Сады Китая
Территория Сада мастера рыболовных сетей охватывает 5 400 кв.
Китайский культурный сад, открытый в 2001 году, находится в 18 километрах от центра Пекина.
Классические пейзажные сады Сучжоу – – поэзия, украшающая будничную жизнь.
Оранжерея пекинского ботанического сада находится в самом центре сада.
Это без преувеличения один из известнейших парков мира и один из самых живописных уголков Китая.
Древний сад шелковицы открыт с 2002 года.
Летний Дворец Ихэюань был построен в период с 1115 по 1234 год, впоследствии постоянно расширялся и превратился в великолепный комплекс: роскошный императорский сад с несколькими сотнями построек и декоративных элементов.
Сад Daguanyuan был разбит в юго-западной части Пекина в 1989 году на площади в тринадцать гектаров.
В самой северной части Запретного города находится Императорский сад – Юйхуаюань (Yuhua Yuan).
Сад Юн Тай, название которого переводится как «жемчужина города цветов», является одним из самых больших садов такого типа не только в городе, но и во всем Китае.
Сиреневый сад в Шанхае – удивительно тихое место для отдыха от шумного города.
Сад Каса – это небольшой небольшой сквер, расположенный на полуострове Макао.
Сад Пэнцзин (бонсаи) семьи Бао первоначально принадлежал богатым китайским промышленникам.
Сиреневый сад – одна из живописных достопримечательностей Пекина.
В 1999-м году Китай бросил вызов всему миру, пригласив десятки стран поучаствовать в “Ярмарке садового искусства”.
Китайский национальный сад Grand View общей площадью около 40 гектар является мультикультурной площадкой, на которой каждая этническая группа представляет свою традиционную архитектуру, народные обычаи, музыкальные и танцевальные представления, ремесленные изделия и национальную кухню.
Сад тюльпанов Jinzhan расположен в северо-восточной окраине Пекина.
В 1140 году отставной чиновник решил разбить сад – и поскольку себя он именовал рыбаком, то и сад получил соответствующее название: Сад Хозяина Сети.
Сад «Ю-юань», или «Сад радости», находится в центре Шанхая и является одной из главных его достопримечательностей.
Сад Shidu Juma является частью большого природного парка курорта Шиду и находится всего в двух часах езды от Пекина.
Сад обозрения цветов мира является крупнейшим ботаническим садом в Пекине.
Сад Kezhi является самым большим садом в районе Zhujiajiao.
Сад Юй Юань был построен более 400 лет назад, в эпоху правления династии Мин (1368 год – 1644 год).
Сад птиц в Пекине – живописный уголок, где содержатся поющие птицы.
Сад Спокойствия и Долголетия расположен во Внутреннем городе с западной стороны от одноимённого дворца.
Самый прекрасный сад Сучжоу – Сад «Сад скромного чиновника».
Сад скромного чиновника (китайское название – Чжочжэнюань) – один из лучших образцов частной садово-парковой архитектуры, великолепное место для отдыха и долгих прогулок.
Сад Уединения в Сучжоу называют одним из шедевров китайской садовой архитектуры.
парки и сады
Парки и сады Китая
Китайская цивилизация оказала огромное влияние на развитие человечества. В Китае были изобретены шелк, фарфор, порох, но еще важнее достижения китайской философии, искусства, культуры. Китай на протяжении почти 2000 лет развивался замкнуто, благодаря чему китайская культура отличается самобытностью. Позже ее влияние проникло в Центральную Азию, Индокитай, Корею, Японию.
В культурной истории Китая фигурируют два выдающихся вероучителя – Конфуций и Лаоцзы. Конфуций (Конфуцзы, или Жуцэяо) – легендарный китайский мудрец, основатель конфуцианства – одного из трех главных религиозных учений Китая. Конфуцию (551-479 гг. до н.э.) приписываются две книги – «Книга истории» и «Книга од». В первой он собрал изречение легендарных правителей, во второй – старинные баллады и песни. Конфуций сформулировал золотое правило: «Не делай другому того, чего ты не желаешь себе». Он проповедовал гармонию в жизни, а его религией была этика. Созданный им образ идеального человека имел в основе главные добродетели: ум, храбрость и добрую волю. Он считал самосовершенствование корнем социального развития, а искренность – той чертой, к которой должен стремиться каждый. Большое значение Конфуций придавал красоте, правдолюбию и верности.
Лаоцзы (Ли Эр) – древний китайский философ, основоположник даосизма, второй из трех основных религий Китая (третья религия – буддизм). Лаоцзы (604-517 гг. до н.э.) был хранителем императорской библиотеки при дворе Чжоу. Главный его труд – «Книга добродетели», в которой он призывает к самоуглублению и освобождению своего «я» от оков повседневности. Лаоцзы проповедовал добродетель во всех ее проявлениях «Отплати за обиду добром»; «Ко мне добры – добр и я. Но с недобрыми я все равно буду добр, чтобы сделать их лучше».
Для даоизма также характерны любовь к природе и проповедь покоя. Он оказал сильное влияние на поэзию, живопись, садово-парковое ландшафтное искусство.
Буддизм пришел в китай в 64 г.н.э., в царствование императора Мингти из династии Хань. В течение трехсотлетнего правления династии Тан (618-907 гг.) между Китаем и Индией существовала оживленная связь по «Великому шелковому пути». Буддизм оказал существенное влияние на общественную жизнь и политическую обстановку в Китае, на его архитектуру, живопись, литературу и садово-парковое ландшафтное искусство.
Китайские исследователи считают, что история садово-паркового ландшафтного искусства насчитывает более трех тысячелетий. Наиболее известны императорские сады. Свободная ландшафтная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями дворцовых зданий, прямоугольных дворов. В наиболее важных в композиционном отношении местах размещались беседки, мосты, обычно покрашенные в яркие цвета – красный, изумрудно-зеленый, желтый и др.
