное влияние на гиперактивных детей, однако если ребёнок по природе спокоен и медлителен, то как раз с ним «зелёная комната» может сыграть злую шутку.

Однако в сочетании с другими яркими цветами, создаётся равновесие.

Голубой

У голубого цвета не столь однозначная репутация.

С одной стороны, он, как и зелёный цвет, способствует расслаблению. Но с другой, он рассеивает внимание и мешает сосредоточиться. Здесь как нельзя кстати подойдёт выражение «летать в облаках».

Читайте также:  Стиль хай тек

Лучше этот цвет расположить рядом с кроватью, но никак не рядом с рабочим столом.

Синий

Синий цвет достаточно капризен в интерьере.

Из положительных качеств следует отметить, что он положительно воздействует на сон и помогает снять напряжение. Но не зря в английском языке слово, обозначающее синий цвет, является омонимом к хандре.

Слишком много синего мешает сосредоточиться и наводит тоску.

Фиолетовый

Этот красивый цвет вызывает споры среди психологов.

Кто-то называет его цветом творчества, а кто-то склоняется к тому, что такой цвет уж больно фантастичный и отрывает от реальности. Как бы то ни было, фиолетовый, как и красный цвет, следует использовать акцентами.

И лучше, чтобы это был не яркий или глубокий цвет, а светлый и ненасыщенный.

Серый

Первая ассоциация с этим цветом – скука и однообразие.

Однако, как любой другой цвет, серый имеет свои положительные качества. Он действует успокаивающе и придаёт уверенности. Недаром это второй по популярности цвет деловых костюмов. Чтобы комната не казалась скучной, разбавьте серый цвет яркими оттенками.

Тем более, что он сочетается со многими цветами.

Чёрный

Чёрный цвет мало подходит для оформления жилых комнат. И особенно не рекомендуется использовать его в детской.

Некоторые подростки сознательно начинают добавлять в интерьер чёрный цвет. Это не повод для сильного беспокойства, однако, если такое происходит, стоит обратить внимание и на другие изменения в поведении.

Возможно, именно сейчас ребёнку нужна поддержка родителей и их доверие.

Исходя из характера ребёнка и его предпочтений, можно прийти к некоторым компромиссам и создать в детской комнате цветовое равновесие.

Это может поспособствовать улучшению сна и успеваемости. Но, конечно же, на один только цвет уповать не следует и не стоит выкрашивать комнату в один оттенок.

Для комфортного и правильного развития личности нужно присутствие множества других факторов, о которых ни в коем случае нельзя забывать.

5 главных советов психолога по обустройству детской комнаты

Какой должна быть комната ребенка? Красивой, но при этом уютной и безопасной. Здесь кроха знакомится с окружающим миром, начинает развиваться, поэтому в интерьере нужно учесть некоторые важные детали.

В психологическом плане детская комната играет серьезную роль при становлении индивидуальности ребенка. Учитывая это, родителям нужно подойти к ее обустройству со всей ответственностью. Задача непростая: в одном помещении нужно разместить зону для сна, игр, учебы, а еще нужен некий «уголок потерянных вещей» и «лаборатория». Что это, зачем все это нужно малышу? Читайте в нашей статье.

1. Зеркало

Психологи настоятельно рекомендуют размещать зеркало или трюмо в комнатах и девочек, и мальчиков. Оно позволит ребенку рассматривать себя с разных ракурсов. Зеркало поможет малышу сформировать правильное представление о своей внешности и нормальную самооценку, а также приучит к опрятности.

«Как раз заканчиваем делать детскую для своей девочки четырех лет, и что хочу сказать, зеркало в детской не просто нужно , а необходимо!

Не нужно забывать что это детская комната, поэтому все должно быть надежно и безопасно, но и удобно для ребенка. Ведь это очень хорошо и нужно для ребенка, чтобы она всегда могла посмотреть на себя в зеркало, прихорашиваться при выходе на улицу, училась сама расчесывать волосы свои. Ведь уже с раннего детства у ребенка вырабатывается вкус, поэтому не нужно запрещать красить губки детской помадой, а нужно показать ребенку как это нужно делать чтобы она была красивой а не смешной, умела это делать.

В нашем случае, мы поставили зеркало в одной дверке шкафа и еще дополнительно и трюмо, размер комнаты позволяет это сделать так как много места, получилось очень оригинально, со вкусом, красиво.»

Читаем также:

Смотрим видео: нужно ли Зеркало в Детской Комнате?

2. «Уголок потерянных вещей»

Такая зона в детской позволит родителям воспитать в ребенке собранность, (кстати, собранность не только ребенка, но и вашей собственной!). Сюда домочадцы будут приносить предметы, которые лежали не на своих местах. Так что, возможно, среди них обнаружатся не только детские вещи, но и крем мамы или носки папы. Чем не взаимоконтроль в действии? Подобная наглядность даст сто очков вперед любым педагогическим наставлениям.

3. «Мешочек добрых дел»

Такой мешочек можно сделать вместе с малышом и украсить его вышивкой или аппликацией. Подойдет также яркая коробка, разрисованная забавными картинками. Положите рядом большие пуговицы или маленькие кубики, или бусины разных цветов. Яркие будут обозначать добрые дела, темные – плохие поступки.

В 2-3 года ребенок уже знает, что такое хорошо и что такое плохо. И, наверняка, вы не раз говорили об этом. Но одних слов с детьми бывает недостаточно. Мешочек позволит демонстрировать это наглядно. Так, если малыш покормил собаку или вымыл за собой кружку, поместите в мешочек яркую пуговицу. Если он ударил другого ребенка на детской площадке или отказался убирать разбросанные игрушки, отмечайте такие поступки темной пуговкой.

Обязательно объясняйте, почему те или иные поступки считают хорошими или плохими. Поговорив с малышом, убедитесь, что он все понял. (Если ребенок спорит с вами, не соглашается — выслушайте его точку зрения, выскажите свою, ведь в этот момент родителям крайне важно не диктовать что-то, а прийти к соглашению, чтобы ребенок вас действительно понял.) В конце недели устройте семейное подведение итогов: высыпьте на стол пуговицы и посчитайте их.

4. Лаборатория

Дети познают окружающий мир каждую минуту. Это маленькие исследователи, которые изучают игрушки и различные предметы вокруг себя. Если малышу интересно, как устроена его машинка, почему она ездит, как и из чего она сделана, почему часики все время тикают, а для чего нужен вот этот винтик и почему он обратно на место не становится? Родителям следует радоваться, если ребенок задает вам эти вопросы, значит, он нормально развивается.

Можно создать целую лабораторию в детской, это не сложно. Разместите пару полок или ящиков, а в них храните то, что может быть любопытно для крохи: лупу, бинокль, магниты, калькулятор, сломанный домашний телефон — да все что угодно. Добавляйте периодически новые вещи, объясняя, для чего они нужны и как работают (не забывая убирать уже отслужившие, к которым ребенок потерял интерес).

5. Шкаф находок

Для обустройства этой зоны подойдет не только шкаф, но и этажерка или простая полка, куда можно будет складывать предметы, найденные ребенком или другими членами семьи. Это могут быть красивые листья, цветные фантики, камешки и т.д. Находки и разговоры о них помогут развить наблюдательность, фантазию, чувство прекрасного и разговорную речь малыша. Поэтому разговаривайте о находках, просите кроху объяснить, чем они так понравились, на что похожи.

Обстановка детской должна стимулировать развитие крохи. Создание перечисленных зон помогут сформировать у малыша важные качества: опрятность, любознательность, собранность, старательность. Шкафы и полки компактные, много места они не займут, зато принесут огромную пользу в воспитании ребенка.