Многие императоры были покровителями садово-паркового ландшафтного искусства. Так, император Цинь Шихуанди, по повелению которого в период «Воюющих государств» (475-221 гг. до н.э.) была построена для защиты от набегов кочевников с севера Великая Китайская стена, имеющая общую длину 6350 км, известен также как владелец огромного парка.
Знаменитый парк Ихэюань (Парк спокойствия) при летнем дворце китайского императора по окраине Пекина, построенный в XVIII в., занимает площадь 330 га, из которой только одну пятую часть занимают горы, узкие полоски земли и островки, а четыре пятых – акватории. В парке представлены все типичные ландшафты Китая и основные приемы садово-паркового ландшафтноо искусства.
В парке Бэйхай (Северное море), находящемся в центре Пекина, рядом с Запретным городом, из 104 га площади 54 га занимают озера. Над парком возвышается гора, расположенная на одном из островов, с которой открывается живописный вид на парк и Запретный город.
В Древнем Китае получили развитие три основных вида садово-парковых ансамблей: крупные императорские парки, сады монастырей и храмов и небольшие частные сады при жилых домах. В садово-парковых композициях творчески воссоздавались природные ландшафты Китая с применением принципов: инь – действовать в зависимости от местных условий; цзе – максимально использовать окружающую природу; определять главное и второстепенное; применять контраст – большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое; в малом добиваться большого эффекта; стремиться к достижению гармонии пропорций, последовательному раскрытию видов; учитывать фактор времени при восприятии ландшафтных пейзажей.
Крупные императорские парки создавались в расчете на восприятие пространственной композиции ландшафтного дизайна в движении. В парках прокладывались специальные маршруту, при движении по которым последовательно раскрывались пейзажные картины. Малые сады создавались в расчете на восприятие со статичных видовых точек, с которых открывались красивые виды.
В Китае с давних времен почитаются особенно выразительные природные ландшафты, такие, как, например, горный пейзаж на реке Лиянг близ города Гуйлина, получивший название «самое красивое место в мире». Своеобразная канонизация таких ландшафтов нашла отражение в садово-парковом ландшафтном искусстве.
В садах и парках создаются композиции ландшафтного дизайна их камней в сочетании с древесно-кустарниковыми группами, разнообразные водные устройства. Сады и парки украшаются беседками, павильонами, галереями, а также скульптурами львов и других животных, птиц, каменными стелами со стихами и изречениями мудрецов. У входов в парки, на видовых площадках и в других важных в композиционном отношении местах устанавливались «пайлоу» – богато украшенные ворота своеобразной формы.
«На небе есть рай, на земле – Сучжоу и Ханчжоу» – эта китайская поговорка пришла из XII в. в описании Марко Поло, посетившего город Сучжоу в 1276 г., много восторженных впечатлений. Уже тогда в городе было 6000 мостов, множество пагод и храмов. В период расцвета в Сучжоу было более 100 садов и парков. Исторические карты свидетельствуют, что своих современных размеров город достиг уже в XII в. Старая часть города окружена стеной, которая частично сохранилась. Сучжоу – один из самых древних городов не только Китая, но и всего мира. Расцвет города связан с завершением в XIII в. строительства Великого китайского канала, который протянулся с севера (Пекин) до города Ханчжоу на 1782 км и составил альтернативу ненадежным морским путям. Канал, столь же грандиозное сооружение, как и Великая китайская стена, в отличие от последней, продолжает активно использоваться до сих пор. Сучжоу, расположенный вдалеке от моря, стал крупным портом и центром торговли, в котором разместились зерновые склады, было налажено производство шелка. В XIV в. город стал ведущим в Китае центром по производству шелка. Это был город китайской аристократии, знаменитых ученых, художников и архитекторов. Вершины своего развития город достиг в XVI в.
В богатых торговых городах сады и парки строили не только императоры и их наместники, но и торговцы, промышленники, государственные чиновники, ушедшие в отставку. В Сучжоу и Ханчжоу сохранились шедевры китайского садово-паркового ландшафтного искусства, созданные в XII-XVI вв., включенные в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В них нет официальной парадности императорских парков.
Сад Ваншиюань (сад Рыбака) в г. Сучжоу создан в XII в. как частный сад. На площади 0,4 га имеется пруд площадью 400 кв.м, живописные искусственные горы, композиции ландшафтного дизайна из деревьев, кустарников, цветов. Тщательная композиционно-пространственная организация ландшафта сада позволяла его владельцам любоваться красотой природы во все времена года. В настоящее время это памятник всемирного культурного наследия, который ежегодно посещают миллионы туристов.
Сад Чжочжэнъюань (сад Скромного чиновника) в г. Сучжоу, созданный в XVI в. на площади 4,1 га как частное владение. Сад является памятником садово-паркового ландшафтного искусства, включенным в Список всемирного культурного наследия. Водное пространство занимает три пятых площади сада. Главные сооружения фасадами обращены к водоемам. В северной части сада построены два острова с искусственными горками и гротами. На островах и на берегу водоемов расположены беседки, с которых открываются живописные виды на воду с лотосами. Острова соединены с берегами мостиками, по которым приятно гулять. В воде и на берегу растут цветы, травы и деревья, которые создают выразительные ландшафтные композиции.
В садово-парковом ландшафтном искусстве Китая широко применялись постулаты Фэншуй (фэн – воздух и шуй – вода) – традиционного китайского искусства гармоничного формирования жизненной среды на основе изучения закономерностей природы. Постулаты Фэншуй используют и развивают древнюю философию даосизма, проповедовавшую примат природы, необходимость ее познания, учет происходящих в природе процессов при организации среды жизнедеятельности людей.
Влияние Фэншуй на садово-парковое ландшафтное искусство проявлялось в выборе местоположения садов и парков, включении в их ландшафтную композицию природных комплексов – рек и озер, гор и холмов. Парковые ландшафтные композиции формировались не только по законам гармонии и красоты, но и с учетом законов движения энергии. Большое внимание уделялось изменениям, происходящим в природе (движение воды, ветер, свет и тень, туман, дождь, снег и т.п.) и человеческим ощущениям (радость, печаль, др.), что связано с идеей единения природы и человека.
Только глубоко понимая природу можно правильно обобщить ее закономерности и повторить ее типичные виды при ландшафтном строительстве садов и парков.
Китайцы считают, что вода вселяет в сад жизнь. Даже в районе, богатом водными ресурсами, водоемы в садах выкапывались искусственно. На воде обязательно плавали лотосы и другие гидрофиты, чтобы наполнить водоем жизнью, при этом возбранялось закрывать растениями всю водную поверхность, иначе создавалось препятствие для отражения построек в воде. Берега водоемов делались извилистыми и оформлялись камнями так, чтобы, стоя на них, можно было любоваться ландшафтным пейзажем или поиграть с водой.
Уроки китайского. Урок второй: обязательные элементы китайского сада
В предыдущей статье (Уроки китайского. Урок первый: китайская философия сада) мы говорили о принципах, лежащих в основе традиционного для Поднебесной ландшафтного дизайна. Теперь настало время рассмотреть поближе те элементы сада, которые придают ему неповторимый национальный колорит, формируют собственно китайский стиль.
Из каких же элементов складывается китайский сад?
Роль и значение воды в саду
Обязательная принадлежность китайского сада – шум падающей воды, ибо ничто иное так не успокаивает, не помогает достичь внутренней гармонии. Вода – стихия, которая в саду (равно как и в природе) предстает в двух качествах: это и зеркало мира, воплощение покоя, и примета вечного движения, текучести, постоянных перемен. Олицетворением первого качества служит озеро или какой-либо водоем со стоячей водой; второе качество олицетворяют речка, ручей, водопад.
В продуманном и сбалансированном саду желательно иметь как «живую» воду (водопад), так и водную гладь (водоем со спокойной, неподвижной водой). Не следует забывать о практическом назначении садовых водоемов: из них брали воду для хозяйственных нужд, их берега служили местами пикников и прогулок.
Водоемы, особенно рукотворные, не имеют высоких берегов и облицовки. Императорские павильоны на островках строили так, чтобы периметр фундамента сооружения максимально приближался к размерам самого острова. Таким приемом добивались впечатления, что они «вырастают» прямо из воды.
Спокойная вода — зеркало мира, воплощение покоя
Создается особый мир отражений. Садовые дорожки и тропинки проходят часто над самой водой, а через водяные потоки перекинуты «верблюжьи», или горбатые мостики. Значительная часть пространства водоемов занята нимфеями и лотосами.
Живая вода – водопады. Их можно создать элементарно – всего лишь правильно организовав сток с крыши. В Китае крыши павильонов делают так, что дождевая вода низвергается с них, как настоящий водопад. А в наших широтах воды слишком много, поэтому мы на нее мало обращаем внимания. Но если вдуматься, мы тоже любим летом сидеть на открытой веранде во время дождя и слушать шум падающей воды. И в наших садах, под нашими крышами всегда можно создать некий водоем, в котором вода будет собираться для полива, выполняя одновременно роль водной глади.
Камни как элемент пейзажа
Камень – сложный материал, сочетающий в себе природные и антропогенные качества: он был создан природой, но поддается обработке человеком. В китайском саду «камень уравновешивает природные стихии дерева и воды и знаки человеческого присутствия – архитектурные сооружения». В их садовой традиции камень — это «чистая энергия неба и земли». Поэтому камню в саду отводится важное место.
Камню в китайском саду отводится важное место
Необходимо найти и принести в сад «правильный» камень. Не менее важно – точно и в нужном месте его расположить. Камень может быть один – большой, но очень красивый; его размещают на подставке или включают в композицию. Может быть и композиция из камней самого разного размера, цвета, фактуры и так далее. Особо ценными считаются камни с переливами, узорами, вкраплениями разнообразных цветов. Они ценны с художественной точки зрения, а с философской и релаксационной рассматриваются как вместилище энергии, предмет, влияющий на чувства человека. Их слушают, их созерцают.
Для выразительности композиций сада используют искусственные горки из камней. Они могут быть созданы даже без использования растений. Один из китайских философов по этому поводу говорил: «Больше всего я не люблю, когда из камней строят высокие горки. Придумывать сложные каменные нагромождения – это занятие низких ремесленников, тут нет простоты и естественности. Куда лучше среди редких деревьев и изящных бамбуков поставить большой камень, а рядом насыпать холмик, чтобы можно было на него взойти и глядеть с высоты, как будто вокруг – нетронутая природа».
Ограждения
Сады в Китае принято огораживать, поскольку они – символ рая на Земле. Ограда выделяет особое пространство сада и делает его «миром в мире». С практической точки зрения это граница усадьбы или земельных владений. Создается же ограда как часть окружающего ландшафта, она всегда строится с таким расчетом, чтобы не разрушить рельеф местности, а точно следовать его складкам, взбегая вверх и вниз по склонам холмов подобно «извивающемуся дракону».
Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим, и практическим целям
Посмотрите на Великую Китайскую стену – и все вопросы отпадут сами собой. С определенной долей воображения можно увидеть в причудливых изгибах стен подобие дракона, защищающего пространство сада, а дракон на Востоке всегда почитался как хранитель жизни, покровитель водной стихии.
Стена китайского сада служит и символическим, и эстетическим целям, даже если она просто зрительно разграничивает сад. Ограда как таковая сама по себе располагает к «созерцанию теней, отбрасываемых цветами и бамбуком в лунную ночь». Нередко на стене оставляют пустое пространство, где друзья или почетные гости могут собственноручно начертать надпись.
Ворота
Ни город, ни сад не может обойтись без ворот. Они всегда богато украшены, имеют символическую надпись. Ворота могут быть даже без стен или ограды, ведь они сами по себе служат символом, знаком.