Читаем также:

Когда мы создаем интерьер, то продумываем каждую мелочь, каждую деталь, желая, чтобы в комнате было все идеально. Нам всем хочется “изюминки” в своем интерьере или же “вишенки на торте”. Таким объектом могут быть фотообои. Выбрать, купить, и посмотреть как выглядят фотообои в интерьере можете тут — https://fotooboi.biz/photooboi-interior

Как создать идеальную детскую комнату: 6 лайфхаков для родителей

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Психология: Детская комната и право на уединение

Почему покупка детского шалаша, домика или палатки — едва ли не самое главное приобретение для интерьера, которое нужно вашему ребенку

Уединение и частная жизнь
Когда мы становимся взрослыми, мы очень ценим нашу личную жизнь, право на неприкосновенность наших тайн и секретов. Мы любим иногда побыть в одиночестве и отдохнуть от суеты повседневной жизни, найти себя. С определенного возраста этот вопрос становится актуальным и для детей.

Миновав всего лишь трехлетний рубеж, малыши могут начинать строить домики (из стола и скатерти), норки и другие укрытия, куда может быть запрещен вход взрослым (и даже любимому мишке).

Дети дошкольного и младшего школьного возраста обожают обустраивать шалаши и «гнезда» в тени деревьев. Комната подростка зачастую представляет из себя одно большое убежище с надписью «Не входить» на двери. Почему это так важно для них? Что это им дает?

Точно также, как и мы, взрослые, дети нуждаются в личной жизни и в каком-то собственном тайном уголке, на который они могут рассчитывать, когда устали или переполнены эмоциями. Психологи, изучавшие поведение и эмоции детей в возрасте от 3-х до 5-ти лет (Maxwell, 1996), выяснили, что в укромном уголке особенно нуждаются детишки, которые постоянно посещают детский сад и/или живут в большой семье. В противном случае — разумеется, в зависимости от индивидуальных характеристик и длительности пребывания среди других людей, — они могут быть подвержены агрессии, тревоге или гиперактивности.

Когда у ребенка реализовано право на уединение в своем тайном убежище, это способствует развитию его самооценки. А если еще родители позволяют персонализировать убежище — это здорово влияет на формирование самоидентичности ребенка, понимания, что он такой один, уникальный, отличающийся от других. Например, если речь идет о комнате подростка, этот момент становится хорошо понятен: с определенного возраста дети ценят возможность повесить на стены постеры или рисунки, выбрать обои или другие предметы интерьера.

Это ни в коем случае не капризы: размещая на стене какое-то «украшение» по своему вкусу, дети не просят слишком многого. Они развивают свою уникальность как личности вполне осязаемым образом. Не запрещайте им этого, пожалуйста. Разумеется, до тех пор, пока они не разломали весь дом, чтобы перестроить его.

Читайте также:  Как сделать жизнь удобней - полезные "мелочи"

Окружающее пространство и жизненные цели
Некоторые исследователи выявили любопытную взаимосвязь между расстоянием, на которое перемещается ребенок в пределах знакомой территории, и его навыками постановки целей и мотивации к достижениям ( Korpela, Kyttä, and Hartig, 2000). Более конкретные выводы пока делать рано, но эта связь точно имеется: проверяя свои возможности по самостоятельному передвижению на «общественном» пространстве, ребенок тренируется самостоятельно ставить цели и добиваться их.

В больших городах сегодня, к сожалению, дети до какого-то более или менее сознательного возраста в основном находятся под присмотром взрослого, и им представляется не так уж и много случаев, когда они могут проверить на практике, насколько далеко могут зайти в прямом смысле этого слова. Но если вы живете за городом или на даче, у вашего ребёнка появляется шанс.

Чувство контроля над окружающим миром: это важно
В этом большом и таком разнообразном мире становится очень значимым, если у тебя есть свое собственное место, над которым у тебя есть контроль. Наличие такого укрытия, его поддержание и защита помогает справляться с тревогой, болью и внешними угрозами. Все люди хотят хорошо себя чувствовать, не испытывать страх и иметь достаточно высокую самооценку — и дети не являются исключением из этого правила. Достичь этого им позволяют как раз-таки их гнезда, детские шалаши, домики, норки и — в более старшем возрасте — «бункеры» в виде отдельных комнат. Многие подростки наделяют свои «домики» человеческими качествами — например, говорят, что «он как будто бы может выслушать тебя, когда тебе плохо».

Входя в знакомое и защищенное от воздействия окружающего мира место, ребенок (или подросток) блокирует поступление извне негативных событий, разочарования, утомления и стресса. Это происходит с помощью таких понятий, как чувство принадлежности, ощущение безопасности, чувство, что тебе что-то знакомо, восприятие «домика» как заботливого и безусловно принимающего старшего друга.

Позитивные эмоции, которые связаны с персонализацией «домика» своими собственными вещами — или вещами по своему вкусу, — помогают переработать стресс. Ощущение, что ты как будто бы совпадаешь с окружающим тебя пространством и контролируешь его, дает возможность узнать что-то новое о себе и о ситуации, которая была до того момента, как ты отправился в убежище.

А вот потеря контроля над «домиком» — это один из довольно травматичных жизненных опытов, причем и для взрослых тоже.

Что конкретно делать?
Собственный «домик» не помешает любому нормально развивающемуся ребенку. Но советы ниже особенно важны, если вы с детьми недавно переехали на новую квартиру (и ребенок привыкает). Как мы можем помочь ребенку адаптироваться к изменившимся условиям?

1. Создайте для него персональное убежище. Можно сделать детский домик или приобрести готовую/сборную конструкцию в магазине.

2. Пусть ребенок даст имя, название своему новому «домику». И выберет его самостоятельно — не навязывайте ваши варианты. Ваша задача — подсказать саму идею.

3. Помогите ребенку наделить новое убежище положительными человеческими качествами, такими как заботливость, внимательность, дружелюбие, интерес, принятие.

5. Украсьте домик по своему вкусу — точнее, по вкусу ребенка. Пусть даже на стене висит, на ваш взгляд, каля-маля, а на взгляд вашего ребенка — самый главный из трансформеров (или самая главная феечка). Только бы это помогло ему справиться со стрессом.

6. Зафиксируйте все хорошие воспоминания ребенка с помощью фотографий или вещей из старого «домика» — это ускорит формирование чувства принадлежности и привязанности к новому месту после переезда или ремонта в детской комнате.

Обустройство детской комнаты с точки зрения психологии

Детские комнаты не бывают и не могут быть одинаковыми, но существуют базовые рекомендации, которые помогут сделать комнату максимально функциональной, удобной и полезной для развития ребенка с учетом особенностей его характера. Как это сделать – читайте в нашей статье.

Для чего нужно зонирование и как его выполнять?

Основные черты характера заметны уже в детстве, и начать их корректировать можно с помощью правильного оформления. Например, детям с рассеянным вниманием рекомендуется делать комнату в сдержанных цветах и с четким разделением на зоны. А вот помещать в пеструю комнату меланхоличного ребенка, наоборот, нельзя – он будет ощущать себя чужим.

Но суть психологического подхода состоит не только в выборе цветового оформления. Проработать характер помогут правильное зонирование, детская мебель, продуманный интерьер, удобное хранение вещей. Если комната спланирована верно, то по мере взросления можно вносить изменения, не нарушая основных принципов разделения на зоны.

Разграничить пространство можно разными цветами, напольными покрытиями, отделочными материалами, бордюрными лентами и мебелью.

Спальная зона в детской комнате

Зона сна – одна из самых важных для ребенка. Она становится для него местом уединения, где никто не будет его беспокоить. Поэтому, независимо от темперамента ребенка, лучше превратить зону отдыха в уютный «домик», шалаш, завесить кровать ширмой или балдахином, или еще как-то обозначить, что это именно его зона (например, добавить на входе указатель «Посторонним В»).

Располагать кровать лучше у стены подальше от окон и батарей, рядом стоит предусмотреть удобный светильник, которым ребенок будет пользоваться сам.

Независимо от того, как обустроено спальное место (выдвижная кровать, кровать-чердак или даже двухъярусная кровать для двоих детишек), цветом для зоны отдыха, с точки зрения психологии, рекомендуется выбирать расслабляющие голубые, синие или фиолетовые оттенки.

Примеры, как хорошо и плохо можно оформить спальную зону:

Творческая и учебная зона в детской

Неизменным атрибутом для учебной зоны станут парта и стул, где можно не только делать уроки, но и развивать творческие навыки. Причем важно выбрать стул, который легко регулируется и сохраняет осанку.