Павильоны
Китайский сад или парк невозможен без архитектурных сооружений, обозначающих человека. Они могут быть самыми разными: павильоны и беседки, дворики и крытые черепицей галереи, домики для чаепития и музицирования, кабинеты и башни, жилые здания и террасы, позволяющие любоваться парком при любой погоде.
В саду всегда есть архитектурные сооружения
Все подчинено идее созерцания из любой точки сада. Всегда важно, что бы созданное человеком находилось в единении с природой, в соответствии с ней, с пейзажем.
Проходы и окна
В Китае принято придавать проемам и проходам в оградах, калитках, в садовых сооружениях форму круга, овала, шестигранника или восьмиугольника, грушевидную или форму тыквы-горлянки и так далее. Первоначально, учитывая особенности национального быта, закрытых дворов, окна в стенах служили «окном в мир». Во дворцах они чаще всего были нарисованы, чтобы извне никто не мог видеть внутреннюю жизнь. Но далее в садах они трансформировались в знаки космического цикла перемен. Их главнейшая задача – передать связь между внешним и внутренним пространствами.
Дом открывается саду через окно, а сад через окно входит в дом
Окно всякий раз открывает живописный вид или даже серию видов, представая своего рода «живой картиной». Дом открывается саду через окно, а сад так же через окно входит в дом. Разная форма проемов и окон – разная энергетика, но и многообразие мира, как внутреннего, так и внешнего.
Надписи, знаки, иероглифы
Куда бы вы ни пришли, в парке или в саду обязательно встретите камни или специально обработанные стволы деревьев с надписями. Этот особое направление в садово-парковом искусстве, связанное и с литературой, и с особым восприятием самого сада — точнее, той или иной его экспозиции. Надписи – непременная принадлежность каждого китайского сада и дома.
Часто перед наиболее выразительной частью парка или коллекцией растений стоит камень со стихотворной надписью, которая отражает порыв души поэта, увидевшего красоту цветения. О сиренях – перед сирингарием, о пионах – перед парком пионов, о розах – перед розарием, о лагерстремиях – перед входом в сад лагерстремий и так далее. Если где-то в парке — национальном или природном — вам случилось увидеть такие надписи на камнях, стволах деревьев или прямо на склонах, значит, это такое красивое место, которое просто не может никого оставить равнодушным.
Надписи — непременный элемент каждого китайского сада
Причем вирши могут быть размещены на нескольких камнях, расставленных в разных частях сада, а могут и изречения разных авторов быть расположены рядом. Надписи бывают выбиты на скалах, на камнях и специальных каменных столбах.
Иероглиф, знак в садовом пейзаже дополняет и обогащает чувственное восприятие китайца, выделяет место как значимое, важное. Он может быть начертан не только на камне, но и на стволе дерева, на стене сада (строения). Это символ, и он обязательно должен быть хорошим, добрым, полезным, нести счастье и радость, душевный покой и равновесие.
Растения
Китайский сад всегда насыщен разнообразными растениями. Чем состоятельнее владелец, тем богаче флористический состав его угодий. Он включает большое число красивоцветущих, декоративно-лиственных листопадных и вечнозеленых деревьев и кустарников, а также хвойных растений. Непременно имеются небольшие вкрапления плодовых деревьев, выращиваемых не только ради красивого цветения (персик, слива), но и ради съедобных плодов (хурма, цитрусовые), а также лекарственных растений.
В китайском саду непременно есть и декоративные, и плодовые деревья
Распределять по местам и степени «любви» и предпочтений те или иные культуры в китайском саду – неблагодарная задача. Все зависит от его расположения, благосостояния и общественного положения хозяина, многих других факторов. Но есть некоторые растения-символы, без которых не обходится, пожалуй, ни один сад.
Чаще всего список возглавляют хвойные (сосны, пихты, можжевельники, плосковеточник и другие), олицетворяющие долголетие, вечность, благородство. В китайском саду есть непременные «деревья счастья» (сливы, персики, яблони, вишни, ивы, тополя, магнолии). Древесные растения обязательно формируются.
Особое место в садах отводится розам. Здесь следует еще и вспомнить, что чайно-гибридные розы – это и есть исконно китайские садовые розы («чайные» – от русифицированного английского слова China – Китай и от латинского видового названия chinensis – китайская, то есть, правильнее было бы их называть китайско-гибридные, или гибриды китайской розы). Розы высаживают большими группами, создавая розарии; вдоль дорожек; на шпалерах и так далее.
Травянистые растения – неотъемлемая часть сада. Однолетние и двулетние цветы — чаще всего ноготки, анютины глазки, флоксы — выставляют в горшках либо высаживают в грунт; многолетние размещают большими группами, создающими акцентные пятна, сбалансированные по цветовой гамме, по срокам цветения, по декоративности в осенней расцветке.
Травянистые растения, цветы — неотъемлемая часть сада
Наиболее яркими получаются многоцветные миксбордеры из однолетников (временные композиции на газонах), которые создают настроение в саду до распускания листьев на деревьях или цветения древесных (слив, персиков, яблонь). Среди многолетников предпочтение отдается тюльпанам, пионам, георгинам, хризантемам, кардиокринумам, ирисам, флоксам, лилиям. Для водоемов главнейший вид — лотос. Помимо того, что он – буддийский символ, он еще и важное пищевое растение.
В саду обязательно есть уголки, предназначенные для посещения их в разные времена года. Зимой можно любоваться хвойными, весной – персиками, сливами, яблонями, миндалем, летом – буйством и разнообразием растений, осенью – яркими красками кленов, осин, абрикосовых деревьев.
Есть еще одна особенность у китайского сада – он не знает обширных травяных газонов. А дело в том, что формально выделенное пустое пространство чуждо китайским эстетическим принципам. Созерцание в саду благородных растений должно воспитывать благородные ответные чувства.
Назначение рукотворного сада в Китае не исчерпывается показом разнообразия форм и богатства оттенков цветущих растений. Наиболее важное его предназначение определено тем, чтобы вызвать у посетителя философское настроение, обратив внимание на изменяющийся характер жизни, а растения — это знаки, определяющие настоящий момент, ситуацию, настроение.
Кирилл Ткаченко, Санкт-Петербург
Китайские сады
Когда европейцы открыли для себя сады Китая, они были поражены их красотой и своеобразием. Китайская школа садового искусства оказалась совершенно самобытной, не похожей на все то, к чему привыкли в Европе. Китайцам была чужда идея сада, созданного по прихоти и воле человека. Стриженые деревья и кустарники, изощренные геометрически правильные узоры цветников, идеально ровные газоны в европейских садах воплощали торжество человека над природой. Китайцы же проповедовали иное: для них природа была высшей ценностью. Создавая рукотворный пейзаж, садовый мастер, по убеждению китайцев, должен пытаться воспроизвести природу в ее наиболее гармоничных проявлениях. Такой взгляд был для европейцев настоящим открытием. Во многом под влиянием китайских садов в Англии в XVIII веке зарождается пейзажный стиль садового искусства, который стремится подражать природе. Из Англии мода на сады в природном стиле распространилась по всей Европе и интерес к ней не угасает и по сей день.
Типы садов
Условно различают 6 типов китайских садов – императорские сады и парки, расположенные на севере Китая, в пригородах Пекина, сады при императорских гробницах, храмовые сады, сады естественных пейзажей, домашние сады и сады ученых. Тем не менее, не входя в детали, все многообразие китайских садов можно свести к двум основным типам: императорские и частные.
Императорские сады создавались искусственно: насыпались огромные холмы, устраивались водоемы, связанные между собой протоками с переброшенными через них мостиками, высаживались целые рощи деревьев. Одним из лучших образцов таких садов является хорошо сохранившийся парк «Ихэюань» в 12 км от Пекина. Общая площадь парка составляет 330 га, из которых 264 приходится на озеро Куньминху с островами и дамбой. Это гигантское озеро создано искусственно и является композиционным центром всего дворцово-паркового ансамбля. Сам же летний дворец императора с многочисленными павильонами располагается на горе Ваньшоуань. Северный склон горы занят лесом, а у ее подножья протекает ручей, берега которого воспроизводят природные пейзажи южно-китайских провинций.
В отличие от императорских, частные сады, столь характерные для юга Китая, как правило, не отличались большими размерами. Обычно их стремились «вписать» в существующий ландшафт, лишь подчеркивая достоинства естественного рельефа, но не меняя его кардинально. Такими садами славится район города Сучжоу близ Шанхая. В садах Сучжоу (их сейчас насчитывается около 60, причем некоторые из них существуют с 16 века) нет официальной парадности императорских парков. Сады здесь создавались для отдыха, размышления, интеллектуальных бесед. Для них характерны небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами в виде пагод, композиции из естественного камня. Сад, являвшийся продолжением жилых покоев и отделенный от окружающего мира оградой, воплощал особый мир тишины и покоя, располагавший к сосредоточенному созерцанию.
Особенности планировки и использование основных ландшафтных компонентов
По канонам китайского ландшафтного искусства разбивать сад следовало так, чтобы в любой точке сада «за пределами вида имелся еще вид». Такой прием назывался «принципом заимствования пейзажа». Окружающая сад природа словно входила в него, становясь его частью. Это позволяло зрительно раздвинуть границы сада и придать многоплановость открывающимся пейзажным видам.
Масштаб сада для китайцев не имеет значения. По их мнению, главное в искусстве создания сада – способность «в меньшем увидеть наибольшее». «Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы», – пишет один из китайских авторов и его слова выражают истинно китайское понимание садового искусства.
Любой сад, даже самый миниатюрный, является воплощением образа природы и поэтому он обязательно должен содержать три основных ее элемента – воду, камни и растения. Вода организует пространство сада и придает разный характер отдельным его частям. Гладь воды воплощает мир и покой, в то время как струящаяся вода – символ жизни, вечного движения и постоянных перемен. Водоемы в китайских садах не имеют высоких берегов и искусственной облицовки. Павильоны на островах строились с таким расчетом, чтобы их фундаменты занимали почти всю территорию острова, что создавало впечатление, будто они «вырастают» из воды и «смотрятся в свое отражение».
Другой непременный элемент китайских садов – камни. Считается, что камни в саду уравновешивают природные стихии – воду, деревья – и создания рук человеческих – архитектурные сооружения. Иногда в китайских садах даже устраивались искусственные горки из камней без всякой растительности. Китайцы относятся к камням с необычным обликом и цветом как к шедеврам природы: их созерцают, к ним прикладывают руку, их слушают.
Очень ценят китайцы и старые многовековые деревья. Они обязательно становятся главной достопримечательностью садового пейзажа. И чем старше дерево, тем большим почетом оно окружено. Из деревьев особой любовью китайцев пользуются сосны – символ благородства, «деревья счастья» – персик и слива – и, конечно, магнолии, камелии, ивы, гинкго. Почти в каждом китайском саду можно встретить бамбуки – символ благородства и жизненной стойкости.
Из цветов особое поклонение в Китае вызывал древовидный пион, заслуживший титул «царя цветов». Повсеместно выращивались хризантемы, гортензии, розы, нарциссы, а из водяных цветов – лотосы. У каждого благородного цветка были свои спутники из цветов рангом пониже. Для царственного пиона лучшими спутниками считались шиповник и роза, сливу старались посадить рядом с камелией и магнолией, хризантему «оттенить» бегонией. Вообще же, все растения китайского сада имеют свою символику, поэтому для каждого китайца смысл пейзажной композиции понятен без дополнительных пояснений – символичность лежит в основе китайской культуры и даже китайского образа мыслей. Персик выражает пожелание благополучия, гранат символизирует семейное счастье и продолжение рода, сосна – долголетие и силу характера, пион – богатство и знатность, яблоня – широту души.