Для тех, кому трудно сосредоточиться, психологи рекомендуют оформить учебную зону в зеленых цветах, так как они настраивают на дисциплину. А вот детей, которым не хватает желания учиться, привлекут желтые, рыжие и красные тона. Подойдет и мягкий светло-фиолетовый цвет, который способствует умственной активности.

Яркие плакаты, таблицы и карты помогут сконцентрироваться на делах. С их помощью проще учить алфавит, таблицу умножения или запоминать слова. Можно сделать доску с мелками, чтобы оставлять ребенку записки. Мебель для хранения лучше подобрать вместительную, чтобы было проще придерживаться порядка, а приучить к правильной сортировке помогут тематические наклейки.

Поставить стол стоит возле окна, так как там много естественного света. Искусственное освещение устанавливается по правилам: лампа должна быть яркой и стоять слева, если ребенок правша, и справа, если он левша.

Примеры, как хорошо и плохо можно оформить учебную зону:

Игровая зона в детской

Игровое пространство стоит заметно отделить, чтобы ребенок считал это место зоной свободы. Например, положить большой и удобный ковер, на котором можно разбрасывать игрушки. Для достаточно спокойных детей подойдут подиумы с внутренними ящиками для хранения. Зоной для игр может стать как верхняя, так и нижняя часть.

Для детей, склонных к активным играм, лучше предусмотреть место для выхода энергии: шведскую стенку, качели, зону для дартс или настольный хоккей. А вот спокойные дети вряд ли будут уделять внимание турникам. Здесь важнее отделить зону для сбора конструкторов или железной дороги.

Девочкам понравятся атрибуты небольшого салона или кафе: маленький столик и креслица, небьющиеся чашечки и тарелочки. Не забудьте отвести место для кукольного домика.

Примеры, как хорошо и плохо можно оформить игровую зону:

Место для хранения

Одной из самых удобных для детской считается модульная мебель: вы сами решаете, сколько нужно полок, антресолей, шкафчиков. Все модули сделаны в одном стиле и подогнаны по размеру, поэтому хорошо сочетаются.

Подойдет и трансформирующаяся мебель: это многофункциональные конструкции из полок, кроватей, лесенок, шкафов. Пеленальный столик с течением времени может стать столом для компьютера, кроватка вырастает вместе с ребенком, а диван трансформируется в кровать из двух ярусов. Особенно подойдет в небольшую детскую «шкаф-кровать», который днем откидывается, освобождая игровую зону.

Очень удобны системы вертикального хранения с выезжающими контейнерами – такой вариант подойдет и в том случае, если у вас несколько детей. Вещи старших можно разместить наверху, а малышей – внизу.

Примеры, как хорошо и плохо можно оформить места хранения в детской:

Цвета, освещение и материалы

Выбирайте для оформления детской комнаты светлые тона для пола и потолка – они помогут сделать пространство более просторным и светлым.

На рисунке представлена коллекция мебели TOWER LAND, фабрики NewJoy.

Важно установить достаточно источников освещения: мебель с подсветкой, потолочные и боковые светильники.

На рисунке представлена коллекция мебели Danza, фабрики Dana.

Выделить стену, находящуюся в тени, можно с помощью персикового или желтоватого оттенка – так она станет солнечнее и теплее.

На рисунке представлена коллекция мебели Саванна, фабрики Meblik.

А для приглушения акцента можно добавить прохлады, выбрав зеленоватый или голубоватый цвет.

На рисунке представлена коллекция мебели Силуэт, фабрики SOFTFORM.

Для пола лучше выбрать экологичный, теплый и нескользкий материал, который вписывается в общее цветовое решение.

Успокоят слишком активных детей релаксирующие материалы: дерево, ротанг или пробка для пола и плетеная мебель с покатыми углами.

На рисунке представлена коллекция мебели Nature, фабрики Cilek.

Обустраивая детскую, позволяйте ребенку проявлять инициативу и самому выбирать рисунок обоев, шторы и мебель для детской комнаты, обосновывая свой выбор. Ищите компромисс вместе, чтобы сделать детскую по-настоящему родной и уютной для ребенка.

Ссылка на основную публикацию