Обычно в саду создавали уголки, предназначенные для посещения в разные времена года. Так, в «зимнем» пейзаже обязательно присутствовали сосна и цветущая в эту пору слива, а также некоторые другие раннецветущие растения. «Весенние» пейзажи украшали сакура, жимолость, миндаль, фиалки, нарциссы и прочие растения, наиболее декоративные в это время года. В «летних уголках» сада сажались летние цветы и лиственные деревья – дуб, бук, ясень, платан. В осеннюю пору наслаждались разноцветьем кленовых листьев и тонким ароматом цветущих мандариновых деревьев.
Важнейшим принципом китайского сада является гармоничное соединение садового пейзажа и архитектуры. Линии садовых построек повторяют естественные линии окружающей природы: плавно изгибаются над водой мостики, закруглены скаты крыш ярких беседок, мягко очерчены силуэты павильонов. Дверным проемам придаются фигурные очертания. Глядя в них, вы видите прекрасную картину в раме. Это тоже своего рода «заимствование пейзажа». Благодаря такому приему сад словно входит в дом, становясь его неотъемлемой частью. Может быть, в этом и есть главный урок, которому учат нас китайские сады: человек не должен противопоставлять себя природе, он должен чувствовать себя ее частицей.
По материалам журнала «Стильный сад» и книг:
Неухоженко Н.А., «Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры» СПб, 2004;
Ожегов С.С., «История ландшафтной архитектуры» М, 1993
10 необычных китайских садов
Стоит посетить один из этих десяти садов, и вы полюбите их навсегда, уверена ландшафтный архитектор Татьяна Губская
Китайский сад — это не просто пагоды, красный цвет и колокольчики. В его основе всегда лежит синтез природы и мифологии, попытка создать рай на земле. Этот рай имеет вполне конкретный образ. По древним легендам, в океане существовали пять Островов бессмертных. Их описания со временем превратились в пособие для садоводов, которые создавали миниатюрные копии ландшафта мифических островов. В идеальном китайском саду обязательно есть водоем с одним или несколькими островами, павильон и искусственная гора — прообраз горного массива Куньлунь. Рассматривая планы известных садов, европеец может обнаружить нарушение привычных нам законов планирования. Но в реальности эти сады гармоничны. В чем секрет? Китайцы изначально создавали сад, а не привязку ландшафта к дому. Если убрать забор и дом, участок соединяется с природой. Поэтому в китайских садах традиционно использовались растения-аборигены, произрастающие в этой местности. Собираясь в путешествие по китайским садам, возьмите в дорогу мои любимые книги.
Елена Голосова «Сады и парки дельты реки Янцзы»; Дж. Саймондс «Ландшафт и архитектура»; Gao Yonggang «The Essential Guide to Creating a Chinese-Style Garden: Design a Landscape for the Soul in Your Own Backyard».
Карьерный сад
Заброшенный карьер площадью 4,26 га превратился в оазис. Он расположен в Ботаническом саду в Шанхае. Дизайнеры совместно с инженерами изменили рельеф участка, создав секретные сады и петляющие маршруты. Каменные стены карьера оставили нетронутыми, что позволит им «самовосстанавливаться» под дождем и солнцем. Quarry Garden, in Shanghai Botanical Garden. 997 Longwu Rd, Xuhui Qu, Shanghai Shi. www.shbg.org
Сад Чжаньюань В Нанкине
Этому саду 600 лет, и здесь сохранились постройки династии Мин. Обратите внимание на дорожки из камней. Перед тем как поместить в сад, их много лет держали на дне озера Тайху, чтобы вода сточила все лишнее, а затем обрабатывали вручную. Идеальный камень должен был обладать пятью качествами: шоу — узкий, чжоу — морщинистый, лоу — продырявленный, тоу — проникающий, сю — красивый. Zhanyan garden. No. 128, Zhanyuan Road, Qinhuai District. www.njzy.net
Юхэюань — Парк Безмятежного отдыха
Пекинский парк 1750 года также называется «Летний дворец». Охраняется ЮНЕСКО как шедевр китайского ландшафтного дизайна. Обойти всю территорию за день не получится. Сюда принято возвращаться. Yihe Yuan Summer Palace. 19 Xinjiangongmen Rd, Haidian Qu. www.summerpalace-china.com
Парк Бейхай
Императоры разных династий снаряжали экспедиции на поиски Островов бессмертных, о которых повествуют китайские легенды. Острова не нашли. Но их описание легло в основу создания этого парка в Пекине. Здесь есть знаменитый ресторан императорской кухни, где готовят по рецептам времен династии Цин. 1 Wenjin St, Xicheng Qu. www.beijingtrip.com/attractions/park.htm
Сад Лю Юань
«Сад уединения» в Сучжоу входит в число четырех самых известных садово-парковых ансамблей Китая и охраняется ЮНЕСКО. Композиция классического пейзажного сада состоит из серии видовых точек и маршрутов перемещения между ними. Сад был создан самим хозяином в соответствии с искусством традиционных садов «бэнь юй цзыжань» («произрастая из природы»), согласно которому сначала формируется сад и лишь затем план участка. 338 Liuyuan Road, Gusu Qu, Suzhou Shi, Jiangsu Sheng. www.china.org.cn
Вангшиюань
Еще одно название — «Сад мастера плетения сетей и интриг». Образец классического китайского сада отражает тесную связь между образом жизни владельца и ландшафтом. Участок размером всего около 50 соток кажется в разы больше благодаря хитрой планировке. Из каждой комнаты дома можно без труда попасть в сад. Этот прием совмещения дома и улицы характерен для многих частных садов Сучжоу. Wangshi Yuan. No.11 Kuojiatou Alley, Daichengqiao Road, Canglang District, Suzhou 215006. www.szwsy.com
Речной парк Хаутан в Шанхае
Парк был создан к выставке Шанхай Экспo 2010 и отражает идею «ландшафта как автономной экосистемы». Участок представляет собой узкую полосу площадью 14 га на реке Хуанпу. Эти земли, загрязненные продуктами нефтепереработки, ранее принадлежали сталелитейному заводу и верфи. Проект, выполненный китайской архитектурной студией Turenscape, призван создать новую «зеленую» территорию, продемонстрировать экологически чистые технологии, а после выставки Expo использовать ее как общественную набережную. Еще одна задача, стоящая перед проектировщиками, заключалась в улучшении контроля за паводками. Чтобы создать новую активную береговую линию как живой организм для лечения загрязненной реки, было разработано болото 1,7 км в длину и 5–30 метров в ширину. Авторы проекта выстроили красивые деревянные мостики, а для поглощения загрязняющих веществ высадили растения, очищающие воду. No.2200 Shibo Avenue, Pudong New Area, Shanghai.
Сад Юй-Юан
Сад был основан в XVI веке во времена империи Мин по указу сына министра в качестве подарка своему отцу. Именно отсюда и пошло название «Сад радости». Оно символизирует счастье, которое младшие дарят старшим. К сожалению, в XIX веке сад сильно пострадал, но был отреставрирован в 1956 году. 218 Anren St, Huangpu Qu, Shanghai Shi, 200010. www.yugarden.com.cn
Ботанический сад Чень Шань в Шанхае
Масштабный пейзажный проект мюнхенского бюро Planungsgruppe Valentien осуществлен в 2010 году. На 206 гектарах насыпной земли в дельте реки Янцзы у подножия горы Чень организован уникальный зеленый ландшафт с автономной экосистемой. В основу проекта легли эстетика и символика традиционного китайского ландшафта, дополненные инновационными техническими решениями. Chenshan Botanical Garden. No.3888 Chenhua Road, Songjiang District, Shanghai 201619. www.csnbgsh.cn
Сад Хе юань в Янчжоу
Сад Хе Юань в Янчжоу являет собой хорошо сохранившийся образец садового искусства времен династии Цин. Одной из главных достопримечательностей является павильон пионов. He Yuan Yangzhou. No.66 Xuningmen Avenue Yangzhou. www.he-garden.net
Хёрст Шкулёв Паблишинг
Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)
Китайский сад
Китайская философия, проповедующая гармонию с самим собой и природой, нашла отражение в оформлении приусадебных участков. Территория вокруг дома подобна идеалистической картинке, где все элементы находятся в созвучии и единстве: сочная зелень, каменные композиции, ровная гладь воды и малые архитектурные формы. Китайский стиль в ландшафтном дизайне — это возможность воссоединиться с природой и созерцать свой собственный внутренний мир. Здесь ощущается спокойствие и умиротворение, поэтому направление пользуется популярностью среди жителей крупных городов.
Особенности сада в китайском стиле
Прогулка по ландшафту, оформленном по правилам поднебесной, запомнится вам:
- большим количеством зеленых насаждений, подчеркивающих первозданность вселенной. Пространство наполнено красками самой природы, располагая к отдыху и расслаблению;
- использованием камня в разных вариациях: с его помощью имитируют горные возвышенности, каменистую береговую линию около водного канала или пруда. Камень для китайцев символизирует мужское начало и бессмертие, поэтому в дизайне он играет весомую роль;
- невероятным спокойствием водоема, который как будто застыл во времени. Вода продолжает философию инь и ян и олицетворяет женское начало;
- необычной архитектурой, которая включает отверстия разной формы в стенах размером с человеческий рост. Это «лунные ворота». Они приковывают взгляд и выступают в качестве рамки, сквозь которую открываются великолепные виды;
- плавностью линий, которые прослеживаются в оформлении ландшафта, дорожек, мостов и крыш беседок.
Сад располагает к неспешным прогулкам в дневное и вечернее время, медитациям и длинным приятным разговорам в кругу близких людей.
История появления
Китайский сад, гармоничный и пейзажный, имеет богатую историю. Первые упоминания о нем датируются III веком до н.э. Формирование стиля происходило на огромных участках, прилегающих к домам правящей династии, и на небольших площадях, принадлежавших деятелям искусства.
Первоначально участок повторял природный рельеф и предназначался для отдыха и игр. Но экономика и культуры страны развивались, меняя архитектуру и восприятие участка перед дворцом и домом. Его стали культивировать, создавая подобие мира с горными массивами и реками.
Позднее ландшафтное искусство смешалось с литературой. Придомовое пространство стало напоминать картинку, иллюстрирующую стихи и поэмы. Ландшафт приобрел выразительность и красочность. Сочетание естественности, философского начала и поэтичности подарило человечеству настоящую жемчужину — китайские сады, любоваться которыми можно бесконечно.
Планировка китайского сада
Основа направления — создание перспективы и безграничности. Разбитая на миниатюрные сады, территория выглядит единым целым. Каждый участок плавно перетекает в другой, открывая новые пейзажи. Кажется, что эти переходы никогда не закончатся, и тропинки будут все также вести вдаль.
Зонируют пространство витиеватыми дорожками, крупными растениями, живыми изгородями и арками. Кроме функциональной роли, они выполняют и эстетическую, наполняя ландшафтный дизайн привлекательными для глаз элементами. Центральное положение обычно занимает водоем, как символ спокойствия и мира.
Гуляя по восточному саду, сложно не заметить его естественность. Раскидистые деревья, каменные скалы, ручей, холмы — кажется, что природа сама воссоздала эту маленькую вселенную давным-давно. Чтобы повторить природную идиллию, с ее небрежностью и некоторой хаотичностью, дизайнеры тратят много часов. Как результат — великолепный пейзаж, которого по ощущениям едва коснулась рука человека.
Водоем
Участок привлекает внимание большим прудом или озером. Возможны и вариации: камнем выкладывают стены узкого канала, который извивается и убегает вглубь сада. Плавность линии прослеживается и в обрамлении водоема. Очертания невысоких берегов удивляют мягкостью и отсутствием острых углов. Для создания границ используют мелкую гальку, каменные плиты и полубревнышки, вкопанные вертикально.
Сама водная гладь — это отдельный рассказ. Она впечатляет ровностью и царящей вокруг тишиной, воплощением покоя. Но вот гладкая поверхность сменяется рябью, которая охватывает весь пруд: это карпы и караси своей игрой напоминают о текучести и постоянном движении времени. Разбавляют умиротворяющую атмосферу журчащие фонтанчики и рукотворные водопады. Вечер в музыкальном сопровождении падающей воды, подчеркнутый безмятежностью, — вот чем наслаждаются обладатели садов в этой стилистике.
Озеленение и растения
Сад в китайском стиле утопает в зелени. Нет, это не статичная картинка, выкрашенная в один-единственный цвет. Это плавные переходы оттенков зеленого, которых насчитывается более 40 000. Для создания насыщенной и живой цветовой гаммы дизайнеры подбирают разнообразные растения. Среди них выделяются хвойные: сосна, пихта и можжевельник, создающие благоухающие ароматы. Их оттеняют лиственные деревья: сливы, персики, магнолии, ивы, вишни, яблони. Их цветущий вид весной разбавляет краски, а налитые жизнью плоды пробуждают аппетит.
Кроны кустов и деревьев подвергаются фигурной стрижке. Шарообразные зеленые насаждения, бонсай усиливают китайскую тему и подчеркивают философию сада.
Фавориты среди цветов — пионы. Уже в средневековом Китае их насчитывалось более 30 сортов, поэтому встретить их махровые бутоны в современном ландшафте не редкость. Желтые, белые, кремовые пионы высаживают вдоль дорожек или в цветниках большими группами, разбавляя тюльпанами, ирисами или флоксами. Используются в оформлении и розы. Их кустами украшают пространство возле дома или беседки. На поверхности водоема вы обязательно увидите листья и нежные цветы лотоса — символ чистоты.
Одно из чудес, которое перед вами откроет китайский стиль в ландшафтной архитектуре, — постепенная смена оттенков. Весна очаровывает цветением плодовых деревьев, лето — буйством красок пионов, роз, ирисов, азалии, осень — желто-багряными кронами ив и кленов, зима — темными тонами хвойных.
Отдельное направление в ландшафтном искусстве Китая — «смеющиеся сады». За столь интересным названием скрывается большое количество ярких растений. Они и придают пространству «смеющийся» вид.
Мощение и дорожки
Прогуляться по участку китайцы предлагают по дорожкам, мощеным преимущественно галькой. Подбирая материал разных оттенков и размеров, дизайнеры выкладывают из нее орнамент, превращая привычную тропу в произведение искусства. Волнообразный и центрический рисунок сопровождает каждого, внося гармонию в мысли и чувства.
Используют при создании дорожек и каменные плиты больших размеров. Пространство между ними заполняется травой и песком.
Газон
Китайской философии чужды пустые пространства, поэтому в оформлении участка стоит ограничение на обширные газоны. Территория напоминает небольшие лужайки неправильной формы, на которых растут деревья, кусты и возвышаются архитектурные постройки. Поверхность засеивают травянистыми растениями: хостой и кислицей, превращающих землю в зеленый ковер.
Оформление сада
В восточном садово-парковом искусстве нельзя не заметить мосты. Они поражают воображение разнообразием видов. Особенно выделяются горбатые мосты. Повторяя форму дуги, они возвышаются над поверхностью воды в высшей точке на достаточно приличном расстоянии. Если вы решите насладиться лодочной прогулкой по собственному пруду, то эта арочная конструкция вам не помешает.
Какие еще мосты готов предоставить для созерцания китайский стиль на загородном участке? Зигзагообразные, волнистые и привычные прямые. Их сооружают из каменных плит и дерева, вплетая в общую архитектуру.
Запоминается восточный ансамбль любовью к камню. Этот материал используется повсеместно для сооружения миниатюрных горных возвышенностей, в виде отдельных композиций из нескольких глыб. Обрамляют величие материала растения.
В китайском ландшафте камень приобретает особый характер, в нем заключена философия, эстетика и поэзия. Для оформления подбираются варианты с переливами, природными очертаниями и узорами. На них хочется непросто смотреть. К ним хочется прикасаться, чувствуя под пальцами рук каждый изгиб и линию.
Культурные традиции прослеживаются и в скульптурах. Каменные львы, драконы встречают владельцев дома у ворот или при входе в дом. Они призваны защищать от негативной энергии и подчеркивать атмосферность стиля.
Внутри павильонов, по краю крыши беседки размещают китайские фонарики. Под их освещением приятно пить зеленый чай и размышлять о собственном месте в этом мире.
Дополнительные дизайнерские решения
Архитектура ландшафта — это и большие проемы в стенах, и «лунные ворота», и входная зона с изогнутой крышей, и оригинальные беседки. Каждая деталь привносит в дизайн что-то свое, в котором обязательно читается философский смысл поднебесной.
Китай — это страна с богатым и разнообразным рельефом, который и отражен в ландшафтном дизайне. Повторить его можно и в Москве, и Московской области. Но реализация проекта требует опыта и знаний. Не вся флора восточного государства способна прижиться в нашем климате — дизайнеры подбирают свой уникальный набор растений, который профессионально вплетают в общую картину.
Хотите проникнуться философией Китая и ощутить прилив энергии? Тогда заказывайте создание индивидуального проекта в китайском стиле.
+7 (495) 280-39-36
Международный конкурс «Мода на ландшафт – 2019»
1 место
Победитель в номинации «Реализованный проект»
Проект «Агава-М» – Восточный сад
С 21 по 24 марта 2019 года в МВЦ «Крокус Экспо» прошла XII Международная выставка «ДОМ и САД. Moscow Garden Show» — значимое событие в области ландшафтного дизайна, в котором приняла участие компания Агава-М.